Интеллектуальная собственность коренных народов
Часть серии о |
Права коренных народов |
---|
![]() |
Права |
Правительственные организации |
НПО и политические группы |
Проблемы |
Юридическое представительство |
Страны |
Категория |
Интеллектуальная собственность коренных народов — это термин, используемый на национальных и международных форумах для описания интеллектуальной собственности , которая «коллективно принадлежит» различным коренным народам , и, как следствие, их законных прав на защиту конкретной такой собственности. Эта собственность включает в себя культурные знания их групп и многие аспекты их культурного наследия и знаний, в том числе хранящиеся в устной истории . В Австралии обычно используется термин «Культурная и интеллектуальная собственность коренных народов» , сокращенно ICIP .
С конца 20-го века предпринимались различные усилия по обеспечению той или иной правовой защиты интеллектуальной собственности коренных народов в колонизированных странах, включая ряд деклараций, сделанных различными конвенциями коренных народов. Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС) была создана в 1970 году для продвижения и защиты интеллектуальной собственности во всем мире путем сотрудничества со странами, а также международными организациями. ООН (UNDRIP), подписанная 144 странами в 2007 году, включает несколько Декларация о правах коренных народов положений, конкретно касающихся защиты интеллектуальной собственности коренных народов.
Споры вокруг собственности коренных народов включают несколько дел, касающихся народа маори Новой Зеландии.
Предыстория [ править ]
Интеллектуальная собственность коренных народов — это концепция, разработанная как аналог преимущественно западных концепций права интеллектуальной собственности и продвигаемая Всемирной организацией интеллектуальной собственности (ВОИС) в рамках более широких усилий Организации Объединенных Наций . [1] мира (ООН) добиться того, чтобы коренное нематериальное культурное наследие лучше ценилось и лучше защищалось от предполагаемого продолжающегося плохого обращения, поскольку оно не полностью охвачено западным законодательством. [2] [3]
Знания коренных народов являются неотъемлемой частью культурного наследия коренных народов. Знания о земле, морях, местах и связанных с ними песнях, историях, социальных практиках и устных традициях являются важным активом для общин коренных народов. Передаваемые из поколения в поколение знания коренных народов постоянно переосмысливаются коренными народами. Благодаря существованию и передаче этого нематериального культурного наследия коренные народы могут ассоциироваться с общинной идентичностью. [4]
Права интеллектуальной собственности коренных народов относятся к законным правам на защиту конкретной такой собственности, которая включает культурные знания их групп, аспекты их культурного наследия в изобразительном искусстве , литературе и исполнительском искусстве , а также науке и традиционной медицине . Оно может включать знания, хранящиеся в устной истории . [5] [6] [7]
К решению этой проблемы подключились международные организации, такие как ООН. [7] делая более конкретные заявления о том, что интеллектуальная собственность также включает в себя культурные ценности, такие как исторические места, артефакты, образцы, язык, церемонии и исполнительское искусство, в дополнение к произведениям искусства и литературе. [8] [9]
Национальные государства по всему миру испытывают трудности с согласованием местных законов и культурных норм коренных народов с преимущественно западной правовой системой, во многих случаях оставляя индивидуальные и коллективные права интеллектуальной собственности коренных народов в значительной степени незащищенными. [10]
Фонд прав коренных американцев (NARF) поставил перед собой несколько целей в отношении договорного права и интеллектуальной собственности, при этом член правления профессор Ребекка Цоси подчеркнула важность того, чтобы эти права собственности принадлежали коллективно, а не отдельным лицам: [11]
Долгосрочная цель состоит в том, чтобы на самом деле иметь правовую систему , и, конечно, договор мог бы сделать это, который признает две вещи. Во-первых, он признает, что коренные народы – это народы, имеющие право на самоопределение , которое включает в себя права управления всей собственностью, принадлежащей коренным народам. И, во-вторых, он признает, что формы культурного самовыражения коренных народов являются формой интеллектуальной собственности и что традиционные знания являются формой интеллектуальной собственности, но они являются коллективными ресурсами, поэтому ни один человек не может отказаться от прав на эти ресурсы. Племенные нации фактически владеют ими коллективно.
Терминология [ править ]
Термин, используемый особенно в Австралии, — это «Культурная и интеллектуальная собственность коренных народов», сокращенно ICIP. [12] при этом термин «культурное наследие» часто применяется к одному и тому же понятию. [13] Термин «Права культурной и интеллектуальной собственности коренных народов» сокращенно ICIPR. [14]
культуры Традиционные выражения
« Традиционные выражения культуры » — это фраза, используемая ВОИС для обозначения «любой формы художественного и литературного выражения, в которой воплощены традиционная культура и знания . Они передаются от одного поколения к другому и включают в себя текстиль ручной работы, картины, рассказы, легенды, обряды, музыка, песни, ритмы и танцы». [15]
«Традиционные выражения культуры» могут включать дизайн и стили, а это означает, что применение традиционных международных законов об авторском праве западного образца, которые применяются к конкретному произведению, а не к стилю, может быть проблематичным. Обычное право коренных народов часто трактует такие понятия по-разному и может налагать ограничения на использование основных стилей и концепций. [15]
Декларации [ править ]
За последние 35 лет ряд общин коренных американцев и коренных народов опубликовали племенные декларации. В преддверии и во время Международного года коренных народов мира (1993 г.) [16] затем в течение следующего Десятилетия коренных народов мира ООН (1995–2004 гг.), [1] В разных частях мира был проведен ряд конференций специалистов как коренных, так и некоренных народов, в результате которых был принят ряд унифицированных деклараций и заявлений, идентифицирующих, объясняющих, уточняющих и определяющих «интеллектуальную собственность коренных народов», хотя юридический вес большинства из них имеет еще предстоит протестировать.
С 1970-х годов межплеменные группы в Северной Америке организовывали демонстрации против использования некоренными элементами культурных элементов коренных американцев, таких как продажа продуктов и услуг, предположительно полученных на основе знаний коренных народов : [17] [18]
- Традиционный круг старейшин, октябрь 1980 г.
охраняемой интеллектуальной собственностью До того, как церемонии и церемониальные знания были признаны Генеральной Ассамблеей ООН , [8] небольшие коалиции культурных лидеров коренных народов встретились, чтобы принять декларации о защите церемониальных знаний. [19] [20] [21] В 1980 году духовные лидеры народов северных шайеннов , навахо , хопи , маскоги , чиппева - кри , хауденосауни и лакота встретились в резервации северных шайеннов в Монтане . [19] и издал Резолюцию 5-го ежегодного собрания Круга традиционных старейшин, постановив, что: [19]
Эти [некоренные] люди собирают неиндейцев в качестве последователей, которые верят, что получают наставления от коренных народов. Мы, старейшины и наши представители, заседающие в Совете, предупреждаем этих неиндийских последователей, что, насколько мы понимаем, это неправильный процесс, что право нести эти священные предметы дано людьми...
- Белен, июль 1988 г.
Первый международный конгресс Международного общества этнобиологии с участием ученых, защитников окружающей среды и коренных народов собрался в Белене , Бразилия . Они коллективно назвали себя этнобиологами и заявили, что (среди прочего) «культуры коренных народов во всем мире подвергаются разрушению и уничтожению». В Беленской декларации говорилось: [22]
[Необходимо] создать механизмы, с помощью которых специалисты из числа коренных народов будут признаны соответствующими органами власти и с ними будут консультироваться во всех программах, затрагивающих их, их ресурсы и их окружающую среду...
Должны быть разработаны процедуры, позволяющие компенсировать коренным народам использование их знаний и биологических ресурсов.
- Декларация Кари-Оки, май 1992 г.

Декларация Кари-Ока и Хартия Земли коренных народов были впервые подтверждены в Бразилии в мае 1992 года, а затем вновь подтверждены в Индонезии в июне 2002 года. Документ ратифицировали коренные народы Северной и Южной Америки, Азии, Африки, Австралии, Европы и Тихоокеанского региона. которые в деревнях Кари-Ока объединились в один голос, чтобы коллективно выразить серьезную обеспокоенность тем, как мир эксплуатирует природные ресурсы, от которых зависят коренные народы.
В Хартии Земли коренных народов конкретно упоминается предполагаемое злоупотребление интеллектуальными и культурными ценностями коренных народов. [23] В разделе «Культура, наука и интеллектуальная собственность» среди прочего утверждается: [24]
99 : Узурпация традиционных лекарств и знаний у коренных народов должна рассматриваться как преступление против народов...
102 : Как создатели и носители цивилизаций, которые давали и продолжают делиться знаниями, опытом и ценностями с человечеством, мы требуем, чтобы наше право на интеллектуальную и культурную собственность было гарантировано и чтобы механизмы каждого из них были в пользу наших народов...
104 : Защита, нормы и механизмы художественного и ремесленного творчества наших народов должны быть установлены и реализованы во избежание грабежа, плагиата, неправомерного разоблачения и использования... [3]
- Декларация Лакота, июнь 1993 г.
На пятом саммите лакота, международном собрании народов лакота, дакота и накота из США и Канады, около 500 представителей 40 различных племен и групп лакота единогласно приняли «Объявление войны против эксплуататоров духовности лакота». [20] [21] Представители подтвердили политику абсолютной нетерпимости к эксплуатации лакота, дакота и церемониальных знаний накота: [20] [21]
Принимая во внимание, что мы являемся организаторами постоянной серии всеобъемлющих форумов по злоупотреблению и эксплуатации духовности Лакота;...
6. Мы призываем традиционных людей, вождей племен и управляющие советы всех других индейских наций, а также все национальные индейские организации присоединиться к нам и призвать к немедленному прекращению этой безудержной эксплуатации наших соответствующих священных традиций американских индейцев путем выпуска заявлений. осуждение таких злоупотреблений; ведь не только народы лакота, дакота и накота духовные практики систематически нарушаются неиндийцами.
- Декларация Матаатуа, июнь 1993 г.
18 июня 1993 года 150 делегатов из четырнадцати стран, в том числе представители коренных народов из Японии ( айны ), Австралии, Островов Кука , Фиджи , Индии, Панамы , Перу , Филиппин , Суринама , США и Аотеароа (Новая Зеландия), встретились в Факатане ( залив ). региона Пленти Новой Зеландии). Ассамблея подтвердила, что знания коренных народов приносят пользу всему человечеству; признанные коренные народы готовы предложить свои знания всему человечеству при условии, что их основные права определять и контролировать эти знания будут защищены международным сообществом; настаивал на том, что первыми бенефициарами знаний коренных народов должны быть прямые потомки таких знаний коренных народов; и заявил, что все формы эксплуатации знаний коренных народов должны прекратиться. [25]
В разделе 2 своей декларации, Декларации Матаатуа о правах культурной и интеллектуальной собственности коренных народов, они конкретно просят государственные, национальные и международные агентства: [25]
2.1 : Признать, что коренные народы являются хранителями своих традиционных знаний и имеют право защищать и контролировать распространение этих знаний.
2.2 : Признать, что коренные народы также имеют право создавать новые знания, основанные на культурных традициях.
2.3 : Признать, что права на культурную и интеллектуальную собственность коренных народов принадлежат тем, кто их создал. [3]
- Заявление Джулайинбуля, ноябрь 1993 г.

Заявление Джулайинбула о правах интеллектуальной собственности коренных народов стало результатом встречи специалистов из числа коренных и некоренных народов, которые в Джингаррбе , на северо-востоке Австралии, пришли к выводу, что права интеллектуальной собственности коренных народов лучше всего определяются в рамках обычного права групп коренных народов. сами себя. [26] В декларации обычные законы коренных народов переименованы в «Общие законы аборигенов», и настаивается, что эти законы должны быть признаны и рассматриваться как равные любым другим системам права: [27]
Интеллектуальная собственность аборигенов в рамках общего права аборигенов является неотъемлемым, неотъемлемым правом, которое не может быть прекращено, погашено или изъято... Любое использование интеллектуальной собственности аборигенных наций и народов может осуществляться только в соответствии с общим правом аборигенов, и любое несанкционированное использование строго запрещено. [3] [28]
- Отказ хопи и апачей
В 1994 году ряд индейских племенных организаций потребовали, чтобы музеи удалили определенные материалы с выставок и из доступа публики. они сослались на Закон о защите и репатриации могил коренных американцев В качестве правовой основы для своих жалоб (NAGPRA). Их позиция заключалась в том, что они разрешали такое использование только выборочно и с явного разрешения живых родственников человеческих останков и погребального инвентаря, которые музеи хотели выставить. [29] Вернон Масайесва, генеральный директор племени хопи , и консорциум племен апачей потребовали, чтобы ряд американских музеев прекратил все публичные выставки и доступ к материалам их племенной культуры; включая «изображения, тексты, церемонии, музыку, песни, рассказы, символы, верования, обычаи, идеи, концепции и этнографические полевые заметки, художественные фильмы, исторические произведения и любые другие средства, в которых их культура может проявляться буквально, воображать, выражать , пародированный или приукрашенный». [29] Многие племена апачей, такие как племя апачей Белой горы, также просили вернуть артефакты и тела пуэбло, которые были сверхурочно увезены с их земли различными коллекционерами. [30]
- Заявление Санта-Крус-де-ла-Сьерра, сентябрь 1994 г.
, прошла региональная встреча В Санта-Крус-де-ла-Сьерра , Боливия , на которой коренные народы Южной Америки были обеспокоены тем, что существующие в мире системы и режимы интеллектуальной собственности благоприятствуют присвоению знаний и ресурсов коренных народов в коммерческих целях, согласовано в их Заявление Санта-Крус-де-ла-Сьерра об интеллектуальной собственности: [31]
Для представителей коренных народов знания и решимость в использовании ресурсов носят коллективный характер и передаются из поколения в поколение. Ни... ни отдельные лица, ни общины, ни правительство не могут продавать или передавать в собственность [культурные] ресурсы, которые являются собственностью народа и которые каждое поколение обязано сохранять для следующего...
Должны существовать соответствующие механизмы для сохранения и обеспечения права коренных народов отказывать в неизбирательном доступе к [культурным] ресурсам наших сообществ или народов, а также делать возможным оспаривание патентов или других исключительных прав на то, что по сути является коренным.
- Заявление Тамбунана, февраль 1995 г.
Коренные народы Азии встретились в Тамбунане , Сабах , Восточная Малайзия , чтобы отстоять права на самоопределение и выразить обеспокоенность и страх перед угрозой, которую могут представлять для них незнакомые «западные» системы прав интеллектуальной собственности. В Тамбунанском заявлении о защите и сохранении знаний коренных народов было согласовано: [32]
Для коренных народов Азии система прав интеллектуальной собственности является не только совершенно новой концепцией, но и очень западной... [С] правами интеллектуальной собственности [в западном стиле] будут разработаны иностранные законы для использования знаний коренных народов. и [культурные] ресурсы коренных народов.
- Заявление Сувы, апрель 1995 г.
Участники из независимых стран и «неавтономных колонизированных территорий» Тихоокеанского региона встретились в Суве ( Фиджи) , чтобы обсудить доминирующие на международном уровне режимы прав интеллектуальной собственности, и на этой встрече они решили поддержать Кари Ока, Матаатуа, Хулайинбул, Санта-Крус-де-ла. Инициативы Сьерра и Тамбунан [33] (выше). В своем заявлении «Сувинское заявление о знаниях коренных народов и правах интеллектуальной собственности» участники: [33]
Заявить, что коренные народы готовы поделиться своими знаниями с человечеством при условии, что мы определим, когда, где и как они будут использоваться: в настоящее время международная система не признает и не уважает наш прошлый, настоящий и потенциальный вклад...
Добиться репатриации [культурных] ресурсов коренных народов, уже хранящихся во внешних коллекциях, и добиться компенсации и гонораров за коммерческое развитие, возникшее на основе этих ресурсов.
[Стремиться] Укрепить возможности коренных народов по сохранению своих устных традиций и поощрять инициативы коренных народов по записи своих знаний... в соответствии с их традиционными процедурами доступа.
- Кимберлийская декларация, август 2002 г.
Коренные народы со всего мира приняли участие в международном саммите коренных народов по устойчивому развитию на территории Хой-Сан , Кимберли , Южная Африка , в августе 2002 года, где они подтвердили предыдущие декларации и заявления (выше) и, среди прочего, заявили: [3]
Наши системы традиционных знаний необходимо уважать, развивать и защищать; наши коллективные права интеллектуальной собственности должны быть гарантированы и обеспечены. Наши традиционные знания не являются достоянием общественности; это коллективная, культурная и интеллектуальная собственность, охраняемая нашим обычным правом. Несанкционированное использование и присвоение традиционных знаний является кражей.
ДПКН, сентябрь 2007 г. [ править ]

На 61-й сессии Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций 13 сентября 2007 года подавляющее большинство ее членов постановили принять Декларацию ООН о правах коренных народов (ДООНПКН), юридически необязывающую резолюцию, разграничивающую и определяющую индивидуальные и коллективные права коренных народов. Коренные народы. 144 штата проголосовали за, 4 против (Австралия, Канада, Новая Зеландия и США) и 11 стран воздержались . Несколько лет спустя четыре несогласные страны изменили свои позиции. [34]
Некоторые положения UNDRIP касаются интеллектуальной собственности коренных народов. В Декларации признается «острая необходимость уважать и поощрять неотъемлемые права коренных народов, вытекающие из их политических, экономических и социальных структур, а также из их культуры, духовных традиций, истории и философии...»; вновь подтверждает, что «...коренные народы обладают коллективными правами, которые необходимы для их существования, благополучия и комплексного развития как народов...» и провозглашает в качестве согласованного стандарта для стран-членов всего мира: [35]
- Статья 11 : Коренные народы имеют право соблюдать и возрождать свои культурные традиции и обычаи. Это включает в себя право сохранять, защищать и развивать прошлые, настоящие и будущие проявления своей культуры, такие как археологические и исторические памятники, артефакты, образцы, церемонии, технологии, изобразительное и исполнительское искусство и литературу... Государства обеспечивают возмещение посредством эффективные механизмы, которые могут включать в себя реституцию, разработанную совместно с коренными народами, в отношении их культурной, интеллектуальной, религиозной и духовной собственности, изъятой без их свободного, предварительного и осознанного согласия или в нарушение их законов, традиций и обычаев.
- Статья 24 : Коренные народы имеют право на свои традиционные лекарства и на сохранение своей практики здравоохранения, включая сохранение жизненно важных лекарственных растений, животных и минералов...
- Статья 31 : Коренные народы имеют право сохранять, контролировать, защищать и развивать свое культурное наследие, традиционные знания и традиционные выражения культуры, а также проявления своих наук, технологий и культуры, включая человеческие и генетические ресурсы , семена, лекарства, знание свойств фауны и флоры, устных традиций, литературы, рисунков, спортивных и традиционных игр, изобразительного и исполнительского искусства. Они также имеют право сохранять, контролировать, защищать и развивать свою интеллектуальную собственность в отношении такого культурного наследия, традиционных знаний и традиционных выражений культуры... Совместно с коренными народами государства должны принимать эффективные меры по признанию и защите осуществления этих прав. права.
, законы и юридические проблемы странам по Протоколы
Австралия [ править ]
Австралийское законодательство не защищает все формы культурной и интеллектуальной собственности коренных народов (ICIP). Закон об авторском праве в Австралии распространяется на музыку, литературу и искусство людей, живущих или умерших в течение 70 лет, а работы отдельных авторов также защищены моральными правами . Деятельность исполнителей и дизайнеров регулируется отдельным законодательством. [13] В некоторых случаях незаконное присвоение культуры может быть защищено Законом о конкуренции и потребителях 2010 года , который был успешно проверен в судебном иске 2019 года против Birubi Art за сокрытие того факта, что их «аборигенные» артефакты, выставленные на продажу, были изготовлены в Индонезии, а не аборигенами. художники. Федеральный суд Австралии вынес решение против компании на том основании, что она представила вводящие в заблуждение заявления об искусстве коренных народов. [36] [37]
Однако в законодательной базе имеются существенные упущения, в том числе: [13]
- традиционные лекарства аборигенов, известные как лекарство кустарника ;
- идеи или истории, лежащие в основе произведений искусства;
- специфические приемы в изобразительном искусстве , такие как штриховка (рарк) или точечная живопись ;
- Языки аборигенов Австралии и языки островов Торресова пролива ;
- неписаный танец или музыка;
- продукты или процессы, основанные на традиционных методах творчества, таких как плетение корзин или медицина .
Также не существует закона, который предотвращал бы неправильное использование, искажение или изменение ICIP, находящегося в общественной собственности ( Коренные общинные моральные права , или ICMR). [12] ). Из-за отсутствия полной защиты законодательной базы некоторые отрасли и организации установили свои собственные протоколы: [38]
Первое издание Протоколов об использовании культурной и интеллектуальной собственности коренных народов в искусстве было опубликовано Австралийским советом по делам искусств в 2002 году, а исправленное издание опубликовано в 2007 году. Автором нового издания в 2019 году стала Терри Янке . [39] Документ призван помочь обеспечить защиту традиционных знаний путем признания и поощрения уважения к обычной практике, предоставляя тематические исследования, охватывающие широкий спектр произведений искусства, и цитирует десять принципов, содержащихся в Декларации ООН о правах коренных народов (UNDRIP). , см. выше). [38] Хотя он не имеет юридической силы, он объясняет пробелы в законодательстве, а также «поощряет культурно приемлемые методы работы и способствует общению между всеми австралийцами, интересующимися творчеством коренных народов». [39]
Среди многих организаций, опубликовавших свои собственные наборы протоколов, — правительство Нового Южного Уэльса , [40] Национальные и государственные библиотеки Австралии , [41] Экран Австралия [42] и Университет Тасмании . [43]
Филиппины [ править ]
Закон о правах коренных народов 1997 года (IPRA; Республиканский закон № 8371) содержит положения об «интеллектуальных правах сообществ», которые дают коренным культурным общинам/коренным народам (ICC/коренным народам) «признание полной собственности, контроля и защиты их культурных ценностей». и интеллектуальные права и которые имеют право на специальные меры по контролю, развитию и защите своих наук, технологий и культурных проявлений, включая, помимо прочего, знания, системы и практики коренных народов, образцы, изобразительное и исполнительское искусство». Использование таких проявлений в коммерческих, туристических и рекламных целях третьей стороной требует свободного и предварительного обоснованного согласия (СПОС) от соответствующего ICC/IP. Национальная комиссия по делам коренных народов (NCIP) является государственным органом, ответственным за проверку предполагаемых СПОС. [44]
Новая Зеландия [ править ]
Ведомство интеллектуальной собственности Новой Зеландии отвечает за определение некоторых видов интеллектуальной собственности в Новой Зеландии, в частности прав на патенты , товарные знаки , образцы и сорта растений , в то время как закон об авторском праве Новой Зеландии находится в ведении другого подразделения Министерства бизнеса. Инновации и занятость .
Маори Ка Дие хака [ править ]

С 19 века хака маори широко использовалась новозеландцами в качестве подбадривания на спортивных мероприятиях ; особенно для сборных Новой Зеландии. В период с 1998 по 2006 год Нгати Тоа иви пытались зарегистрировать товарный знак хака Ка Мате и запретить его использование коммерческими организациями без их разрешения. [45] [46] Ведомство интеллектуальной собственности Новой Зеландии отклонило их иск в 2006 году, поскольку Ка Мате добился широкого признания в Новой Зеландии и за рубежом как представитель Новой Зеландии в целом, а не отдельного торговца. [47] В 2009 году в рамках более широкого урегулирования жалоб правительство Новой Зеландии согласилось: [48] [49]
- ... зафиксировать авторство и значение хака Ка Мате для Нгати Тоа и ... работать с Нгати Тоа над решением их проблем, связанных с хака ... [но] не ожидает, что возмещение приведет к выплате гонораров за использование Ка Мате или предоставить Нгати Тоа право вето на исполнение Ка Мате...
Маори Бионикл и Лего
возник спор по поводу популярной LEGO линейки игрушек « Бионикл В 2001 году между датским производителем игрушек Lego Group и несколькими племенными группами маори (возглавляемыми адвокатом Мауи Соломоном) и членами онлайн-дискуссионного форума ( Aotearoa Cafe ) ». В линейке продуктов Bionicle якобы использовалось множество слов, заимствованных из языка маори, образов и фольклора. Спор завершился мировым соглашением. В конце концов компания Lego согласилась, что позаимствовала имена у маори, и согласилась изменить некоторые имена или варианты написания, чтобы отделить линейку игрушек от легенд маори. [50]
Сигареты "Маори" [ править ]
В 2005 году новозеландец в Иерусалиме обнаружил, что сигаретная компания Phillip Morris начала производить в Израиле марку сигарет под названием «L&M Maori mix». [51] В 2006 году глава Phillip Morris Луи Камиллери принес маори извинения: «Мы искренне сожалеем о любом дискомфорте, который был причинен народу маори нашей ошибкой, и мы не будем его повторять». [52]
Критика [ править ]
Критики движения за предоставление прав интеллектуальной собственности коренным народам отмечают, что неопределенная продолжительность такого контекста является «неортодоксальной и неуправляемой» в рамках нынешней правовой структуры ИС. [53]
См. также [ править ]
- Биопиратство и биоразведка
- Принципы CARE по управлению данными коренных народов
- Коммерциализация знаний коренных народов
- Культурное присвоение
- Даррелл А. Поузи
- Деколонизация знаний
- Моральные права коренных народов
- Нематериальное культурное наследие
- Картирование коренных народов
- Интеллектуальная собственность
- Проблемы интеллектуальной собственности в культурном наследии (IPinCH)
- Притворщик
- Традиционные знания
Ссылки [ править ]
Примечания [ править ]
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Управление Верховного комиссара ООН по правам человека (2007 г.). «Коренные народы» . Управление Верховного комиссара ООН по правам человека. Женева. Архивировано из оригинала 7 ноября 2007 года . Проверено 29 ноября 2007 г.
- ^ ДОДСОН, Страница 12.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и База данных ВОИС по кодексам, руководящим принципам и практике интеллектуальной собственности коренных народов, доступ осуществлен 28 ноября 2007 г. Архивировано 2 ноября 2007 г. на Wayback Machine.
- ^ Янке, Терри (2008). «Знания коренных народов и интеллектуальная собственность: переговоры о пространствах» . Австралийский журнал образования коренных народов . 37 : 14–24. дои : 10.1375/S1326011100000338 . S2CID 112405840 .
- ^ Энн Мари Салливан, Культурное наследие и новые медиа: будущее для прошлого, 15 J. MARSHALL REV. ИНТЕЛЛ. ПРОП. Л. 604 (2016)
- ^ Сеть аборигенов тропических лесов (1993). Джулайинбул: Интеллектуальная и культурная собственность аборигенов: определения, право собственности и стратегии защиты в зоне всемирного наследия влажных тропиков, 25-27 ноября 1993 г., Дейнтри, Крайний Север Квинсленда . Сеть аборигенов тропических лесов. п. 65 . Проверено 20 июля 2021 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Декларация Организации Объединенных Наций о правах коренных народов: резолюция Организации Объединенных Наций, принятая Генеральной Ассамблеей 13 сентября 2007 г. [статья 31]» (PDF) . Объединенные Нации. 2007.
Коренные народы имеют право сохранять, контролировать, защищать и развивать свое культурное наследие, традиционные знания и традиционные выражения культуры, а также проявления своих наук, технологий и культуры, включая человеческие и генетические ресурсы, семена, лекарства, знания. свойств фауны и флоры, устных традиций, литературы, рисунков, спортивных и традиционных игр, изобразительного и исполнительского искусства. Они также имеют право сохранять, контролировать, защищать и развивать свою интеллектуальную собственность в отношении такого культурного наследия, традиционных знаний и традиционных выражений культуры.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Декларация Организации Объединенных Наций о правах коренных народов: резолюция Организации Объединенных Наций, принятая Генеральной Ассамблеей 13 сентября 2007 г. [статья 11]» (PDF) . Объединенные Нации. 2007.
Коренные народы имеют право соблюдать и возрождать свои культурные традиции и обычаи. Это включает в себя право сохранять, защищать и развивать прошлые, настоящие и будущие проявления своей культуры, такие как археологические и исторические памятники, артефакты, конструкции, церемонии, технологии, изобразительное и исполнительское искусство и литературу».
- ^ Управление Верховного комиссара ООН по правам человека (2007 г.). «Коренные народы» . Управление Верховного комиссара ООН по правам человека. Женева. Архивировано из оригинала 7 ноября 2007 года . Проверено 29 ноября 2007 г.
Декларация касается как индивидуальных, так и коллективных прав; культурные права и самобытность; права на образование, здоровье, трудоустройство, язык и другие.
- ^ Хэдли, Мари (2009). «Отсутствие политической воли или академическая инерция? - Необходимость неправовых ответов на проблему искусства коренных народов и авторского права» . Альтернативный юридический журнал . 34 (3). Мельбурн: Бюллетень юридической службы Co-operative Ltd: 152–156. дои : 10.1177/1037969X0903400302 . S2CID 148729597 .
- ^ Цосие, Ребекка (25 июня 2017 г.). «Актуальные проблемы прав интеллектуальной собственности на культурные ресурсы» . Фонд защиты прав коренных американцев . Проверено 17 апреля 2019 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Глава 11. Права на культуру и интеллектуальную собственность коренных народов» . Искусство коренных народов – обеспечение будущего: Сектор изобразительного искусства и ремесел коренных народов Австралии. Парламент Австралии (Отчет). 20 июня 2007 г. ISBN. 978-0-642-71788-7 . Проверено 20 июля 2021 г. Индекс и PDF-файлы здесь .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с «Культурная и интеллектуальная собственность коренных народов (ICIP) (AITB)» . Центр права искусств Австралии . Проверено 21 июля 2021 г.
- ^ «Права коренных народов на культуру и интеллектуальную собственность» . Умное копирование . 20 августа 2020 г. Проверено 23 июля 2021 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Цукерманн, Гилад ; и др. (2015), Взаимодействие – Руководство по уважительному и взаимному взаимодействию с аборигенами и жителями островов Торресова пролива, их художественными практиками и интеллектуальной собственностью (PDF) , Правительство Австралии: Поддержка культуры коренных народов, стр. 7, заархивировано из оригинала (PDF) 30 марта 2016 г.
- ^ Уотсон, Ирен. (1992). «1993: Международный год коренных народов» . Бюллетень законов аборигенов . 2 (59): 11–13 – через Информит.
- ^ Хэган, Хелен Э. «Круг людей пластической медицины». Архивировано 5 марта 2013 года в издательстве Wayback Machine Sonoma Free County Press . Доступ: 31 января 2013 г.: «Шекиш... два года назад привлек внимание коренных американцев как самозванец, притворившийся своим предком Шумаша... Люди Шумаша приняли решение положить конец деятельности Шекиша Охохо в районе залива. как «индийская женщина». Группа настоящих индийских женщин из Сан-Франциско возглавила протест против Шекиш и фактически прекратила ее семинары и церемонии по зарабатыванию денег в этом районе».
- ^ Зиг, Катрин, Этническое сопротивление: раса, нация, сексуальность в Западной Германии ; Издательство Мичиганского университета (20 августа 2002 г.), стр. 232.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Желтохвост, Том и др .; « Резолюция 5-го ежегодного собрания традиционного кружка старейшин » Северный народ шайеннов, лагерь двух лун, Роузбад-Крик, Монтана; 5 октября 1980 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Местет, Уилмер и др. (10 июня 1993 г.) « Объявление войны эксплуататорам духовности лакота ». «На пятом саммите Лакота, международном собрании народов лакота, дакота и накота (LDN) США и Канады, около 500 представителей 40 различных племен и групп народов LDN единогласно приняли «Объявление войны против эксплуататоров духовности лакота». «Следующая декларация была принята единогласно».
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Талиман, Валери (1993) « Статья о« объявлении войны Лакота » ».
- ^ «Декларация Белема» . 1988 год . Проверено 3 июня 2019 г.
- ^ Фурмайл, Генриетта (1996) «Заставить все работать: участие аборигенов и жителей островов Торресова пролива в биорегиональном планировании» в книге «Подходы к биорегиональному планированию». Часть 2. Справочные материалы к конференции; 30 октября – 1 ноября 1995 г., Мельбурн ; Департамент окружающей среды, спорта и территорий. Канберра. стр.235
- ↑ Четыре мили, страницы 260–261.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Антмиля стр. 262
- ^ Муравьиная миля, стр. 236.
- ^ Четыремильные страницы 264
- ^ Сеть аборигенов тропических лесов (1993). Джулайинбул: Интеллектуальная и культурная собственность аборигенов: определения, право собственности и стратегии защиты в зоне всемирного наследия влажных тропиков, 25-27 ноября 1993 г., Дейнтри, Крайний Север Квинсленда . Сеть аборигенов тропических лесов. стр. 9–13 . Проверено 20 июля 2021 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Браун, Майкл Ф. (апрель 1998 г.). «Может ли культура быть защищена авторским правом?» (PDF) . Современная антропология . 39 (2): 193–222. дои : 10.1086/204721 . JSTOR 10.1086/204721 . S2CID 56117654 . Архивировано из оригинала (PDF) 5 марта 2016 года . Проверено 3 июня 2019 г.
- ^ Хериг, Карл А. (март 2010 г.). «ОТ ТРЕТЬЕГО ЧЕЛОВЕКА К ПЕРВОМУ: призыв к взаимности между неместными и местными музеями» . Музейная антропология . 33 (1): 62–74. дои : 10.1111/j.1548-1379.2010.01076.x .
- ^ Четыре мили 1996: страницы 266–267.
- ^ Четыре мили 1996: страницы 268–269.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Четыре мили 1996: страницы 270–272.
- ^ «Декларация ООН о правах коренных народов» . Департамент ООН по экономическим и социальным вопросам : Коренные народы . 5 июня 2015 г. Проверено 20 июля 2021 г.
- ^ «Декларация Организации Объединенных Наций о правах коренных народов: Резолюция Организации Объединенных Наций, принятая Генеральной Ассамблеей 13 сентября 2007 г.» (PDF) . Объединенные Нации. 2007.
- ^ Берк, Келли (26 июня 2019 г.). «Компания из Квинсленда оштрафована на 2,3 миллиона долларов за поддельные произведения искусства индонезийских аборигенов» . Семь новостей . Проверено 26 июля 2021 г.
- ^ «Действия по поводу предполагаемых вводящих в заблуждение заявлений об искусстве коренных народов» . Австралийская комиссия по конкуренции и защите прав потребителей . 22 марта 2018 года . Проверено 26 июля 2021 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Аджей, Патрисия (декабрь 2020 г.). «Этическая работа с культурной и интеллектуальной собственностью коренных народов: Австралия запускает новые протоколы» . Журнал ВОИС . ВОИС . Проверено 21 июля 2021 г.
Attribution 3.0 IGO (CC BY 3.0 IGO) . Лицензия
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Протоколы использования культурной и интеллектуальной собственности коренных народов в сфере искусства» . Совет Австралии . 2019 . Проверено 21 июля 2021 г. PDF
- ^ «Протокол о культурной и интеллектуальной собственности аборигенов (ACIP)» . Дела аборигенов . 6 июля 2020 г. Проверено 21 июля 2021 г.
Текст мог быть скопирован из этого источника, который доступен по лицензии Attribution 4.0 International (CC BY 4.0) . ( [1] )
- ^ «Заявление о позиции: Культурная и интеллектуальная собственность коренных народов (ICIP)» . Национальные и государственные библиотеки Австралии . 28 мая 2021 г. Проверено 21 июля 2021 г.
- ^ «Контент или участие коренных народов Австралии – Ведение бизнеса с нами – О нас» . Экран Австралия . Проверено 21 июля 2021 г.
- ^ «Культурная и интеллектуальная собственность коренных народов» . Университет Тасмании . Структура инструментов управления. 14 июля 2020 г. Проверено 21 июля 2021 г.
- ^ «NCIP расследует спор в Академии Нас, Ванг-Од; общественность призывают сообщать о любых «эксплуатациях и нарушениях» в отношении IP» . Манильский бюллетень . 10 августа 2021 г. Проверено 16 августа 2021 г.
- ^ «Все черные борются за сохранение хака» . Новости Би-би-си . 16 июля 2000 г. Проверено 3 мая 2008 г.
- ^ «Иви угрожает разместить товарный знак на хаке All Black» . Новозеландский Вестник . 22 мая 2005 года . Проверено 3 мая 2008 г.
- ^ «Претензия Iwi на All Black haka отклонена» . Новозеландский Вестник . 2 июля 2007 года . Проверено 3 мая 2008 г.
- ↑ Письмо-соглашение Нгати Тоа Рангатира. Архивировано 21 мая 2010 г. в Wayback Machine.
- ^ «Новозеландские маори побеждают в бою хака» . Новости Би-би-си . 11 февраля 2009 г.
- ^ Григгс, Ким (21 ноября 2002 г.). «Сайт Lego раздражает сочувствующих маори» . Проводной .
- ^ «Отвращение к сигаретам марки «Маори»» . ТВНЗ . 12 декабря 2005 г. Архивировано из оригинала 13 июня 2011 г.
- ^ Стоукс, Джон (29 апреля 2006 г.). «Табачный гигант извиняется перед маори» . Новозеландский Вестник .
- ^ Окедиджи, Рут Л. (июнь 2018 г.). Традиционные знания и общественное достояние (PDF) (Отчет). Документы CIGI № 176. Центр инноваций в области международного управления. п. 5.
Библиография [ править ]
- ДОДСОН, Майкл (2007). «Отчет Секретариата о традиционных знаниях коренных народов» (PDF) . Доклад Постоянному форуму Экономического и Социального Совета ООН по вопросам коренных народов, шестая сессия, Нью-Йорк, 14–25 мая . Экономический и Социальный Совет ООН. Нью-Йорк . Проверено 28 ноября 2007 г.
- ДРАГОС, Питер (2001). «Универсальность прав интеллектуальной собственности: истоки и развитие» . Всемирная организация интеллектуальной собственности, Женева. Архивировано из оригинала (DOC) 2 декабря 2007 года . Проверено 28 ноября 2007 г.
- ДЖОНС, Питер (2008). «Интеллектуальная собственность, коренные народы и закон» . Веб-сайт «Коренные народы, проблемы и ресурсы». Архивировано из оригинала 26 июня 2022 года . Проверено 24 мая 2010 г.
- Генеральная Ассамблея ООН (2007 г.). «Декларация Организации Объединенных Наций о правах коренных народов» (PDF) . Генеральная Ассамблея ООН. Архивировано из оригинала (PDF) 11 февраля 2009 года . Проверено 26 ноября 2007 г.
- Всемирная организация интеллектуальной собственности (2001 г.). «Потребности и ожидания носителей традиционных знаний в области интеллектуальной собственности» . Отчет ВОИС о миссиях по установлению фактов в области интеллектуальной собственности и традиционных знаний (1998–1999 гг.) . Всемирная организация интеллектуальной собственности, Женева. Архивировано из оригинала 12 февраля 2006 года . Проверено 28 ноября 2007 г.
Дальнейшее чтение [ править ]
- «Поиск в Google Scholar «Культурная и интеллектуальная собственность коренных народов icip» » .
- Андерсон, Джейн (2020). «Коренные/традиционные знания и интеллектуальная собственность» . Юридический факультет Университета Дьюка .
- Дэвис, Майкл (1997). «Коренные народы и права интеллектуальной собственности» . Парламент Австралии . Исследовательский документ 20, 1996–97 гг.
- Янке, Терри (5 июля 2021 г.). «Истинные следы: как защитить знания и культуру коренных народов от эксплуатации» (Аудио) . ABC Radio National (интервью). Поздно вечером в прямом эфире. Беседовал Адамс, Филипп . 33мин 56сек.
- Моран, Алексис (14 мая 2020 г.). «Что такое культурная интеллектуальная собственность и авторское право коренных народов и как я могу ее уважать?» . Новости АВС . Австралийская радиовещательная корпорация .
- Терри Янке и компания; Янке, Терри; Сентина, Майко (28 марта 2018 г.). Знания коренных народов: вопросы защиты и управления: документ для обсуждения (PDF) . По заказу IP Australia и Министерства промышленности, инноваций и науки . Содружество Австралии.
- Сентина, Майко; Мейсон, Элизабет; Янке, Терри; Терри Янке и компания (28 марта 2018 г.). Правовая защита знаний коренных народов в Австралии: дополнительный документ 1 (PDF) . Дополнительный документ к дискуссионному документу: « Знания коренных народов: вопросы защиты и управления» . Содружество Австралии.
- Сентина, Майко; Мейсон, Элизабет; Янке, Терри; Венитонг, Дэвид; Терри Янке и компания (28 марта 2018 г.). Международные законы и изменения, касающиеся знаний коренных народов в Австралии: дополнительный документ 2 (PDF) . Дополнительный документ к дискуссионному документу: « Знания коренных народов: вопросы защиты и управления» . Содружество Австралии.
- Ян, Чи-Чи (2010). «Сравнительное исследование моделей, используемых для защиты традиционных выражений культуры коренных народов» (PDF) . Азиатско-Тихоокеанский журнал права и политики . 11 (2): 50–84. Архивировано из оригинала (PDF) 21 сентября 2011 года.
- «Проблемы интеллектуальной собственности в культурном наследии – теория, практика, политика, этика» . ИПинЧ . Университет Саймона Фрейзера. Проект «Проблемы интеллектуальной собственности в культурном наследии» в Университете Саймона Фрейзера в Ванкувере , Канада.
Внешние ссылки [ править ]
- Кодексы, руководящие принципы и практика, касающиеся регистрации, оцифровки и распространения ТВК (база данных ВОИС с возможностью поиска)