Резня Сальсипуедеса
Часть серии о |
Геноцид коренных народов |
---|
Проблемы |
Резня в Сальсипуедесе ( испанский : Masacre de Salsipuedes ), также известная как Резня Сальсипуедеса ( испанский : Matanza de Salsipuedes ), была актом геноцида , осуществленным 11 апреля 1831 года уругвайской армией во главе с Фруктуозо Риверой , как кульминация об усилиях государства по искоренению племени чарруа в Уругвае . [1] [2]
Резня произошла на берегу реки Грейт- Сальсипуэдес-Крик , название которой является сокращением испанской фразы sal si puedes (« убирайся, если сможешь »). [3] По официальным данным, 40 человек были убиты и 300 взяты в плен, причем неизвестному числу удалось бежать; после резни выжившие были насильно отправлены в Монтевидео и проданы в рабство, причем четверо из них были отправлены в человеческий зоопарк в Париже. Хотя сегодня считается, что потомков чарруа насчитывает от 160 000 до 300 000 человек в Уругвае, Бразилии и Аргентине , резня уничтожила их общины и стерла их из общественной памяти Уругвая; по этой причине его широко считают событием, истребившим народ чарруа.
Фон
[ редактировать ]Во время первого контакта с европейцами в 16 веке чарруа были преобладающим народом на землях между Параной и рекой Уругвай меньшие популяции народов чана и гуарани , при этом в этом районе также проживали ; конфликты с европейцами стимулировали их переселение в Восточную Банду , на территории которой находится современная территория Уругвая. Чарруа преобладали особенно на севере региона (сегодня он разделен между Уругваем и Бразилией) и вели полукочевой образ жизни; на их миграцию повлияли дождь, засуха и наличие добычи. По сравнению с остальной частью Южной Америки, европейские поселенцы прибыли в этот район относительно поздно из-за ожесточенного сопротивления коренных народов, а также отсутствия природных ресурсов, привлекательных для различных империй. [4] После создания первых постоянных европейских поселений в 17 и начале 18 веков Уругвай стал центром конфликта между британскими, испанскими и португальскими колониальными силами в рамках их борьбы за господство над бассейном Ла-Платы . После десятилетий ожесточенных боев между чарруа и испанскими колонистами 22 марта 1732 года был подписан мирный договор, по которому чарруа в обмен на признание испанских законов добились того, чтобы их законы и суверенитет были признаны испанцами в натуре.
По Договору Монтевидео зарождающееся уругвайское государство установило неопределенные, но эффективные отношения со своими коренными подданными. « Тридцать три восточных жителя» пользовались горячей поддержкой среди племени чарруа, которые видели в них оплот против Бразильской империи , которая ранее их вытеснила. Многие чарруа (в том числе один из выживших, отправленных во Францию) служили вместе с чана и гуарани в силах Хосе Гервасио Артигаса во время борьбы Уругвая за независимость против Испанской и Португальско-Бразильской империй. Некоторые солдаты из числа коренных народов, такие как гуарани Андрес Гуазурари , даже достигли звания каудильо и вели жизненно важные сражения за безопасность территории, которая сегодня является северо-восточной границей Уругвая.
Однако в годы, предшествовавшие Сальсипуедесу, место коренных народов в Уругвае было поставлено под вопрос: хотя они сыграли важную роль в обеспечении независимости страны, зарождающиеся метисаже утверждали, что сохранение образа жизни коренных народов больше не является необходимым для организация государства, причем некоторые с марксистской точки зрения утверждают, что оккупация их земель в Северном Уругвае была необходима для поднятия социального класса, который они воплощали. [5] Артигас и Ривера положительно относились к гуарани и предпочитали поддерживать с ними мир, поскольку они стали совместимыми с их взглядами на независимое уругвайское общество (под влиянием миссий иезуитов ) благодаря принятию оседлого образа жизни и прогрессивной ассимиляции. в общины метисов. Однако чарруа не были столь склонны к ассимиляции и находились под сильным давлением; Помимо давления ассимиляции, им еще больше навредил жестокий конфликт как с государством, так и с другими силами коренных народов, когда Гуазурари (которого Артигас считал своим коренным политическим наследником) яростно сталкивался с чарруа во время его военных кампаний. По словам историка Линкольна Майстеги Касаса , «исчезновение Чарруа было постепенным процессом, который занял более 200 лет и был вызван оккупацией территории европейцами». Их судьба серьезно пострадала из-за сочетания кражи земли и колонизации, отсутствия возможности ассимиляции, болезней и разрушения кочевого образа жизни. к началу 19 века немногие придерживались образа жизни Чарруа.
Остальные, однако, проявили стойкость и продолжали свободно передвигаться по северному Уругваю, как и в доколониальные времена, несмотря на все более жестокие столкновения с вторгшимися белыми поселенцами. Из-за этого власти все чаще рассматривали их как непреодолимое «препятствие» на пути создания того, что они считали организованным обществом; поскольку их образ жизни был неотъемлемым нарушением их колониальных амбиций поселенцев, белые поселенцы начали выдвигать обвинения в убийствах, изнасилованиях, грабежах и бандитизме. Еще до вступления на пост президента в феврале 1830 года его соперник Хуан Антонио Лавальеха обратился к Ривере с просьбой предоставить Чарруа, которых последний назвал «злыми людьми, которые не знают никаких ограничений (...) (и не могут) быть предоставлены своей естественной наклонностям", необходимо противостоять, чтобы удовлетворить требования поселенцев о защите. [6] Ривера, который до сих пор поддерживал дружеские отношения с народом чарруа и до сих пор пользовался широкой популярностью благодаря своей роли в войне за независимость, согласился возглавить Кампанию де Сальсипуедес — кампанию Сальсипуедес.
резня
[ редактировать ]В начале 1831 года Ривера созвал ведущих вождей Чарруа — Венадо, Полидоро, Рондо и Хуана Педро — и их семьи на встречу на берегу реки, которая сегодня известна как Большой ручей Салсипуэдес . В качестве прикрытия Ривера сказал вождям, что армия нуждается в их помощи для защиты приграничного региона. Когда 11 апреля 1831 года сотнями прибыли чарруа, один из армейских генералов применил уловку, отпустив своих лошадей в знак доброй воли, и вожди ответили взаимностью, отпустив также большую часть своих лошадей. По ходу встречи Чарруа становились все более пьяными и теряли бдительность; Детали последующих событий неясны и могут быть оспорены. По словам Эдуардо Асеведо Диаса , сигнал к началу нападения поступил, когда Ривера попросил у вождя Венадо нож, чтобы нарезать табак, после чего Венадо был застрелен. В любом случае, Чарруа были внезапно окружены 1200 солдатами под командованием Бернабе Риверы, племянника президента Риверы.
Согласно официальной историографии, 40 человек были убиты и 300 взяты в плен, причем некоторым Чарруа удалось бежать; среди солдат 9 были ранены и 1 убит. [7]
Последствия и наследие
[ редактировать ]Выживших насильно увезли за 260 км в Монтевидео , где они были проданы в рабство. [8] За резней последовали еще два нападения со стороны реки Кегуай-Гранде и прохода «Ла-Куэва-дель-Тигре» соответственно, с целью выследить и уничтожить чарруа, которые либо сбежали, либо отсутствовали. [ нужна ссылка ] 17 августа армия Бернабе Риверы устроила засаду на группу Чарруа в Матаохо во главе с вождями Эль-Адивино и Хуаном Педро, из которых 15 были убиты и 80 взяты в плен; 18 Чарруа, включая вождя Полидоро, сумели бежать. 17 июня следующего года в результате неудавшейся засады у ручья Якаре Куруру Бернабе Ривера вместе с двумя офицерами и девятью солдатами был убит группой Чарруа, пережившей предыдущие атаки.
Услышав о выставлении на продажу пленников Шарруана, директор Восточной школы Монтевидео подумал, что история почти вымершего народа вызовет интерес французских ученых и общественности. [9] Так, бывший французский генерал Франсуа Кюрель согласился приобрести четырех чарруа для выставки в Париже: знахаря Сенакуа Сенаке, воина Ваймака-Пиру Сира (ранее служившего под командованием Артигаса), [10] и молодая пара Лауреано Такуаве Мартинес и Мария Микаэла Гуюнуса ; Гуюнуса в то время была беременна. [11]
Четверо Чарруа высадились вместе с Курелем 25 февраля 1833 года и прибыли в Сен-Мало 7 мая того же года, а затем были перевезены в Париж, где они были выставлены как часть человеческого зоопарка . [12] 20 сентября Гюнуса родила девочку, биологическим отцом которой была Сира: первоначально ей дали имя Мария Моника Микаэла Игуальдад Либертад, в ее французском свидетельстве о рождении указано ее имя как Каролине Такуаве. [13] [14] Сенаке, Сира и Гюнуса скончались в течение первого года после их прибытия, а вдовец Гуюнусы Такуаве усыновил девочку как свою собственную. В следующем году она скончалась, и историк Дарио Арсе Асенхо предположил, что она умерла от той же болезни, что и Гуюнуса. [12] Дальнейшая судьба Такауве, последнего выжившего из группы, неизвестна; его более поздняя деятельность скудно задокументирована, и никаких записей о его смерти обнаружено не было, но на основе нескольких существующих записей Асенджо предположил, что он интегрировал во французский образ жизни, приняв франкоязычное написание своего имени и работая продавцом лекарств и производителем карточных колод. за некоторое время до смерти от старческой болезни; неизвестно, оставил ли он потомков. [12] Скульптура Los Últimos Charrúas («Последние чарруаны») была установлена в их память в Монтевидео , Уругвай.
Независимо от дальнейшей судьбы выживших, историк Диего Бракко утверждал, что резня стала смертельным ударом для коренных народов Уругвая в то время; для него резня ознаменовала исчезновение Чарруа из общественной памяти и их конец как сплоченного сообщества с самобытностью, территорией и общей исторической памятью. [15] Язык чарруа сегодня считается вымершим; хотя обычно считается, что резня привела к их полному уничтожению, несколько общин Чарруа все же выжили в соседних Аргентине и Бразилии после резни, причем по официальным данным, их потомки насчитывают от 160 000 до 300 000 человек в Уругвае, Аргентине и Бразилии. [6] Среди них многие из них публично продвигали и восстанавливали свою идентичность Чарруа: Ассоциация потомков народа Чарруа (ADENCH, англ. Ассоциация потомков нации Чарруа ) была основана в августе 1989 года для сохранения и популяризации истории, знаний. и культура чарруа, а организация Consejo de la Nación Charrúa (CONACHA, английский: Совет нации чарруа ) была основана в 2005 году 10 сообществами и организациями для защиты признания и самоидентификации коренных народов Уругвая. [16]
В современном Уругвае имя Чарруа приобрело мифический оттенок силы, доблести, гордости и победы на войне, особенно в спортивном контексте. Фраза garra charrúa («коготь Чарруа/сила Чарруа») стала ассоциироваться с национальной сборной Уругвая по футболу после ее победы на чемпионате Южной Америки 1935 года , имея в виду победу команды перед лицом невзгод, борьбы с травмами, а также относительная молодость и неопытность по сравнению с их гораздо более опытными аргентинскими и перуанскими противниками. [17]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Неопровержимые доказательства свидетельствуют о геноциде населения Чарруа» . ЛАРЕД21 (на испанском языке). 30 августа 2009 г. Проверено 13 января 2021 г.
- ^ Альбаренга, Пол (10 ноября 2017 г.). «Куда делось коренное население Уругвая?» . СТРАНА Получено 1 января 2021 г.
- ^ «Считающиеся вымершими, индейцы чарруа выживали «невидимо» на протяжении десятилетий и сегодня борются за лучшие условия жизни» . noticias.uol.com.br (на бразильском португальском языке) . Проверено 13 января 2021 г.
- ^ «Уругвай» . Государственный департамент США . Проверено 7 марта 2024 г.
- ^ Кляйн, Фернандо (январь 2007 г.). «El Destino de Los Indigenas en Uruguay» [Судьба коренных народов Уругвая] (PDF) . Критический журнал социальных и юридических наук . 15 (1). Архивировано из оригинала (PDF) 12 июня 2013 г. Получено 7 марта 2024 г. - через ожидающую миграцию.
- ^ Jump up to: а б Алайон, Вильфредо (28 марта 2011 г.). «Уругвай и память о племени Чарруа». Призма. Проверено 20 декабря 2011 г.
- ^ Кляйн, Фернандо (январь 2007 г.). «El Destino de Los Indigenas en Uruguay» [Судьба коренных народов Уругвая] (PDF) . Критический журнал социальных и юридических наук . 15 (1). Архивировано из оригинала (PDF) 12 июня 2013 г. Получено 7 марта 2024 г. - через ожидающую миграцию.
- ^ « Мы все еще здесь»: борьба за признание коренных народов Уругвая» . Проверено 13 января 2021 г.
- ^ Дарио Арсе. «Новая информация о судьбе дочери Такуаве и Гуюнусы». По состоянию на 1 июля 2013 г.
- ^ indiauy.tripod.com https://indiauy.tripod.com/ceci/ceci_a15-03.htm#demofilo . Проверено 7 марта 2024 г.
{{cite web}}
: Отсутствует или пусто|title=
( помощь ) - ^ «Арка Такуабе | Обновленные новости Уругвая и мира — газета EL PAIS Уругвай» . 29 октября 2013 г. Архивировано из оригинала 29 октября 2013 г. Проверено 7 марта 2024 г.
- ^ Jump up to: а б с Арсе Асенхо, Дарио (2007). «Новые сведения о судьбе Такуаве и дочери Гуюнусы» ( PDF) . Социальная и культурная антропология в Уругвае – через Memoria Charrúa.
- ^ Чарруа Хапкидо и Ткд Пайсанду (21 мая 2012 г.). «Рождение Марии Микаэлы Гуюнусы» . chancharrua.wordpress.com (на испанском языке). Чарруас из Уругвая, народ Чарруа . Проверено 16 декабря 2012 г.
- ^ «Рождение Марии Микаэлы Гуюнусы» . indiauy.tripod.com (на испанском языке) . Проверено 23 мая 2017 г.
- ^ Бракко, Диего (2014). «Чарруас и Геноа-минуанос: лошади, женщины и дети» . Американистские темы (на испанском языке) (33): 113–129. doi : 10.12795/Temas-Americanistas.2014.i33.05 . ISSN 1988-7868 .
- ^ «Совет народа Чарруа – КОНАЧА» . советnacioncharrua.blogspot.com (на испанском языке) . Проверено 7 марта 2024 г.
- ^ Составление. «Кубок Америки 1935 года, когда родился коготь Чарруа» . www.elobservador.com.uy (на испанском языке) . Проверено 30 апреля 2024 г.