Jump to content

Уильям Томпсон (философ)

Уильям Томпсон
Портрет У. Томпсона работы Джорджа Чиннери , ок. 1830 г.
Рожденный ( 1775-06-30 ) 30 июня 1775 г.
Умер 28 марта 1833 г. ( 1833-03-28 ) (57 лет)
Национальность Англо-ирландский
Эра Современная философия
Область Западная философия
Школа
Основные интересы
Известные идеи

Уильям Томпсон (1775 – 28 марта 1833) был ирландским политическим и философским писателем и социальным реформатором , превратившимся из утилитаризма в раннего критика капиталистической эксплуатации, чьи идеи повлияли на кооперативное , профсоюзное и чартистское движения, а также на Карла Маркса .

Родившийся в англо-ирландском правлении богатых землевладельцев и купцов общества Корк , его попытка передать свое имущество кооперативному движению после его смерти вызвала долгое судебное дело, поскольку его семья успешно боролась за аннулирование завещания. [1] По словам Э.Т. Крейга, решение передать свое поместье кооперативному движению было принято после посещения новаторской коммуны Ралахайн .

Марксист Джеймс Коннолли описал его как «первого ирландского социалиста» и предшественника Маркса, который цитировал Томпсона в своих работах, а также оказал влияние на мысль Маркса.

Уильям родился в Корке и был сыном и наследником одного из самых преуспевающих купцов этого города, олдермена Джона Томпсона, который занимал, среди других должностей, должность мэра в 1794 году. Уильям унаследовал небольшой торговый флот и земельное поместье недалеко от Гландора . Вест-Корк после смерти своего отца в 1814 году. Отвергая роль отсутствующего домовладельца, которого обычно возглавляют люди, оказавшиеся в аналогичной ситуации, Уильям основал свое жилое помещение в поместье и, несмотря на многочисленные путешествия, уделял много времени арендаторам поместья, внедряя сельскохозяйственные инновации. услуги и образование для детей, направленные на улучшение благосостояния и процветания присутствующих семей.

К 1830-м годам он страдал от болезни грудной клетки, которая окончательно убила его 28 марта 1833 года. Он никогда не был женат и не оставил прямого наследника. Томпсон был атеистом. [2]

С энтузиазмом изучая писателей и идеи Просвещения , особенно Кондорсе , Томпсон стал убежденным эгалитаристом и демократом. Его поддержка Французской революции принесла ему ярлык «красного республиканца» в обществе Корка, а его поддержка сторонников католической эмансипации на выборах еще больше оттолкнула его от остальных его богатых протестантских родных и близких.

Томпсон был сильно впечатлен утилитаризмом Джереми Бентама , с которым он переписывался и установил дружбу, позже останавливаясь на несколько месяцев в доме английского философа в 1821–22 годах во время посещения Лондона.Помимо Бентама, Томпсон читал и переписывался с другими современниками-утилитаристами, такими как Джеймс Милль , и находился под влиянием, как положительном, так и отрицательном, Уильяма Годвина и Томаса Мальтуса .Его желание преодолеть ограничения «интеллектуальных спекуляций» Годвина и «механических спекуляций» Мальтуса привело его к предложению нового синтеза: социальной науки – Томпсон был первым, кто ввел этот термин – который объединил бы интересы политической экономии с научным материализмом и интересами утилитаризма. с рациональной моралью.

Вклад в политическую экономию

[ редактировать ]

Именно противоположные идеи Годвина и Мальтуса подтолкнули Томпсона к проекту исследования роли распределения в политической экономии , который привел его в Лондон и в 1824 году к публикации «Исследования о принципах распределения богатства» (см. библиотека для полного названия). [3] Томпсон также познакомился с работами французских социалистов-утопистов, включая Шарля Фурье , Анри Сен-Симона и экономиста Сисмонди .

В «Исследовании » Томпсон следует линии трудовой теории стоимости, выдвинутой Адамом Смитом . Однако он характеризует присвоение большей части « прибавочной стоимости » – термин, который он придумал, хотя позже он был популяризирован Марксом. [4] – капиталистическим владельцем орудий производства как эксплуатация. Он отвергает положение Мальтуса/Милла о том, что любое повышение заработной платы рабочих может привести только к их дальнейшему обнищанию , отмечая корыстный характер этой теории для капиталистов, настаивающих на принятии закона, запрещающего усилия рабочих по повышению их заработной платы.Применяя утилитарный принцип «наибольшего блага для наибольшего числа» к существующим и возможным альтернативным схемам распределения, Томпсон становится на сторону эгалитарного распределения продукта.

Один из коллег Томпсона по кооперативному движению, Джон Минтер Морган , заметил, что он был первым, кто ввёл термин «конкурентоспособность» для описания существующей экономической системы. Аргументы в пользу оригинальности этой работы далее приводит Макс Неттлау , который утверждает: «Однако книга [Томпсона] раскрывает его собственную эволюцию; начав со спроса на полный продукт труда, а также регулирования распределения, он закончилось его собственным обращением в коммунизм, то есть неограниченным распространением».

В 1827 году его коллега -социалист-рикардианец Томас Ходжскин опубликовал книгу «Защита труда» , в которой также охарактеризовал присвоение большинства плодов производства землевладельцем и капиталистом как эксплуатацию, лишающую рабочего полного продукта его труда.Однако Ходжскин предположил, что путь к экономической справедливости для рабочего лежит через реформированную конкурентную систему. Томпсон ответил « Labor Rewarded», защищая кооперативный коммунизм от неравной заработной платы Ходжскина.

Феминизм

[ редактировать ]

Хотя он отверг политические и экономические последствия эссе Мальтуса о народонаселении, Томпсон признал, что, особенно в Ирландии, безудержный рост населения действительно представляет угрозу роста бедности. Таким образом, он, как Бентам и Фрэнсис Плейс, был защитником преимуществ контрацепции . На развитие Томпсоном критики современного статуса женщин наиболее сильно повлияла его многолетняя близкая дружба с Анной Уилер . Он познакомился с Уилером, когда жил с Бентамом, и они вращались в тех утилитарных кругах, в которые входил Джеймс Милль . Именно публикация «О правительстве» последнего, призывавшая к голосованию только мужчин, вызвала горячую оппозицию как Уиллера, так и Томпсона, а также опровержение в «Призыве половины человечества»... (полную информацию см. в библиографии). заголовок). [3]

Вегетарианство

[ редактировать ]

Томпсон стал некурящим, трезвенником и вегетарианцем последние 17 лет своей жизни. [5] [6] Он объяснил, что эти воздержанные привычки помогли ему сосредоточиться на чтении и письме. [5]

На завтрак Томпсон ел хлеб с джемом, а на обед — картофелем и репой. [5] Он не ел ни масла, ни яиц, но любил мед . На его ферме производился мед в больших количествах, и Томпсон снабжал своих рабочих его любимым напитком — медовым чаем. [5]

Влияние на кооперативное движение

[ редактировать ]

Оппозиция Роберту Оуэну

[ редактировать ]

Томпсон и другие представители кооперативного движения имели тенденцию быть несколько несправедливо отнесены к политическому ярлыку оуэнизма . Фактически, хотя его труды и социальные эксперименты в Нью-Ланарке помогли объединить кооперативное движение, многие, включая Томпсона, критиковали авторитарные и антидемократические тенденции Оуэна. Томпсон также не доверял ухаживаниям Оуэна за богатыми и влиятельными покровителями, полагая, что от богатых как класса никогда нельзя ожидать поддержки какого-либо проекта эмансипации трудящихся бедняков, поскольку это поставило бы под угрозу их привилегии. Он также верил в необходимость того, чтобы рабочие любого кооперативного сообщества имели в конечном итоге гарантию права собственности на землю и капитальную собственность сообщества. За эти позиции он приобрел значительное количество последователей в кооперативном движении, и именно для того, чтобы отличиться от позиций Оуэна, это крыло движения начало принимать ярлык «социалистического или коммунистического» (письмо в «Кооперативный журнал», Лондон, ноябрь). 1827 год, упоминаемый OED как первое задокументированное использование слова «социалистический», а не «овэнистский». (Роберт Оуэн в частной переписке использует социалистический неологизм на пять лет раньше, чем в 1822 году)

Эти разногласия привели к открытой конфронтации между Томпсоном и Оуэном на Третьем кооперативном конгрессе, состоявшемся в 1832 году в Лондоне.Оуэн, возможно, обескураженный неудачей его попытки создания сообщества в Нью-Хармони , утверждал, что необходимо дождаться поддержки правительства и фондовой биржи и инвестиций в крупномасштабные сообщества.Томпсон и его сторонники утверждали, что они должны двигаться к созданию независимых небольших сообществ, основанных на собственных ресурсах движения.Спор не был разрешен на этом конгрессе, и на следующем конгрессе Томпсон не смог присутствовать, вероятно, из-за болезни, которая должна была привести к его смерти через пять месяцев.

Влияние на Карла Маркса и марксистов

[ редактировать ]

Торстейн Веблен заявил, что у Маркса был «большой… непризнанный долг» перед Томпсоном. [7] Гарольд Ласки отмечает, что Томпсон «заложил основы» марксизма. [8] Джеймс Коннолли высоко уважал Томпсона, говоря, что он был «оригинальным мыслителем, пионером социалистической мысли, превосходящим любого из утопических социалистов континента», который обладал «беспощадной верностью истине». [9] Герберт Фоксвелл считал Томпсона «первым писателем, который поднял вопрос о справедливом распределении богатства на высшую позицию, которую он с тех пор занимал в английской политической экономии. До него политическая экономия была скорее коммерческой, чем промышленной». [9]

Карл Маркс познакомился с работой Томпсона во время своего визита в Манчестер в 1845 году и мимоходом цитирует ее в «Бедности философии» (1847), а также в самом «Капитале» . [10] Работа Томпсона «Исследование принципов распределения богатства, наиболее способствующих человеческому счастью; применительно к недавно предложенной системе добровольного равенства богатства» признана Марксом одной из изученных им работ по политической экономии. [11]

Избранные публикации

[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Финтан Лейн, «Уильям Томпсон, банкротство и поместье Западного Корка, 1808-1834», в Irish Historical Studies , vol. xxxix, нет. 153 (май 2014 г.), стр. 24–39.
  2. ^ «Такие действия создали среди католического населения этого района давнюю репутацию человека доброты и честности, которая сохранялась, несмотря на его исповедуемый атеизм». Ноэль Томпсон, «Томпсон, Уильям (1775–1833)», Оксфордский национальный биографический словарь, Oxford University Press, 2004 г. (по состоянию на 6 мая 2008 г.).
  3. ^ Перейти обратно: а б Ли 1901 год .
  4. ^ Менгер, Антон (1899). «Право на весь продукт труда» . Природа . 59 (1537): 101. Бибкод : 1899Natur..59..555A . дои : 10.1038/059555a0 . S2CID   9110691 .
  5. ^ Перейти обратно: а б с д Панкхерст, Ричард. (1954). Уильям Томпсон (1775-1833): британский пионер-социалист, феминистка и кооператор . Уоттс. п. 8
  6. ^ Фихан, Джон. (2003). Сельское хозяйство в Ирландии: история, наследие и окружающая среда . Университетский колледж Дублина. п. 105
  7. ^ «Социалистическая экономика Карла Маркса и его последователей-1» .
  8. ^ Касван, Марк Дж. (21 мая 2014 г.). Счастье, демократия и кооперативное движение: радикальный утилитаризм Уильяма Томпсона . ISBN  9781438452050 .
  9. ^ Перейти обратно: а б «Джеймс Коннолли: Лейбористская партия в ирландской истории - Глава 10» . www.marxists.org .
  10. ^ Маркс 1992 , стр. 397–399.
  11. ^ «Карл Маркс и ДИБ» . Королевская ирландская академия . 3 мая 2018 г.
  • Коннолли, Джеймс , «Первый ирландский социалист: предшественник Маркса» в книге «Лейбористская партия в истории Ирландии » (Дублин, 1910; Лондон, 1987).
  • Дули, Долорес, Равенство в сообществе: сексуальное равенство в трудах Уильяма Томпсона и Анны Дойл Уилер , (Издательство Коркского университета, Корк), 1996.
  • Дули, Долорес (ред.), Уильям Томпсон: Призыв половины человечества , (Издательство Коркского университета, Корк), 1997.
  • Маркс, Карл (1992) [1978]. Капитал: критика политической экономии . Том. 2. Перевод Фернбаха Дэвида. Лондон: Penguin / New Left Review [Первоначально: Pelican Books]. стр. 397–399.
  • Панкхерст, Ричард , Уильям Томпсон (1775–1833), пионер-социалист , (Pluto Press, Лондон), 1991.
  • Лейн, Финтан , «Уильям Томпсон, класс и его ирландский контекст, 1775–1833», в Финтан Лейн (ред.), Политика, общество и средний класс в современной Ирландии , стр. 21–47 (Пэлгрейв Макмиллан, Бейзингсток), 2010.
  • Лейн, Финтан, «Уильям Томпсон, банкротство и поместье Западного Корка, 1808–1834 гг.», в Irish Historical Studies, vol. xxxix, нет. 153 (май 2014 г.), стр. 24–39.
  • Ли, Сидни , изд. (1901). «Томпсон, Уильям (1785?-1833)» . Национальный биографический словарь (1-е приложение) . Лондон: Смит, Элдер и компания.
  • Томпсон, Ноэль В., Народная наука: популярная политическая экономия эксплуатации и кризиса, 1816–1834 гг ., (Cambridge University Press), 1984.
[ редактировать ]

СМИ, связанные с Уильямом Томпсоном (философом) , на Викискладе?

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 1ae407089da60f470011079a8c4984b1__1713884460
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/1a/b1/1ae407089da60f470011079a8c4984b1.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
William Thompson (philosopher) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)