Jump to content

Коренные народы Бразилии

(Перенаправлено с сайта «Права коренных народов в Бразилии »)

Коренные бразильцы
Коренные бразильцы
Коренные бразильцы (только / только одна раса) в 2022 году
Общая численность населения
Увеличивать 1 227 642 ( перепись 2022 года ) [1]
Увеличивать 0,60% населения Бразилии
Регионы со значительной численностью населения
Преимущественно на Севере и Центрально-Западе.
Языки
Языки коренных народов , португальский
Религия
Первоначально традиционные верования и анимизм . 61,1% католики , 19,9% протестанты , 11% нерелигиозные , 8% другие убеждения. [2] Анимистические религии все еще широко исповедуются изолированными группами населения.
Родственные этнические группы
Другие коренные народы Америки

Коренные народы когда-то насчитывали около 2000 племен и наций, населявших территорию современной Бразилии , до контакта с европейцами около 1500 года нашей эры.

Во время контактов с европейцами некоторые коренные народы традиционно были полукочевыми племенами , которые существовали за счет охоты , рыболовства , собирательства и кочевого земледелия . Многим племенам грозило исчезновение в результате расселения европейцев, а многие другие были ассимилированы бразильским населением .

Коренное население было уничтожено европейскими болезнями, сократившись с доколумбового максимума в 2–3 миллиона человек до примерно 300 000 к 1997 году, распределенных между 200 племенами. Согласно переписи населения IBGE 2022 года , 1 693 535 бразильцев отнесли себя к коренным народам, а перепись зафиксировала 274 языка коренных народов, на которых говорят 304 различных коренных этнических группы. [3] [4]

18 января 2007 года FUNAI сообщило о 67 оставшихся неконтактных племенах в Бразилии по сравнению с 40, известными в 2005 году. Благодаря этому увеличению Бразилия превзошла Новую Гвинею , став страной с самым большим количеством неконтактных народов в мире. [5]

Происхождение

[ редактировать ]
Шингу , территория коренных народов Бразилии.

Вопросы о первоначальном заселении Америки привели к появлению различных гипотетических моделей. Происхождение этих коренных народов остается предметом споров среди археологов . [6]

Миграция на континенты

[ редактировать ]

Антропологические и генетические данные свидетельствуют о том, что большинство индейцев произошли от мигрантов из Сибири и Монголии , которые проникли в Америку через Берингов пролив и вдоль западного побережья Северной Америки как минимум тремя отдельными волнами. Считается, что в Бразилии большинство местных племен, проживавших на этой земле к 1500 году, произошли от первой волны сибирских мигрантов, которые, как полагают, пересекли Берингов мост в конце последнего ледникового периода, между 13 000 и 17 000 лет назад. . Этой первоначальной миграции потребовалось бы некоторое время, чтобы достичь территории современной Бразилии, вероятно, войдя в бассейн реки Амазонки с северо-запада. Вторая и третья волны миграции из Сибири, которые, как полагают, привели к атабаскам , алеутам , инуитам и юпикам , по-видимому, не дошли дальше юга США и Канады соответственно. [7]

Генетические исследования

[ редактировать ]
Люди апиаки , картина Геркулеса Флоренции , 1827 год.
ДНК Y-хромосомы
[ редактировать ]

Анализ американских индейцев ДНК Y-хромосомы обнаруживает специфическую кластеризацию внутри большей части населения Южной Америки. Микросателлитное разнообразие и распределение линий Y-хромосомы , специфичных для Южной Америки, позволяют предположить, что определенные популяции американских индейцев были изолированы с момента первоначальной колонизации региона. [8]

Аутосомная ДНК
[ редактировать ]

Согласно генетическому исследованию аутосомной ДНК 2012 года , [9] Коренные американцы происходят как минимум от трех основных волн мигрантов из Сибири. Большая часть их предков восходит к одному предковому населению, называемому «первыми американцами». Однако говорящее на языке инуитов население, из Арктики, унаследовало почти половину своего происхождения от второй волны сибирских мигрантов, в то время как носители языка на-дене унаследовали около одной десятой своей родословной от третьей волны мигрантов. За первоначальным заселением Америки последовала быстрая экспансия на юг вдоль побережья с ограниченным потоком генов позже, особенно в Южной Америке . Исключением являются носители языка чибча , в родословную которых входят выходцы как из Северной, так и из Южной Америки. [9]

Коренная девушка Терена племени

Другое исследование, посвященное митохондриальной ДНК ( мтДНК ), которая наследуется только по материнской линии, [10] выявили, что материнское происхождение коренных народов Америки восходит к нескольким родословным из Сибири, вероятно, прибывшим через Берингов пролив . Согласно этому исследованию, предки коренных американцев, вероятно, какое-то время оставались вблизи Берингова пролива , прежде чем быстро распространились по всей Америке и в конечном итоге достигли Южной Америки . Исследование линий мтДНК, проведенное в 2016 году, показало, что «небольшая популяция проникла в Америку прибрежным путем около 16 000 лет назад, после периода изоляции в восточной Берингии , продолжавшегося примерно 2 400–9 000 лет после отделения от восточно-сибирских популяций. После быстрого распространения по всей территории Америки, ограниченный поток генов в Южной Америке привел к четкой филогеографической структуре популяций, которая сохранялась с течением времени. Все древние митохондриальные линии , обнаруженные в этом исследовании, отсутствовали в современных наборах данных, что предполагает высокую скорость вымирания. Для дальнейшего изучения этого вопроса мы обратились. новый тест множественной логистической регрессии основных компонентов для байесовского серийного слияния. Анализ подтвердил сценарий, в котором европейская колонизация привела к существенной утрате доколумбовых линий». [11]

Лингвистическое сравнение с Сибирью
[ редактировать ]

Лингвистические исследования подтвердили генетические открытия, выявив древние закономерности между языками, на которых говорят в Сибири и в Америке. [12]

Океанический компонент в регионе Амазонки.
[ редактировать ]

Два генетических исследования аутосомной ДНК, проведенные в 2015 году, подтвердили сибирское происхождение коренных народов Америки. Однако древний признак общего происхождения с коренными народами Австралии и Меланезии был обнаружен среди коренного населения региона Амазонки . По оценкам, эта миграция из Сибири произошла около 23 000 лет назад. [13] [14] [15]

Археологические останки

[ редактировать ]
Люди местности

Коренные народы Бразилии, в отличие от жителей Мезоамерики и Андских цивилизаций , не вели письменных записей и не воздвигали каменных памятников. Влажный климат и кислая почва уничтожили почти все следы их материальной культуры, включая древесину и кости . Таким образом, то, что известно об истории региона до 1500 года, было выведено и реконструировано на основе ограниченных археологических свидетельств, таких как керамика и каменные наконечники стрел .

Наиболее заметными остатками этих обществ являются очень большие курганы выброшенных моллюсков , известных как самбаки, найденные в некоторых прибрежных местах, которые были постоянно заселены на протяжении более 5000 лет. Кроме того, считается, что значительные залежи «чернозема» ( terra preta ) в нескольких местах вдоль Амазонки являются древними свалками мусора ( кучей мусора ). Недавние раскопки этих отложений в средней и верхней части Амазонки обнаружили остатки очень крупных поселений с десятками тысяч домов, что указывает на сложную социальную и экономическую структуру. [16]

Исследования характера износа доисторических жителей прибрежной Бразилии показали, что поверхности передних зубов, обращенных к языку, были более изношены, чем поверхности, обращенные к губам. Исследователи полагают, что этот износ был вызван использованием зубов для очистки и измельчения абразивных растений . [17]

Культура Марахоара

[ редактировать ]
Культура Марахоара

Культура марахоара процветала на острове Маражо в устье реки Амазонки . [18] археологи обнаружили сложную керамику Во время раскопок на острове . Эти изделия большие, искусно расписанные и украшены изображениями растений и животных. Это открытие стало первым свидетельством сложного общества на Маражо. Дальнейшие свидетельства строительства курганов позволяют предположить, что на острове возникли густонаселенные, сложные и сложные поселения, поскольку считалось, что только такие поселения способны выполнять масштабные проекты, такие как крупные земляные работы. [19]

Масштаб, уровень сложности и взаимодействие ресурсов культуры Марахоара были предметом споров. В 1950-х годах американский археолог Бетти Меггерс в некоторых из своих ранних исследований предположила, что это общество мигрировало из Анд и поселилось на острове. Многие исследователи считали, что Анды были заселены палеоиндейцами-мигрантами из Северной Америки, которые постепенно двинулись на юг после охоты на равнинах.

В 1980-е годы американский археолог Анна Куртениус Рузвельт руководила раскопками и геофизическими исследованиями кургана Тесо-дос-Бичос. Она пришла к выводу, что общество, построившее курганы, зародилось на самом острове. [20]

Доколумбовая культура Маражо, возможно, имела развитую социальную стратификацию и поддерживала население численностью до 100 000 человек. [18] Коренные американцы тропических лесов Амазонки, возможно, использовали свой метод освоения и работы в terra preta , чтобы сделать землю пригодной для крупномасштабного сельского хозяйства, необходимого для поддержки большого населения и сложных социальных образований, таких как вождества . [18]

Цивилизация Шингуано

[ редактировать ]

Народы хингу строили крупные поселения, соединенные дорогами и мостами, часто со рвами. Пик их развития пришелся на период между 1200 и 1600 годами нашей эры, а их население достигало десятков тысяч человек. [21]

Коренные жители после европейской колонизации

[ редактировать ]

Распределение

[ редактировать ]
Распространение народов тупи и тапуия на побережье Бразилии накануне колониализма в 16 веке.

Накануне прибытия португальцев в 1500 году в прибрежных районах Бразилии доминировали две основные группы: тупи (носители языков тупи-гуарани ), занимавшие почти всю длину бразильского побережья, и тапуйа (общий народ, говорящий на языках тупи-гуарани). термин для групп, не принадлежащих к тупи, обычно говорящих на языке дже ), которые в основном проживали во внутренних районах. Португальцы прибыли в конце длительного доколониального конфликта между тупи и тапуиа, который привел к поражению и изгнанию тапуиа из большинства прибрежных районов.

Хотя прибрежные тупи были разделены на подплемена, часто враждебные друг другу, они были однородны в культурном и языковом отношении. Тот факт, что ранние европейцы столкнулись по существу с одними и теми же людьми и языком на бразильском побережье, значительно облегчил общение и взаимодействие.

Прибрежная последовательность c. 1500 (с севера на юг): [22]

  1. Тупинамба (Тупи, от дельты Амазонки до Мараньяна )
  2. Тремембе (тапуйя, прибрежное племя, проживавшее от острова Сан-Луис (южный Мараньян) до устья реки Акарау на севере Сеара ; французские торговцы заключили с ними союз)
  3. Потигуара (тупи, буквально «пожиратели креветок»; они имели репутацию великих каноистов и агрессивных экспансионистов, населяли обширный прибрежный участок от реки Акарау до острова Итамарака , охватывая современные штаты южная Сеара, Риу-Гранди-ду-Норти и Параиба.)
  4. Табахара (крошечное племя тупи между островом Итамарака и рекой Параиба ; соседи и частые жертвы Потигуары)
  5. Каэте (группа тупи в Пернамбуку и Алагоасе , простиравшаяся от реки Параиба до реки Сан-Франциско ; после убийства и поедания португальского епископа они подверглись португальским истребительным рейдам, а остатки были вытеснены во внутренние районы Пара)
  6. Снова Тупинамба (превосходные тупи, простирающиеся от реки Сан-Франциско до залива Всех Святых , население оценивается в 100 000 человек; принимал потерпевшего кораблекрушение португальца Карамуру )
  7. Тупиниким (Тупи, охватывал Баия побережье открытия , от Камаму до реки Сан-Матеуш ; это были первые коренные жители, с которыми столкнулись португальцы, встретившие высадку капитана Педро Альвареша Кабрала в апреле 1500 года)
  8. Айморе (племя Тапуия (Же); сосредоточено на участке побережья в современном штате Эспириту-Санту )
  9. Гойтака (племя тапуйя; когда-то доминировало на побережье от реки Сан-Матеуш (в штате Эспириту-Санту) до реки Параиба-ду-Сул штате Рио-де-Жанейро ); охотники-собиратели и рыбаки, они были застенчивыми людьми, избегавшими любых контактов. среди иностранцев, по оценкам, они имели устрашающую репутацию и в конечном итоге были уничтожены европейскими колонистами);
  10. Темимино (небольшое племя тупи, сосредоточенное на острове Говернадор в заливе Гуанабара ; часто воюет с окружающими его тамойо)
  11. Тамойо (Тупи, старая ветвь Тупинамбы, простиралась от западного края залива Гуанабара до острова Илья-Гранде )
  12. Опять Тупинамба (Тупи, неотличимый от Тамойо. Населял побережье Паулистов, от Илья-Гранде до Сантоса ; главные враги Тупиниким на западе. Насчитывалось от шести до десяти тысяч).
  13. Снова Тупиниким (Тупи, на побережье Сан-Паулу от Сантоса/Бертиоги до Кананеи ; агрессивные экспансионисты, они были недавно прибывшими, вторгшимися на побережье Паулистов и плато Пиратининга за счет старых соседей Тупинамба и Карихо; принимали потерпевших кораблекрушение португальцев Жоау Рамалью («Тамарутака») и Антониу Родригеш в начале 1500-х годов были первыми формальными союзниками португальских колонистов, которые помогли основать португальское капитанство Сан-Висенте в 1530-х годах, которое в старых португальских хрониках иногда называли «Гуаяна», термин тупи; означает «дружественный» или «союзник»)
  14. Карихо (племя гуарани (тупи), распространённое от Кананеи до Лагоа-дус-Патос штате Риу-Гранди-ду-Сул ); жертвы тупиниким и первых европейских работорговцев; они принимали у себя таинственного дегредадо, известного как « Бакалавр Кананеи ». )
  15. Чарруа (племя Тапуия (Же) на современном побережье Уругвая , с агрессивной репутацией по отношению к злоумышленникам; убило Хуана Диаса де Солиса в 1516 году)
Картина Дебрета с изображением кавалерийской атаки Гуайкуру, 1822 год.

За исключением охотников-собирателей гойтакасов , прибрежные племена тупи и тапуиа занимались преимущественно земледелием. Субтропические гуарани выращивали кукурузу , тропические тупи выращивали маниок ( маниоку ), а горные хес выращивали арахис как основной продукт своего рациона. Дополнительные культуры включали фасоль , сладкий картофель , кара ( батат ), джеримум ( тыква ) и кумари ( стручковый перец).

За побережьем во внутренних районах Бразилии в основном доминировали люди тапуйя (же), хотя значительные части внутренних районов (особенно верховья рек Шингу , Телес-Пирес и Журуэна , что примерно соответствует современному штату Мату-Гросу ) были первоначальная родина тупи-гуарани до миграции. Помимо тупи и тапуйя, во внутренних районах обычно идентифицировались две другие коренные мегагруппы: карибы , населявшие большую часть территории современной северо-западной Бразилии, включая оба берега реки Амазонки вплоть до дельты, и нуараке группа . , чьи составляющие племена населяли несколько территорий, включая большую часть верхней части Амазонки (к западу от современного Манауса ) и значительные районы в современных Амапа и Рорайма штатах .

Названия, под которыми различные племена тупи записывались португальскими и французскими авторами в XVI веке, мало изучены. Большинство из них кажутся не именами собственными, а скорее описаниями отношений, обычно семейных — например, Тупи означает «первый отец», Тупинамба означает «родственники предков», Тупиниким означает «боковые соседи», Тамойо означает «дедушка», Темимино означает «внук», Табахара означает «родня мужа» и так далее. [23] Некоторые этимологи полагают, что эти названия отражают порядок миграционных волн народа тупи из внутренних районов страны к побережью. Например, первая волна тупи, достигшая побережья, могла называться «дедушками» (Тамойо), к которым вскоре присоединились «родственники древних» (Тупинамба), что могло означать родственников тамойо или термин тамойо, обозначающий родственники старых тупи в верхнем бассейне Амазонки. «Внуки» (Temiminó) могут представлять собой отколовшуюся группу, тогда как «боковые соседи» (Tupiniquim) могут обозначать недавно прибывших, все еще утверждающих свое присутствие. Однако к 1870 году население племен тупи сократилось до 250 000 коренных жителей, а к 1890 году оно сократилось примерно до 100 000 человек.

Коренное бразильское население на северо-восточном побережье (по голландским оценкам) [24]
Период Общий
1540 +100,000
1640 9,000

Первые контакты

[ редактировать ]
XVI века Изображение каннибализма в бразильском племени Тупинамба, описанное Гансом Стаденом.
Картина Альберта Экхаута (голландский), танцующий Тапуиас (Бразилия), 17 век.

Когда португальские исследователи впервые прибыли в Бразилию в апреле 1500 года, они, к своему удивлению, обнаружили широкую береговую линию, богатую ресурсами и изобилующую сотнями тысяч коренных народов, живущих в «рае» природного изобилия. Перо Вас де Каминья , официальный писец Педру Альвареша Кабрала , командующего флотом первооткрывателей, высадившимся в нынешнем штате Баия , написал письмо королю Португалии, в ярких выражениях описывая красоту этой земли.

В «Истории открытий и завоеваний португальцев в Новом Свете» [25] Лафитау описал туземцев как людей, которые не носили одежды, но раскрашивали все свое тело в красный цвет. У них были проколоты уши, носы, губы и щеки. Мужчины брили переднюю часть головы, верхнюю часть головы и над ушами, а женщины обычно носили волосы распущенными или заплетенными в косы. И мужчины, и женщины носили шумные фарфоровые ошейники и браслеты, перья и сухофрукты. Лафитау также описал ритуальный характер их практики каннибализма и подчеркнул важную роль женщин в домашнем хозяйстве.

До прихода европейцев на территории современной Бразилии проживало от 1 до 11,25 миллиона жителей. [26] За первые 100 лет контакта индейское население сократилось на 90%. Этот резкий спад произошел в первую очередь из-за болезней и болезней, принесенных колонистами, усугубленных рабством и европейским насилием. [27] Коренные жители традиционно представляли собой полукочевые племена, которые существовали за счет охоты, рыболовства, собирательства и кочевого земледелия. На протяжении веков они вели полукочевой образ жизни, управляя лесами для удовлетворения своих нужд.

Когда в 1500 году прибыли португальцы, туземцы в основном населяли побережье и берега крупных рек. Первоначально европейцы рассматривали их как благородных дикарей , и смешанные браки почти сразу же начались . Заявления португальцев о племенных войнах, каннибализме и охоте на амазонскую бразильскую древесину из-за ее ценного красного красителя убедили колонистов в необходимости «цивилизовать» туземцев (первоначально португальцы называли Бразилию Терра-де-Санта-Крус , но позже она получила свое нынешнее название). (см. Список значений названий стран ) из Бразилии ). Однако, как и испанцы в Северной Америке, португальцы принесли болезни, к которым у многих индейцев не было иммунитета. Корь , оспа , туберкулез и грипп стали причиной смерти десятков тысяч человек. Болезни быстро распространялись по местным торговым путям, что, вероятно, приводило к уничтожению целых племен, не имевших прямого контакта с европейцами.

К 1800 году население колониальной Бразилии достигло примерно 2,33 миллиона человек, из которых только около 174 900 были коренными народами. К 1850 году это число сократилось примерно до 78 400 при общей численности населения в 5,8 миллиона человек. [28]

Рабство и бандейры

[ редактировать ]
Картина, изображающая бразильских индейцев во время ритуала, Дебрет.

Взаимное чувство удивления и доброжелательности должно было закончиться в последующие годы. Португальские колонисты , все мужчины, начали заводить детей от индейок женского пола, создавая новое поколение людей смешанной расы, говоривших на индейских языках, включая язык тупи , называемый нхеенгату . Дети этих португальцев и индейских женщин вскоре составили большинство населения. Группы свирепых исследователей организовывали экспедиции, известные как « бандейры » (флаги), во внутренние районы страны, чтобы заявить права на территорию португальской короны и найти золото и драгоценные камни .

Намереваясь получить прибыль от торговли сахаром , португальцы решили выращивать сахарный тростник в Бразилии и использовать местных рабов в качестве рабочей силы, по примеру испанских колоний. Однако захват коренных жителей оказался трудным. Вскоре они заразились болезнями, завезенными европейцами, против которых у них не было естественного иммунитета , что привело к высокому уровню смертности.

Карта территорий коренных народов Бразилии.

Священники -иезуиты прибыли вместе с первым генерал-губернатором в качестве канцелярских помощников колонистов с намерением обратить коренное население в католицизм . Они утверждали, что к коренным народам следует относиться как к людям , и им удалось получить папскую буллу , Sublimis Deus в которой говорилось, что, независимо от их убеждений, их следует признать полностью разумными людьми с правами на свободу и частную собственность, и, таким образом, не следует порабощать. [29]

Ирасема (1909) Антониу Паррейраса (1850-1937), картина, изображающая коренного жителя Ирасемы, который влюбляется в европейского колонизатора.

Священники-иезуиты, такие как отцы Хосе де Антьета и Мануэль да Нобрега , изучали и записывали языки коренных народов и основали смешанные поселения, такие как Сан-Паулу-дус-Кампус-де-Пиратининга , где колонисты и американские индейцы жили бок о бок, говорили на одном и том же Língua Geral (общий язык) . языке) и свободно вступали в брак. Они также начали основывать более отдаленные деревни, населенные только «цивилизованными» индейцами, известные как миссии или редукции см. в статье о народе гуарани ). ( подробнее [30]

К середине XVI века католические священники-иезуиты по приказу португальской монархии открыли миссии во всех колониях страны. Они стремились европеизировать и обратить коренное население в католицизм. Некоторые историки утверждают, что иезуиты обеспечили индейцам период относительной стабильности. [29] и выступал против использования их в качестве рабского труда. [31] Однако иезуиты также внесли свой вклад в европейский империализм. Многие историки рассматривают участие иезуитов как этноцид местной культуры. [32] где иезуиты пытались «европеизировать» коренные народы Бразилии.

В середине 1770-х годов хрупкое сосуществование коренных народов и колонистов снова оказалось под угрозой. Из-за сложной дипломатической ситуации с участием Португалии , Испании и Ватикана иезуиты были изгнаны из Бразилии, а их миссии конфискованы и проданы. [33]

Воин Тамойо, изображенный Жаном-Батистом Дебре в начале 19 века.

вспыхнул ряд войн Между различными племенами, такими как Конфедерация Тамойо , и португальцами . Время от времени американские индейцы вступали в союз с врагами Португалии, такими как французы во время эпизода с Францией в Антарктике в Рио-де-Жанейро . В других случаях они выступали на стороне Португалии против соперничающих племен. В этот период немецкий солдат по имени Ганс Штаден был схвачен Тупинамба и позже освобожден. Он задокументировал свой опыт в своей знаменитой книге «Warhaftige Historia und Beschreibung eyner Landtschafft der Wilden Nacketen, Grimmigen Menschfresser-Leuthen in der Newenwelt America gelegen» (1557), которая переводится как « Правдивая история и описание страны дикой, обнаженной, мрачной, человеческой». Еда людей в Новом Свете, Америка .

Существуют документированные свидетельства того, что оспу некоторые бразильские жители использовали в качестве биологического оружия, стремясь уничтожить близлежащие индейские племена, причем не всегда агрессивно. По словам антрополога Мерсиу Перейры Гомеса, один примечательный случай произошел в Кашиасе на юге Мараньяна. Местные фермеры, желая получить больше земли для своих животноводческих ферм, передали Тимбира одежду больных деревень (которую обычно сжигали, чтобы предотвратить дальнейшее заражение). Одежда заразила все племя, у которого не было ни иммунитета, ни лекарства. Подобные инциденты произошли и в других деревнях по всей Южной Америке. [34]

Торговля каучуком

[ редактировать ]

1840-е годы принесли в Амазонию торговлю и богатство благодаря развитию вулканизации процесса каучука , что привело к резкому росту спроса во всем мире. Лучшие каучуковые деревья в мире росли в Амазонке, и тысячи сборщиков каучука начали обрабатывать плантации. Когда американские индейцы оказались трудной рабочей силой, были привлечены крестьяне из окрестных районов. Это создало постоянную напряженность между коренным населением и вновь прибывшими, поскольку американские индейцы чувствовали, что на их земли вторгаются в погоне за богатством.

Наследие Кандидо Рондона

[ редактировать ]
Маршал Кандидо Рондон

В 20 веке правительство Бразилии приняло более гуманитарный подход и начало предлагать официальную защиту коренным народам, включая создание первых заповедников коренных народов. Ситуация для американских индейцев улучшилась на рубеже веков, когда Кандидо Рондон , человек португальского происхождения и происхождения Бороро , а также исследователь и прогрессивный офицер бразильской армии, начал работать над тем, чтобы завоевать доверие американских индейцев и установить мир. Рондон, которому поручили распространить телеграфную связь на Амазонку, был прирожденным исследователем с острым любопытством. В 1910 году он помог создать Службу защиты индейцев (SPI), ныне известную как FUNAI ( Fundação Nacional do Índio , Национальный фонд индейцев). SPI было первым федеральным агентством, которому было поручено защищать индейцев и сохранять их культуру. В 1914 году Рондон сопровождал Теодора Рузвельта в его знаменитой экспедиции по составлению карты Амазонки и открытию новых видов. Во время этих путешествий Рондон был потрясен обращением поселенцев и застройщиков с коренными народами, и он стал их другом и защитником на всю жизнь.

Рондон, умерший в 1958 году, считается национальным героем Бразилии. бразильский штат Рондония В его честь назван .

Сбой SPI и FUNAI

[ редактировать ]
-тапирапе Женщина с краской на теле

После новаторской работы Рондона SPI была передана бюрократам и военным, и после 1957 года ее эффективность снизилась. Новые чиновники не разделяли глубокую приверженность Рондона индейцам. Вместо этого SPI стремилась интегрировать племенные группы в основное бразильское общество. Обещание богатства от земель резервации привлекло скотоводов и поселенцев, которые продолжали вторгаться на территории коренных народов, а SPI способствовал этому вторжению. около 98 коренных племен. Между 1900 и 1967 годами было уничтожено [ нужна ссылка ]

Во многом благодаря усилиям братьев Виллаш-Боас первый в Бразилии заповедник коренных народов — национальный парк Шингу в 1961 году федеральное правительство создало .

Во время социальных и политических потрясений 1960-х годов сообщения о плохом обращении с индейцами все чаще доходили до и Бразилии городских центров начали влиять на общественное мнение. В 1967 году, после публикации « Отчета Фигейредо» , подготовленного по заказу Министерства внутренних дел, военное правительство начало расследование деятельности SPI. Вскоре выяснилось, что SPI коррумпирована и не способна защитить коренных жителей, их земли и их культуру. В отчете на 5000 страниц перечислены зверства, включая рабство, сексуальное насилие, пытки и массовые убийства. [35] Утверждалось, что должностные лица агентства в сотрудничестве со спекулянтами землей систематически убивали индейцев, намеренно раздавая пропитанную болезнями одежду. [ нужна ссылка ] Последовало уголовное преследование, и СПИ была расформирована.

В том же году правительство учредило Fundação Nacional do Índio (Национальный индейский фонд), известный как FUNAI, который отвечает за защиту интересов, культуры и прав коренного населения Бразилии. Некоторые племена значительно интегрировались в бразильское общество. Предполагается, что некультурные племена, с которыми вступила в контакт FUNAI, должны быть в той или иной степени защищены и адаптированы в бразильском обществе. К 1987 году было признано, что ненужные контакты с этими племенами вызывают болезни и социальную дезинтеграцию. Неконтактные племена теперь должны быть защищены от вторжения и вмешательства в их образ жизни и территорию. [35] Однако эксплуатация каучука и других природных ресурсов Амазонки привела к новому циклу вторжений, изгнаний, массовых убийств и смертей, который продолжается и по сей день. [ нужна ссылка ]

Военное правительство

[ редактировать ]

В 1964 году произошел сейсмический политический сдвиг, когда бразильские военные взяли под свой контроль правительство и упразднили все существующие политические партии, создав двухпартийную систему. В течение следующих двух десятилетий Бразилией управляла группа генералов. Мантрой страны была фраза «Бразилия, страна будущего», которую военное правительство использовало для оправдания массированного наступления на Амазонку с целью разработки ее ресурсов с целью превратить Бразилию в одну из ведущих экономик мира.

Началось строительство трансконтинентальной автомагистрали через бассейн Амазонки, призванной стимулировать миграцию в регион и облегчить торговлю. При финансовой поддержке Всемирного банка тысячи квадратных миль леса были вырублены без учета статуса резервации. Вслед за проектами строительства автомагистралей были начаты гигантские проекты гидроэлектростанций, а огромные площади лесов были вырублены для разведения скота. В результате земли резерваций подверглись массовой вырубке лесов и наводнениям. Проекты общественных работ привлекли очень мало мигрантов, но те, кто прибыл — в основном бедные поселенцы — принесли с собой новые болезни, которые еще больше опустошили индейское население.

Современная ситуация

[ редактировать ]
Коренные бразильцы 1872-2022 гг.
Год Население % из
Бразилия
1872 386,955 Устойчивый 3.90%
1890 1,295,795 Увеличивать 9.04%
1991 294,135 Снижаться 0.20%
2000 734,127 Увеличивать 0.43%
2010 817,963 Устойчивый 0.43%
2022 1,227,642 Увеличивать 0.60%
Источник: перепись населения Бразилии. [36]
Члены неконтактного племени, обнаруженные в бразильском штате Акри в 2009 году.

Конституция Бразилии 1988 года признает право коренных народов вести свой традиционный образ жизни и на постоянное и исключительное владение своими «традиционными землями», которые определены как территории коренных народов . [37] Кроме того, коренные народы юридически признаны одним из нескольких « традиционных народов ». Однако на практике коренные народы Бразилии по-прежнему сталкиваются со значительными угрозами и проблемами для своего дальнейшего существования и культурного наследия. [38]

Процесс демаркации земель идет медленно и часто включает в себя длительные юридические баталии, а у FUNAI нет достаточных ресурсов для обеспечения правовой защиты земель коренных народов. [39] [38] [40] [41] [42] С 1980-х годов наблюдается всплеск эксплуатации тропических лесов Амазонки для добычи полезных ископаемых, лесозаготовок и разведения крупного рогатого скота, что представляет серьезную угрозу для коренного населения региона. Поселенцы, незаконно вторгающиеся на земли коренных народов, продолжают разрушать окружающую среду, необходимую для традиционного образа жизни, провоцируют жестокие столкновения и распространяют болезни. [38]

За последние три десятилетия такие группы, как Акунцу и Каноэ, оказались на грани исчезновения. [43] [44] Вырубка лесов для добычи полезных ископаемых также влияет на повседневную жизнь коренных племен Бразилии. [45] Например, у американских индейцев Мундуруку более высокий уровень отравления ртутью из-за добычи золота в их районе. [46] 13 ноября 2012 года национальная ассоциация коренных народов Бразилии (APIB) представила в Организацию Объединенных Наций документ по правам человека, в котором подробно описываются жалобы на предлагаемые в Бразилии законы, которые в случае одобрения еще больше подорвут их права. [5]

Большая часть местного языка была включена в официальный бразильский португальский язык . Например, «Кариока», термин, используемый для описания людей, родившихся в городе Рио-де-Жанейро, происходит от местного слова, означающего «дом белых (людей)». [47]

Представитель Фульни-о рассказывает школьникам о культуре своего народа в Ботаническом саду Бразилиа на праздновании Дня Индии , 2011 г.

Через несколько часов после вступления в должность в январе 2019 года Болсонару внес два крупных изменения в FUNAI, затрагивающие его ответственность за выявление и демаркацию земель коренных народов . Он передал FUNAI из-под юрисдикции Министерства юстиции недавно созданному Министерству по правам человека, семье и женщинам, а также делегировал выявление традиционных мест обитания коренных народов и обозначение их в качестве охраняемых территорий — задача, возложенная на FUNAI по конституции. в Министерство сельского хозяйства. [48] [49] Болсонару утверждал, что на этих территориях проживает крошечное изолированное население, и предлагал интегрировать их в более крупное бразильское общество. Критики опасались, что такая интеграция приведет к культурной ассимиляции коренных жителей Бразилии. [50] [51] Несколько месяцев спустя Национальный конгресс Бразилии отменил эти изменения.

Соглашение о свободной торговле между Европейским Союзом и МЕРКОСУР , целью которого является создание одной из крупнейших в мире зон свободной торговли, было осуждено активистами-экологами и борцами за права коренных народов. [52] [53] Они опасаются, что сделка может привести к усилению вырубки тропических лесов Амазонки из-за расширения доступа на рынок бразильской говядины. [54]

В отчете Миссионерского совета коренных народов за 2019 год о насилии против коренных народов в Бразилии зафиксирован рост вторжений на земли коренных народов лесорубов, шахтеров и захватчиков земель. В отчете зафиксировано 160 случаев за первые девять месяцев 2019 года по сравнению с 96 случаями за весь 2017 год. Кроме того, количество зарегистрированных убийств увеличилось со 110 в 2017 году до 135 в 2018 году. [55]

5 мая 2020 г. после расследования Хьюман Райтс Вотч (HRW) бразильские законодатели опубликовали отчет, в котором рассматривается насилие в отношении коренного населения, афро-бразильских сельских общин и других лиц, причастных к незаконным вырубкам, добыче полезных ископаемых и захвату земель . [56]

Движения за права коренных народов

[ редактировать ]

Движение за права городов

[ редактировать ]

Движение за права городов является недавним событием в защите прав коренных народов. В Бразилии один из самых высоких уровней неравенства доходов в мире. [57] и значительная часть его населения включает коренные племена, мигрирующие в городские районы как по собственному выбору, так и в результате перемещения. Помимо движения за права городов, исследования показали, что риск самоубийства среди коренного населения в 8,1 раза выше, чем среди некоренного населения. [58]

Многие движения за права коренных народов возникли в результате объединения различных коренных племен в городских районах. Например, в Барселуше движение за права коренных народов возникло благодаря «местному миграционному круговороту». [59] Именно так формируется множество альянсов, создающих более сильную сеть мобилизации. Коренное население, проживающее в городских районах, также сталкивается с трудностями, связанными с работой, и зачастую его вынуждают занимать низкооплачиваемую работу. [60] Такие программы, как Oxfam, использовались, чтобы помочь коренным народам наладить партнерские отношения и начать массовые движения. [61] Некоторые из этих проектов пересекаются с экологической активностью.

Многие бразильские молодые люди мобилизуются из-за расширения социальных контактов, поскольку некоторые коренные племена остаются изолированными, в то время как другие адаптируются к изменениям. [62] Доступ к образованию также влияет на эту молодежь, побуждая все больше групп мобилизоваться и бороться за права коренных народов.

Движение за экологические и территориальные права

[ редактировать ]
Протестующие из числа коренных народов Вале-ду-Жавари

Динамика в пользу признания

[ редактировать ]

Многие права и претензии коренных племен совпадают с движением за экологические и территориальные права. Хотя коренные жители закрепили за собой 21% территории бразильской Амазонии как земли коренных народов, многие проблемы по-прежнему угрожают устойчивости этих территорий сегодня. [63] [46] Изменение климата является одной из причин, по которой коренные племена подчеркивают важность сохранения своей территории.

Некоторые коренные народы и природоохранные организации бразильской Амазонии сформировали альянсы, такие как партнерство между деревней Аукре Каяпо и экологической организацией Instituto Socioambiental (ISA). Они сосредоточены на правах окружающей среды, образования и развития. [64] Например, Amazon Watch сотрудничает с различными организациями коренных народов Бразилии, борясь как за территориальные, так и за экологические права. [65] Активисты подчеркивают традиционные усилия по сохранению и расширению территориальных прав коренных народов, учитывая, что «доступ к природным ресурсам коренных и крестьянских общин в Бразилии был значительно менее и гораздо более небезопасным». [66]

Территориальные права коренного населения Бразилии во многом переплетаются с социально-экономическими проблемами. Между правительством и коренным населением происходили жестокие конфликты из-за прав на землю. [45] политические права мало что делают, чтобы остановить их. Такие движения, как Движение безземельных рабочих (MST), работают над предотвращением концентрации земли в руках элиты Бразилии. [67]

Динамика, противостоящая признанию

[ редактировать ]

Защитников окружающей среды и коренные народы часто рассматривают как противников экономического роста и препятствий на пути развития. [68] Такое мнение возникает потому, что большая часть земель, населенных коренными племенами, потенциально может быть использована для проектов развития, включая строительство плотин и индустриализацию.

Группам, идентифицирующим себя как коренные народы, может не хватать интерсубъективного признания. В результате их притязания на Территории коренных народов (ТИ), которые часто предполагают демаркацию больших участков земли и могут лишить устоявшиеся местные общины собственности, могут быть оспорены другими. Даже соседние группы родства могут оспорить эти утверждения, утверждая, что те, кто их делает, не являются «настоящими индейцами» из-за таких факторов, как исторические смешанные браки ( смешанные браки ), культурная ассимиляция и стигма в отношении самоидентификации себя как коренного населения. Кроме того, претензии на ТИ могут быть оспорены крупными семьями землевладельцев эпохи каучука или крестьянами, обрабатывающими землю, которые вместо этого могут предпочесть концепцию добывающего резерва . [69]

Образование

[ редактировать ]

Закон об истории и культуре афро-бразильских и коренных народов (Закон № 11.645/2008) требует преподавания истории и культуры афро-бразильских и коренных народов в Бразилии. Закон был принят 10 марта 2008 года, внося поправки в Закон № 9.394 от 20 декабря 1996 года с изменениями, внесенными Законом № 10.639 от 9 января 2003 года. Он требует, чтобы официальная учебная программа бразильской системы образования включала обязательную тему афро-бразильского языка. и история и культура коренных народов.

Основные этнические группы

[ редактировать ]

Полный список см. в разделе «Список коренных народов Бразилии» .

Двое коренных мужчин
Бразильская коренная семья

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ «Таблица 9605: Постоянное население по цвету кожи или расе по данным демографической переписи» . sidra.ibge.gov.br . Проверено 11 января 2024 г.
  2. ^ (на португальском языке) Исследование «Панорама религий» . Fundação Getúlio Vargas , 2003.
  3. ^ Вьечели, Леонардо (7 августа 2023 г.). «По данным переписи 2022 года, в Бразилии проживает почти 1,7 миллиона коренных жителей» . UOL (на бразильском португальском языке). Фолья де С.Пауло . Архивировано из оригинала 7 августа 2023 года . Проверено 7 августа 2023 г.
  4. ^ «IBGE | Коренные народы | коренные жители Бразилии | разговорный язык» . indigenas.ibge.gov.br . ИБГС . Архивировано из оригинала 29 марта 2024 года . Проверено 19 апреля 2024 г.
  5. ^ Перейти обратно: а б «Английская версия документа о жалобе на нарушение прав человека, представленного в Организацию Объединенных Наций Национальной организацией коренных народов Бразилии (APIB)» . Народы Земли. 13 ноября 2012 г. Архивировано из оригинала 1 апреля 2019 г. . Проверено 19 ноября 2012 г.
  6. ^ Патрисия Дж. Эш; Дэвид Дж. Робинсон (2011). Появление людей: исследование эволюционной временной шкалы . Джон Уайли и сыновья. п. 289. ИСБН  978-1-119-96424-7 .
  7. ^ Линда С. Корделл; Кент Лайтфут; Фрэнсис Макманамон; Джордж Милнер (2008). Археология в Америке: Энциклопедия . Том. 4. АВС-КЛИО. п. 3. ISBN  978-0-313-02189-3 .
  8. ^ «Сводка знаний о субкладах гаплогруппы Q» . Системы генной базы. 2009. Архивировано из оригинала 10 мая 2011 года . Проверено 17 декабря 2010 г.
  9. ^ Перейти обратно: а б Райх, Д; Паттерсон, Н.; Кэмпбелл, Д; Тандон, А; Мазьер, С; Рэй, Н; Парра, М.В.; Рохас, В; Дуке, К. (2012). «Реконструкция истории населения коренных американцев» . Природа . 488 (7411): 370–374. Бибкод : 2012Natur.488..370R . дои : 10.1038/nature11258 . ПМК   3615710 . ПМИД   22801491 .
  10. ^ Тамм, Эрика; Кивисилд, Тоомас; Рейдла, Маере; Мецпалу, Мейт; Смит, Дэвид Гленн; Маллиган, Конни Дж.; Брави, Клаудио М.; Рикардс, Ольга; Мартинес-Лабарга, Кристина; Хуснутдинова Эльза К.; Федорова, Сардана А.; Голубенко Мария Владимировна; Степанов Вадим А.; Губина Марина Александровна; Жаданов Сергей Игоревич; Осипова Людмила П.; Дамба, Лариса; Воевода Михаил Иванович; Дипьерри, Хосе Э.; Виллемс, Ричард; Малхи, Рипан С.; Картер, Ди (5 сентября 2007 г.). «Берингийское затишье и распространение коренных американцев-основателей» . ПЛОС ОДИН . 2 (9): е829. Бибкод : 2007PLoSO...2..829T . дои : 10.1371/journal.pone.0000829 . ПМК   1952074 . ПМИД   17786201 .
  11. ^ Ламас, Бастьен; Ферен-Шмитц, Ларс; Вальверде, Гвидо; Субрие, Жюльен; Маллик, Свапан; Роланд, Надин; Норденфельт, Сюзанна; Вальдиосера, Кристина; Ричардс, Стивен М.; Рорлах, Адам; Ромеро, Мария Инес Баррето; Эспиноза, Изабель Флорес; Каджигао, Эльза Томасто; Хименес, Люсия Уотсон; Маковский, Кшиштоф; Рейна, Илан Сантьяго Леборейро; Лори, Жозефина Мансилья; Торрес, Хулио Алехандро Балливиан; Ривера, Марио А.; Бургер, Ричард Л.; Черути, Мария Констанца; Рейнхард, Йохан; Уэллс, Р. Спенсер; Политис, Густаво; Санторо, Калоджеро М.; Стэнден, Вивьен Г.; Смит, Колин; Райх, Дэвид; Хо, Саймон Ю.В.; Купер, Алан; Хаак, Вольфганг (1 апреля 2016 г.). «Древняя митохондриальная ДНК обеспечивает временную шкалу заселения Америки с высоким разрешением» . Достижения науки . 2 (4): e1501385. Бибкод : 2016SciA....2E1385L . дои : 10.1126/sciadv.1501385 . ПМЦ   4820370 . ПМИД   27051878 .
  12. ^ Дедиу, Дэн; Левинсон, Стивен К. (20 сентября 2012 г.). «Абстрактные профили структурной стабильности указывают на универсальные тенденции, семейно-специфические факторы и древние связи между языками» . ПЛОС ОДИН . 7 (9): e45198. Бибкод : 2012PLoSO...745198D . дои : 10.1371/journal.pone.0045198 . ПМЦ   3447929 . ПМИД   23028843 .
  13. ^ Рагхаван; и др. (21 августа 2015 г.). «Геномные данные плейстоцена и недавней истории населения коренных американцев» . Наука . 349 (6250): ааб3884. дои : 10.1126/science.aab3884 . ПМЦ   4733658 . ПМИД   26198033 .
  14. ^ Скоглунд, П; Маллик, С; Бортолини, MC; Ченнагири, Н.; Хюнемайер, Т; Петцль-Эрлер, МЛ ; Сальзано, FM; Паттерсон, Н.; Райх, Д. (21 июля 2015 г.). «Генетические данные двух популяций-основателей Америки» . Природа . 525 (7567): 104–8. Бибкод : 2015Natur.525..104S . дои : 10.1038/nature14895 . ПМЦ   4982469 . ПМИД   26196601 .
  15. ^ Скоглунд, П.; Райх, Д. (2016). «Геномный взгляд на заселение Америки» . Текущее мнение в области генетики и развития . 41 : 27–35. дои : 10.1016/j.gde.2016.06.016 . ПМК   5161672 . ПМИД   27507099 .
  16. ^ Фернандес, Кассия; Фариас, Орландо (22 января 2001 г.). «Аборигенные материалы взяты из Амазонаса» . amazonia.org.br . Манаус . Архивировано из оригинала 6 июля 2011 года.
  17. ^ Кембриджская всемирная история еды . Издательство Кембриджского университета. 2000. с. 19 .
  18. ^ Перейти обратно: а б с Манн, Чарльз К. (2006) [2005]. 1491: Новые открытия Америки до Колумба . Винтажные книги. стр. 326–333 . ISBN  978-1-4000-3205-1 .
  19. ^ Гранн, Дэвид (2009). Затерянный город Z: История о смертельной одержимости Амазонки . Даблдэй. п. 315 . ISBN  978-0-385-51353-1 .
  20. ^ Рузвельт, Анна К. (1991). Строители курганов Амазонки: геофизическая археология на острове Маражо, Бразилия . Академическая пресса. ISBN  978-0-125-95348-1 .
  21. ^ Рен, Кэтлин (2 декабря 2003 г.). «Обнаружены затерянные города Амазонки» . Новости Эн-Би-Си .
  22. ^ Детали границы частично взяты из Tribos Indígenas Brasileiras. Архивировано 3 июля 2011 г. на Wayback Machine.
  23. ^ М. Перейра Гомеш, Индейцы и Бразилия , стр.32
  24. ^ Лесли Бетелл, МЭРИ АМАЗОНАС ЛЕЙТЕ ДЕ БАРРОС. «История Латинской Америки: Колониальная Латинская Америка, Том 2». ЭдУСП. Сан-Паулу, стр.317, 1997 г.
  25. ^ «История португальских открытий и завоеваний в Новом Свете | Цифровой архив ранней Америки (EADA)» . eada.lib.umd.edu . Проверено 19 апреля 2024 г.
  26. ^ «Оценочная численность коренного населения Америки на момент контакта с европейцами, начиная с 1492 года» . Проверено 20 апреля 2023 г.
  27. ^ «Бразильские индейцы» . Survivalinternational.org/tribes/brazilian . Проверено 7 июля 2021 г.
  28. ^ Буччиферро, Джастин Р. (3 июля 2013 г.). «Принудительная рука: туземцы, африканцы и население Бразилии, 1545–1850 гг.» (PDF) . Revista de Historia Económica / Журнал экономической истории Иберии и Латинской Америки . 31 (2). Издательство Кембриджского университета (CUP): 285–317. дои : 10.1017/s0212610913000104 . hdl : 10016/27364 . ISSN   0212-6109 . S2CID   154533961 . Проверено 24 сентября 2021 г.
  29. ^ Перейти обратно: а б Липпи, Чарльз Х. (1992). Христианство приходит в Америку, 1492–1776 гг . Шокетт, Роберт, 1938–, Пул, Стаффорд. (1-е изд.). Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Paragon House. ISBN  1-55778-234-2 . OCLC   23648978 .
  30. ^ Караман, Филип, 1911–1998 гг. (1975). Потерянный рай: отчет об иезуитах в Парагвае, 1607–1768 гг . Лондон: Сиджвик и Джексон. ISBN  0-283-98212-8 . OCLC   2187394 . {{cite book}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка )
  31. ^ Айзенберг, Хосе (2004). «Добровольное рабство бразильских индейцев и современная политическая мысль» (PDF) . Социальный анализ (на португальском языке). XXXIX (170): 7–35 . Проверено 7 июля 2021 г.
  32. ^ Кнаус, Стефан (2010). « Взаимодействие иезуитов в Бразилии между 1549 и 1609 годами – законная поддержка эмансипации индейцев или европоцентрическое движение за обращение?» ". Астролабия . Revista Internacional de FilosofíaAño: 227–238.
  33. ^ Ренер, Бертран М. (1 апреля 1997 г.). «Иезуиты и государство: сравнительное исследование их изгнания (1590–1990)». Религия . 27 (2): 165–182. дои : 10.1006/reli.1996.0048 .
  34. ^ «Социально-экологические новости :: Социально-экологические» . www.sociaambiental.org . Проверено 10 ноября 2015 г.
  35. ^ Перейти обратно: а б «ФУНАИ – Национальный индейский фонд (Бразилия)» . Проверено 23 февраля 2011 г.
  36. ^ «Таблица 9605: Постоянное население по цвету кожи или расе по данным демографической переписи» . sidra.ibge.gov.br . Проверено 11 января 2024 г.
  37. ^ Федеральная конституция Бразилии. Глава VII, статья 231. Архивировано 1 января 2011 года в Wayback Machine .
  38. ^ Перейти обратно: а б с «Бразилия» . Страновые отчеты о соблюдении прав человека за 2008 год . Государственный департамент США.
  39. ^ «Земли коренных народов > Введение > О землях» . Povos Indígenas no Brasil . Институт социоэмбриона (ISA). Архивировано из оригинала 12 мая 2015 года . Проверено 24 марта 2011 г.
  40. ^ Борхес, Бето; Комбриссон, Жиль. «Права коренных народов в Бразилии: стагнация и политический тупик» . Центр по правам южно-мезоамериканских индейцев . Проверено 24 марта 2011 г.
  41. ^ Шварцман, Стефан (1 марта 1996 г.). «Бразилия: Юридическая битва за права коренных народов на землю». Отчет NACLA по Америке . 29 (5): 36–43. дои : 10.1080/10714839.1996.11725759 .
  42. ^ «Бразильские индейцы выиграли земельный спор » . Новости Би-би-си. 11 декабря 2008 года . Проверено 24 марта 2011 г.
  43. ^ Социально-экологический институт (ИСА). «Введение > Акунцу» . Коренные народы Бразилии . Проверено 8 марта 2011 г.
  44. ^ Социально-экологический институт (ИСА). «Введение > Каноэ» . Коренные народы Бразилии . Проверено 8 марта 2011 г.
  45. ^ Перейти обратно: а б Пайшао, Сильван; Эспанья, Жоао П.; Гавана, Тарун; Карнейро, Андреа Ф.Т.; Зевенберген, Яап; Фредерико, Лилиан Н. (1 декабря 2015 г.). «Моделирование земельных прав коренных племен с помощью ISO 19152 LADM: пример Бразилии» . Политика землепользования . 49 : 587–597. Бибкод : 2015LUPol..49..587P . doi : 10.1016/j.landusepol.2014.12.001 .
  46. ^ Перейти обратно: а б Оливейра Сантос, Элизабет К. де; Маура де Хесус, Ирасина; Камара, Волни и М.; Брабо, Эдилсон; Бриту Лоурейро, Эдвальдо К.; Маскареньяш, Артур; Вейрих, Юдит; Раджио Луис, Ронир; Клири, Дэвид (1 октября 2002 г.). «Облучение ртутью у индейцев Мундуруку из общины Сай Чинза, штат Пара, Бразилия». Экологические исследования . 90 (2): 98–103. Бибкод : 2002ER.....90...98D . дои : 10.1006/enrs.2002.4389 . ОСТИ   20390954 . ПМИД   12483799 . S2CID   22429649 .
  47. ^ «Иллюстрированный словарь тупи-гуарани» . 27 февраля 2015 года . Проверено 14 июня 2018 г.
  48. ^ Карла Мендес (5 июня 2019 г.). «Конгресс Бразилии отменяет решение Болсонару и восстанавливает полномочия Фунаи по демаркации земель» . news.mongabay.com . Проверено 3 августа 2019 г.
  49. ^ Мариан Бласберг, Марко Эверс, Йенс Глюсинг, Клаус Хекинг (17 января 2019 г.). «Полоса разрушения: новый президент Бразилии нацелен на Амазонку» . Шпигель онлайн . www.spiegel.de . Проверено 3 августа 2019 г. {{cite news}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  50. ^ «Новый президент Бразилии усложняет определение земель коренных народов» . Глобальные новости . 2 января 2019 г.
  51. ^ «Президент Болсонару «объявляет войну» коренным народам Бразилии – «Выживание» отвечает» . Интернационал выживания . 3 января 2019 г.
  52. ^ «ЕС призвали прекратить торговые переговоры с Южной Америкой из-за злоупотреблений со стороны Бразилии» . Франция24 . 18 июня 2019 г.
  53. ^ «ЕС и МЕРКОСУР заключили огромную торговую сделку после 20-летних переговоров» . Новости Би-би-си. 28 июня 2019 г.
  54. ^ Уоттс, Джонатан (2 июля 2019 г.). «Мы не должны обменивать тропические леса Амазонки на гамбургеры и стейки» . Хранитель .
  55. ^ Сантана, Ренато (24 сентября 2019 г.). «Самое большое насилие против коренных народов — это разрушение их территорий », — отмечается в докладе Cimi (на бразильском португальском языке).
  56. ^ «Бразилия анализирует насилие в отношении жителей Амазонки» . HumanRightsWatch . 26 мая 2020 г. Проверено 26 мая 2020 г.
  57. ^ «Анализ бедности – Бразилия: неравенство и экономическое развитие в Бразилии» . web.worldbank.org . Проверено 17 ноября 2016 г. .
  58. ^ Орельяна, Джесем Д.; Балейру, Антониу А.; Фонсека, Фернанда Р.; Баста, Пауло К.; Соуза, Максимилиано Л. Понте де (2016). «Пространственно-временные тенденции и риск самоубийства в Центральной Бразилии: экологическое исследование, сравнивающее коренное и некоренное население» . Бразильский журнал психиатрии . 38 (3): 222–230. дои : 10.1590/1516-4446-2015-1720 . ПМК   7194261 . ПМИД   26786195 .
  59. ^ Собрейро, Таисса (2 ноября 2015 г.). «Может ли городская миграция способствовать сопротивлению в сельской местности? Мобилизация коренных народов в Среднем Рио-Негро, Амазонас, Бразилия». Журнал крестьянских исследований . 42 (6): 1241–1261. дои : 10.1080/03066150.2014.993624 . S2CID   154162313 .
  60. ^ Мильяцца, Эрнест Г. (1978). Интеграция коренных народов территории Рорайма, Бразилия . Международная рабочая группа по делам коренных народов.
  61. ^ Роча, Ян (2000). Бразилия . Латиноамериканское бюро. ISBN  9781566563840 .
  62. ^ Виртанен, Пирьо К. (2012). Молодежь коренных народов в бразильской Амазонии: изменение живого мира . Спрингер. ISBN  978-1-137-26651-4 . [ нужна страница ]
  63. ^ Ле Турно, Франсуа-Мишель (1 июня 2015 г.). «Проблемы устойчивого развития территорий коренных народов в бразильской Амазонии» (PDF) . Текущее мнение об экологической устойчивости . 14 : 213–220. Бибкод : 2015COES...14..213L . дои : 10.1016/j.cosust.2015.07.017 . S2CID   55113669 .
  64. ^ Шварцман, Стефан; Циммерман, Барбара (2005). «Союзы охраны природы с коренными народами Амазонки». Биология сохранения . 19 (3): 721–727. Бибкод : 2005ConBi..19..721S . дои : 10.1111/j.1523-1739.2005.00695.x . S2CID   54681069 .
  65. ^ Вейк фон Мосснер, Алекса. Движущаяся среда: аффект, эмоции, экология и кино . [ нужна страница ]
  66. ^ Компенсация экологическим службам и сельским общинам .
  67. ^ Хаутзагер, Питер П. (2005). «Движение безземельных (MST), юридическое поле и правовые изменения в Бразилии». Право и глобализация снизу . стр. 218–240. дои : 10.1017/CBO9780511494093.009 . ISBN  978-0-521-84540-3 .
  68. ^ Жури, Андреа (1 сентября 2010 г.). « « Неблагоприятные силы » в бразильской Амазонке: девелопментализм против энвайронментализма и прав коренных народов». Журнал окружающей среды и развития . 19 (3): 252–273. дои : 10.1177/1070496510378097 . S2CID   154971383 .
  69. ^ Фрейзер, Джеймс Ангус (2018). «Амазонии борются за признание» . Труды Института британских географов . 43 (4): 718–732. Бибкод : 2018TrIBG..43..718F . дои : 10.1111/tran.12254 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 16b4b2c29356da0d575bf6809a0bec05__1722326700
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/16/05/16b4b2c29356da0d575bf6809a0bec05.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Indigenous peoples in Brazil - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)