Сапатистское восстание
![]() | Вы можете помочь дополнить эту статью текстом, переведенным из соответствующей статьи на испанском языке . (Октябрь 2018 г.) Нажмите [показать], чтобы просмотреть важные инструкции по переводу. |
1994 Сапатистское восстание | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Часть конфликта в Чьяпасе | |||||||
![]() Репортер фотографирует повстанца вскоре после восстания. | |||||||
| |||||||
Воюющие стороны | |||||||
![]() | |||||||
Сила | |||||||
30 000–40 000 (заявление правительства) [1] 60 000–70 000 (претензия EZLN) [2] | 3,000 [3] | ||||||
Жертвы и потери | |||||||
153 смерти [4] |
1 января 1994 года Сапатистская армия национального освобождения (САНО) координировала 12-дневное восстание в штате Чьяпас, Мексика , в знак протеста против принятия Североамериканского соглашения о свободной торговле (НАФТА). [5] Повстанцы оккупировали города и поселки в штате Чьяпас, освободив пленных и уничтожив земельные реестры. После боев с мексиканской армией и полицией 12 января было достигнуто прекращение огня.
Восстание привлекло международное внимание, и 100 000 человек протестовали в Мехико против репрессий правительства в Чьяпасе. [6]
Фон
[ редактировать ]После резни в Тлателолко в 1968 году мексиканское правительство продолжало подавлять случаи политической мобилизации и социальной организации в рамках « Грязной войны». Несмотря на угрозу преследования со стороны правительства, в 1970-х годах в Чьяпасе начали формироваться различные крестьянские организации, а также небольшие вооруженные группы. [6] Пытаясь подавить сопротивление коренных народов в регионе, владельцы ферм и земель создали военизированные формирования, спонсируемые правительством Мексики, призванные жестоко отомстить потенциальному неповиновению коренных народов. [6] В то же время многие представители коренного населения в ответ на преследования сформировали небольшие вооруженные группы боевиков, одной из которых стала Сапатистская армия национального освобождения (САНО). [6]
До восстания сапатистов коренные жители Чьяпания обычно использовали законные средства протеста, такие как демонстрации и марши. Обычно протесты практически не встречали бюрократической реакции. Петиции также использовались, чтобы убедить мексиканское правительство вернуть доступ к захваченным землям коренных народов. Даже в случае успеха государство реагировало на эти петиции с административными задержками и не желало отбирать власть у сельской элиты. [7]
Карлос Салинас де Гортари стал президентом Мексики в 1988 году. [8] и внес изменения в статью 27 Конституции Мексики , которые положили конец перераспределению земли между эхидо и позволили крупномасштабную передачу земель сельских общин коренных народов транснациональным продовольственным корпорациям. [9]
За год до восстания АНОС назначила субкоманданте Маркоса (по-испански «субкомандующий») идеологическим лидером движения, а также планировала объявить войну штату Мехико. Маркос был уникальным лидером, потому что, в отличие от большинства участников восстания, он был метисом, а не коренным народом. [6] АНОС объявила войну мексиканскому государству 1 января 1994 года, в день НАФТА вступления . в силу, в знак протеста против реализации НАФТА [10]
События
[ редактировать ]В день восстания люди Цоциль , Целталь , Тохолаб'ал и Чол напали на общественные центры, такие как мэрии во многих городах штата Чьяпас, включая Сан-Кристобаль-де-лас-Касас , Альтамирано , Лас-Маргаритас , Окосинго и Шанал . [11] Повстанцы носили лыжные маски и использовали мебель и другие офисные материалы, чтобы забаррикадироваться внутри зданий после их захвата. [12] Во время оккупации города повстанцы также рисовали на стенах зданий просапатистские высказывания. [13] Во время рейда на Сан-Кристобаль-де-лас-Касас сапатисты освободили из тюрьмы 230 заключенных, преимущественно коренных жителей, а также в знак протеста уничтожили земельные реестры. [11] Несколько часов спустя САНО покинула Сан-Кристобаль-де-лас-Касас. Когда 600 сапатистских повстанцев захватили город Альтамирано, завязалась битва с правительственными войсками. [13] В Окосинго повстанцев встретила полиция, которая жестоко отомстила сапатистской оккупации. [11] Мексиканская армия также отреагировала на нападения, и к концу той недели все повстанцы были изгнаны из оккупированных городов в джунгли Лакандон , где боевые действия продолжались еще пять дней. Правительство Мексики наконец объявило о прекращении огня 12 января 1994 года.
Во время восстания государство использовало средства массовой информации, такие как радио и телевидение, для подавления новостей, касающихся сапатистов. В ответ сторонники сапатистов использовали Интернет для распространения информации не только на местном уровне, но и среди международных новостных организаций. Интернет стал ресурсом для репортажей с мест жителей Чьяпаса, документирующих происходящее. В то время доступ в Интернет, телефонная связь и электричество были недоступны бедным сельским сапатистским общинам. Таким образом, все распространение киберинформации происходило через международные сети солидарности. Репортажи АНОС писались от руки и раздавались репортерам. [7]
Последствия и поддержка
[ редактировать ]После прекращения огня и Сан-Андресских соглашений
[ редактировать ]После прекращения огня Мануэль Камачо был назначен представителем правительства по мирным отношениям между мексиканским государством и сапатистами. 21 февраля 1994 года члены АНОС Мануэль Камачо и епископ-посредник Самуэль Руис встретились в Сан-Кристобаль-де-лас-Касас, чтобы обсудить мирные соглашения. [6] Однако 12 июня АНОС отклонила предложения правительства. Мирные переговоры были также прерваны вторжением мексиканской армии на земли, оккупированные сапатистами в феврале 1995 года. [14] было Мирное соглашение Сан-Андресское соглашение наконец подписано сапатистами и правительством Мексики в феврале 1996 года.
Долгосрочные последствия
[ редактировать ]Восстание сапатистов связывают с долгосрочными изменениями в Мексике, включая растущую демократизацию штата в результате укрепления мексиканского гражданского общества. [15] После восстания гражданское население продолжало мобилизоваться для дальнейшего включения и расширения прав человека, демократии, здравоохранения и образования в Мексике. [16] Милитаризация Чьяпаса увеличилась более чем на 200% с 1994 по 1999 год, вероятно, в попытке государства подавить сопротивление коренного населения, такое как восстание сапатистов. [17]
Однако мексиканское правительство не смогло полностью удовлетворить призывы к суверенитету коренных народов и требования сапатистов. С 1994 по 2003 год члены и сторонники движения продолжали выходить на демонстрации протеста, блокировать дороги, захватывать земли и организовывать забастовки. Законопроект о правах коренных народов 2001 года, первоначально согласованный между сапатистами и правительством Мексики в 1996 году, но принятый только в 2001 году, давал большие обещания удовлетворить многие требования сапатистов по улучшению автономии и прав коренных народов. [18] Однако внесенные в последнюю минуту изменения в законопроект смягчили обещания, и некоторые лидеры коренных народов увидели в этом еще один метод смягчения последствий, используемый правительством, чтобы остановить протесты коренных народов и не предлагать долгосрочных системных изменений. Многие в АНОС и сторонники сапатистов сравнивали его с Сан-Андресскими соглашениями, поскольку они не выполнили требования коренных народов. [17]
Текущее состояние коренных народов Мексики
[ редактировать ]Несмотря на прогресс, достигнутый сапатистским движением, последствия колонизации — болезни, порабощение и эксплуатация — исторически наносили вред (и в настоящее время вредят) общинам коренных народов Мексики. По состоянию на 2021 год коренные народы составляют около 15% населения Мексики. [19] В отчете Организации Объединенных Наций за 2015 год утверждается, что 80,6% коренного населения Мексики крайне бедны, имеют значительно более высокий уровень материнской смертности, чем некоренное население Мексики, и имеют на 50% более высокий уровень смертности среди детей коренных народов, чем среди детей некоренного происхождения. [20] В 2020 году около трети жителей самого южного штата Мексики Чьяпас были идентифицированы в ходе переписи как коренные народы. [21] Штат занимает второе место по уровню бедности после штата Герреро . [22] Около половины коренного населения штата Чьяпас сообщили об отсутствии дохода по данным переписи 2010 года, при этом еще 42% людей зарабатывали менее 5 долларов в день. [23]
Повстанческие сапатистские автономные муниципалитеты
[ редактировать ]АНОС учредила повстанческие сапатистские автономные муниципалитеты в штате Чьяпас. Пять караколов, или регионов-организаторов, были созданы в 2003 году, а семь новых караколов были созданы в 2019 году. Муниципалитеты сосредоточили свои усилия на создании народной демократической инфраструктуры, коллективном контроле над землей, здравоохранении, образовании и продвижении прав женщин. [24]
Международное движение солидарности и феминизм
[ редактировать ]Сапатистское движение вышло за рамки восстания 1994 года как международное движение солидарности и источник уроков и вдохновения для массовых социальных движений по всему миру, включая движение «Захвати США» в 2011 году и протесты в 2014 году после исчезновения 43 студентов. из сельского педагогического колледжа в Мексике. [25] Сапатистское движение, чуткое и активное в борьбе за права женщин, поставило разрушение патриархата в качестве основной цели, которая с течением времени становится все более важной в их философии. Сапатисты вдохновили движения, стремящиеся разрушить патриархат, посредством революционного включения женщин в мобилизационные усилия. [25] В марте 2018 года сапатисты координировали первое международное собрание в автономном регионе Караколь Морелия в Чьяпасе под названием «Международное собрание женщин, которые борются». На мероприятии присутствовали женщины из более чем 50 стран. В течение трех дней женщины сосредоточились на укреплении солидарности, силе и обучении друг друга по таким темам, как изменение климата, массовое тюремное заключение, гендерное насилие, рабочие движения и права коренных народов. Это собрание является примером международного народного образования и солидарности, вдохновленного и скоординированного сапатистами. [26] Эти сети и проявления международной солидарности и взаимопомощи между активистами иногда называют «Международным сапатизмом». Движение представляет собой борьбу за справедливость, автономию и свободу от государственного, политического и экономического угнетения. [27] А во всем мире сапатисты стали символом суверенитета коренных народов. [28]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Рауль Бенитес Манаут и Рафаэль Фернандес де Кастро (2001). Мексика-Центральная Америка: вызовы начала XXI века . Мехико: Автономный технологический институт Мексики, стр. 49. ISBN 978-968-6729-02-3 .
- ^ «Милитаризация и грязная война в Чьяпасе» . www.solidaritat.ub.edu . Проверено 10 апреля 2018 г.
- ↑ Алекс Хаснабиш (5 мая 2005 г.) «Сапатистское восстание (1 января 1994 г.)» . Глоссарий по глобализации и автономии . Университет Макмастера .
- ^ «UCDP — Программа данных о конфликтах в Уппсале» . ucdp.uu.se . Проверено 8 января 2021 г.
См. диаграмму «Число смертей» в 1994 г.
- ^ «Сапатистская национально-освободительная армия (САНО)» . Британская энциклопедия . Проверено 19 апреля 2016 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Ментинис, Михалис (2006). Сапатисты: восстание в Чьяпасе и что оно означает для радикальной политики . Плутон Пресс. doi : 10.2307/j.ctt18fsbch . ISBN 9780745324869 . JSTOR j.ctt18fsbch .
- ^ Jump up to: а б Кливер, Гарри М. (1998). «Эффект сапатистов: Интернет и рост альтернативной политической структуры» . Журнал международных отношений . 51 (2): 621–640. ISSN 0022-197X . JSTOR 24357524 .
- ^ Келли 1994 , с. 556.
- ^ Келли 1994 , с. 544.
- ^ Субкоммандер Маркос, Я Баста! 10 лет Сапатистскому восстанию. АК Пресс 2004 г. ISBN 9781904859130
- ^ Jump up to: а б с Коллинз, Стивен Д. (декабрь 2010 г.). «Права коренных народов и внутренние войны: конфликт в Чьяпасе через 15 лет». Журнал социальных наук . 47 (4): 773–788. дои : 10.1016/j.soscij.2010.05.006 . S2CID 55210825 .
- ^ «Архив Мару. 1 января 1994 года. Хроника газеты TIEMPO из Сан-Кристобаль-де-лас-Касас» . www.bibliotecas.tv . Проверено 10 апреля 2018 г.
- ^ Jump up to: а б Мигель Анхель Годинес Браво был командующим Седьмым военным округом (юго-восток страны), а Гастон Менчака Ариас — командующим 31-м. Военная зона.
- ^ «Искра надежды: продолжающиеся уроки сапатистской революции 25 лет спустя» . НАКЛА . Проверено 15 апреля 2019 г.
- ^ Гилбрет, Крис; Отеро, Херардо (июль 2001 г.). «Демократизация в Мексике: восстание сапатистов и гражданское общество» . Латиноамериканские перспективы . 28 (4): 7–29. дои : 10.1177/0094582X0102800402 . ISSN 0094-582X . S2CID 197650635 .
- ^ Там же, стр. 10.
- ^ Jump up to: а б Инклан, Мария де ла Луз (2009). «Репрессивные угрозы, процедурные уступки и сапатистский цикл протестов, 1994–2003 гг.». Журнал разрешения конфликтов . 53 (5): 794–819. дои : 10.1177/0022002709341173 . ISSN 0022-0027 . S2CID 145240670 .
- ^ Томпсон, Джинджер (30 апреля 2001 г.). «Конгресс Мексики одобряет законопроект об измененных правах» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Проверено 12 мая 2023 г.
- ^ «Мир коренных народов 2021: Мексика – IWGIA – Международная рабочая группа по делам коренных народов» . www.iwgia.org . Проверено 12 мая 2023 г.
- ^ «Коренное население Мексики продолжает сталкиваться с высоким уровнем бедности» . Панорамы . 15 июня 2016 г. Проверено 12 мая 2023 г.
- ^ ИНЕГИ. «Представление результатов. «Мексиканские Соединённые Штаты». Инеги, 25 января 2021 г. По состоянию на 23 апреля 2023 г.
- ^ «СОЦИАЛЬНОЕ НЕРАВЕНСТВО (СИ)» . СИПАЗ — Международная служба мира. 06 февраля 2012 г. Проверено 13 апреля 2019 г.
- ^ Годельманн, Икер Рейес. «Сапатистское движение: борьба за права коренных народов в Мексике» . Австралийский институт международных отношений. Проверено 13 апреля 2019 г.
- ^ Хакбарт, Курт; Мурс, Колин (9 сентября 2019 г.). «Сапатистская революция не закончилась» . ISSN 0027-8378 . Проверено 12 мая 2023 г.
- ^ Jump up to: а б «Искра надежды: продолжающиеся уроки сапатистской революции 25 лет спустя» . НАКЛА . Проверено 12 мая 2023 г.
- ^ «Фоторепортаж: посещение первого международного съезда сапатистов борющихся женщин» . Отдел новостей Национального географического общества . 21 марта 2018 года . Проверено 12 мая 2023 г.
- ^ Эндрюс, Эбигейл (январь 2011 г.). «Как активисты «забирают сапатизм домой»: динамика транснациональных социальных движений с юга на север» . Латиноамериканские перспективы . 38 (1): 138–152. дои : 10.1177/0094582X10384217 . ISSN 0094-582X . S2CID 144583264 .
- ^ ван дер Хаар, Джемма (2004). «Восстание сапатистов и борьба за автономию коренных народов» . Revista Europea de Estudios Latinoamericanos y del Caribe / Европейский обзор исследований Латинской Америки и Карибского бассейна (76): 99–108. ISSN 0924-0608 . JSTOR 25676074 .
Библиография
[ редактировать ]- Келли, Джеймс (1994). «Статья 27 и земельная реформа в Мексике: наследие мечты Сапаты» . Обзор законодательства Колумбийского университета в области прав человека . 25 : 541–570.
- 1994 год в Мексике
- Конфликты 1994 года
- События января 1994 года в Мексике.
- Восстания 20-го века
- Анархистские восстания
- Крестьянские восстания
- Чьяпас
- Восстания в Мексике
- Сепаратизм в Мексике
- Войны с участием Мексики
- Войны с участием коренных народов Северной Америки
- Сапатистская армия национального освобождения