Шарль Фурье
Шарль Фурье | |
---|---|
Рожденный | Франсуа Мари Шарль Фурье 7 апреля 1772 г. |
Умер | 10 октября 1837 г. | (65 лет)
Эра | Философия XIX века |
Область | Западная философия |
Школа | Утопический социализм Фурьеизм |
Основные интересы | Политическая философия Экономика Философия желания |
Известные идеи | Фаланстер «Привлекательная работа» Возникновение термина феминизм Критика работы |
Часть серии о |
Социализм |
---|
Франсуа Мари Шарль ( / ˈ f ʊr i eɪ , -i ər ; / Фурье [1] Французский: [ʃaʁl fuʁje] ; 7 апреля 1772 — 10 октября 1837) — французский философ , влиятельный мыслитель раннего социализма и один из основателей утопического социализма . Некоторые из его взглядов, которые при его жизни считались радикальными, стали мейнстримом в современном обществе. Например, Фурье приписывают создание слова феминизм в 1837 году. [2]
Социальные взгляды и предложения Фурье вдохновили целое движение интенциональных сообществ . Среди них в Соединенных Штатах была община Утопия, штат Огайо ; Ла-Реюньон недалеко от современного Далласа, штат Техас ; Озеро Цюрих, Иллинойс ; Североамериканская фаланга в Ред-Бэнке, штат Нью-Джерси ; Брук-Фарм в Вест-Роксбери, Массачусетс ; Community Place и Sodus Bay Phalanx в штате Нью-Йорк; Силквилл, Канзас , и некоторые другие. В Гизе , Франция, он оказал влияние на Фамилистерию Гизов . Позже Фурье вдохновил множество революционных мыслителей и писателей.
Жизнь [ править ]
Фурье родился в Безансоне , Франция, 7 апреля 1772 года. [3] Сын мелкого бизнесмена, Фурье больше интересовался архитектурой, чем ремеслом своего отца. [3] Он хотел стать инженером, но в местное военно-инженерное училище принимали только сыновей дворян. [3] Позже Фурье сказал, что он благодарен за то, что не стал заниматься инженерным делом, потому что это отняло бы у него слишком много времени от усилий по оказанию помощи человечеству. [4]
Когда в 1781 году умер его отец, Фурье получил две пятых отцовского состояния, оцениваемого более чем в 200 000 франков . [5] Это позволило Фурье на досуге путешествовать по Европе. В 1791 году он переехал из Безансона в Лион , где работал у купца М. Буске. [6] проработал главой Статистического управления . Путешествия Фурье также привели его в Париж, где он несколько месяцев [3] С 1791 по 1816 год Фурье работал в Париже, Руане , Лионе, Марселе и Бордо . [7] Будучи коммивояжером и корреспондентом, его исследования и мысли были ограничены во времени: он жаловался на «служение подлости купцов» и одурманивание «лживыми и унизительными обязанностями».
Он начал писать. Его первая книга была опубликована в 1808 году, но было продано мало экземпляров. Через шесть лет оно попало в руки месье Жюста Мюрона, который со временем стал покровителем Фурье. Фурье написал большую часть своих произведений между 1816 и 1821 годами. В 1822 году он снова попытался продать свои книги, но безуспешно. [8] [ самостоятельно опубликованный источник? ]
Фурье умер в Париже в 1837 году. [6] [9]
Идеи [ править ]
Фурье заявил, что забота и сотрудничество являются ключом к социальному успеху. Он считал, что общество, которое сотрудничает, увидит огромное улучшение своей производительности. Рабочие будут получать вознаграждение за свой труд в соответствии с их вкладом. Фурье видел, что такое сотрудничество происходит в сообществах, которые он называл «фаланксами», основанными на структурах, называемых фаланстерами или «гранд-отелями». Эти здания представляли собой четырехуровневые жилые комплексы, где у самых богатых были квартиры на верхних этажах, а у самых бедных - на нижних этажах. Богатство определялось работой; Рабочие места распределялись исходя из интересов и желания. Были стимулы: работа, которая людям не нравилась, получала более высокую оплату. Фурье считал торговлю , которую он ассоциировал с евреями, «источником всякого зла» и выступал за принуждение евреев выполнять сельскохозяйственные работы в фаланстерах. [10] К концу жизни Фурье выступал за возвращение евреев в Палестину при содействии Ротшильдов . [11] Джон К. Рот и Ричард Л. Рубинштейн считают, что Фурье мотивирован экономическим и религиозным антисемитизмом, а не расовым антисемитизмом , возникшим позже в этом веке. [11]
Нападение на цивилизацию [ править ]
Фурье охарактеризовал бедность (а не неравенство) как основную причину беспорядков в обществе и предложил искоренить ее путем достаточно высокой заработной платы и «приличного минимума» для тех, кто не может работать. [12] Он использовал слово «цивилизация» в уничижительном смысле; как таковое, «презрение Фурье к уважаемым мыслителям и идеологиям своего времени было настолько сильным, что он всегда использовал термины «философ» и «цивилизация» в уничижительном смысле. В его лексиконе цивилизация была развращенным порядком, синонимом вероломства и принуждения... Нападки Фурье на цивилизацию имели качества, которых нельзя было найти в трудах любого другого социального критика его времени». [13]
Работа и свободные страсти [ править ]
По мнению Герберта Маркузе : «Идея либидозных трудовых отношений в развитом индустриальном обществе находит мало поддержки в традиции мышления, а там, где такая поддержка оказывается, она кажется опасной по своей природе. Превращение труда в удовольствие является центральной идеей в гигантской теории Фурье. социалистическая утопия». [14] : 217
Фурье настаивает, что эта трансформация требует полного изменения социальных институтов: распределения общественного продукта по потребностям, распределения функций по индивидуальным способностям и наклонностям, постоянной мутации функций, коротких периодов работы и т. д. Но возможность «привлекательного труда» ( travail attrayant ) проистекает прежде всего из высвобождения либидинальных сил. Фурье предполагает существование промышленной привлекательности , которая делает сотрудничество приятным. В его основе лежит страстное притяжение в природе человека, которое сохраняется, несмотря на противодействие разума, долга, предрассудков. Это страстное влечение стремится к трем основным целям: созданию «роскоши или удовольствия пяти чувств»; формирование либидинальных групп (дружбы и любви); и установление стройного порядка, организуя эти группы для работы в соответствии с развитием индивидуальных «страстей» (внутренней и внешней «игры» способностей). [14] : 217
Фурье считал, что существует 12 общих страстей, в результате чего образуется 810 типов характеров, поэтому идеальная фаланга должна насчитывать 1620 человек. [15] Однажды их будет шесть миллионов, которыми будет свободно управлять мировой « омниарх », или (позже) Всемирный Конгресс Фаланг . Он беспокоился о сексуально отвергнутых; брошенных женихов уводил отряд фей , которые вскоре излечивали их от любовной тоски, а посетители могли свериться с картотекой типов личности для поиска подходящих партнеров для случайного секса. Он также защищал гомосексуальность как личное предпочтение некоторых людей. Анархист Хаким Бей описывает идеи Фурье следующим образом:
В системе Гармонии Фурье вся творческая деятельность, включая промышленность, ремесло, сельское хозяйство и т. д., возникает из освобожденной страсти — это знаменитая теория «привлекательного труда». Фурье сексуализирует саму работу: жизнь Фаланстерии представляет собой непрерывную оргию сильных чувств, интеллекта и активности, общества влюбленных и диких энтузиастов. [16]
Права женщин [ править ]
Фурье поддерживал права женщин . Он считал, что все важные рабочие места должны быть открыты для женщин на основе навыков и способностей, а не закрыты по признаку пола. Он говорил о женщинах как о личностях, а не как о половине человеческой пары. Фурье видел, что «традиционный» брак потенциально может ущемить права женщины как человека, и поэтому она никогда не выйдет замуж. [17] Еще до появления термина «гомосексуализм» он утверждал, что и мужчины, и женщины имеют широкий спектр сексуальных потребностей и предпочтений, которые могут меняться на протяжении всей жизни, включая однополое влечение и андрогенность . Он утверждал, что все проявления сексуального характера должны доставлять удовольствие до тех пор, пока люди не подвергаются насилию, и что «подтверждение своей индивидуальности» действительно может улучшить социальную интеграцию. [18]
Заботой Фурье было освобождение каждого человека в двух смыслах: через образование и через освобождение человеческих страстей. [19]
Дети и образование [ править ]
Фурье чувствовал, что «цивилизованные» родители и учителя рассматривают детей как маленьких бездельников. [20] Но сам он считал, что дети уже в двух-трехлетнем возрасте очень трудолюбивы. Он перечислил доминирующие вкусы детей, в том числе:
- Рытье или склонность все брать в руки, все осматривать, все пересматривать, постоянно менять занятия;
- Производственная суета, склонность к шумным занятиям;
- Обезьянничество или подражательная мания.
- Промышленная миниатюра, вкус к миниатюрным мастерским.
- Прогрессирующее влечение слабых к сильным. [20]
Утопические стремления [ править ]
Фурье был глубоко обеспокоен беспорядками своего времени и хотел стабилизировать ход событий. Он видел мир, полный раздора, хаоса и беспорядка. [21]
Фурье больше всего помнят за его работы о новом мировом порядке, основанном на единстве действий и гармоничном сотрудничестве. [3] Он также известен некоторыми утопическими заявлениями, например, о том, что моря потеряют соленость и превратятся в лимонад . [22] и случайный взгляд на изменение климата , [23] что Северный полюс будет мягче, чем Средиземное море в будущей фазе Совершенной Гармонии. [20] [24] [ не удалось пройти проверку ]
Антисемитизм [ править ]
Фурье сказал, что евреи - это «проказа и разрушение политического организма». [25] Он раскритиковал правительство за слабость и «поверженность» перед лицом того, что он назвал «тайным и нерасторжимым союзом» евреев. Постсредневековая антисемитская риторика часто обвиняла евреев в неспособности ассимилироваться в единой национальной культуре (высоко ценимой французскими националистами). Фурье был одним из тех, кто утверждал, что евреи нелояльны и из них не получится хороших французских граждан. Как и другие, он придавал большое значение религиозным ограничениям, запрещающим евреям есть за одним столом с неевреями: [26]
он ограничивался тем, что сидел за столом и пил; он отказался есть какие-либо блюда, потому что они были приготовлены христианами. Христианам приходится быть очень терпеливыми, чтобы терпеть такую дерзость. В еврейской религии это означает систему неповиновения и отвращения к другим сектам. Итак, заслуживает ли защиты секта, желающая довести свою ненависть до стола своих защитников?
Влияние [ править ]
Часть серии о |
Либертарианский социализм |
---|
Влияние идей Фурье на французскую политику распространилось на Революцию 1848 года и Парижскую Коммуну благодаря таким последователям, как Виктор Консидант .
- Многочисленные ссылки на фурьеризм появляются в Достоевского « , политическом романе Бесы» опубликованном в 1872 году. [27]
- Идеи Фурье прижились и в Америке, его последователи организовали фаланги по всей стране, включая одну из самых известных — Утопию, штат Огайо .
- Петр Кропоткин в предисловии к своей книге «Завоевание хлеба » считал Фурье основателем либертарианской ветви социалистической мысли, в противовес авторитарным социалистическим идеям Бабефа и Буонарроти . [28]
- В середине 20-го века влияние Фурье снова начало расти среди писателей, переоценивающих социалистические идеи за пределами марксистского мейнстрима. После сюрреалистов разрыва партией с Французской коммунистической Андре Бретон вернулся к Фурье, написав в 1947 году «Оду Шарлю Фурье» .
- Вальтер Беньямин считал Фурье достаточно важным, чтобы посвятить целый « конволют » своей огромной запланированной книги о парижских аркадах « Пассагенверк » мыслям и влиянию Фурье. Он пишет: «Одной из величайших заслуг Фурье является установление игры как канона труда, более не основанного на эксплуатации», и отмечает, что «только в летнюю середину девятнадцатого века, только под его солнцем, можно представить себе, что фантазия Фурье материализовалась». [29]
- Герберт Маркузе в своей влиятельной работе «Эрос и цивилизация» писал: «Фурье ближе, чем любой другой социалист-утопист, подошел к объяснению зависимости свободы от нерепрессивной сублимации ». [14] : 218
- В 1969 году Рауль Ванейгем процитировал и адаптировал «Avis aux Civilisés» Фурье относительно следующей социальной метаморфозы в своем тексте «Avis aux Civilisés относительно обобщенного самоуправления» . [30]
- Работы Фурье существенно повлияли на произведения Густава Винекена , Гая Дэвенпорта (в его художественном произведении « Яблоки и груши »), Питера Ламборна Уилсона и Пола Гудмана . [ нужна ссылка ]
- В Уита Стиллмана фильме «Метрополитен » идеалист Том Таунсенд называет себя фурьеристом и обсуждает успех социального эксперимента « Брук Фарм» с другим персонажем. Желая ему спокойной ночи, Салли Фаулер говорит: «Удачи в твоем скорняжном деле». [ так в оригинале ]
- Дэвид Харви в приложении к своей книге « Пространства надежды » предлагает личное утопическое видение будущего городов, ссылаясь на идеи Фурье.
- Мыслитель -либертарианец-социалист и защитник окружающей среды Мюррей Букчин писал, что «Греческий идеал округленного гражданина в округленной среде — тот, который вновь появился в утопических работах Шарля Фурье — долгое время лелеялся анархистами и социалистами прошлого века... Возможность Посвятить свою продуктивную деятельность множеству различных задач в течение сокращенной рабочей недели (или в идеальном обществе Фурье в течение определенного дня) рассматривалось как жизненно важный фактор в преодолении разделения между физической и интеллектуальной деятельностью, в преодолении статусных различий, которые создало это крупное разделение труда и увеличило богатство опыта, полученное в результате свободного перехода от промышленности через ремесло к выращиванию продуктов питания». [31]
- Натаниэль Хоторн в главе 7 своего романа «Блитдейлский роман» мягко высмеивает Фурье, написав:
«Когда в результате человеческого совершенствования, — сказал я, — земной шар достигнет своего окончательного совершенства, великий океан превратится в особый вид лимонада, такой, который был моден в Париже во времена Фурье. Он называет это лимонад и кедр. Это факт! Только представьте себе, что городские причалы каждый день наполняются потоком этого восхитительного напитка! [32]
- Писатели пост-левой анархической тенденции высоко оценили работу Фурье. Боб Блэк в своей работе «Отмена труда» защищает идею Фурье о привлекательной работе как решение его критики условий труда в современном обществе. [33] Хаким-бей писал, что Фурье «жил в одно время с Де Садом и [Уильямом] Блейком и заслуживает того, чтобы его помнили как равного или даже превосходящего их. Эти два других апостола свободы и желания не имели политических учеников, но в середине В XIX веке буквально сотни коммун (фаланстерий) были основаны на фурьеристских принципах». [16]
Работы Фурье [ править ]
- Фурье, Шарль. Теория четырех движений и общих судеб появилась анонимно в Лионе в 1808 году. [34]
- Фурье, Шарль. Новый мир любви . Написано в 1816–1818 годах, широко не публиковалось до 1967 года.
- Фурье, Ч. Полное собрание сочинений Ш. Фурье . 6 томов. Париж: Librairie Sociétaire, 1841–1848.
- Фурье, Шарль. Ложная индустрия, Фрагментированная, Отвратительная, Ложь и противоядие, Натуральная индустрия, Комбинированная, Привлекательная, Правда, дающая в четыре раза больше продукта), Париж: Боссанж. 1835.
- Фурье, Шарль. Полное собрание сочинений Шарля Фурье . 12 рейсов. Париж: Антропос, 1966–1968.
- Джонс, Гарет Стедман и Ян Паттерсон, ред. Фурье: Теория четырех движений . Кембриджские тексты по истории политической мысли. Кембридж: Кембриджский университет, 1996.
- Фурье, Шарль. Дизайн для утопии: избранные сочинения . Исследования либертарианской и утопической традиции. Нью-Йорк: Шокен, 1971. ISBN 0-8052-0303-6
- Плакат, Марк, изд. Гармоничный человек: Избранные сочинения Шарля Фурье . Город-сад: Даблдэй. 1971.
- Бичер, Джонатан и Ричард Бьенвеню, ред. Утопическое видение Шарля Фурье: избранные тексты о работе, любви и страстном влечении . Бостон: Beacon Press, 1971.
- Уилсон, Питер Ламборн, «Побег из девятнадцатого века и другие эссе» . Бруклин: Автономия, 1998.
См. также [ править ]
- Альфадельфийская ассоциация
- Альфонс Туссенель , ученик Фурье
- Американский союз ассоциативистов
- Брук Фарм
- Достойная работа
- Список фурьеристских ассоциаций в США
- Общество Друзей Истины
Ссылки [ править ]
- ^ «Фурье» . Dictionary.com Полный (онлайн). nd
- ^ Гольдштейн 1982 , с. 92.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и Сереньи 1967 , с. 278.
- ^ Пелларин 1846 , с. 14.
- ^ Пелларин 1846 , с. 7.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Пелларин 1846 , с. 235.
- ^ Пелларин 1846 , стр. 235–236.
- ^ Уилсон, Пип (2006). Лица на улице . Лулу.com. ISBN 9781430300212 – через Google Книги. [ самостоятельный источник ]
- ^ Пелларин 1846 , с. 213.
- ^ Робертс, Ричард Х. (1995). Религия и трансформации капитализма: сравнительные подходы . Рутледж. п. 90.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Рубинштейн, Ричард Л .; Рот, Джон К. (1987). Подходы к Освенциму: Холокост и его наследие . Атланта: Джон Нокс Пресс. п. 70–71 . ISBN 978-0-8042-0777-5 . OCLC 1193376133 - через Интернет-архив.
- ^ Канлифф 2001 , с. 461.
- ^ Бичер, Джонатан (1986). Шарль Фурье: Провидец и его мир . Издательство Калифорнийского университета. стр. 195–196.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Маркузе, Герберт (1955). Эрос и цивилизация . Бостон: Beacon Press.
- ^ Фурье, Шарль (1971). Бичер, Джонатан; Бьенвеню, Ричард (ред.). Утопическое видение Шарля Фурье. Избранные тексты о работе, любви и страстном влечении . Маяк Пресс. п. 220. ИСБН 9780807015384 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Бей, Хаким (1991). «Лимонадный океан и современность» . Проверено 16 января 2017 г.
- ^ Денслоу 1880 , с. 172.
- ^ Фурье, Шарль (1967) [1818]. Дебют-Олешкевич, Симона (ред.). Le Nouveau monde amoureux [ Новый мир любви ] (на французском языке). Париж: Издания Anthropos. стр. 389, 391, 429, 458, 459, 462 и 463. OCLC 4930481 . Архивировано из оригинала 05 августа 2023 г. Проверено 18 октября 2023 г.
- ^ Гольдштейн 1982 , с. 98.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Фрид, Альберт; Сандерс, Рональд, ред. (1964). Социалистическая мысль: документальная история . Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета. стр. 129–151. ISBN 0231082657 . Архивировано из оригинала 05 марта 2023 г. Проверено 25 ноября 2005 г.
- ^ Сереньи 1967 , с. 279.
- ^ Фурье, Шарль (1996). Джонс, Гарет Стедман; Паттерсон, Ян (ред.). общих судеб Теория четырёх движений и . Перевод Паттерсона, Яна. Издательство Кембриджского университета. п. 50. Архивировано из оригинала 25 января 2018 г. Проверено 12 января 2024 г.
- ^ Гольдштейн, Аманда Джо (2019). «Привлечение Земли: климатическая справедливость для Шарля Фурье» . Диакритика . 47 (3): 74–105. дои : 10.1353/диаметр.2019.0027 . S2CID 239435739 — через Project MUSE.
- ^ Крейс, Стивен (3 августа 2009 г.). «Лекции по современной европейской интеллектуальной истории: Лекция 21: Социалисты-утописты: Шарль Фурье» (PDF) . Путеводитель по истории . Архивировано (PDF) из оригинала 13 января 2024 г. Проверено 12 января 2024 г.
- ^ Брустайн, Уильям И.; Робертс, Луиза (2015). «2 – Франция». Социализм дураков? Левые истоки современного антисемитизма . Издательство Кембриджского университета. стр. 24–82. дои : 10.1017/CBO9781139046848.003 . ISBN 978-1-139-04684-8 .
- ^ Брустайн, Уильям ; Робертс, Луиза (2015). Сциализм дураков: левые истоки современного антисемитизма . Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета. стр. 33–34. ISBN 978-1-139-04684-8 . OCLC 915136563 .
- ^ Постоутенко, Кирилл (2009). «Влияние тревоги: фигуры абсолютного зла у французских социалистов и Достоевского» . academia.edu . Проверено 22 августа 2016 г.
- ^ Кропоткин, Петр (1906). Завоевание хлеба . Нью-Йорк и Лондон: Патнэм.
- ^ Нгуен, Дуй Лап (2022). «Фурье, или Аркады: освобождение труда и желаний, или вечность нового». Вальтер Беньямин и критика политической экономии . Академик Блумсбери. стр. 151–192. дои : 10.5040/9781350180451.ch-6 . ISBN 978-1-350-18042-0 . OCLC 1289456629 .
- ^ Фурье, Шарль. «Извещение цивилизованным людям о всеобщем самоуправлении» .
- ^ Букчин, Мюррей (1990). «Значение конфедерализма» .
- ^ Хоторн 1852 , с. 62 .
- ^ Блэк, Боб (15 апреля 2002 г.). «Отмена труда» . primitivism.com . Архивировано из оригинала 26 ноября 2010 г.
Секрет превращения работы в игру, как показал Шарль Фурье, заключается в организации полезных занятий, позволяющих извлечь выгоду из того, что на самом деле нравится делать различным людям в разное время. Чтобы дать возможность некоторым людям заниматься тем, чем они могли бы наслаждаться, будет достаточно просто искоренить иррациональность и искажения, которые поражают эту деятельность, когда она вынуждена работать.
- ^ «Новейшая французская социальная философия — организация труда» . Северо-британское обозрение (XVII). Эдинбург: WP Kennedy: 126. Май 1848 г. OCLC 908317665 . Проверено 1 мая 2020 г.
Источники [ править ]
- Канлифф, Дж (2001). «Загадочное наследие Шарля Фурье: Жозеф Шарлье и базовый доход», История политической экономии , том 33, № 3.
- Денслоу, В. (1880). Современные мыслители в основном занимаются социальными науками: что они думают и почему , Чикаго, 1880 г.
- Гольдштейн, Л. (1982). «Ранние феминистские темы во французском утопическом социализме: Сен-Симонианцы и Фурье», Журнал истории идей , том 43, № 1.
- Хоторн, Натаниэль (1852). Роман Блитдейла . Нью-Йорк: ISBN AL Burt Co. 978-0-393-09150-2 . OCLC 697899845 . OL 7197432M - из Интернет-архива.
- Пелларин, К. (1846). Жизнь Шарля Фурье , Нью-Йорк, 1846 г. Интернет-архив, получено 25 ноября 2007 г.
- Сереньи, П. (1967). «Ле Корбюзье, Фурье и монастырь Эма», The Art Bulletin , том 49, № 4.
Дальнейшее чтение [ править ]
О Фурье и его работах [ править ]
- Бичер, Джонатан (1986). Шарль Фурье: визионер и его мир . Беркли: Калифорнийский университет Press. ISBN 0-520-05600-0 .
- Берли, Майкл (2005). Земные силы: столкновение религии и политики в Европе от Французской революции до Великой войны . Нью-Йорк: Издательство HarperCollins. ISBN 0-06-058093-3 .
- Кальвино, Итало (1986). Использование литературы . Сан-Диего: Harcourt Brace & Company. ISBN 0-15-693250-4 . стр. 213–255
- Ллойд-Джонс, И. Д. «Чарльз Фурье, Реалистичный провидец» History Today 12 # 1 (1962): стр. 198–205.
- «Портрет: Шарль Фурье (1772-1837)». Новое письмо № 1070 (12 марта 2011 г.): 8.
О фурьеризме и влиянии посмертном его
- Барт, Ролан Сад Фурье Лойола . Париж: Сёй, 1971.
- Бей, Хаким (1991). «Лимонадный океан и современность» . Проверено 16 января 2017 г.
- Брок, Уильям Х. Фаланга на холме: ответы на фурьеризм в кругу трансценденталистов . Дисс., Лойола, Чикаго, 1996.
- Бубер, Мартин (1996). Пути в Утопии . Сиракьюс, Нью-Йорк: Издательство Сиракузского университета. ISBN 0-8156-0421-1 .
- Дэвис, Филип Г. (1998). Богиня без маски: рост неоязыческой феминистской духовности . Даллас, Техас: Паб Spence. ISBN 0-9653208-9-8 .
- Дерош, Анри. Праздничное общество. От письменного фурьеризма к практическому фурьеризму . Париж: Сёй, 1975.
- Энгельс, Фридрих. Анти-Дюринг . 25:1-309. Маркс, Карл и Фридрих Энгельс. Карл Маркс, Фридрих Энгельс: Собрание сочинений [MECW]. 46 томов. на сегодняшний день. Москва: Прогресс, 1975.
- Гварнери, Карл Дж. (1991). Утопическая альтернатива: фурьеризм в Америке девятнадцатого века . Итака, Нью-Йорк: Издательство Корнельского университета. ISBN 0-8014-2467-4 .
- Хайдер, Ульрике (1994). Анархизм: левый, правый и зеленый . Сан-Франциско: Книги об огнях города. ISBN 0-87286-289-5 .
- Колаковский, Лешек (1978). Основные течения марксизма: Основатели . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-824547-5 .
- Джеймсон, Фредрик . «Фурье, или Онтология и утопия» на Археологии будущего: желание, называемое утопией, и другая научная фантастика . Лондон и Нью-Йорк: Оборотная сторона. 2005.
Внешние ссылки [ править ]
- Работы Шарля Фурье или о нем в Internet Archive
- Работы Шарля Фурье в Открытой библиотеке
- «Шарль Фурье является прообразом нашего полного отказа», Дон Лакосс
- Отрывки из произведений Фурье из собрания 1901 года.
- Архив Шарля Фурье на marxists.org
- Тексты в Wikisource:
- « Фурье, Франсуа Мари Шарль ». Новая международная энциклопедия . 1905.
- « Фурьеризм ». Новая международная энциклопедия . 1905.
- Адамсон, Роберт (1911). « Фурье, Франсуа Шарль Мари ». Британская энциклопедия . Том. 10 (11-е изд.). стр. 751–752.
- « Фурьеризм ». Новая энциклопедия Кольера . 1921.
- 1772 рождения
- 1837 смертей
- Протосоциалисты
- Французские писатели-публицисты XIX века.
- Французские философы XIX века
- Похороны на кладбище Монмартр
- Европейские демократические социалисты
- Ученые феминистской философии
- фурьеристы
- Защитники свободной любви
- Французские специалисты по этике
- Французские феминистки
- Французские гуманисты
- Французские писатели-мужчины научно-популярной литературы
- Французские писатели-мужчины
- Французские социалистические феминистки
- Французские социалисты
- Либертарианские социалисты
- Мужчины-феминисты
- Французские философы культуры
- Философы экономики
- Французские философы образования
- Французские философы истории
- Философы любви
- Философы сексуальности
- Французские политические философы
- Секс-позитивные феминистки
- Экономисты-социалисты
- Теоретики западной цивилизации
- Утопические социалисты
- Писатели из Безансона