Jump to content

Шарль Фурье

Шарль Фурье
Портрет Жана Жигу , 1835 г. (фрагмент)
Рожденный
Франсуа Мари Шарль Фурье

( 1772-04-07 ) 7 апреля 1772 г.
Умер 10 октября 1837 г. (1837-10-10) (65 лет)
Эра Философия XIX века
Область Западная философия
Школа Утопический социализм
Фурьеизм
Основные интересы
Политическая философия
Экономика
Философия желания
Известные идеи
Фаланстер
«Привлекательная работа»
Возникновение термина феминизм
Критика работы

Франсуа Мари Шарль ( / ˈ f ʊr i , -i ər ; / Фурье [1] Французский: [ʃaʁl fuʁje] ; 7 апреля 1772 — 10 октября 1837) — французский философ , влиятельный мыслитель раннего социализма и один из основателей утопического социализма . Некоторые из его взглядов, которые при его жизни считались радикальными, стали мейнстримом в современном обществе. Например, Фурье приписывают создание слова феминизм в 1837 году. [2]

Социальные взгляды и предложения Фурье вдохновили целое движение интенциональных сообществ . Среди них в Соединенных Штатах была община Утопия, штат Огайо ; Ла-Реюньон недалеко от современного Далласа, штат Техас ; Озеро Цюрих, Иллинойс ; Североамериканская фаланга в Ред-Бэнке, штат Нью-Джерси ; Брук-Фарм в Вест-Роксбери, Массачусетс ; Community Place и Sodus Bay Phalanx в штате Нью-Йорк; Силквилл, Канзас , и некоторые другие. В Гизе , Франция, он оказал влияние на Фамилистерию Гизов [ фр ; де ; пт ] . Позже Фурье вдохновил множество революционных мыслителей и писателей.

Жизнь [ править ]

Фурье родился в Безансоне , Франция, 7 апреля 1772 года. [3] Сын мелкого бизнесмена, Фурье больше интересовался архитектурой, чем ремеслом своего отца. [3] Он хотел стать инженером, но в местное военно-инженерное училище принимали только сыновей дворян. [3] Позже Фурье сказал, что он благодарен за то, что не стал заниматься инженерным делом, потому что это отняло бы у него слишком много времени от усилий по оказанию помощи человечеству. [4]

Когда в 1781 году умер его отец, Фурье получил две пятых отцовского состояния, оцениваемого более чем в 200 000 франков . [5] Это позволило Фурье на досуге путешествовать по Европе. В 1791 году он переехал из Безансона в Лион , где работал у купца М. Буске. [6] проработал главой Статистического управления . Путешествия Фурье также привели его в Париж, где он несколько месяцев [3] С 1791 по 1816 год Фурье работал в Париже, Руане , Лионе, Марселе и Бордо . [7] Будучи коммивояжером и корреспондентом, его исследования и мысли были ограничены во времени: он жаловался на «служение подлости купцов» и одурманивание «лживыми и унизительными обязанностями».

Он начал писать. Его первая книга была опубликована в 1808 году, но было продано мало экземпляров. Через шесть лет оно попало в руки месье Жюста Мюрона, который со временем стал покровителем Фурье. Фурье написал большую часть своих произведений между 1816 и 1821 годами. В 1822 году он снова попытался продать свои книги, но безуспешно. [8] [ самостоятельно опубликованный источник? ]

Фурье умер в Париже в 1837 году. [6] [9]

Идеи [ править ]

Фурье заявил, что забота и сотрудничество являются ключом к социальному успеху. Он считал, что общество, которое сотрудничает, увидит огромное улучшение своей производительности. Рабочие будут получать вознаграждение за свой труд в соответствии с их вкладом. Фурье видел, что такое сотрудничество происходит в сообществах, которые он называл «фаланксами», основанными на структурах, называемых фаланстерами или «гранд-отелями». Эти здания представляли собой четырехуровневые жилые комплексы, где у самых богатых были квартиры на верхних этажах, а у самых бедных - на нижних этажах. Богатство определялось работой; Рабочие места распределялись исходя из интересов и желания. Были стимулы: работа, которая людям не нравилась, получала более высокую оплату. Фурье считал торговлю , которую он ассоциировал с евреями, «источником всякого зла» и выступал за принуждение евреев выполнять сельскохозяйственные работы в фаланстерах. [10] К концу жизни Фурье выступал за возвращение евреев в Палестину при содействии Ротшильдов . [11] Джон К. Рот и Ричард Л. Рубинштейн считают, что Фурье мотивирован экономическим и религиозным антисемитизмом, а не расовым антисемитизмом , возникшим позже в этом веке. [11]

Нападение на цивилизацию [ править ]

Фурье охарактеризовал бедность (а не неравенство) как основную причину беспорядков в обществе и предложил искоренить ее путем достаточно высокой заработной платы и «приличного минимума» для тех, кто не может работать. [12] Он использовал слово «цивилизация» в уничижительном смысле; как таковое, «презрение Фурье к уважаемым мыслителям и идеологиям своего времени было настолько сильным, что он всегда использовал термины «философ» и «цивилизация» в уничижительном смысле. В его лексиконе цивилизация была развращенным порядком, синонимом вероломства и принуждения... Нападки Фурье на цивилизацию имели качества, которых нельзя было найти в трудах любого другого социального критика его времени». [13]

Работа и свободные страсти [ править ]

По мнению Герберта Маркузе : «Идея либидозных трудовых отношений в развитом индустриальном обществе находит мало поддержки в традиции мышления, а там, где такая поддержка оказывается, она кажется опасной по своей природе. Превращение труда в удовольствие является центральной идеей в гигантской теории Фурье. социалистическая утопия». [14] : 217 

Фурье настаивает, что эта трансформация требует полного изменения социальных институтов: распределения общественного продукта по потребностям, распределения функций по индивидуальным способностям и наклонностям, постоянной мутации функций, коротких периодов работы и т. д. Но возможность «привлекательного труда» ( travail attrayant ) проистекает прежде всего из высвобождения либидинальных сил. Фурье предполагает существование промышленной привлекательности , которая делает сотрудничество приятным. В его основе лежит страстное притяжение в природе человека, которое сохраняется, несмотря на противодействие разума, долга, предрассудков. Это страстное влечение стремится к трем основным целям: созданию «роскоши или удовольствия пяти чувств»; формирование либидинальных групп (дружбы и любви); и установление стройного порядка, организуя эти группы для работы в соответствии с развитием индивидуальных «страстей» (внутренней и внешней «игры» способностей). [14] : 217 

Фурье считал, что существует 12 общих страстей, в результате чего образуется 810 типов характеров, поэтому идеальная фаланга должна насчитывать 1620 человек. [15] Однажды их будет шесть миллионов, которыми будет свободно управлять мировой « омниарх », или (позже) Всемирный Конгресс Фаланг . Он беспокоился о сексуально отвергнутых; брошенных женихов уводил отряд фей , которые вскоре излечивали их от любовной тоски, а посетители могли свериться с картотекой типов личности для поиска подходящих партнеров для случайного секса. Он также защищал гомосексуальность как личное предпочтение некоторых людей. Анархист Хаким Бей описывает идеи Фурье следующим образом:

В системе Гармонии Фурье вся творческая деятельность, включая промышленность, ремесло, сельское хозяйство и т. д., возникает из освобожденной страсти — это знаменитая теория «привлекательного труда». Фурье сексуализирует саму работу: жизнь Фаланстерии представляет собой непрерывную оргию сильных чувств, интеллекта и активности, общества влюбленных и диких энтузиастов. [16]

Права женщин [ править ]

Фурье поддерживал права женщин . Он считал, что все важные рабочие места должны быть открыты для женщин на основе навыков и способностей, а не закрыты по признаку пола. Он говорил о женщинах как о личностях, а не как о половине человеческой пары. Фурье видел, что «традиционный» брак потенциально может ущемить права женщины как человека, и поэтому она никогда не выйдет замуж. [17] Еще до появления термина «гомосексуализм» он утверждал, что и мужчины, и женщины имеют широкий спектр сексуальных потребностей и предпочтений, которые могут меняться на протяжении всей жизни, включая однополое влечение и андрогенность . Он утверждал, что все проявления сексуального характера должны доставлять удовольствие до тех пор, пока люди не подвергаются насилию, и что «подтверждение своей индивидуальности» действительно может улучшить социальную интеграцию. [18]

Заботой Фурье было освобождение каждого человека в двух смыслах: через образование и через освобождение человеческих страстей. [19]

Дети и образование [ править ]

Фурье чувствовал, что «цивилизованные» родители и учителя рассматривают детей как маленьких бездельников. [20] Но сам он считал, что дети уже в двух-трехлетнем возрасте очень трудолюбивы. Он перечислил доминирующие вкусы детей, в том числе:

  1. Рытье или склонность все брать в руки, все осматривать, все пересматривать, постоянно менять занятия;
  2. Производственная суета, склонность к шумным занятиям;
  3. Обезьянничество или подражательная мания.
  4. Промышленная миниатюра, вкус к миниатюрным мастерским.
  5. Прогрессирующее влечение слабых к сильным. [20]

Утопические стремления [ править ]

Фурье был глубоко обеспокоен беспорядками своего времени и хотел стабилизировать ход событий. Он видел мир, полный раздора, хаоса и беспорядка. [21]

Фурье больше всего помнят за его работы о новом мировом порядке, основанном на единстве действий и гармоничном сотрудничестве. [3] Он также известен некоторыми утопическими заявлениями, например, о том, что моря потеряют соленость и превратятся в лимонад . [22] и случайный взгляд на изменение климата , [23] что Северный полюс будет мягче, чем Средиземное море в будущей фазе Совершенной Гармонии. [20] [24] [ не удалось пройти проверку ]

Перспективный вид на Фаланстер Фурье.

Антисемитизм [ править ]

Фурье сказал, что евреи - это «проказа и разрушение политического организма». [25] Он раскритиковал правительство за слабость и «поверженность» перед лицом того, что он назвал «тайным и нерасторжимым союзом» евреев. Постсредневековая антисемитская риторика часто обвиняла евреев в неспособности ассимилироваться в единой национальной культуре (высоко ценимой французскими националистами). Фурье был одним из тех, кто утверждал, что евреи нелояльны и из них не получится хороших французских граждан. Как и другие, он придавал большое значение религиозным ограничениям, запрещающим евреям есть за одним столом с неевреями: [26]

он ограничивался тем, что сидел за столом и пил; он отказался есть какие-либо блюда, потому что они были приготовлены христианами. Христианам приходится быть очень терпеливыми, чтобы терпеть такую ​​дерзость. В еврейской религии это означает систему неповиновения и отвращения к другим сектам. Итак, заслуживает ли защиты секта, желающая довести свою ненависть до стола своих защитников?

Влияние [ править ]

Влияние идей Фурье на французскую политику распространилось на Революцию 1848 года и Парижскую Коммуну благодаря таким последователям, как Виктор Консидант .

Здание North American Phalanx в Нью-Джерси
  • Работы Фурье существенно повлияли на произведения Густава Винекена , Гая Дэвенпорта (в его художественном произведении « Яблоки и груши »), Питера Ламборна Уилсона и Пола Гудмана . [ нужна ссылка ]
  • В Уита Стиллмана фильме «Метрополитен » идеалист Том Таунсенд называет себя фурьеристом и обсуждает успех социального эксперимента « Брук Фарм» с другим персонажем. Желая ему спокойной ночи, Салли Фаулер говорит: «Удачи в твоем скорняжном деле». [ так в оригинале ]
  • Дэвид Харви в приложении к своей книге « Пространства надежды » предлагает личное утопическое видение будущего городов, ссылаясь на идеи Фурье.
  • Мыслитель -либертарианец-социалист и защитник окружающей среды Мюррей Букчин писал, что «Греческий идеал округленного гражданина в округленной среде — тот, который вновь появился в утопических работах Шарля Фурье — долгое время лелеялся анархистами и социалистами прошлого века... Возможность Посвятить свою продуктивную деятельность множеству различных задач в течение сокращенной рабочей недели (или в идеальном обществе Фурье в течение определенного дня) рассматривалось как жизненно важный фактор в преодолении разделения между физической и интеллектуальной деятельностью, в преодолении статусных различий, которые создало это крупное разделение труда и увеличило богатство опыта, полученное в результате свободного перехода от промышленности через ремесло к выращиванию продуктов питания». [31]
  • Натаниэль Хоторн в главе 7 своего романа «Блитдейлский роман» мягко высмеивает Фурье, написав:

    «Когда в результате человеческого совершенствования, — сказал я, — земной шар достигнет своего окончательного совершенства, великий океан превратится в особый вид лимонада, такой, который был моден в Париже во времена Фурье. Он называет это лимонад и кедр. Это факт! Только представьте себе, что городские причалы каждый день наполняются потоком этого восхитительного напитка! [32]

  • Писатели пост-левой анархической тенденции высоко оценили работу Фурье. Боб Блэк в своей работе «Отмена труда» защищает идею Фурье о привлекательной работе как решение его критики условий труда в современном обществе. [33] Хаким-бей писал, что Фурье «жил в одно время с Де Садом и [Уильямом] Блейком и заслуживает того, чтобы его помнили как равного или даже превосходящего их. Эти два других апостола свободы и желания не имели политических учеников, но в середине В XIX веке буквально сотни коммун (фаланстерий) были основаны на фурьеристских принципах». [16]

Работы Фурье [ править ]

  • Фурье, Шарль. Теория четырех движений и общих судеб появилась анонимно в Лионе в 1808 году. [34]
  • Фурье, Шарль. Новый мир любви . Написано в 1816–1818 годах, широко не публиковалось до 1967 года.
  • Фурье, Ч. Полное собрание сочинений Ш. Фурье . 6 томов. Париж: Librairie Sociétaire, 1841–1848.
  • Фурье, Шарль. Ложная индустрия, Фрагментированная, Отвратительная, Ложь и противоядие, Натуральная индустрия, Комбинированная, Привлекательная, Правда, дающая в четыре раза больше продукта), Париж: Боссанж. 1835.
  • Фурье, Шарль. Полное собрание сочинений Шарля Фурье . 12 рейсов. Париж: Антропос, 1966–1968.
  • Джонс, Гарет Стедман и Ян Паттерсон, ред. Фурье: Теория четырех движений . Кембриджские тексты по истории политической мысли. Кембридж: Кембриджский университет, 1996.
  • Фурье, Шарль. Дизайн для утопии: избранные сочинения . Исследования либертарианской и утопической традиции. Нью-Йорк: Шокен, 1971. ISBN   0-8052-0303-6
  • Плакат, Марк, изд. Гармоничный человек: Избранные сочинения Шарля Фурье . Город-сад: Даблдэй. 1971.
  • Бичер, Джонатан и Ричард Бьенвеню, ред. Утопическое видение Шарля Фурье: избранные тексты о работе, любви и страстном влечении . Бостон: Beacon Press, 1971.
  • Уилсон, Питер Ламборн, «Побег из девятнадцатого века и другие эссе» . Бруклин: Автономия, 1998.

См. также [ править ]

Ссылки [ править ]

  1. ^ «Фурье» . Dictionary.com Полный (онлайн). nd
  2. ^ Гольдштейн 1982 , с. 92.
  3. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и Сереньи 1967 , с. 278.
  4. ^ Пелларин 1846 , с. 14.
  5. ^ Пелларин 1846 , с. 7.
  6. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Пелларин 1846 , с. 235.
  7. ^ Пелларин 1846 , стр. 235–236.
  8. ^ Уилсон, Пип (2006). Лица на улице . Лулу.com. ISBN  9781430300212 – через Google Книги. [ самостоятельный источник ]
  9. ^ Пелларин 1846 , с. 213.
  10. ^ Робертс, Ричард Х. (1995). Религия и трансформации капитализма: сравнительные подходы . Рутледж. п. 90.
  11. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Рубинштейн, Ричард Л .; Рот, Джон К. (1987). Подходы к Освенциму: Холокост и его наследие . Атланта: Джон Нокс Пресс. п. 70–71 . ISBN  978-0-8042-0777-5 . OCLC   1193376133 - через Интернет-архив.
  12. ^ Канлифф 2001 , с. 461.
  13. ^ Бичер, Джонатан (1986). Шарль Фурье: Провидец и его мир . Издательство Калифорнийского университета. стр. 195–196.
  14. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Маркузе, Герберт (1955). Эрос и цивилизация . Бостон: Beacon Press.
  15. ^ Фурье, Шарль (1971). Бичер, Джонатан; Бьенвеню, Ричард (ред.). Утопическое видение Шарля Фурье. Избранные тексты о работе, любви и страстном влечении . Маяк Пресс. п. 220. ИСБН  9780807015384 .
  16. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Бей, Хаким (1991). «Лимонадный океан и современность» . Проверено 16 января 2017 г.
  17. ^ Денслоу 1880 , с. 172.
  18. ^ Фурье, Шарль (1967) [1818]. Дебют-Олешкевич, Симона (ред.). Le Nouveau monde amoureux [ Новый мир любви ] (на французском языке). Париж: Издания Anthropos. стр. 389, 391, 429, 458, 459, 462 и 463. OCLC   4930481 . Архивировано из оригинала 05 августа 2023 г. Проверено 18 октября 2023 г.
  19. ^ Гольдштейн 1982 , с. 98.
  20. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Фрид, Альберт; Сандерс, Рональд, ред. (1964). Социалистическая мысль: документальная история . Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета. стр. 129–151. ISBN  0231082657 . Архивировано из оригинала 05 марта 2023 г. Проверено 25 ноября 2005 г.
  21. ^ Сереньи 1967 , с. 279.
  22. ^ Фурье, Шарль (1996). Джонс, Гарет Стедман; Паттерсон, Ян (ред.). общих судеб Теория четырёх движений и . Перевод Паттерсона, Яна. Издательство Кембриджского университета. п. 50. Архивировано из оригинала 25 января 2018 г. Проверено 12 января 2024 г.
  23. ^ Гольдштейн, Аманда Джо (2019). «Привлечение Земли: климатическая справедливость для Шарля Фурье» . Диакритика . 47 (3): 74–105. дои : 10.1353/диаметр.2019.0027 . S2CID   239435739 — через Project MUSE.
  24. ^ Крейс, Стивен (3 августа 2009 г.). «Лекции по современной европейской интеллектуальной истории: Лекция 21: Социалисты-утописты: Шарль Фурье» (PDF) . Путеводитель по истории . Архивировано (PDF) из оригинала 13 января 2024 г. Проверено 12 января 2024 г.
  25. ^ Брустайн, Уильям И.; Робертс, Луиза (2015). «2 – Франция». Социализм дураков? Левые истоки современного антисемитизма . Издательство Кембриджского университета. стр. 24–82. дои : 10.1017/CBO9781139046848.003 . ISBN  978-1-139-04684-8 .
  26. ^ Брустайн, Уильям ; Робертс, Луиза (2015). Сциализм дураков: левые истоки современного антисемитизма . Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета. стр. 33–34. ISBN  978-1-139-04684-8 . OCLC   915136563 .
  27. ^ Постоутенко, Кирилл (2009). «Влияние тревоги: фигуры абсолютного зла у французских социалистов и Достоевского» . academia.edu . Проверено 22 августа 2016 г.
  28. ^ Кропоткин, Петр (1906). Завоевание хлеба . Нью-Йорк и Лондон: Патнэм.
  29. ^ Нгуен, Дуй Лап (2022). «Фурье, или Аркады: освобождение труда и желаний, или вечность нового». Вальтер Беньямин и критика политической экономии . Академик Блумсбери. стр. 151–192. дои : 10.5040/9781350180451.ch-6 . ISBN  978-1-350-18042-0 . OCLC   1289456629 .
  30. ^ Фурье, Шарль. «Извещение цивилизованным людям о всеобщем самоуправлении» .
  31. ^ Букчин, Мюррей (1990). «Значение конфедерализма» .
  32. ^ Хоторн 1852 , с. 62 .
  33. ^ Блэк, Боб (15 апреля 2002 г.). «Отмена труда» . primitivism.com . Архивировано из оригинала 26 ноября 2010 г. Секрет превращения работы в игру, как показал Шарль Фурье, заключается в организации полезных занятий, позволяющих извлечь выгоду из того, что на самом деле нравится делать различным людям в разное время. Чтобы дать возможность некоторым людям заниматься тем, чем они могли бы наслаждаться, будет достаточно просто искоренить иррациональность и искажения, которые поражают эту деятельность, когда она вынуждена работать.
  34. ^ «Новейшая французская социальная философия — организация труда» . Северо-британское обозрение (XVII). Эдинбург: WP Kennedy: 126. Май 1848 г. OCLC   908317665 . Проверено 1 мая 2020 г.

Источники [ править ]

  • Канлифф, Дж (2001). «Загадочное наследие Шарля Фурье: Жозеф Шарлье и базовый доход», История политической экономии , том 33, № 3.
  • Денслоу, В. (1880). Современные мыслители в основном занимаются социальными науками: что они думают и почему , Чикаго, 1880 г.
  • Гольдштейн, Л. (1982). «Ранние феминистские темы во французском утопическом социализме: Сен-Симонианцы и Фурье», Журнал истории идей , том 43, № 1.
  • Хоторн, Натаниэль (1852). Роман Блитдейла . Нью-Йорк: ISBN AL Burt Co.  978-0-393-09150-2 . OCLC   697899845 . OL   7197432M - из Интернет-архива.
  • Пелларин, К. (1846). Жизнь Шарля Фурье , Нью-Йорк, 1846 г. Интернет-архив, получено 25 ноября 2007 г.
  • Сереньи, П. (1967). «Ле Корбюзье, Фурье и монастырь Эма», The Art Bulletin , том 49, № 4.

Дальнейшее чтение [ править ]

О Фурье и его работах [ править ]

О фурьеризме и влиянии посмертном его

Внешние ссылки [ править ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: e2c9c77da5eb8aab48497644fb3e84ff__1714605240
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/e2/ff/e2c9c77da5eb8aab48497644fb3e84ff.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Charles Fourier - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)