Чарруа
Регионы со значительной численностью населения | |
---|---|
![]() ![]() ![]() | |
Языки | |
Чарруанские языки | |
Религия | |
Анимизм | |
Родственные этнические группы | |
Чана , Гуарани |
История Уругвая |
---|
![]() |
![]() |
Чарруа — или коренной народ коренная нация Южного конуса на территории современного Уругвая. [ 4 ] и прилегающие территории в Аргентине ( Энтре-Риос ) и Бразилии ( Риу-Гранди-ду-Сул ). [ 5 ] [ 6 ] Это был полукочевой народ, который поддерживал себя в основном охотой и собирательством. Поскольку ресурсы не были постоянными в каждом регионе, они постоянно находились в движении. [ 7 ] Дождь, засуха и другие факторы окружающей среды определяли их движение. По этой причине их часто относят к сезонным кочевникам. [ 7 ]
Люди Чарруа были убиты в ходе кампании 1831 года колониальных войск в Уругвае, известной как Резня в Сальсипуедесе . Хотя некоторые общины чарруа в значительной степени стерты из современной истории, они сохранились за пределами Уругвая в Аргентине и Бразилии. Считается, что сегодня в Уругвае, Аргентине и Бразилии насчитывается от 160 000 до 300 000 особей, которые являются потомками выживших Чарруа. [ 8 ] Современные потомки Чарруа создали организации и защищают память коренных народов.
История
[ редактировать ]

Жизнь чарруа до контакта с испанскими колонистами остается в значительной степени загадкой, поскольку большая часть знаний о чарруа поступает из контактов с ними испанцев.
Летописцы, такие как иезуит Педро Лосано, обвинили народ Чарруан в убийстве испанского исследователя Хуана Диаса де Солиса во время его путешествия вверх по Рио-де-ла-Плата в 1515 году . Это был решающий момент, поскольку он показывает, что Шарруа были готовы противостоять испанским захватчикам. [ 9 ] После прибытия европейских поселенцев чарруа вместе с хана оказали решительное сопротивление территориальному вторжению. В 18 и 19 веках чарруа столкнулись с эксплуатацией скота, которая сильно изменила их образ жизни, вызвав голод и вынудив их полагаться на коров и овец. Однако в ту эпоху они все больше приватизировались. [ нужны дальнейшие объяснения ] . Мэлонам (рейдам) сопротивлялись поселенцы, которые свободно расстреливали всех коренных жителей, оказавшихся на их пути. [ нужна ссылка ] Летом Чарруас отправлялся на берег, чтобы ловить рыбу и собирать моллюсков, фрукты и коренья, а зимой перемещался вглубь страны, чтобы охотиться на оленей, нанду и более мелкую дичь с помощью боласов (камней, соединенных короткими веревками, которые бросают, чтобы поймать добычу) и луков и стрелки.
Геноцид
[ редактировать ]Резкого демографического сокращения Чарруаса не произошло до прихода администрации первого президента Уругвая Фруктуозо Риверы . Хотя Ривера изначально поддерживал хорошие отношения с Шарруа, растущее доминирование белых людей и стремление к расширению привели к военным действиям. [ 8 ] Поэтому он организовал кампанию геноцида, известную как La Campaña de Salsipuedes, в 1831 году. Эта кампания состояла из трех разных нападений в трех разных местах: «Эль-Пасо-дель-Соус-дель-Кегуай», «Эль-Сальсипуедес» и проход, известный как «Ла-Куэва». дель Тигре». [ 7 ] Легенда гласит, что первое нападение было предательством. Ривера знал вождей племен и позвал их в свои казармы у реки, позже названные «Сальсипуедес». Он утверждал, что ему нужна их помощь для защиты территории и что они должны присоединиться к нему, однако, когда Чарруа были пьяны и застигнуты врасплох, уругвайские солдаты напали на них. Следующие две атаки были проведены с целью уничтожить сбежавших или отсутствовавших Чарруа. Говорят, что с 11 апреля 1831 года, когда группа Сальсипуедес (что означает «Уходи, если сможешь») начала кампанию под руководством Бернабе Риверы , племянника Фруктуозо Риверы, Чарруа официально были объявлены вымерший.
Четверо выживших Чарруа были схвачены в Салсипуэдесе. Руководство Восточной школы Монтевидео считало, что почти вымершая раса вызовет интерес французских ученых и общественности. [ 10 ] Это были Сенакуа Сенаке, знахарь ; Ваймача-Пиру Сира, воин ; и молодая пара, Лауреано Такуаве Мартинес и Мария Микаэла Гуюнуса . Все четыре были доставлены в Париж в 1833 году, где были выставлены на всеобщее обозрение. Выставка не имела успеха, и вскоре все они умерли во Франции, включая маленькую дочь, рожденную от Сиры и Гуюнусы. [ нужны дальнейшие объяснения ] и принят Такуаве. [ 5 ] Плуг назвал ребенка Марией Моникой Микаэлой Игуальдад Либертад, а французы назвали ее Кэролайн Такуаве. [ 11 ] [ 12 ] была построена монументальная скульптура Los Últimos Charrúas . В их память в Монтевидео , Уругвай, [ 13 ]
После Сальсипуедеса чарруа постепенно лишились своего суверенитета, в то время как новое государство подтверждало свою юрисдикцию над всей территорией. , проживало 676 чарруа Согласно аргентинской переписи 2001 года, в провинции Энтре-Риос, Аргентина .
Наследие
[ редактировать ]
После падения последней диктатуры Уругвая в 1985 году группа людей подтвердила и отстаивала свое происхождение от Шарруана.
В августе 1989 года была создана Ассоциация потомков народа чарруа (ADENCH, Asociación de Descendientes de la Nación Charrúa) для спасения, сохранения и распространения знаний и присутствия коренных народов в Уругвае. В 2005 году была создана еще одна организация – CONACHA (Consejo de la Nación Charrúa). [ 14 ] – где семьи вышли из тайной жизни и публично признали себя Чарруа.
О чарруа известно немногое из-за того, что их когнитивные способности были стерты в ранний период истории Уругвая. Единственные сохранившиеся документы, касающиеся Чарруа, принадлежат испанским исследователям, археологам и антропологам. В настоящее время появляется новый объем литературы об их устной истории, современном этногенезе и активизме.
Считается, что сегодня в Уругвае, Аргентине и Бразилии насчитывается от 160 000 до 300 000 особей, которые являются потомками выживших Чарруа. [ 8 ]
9 ноября 2007 года Камара душ Вереадорес Порту -Алегри провела Торжественный акт о признании чаруа существующим коренным бразильским народом. Мероприятие было организовано совместно Комиссией по правам человека Камара-дос-Вереадореш Порту-Алегри и Комиссией по правам человека Национального конгресса Бразилии . Во время принятия закона сенаторы Пауло Паим и Серджио Замбиаси поздравили коренные народы с их «завоеваниями и усилиями в борьбе, которая длилась 172 года». [ 15 ] Жизнь качика -джерала Акуаба, самого известного вождя чаруа в Риу-Гранди-ду-Сул и первой женщины-касика чаруа, стала предметом документального фильма «Perambulantes» (Бразилия, 2009 г.) Джанкарлы Бруннетто и Карин Эмерих. [ 16 ] Акуабу, касику Алдеи Полидоро, приписывают поездку в Бразилиа и передачу тогдашнему президенту Луле документа, в котором содержится просьба о признании ее народа со стороны Национального фонда Индии . Акуаб добрался до президента, уклонившись от службы безопасности . Это признание пришло в сентябре 2007 года. [ 17 ] К 2008 году город Порту-Алегри предоставит Алдейе Полидоро (площадь 9 га ) статус муниципальной территории коренных народов. [ 17 ]
Уругвайцы называют себя « чарруа », когда участвуют в соревновании или битве против иностранного контингента. [ нужны разъяснения ] В ситуациях, когда уругвайцы проявляют храбрость перед лицом превосходящих сил, выражение « гарра чарруа » (упорство чарруа) используется для обозначения победы перед лицом неизбежного поражения.
Другое использование
[ редактировать ]- есть кладбище Чарруа В Пириаполисе в департаменте Мальдонадо . [ 18 ]
- Национальную сборную Уругвая по футболу называют «Лос Чарруас», а местная команда по регби в Порту-Алегри . в честь страны также названа
- Чарруа — муниципалитет в бразильском штате Риу-Гранди-ду-Сул. [ 19 ]
- «Чарруа» — это также название бразильского военного танка, используемого для перевозки войск.
- Табаре было опубликовано в 1888 году; это эпическое стихотворение Хуана Соррильи де Сан-Мартина о чарруа и его любви к испанке.
- Austrolebias В их честь была названа речная река charrua .
- Улица в Монтевидео в районах Поситос и Кордон носит название «Чарруа».
- 2-я механизированная кавалерийская бригада бразильской армии носит название «Бригада Чарруа» (бригада Чарруа).
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ «Uruguay en crigras» (на испанском языке) . Проверено 19 ноября 2017 г. . [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ «Национальная перепись населения, домохозяйств и жилищного фонда 2010 г.» (PDF) (на испанском языке). 2010. Архивировано из оригинала (PDF) 9 апреля 2016 года . Проверено 23 мая 2017 г.
- ^ «Общая структура народов – коренные народы Бразилии» . pib.socioambiental.org (на бразильском португальском языке) . Проверено 26 ноября 2018 г.
- ^ Ренцо Пи Хугарте . «Кровь аборигенов Уругвая» (на испанском языке). Корни Уругвая . Проверено 2 февраля 2015 г.
- ^ Jump up to: а б Берфорд 2011 , с. 16.
- ^ Алайон, Вильфредо (28 марта 2011 г.). «Уругвай и память о племени Чарруа» . Призма . Архивировано из оригинала 14 мая 2012 года . Проверено 20 декабря 2011 г.
- ^ Jump up to: а б с Акоста и Лара, Эдуардо, Ф. Эль Паис Чарруа . Фонд Банка Бостона, 2002 г.
- ^ Jump up to: а б с Алайон, Вильфредо (28 марта 2011 г.). «Уругвай и память о племени Чарруа». Призма. Проверено 20 декабря 2011 г.
- ^ История завоевания Парагвая, Рио-де-ла-Плата и Тукумана, Том 1, с. 27. Автор: Педро Лозано, 1755 г. Редактор: Андрес Ламас. Издательство «Народная печать», 1874 г.
- ^ Дарио Арсе. «Новая информация о судьбе дочери Такуаве и Гуюнусы». По состоянию на 1 июля 2013 г.
- ^ Чарруа Хапкидо и Ткд Пайсанду (21 мая 2012 г.). «Рождение Марии Микаэлы Гуюнусы» . chancharrua.wordpress.com (на испанском языке). Чарруас из Уругвая, народ Чарруа . Проверено 16 декабря 2012 г.
- ^ «Роды Марии Микаэлы Гюнуса» . indiauy.tripod.com (на испанском языке) . Проверено 23 мая 2017 г.
- ^ Берфорд 2011 , с. 119.
- ^ «Совет народа Чарруа» . советnacioncharrua.blogspot.com . Проверено 2 сентября 2020 г.
- ^ «Палата проводит акт признания плугов» . Городской совет Порту-Алегри (на бразильском португальском языке) . Проверено 21 августа 2022 г.
- ^ «Документальный фильм освещает борьбу вождя чарруа Акуаба» . Городской совет Порту-Алегри (на бразильском португальском языке) . Проверено 22 августа 2022 г.
- ^ Jump up to: а б «Индейцы чаруа, считающиеся вымершими, выживали «невидимо» на протяжении десятилетий и сегодня борются за лучшие условия жизни» . BBC News Brasil (на бразильском португальском языке) . Проверено 22 августа 2022 г.
- ^ Берфорд 2011 , с. 173.
- ^ «Мэрия Чарруа» . www.charrua.rs.gov.br . Проверено 22 августа 2022 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Берфорд, Тим (2011). Путеводитель Брэдта по Уругваю . Бакс, Великобритания: Путеводители Брэдта. ISBN 978-1-84162-316-0 .
- Арсе, Дарио (2018). УРУГВАЙ, ДАЛЬНЕЗАПАДНАЯ НАЦИОНАЛЬНОСТЬ В ЗЕРКАЛЕ СВОЕЙ ИНДИЙСКОЙ ИСТОРИИ . Издания l'Harmattan, Париж.
- Виктора, Церера Гомес; Руас-Нето, Антонио Лейте (31 августа 2012 г.). «Они хотят убить «последних чаруа»: социальные страдания и «борьба» коренных жителей, живущих в городах» . Антропологический журнал . 22 (1). ISSN 2525-5223 . Архивировано из оригинала 5 мая 2019 г. Проверено 6 мая 2019 г.
- Родригес, Мариэла Ева (2018). «ДЕВЕНИР ЧАРРУА В ЭЛЬ-УРУГВАЕ» . Абья-Яла: Журнал о доступе к правосудию и правам в Америке . 2 (2): 408–420. дои : 10.26512/abyayala.v2i2.23004 . ISSN 2526-6675 . S2CID 240321754 . Проверено 6 мая 2019 г.
- ПЕДРОСО, Анайара Фантинель; Бриту, Антонио Хосе Гимарайнш (31 декабря 2016 г.). «Жизнь на юге: идентичность, закон и сопротивление в Латинской Америке» . Латиноамериканский журнал исследований культуры и общества . 2 (4): 556–575. дои : 10.23899/relacult.v2i4.352 . ISSN 2525-7870 . Проверено 6 мая 2019 г.
- Эли, Лара. «Уругвай. Духовно связанные с Землей, Чарруа хотят признания» . Проверено 6 мая 2019 г.
- Арн, Иван (2009). За пределами отношений между Идентичностью-Инаковостью. Латиноамериканская специфика и функции государства . V конференция молодых учёных. Научно-исследовательский институт Джино Джермани, факультет социальных наук, Университет Буэнос-Айреса . Проверено 6 мая 2019 г.
- Лукас, Лара Эли. «Страна без индейцев. Интервью с Николасом Сото и Леонардо Родригесом» . Проверено 6 мая 2019 г.
- Кончай, Гомес; Гомеса, Хосе Игнасио (2016). «В ПОИСКАХ ПАМЯТИ И ИДЕНТИЧНОСТИ: СОПРОТИВЛЕНИЕ НАРОДА ЧАРРУА В УРУГВАЕ» . XXX заседание Бразильской ассоциации антропологов : 21. Архивировано из оригинала 6 мая 2019 г. Проверено 6 мая 2019 г.
- Оливера, Андреа (2014). «Деколониальная этнография с коллективами чарруа: размышления о взаимопознании» (PDF) . Ежегодник социальной и культурной антропологии в Уругвае (на испанском языке). 12 : 139–153.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Ренцо Пи Хугарте (1969). «Коренные жители Уругвая» (PDF) (на испанском языке). Наша Земля Получено 12 мая.
- Произведение искусства Чарруа , Национальный музей американских индейцев.