Jump to content

Сапатистская армия национального освобождения

Сапатистская армия национального освобождения
Сапатистская армия национального освобождения (EZLN)
Также известен как Сапатисты
Лидеры
Фундамент 17 ноября 1983 г. ( 17.11.1983 )
Даты работы 1994 – настоящее время
Страна Мексика
Штаб-квартира Сан-Кристобаль-де-лас-Касас , Чьяпас
Активные регионы Чьяпас
Идеология
Политическая позиция Крайний левый
Статус Активный
Размер Около 7000 активных участников и ополченцев; десятки тысяч гражданских сторонников ( bases de apoyo )
Союзники Народно-революционная армия (отрицается АННО)
ЭТА (взаимные сторонники, 1995 – начало 2000-х)
Оппоненты
Сражения и войны
Веб-сайт ссылкаzapatista .ezln .org .mx

Сапатистская армия национального освобождения ( испанский : Army Zapatista de Liberación Nacional , EZLN ), часто называемая сапатистами ( мексиканская армия национального освобождения). Испанское произношение: [сапатистас] ) — крайне левая политическая и воинственная группировка, контролировавшая значительную часть территории в Чьяпасе , самом южном штате Мексики . [4] [5] [6] [7]

С 1994 года группировка номинально находится в состоянии войны с мексиканским государством (хотя на данный момент ее можно охарактеризовать как замороженный конфликт ). [8] АННО использовала стратегию гражданского сопротивления . Основная часть сапатистов состоит в основном из коренных жителей сельской местности , но включает в себя некоторых сторонников в городских районах и за рубежом. Главным представителем АНОС является субкоманданте Повстанческий Галеано , ранее известный как субкоманданте Маркос (он же компаньеро Галеано и нулевой делегат в отношении « Другой кампании »). В отличие от других представителей сапатистов, Маркос не является коренным народом майя . [9] [ нужен лучший источник ]

Группа получила свое название от Эмилиано Сапаты , аграрного революционера и командующего Армией освобождения Юга во время Мексиканской революции , и считает себя его идеологическим наследником.

Идеологию АНОС можно охарактеризовать как либертарианско-социалистическую . [2] анархист , [10] или марксистский , [11] и имеющие корни в теологии освобождения [12] хотя сапатисты отвергли [13] политическая классификация. АННО присоединяется к более широкому общественному движению альтерглобалистскому антинеолиберальному , стремящемуся к контролю коренного населения над местными ресурсами, особенно землей. Поскольку восстанию 1994 года противостояли мексиканские вооруженные силы , АННО воздержалась от военных наступлений и приняла новую стратегию, направленную на то, чтобы заручиться мексиканской и международной поддержкой.

Организация [ править ]

Сапатисты называют себя децентрализованной организацией. под псевдонимом Субкоманданте Маркос широко считается ее лидером, несмотря на его заявления о том, что у группы нет единого лидера. Политические решения обсуждаются и принимаются на общественных собраниях. Военные и организационные вопросы решаются старейшинами сапатистского региона, которые составляют Главное командование (Революционный тайный комитет коренных народов - Генеральное командование, или CCRI-CG). [14]

История [ править ]

Предыстория [ править ]

Регион Чьяпас был ареной ряда восстаний, в том числе «Кастовой войны» или «Восстания Чамула» (1867–1870 гг.) И «Войны Пахарито» (1911 г.). [15]

АННО возникла во время правления Институционально-революционной партии (ИРП), которая в то время управляла Мексикой более шестидесяти лет, в рамках системы доминирующей партии . Ситуация заставила многих молодых людей считать легальные каналы политического участия закрытыми и делать ставку на создание подпольных вооруженных организаций, стремящихся свергнуть авторитарный с их точки зрения режим и тем самым улучшить условия жизни населения. . Одна из этих организаций, [16] были известны как Национально-освободительные силы (ФНО). ФНО был основан 6 августа 1969 года Сесаром Херманом Яньесом Муньосом в Монтеррее , Нуэво-Леон. По словам Марио Артуро Акосты Чапарро в его докладе «Подрывные движения в Мексике» , «они установили районы своих операций в штатах Веракрус , Пуэбла , Табаско , Нуэво-Леон и Чьяпас ».

, произошло столкновение В феврале 1974 года в Сан-Мигель-Непантла [ Викиданные ] , штат Мехико между подразделением мексиканской армии под командованием Марио Артуро Акосты Чапарро и членами ФНО, некоторые из которых погибли во время боя. сообщил, что подвергался пыткам . [17]

В результате этого противостояния ФНО потерял свою оперативную способность. В начале 1980-х некоторые из ее боевиков решили основать новую организацию. Так, Сапатистская армия национального освобождения (САНО) была основана 17 ноября 1983 года некоренными членами ФНО из городских северных районов Мексики и коренными жителями отдаленных регионов Лас-Каньядас/ Сельва-Лакандона в восточном штате Чьяпас. бывших повстанческих движений. [18] Некоторые лидеры НОЛ утверждали, что авангардистская и марксистско-ленинская ориентация ФНО не понравилась коренным жителям штата Чьяпас , что привело к тому, что бывшие члены ФНО в АНОС в конечном итоге сделали выбор в пользу либертарианских социалистических и неозапатистских взглядов. [19] [20]

С годами группа медленно росла, опираясь на социальные отношения между коренными народами и используя организационную инфраструктуру, созданную крестьянскими организациями и католической церковью (см. Теологию освобождения ). [21] В 1970-х годах благодаря усилиям Римско-католической епархии Сан-Кристобаль-де-лас-Касас большинство коренных общин в лесу Лакандон уже были политически активными и имели опыт взаимодействия с правительственными учреждениями и местными чиновниками. [18] В частности, в 1974 году конференция коренных народов собрала вместе коренные народы со всего Чьяпаса, чтобы обсудить их условия. Это мероприятие, организованное католической церковью, помогло укрепить политическую идентичность коренных народов в регионе. [22] В 1980-х годах они присоединились к Ассоциации сельских коллективных интересов – «Unión de Uniones» (ARIC-UU). [18] Однако споры по поводу стратегии в Чьяпасе привели к тому, что в начале 1990-х годов АНОС взяла на себя более половины членов ARIC-UU. [18]

1990-е годы [ править ]

Субкоманданте Маркос в окружении нескольких командиров CCRI

Сапатистская армия обнародовала свое заявление 1 января 1994 года, опубликовав свое заявление в день Североамериканского соглашения о свободной торговле вступления в силу (НАФТА). В этот день они издали свою Первую декларацию и революционные законы из джунглей Лакандона . Это заявление равносильно объявлению войны мексиканскому правительству, которую они считали нелегитимной. АННО подчеркнула, что сделала выбор в пользу вооруженной борьбы из-за отсутствия результатов, достигнутых мирными средствами протеста (такими как сидячие забастовки и марши). [23]

Знак, указывающий на въезд на территорию сапатистских повстанцев. «Вы находитесь на территории сапатистов и восстаете. Здесь народ командует, а правительство подчиняется».

Их первоначальной целью было спровоцировать революцию против подъема неолиберализма. [24] по всей Мексике, но, поскольку такой революции не произошло, они использовали свое восстание как платформу, чтобы привлечь внимание к своему движению в знак протеста против подписания НАФТА, которое, по мнению АННО, приведет к увеличению неравенства в Чьяпасе. [25] Однако еще до подписания НАФТА разногласия среди коренных крестьян уже росли в 1992 году после внесения поправки в статью 27 Конституции. Поправка призывала к прекращению земельной реформы и упорядочению всех земельных владений, что положило конец перераспределению земли в Мексике. [26] Окончание распределения земли ознаменовало конец многих сообществ, которые росли в последнее десятилетие, поскольку они ждали дальнейшего распределения, которое, по мнению правительства, отставало в аграрной сфере. [26]

Сапатисты организовали Межконтинентальную встречу человечества и против неолиберализма, чтобы помочь создать единую платформу для других антинеолиберальных групп. [24] АННО также призвала к большей демократизации мексиканского правительства, которое в течение 65 лет контролировалась Институционально -революционной партией, также известной как PRI, и к земельной реформе, предусмотренной Конституцией Мексики 1917 года , которая была отменен в 1991 году. [27] Сапатисты упомянули «независимость» среди своих первоначальных требований; тем не менее, АНОС не получала систематического внимания к нему до тех пор, пока не начались обширные контакты между сапатистами и другими организациями коренных народов во время переговоров в Сан-Андресе и использование природных ресурсов, обычно добываемых в Чьяпасе. Он также выступал за защиту от насилия и политическое вовлечение коренных общин Чьяпаса. [28]

1 января 1994 года около 3000 вооруженных повстанцев-сапатистов захватили шесть городов в высокогорье штата Чьяпас. Сапатисты вскоре отступили в лес, чтобы избежать наступления федеральных сил. [29]

«EZLN перечислила ряд других требований, которые представляли собой сборник давних претензий коренных общин Чьяпаса, но также нашли отклик в широких слоях мексиканского общества за пределами Чьяпаса: работа, земля, жилье, еда, здравоохранение, образование независимость, свобода, демократия, справедливость и мир». [28]

После прекращения огня 12 января позже в том же месяце начались мирные переговоры между католическим епископом Самуэлем Руисом от сапатистов и бывшим мэром Мехико Мануэлем Камачо Солисом от штата. [30]

Военное наступление [ править ]

Субкоманданте Маркос из АНОС во время Марша цвета земли

Ордера на арест были выданы Маркосу, Хавьеру Элорриаге Бердеге , Сильвии Фернандес Эрнандес, Хорхе Сантьяго, Фернандо Яньесу, Герману Висенте и другим сапатистам. В тот момент в джунглях Лакандон Сапатистская армия национального освобождения находилась под военной осадой мексиканской армии. Хавьер Элорриага был схвачен 9 февраля 1995 года силами военного гарнизона Габина Веласкес в городе Лас- Маргаритас . [31] 11 февраля 1995 года PGR проинформировало страну о том, что правительство провело операцию в штате Мехико, где было задержано 14 человек, предположительно связанных с сапатистами, восемь из которых уже были переданы судебным властям. они также захватили важный арсенал. [32] [ нужен лучший источник ] PGR угрожала католическому епископу Сан-Кристобаль-де-Лас-Касас Самуэлю Руису Гарсиа арестом. Утверждая, что они помогли скрыть партизанское восстание сапатистов, хотя об их деятельности много лет назад сообщалось в Proceso мексиканском левом журнале . Однако вполне вероятно, что правительство Мексики знало о восстании, но не предприняло никаких действий. [33] [34] [35] Это отрицательно повлияло на отношения Святейшего Престола и Мексики . [36]

Субкоманданте Маркос в Саламанке, март 2006 г.

В ответ на осаду САНО министр внутренних дел Эстебан Моктесума подал президенту Седильо заявление об отставке, которое Седильо отказался принять. Под влиянием протеста Моктесумы президент Седильо отказался от военного наступления в пользу дипломатического подхода. Мексиканская армия облегчила свою операцию в Чьяпасе, позволив Маркосу покинуть военный периметр в джунглях Лакандон. [37] Реагируя на изменение условий, друзья АНОС вместе с субкоманданте Маркосом подготовили отчет для заместителя министра внутренних дел Луиса Мальдонадо Венегаса ; министр внутренних дел Эстебан Моктесума; а затем президент Седильо. [38] наклонности Маркоса В документе подчеркивались пацифистские и его желание избежать кровопролитной войны. В документе также говорится, что маргинализированные группы и левые радикалы, существовавшие в Мексике, поддерживают сапатистское движение. Он также подчеркнул, что Маркос придерживался открытого курса переговоров.

2000-е [ править ]

В апреле 2000 года Висенте Фокс , кандидат в президенты от оппозиционной Партии национального действия (PAN), направил новое предложение о диалоге субкоманданте Маркосу, не получив ответа. В мае группа гражданских лиц напала на двух представителей коренного населения из автономного муниципалитета Польхо, штат Чьяпас. Для обеспечения безопасности района были отправлены сотрудники федеральной полиции. Координаторы сапатистов и несколько неправительственных организаций назвали это «явной провокацией в адрес АНОС». [39]

Висенте Фокс был избран президентом в 2001 году (первый президент Мексики, не входящий в PRI за более чем 70 лет), и в качестве одного из своих первых действий он призвал АННО вступить в диалог с федеральным правительством. Однако АННО настаивала на том, что не вернется к мирным переговорам с правительством до тех пор, пока не будут закрыты семь военных позиций. Впоследствии Фокс принял решение вывести армию из зоны конфликта, поэтому все военные, находящиеся в штате Чьяпас, начали покидать этот район. После этого жеста субкоманданте Маркос согласился начать диалог с правительством Висенте Фокса, но вскоре после этого потребовал условий мира; в частности, чтобы федеральное правительство разоружило военизированные группировки PRI в этом районе. [40] Сапатисты двинулись на Мехико, чтобы оказать давление на Мексиканский Конгресс , и сформировали Сапатистский информационный центр , через который будет осуществляться обмен информацией о поездке партизанской делегации в Мехико, а также будут формулироваться мобилизации с требованием соблюдения условий АНОС для диалог. Хотя Фокс ранее заявлял, что может положить конец конфликту «за пятнадцать минут», [41] АНОС отклонила соглашение и создала 32 новых « автономных муниципалитета » в Чьяпасе. Тогда они в одностороннем порядке выполнят свои требования без государственной поддержки, хотя у них и было определенное финансирование со стороны международных организаций.

Субкоммандер Маркос в 1996 году

28 июня 2005 года сапатисты представили Шестую декларацию Лакандонских джунглей. [42] заявляя о своих принципах и видении Мексики и всего мира. В этой декларации вновь была подтверждена поддержка коренных народов, составляющих примерно одну треть населения Чьяпаса, и расширена сфера действия, включившая в себя «всех эксплуатируемых и обездоленных жителей Мексики». Он также выразил сочувствие международному альтерглобалистскому движению и поддержал левые правительства на Кубе, Боливии, Эквадоре и в других местах, с которыми, по их мнению, существовало общее дело.

Командир Рамона

3–4 мая 2006 г. прошла серия демонстраций протеста против насильственного удаления нелегальных продавцов цветов со стоянки в Тескоко для строительства филиала Walmart . Протесты переросли в насилие, когда полиция штата и Федеральная превентивная полиция доставили около 5000 агентов в Сан-Сальвадор-Атенко и близлежащие населенные пункты. Местная организация под названием « Народный фронт защиты земли» , которая придерживается Шестой декларации, обратилась за поддержкой к другим региональным и национальным организациям. « Делегат Зеро » и его « Другая кампания » находились в это время в соседнем Мехико, только что организовав там первомайские мероприятия, и быстро прибыли на место происшествия. Следующие дни были отмечены насилием: около 216 арестов, более 30 обвинений в изнасиловании и сексуальном насилии против полиции, пять депортаций и одна жертва - 14-летний мальчик по имени Хавьер Кортес, застреленный полицейским. 20-летний студент экономического факультета НАН Алексис Бенхумеа скончался утром 7 июня 2006 года после того, как находился в коме, вызванной ударом по голове ударом граната со слезоточивым газом, запущенная полицией. [43] Большая часть организации сопротивления была осуществлена ​​сторонниками АННО и Шестой декларации, а Делегат Зеро заявил, что тур «Другая кампания» будет временно остановлен до тех пор, пока все заключенные не будут освобождены.

В конце 2006 и начале 2007 года сапатисты (через субкоманданте Маркоса ) вместе с другими коренными народами Америки объявили о Межконтинентальной встрече коренных народов. Они пригласили коренные народы со всей Америки и остального мира собраться 11–14 октября 2007 года недалеко от Гуаймаса , Сонора . В декларации конференции эта дата была обозначена в связи с «515-летием со дня вторжения на древние территории коренных народов и начала завоевательной войны, грабежей и капиталистической эксплуатации». Команданте Давид сказал в интервью: «Цель этой встречи — встретиться друг с другом и узнать боли и страдания друг друга. Это поделиться нашим опытом, потому что каждое племя отличается». [44]

Третья встреча сапатистов с народами мира проходила с 28 декабря 2007 г. по 1 января 2008 г. [45]

В середине января 2009 года Маркос произнес речь от имени сапатистов, в которой он поддержал сопротивление палестинцев , поскольку « израильского правительства хорошо обученные и вооруженные военные продолжают марш смерти и разрушения». Он охарактеризовал действия израильского правительства как «классическую завоевательную войну». Он сказал: «Палестинский народ также будет сопротивляться, выживет, продолжит борьбу и продолжит испытывать сочувствие снизу к своему делу». [46]

2010-е [ править ]

21 декабря 2012 года десятки тысяч сторонников АНОС молча прошли маршем по пяти городам штата Чьяпас: Окосинго , Лас-Маргаритас , Паленке , Альтамирано и Сан-Кристобаль . Через несколько часов после марша было опубликовано коммюнике CCRI-CG в форме стихотворения, подписанное субкоманданте Маркосом . [47] Эта мобилизация, в которой приняли участие около 40 000 сапатистов, была крупнейшей со времен восстания 1994 года. , из этого числа По оценкам Ла Хорнады половина прошла бы по улицам Сан-Кристобаль-де-лас-Касас, 7000 - в Лас-Маргаритас и 8000 - в Паленке; со своей стороны El País подсчитала, что в Сан-Кристобале сосредоточилось бы около 10 000 участников. [48] [49]

Помимо количества людей, молчание, с которым они шли, и отсутствие вступительной или заключительной речи были элементами, которые отметили это мероприятие. Поэт и журналист Герман Беллингаузен , специалист по освещению движения, так закончил свою хронику: [50]

Способные «появиться» внезапно, мятежные коренные жители «исчезли» так же аккуратно и бесшумно, как они прибыли в этот город на рассвете, который, спустя два десятилетия после травмирующего восстания АНОС здесь в новом 1994 году, принял их с заботой и любопытством. без какого-либо выражения неприятия. Под сводами мэрии, которая сегодня приостановила свою деятельность, собрались десятки жителей Окосингуэнса, чтобы сфотографировать на мобильные телефоны и фотоаппараты впечатляющую концентрацию людей в капюшонах, которые заполонили парк, как игра в тетрис , продвигаясь между плантаторами с приказом, который казался поставленные, чтобы с самого начала быстро установить платформу, поднять кулак и тихо сказать: «Опять мы здесь». [48]

Сапатисты пригласили мир на трехдневную фиесту в честь десятилетия сапатистской автономии в августе 2013 года в пяти караколех штата Чьяпас. Они ожидали, что мероприятие под названием «Маленькая школа свободы» примут участие 1500 международных активистов. [51] [52]

В июне 2015 года АНОС сообщила об агрессии против коренного населения в Эль-Росарио, штат Чьяпас; В отчете, подписанном субкоманданте Мойзесом, указывалось, что нападение произошло в том же месяце и году. Кроме того, поступила жалоба от Организации гражданского общества Лас-Абежас коренной житель цоциль . , в которой говорилось, что 23 июня 2015 года был убит [53]

В 2016 году на Национальном конгрессе коренных народов АННО согласилась выбрать кандидата, который будет представлять их на всеобщих выборах в Мексике в 2018 году . Это решение нарушило двухдесятилетнюю традицию сапатистов отвергать мексиканскую избирательную политику. В мае 2017 года Мария де Хесус Патрисио Мартинес , женщина мексиканского происхождения и происхождения науа , была выбрана кандидатом. [54] [55] но ей не удалось собрать 866 000 подписей, необходимых для участия в избирательном бюллетене. [56]

В конце августа 2019 года субкоманданте Повстанческий Галеано объявил о расширении САНО еще на 11 округов. [57] В ответ президент Андрес Мануэль Лопес Обрадор заявил, что это расширение можно только приветствовать, при условии, что оно будет сделано без насилия. [58]

2020-е годы [ править ]

АННО сделала противодействие мегаинфраструктурным проектам в регионе своим главным приоритетом. [59] [60] В 2020 году они объявили о « Путешествии ради жизни» , а в 2021 году сапатисты посетили различные группы активистов в Европе. [61] [62]

В ноябре 2023 года САНО объявила о роспуске повстанческих сапатистских автономных муниципалитетов из-за роста насилия в регионе. [63] Позже в том же месяце они объявили о реорганизации MAREZ в тысячи «Местных автономных правительств» (GAL), которые образуют общерегиональные «Сапатистские автономные правительственные коллективы» (CGAZ) и общезональные «Ассамблеи коллективов сапатистских автономных правительств» ( АКГАЗ). [64]

Идеология [ править ]

Федеральное шоссе 307, Чьяпас.
Верхняя надпись на испанском языке гласит: «Вы находитесь на территории сапатистских повстанцев. Здесь народ командует, а правительство подчиняется».
Внизу табличка: «Северная зона. Совет доброго правительства. Торговля оружием, выращивание наркотиков, употребление наркотиков, алкогольных напитков и незаконная продажа древесины строго запрещены. Нет уничтожению природы».
Член Сапатистской национальной освободительной армии играет на гитаре в Чьяпасе, Мексика.

Неосапатисты не провозглашали приверженность какой-либо конкретной политической идеологии, выходящей за рамки левой политики. Идеология сапатистского движения, Neozapatismo , синтезирует традицию майя с элементами либертарианского социализма . [65] анархизм , [10] Католическая теология освобождения [66] и марксизм . [11] [67] Некоторые авторы также проводят параллели между неозапатизмом и автономизмом , в то время как другие утверждают, что его лучше определить как полуанархистский. [68] Историческое влияние мексиканских анархистов и различных латиноамериканских социалистов очевидно в неозапатизме. Позиции субкоманданте Маркоса добавляют марксизма [69] элемент движения. гармонирует сапатистский лозунг С концепцией взаимопомощи : «Все для всех. Для нас ничего» ( Para todos todo, para nosotros nada ).

АННО выступает против экономической глобализации , утверждая, что она серьезно и негативно влияет на крестьянскую жизнь ее коренных жителей и угнетает людей во всем мире. Подписание НАФТА также привело к исключению статьи 27 раздела VII из Конституции Мексики , которая гарантировала земельные репарации группам коренного населения по всей Мексике посредством коллективного землевладения. [70]

Постколониализм [ править ]

Сапатисты указывают на Паленке (2010 г.).

Исследователи постколониализма утверждают, что реакция сапатистов на введение НАФТА в 1994 году, возможно, отражала сдвиг в восприятии, происходящий в обществах, переживших колониализм. [71]

Сапатисты использовали такие организации, как Экономический и Социальный Совет ООН (ЭКОСОС), для повышения осведомленности о своем восстании и правах коренных народов, и они утверждают, что мексиканское правительство не уважает бедное и маргинализованное население страны. [72] Обращение к ЭКОСОС и другим неправительственным организациям, возможно, позволило сапатистам обрести чувство автономии, пересмотрев свою идентичность как коренного народа, так и граждан Мексики. [73]

Религия [ править ]

Одним из наиболее важных принципов сапатистской идеологии была теология освобождения , епископ Чьяпаса Самуэль Руис . ключевой фигурой которой считался [74] Сапатистское движение внешне светское и не имеет официальной религии. Однако всеохватывающее сапатистское движение находилось под влиянием теологии освобождения и ее сторонников. Организация с самого начала заявила, что «не имеет связей ни с католическими религиозными авторитетами, ни с авторитетами какого-либо другого вероисповедания». [75]

Местное католическое духовенство сыграло роль катализатора формирования нео-сапатистов в Чьяпасе, учитывая сильную позицию, которую Церковь занимала среди местных коренных общин. Катехизаторы из числа коренных народов, преподававшие теологию освобождения, сыграли важную роль в организации местного населения и придали ореол легитимности движениям, которые до сих пор считались слишком опасными или радикальными. Деятельность католических социалистических катехизаторов в регионе позволила ФНО проникнуть в местные деревни и начать сотрудничать с католической ассоциацией Слоп ( цельтальское название «корень»), основной целью которой была организация сопротивления коренного населения. Сотрудничество ФНО с ​​местными католическими активистами затем привело к появлению сапатистской АНОС. [76]

За десятилетия, предшествовавшие восстанию 1994 года, Римско-католическая епархия Сан-Кристобаль-де-лас-Касас под руководством епископа Самуэля Руиса Гарсии сформировала кадры катехизаторов из числа коренных народов. [66] На практике эти христианские катехизаторы-освободители способствовали политическому просвещению, создали организационные структуры и помогли поднять прогрессивные настроения среди коренных общин Чьяпаса. [77] Организация этих катехизаторов и такие мероприятия, как Конгресс коренных народов 1974 года, заложили большую идеологическую, а зачастую и организационную основу для АННО, которая объединила многие общины коренных народов под знаменем освобождения. Кроме того, многие из этих катехизаторов из числа коренных народов позже присоединились к АНОС и организовались в нее. [78]

Антропологи Дункан Эрл и Жанна Симонелли утверждают, что освободительный католицизм, распространяемый вышеупомянутыми катехизаторами, который делал упор на помощь бедным и решение материальных условий в тандеме с духовными, привел многих католиков из числа коренных народов в Сапатистское движение. [79] Помимо сапатистов, расцвет сопротивления и идентичности коренных народов в конце 20-го века привел к более широкому движению коренных народов, основанному на местном освободительном христианстве. [80] Одной из таких групп в более широком движении является Las Abejas , экуменическая христианская организация. Поддерживаемый, но не контролируемый епархией Сан-Кристобаль, Лас-Абежас привержен ненасилию, но разделяет симпатии и солидарность с целями сапатистов. [81] Из-за своих связей с сапатистами 45 членов Лас-Абежас были убиты во время резни в Актеале в 1997 году. [82]

После восстания АНОС в 1994 году Католическую церковь обвинили в подстрекательстве к восстанию; это обвинение было подтверждено сапатистами, которые приписали местным катехизаторам убеждение местного коренного населения участвовать в восстании. [83] Поэтому сапатистское движение описывалось как движение, сочетающее марксизм с традиционной католической духовностью. [84] Благодаря своей приверженности католицизму, АННО смогла сплотить даже консервативных католиков на стороне своего социалистического дела. [85]

Связь [ править ]

Знак въезда на сапатистскую автономную территорию: Северная зона хунты (собрания) хорошего управления. Строго запрещено: Торговля оружием, выращивание и употребление наркотиков, одурманивающих напитков, незаконная продажа древесины. Нет уничтожению природы.
Сапата жив, борьба продолжается...
Вы находитесь на территории сапатистов в Rebellion. Здесь правит народ, правительство подчиняется.

Сапатисты первоначально сосредоточили внимание на средствах массовой информации как на слабом месте мексиканского федерального правительства и превратили войну в Чьяпасе из военной невозможности в информационное партизанское движение. С 1994 по 1996 год сапатисты пользовались благоприятным освещением в национальных и международных СМИ, особенно через субкоманданте Маркоса в качестве их представителя. [86] Маркос и сапатисты выпускали сотни посланий, проводили энкуэнтрос (массовые митинги), давали многочисленные интервью, встречались с известными общественными и литературными деятелями, включая Оливера Стоуна , Наоми Кляйн , Гаэля Гарсиа Берналя , Даниэль Миттеран , Режиса Дебре , Джона Бергера , Эдуардо. Галеано , Габриэль Гарсиа Маркес , Хосе Сарамаго и Мануэль Васкес Монтальбан участвуют в симпозиумах и коллоквиумах, произносят речи, принимают визиты тысяч национальных и международных активистов и участвуют в двух маршах, которые объехали большую часть страны. [87] Средства массовой информации из Северной и Южной Америки, а также из многих европейских и некоторых азиатских стран предоставили освещение в прессе движению и его представителю. Сочинения EZLN были переведены как минимум на 14 различных языков, и, по словам журналиста Хорхе Алонсо, к 2016 году Маркос стал предметом «более 10 000 цитирований». [88] По мере того, как после 1994 года внешние коммуникации EZLN прекратились, их основное освещение также уменьшилось, особенно после того, как пресс-секретарь субкоманданте Маркос стал критиковать средства массовой информации в 1996 и 1997 годах. [89]

автономия и лидерство Горизонтальная коренных народов

Территория, полностью или частично контролируемая сапатистами на пике их развития. [ когда? ]

Сообщества сапатистов создают и поддерживают свои собственные системы здравоохранения, образования и устойчивые агроэкологические системы , продвигают равноправные гендерные отношения посредством Революционного закона о женщинах и укрепляют международную солидарность посредством информационно-просветительской работы и политического общения, в дополнение к их сосредоточению на построении «мира, в котором много миров». соответствовать". Борьба сапатистов вновь привлекла международное внимание в мае 2014 года после смерти учителя и пропагандиста образования «Учителя Галеано» (имя, выбранное им самим в честь антикапиталистического писателя Эдуардо Галеано ). [90] который был убит в результате нападения на сапатистскую школу и медицинскую клинику, возглавляемого местными военизированными формированиями. [91] В последующие недели тысячи сапатистов, а также сторонников на национальном и международном уровне мобилизовались и собрались, чтобы почтить память Галеано. На этом мероприятии неофициальный представитель сапатистов субкоманданте Маркос объявил, что уходит в отставку. [92]

Наследие [ править ]

Rage Against the Machine выступает на фоне сапатистского флага.

Американская рок-группа Rage Against the Machine выпустила три песни в поддержку EZLN: « People of the Sun » (1996), «Zapata's Blood» (1997) и «War Within a Breath» (1999). [93]

Известные участники [ править ]

См. также [ править ]

Ссылки [ править ]

Сноски [ править ]

  1. ^ Причард, Алекс; Кинна, Рут; Пинта, Саку; Берри, Дэвид Берри (2017). «Предисловие» . Либертарианский социализм: политика в черном и красном . ПМ Пресс . ISBN  978-1-62963-402-9 . ... в период после падения Берлинской стены в качестве примеров либертарианских социалистических экспериментов можно выделить два события: восстание сапатистов в Чьяпасе, Мексика, в 1994 году...
  2. ^ Перейти обратно: а б Несколько источников:
  3. ^ Дэй, Ричард Дж. Ф. (2005). Грамши мертв: анархистские течения в новейших социальных движениях . Плутон Пресс . п. 195. ИСБН  978-0-7453-2112-7 .
  4. ^ Такер, Дункан (1 января 2014 г.). «Актуальны ли повстанцы-сапатисты в Мексике? » Аль Джазира . Проверено 8 сентября 2020 г.
  5. ^ Нолл, Андалусия (30 января 2019 г.). «Сапатисты Мексики восстают уже 25 лет» . Подростковый мод . Проверено 8 сентября 2020 г.
  6. ^ Вильегас, Паулина (26 августа 2017 г.). «В Мексике, уставшей от насилия, сапатистские повстанцы решаются заняться политикой» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 8 сентября 2020 г.
  7. ^ Видал, Джон (17 февраля 2018 г.). «Мексиканские сапатистские повстанцы, 24 года спустя, непокорные в горных крепостях» . Хранитель . Проверено 8 сентября 2020 г.
  8. ^ Ромеро, Рауль. «Краткая история Сапатистской армии национального освобождения» . Журнал РОАР . Перевод Эль Киломбо Интергалактико . Проверено 13 ноября 2016 г.
  9. ^ Гахман, Леви. «Сапатисты оплакивают смерть и начинают новый цикл построения автономии коренных народов» . Америки . Проверено 17 февраля 2024 г.
  10. ^ Перейти обратно: а б Крёвель, Рой (1 января 2010 г.). «Анархизм, сапатисты и движение глобальной солидарности» . Глобальный дискурс . 1 (2): 20–40. дои : 10.1080/23269995.2010.10707855 . hdl : 10642/602 . ISSN   2326-9995 . Проверено 7 февраля 2024 г.
  11. ^ Перейти обратно: а б Джельсомино, Марк (июнь 2010 г.). «Эффект сапатистов: активизм в области информационно-коммуникационных технологий и маргинализированные сообщества» . Факультет информации Ежеквартально . 2 (3): 1–9. hdl : 1807/80216 . ISSN   1925-9107 . Проверено 9 февраля 2024 г.
  12. ^ Гундерсон 2013 , с. 271.
  13. ^ «Сапатистский ответ на фразу: «ЭЗЛН НЕ анархистская» » . Greenanarchy.info . Архивировано из оригинала 13 августа 2009 года . Проверено 21 октября 2010 г.
  14. ^ Мазарр, Майкл Дж. (2002). Информационные технологии и мировая политика . Пэлгрейв Макмиллан. п. 44. ИСБН  978-0-230-10922-3 .
  15. ^ Оберлин Молина, Матиас Науэль; Кьярадиа, Эстебан (январь 2017 г.). «От кастовой войны до Сапатистской армии национального освобождения (EZLN)» . Междисциплинарный журнал социальных исследований (на испанском языке). 12 .
  16. ^ См. также Партию бедных (PDLP) и Liga Comunista 23 сентября .
  17. ^ «La subcomandante Elisa 'denuncias пытки» [Subcomandante Elisa осуждает пытки] (на испанском языке). Страна . 12 февраля 1995 г.
  18. ^ Перейти обратно: а б с д Альберт, Матиас (2001). Идентичности, границы, порядки: переосмысление теории международных отношений . Миннеаполис и Лондон: Университет Миннесоты Press . п. 256. ИСБН  0-8166-3608-7 .
  19. ^ Росс, Николас (1 мая 2019 г.). «Авторитет, легитимность и поддержка вооруженных группировок: пример Сапатистской армии национального освобождения». Гражданские войны 21 (3): 8–9. дои : 10.1080/13698249.2019.1604934 . S2CID   155699216 .
  20. ^ Заместитель командующего Марк (9 января 2018 г.). Достойная ярость сапатистов АК Пресс стр. 100-1 28–29. ISBN  978-1-84935-292-5 .
  21. ^ Рамирес, Глория Муньос (2003). 20 и 10 огонь и слово .
  22. ^ Гундерсон 2013 , стр. 262–263.
  23. ^ «1994» . Сайт Международной службы мира . Архивировано из оригинала 17 ноября 2015 года.
  24. ^ Перейти обратно: а б Олесен, Томас (2006). Латиноамериканские социальные движения . Лэнхэм, Мэриленд: Роуман и Литтлфилд . п. 187.
  25. ^ Бульон, Сезар П.; Леговини, Арианна; Люстиг, Нора (1 ноября 1999 г.). «Рост неравенства в Мексике: возвращение к характеристикам домохозяйств и« эффект Чьяпаса » ». ССНР   182178 .
  26. ^ Перейти обратно: а б Стивен, Линн (2002). Сапата жив!: История и культурная политика в Южной Мексике . Беркли и Лос-Анджелес: Издательство Калифорнийского университета . стр. 136–137. ISBN  0-520-22237-7 .
  27. ^ О'Нил и др. 2006 , стр. 377.
  28. ^ Перейти обратно: а б Манаут, Рауль Бенитес; Сели, Эндрю; Арнсон, Синтия Дж. (1 февраля 2006 г.). «Замороженные переговоры: мирный процесс в Чьяпасе» (PDF) . Мексиканские исследования/Estudios Mexicanos . 22 (1): 131–152. дои : 10.1525/msem.2006.22.1.131 . ISSN   0742-9797 . S2CID   56296262 . Архивировано из оригинала (PDF) 16 апреля 2020 г.
  29. ^ Арнсон, Синтия (12 июля 1999 г.). Сравнительные мирные процессы в Латинской Америке . Издательство Стэнфордского университета . ISBN  978-0-8047-3589-6 – через Google Книги.
  30. ^ Рютер, Розмари Рэдфорд (12 июля 2005 г.). Интеграция экофеминизма, глобализации и мировых религий . Роуман и Литтлфилд . п. 132 . ISBN  978-0-7425-3530-5 – через Google Книги.
  31. ^ « Ла Хорнада: 4 мая 1996 года» « [День: 4 мая 1996 года]. unam.mx. ​Проверено 13 марта 2018 г.
  32. ^ Уилсон, С. Брайан (март 1998 г.). «Военные США помогают Мексике атаковать сапатистское движение» . afn.org . Ветераны Санта-Крус за мир.
  33. ^ «Ла Седена знала о существовании партизан Чьяпаса с 1985 года (Вторая и последняя часть)» . Процесс . 20 марта 2006 г. Архивировано из оригинала 3 ноября 2013 г.
  34. ^ «Животноводы и коренные жители говорят о «партизанских группах» » . Процесс . 15 июня 1993 года. Архивировано из оригинала 28 января 2018 года . Проверено 16 декабря 2015 г.
  35. ^ Хакес, Антонио (14 октября 2001 г.). «Салинас получал сообщения о Чьяпасе с июля 93 года» . Процесс . Архивировано из оригинала 28 января 2018 года . Проверено 17 февраля 2024 г.
  36. ^ Барранко В., Бернардо (3 октября 2007 г.). «15 лет отношений Мексики и Ватикана» . День . Проверено 13 марта 2018 г.
  37. ^ Моктесума Барраган, Эстебан. «Отставка в губернии». Эль Юниверсал (на испанском языке). Архивировано из оригинала 2 августа 2017 года . Проверено 13 марта 2018 г.
  38. ^ Гарсес, Гектор. «Tampico la Connection zapatista» [Также связь сапатистов] (на испанском языке). Архивировано из оригинала 3 ноября 2013 года.
  39. ^ «Cronologia del Conflicto EZLN» [Хронология конфликта EZLN]. Латиноамериканские исследования (на испанском языке) . Проверено 11 августа 2018 г.
  40. ^ Руис, Перес; Лорена, Майя (9 апреля 2006 г.). «Эль-ЭЗЛН и возвращение к ее радикальному предложению » . Культура и социальные представления . 1 (1): 33–65 – через SciELO.
  41. ^ О'Нил и др. 2006 , с. 378.
  42. ^ Шестая декларация джунглей Лакандона в Wikisource
  43. ^ Алькантара, Лилиана. «Они прощаются с Алексисом Бенхумеа» . Универсал . Архивировано из оригинала 28 ноября 2011 года . Проверено 3 марта 2011 г.
  44. ^ Норрелл, Бренда (23 апреля 2007 г.). «Сапатисты выбирают Яки для проведения межконтинентального саммита в Мексике» . Новости Нарко . Проверено 7 февраля 2024 г.
  45. ^ «ЗезтаИнтернациональ» . ZeztaInternazional (на испанском языке) . Проверено 2 августа 2020 г.
  46. ^ «Командир сапатистов: Газа выживет» . Палестинская хроника . 12 января 2009 года . Проверено 7 февраля 2024 г.
  47. ^ «Коммюнике Тайного революционного комитета коренных народов – командующего Сапатистской армией национального освобождения» . Enlace Сапатиста. 21 декабря 2012 г.
  48. ^ Перейти обратно: а б Беллинхаузен, Герман (22 декабря 2012 г.). «Мобилизовано более 40 тысяч сапатистов в 5 муниципалитетах Чьяпаса» (на испанском языке). № 10194. Окосинго, Чьяпас, Мексика: Ла Хорнада. п. 2 . Проверено 7 января 2019 г.
  49. ^ «Los zapatistas abarrotan Chiapas» [Сапатисты толпятся в Чьяпасе]. Эль Паис (на испанском языке). 22 декабря 2012 года . Проверено 7 января 2019 г.
  50. ^ Вильямиль, Хенаро (1 января 2019 г.). «EZLN, баланс на 25 лет» [EZLN, баланс на 25 лет]. Мехико : Журнал Revista. Архивировано из оригинала 7 января 2019 года . Проверено 7 января 2019 г.
  51. ^ Ойкономакис, Леонидас (6 августа 2013 г.). «Сапатисты празднуют 10 лет автономии с «эскуэлитой» » . Журнал РОАР . Проверено 8 февраля 2024 г.
  52. ^ «Вотан IV. День Д минус 7» . 5 августа 2013 г.
  53. ^ Эрнандес, Элио (27 июня 2015 г.). «Reporta el EZLN agresion a indigenas bases de Apoyo Zapatistas de Ocosingo» [EZLN сообщает об агрессии против баз поддержки коренных сапатистов в Окосинго] (на испанском языке). Сан-Кристобаль-де-лас-Касас , Чьяпас : Ла-Хорнада.
  54. ^ Такер, Дункан (12 июня 2017 г.). « Мексика нуждается в исцелении»: первая женщина из числа коренного населения, баллотировавшаяся на пост президента» . Хранитель . Проверено 2 января 2022 г.
  55. ^ Фицуотер, Дилан Элдридж (ноябрь 2016 г.). «Сапатисты и Конгресс коренных народов стремятся революционизировать выборы в Мексике 2018 года» . Правда . Проверено 13 марта 2018 г.
  56. ^ Даули, Лаура (29 марта 2018 г.). «Как женщина из числа коренного населения оставила свой след в бурной президентской кампании в Мексике» . открытая демократия . Проверено 8 апреля 2021 г.
  57. ^ Ойкономакис, Леонидас (19 августа 2019 г.). «Сапатисты объявляют о значительном расширении автономных территорий» . Журнал РОАР .
  58. ^ «Сапатистские повстанцы расширяют контроль над территориями на юге Мексики» . АП Новости . 19 августа 2019 года . Проверено 8 февраля 2024 г.
  59. ^ «EZLN вновь заявляет о неприятии мегапроектов AMLO». Второй (на испанском языке). 1 января 2020 г. . Проверено 16 февраля 2024 г.
  60. ^ «CNI излагает свою стратегию против поезда Майя » . Процесс (на испанском языке). 4 января 2020 г.
  61. ^ «Сапатистские делегации посетят различные континенты, от Европы до Африки» . Ависпа Мидия . 8 октября 2020 г. Проверено 10 марта 2022 г.
  62. ^ Колокотронис, Никос (10 ноября 2021 г.). «Путешествие сапатистов по Европе идет полным ходом!» . ДиЭМ25 . Проверено 10 марта 2022 г.
  63. ^ Клементе, Эдгар Х. (6 ноября 2023 г.). «Мексиканское повстанческое движение коренных народов-сапатистов заявляет, что оно распускает свои «автономные муниципалитеты» » . PBS NewsHour . ПБС . Ассошиэйтед Пресс . Проверено 6 ноября 2023 г.
  64. ^ «Часть девятая: Новая структура сапатистской автономии » . Сапатистская ссылка (на испанском языке). 13 ноября 2023 г. . Проверено 13 ноября 2023 г.
  65. ^
  66. ^ Перейти обратно: а б Гундерсон 2013 , стр. 222.
  67. ^ Пластыри, Бри (9 января 2014 г.). «Критический анализ: Сапатистское восстание: 20 лет спустя» . Денверский журнал международного права и политики . Проверено 16 июня 2020 г.
  68. ^ Гундерсон, Кристофер (октябрь 2018 г.). «Автономистские марксистские интерпретации сапатистского восстания: критика» . Наука и общество . 82 (4): 531–554. дои : 10.1521/siso.2018.82.4.531 . ISSN   0036-8237 . S2CID   150177704 .
  69. ^ МакКинли-младший, Джеймс К. (6 января 2006 г.). «Возвращение сапатистов: марксист в маске на пне» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 8 февраля 2024 г.
  70. ^ «Альваро Рейес: Сапатизм: другие географии около «конца света» - семинар по межобщинным исследованиям» . 10 октября 2017 г. Проверено 7 февраля 2022 г.
  71. ^ Бердселл, Питер (2000). Европа и Латинская Америка: возвращение взгляда . Манчестер, Великобритания: Издательство Манчестерского университета .
  72. ^ Юнг, Кортни (2003). «Политика коренной идентичности, неолиберализм, культурные права и мексиканские сапатисты». Социальные исследования . 70 (2): 433–462. дои : 10.1353/sor.2003.0025 . JSTOR   40971622 . S2CID   151710649 .
  73. ^ Хиддлстон, Джейн (2009). Понимание движений в современной мысли: понимание постколониализма . Дарем, Великобритания: Проницательность.
  74. ^ Линд, Стоутон; Грубачич, Андрей (2008). Шатающиеся и сапатисты: беседы об анархизме, марксизме и радикальной истории . ПМ Пресс . п. 5. ISBN  978-1-60486-041-2 . Нам сказали, что вторым источником сапатизма является теология освобождения. Епископ Самуэль Руис был ключевой фигурой.
  75. ^ Кларк, Бен; Росс, Клиф, ред. (1994). «Умереть, но теперь жить». Голос огня: сообщения и интервью Сапатистской национальной освободительной армии . Беркли, Калифорния: Публикации Новой Земли. п. 53. ИСБН  0-915117-03-7 . OCLC   31370587 .
  76. ^ Ментинис, Михалис (2006). Сапатисты: Восстание в Чьяпасе и его значение для радикальной политики . Плутон Пресс . стр. 19–20. ISBN  0-7453-2487-8 .
  77. ^ Сьюард 2012 , с. 182.
  78. ^ Леви, Эбен. (2021). От теологии освобождения к теологии Индии: Прогрессивная католическая церковь в Южной Мексике, 1954-1994 гг. Университет Мэриленда , Колледж-Парк с. 348.
  79. ^ Эрл, Дункан (2005). Восстание надежды: разделяем путь сапатистов к альтернативному развитию . Жанна М. Симонелли. Уолнат-Крик, Калифорния: АльтаМира Пресс. п. 281. ИСБН  0-7591-0540-5 . OCLC   56068758 .
  80. ^ Сьюард 2012 , с. 230.
  81. ^ Кович, Кристина (2003). «Борьба за освобождение и примирение в Чьяпасе, Мексика: Лас-Абежас и путь ненасильственного сопротивления» . Латиноамериканские перспективы . 30 (3): 59. дои : 10.1177/0094582X03030003005 . ISSN   0094-582X . JSTOR   3185036 . S2CID   144882490 .
  82. ^ Краузе, Энрике (2002). «Чьяпас: Пророк индейцев». Сапатистский читатель . Том Хейден. Нью-Йорк: Thunder's Mouth Press/Nation Books. п. 399. ИСБН  1-56025-335-5 . OCLC   47696577 .
  83. ^ Флойд, Дж. Шарлин (1996). «Теология восстания? Религия и политика в Мексике» . Журнал международных отношений . 50 (1). Редакционный совет журнала «Международные отношения»: 143. JSTOR   24357408 .
  84. ^ Линд, Стоутон; Грубачич, Андрей (2008). Шатающиеся и сапатисты: беседы об анархизме, марксизме и радикальной истории . ПМ Пресс . п. 34. ISBN  978-1-60486-041-2 . Латиноамериканская теология освобождения и особенно сапатисты предложили нам новую гипотезу. Он сочетает в себе марксистский анализ динамики капитализма с традиционной духовностью, будь то индейской или христианской, или их комбинацией. Он отвергает цель захвата государственной власти и ставит задачу построения горизонтальной сети центров самодеятельности».
  85. ^ Ментинис, Михалис (2006). Сапатисты: Восстание в Чьяпасе и его значение для радикальной политики . Плутон Пресс . п. 134. ИСБН  0-7453-2487-8 .
  86. ^ Феррон 2019 : «Сапатизм обязан своей международной известностью своему репертуару средств массовой информации...».
  87. ^ Хенк 2019 , стр. 26–39.
  88. ^ Хенк 2019 , стр. 85, 146.
  89. ^ Феррон 2019 , раздел «Критика основных СМИ и продвижение альтернативных коммуникаций».
  90. ^ Ойкономакис, Леонидас (27 мая 2014 г.). «Прощай, Маркос, да здравствует субкоманданте Галеано!» . Школы в штате Чьяпас . Проверено 29 июля 2022 г.
  91. ^ Гахман, Леви (10 июня 2014 г.). «Смерть сапатиста: нападение неолиберализма на автономию коренных народов» . Rabble.ca .
  92. ^ «Лидер сапатистских повстанцев Мексики субкоманданте Маркос уходит в отставку» . Би-би-си . 26 мая 2014 года . Проверено 15 ноября 2015 г.
  93. ^ Корнелиус, Стивен; Натвиг, Мэри (2016). Музыка: социальный опыт . Рутледж . п. 115 . ISBN  978-1-315-40429-5 .

Библиография [ править ]

Дальнейшее чтение [ править ]

Внешние ссылки [ править ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 714557a162bebd10a33411e7e236a00e__1720249500
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/71/0e/714557a162bebd10a33411e7e236a00e.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Zapatista Army of National Liberation - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)