Уильям Томпсон (философ)
Уильям Томпсон | |
---|---|
![]() Портрет У. Томпсона работы Джорджа Чиннери , ок. 1830 г. | |
Рожденный | |
Умер | 28 марта 1833 г. | (57 лет)
Национальность | Англо-ирландский |
Эра | Современная философия |
Область | Западная философия |
Школа | |
Основные интересы | |
Известные идеи |
|
Уильям Томпсон (1775 – 28 марта 1833) был ирландским политическим и философским писателем и социальным реформатором , превратившимся из утилитаризма в раннего критика капиталистической эксплуатации, чьи идеи повлияли на кооперативное , профсоюзное и чартистское движения, а также на Карла Маркса .
Родившийся в англо-ирландском правлении богатых землевладельцев и купцов общества Корк , его попытка передать свое имущество кооперативному движению после его смерти вызвала долгое судебное дело, поскольку его семья успешно боролась за аннулирование завещания. [1] По словам Э.Т. Крейга, решение передать свое поместье кооперативному движению было принято после посещения новаторской коммуны Ралахайн .
Марксист Джеймс Коннолли описал его как «первого ирландского социалиста» и предшественника Маркса, который цитировал Томпсона в своих работах, а также оказал влияние на мысль Маркса.
Жизнь
[ редактировать ]Уильям родился в Корке и был сыном и наследником одного из самых преуспевающих купцов этого города, олдермена Джона Томпсона, который занимал, среди других должностей, должность мэра в 1794 году. Уильям унаследовал небольшой торговый флот и земельное поместье недалеко от Гландора . Вест-Корк после смерти своего отца в 1814 году. Отвергая роль отсутствующего домовладельца, которого обычно возглавляют люди, оказавшиеся в аналогичной ситуации, Уильям основал свое жилое помещение в поместье и, несмотря на многочисленные путешествия, уделял много времени арендаторам поместья, внедряя сельскохозяйственные инновации. услуги и образование для детей, направленные на улучшение благосостояния и процветания присутствующих семей.
К 1830-м годам он страдал от болезни грудной клетки, которая окончательно убила его 28 марта 1833 года. Он никогда не был женат и не оставил прямого наследника. Томпсон был атеистом. [2]
Идеи
[ редактировать ]С энтузиазмом изучая писателей и идеи Просвещения , особенно Кондорсе , Томпсон стал убежденным эгалитаристом и демократом. Его поддержка Французской революции принесла ему ярлык «красного республиканца» в обществе Корка, а его поддержка сторонников католической эмансипации на выборах еще больше оттолкнула его от остальных его богатых протестантских родных и близких.
Томпсон был сильно впечатлен утилитаризмом Джереми Бентама , с которым он переписывался и установил дружбу, позже останавливаясь на несколько месяцев в доме английского философа в 1821–22 годах во время посещения Лондона.Помимо Бентама, Томпсон читал и переписывался с другими современниками-утилитаристами, такими как Джеймс Милль , и находился под влиянием, как положительном, так и отрицательном, Уильяма Годвина и Томаса Мальтуса .Его желание преодолеть ограничения «интеллектуальных спекуляций» Годвина и «механических спекуляций» Мальтуса привело его к предложению нового синтеза: социальной науки – Томпсон был первым, кто ввел этот термин – который объединил бы интересы политической экономии с научным материализмом и интересами утилитаризма. с рациональной моралью.
Вклад в политическую экономию
[ редактировать ]Именно противоположные идеи Годвина и Мальтуса подтолкнули Томпсона к проекту исследования роли распределения в политической экономии , который привел его в Лондон и в 1824 году к публикации «Исследования о принципах распределения богатства» (см. библиотека для полного названия). [3] Томпсон также познакомился с работами французских социалистов-утопистов, включая Шарля Фурье , Анри Сен-Симона и экономиста Сисмонди .
В «Исследовании » Томпсон следует линии трудовой теории стоимости, выдвинутой Адамом Смитом . Однако он характеризует присвоение большей части « прибавочной стоимости » – термин, который он придумал, хотя позже он был популяризирован Марксом. [4] – капиталистическим владельцем орудий производства как эксплуатация. Он отвергает положение Мальтуса/Милла о том, что любое повышение заработной платы рабочих может привести только к их дальнейшему обнищанию , отмечая корыстный характер этой теории для капиталистов, настаивающих на принятии закона, запрещающего усилия рабочих по повышению их заработной платы.Применяя утилитарный принцип «наибольшего блага для наибольшего числа» к существующим и возможным альтернативным схемам распределения, Томпсон становится на сторону эгалитарного распределения продукта.
Один из коллег Томпсона по кооперативному движению, Джон Минтер Морган , заметил, что он был первым, кто ввёл термин «конкурентоспособность» для описания существующей экономической системы. Аргументы в пользу оригинальности этой работы далее приводит Макс Неттлау , который утверждает: «Однако книга [Томпсона] раскрывает его собственную эволюцию; начав со спроса на полный продукт труда, а также регулирования распределения, он закончилось его собственным обращением в коммунизм, то есть неограниченным распространением».
В 1827 году его коллега -социалист-рикардианец Томас Ходжскин опубликовал книгу «Защита труда» , в которой также охарактеризовал присвоение большинства плодов производства землевладельцем и капиталистом как эксплуатацию, лишающую рабочего полного продукта его труда.Однако Ходжскин предположил, что путь к экономической справедливости для рабочего лежит через реформированную конкурентную систему. Томпсон ответил « Labor Rewarded», защищая кооперативный коммунизм от неравной заработной платы Ходжскина.
Феминизм
[ редактировать ]Хотя он отверг политические и экономические последствия эссе Мальтуса о народонаселении, Томпсон признал, что, особенно в Ирландии, безудержный рост населения действительно представляет угрозу роста бедности. Таким образом, он, как Бентам и Фрэнсис Плейс, был защитником преимуществ контрацепции . На развитие Томпсоном критики современного статуса женщин наиболее сильно повлияла его многолетняя близкая дружба с Анной Уилер . Он познакомился с Уилером, когда жил с Бентамом, и они вращались в тех утилитарных кругах, в которые входил Джеймс Милль . Именно публикация «О правительстве» последнего, призывавшая к голосованию только мужчин, вызвала горячую оппозицию как Уиллера, так и Томпсона, а также опровержение в «Призыве половины человечества»... (полную информацию см. в библиографии). заголовок). [3]
Вегетарианство
[ редактировать ]Томпсон стал некурящим, трезвенником и вегетарианцем последние 17 лет своей жизни. [5] [6] Он объяснил, что эти воздержанные привычки помогли ему сосредоточиться на чтении и письме. [5]
На завтрак Томпсон ел хлеб с джемом, а на обед — картофелем и репой. [5] Он не ел ни масла, ни яиц, но любил мед . На его ферме производился мед в больших количествах, и Томпсон снабжал своих рабочих его любимым напитком — медовым чаем. [5]
Влияние на кооперативное движение
[ редактировать ]Оппозиция Роберту Оуэну
[ редактировать ]Томпсон и другие представители кооперативного движения имели тенденцию быть несколько несправедливо отнесены к политическому ярлыку оуэнизма . Фактически, хотя его труды и социальные эксперименты в Нью-Ланарке помогли объединить кооперативное движение, многие, включая Томпсона, критиковали авторитарные и антидемократические тенденции Оуэна. Томпсон также не доверял ухаживаниям Оуэна за богатыми и влиятельными покровителями, полагая, что от богатых как класса никогда нельзя ожидать поддержки какого-либо проекта эмансипации трудящихся бедняков, поскольку это поставило бы под угрозу их привилегии. Он также верил в необходимость того, чтобы рабочие любого кооперативного сообщества имели в конечном итоге гарантию права собственности на землю и капитальную собственность сообщества. За эти позиции он приобрел значительное количество последователей в кооперативном движении, и именно для того, чтобы отличиться от позиций Оуэна, это крыло движения начало принимать ярлык «социалистического или коммунистического» (письмо в «Кооперативный журнал», Лондон, ноябрь). 1827 год, упоминаемый OED как первое задокументированное использование слова «социалистический», а не «овэнистский». (Роберт Оуэн в частной переписке использует социалистический неологизм на пять лет раньше, чем в 1822 году)
Эти разногласия привели к открытой конфронтации между Томпсоном и Оуэном на Третьем кооперативном конгрессе, состоявшемся в 1832 году в Лондоне.Оуэн, возможно, обескураженный неудачей его попытки создания сообщества в Нью-Хармони , утверждал, что необходимо дождаться поддержки правительства и фондовой биржи и инвестиций в крупномасштабные сообщества.Томпсон и его сторонники утверждали, что они должны двигаться к созданию независимых небольших сообществ, основанных на собственных ресурсах движения.Спор не был разрешен на этом конгрессе, и на следующем конгрессе Томпсон не смог присутствовать, вероятно, из-за болезни, которая должна была привести к его смерти через пять месяцев.
Влияние на Карла Маркса и марксистов
[ редактировать ]Торстейн Веблен заявил, что у Маркса был «большой… непризнанный долг» перед Томпсоном. [7] Гарольд Ласки отмечает, что Томпсон «заложил основы» марксизма. [8] Джеймс Коннолли высоко уважал Томпсона, говоря, что он был «оригинальным мыслителем, пионером социалистической мысли, превосходящим любого из утопических социалистов континента», который обладал «беспощадной верностью истине». [9] Герберт Фоксвелл считал Томпсона «первым писателем, который поднял вопрос о справедливом распределении богатства на высшую позицию, которую он с тех пор занимал в английской политической экономии. До него политическая экономия была скорее коммерческой, чем промышленной». [9]
Карл Маркс познакомился с работой Томпсона во время своего визита в Манчестер в 1845 году и мимоходом цитирует ее в «Бедности философии» (1847), а также в самом «Капитале» . [10] Работа Томпсона «Исследование принципов распределения богатства, наиболее способствующих человеческому счастью; применительно к недавно предложенной системе добровольного равенства богатства» признана Марксом одной из изученных им работ по политической экономии. [11]
Избранные публикации
[ редактировать ]- Состояние образования на юге Ирландии , 1818 год.
- Исследование принципов распределения богатства, наиболее способствующего человеческому счастью; применительно к недавно предложенной системе добровольного равенства богатства (Лонгман, Херст Рис, Орм, Браун и Грин: Лондон), 1824 г.
- Призыв одной половины человечества, женщин, против претензий другой половины, мужчин, удержать их в политическом, а затем в гражданском и домашнем рабстве (Лонгман, Херст Рис, Орм, Браун и Грин: Лондон), 1825 г. .
- Труд вознагражден. Примиренные претензии труда и капитала: или Как обеспечить труду все результаты его усилий (Хант и Кларк: Лондон), 1827 г.
- Практические указания по быстрому и экономичному созданию сообществ на принципах взаимного сотрудничества, совместного владения, равенства усилий и средств получения удовольствия (Стрендж и Э. Уилсон: Лондон), 1830 г.
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Финтан Лейн, «Уильям Томпсон, банкротство и поместье Западного Корка, 1808-1834», в Irish Historical Studies , vol. xxxix, нет. 153 (май 2014 г.), стр. 24–39.
- ^ «Такие действия создали среди католического населения этого района давнюю репутацию человека доброты и честности, которая сохранялась, несмотря на его исповедуемый атеизм». Ноэль Томпсон, «Томпсон, Уильям (1775–1833)», Оксфордский национальный биографический словарь, Oxford University Press, 2004 г. (по состоянию на 6 мая 2008 г.).
- ^ Перейти обратно: а б Ли 1901 год .
- ^ Менгер, Антон (1899). «Право на весь продукт труда» . Природа . 59 (1537): 101. Бибкод : 1899Natur..59..555A . дои : 10.1038/059555a0 . S2CID 9110691 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Панкхерст, Ричард. (1954). Уильям Томпсон (1775-1833): британский пионер-социалист, феминистка и кооператор . Уоттс. п. 8
- ^ Фихан, Джон. (2003). Сельское хозяйство в Ирландии: история, наследие и окружающая среда . Университетский колледж Дублина. п. 105
- ^ «Социалистическая экономика Карла Маркса и его последователей-1» .
- ^ Касван, Марк Дж. (21 мая 2014 г.). Счастье, демократия и кооперативное движение: радикальный утилитаризм Уильяма Томпсона . ISBN 9781438452050 .
- ^ Перейти обратно: а б «Джеймс Коннолли: Лейбористская партия в ирландской истории - Глава 10» . www.marxists.org .
- ^ Маркс 1992 , стр. 397–399.
- ^ «Карл Маркс и ДИБ» . Королевская ирландская академия . 3 мая 2018 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Коннолли, Джеймс , «Первый ирландский социалист: предшественник Маркса» в книге «Лейбористская партия в истории Ирландии » (Дублин, 1910; Лондон, 1987).
- Дули, Долорес, Равенство в сообществе: сексуальное равенство в трудах Уильяма Томпсона и Анны Дойл Уилер , (Издательство Коркского университета, Корк), 1996.
- Дули, Долорес (ред.), Уильям Томпсон: Призыв половины человечества , (Издательство Коркского университета, Корк), 1997.
- Маркс, Карл (1992) [1978]. Капитал: критика политической экономии . Том. 2. Перевод Фернбаха Дэвида. Лондон: Penguin / New Left Review [Первоначально: Pelican Books]. стр. 397–399.
- Панкхерст, Ричард , Уильям Томпсон (1775–1833), пионер-социалист , (Pluto Press, Лондон), 1991.
- Лейн, Финтан , «Уильям Томпсон, класс и его ирландский контекст, 1775–1833», в Финтан Лейн (ред.), Политика, общество и средний класс в современной Ирландии , стр. 21–47 (Пэлгрейв Макмиллан, Бейзингсток), 2010.
- Лейн, Финтан, «Уильям Томпсон, банкротство и поместье Западного Корка, 1808–1834 гг.», в Irish Historical Studies, vol. xxxix, нет. 153 (май 2014 г.), стр. 24–39.
- Ли, Сидни , изд. (1901). . Национальный биографический словарь (1-е приложение) . Лондон: Смит, Элдер и компания.
- Томпсон, Ноэль В., Народная наука: популярная политическая экономия эксплуатации и кризиса, 1816–1834 гг ., (Cambridge University Press), 1984.
Внешние ссылки
[ редактировать ] СМИ, связанные с Уильямом Томпсоном (философом) , на Викискладе?
- 1775 рождений
- 1833 смерти
- Ирландские писатели XIX века
- Ирландские философы XIX века
- Англо-ирландцы XIX века
- Британские социальные реформаторы
- Консеквенциалисты
- Организаторы ирландских кооперативов
- Ученые феминистской философии
- Ирландские антикапиталисты
- Ирландские атеисты
- Ирландские феминистки
- Ирландские писатели-мужчины научно-популярной литературы
- Ирландские писатели публицистики
- ирландские социалисты
- Ирландские активисты вегетарианства
- Мужчины-феминисты
- Активисты из Корка (город)
- Люди из Росскарбери
- Социалистические феминистки
- Утилитаристы
- Утопические социалисты
- Ученые и академики из Корка (город)
- Писатели из Корка (город)