Сапатистская армия национального освобождения
Сапатистская армия национального освобождения | |
---|---|
Сапатистская армия национального освобождения (EZLN) | |
Также известен как | Сапатисты |
Лидеры | |
Фундамент | 17 ноября 1983 г. |
Даты работы | 1994 – настоящее время |
Страна | Мексика |
Штаб-квартира | Сан-Кристобаль-де-лас-Касас , Чьяпас |
Активные регионы | Чьяпас |
Идеология | |
Политическая позиция | Крайний левый |
Статус | Активный |
Размер | Около 7000 активных участников и ополченцев; десятки тысяч гражданских сторонников ( bases de apoyo ) |
Союзники | Народно-революционная армия (отрицается АННО) ЭТА (взаимные сторонники, 1995 – начало 2000-х) |
Оппоненты | |
Сражения и войны | |
Веб-сайт | ссылкаzapatista |
Часть серии о |
Права коренных народов |
---|
Права |
Правительственные организации |
НПО и политические группы |
Проблемы |
Юридическое представительство |
Страны |
Категория |
Сапатистская армия национального освобождения ( испанский : Army Zapatista de Liberación Nacional , EZLN ), часто называемая сапатистами ( мексиканская армия национального освобождения). Испанское произношение: [сапатистас] ) — крайне левая политическая и воинственная группировка, контролировавшая значительную часть территории в Чьяпасе , самом южном штате Мексики . [4] [5] [6] [7]
С 1994 года группировка номинально находится в состоянии войны с мексиканским государством (хотя на данный момент ее можно охарактеризовать как замороженный конфликт ). [8] АННО использовала стратегию гражданского сопротивления . Основная часть сапатистов состоит в основном из коренных жителей сельской местности , но включает в себя некоторых сторонников в городских районах и за рубежом. Главным представителем АНОС является субкоманданте Повстанческий Галеано , ранее известный как субкоманданте Маркос (он же компаньеро Галеано и нулевой делегат в отношении « Другой кампании »). В отличие от других представителей сапатистов, Маркос не является коренным народом майя . [9] [ нужен лучший источник ]
Группа получила свое название от Эмилиано Сапаты , аграрного революционера и командующего Армией освобождения Юга во время Мексиканской революции , и считает себя его идеологическим наследником.
Идеологию АНОС можно охарактеризовать как либертарианско-социалистическую . [2] анархист , [10] или марксистский , [11] и имеющие корни в теологии освобождения [12] хотя сапатисты отвергли [13] политическая классификация. АННО присоединяется к более широкому общественному движению альтерглобалистскому антинеолиберальному , стремящемуся к контролю коренного населения над местными ресурсами, особенно землей. Поскольку восстанию 1994 года противостояли мексиканские вооруженные силы , АННО воздержалась от военных наступлений и приняла новую стратегию, направленную на то, чтобы заручиться мексиканской и международной поддержкой.
Организация [ править ]
Сапатисты называют себя децентрализованной организацией. под псевдонимом Субкоманданте Маркос широко считается ее лидером, несмотря на его заявления о том, что у группы нет единого лидера. Политические решения обсуждаются и принимаются на общественных собраниях. Военные и организационные вопросы решаются старейшинами сапатистского региона, которые составляют Главное командование (Революционный тайный комитет коренных народов - Генеральное командование, или CCRI-CG). [14]
История [ править ]
Предыстория [ править ]
Регион Чьяпас был ареной ряда восстаний, в том числе «Кастовой войны» или «Восстания Чамула» (1867–1870 гг.) И «Войны Пахарито» (1911 г.). [15]
АННО возникла во время правления Институционально-революционной партии (ИРП), которая в то время управляла Мексикой более шестидесяти лет, в рамках системы доминирующей партии . Ситуация заставила многих молодых людей считать легальные каналы политического участия закрытыми и делать ставку на создание подпольных вооруженных организаций, стремящихся свергнуть авторитарный с их точки зрения режим и тем самым улучшить условия жизни населения. . Одна из этих организаций, [16] были известны как Национально-освободительные силы (ФНО). ФНО был основан 6 августа 1969 года Сесаром Херманом Яньесом Муньосом в Монтеррее , Нуэво-Леон. По словам Марио Артуро Акосты Чапарро в его докладе «Подрывные движения в Мексике» , «они установили районы своих операций в штатах Веракрус , Пуэбла , Табаско , Нуэво-Леон и Чьяпас ».
, произошло столкновение В феврале 1974 года в Сан-Мигель-Непантла , штат Мехико между подразделением мексиканской армии под командованием Марио Артуро Акосты Чапарро и членами ФНО, некоторые из которых погибли во время боя. сообщил, что подвергался пыткам . [17]
В результате этого противостояния ФНО потерял свою оперативную способность. В начале 1980-х некоторые из ее боевиков решили основать новую организацию. Так, Сапатистская армия национального освобождения (САНО) была основана 17 ноября 1983 года некоренными членами ФНО из городских северных районов Мексики и коренными жителями отдаленных регионов Лас-Каньядас/ Сельва-Лакандона в восточном штате Чьяпас. бывших повстанческих движений. [18] Некоторые лидеры НОЛ утверждали, что авангардистская и марксистско-ленинская ориентация ФНО не понравилась коренным жителям штата Чьяпас , что привело к тому, что бывшие члены ФНО в АНОС в конечном итоге сделали выбор в пользу либертарианских социалистических и неозапатистских взглядов. [19] [20]
С годами группа медленно росла, опираясь на социальные отношения между коренными народами и используя организационную инфраструктуру, созданную крестьянскими организациями и католической церковью (см. Теологию освобождения ). [21] В 1970-х годах благодаря усилиям Римско-католической епархии Сан-Кристобаль-де-лас-Касас большинство коренных общин в лесу Лакандон уже были политически активными и имели опыт взаимодействия с правительственными учреждениями и местными чиновниками. [18] В частности, в 1974 году конференция коренных народов собрала вместе коренные народы со всего Чьяпаса, чтобы обсудить их условия. Это мероприятие, организованное католической церковью, помогло укрепить политическую идентичность коренных народов в регионе. [22] В 1980-х годах они присоединились к Ассоциации сельских коллективных интересов – «Unión de Uniones» (ARIC-UU). [18] Однако споры по поводу стратегии в Чьяпасе привели к тому, что в начале 1990-х годов АНОС взяла на себя более половины членов ARIC-UU. [18]
1990-е годы [ править ]
Сапатистская армия обнародовала свое заявление 1 января 1994 года, опубликовав свое заявление в день Североамериканского соглашения о свободной торговле вступления в силу (НАФТА). В этот день они издали свою Первую декларацию и революционные законы из джунглей Лакандона . Это заявление равносильно объявлению войны мексиканскому правительству, которую они считали нелегитимной. АННО подчеркнула, что сделала выбор в пользу вооруженной борьбы из-за отсутствия результатов, достигнутых мирными средствами протеста (такими как сидячие забастовки и марши). [23]
Их первоначальной целью было спровоцировать революцию против подъема неолиберализма. [24] по всей Мексике, но, поскольку такой революции не произошло, они использовали свое восстание как платформу, чтобы привлечь внимание к своему движению в знак протеста против подписания НАФТА, которое, по мнению АННО, приведет к увеличению неравенства в Чьяпасе. [25] Однако еще до подписания НАФТА разногласия среди коренных крестьян уже росли в 1992 году после внесения поправки в статью 27 Конституции. Поправка призывала к прекращению земельной реформы и упорядочению всех земельных владений, что положило конец перераспределению земли в Мексике. [26] Окончание распределения земли ознаменовало конец многих сообществ, которые росли в последнее десятилетие, поскольку они ждали дальнейшего распределения, которое, по мнению правительства, отставало в аграрной сфере. [26]
Сапатисты организовали Межконтинентальную встречу человечества и против неолиберализма, чтобы помочь создать единую платформу для других антинеолиберальных групп. [24] АННО также призвала к большей демократизации мексиканского правительства, которое в течение 65 лет контролировалась Институционально -революционной партией, также известной как PRI, и к земельной реформе, предусмотренной Конституцией Мексики 1917 года , которая была отменен в 1991 году. [27] Сапатисты упомянули «независимость» среди своих первоначальных требований; тем не менее, АНОС не получала систематического внимания к нему до тех пор, пока не начались обширные контакты между сапатистами и другими организациями коренных народов во время переговоров в Сан-Андресе и использование природных ресурсов, обычно добываемых в Чьяпасе. Он также выступал за защиту от насилия и политическое вовлечение коренных общин Чьяпаса. [28]
1 января 1994 года около 3000 вооруженных повстанцев-сапатистов захватили шесть городов в высокогорье штата Чьяпас. Сапатисты вскоре отступили в лес, чтобы избежать наступления федеральных сил. [29]
«EZLN перечислила ряд других требований, которые представляли собой сборник давних претензий коренных общин Чьяпаса, но также нашли отклик в широких слоях мексиканского общества за пределами Чьяпаса: работа, земля, жилье, еда, здравоохранение, образование независимость, свобода, демократия, справедливость и мир». [28]
После прекращения огня 12 января позже в том же месяце начались мирные переговоры между католическим епископом Самуэлем Руисом от сапатистов и бывшим мэром Мехико Мануэлем Камачо Солисом от штата. [30]
Военное наступление [ править ]
Ордера на арест были выданы Маркосу, Хавьеру Элорриаге Бердеге , Сильвии Фернандес Эрнандес, Хорхе Сантьяго, Фернандо Яньесу, Герману Висенте и другим сапатистам. В тот момент в джунглях Лакандон Сапатистская армия национального освобождения находилась под военной осадой мексиканской армии. Хавьер Элорриага был схвачен 9 февраля 1995 года силами военного гарнизона Габина Веласкес в городе Лас- Маргаритас . [31] 11 февраля 1995 года PGR проинформировало страну о том, что правительство провело операцию в штате Мехико, где было задержано 14 человек, предположительно связанных с сапатистами, восемь из которых уже были переданы судебным властям. они также захватили важный арсенал. [32] [ нужен лучший источник ] PGR угрожала католическому епископу Сан-Кристобаль-де-Лас-Касас Самуэлю Руису Гарсиа арестом. Утверждая, что они помогли скрыть партизанское восстание сапатистов, хотя об их деятельности много лет назад сообщалось в Proceso мексиканском левом журнале . Однако вполне вероятно, что правительство Мексики знало о восстании, но не предприняло никаких действий. [33] [34] [35] Это отрицательно повлияло на отношения Святейшего Престола и Мексики . [36]
В ответ на осаду САНО министр внутренних дел Эстебан Моктесума подал президенту Седильо заявление об отставке, которое Седильо отказался принять. Под влиянием протеста Моктесумы президент Седильо отказался от военного наступления в пользу дипломатического подхода. Мексиканская армия облегчила свою операцию в Чьяпасе, позволив Маркосу покинуть военный периметр в джунглях Лакандон. [37] Реагируя на изменение условий, друзья АНОС вместе с субкоманданте Маркосом подготовили отчет для заместителя министра внутренних дел Луиса Мальдонадо Венегаса ; министр внутренних дел Эстебан Моктесума; а затем президент Седильо. [38] наклонности Маркоса В документе подчеркивались пацифистские и его желание избежать кровопролитной войны. В документе также говорится, что маргинализированные группы и левые радикалы, существовавшие в Мексике, поддерживают сапатистское движение. Он также подчеркнул, что Маркос придерживался открытого курса переговоров.
2000-е [ править ]
В апреле 2000 года Висенте Фокс , кандидат в президенты от оппозиционной Партии национального действия (PAN), направил новое предложение о диалоге субкоманданте Маркосу, не получив ответа. В мае группа гражданских лиц напала на двух представителей коренного населения из автономного муниципалитета Польхо, штат Чьяпас. Для обеспечения безопасности района были отправлены сотрудники федеральной полиции. Координаторы сапатистов и несколько неправительственных организаций назвали это «явной провокацией в адрес АНОС». [39]
Висенте Фокс был избран президентом в 2001 году (первый президент Мексики, не входящий в PRI за более чем 70 лет), и в качестве одного из своих первых действий он призвал АННО вступить в диалог с федеральным правительством. Однако АННО настаивала на том, что не вернется к мирным переговорам с правительством до тех пор, пока не будут закрыты семь военных позиций. Впоследствии Фокс принял решение вывести армию из зоны конфликта, поэтому все военные, находящиеся в штате Чьяпас, начали покидать этот район. После этого жеста субкоманданте Маркос согласился начать диалог с правительством Висенте Фокса, но вскоре после этого потребовал условий мира; в частности, чтобы федеральное правительство разоружило военизированные группировки PRI в этом районе. [40] Сапатисты двинулись на Мехико, чтобы оказать давление на Мексиканский Конгресс , и сформировали Сапатистский информационный центр , через который будет осуществляться обмен информацией о поездке партизанской делегации в Мехико, а также будут формулироваться мобилизации с требованием соблюдения условий АНОС для диалог. Хотя Фокс ранее заявлял, что может положить конец конфликту «за пятнадцать минут», [41] АНОС отклонила соглашение и создала 32 новых « автономных муниципалитета » в Чьяпасе. Тогда они в одностороннем порядке выполнят свои требования без государственной поддержки, хотя у них и было определенное финансирование со стороны международных организаций.
28 июня 2005 года сапатисты представили Шестую декларацию Лакандонских джунглей. [42] заявляя о своих принципах и видении Мексики и всего мира. В этой декларации вновь была подтверждена поддержка коренных народов, составляющих примерно одну треть населения Чьяпаса, и расширена сфера действия, включившая в себя «всех эксплуатируемых и обездоленных жителей Мексики». Он также выразил сочувствие международному альтерглобалистскому движению и поддержал левые правительства на Кубе, Боливии, Эквадоре и в других местах, с которыми, по их мнению, существовало общее дело.
3–4 мая 2006 г. прошла серия демонстраций протеста против насильственного удаления нелегальных продавцов цветов со стоянки в Тескоко для строительства филиала Walmart . Протесты переросли в насилие, когда полиция штата и Федеральная превентивная полиция доставили около 5000 агентов в Сан-Сальвадор-Атенко и близлежащие населенные пункты. Местная организация под названием « Народный фронт защиты земли» , которая придерживается Шестой декларации, обратилась за поддержкой к другим региональным и национальным организациям. « Делегат Зеро » и его « Другая кампания » находились в это время в соседнем Мехико, только что организовав там первомайские мероприятия, и быстро прибыли на место происшествия. Следующие дни были отмечены насилием: около 216 арестов, более 30 обвинений в изнасиловании и сексуальном насилии против полиции, пять депортаций и одна жертва - 14-летний мальчик по имени Хавьер Кортес, застреленный полицейским. 20-летний студент экономического факультета НАН Алексис Бенхумеа скончался утром 7 июня 2006 года после того, как находился в коме, вызванной ударом по голове ударом граната со слезоточивым газом, запущенная полицией. [43] Большая часть организации сопротивления была осуществлена сторонниками АННО и Шестой декларации, а Делегат Зеро заявил, что тур «Другая кампания» будет временно остановлен до тех пор, пока все заключенные не будут освобождены.
В конце 2006 и начале 2007 года сапатисты (через субкоманданте Маркоса ) вместе с другими коренными народами Америки объявили о Межконтинентальной встрече коренных народов. Они пригласили коренные народы со всей Америки и остального мира собраться 11–14 октября 2007 года недалеко от Гуаймаса , Сонора . В декларации конференции эта дата была обозначена в связи с «515-летием со дня вторжения на древние территории коренных народов и начала завоевательной войны, грабежей и капиталистической эксплуатации». Команданте Давид сказал в интервью: «Цель этой встречи — встретиться друг с другом и узнать боли и страдания друг друга. Это поделиться нашим опытом, потому что каждое племя отличается». [44]
Третья встреча сапатистов с народами мира проходила с 28 декабря 2007 г. по 1 января 2008 г. [45]
В середине января 2009 года Маркос произнес речь от имени сапатистов, в которой он поддержал сопротивление палестинцев , поскольку « израильского правительства хорошо обученные и вооруженные военные продолжают марш смерти и разрушения». Он охарактеризовал действия израильского правительства как «классическую завоевательную войну». Он сказал: «Палестинский народ также будет сопротивляться, выживет, продолжит борьбу и продолжит испытывать сочувствие снизу к своему делу». [46]
2010-е [ править ]
21 декабря 2012 года десятки тысяч сторонников АНОС молча прошли маршем по пяти городам штата Чьяпас: Окосинго , Лас-Маргаритас , Паленке , Альтамирано и Сан-Кристобаль . Через несколько часов после марша было опубликовано коммюнике CCRI-CG в форме стихотворения, подписанное субкоманданте Маркосом . [47] Эта мобилизация, в которой приняли участие около 40 000 сапатистов, была крупнейшей со времен восстания 1994 года. , из этого числа По оценкам Ла Хорнады половина прошла бы по улицам Сан-Кристобаль-де-лас-Касас, 7000 - в Лас-Маргаритас и 8000 - в Паленке; со своей стороны El País подсчитала, что в Сан-Кристобале сосредоточилось бы около 10 000 участников. [48] [49]
Помимо количества людей, молчание, с которым они шли, и отсутствие вступительной или заключительной речи были элементами, которые отметили это мероприятие. Поэт и журналист Герман Беллингаузен , специалист по освещению движения, так закончил свою хронику: [50]
Способные «появиться» внезапно, мятежные коренные жители «исчезли» так же аккуратно и бесшумно, как они прибыли в этот город на рассвете, который, спустя два десятилетия после травмирующего восстания АНОС здесь в новом 1994 году, принял их с заботой и любопытством. без какого-либо выражения неприятия. Под сводами мэрии, которая сегодня приостановила свою деятельность, собрались десятки жителей Окосингуэнса, чтобы сфотографировать на мобильные телефоны и фотоаппараты впечатляющую концентрацию людей в капюшонах, которые заполонили парк, как игра в тетрис , продвигаясь между плантаторами с приказом, который казался поставленные, чтобы с самого начала быстро установить платформу, поднять кулак и тихо сказать: «Опять мы здесь». [48]
Сапатисты пригласили мир на трехдневную фиесту в честь десятилетия сапатистской автономии в августе 2013 года в пяти караколех штата Чьяпас. Они ожидали, что мероприятие под названием «Маленькая школа свободы» примут участие 1500 международных активистов. [51] [52]
В июне 2015 года АНОС сообщила об агрессии против коренного населения в Эль-Росарио, штат Чьяпас; В отчете, подписанном субкоманданте Мойзесом, указывалось, что нападение произошло в том же месяце и году. Кроме того, поступила жалоба от Организации гражданского общества Лас-Абежас коренной житель цоциль . , в которой говорилось, что 23 июня 2015 года был убит [53]
В 2016 году на Национальном конгрессе коренных народов АННО согласилась выбрать кандидата, который будет представлять их на всеобщих выборах в Мексике в 2018 году . Это решение нарушило двухдесятилетнюю традицию сапатистов отвергать мексиканскую избирательную политику. В мае 2017 года Мария де Хесус Патрисио Мартинес , женщина мексиканского происхождения и происхождения науа , была выбрана кандидатом. [54] [55] но ей не удалось собрать 866 000 подписей, необходимых для участия в избирательном бюллетене. [56]
В конце августа 2019 года субкоманданте Повстанческий Галеано объявил о расширении САНО еще на 11 округов. [57] В ответ президент Андрес Мануэль Лопес Обрадор заявил, что это расширение можно только приветствовать, при условии, что оно будет сделано без насилия. [58]
2020-е годы [ править ]
АННО сделала противодействие мегаинфраструктурным проектам в регионе своим главным приоритетом. [59] [60] В 2020 году они объявили о « Путешествии ради жизни» , а в 2021 году сапатисты посетили различные группы активистов в Европе. [61] [62]
В ноябре 2023 года САНО объявила о роспуске повстанческих сапатистских автономных муниципалитетов из-за роста насилия в регионе. [63] Позже в том же месяце они объявили о реорганизации MAREZ в тысячи «Местных автономных правительств» (GAL), которые образуют общерегиональные «Сапатистские автономные правительственные коллективы» (CGAZ) и общезональные «Ассамблеи коллективов сапатистских автономных правительств» ( АКГАЗ). [64]
Идеология [ править ]
Неосапатисты не провозглашали приверженность какой-либо конкретной политической идеологии, выходящей за рамки левой политики. Идеология сапатистского движения, Neozapatismo , синтезирует традицию майя с элементами либертарианского социализма . [65] анархизм , [10] Католическая теология освобождения [66] и марксизм . [11] [67] Некоторые авторы также проводят параллели между неозапатизмом и автономизмом , в то время как другие утверждают, что его лучше определить как полуанархистский. [68] Историческое влияние мексиканских анархистов и различных латиноамериканских социалистов очевидно в неозапатизме. Позиции субкоманданте Маркоса добавляют марксизма [69] элемент движения. гармонирует сапатистский лозунг С концепцией взаимопомощи : «Все для всех. Для нас ничего» ( Para todos todo, para nosotros nada ).
АННО выступает против экономической глобализации , утверждая, что она серьезно и негативно влияет на крестьянскую жизнь ее коренных жителей и угнетает людей во всем мире. Подписание НАФТА также привело к исключению статьи 27 раздела VII из Конституции Мексики , которая гарантировала земельные репарации группам коренного населения по всей Мексике посредством коллективного землевладения. [70]
Постколониализм [ править ]
Исследователи постколониализма утверждают, что реакция сапатистов на введение НАФТА в 1994 году, возможно, отражала сдвиг в восприятии, происходящий в обществах, переживших колониализм. [71]
Сапатисты использовали такие организации, как Экономический и Социальный Совет ООН (ЭКОСОС), для повышения осведомленности о своем восстании и правах коренных народов, и они утверждают, что мексиканское правительство не уважает бедное и маргинализованное население страны. [72] Обращение к ЭКОСОС и другим неправительственным организациям, возможно, позволило сапатистам обрести чувство автономии, пересмотрев свою идентичность как коренного народа, так и граждан Мексики. [73]
Религия [ править ]
Одним из наиболее важных принципов сапатистской идеологии была теология освобождения , епископ Чьяпаса Самуэль Руис . ключевой фигурой которой считался [74] Сапатистское движение внешне светское и не имеет официальной религии. Однако всеохватывающее сапатистское движение находилось под влиянием теологии освобождения и ее сторонников. Организация с самого начала заявила, что «не имеет связей ни с католическими религиозными авторитетами, ни с авторитетами какого-либо другого вероисповедания». [75]
Местное католическое духовенство сыграло роль катализатора формирования нео-сапатистов в Чьяпасе, учитывая сильную позицию, которую Церковь занимала среди местных коренных общин. Катехизаторы из числа коренных народов, преподававшие теологию освобождения, сыграли важную роль в организации местного населения и придали ореол легитимности движениям, которые до сих пор считались слишком опасными или радикальными. Деятельность католических социалистических катехизаторов в регионе позволила ФНО проникнуть в местные деревни и начать сотрудничать с католической ассоциацией Слоп ( цельтальское название «корень»), основной целью которой была организация сопротивления коренного населения. Сотрудничество ФНО с местными католическими активистами затем привело к появлению сапатистской АНОС. [76]
За десятилетия, предшествовавшие восстанию 1994 года, Римско-католическая епархия Сан-Кристобаль-де-лас-Касас под руководством епископа Самуэля Руиса Гарсии сформировала кадры катехизаторов из числа коренных народов. [66] На практике эти христианские катехизаторы-освободители способствовали политическому просвещению, создали организационные структуры и помогли поднять прогрессивные настроения среди коренных общин Чьяпаса. [77] Организация этих катехизаторов и такие мероприятия, как Конгресс коренных народов 1974 года, заложили большую идеологическую, а зачастую и организационную основу для АННО, которая объединила многие общины коренных народов под знаменем освобождения. Кроме того, многие из этих катехизаторов из числа коренных народов позже присоединились к АНОС и организовались в нее. [78]
Антропологи Дункан Эрл и Жанна Симонелли утверждают, что освободительный католицизм, распространяемый вышеупомянутыми катехизаторами, который делал упор на помощь бедным и решение материальных условий в тандеме с духовными, привел многих католиков из числа коренных народов в Сапатистское движение. [79] Помимо сапатистов, расцвет сопротивления и идентичности коренных народов в конце 20-го века привел к более широкому движению коренных народов, основанному на местном освободительном христианстве. [80] Одной из таких групп в более широком движении является Las Abejas , экуменическая христианская организация. Поддерживаемый, но не контролируемый епархией Сан-Кристобаль, Лас-Абежас привержен ненасилию, но разделяет симпатии и солидарность с целями сапатистов. [81] Из-за своих связей с сапатистами 45 членов Лас-Абежас были убиты во время резни в Актеале в 1997 году. [82]
После восстания АНОС в 1994 году Католическую церковь обвинили в подстрекательстве к восстанию; это обвинение было подтверждено сапатистами, которые приписали местным катехизаторам убеждение местного коренного населения участвовать в восстании. [83] Поэтому сапатистское движение описывалось как движение, сочетающее марксизм с традиционной католической духовностью. [84] Благодаря своей приверженности католицизму, АННО смогла сплотить даже консервативных католиков на стороне своего социалистического дела. [85]
Связь [ править ]
Сапатисты первоначально сосредоточили внимание на средствах массовой информации как на слабом месте мексиканского федерального правительства и превратили войну в Чьяпасе из военной невозможности в информационное партизанское движение. С 1994 по 1996 год сапатисты пользовались благоприятным освещением в национальных и международных СМИ, особенно через субкоманданте Маркоса в качестве их представителя. [86] Маркос и сапатисты выпускали сотни посланий, проводили энкуэнтрос (массовые митинги), давали многочисленные интервью, встречались с известными общественными и литературными деятелями, включая Оливера Стоуна , Наоми Кляйн , Гаэля Гарсиа Берналя , Даниэль Миттеран , Режиса Дебре , Джона Бергера , Эдуардо. Галеано , Габриэль Гарсиа Маркес , Хосе Сарамаго и Мануэль Васкес Монтальбан участвуют в симпозиумах и коллоквиумах, произносят речи, принимают визиты тысяч национальных и международных активистов и участвуют в двух маршах, которые объехали большую часть страны. [87] Средства массовой информации из Северной и Южной Америки, а также из многих европейских и некоторых азиатских стран предоставили освещение в прессе движению и его представителю. Сочинения EZLN были переведены как минимум на 14 различных языков, и, по словам журналиста Хорхе Алонсо, к 2016 году Маркос стал предметом «более 10 000 цитирований». [88] По мере того, как после 1994 года внешние коммуникации EZLN прекратились, их основное освещение также уменьшилось, особенно после того, как пресс-секретарь субкоманданте Маркос стал критиковать средства массовой информации в 1996 и 1997 годах. [89]
автономия и лидерство Горизонтальная коренных народов
Сообщества сапатистов создают и поддерживают свои собственные системы здравоохранения, образования и устойчивые агроэкологические системы , продвигают равноправные гендерные отношения посредством Революционного закона о женщинах и укрепляют международную солидарность посредством информационно-просветительской работы и политического общения, в дополнение к их сосредоточению на построении «мира, в котором много миров». соответствовать". Борьба сапатистов вновь привлекла международное внимание в мае 2014 года после смерти учителя и пропагандиста образования «Учителя Галеано» (имя, выбранное им самим в честь антикапиталистического писателя Эдуардо Галеано ). [90] который был убит в результате нападения на сапатистскую школу и медицинскую клинику, возглавляемого местными военизированными формированиями. [91] В последующие недели тысячи сапатистов, а также сторонников на национальном и международном уровне мобилизовались и собрались, чтобы почтить память Галеано. На этом мероприятии неофициальный представитель сапатистов субкоманданте Маркос объявил, что уходит в отставку. [92]
Наследие [ править ]
Этот раздел нуждается в расширении . Вы можете помочь, добавив к нему . ( июль 2022 г. ) |
Американская рок-группа Rage Against the Machine выпустила три песни в поддержку EZLN: « People of the Sun » (1996), «Zapata's Blood» (1997) и «War Within a Breath» (1999). [93]
Известные участники [ править ]
- Заместитель командира Элиза
- Командир Эстер
- Субкоманданте Повстанец Галеано, ранее известный как Субкоманданте Маркос
- Командир Рамона
См. также [ править ]
- Место под названием Чьяпас , документальный фильм о сапатистах и субкоманданте Маркосе.
- Указатель статей по Мексике
- Движения коренных народов в Америке
- Движение за мир, справедливость и достоинство
- Сапатизм
- Сапатистские кофейные кооперативы
- Женщины в САНО
Ссылки [ править ]
Сноски [ править ]
- ^ Причард, Алекс; Кинна, Рут; Пинта, Саку; Берри, Дэвид Берри (2017). «Предисловие» . Либертарианский социализм: политика в черном и красном . ПМ Пресс . ISBN 978-1-62963-402-9 .
... в период после падения Берлинской стены в качестве примеров либертарианских социалистических экспериментов можно выделить два события: восстание сапатистов в Чьяпасе, Мексика, в 1994 году...
- ^ Перейти обратно: а б Несколько источников:
- Вудман, Стивен (декабрь 2018 г.). «От вооруженного восстания к радикальному радио» . Индекс цензуры . 47 (4): 73. дои : 10.1177/0306422018819354 . ISSN 0306-4220 . S2CID 150150320 .
- Кардосо, Марио Уртадо (23 сентября 2017 г.). «Кризис правовой формы и антисистемное пробуждение: взгляд с точки зрения правового плюрализма Советов доброго правительства (JBG)» . ЮСТА (на испанском языке). 2 (47): 28. дои : 10.15332/s1900-0448.2017.0047.04 . ISSN 2500-5286 .
- Пластыри, Бри (9 января 2014 г.). «Критический анализ: Сапатистское восстание: 20 лет спустя» . Денверский журнал международного права и политики . Денверского университета Юридический колледж Штурма . Архивировано из оригинала 4 июня 2023 года . Проверено 23 июля 2023 г.
- Майнер, Аарон (19 сентября 2020 г.). «За пределами COVID: построение либертарианского муниципалитета» . Социалистический форум . Демократические социалисты Америки. Архивировано из оригинала 19 сентября 2020 года . Проверено 23 июля 2023 г.
- Унивижн. «Правительство Салинаса де Гортари искало военное решение, чтобы покончить с сапатистами » . Univision (на испанском языке) . Проверено 23 июля 2023 г.
- «ЭЗЛН: 39 лет после создания революционной группы, бросившей вызов правительству ИРП » . infobae (на европейском испанском языке). 17 ноября 2022 г. . Проверено 23 июля 2023 г.
- Пай, Артур (19 июля 2018 г.). «Социализм будет свободным, или его не будет вообще! – Введение в либертарианский социализм» . Анархическая федерация «Черная роза». Архивировано из оригинала 13 июня 2023 года . Проверено 23 июля 2023 г.
- «Мексика: сапатисты запускают караван за жизнь коренных народов» . Новости свободы . 11 сентября 2020 г. . Проверено 23 июля 2023 г.
- ^ Дэй, Ричард Дж. Ф. (2005). Грамши мертв: анархистские течения в новейших социальных движениях . Плутон Пресс . п. 195. ИСБН 978-0-7453-2112-7 .
- ^ Такер, Дункан (1 января 2014 г.). «Актуальны ли повстанцы-сапатисты в Мексике? » Аль Джазира . Проверено 8 сентября 2020 г.
- ^ Нолл, Андалусия (30 января 2019 г.). «Сапатисты Мексики восстают уже 25 лет» . Подростковый мод . Проверено 8 сентября 2020 г.
- ^ Вильегас, Паулина (26 августа 2017 г.). «В Мексике, уставшей от насилия, сапатистские повстанцы решаются заняться политикой» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 8 сентября 2020 г.
- ^ Видал, Джон (17 февраля 2018 г.). «Мексиканские сапатистские повстанцы, 24 года спустя, непокорные в горных крепостях» . Хранитель . Проверено 8 сентября 2020 г.
- ^ Ромеро, Рауль. «Краткая история Сапатистской армии национального освобождения» . Журнал РОАР . Перевод Эль Киломбо Интергалактико . Проверено 13 ноября 2016 г.
- ^ Гахман, Леви. «Сапатисты оплакивают смерть и начинают новый цикл построения автономии коренных народов» . Америки . Проверено 17 февраля 2024 г.
- ^ Перейти обратно: а б Крёвель, Рой (1 января 2010 г.). «Анархизм, сапатисты и движение глобальной солидарности» . Глобальный дискурс . 1 (2): 20–40. дои : 10.1080/23269995.2010.10707855 . hdl : 10642/602 . ISSN 2326-9995 . Проверено 7 февраля 2024 г.
- ^ Перейти обратно: а б Джельсомино, Марк (июнь 2010 г.). «Эффект сапатистов: активизм в области информационно-коммуникационных технологий и маргинализированные сообщества» . Факультет информации Ежеквартально . 2 (3): 1–9. hdl : 1807/80216 . ISSN 1925-9107 . Проверено 9 февраля 2024 г.
- ^ Гундерсон 2013 , с. 271.
- ^ «Сапатистский ответ на фразу: «ЭЗЛН НЕ анархистская» » . Greenanarchy.info . Архивировано из оригинала 13 августа 2009 года . Проверено 21 октября 2010 г.
- ^ Мазарр, Майкл Дж. (2002). Информационные технологии и мировая политика . Пэлгрейв Макмиллан. п. 44. ИСБН 978-0-230-10922-3 .
- ^ Оберлин Молина, Матиас Науэль; Кьярадиа, Эстебан (январь 2017 г.). «От кастовой войны до Сапатистской армии национального освобождения (EZLN)» . Междисциплинарный журнал социальных исследований (на испанском языке). 12 .
- ^ См. также Партию бедных (PDLP) и Liga Comunista 23 сентября .
- ^ «La subcomandante Elisa 'denuncias пытки» [Subcomandante Elisa осуждает пытки] (на испанском языке). Страна . 12 февраля 1995 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Альберт, Матиас (2001). Идентичности, границы, порядки: переосмысление теории международных отношений . Миннеаполис и Лондон: Университет Миннесоты Press . п. 256. ИСБН 0-8166-3608-7 .
- ^ Росс, Николас (1 мая 2019 г.). «Авторитет, легитимность и поддержка вооруженных группировок: пример Сапатистской армии национального освобождения». Гражданские войны 21 (3): 8–9. дои : 10.1080/13698249.2019.1604934 . S2CID 155699216 .
- ^ Заместитель командующего Марк (9 января 2018 г.). Достойная ярость сапатистов АК Пресс стр. 100-1 28–29. ISBN 978-1-84935-292-5 .
- ^ Рамирес, Глория Муньос (2003). 20 и 10 огонь и слово .
- ^ Гундерсон 2013 , стр. 262–263.
- ^ «1994» . Сайт Международной службы мира . Архивировано из оригинала 17 ноября 2015 года.
- ^ Перейти обратно: а б Олесен, Томас (2006). Латиноамериканские социальные движения . Лэнхэм, Мэриленд: Роуман и Литтлфилд . п. 187.
- ^ Бульон, Сезар П.; Леговини, Арианна; Люстиг, Нора (1 ноября 1999 г.). «Рост неравенства в Мексике: возвращение к характеристикам домохозяйств и« эффект Чьяпаса » ». ССНР 182178 .
- ^ Перейти обратно: а б Стивен, Линн (2002). Сапата жив!: История и культурная политика в Южной Мексике . Беркли и Лос-Анджелес: Издательство Калифорнийского университета . стр. 136–137. ISBN 0-520-22237-7 .
- ^ О'Нил и др. 2006 , стр. 377.
- ^ Перейти обратно: а б Манаут, Рауль Бенитес; Сели, Эндрю; Арнсон, Синтия Дж. (1 февраля 2006 г.). «Замороженные переговоры: мирный процесс в Чьяпасе» (PDF) . Мексиканские исследования/Estudios Mexicanos . 22 (1): 131–152. дои : 10.1525/msem.2006.22.1.131 . ISSN 0742-9797 . S2CID 56296262 . Архивировано из оригинала (PDF) 16 апреля 2020 г.
- ^ Арнсон, Синтия (12 июля 1999 г.). Сравнительные мирные процессы в Латинской Америке . Издательство Стэнфордского университета . ISBN 978-0-8047-3589-6 – через Google Книги.
- ^ Рютер, Розмари Рэдфорд (12 июля 2005 г.). Интеграция экофеминизма, глобализации и мировых религий . Роуман и Литтлфилд . п. 132 . ISBN 978-0-7425-3530-5 – через Google Книги.
- ^ « Ла Хорнада: 4 мая 1996 года» « [День: 4 мая 1996 года]. unam.mx. Проверено 13 марта 2018 г.
- ^ Уилсон, С. Брайан (март 1998 г.). «Военные США помогают Мексике атаковать сапатистское движение» . afn.org . Ветераны Санта-Крус за мир.
- ^ «Ла Седена знала о существовании партизан Чьяпаса с 1985 года (Вторая и последняя часть)» . Процесс . 20 марта 2006 г. Архивировано из оригинала 3 ноября 2013 г.
- ^ «Животноводы и коренные жители говорят о «партизанских группах» » . Процесс . 15 июня 1993 года. Архивировано из оригинала 28 января 2018 года . Проверено 16 декабря 2015 г.
- ^ Хакес, Антонио (14 октября 2001 г.). «Салинас получал сообщения о Чьяпасе с июля 93 года» . Процесс . Архивировано из оригинала 28 января 2018 года . Проверено 17 февраля 2024 г.
- ^ Барранко В., Бернардо (3 октября 2007 г.). «15 лет отношений Мексики и Ватикана» . День . Проверено 13 марта 2018 г.
- ^ Моктесума Барраган, Эстебан. «Отставка в губернии». Эль Юниверсал (на испанском языке). Архивировано из оригинала 2 августа 2017 года . Проверено 13 марта 2018 г.
- ^ Гарсес, Гектор. «Tampico la Connection zapatista» [Также связь сапатистов] (на испанском языке). Архивировано из оригинала 3 ноября 2013 года.
- ^ «Cronologia del Conflicto EZLN» [Хронология конфликта EZLN]. Латиноамериканские исследования (на испанском языке) . Проверено 11 августа 2018 г.
- ^ Руис, Перес; Лорена, Майя (9 апреля 2006 г.). «Эль-ЭЗЛН и возвращение к ее радикальному предложению » . Культура и социальные представления . 1 (1): 33–65 – через SciELO.
- ^ О'Нил и др. 2006 , с. 378.
- ^ Шестая декларация джунглей Лакандона в Wikisource
- ^ Алькантара, Лилиана. «Они прощаются с Алексисом Бенхумеа» . Универсал . Архивировано из оригинала 28 ноября 2011 года . Проверено 3 марта 2011 г.
- ^ Норрелл, Бренда (23 апреля 2007 г.). «Сапатисты выбирают Яки для проведения межконтинентального саммита в Мексике» . Новости Нарко . Проверено 7 февраля 2024 г.
- ^ «ЗезтаИнтернациональ» . ZeztaInternazional (на испанском языке) . Проверено 2 августа 2020 г.
- ^ «Командир сапатистов: Газа выживет» . Палестинская хроника . 12 января 2009 года . Проверено 7 февраля 2024 г.
- ^ «Коммюнике Тайного революционного комитета коренных народов – командующего Сапатистской армией национального освобождения» . Enlace Сапатиста. 21 декабря 2012 г.
- ^ Перейти обратно: а б Беллинхаузен, Герман (22 декабря 2012 г.). «Мобилизовано более 40 тысяч сапатистов в 5 муниципалитетах Чьяпаса» (на испанском языке). № 10194. Окосинго, Чьяпас, Мексика: Ла Хорнада. п. 2 . Проверено 7 января 2019 г.
- ^ «Los zapatistas abarrotan Chiapas» [Сапатисты толпятся в Чьяпасе]. Эль Паис (на испанском языке). 22 декабря 2012 года . Проверено 7 января 2019 г.
- ^ Вильямиль, Хенаро (1 января 2019 г.). «EZLN, баланс на 25 лет» [EZLN, баланс на 25 лет]. Мехико : Журнал Revista. Архивировано из оригинала 7 января 2019 года . Проверено 7 января 2019 г.
- ^ Ойкономакис, Леонидас (6 августа 2013 г.). «Сапатисты празднуют 10 лет автономии с «эскуэлитой» » . Журнал РОАР . Проверено 8 февраля 2024 г.
- ^ «Вотан IV. День Д минус 7» . 5 августа 2013 г.
- ^ Эрнандес, Элио (27 июня 2015 г.). «Reporta el EZLN agresion a indigenas bases de Apoyo Zapatistas de Ocosingo» [EZLN сообщает об агрессии против баз поддержки коренных сапатистов в Окосинго] (на испанском языке). Сан-Кристобаль-де-лас-Касас , Чьяпас : Ла-Хорнада.
- ^ Такер, Дункан (12 июня 2017 г.). « Мексика нуждается в исцелении»: первая женщина из числа коренного населения, баллотировавшаяся на пост президента» . Хранитель . Проверено 2 января 2022 г.
- ^ Фицуотер, Дилан Элдридж (ноябрь 2016 г.). «Сапатисты и Конгресс коренных народов стремятся революционизировать выборы в Мексике 2018 года» . Правда . Проверено 13 марта 2018 г.
- ^ Даули, Лаура (29 марта 2018 г.). «Как женщина из числа коренного населения оставила свой след в бурной президентской кампании в Мексике» . открытая демократия . Проверено 8 апреля 2021 г.
- ^ Ойкономакис, Леонидас (19 августа 2019 г.). «Сапатисты объявляют о значительном расширении автономных территорий» . Журнал РОАР .
- ^ «Сапатистские повстанцы расширяют контроль над территориями на юге Мексики» . АП Новости . 19 августа 2019 года . Проверено 8 февраля 2024 г.
- ^ «EZLN вновь заявляет о неприятии мегапроектов AMLO». Второй (на испанском языке). 1 января 2020 г. . Проверено 16 февраля 2024 г.
- ^ «CNI излагает свою стратегию против поезда Майя » . Процесс (на испанском языке). 4 января 2020 г.
- ^ «Сапатистские делегации посетят различные континенты, от Европы до Африки» . Ависпа Мидия . 8 октября 2020 г. Проверено 10 марта 2022 г.
- ^ Колокотронис, Никос (10 ноября 2021 г.). «Путешествие сапатистов по Европе идет полным ходом!» . ДиЭМ25 . Проверено 10 марта 2022 г.
- ^ Клементе, Эдгар Х. (6 ноября 2023 г.). «Мексиканское повстанческое движение коренных народов-сапатистов заявляет, что оно распускает свои «автономные муниципалитеты» » . PBS NewsHour . ПБС . Ассошиэйтед Пресс . Проверено 6 ноября 2023 г.
- ^ «Часть девятая: Новая структура сапатистской автономии » . Сапатистская ссылка (на испанском языке). 13 ноября 2023 г. . Проверено 13 ноября 2023 г.
- ^
- Кардосо, Марио Уртадо (23 сентября 2017 г.). «Кризис правовой формы и антисистемное пробуждение: взгляд с точки зрения правового плюрализма Советов доброго правительства (jbg)». ЮСТА (на испанском языке). 2 (47): 28. дои : 10.15332/s1900-0448.2017.0047.04 . ISSN 2500-5286 .
- Пластыри, Бри (9 января 2014 г.). «Критический анализ: Сапатистское восстание: 20 лет спустя» . Денверский журнал международного права и политики . Денверского университета Юридический колледж Штурма . Архивировано из оригинала 4 июня 2023 года . Проверено 23 июля 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б Гундерсон 2013 , стр. 222.
- ^ Пластыри, Бри (9 января 2014 г.). «Критический анализ: Сапатистское восстание: 20 лет спустя» . Денверский журнал международного права и политики . Проверено 16 июня 2020 г.
- ^ Гундерсон, Кристофер (октябрь 2018 г.). «Автономистские марксистские интерпретации сапатистского восстания: критика» . Наука и общество . 82 (4): 531–554. дои : 10.1521/siso.2018.82.4.531 . ISSN 0036-8237 . S2CID 150177704 .
- ^ МакКинли-младший, Джеймс К. (6 января 2006 г.). «Возвращение сапатистов: марксист в маске на пне» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 8 февраля 2024 г.
- ^ «Альваро Рейес: Сапатизм: другие географии около «конца света» - семинар по межобщинным исследованиям» . 10 октября 2017 г. Проверено 7 февраля 2022 г.
- ^ Бердселл, Питер (2000). Европа и Латинская Америка: возвращение взгляда . Манчестер, Великобритания: Издательство Манчестерского университета .
- ^ Юнг, Кортни (2003). «Политика коренной идентичности, неолиберализм, культурные права и мексиканские сапатисты». Социальные исследования . 70 (2): 433–462. дои : 10.1353/sor.2003.0025 . JSTOR 40971622 . S2CID 151710649 .
- ^ Хиддлстон, Джейн (2009). Понимание движений в современной мысли: понимание постколониализма . Дарем, Великобритания: Проницательность.
- ^ Линд, Стоутон; Грубачич, Андрей (2008). Шатающиеся и сапатисты: беседы об анархизме, марксизме и радикальной истории . ПМ Пресс . п. 5. ISBN 978-1-60486-041-2 .
Нам сказали, что вторым источником сапатизма является теология освобождения. Епископ Самуэль Руис был ключевой фигурой.
- ^ Кларк, Бен; Росс, Клиф, ред. (1994). «Умереть, но теперь жить». Голос огня: сообщения и интервью Сапатистской национальной освободительной армии . Беркли, Калифорния: Публикации Новой Земли. п. 53. ИСБН 0-915117-03-7 . OCLC 31370587 .
- ^ Ментинис, Михалис (2006). Сапатисты: Восстание в Чьяпасе и его значение для радикальной политики . Плутон Пресс . стр. 19–20. ISBN 0-7453-2487-8 .
- ^ Сьюард 2012 , с. 182.
- ^ Леви, Эбен. (2021). От теологии освобождения к теологии Индии: Прогрессивная католическая церковь в Южной Мексике, 1954-1994 гг. Университет Мэриленда , Колледж-Парк с. 348.
- ^ Эрл, Дункан (2005). Восстание надежды: разделяем путь сапатистов к альтернативному развитию . Жанна М. Симонелли. Уолнат-Крик, Калифорния: АльтаМира Пресс. п. 281. ИСБН 0-7591-0540-5 . OCLC 56068758 .
- ^ Сьюард 2012 , с. 230.
- ^ Кович, Кристина (2003). «Борьба за освобождение и примирение в Чьяпасе, Мексика: Лас-Абежас и путь ненасильственного сопротивления» . Латиноамериканские перспективы . 30 (3): 59. дои : 10.1177/0094582X03030003005 . ISSN 0094-582X . JSTOR 3185036 . S2CID 144882490 .
- ^ Краузе, Энрике (2002). «Чьяпас: Пророк индейцев». Сапатистский читатель . Том Хейден. Нью-Йорк: Thunder's Mouth Press/Nation Books. п. 399. ИСБН 1-56025-335-5 . OCLC 47696577 .
- ^ Флойд, Дж. Шарлин (1996). «Теология восстания? Религия и политика в Мексике» . Журнал международных отношений . 50 (1). Редакционный совет журнала «Международные отношения»: 143. JSTOR 24357408 .
- ^ Линд, Стоутон; Грубачич, Андрей (2008). Шатающиеся и сапатисты: беседы об анархизме, марксизме и радикальной истории . ПМ Пресс . п. 34. ISBN 978-1-60486-041-2 .
Латиноамериканская теология освобождения и особенно сапатисты предложили нам новую гипотезу. Он сочетает в себе марксистский анализ динамики капитализма с традиционной духовностью, будь то индейской или христианской, или их комбинацией. Он отвергает цель захвата государственной власти и ставит задачу построения горизонтальной сети центров самодеятельности».
- ^ Ментинис, Михалис (2006). Сапатисты: Восстание в Чьяпасе и его значение для радикальной политики . Плутон Пресс . п. 134. ИСБН 0-7453-2487-8 .
- ^ Феррон 2019 : «Сапатизм обязан своей международной известностью своему репертуару средств массовой информации...».
- ^ Хенк 2019 , стр. 26–39.
- ^ Хенк 2019 , стр. 85, 146.
- ^ Феррон 2019 , раздел «Критика основных СМИ и продвижение альтернативных коммуникаций».
- ^ Ойкономакис, Леонидас (27 мая 2014 г.). «Прощай, Маркос, да здравствует субкоманданте Галеано!» . Школы в штате Чьяпас . Проверено 29 июля 2022 г.
- ^ Гахман, Леви (10 июня 2014 г.). «Смерть сапатиста: нападение неолиберализма на автономию коренных народов» . Rabble.ca .
- ^ «Лидер сапатистских повстанцев Мексики субкоманданте Маркос уходит в отставку» . Би-би-си . 26 мая 2014 года . Проверено 15 ноября 2015 г.
- ^ Корнелиус, Стивен; Натвиг, Мэри (2016). Музыка: социальный опыт . Рутледж . п. 115 . ISBN 978-1-315-40429-5 .
Библиография [ править ]
- Феррон, Бенджамин (2019). «Еретическое скопление международного капитала: медиа-сети сапатистских активистов». В Пертьерре — Анна Кристина; Салазар, Хуан Франциско (ред.). Медиа-культуры в Латинской Америке: ключевые концепции и новые дебаты . Нью-Йорк: Рутледж. дои : 10.4324/9780429425127 . ISBN 978-0-429-42512-7 .
- Гундерсон, Кристофер (2013). Провокационный коктейль: интеллектуальные истоки сапатистского восстания, 1960–1994 (доктор философии). Городской университет Нью-Йорка . ПроКвест 1430904296 .
- Хенк, Ник (2019). Субкоманданте Маркос: Всемирная икона повстанцев . Книги Черной розы . ISBN 978-1-55164-706-7 .
- О'Нил, Патрик Х.; Филдс, Карл; Поделитесь, Дон (2006). Примеры сравнительной политики (2-е изд.). Нью-Йорк: WW Norton & Company . ISBN 0-393-92943-4 .
- Сьюард, Рухия Кристин Кэтрин (2012). Слияние идентичностей и мобилизация сопротивления в Чьяпасе и Мексике, 1994–2009 гг. (доктор философии). Новая школа социальных исследований.
Дальнейшее чтение [ править ]
- Кастелланос, Л. (2007). Вооруженная Мексика: 1943-1981 гг . Эпилог и хронология Алехандро Хименеса Мартина дель Кампо. Мексика: Библиотека ERA. 383 стр. ISBN 968-411-695-0 ISBN 978-968-411-695-5
- Конант, Дж. (2010). Поэтика сопротивления: революционные связи с общественностью сапатистского повстанческого движения . Окленд: АК Пресс . ISBN 978-1-849350-00-6 .
- (Ред.) Понсе де Леон, Дж. (2001). Наше слово — наше оружие: Избранные сочинения, субкоманданте Маркос . Нью-Йорк: Seven Stories Press. ISBN 1-58322-036-4 .
- Феррон, Бенджамин; Племянник Эрик (2015). La communication International du Zapatismo, 1994-2006 [ Международное сообщение сапатизма, 1994-2006 ] (на французском языке). Ренн: Presss Universitaires de Rennes . ISBN 978-2-7535-4021-7 .
- Дилан Элдридж Фицуотер, Сапатистские институты автономии и их социальные последствия , 2021 г.
- Патрик и Баллестерос Корона, Каролина (1998). Кунингем, «Сапатисты и автономия» , Capital & Class , № 66, Осень, стр. 12–22.
- Готтесдинер, Лаура (23 января 2014 г.). «Взгляд на сапатистское движение, два десятилетия спустя» . Нация . ISSN 0027-8378 .
- The Zapatista Reader под редакцией Тома Хейдена , 2002 г. Широкий выбор известных произведений на эту тему. ISBN 9781560253358
- Хаснабиш, Алекс (2010). Сапатисты: восстание от низового уровня к глобальному . Лондон и Нью-Йорк: Zed Books . ISBN 978-1848132085 .
- Кляйн, Хилари. (2015) Compañeras: Истории сапатистских женщин . Пресса «Семь историй» . ISBN 978-1-60980-587-6
- (Ред.) Холлоуэй, Джон и Пелаес, Элоина (1998). Сапатист! Новое изобретение революции в Мексике . Лондон: Плутон Пресс . ISBN 978-0745311777 .
- МакКинли, Джеймс С. младший (6 января 2006 г.). «Возвращение сапатистов: марксист в маске на пне» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 .
- Ментинис, Михалис (2006). Сапатисты: Восстание в Чьяпасе и его значение для радикальной политики . Лондон: Плутон Пресс . ISBN 978-0745324869 .
- Муньос Рамирес, Глория (2008). Огонь и слово: история сапатистского движения . Сан-Франциско: Издательство City Lights. ISBN 978-0872864887 .
- Райдер, Ник (12 марта 2009 г.). «В гостях у сапатистов» . Новый государственный деятель . Проверено 18 апреля 2021 г.
- Росс, Джон (1995). Восстание от корней: восстание индейцев в штате Чьяпас . Монро, Мэн: Common Courage Press. ISBN 978-1567510430 .
- Росс, Джон (2000). Война против забвения: сапатистские хроники 1994–2000 гг . Монро, Мэн: Common Courage Press. ISBN 978-1567511741 .
- Росс, Джон (2006). ¡Сапатисты! Делая другой мир возможным: хроники сопротивления 2000–2006 гг . Нью-Йорк: Nation Books. ISBN 978-1560258742 .
- Субкоманданте Маркос (2016). Критическая мысль перед лицом капиталистической гидры . Дарем, Северная Каролина: Paperboat Press. ISBN 978-0979799327 .
- Субкоманданте Маркос (2018). Достойная ярость сапатистов: заключительные публичные речи субкомандующего Маркоса . Ник Хенк (редактор) и Генри Гейлс (пер.). Чико, Калифорния: АК Пресс . ISBN 978-1849352925 .
- Теодорос Кариотис, Иоанна-Мария Маравелиди, Явор Тарински (2022). Задавать вопросы сапатистам. Размышления Греции о нашем цивилизационном тупике . Редактор: Мэтью Литтл, Издатель: Транснациональный институт социальной экологии.
- Ойкономакис, Леонидас (2019). Политические стратегии и социальные движения в Латинской Америке: сапатисты и боливийские кокалеро . Пэлгрейв Макмиллан . ISBN 978-3-319-90203-6 .
- Кольер, Джордж А. (2008). Баста !: Земля и восстание сапатистов в Чьяпасе (3-е изд.). Книги о еде прежде всего. ISBN 978-0-935028-97-3 .
- Харви, Нил (1998). Восстание в Чьяпасе: борьба за землю и демократию . Издательство Университета Дьюка . ISBN 0-8223-2238-2 .
Внешние ссылки [ править ]
- Официальный сайт (на испанском языке)
- Коммюнике АНЗЛН (1994–2004 гг.) переведено на английский язык.
- Архивы Сапатистской армии национального освобождения в Стэнфордском университете
- Сапатистская армия национального освобождения
- Воинские части и соединения, созданные в 1983 году.
- 1983 заведения в Мексике
- Крайне левая политика в Мексике
- Либертарианские социалистические организации
- Организации по защите прав коренных народов Северной Америки
- Антикапиталистические организации
- Политика коренных народов в Северной Америке