Jump to content

Резня Сальсипуедеса

Памятник в Монтевидео четырем выжившим из Чарруа из Сальсипуедеса, которых отправили в человеческий зоопарк в Париже.

Резня в Сальсипуедесе ( испанский : Masacre de Salsipuedes ), также известная как Резня Сальсипуедеса ( испанский : Matanza de Salsipuedes ), была актом геноцида , осуществленным 11 апреля 1831 года уругвайской армией во главе с Фруктуозо Риверой , как кульминация об усилиях государства по искоренению племени чарруа в Уругвае . [1] [2]

Резня произошла на берегу реки Грейт- Сальсипуэдес-Крик , название которой является сокращением испанской фразы sal si puedes убирайся, если сможешь »). [3] По официальным данным, 40 человек были убиты и 300 взяты в плен, причем неизвестному числу удалось бежать; после резни выжившие были насильно отправлены в Монтевидео и проданы в рабство, причем четверо из них были отправлены в человеческий зоопарк в Париже. Хотя сегодня считается, что потомков чарруа насчитывает от 160 000 до 300 000 человек в Уругвае, Бразилии и Аргентине , резня уничтожила их общины и стерла их из общественной памяти Уругвая; по этой причине его широко считают событием, истребившим народ чарруа.

Во время первого контакта с европейцами в 16 веке чарруа были преобладающим народом на землях между Параной и рекой Уругвай меньшие популяции народов чана и гуарани , при этом в этом районе также проживали ; конфликты с европейцами стимулировали их переселение в Восточную Банду , на территории которой находится современная территория Уругвая. Чарруа преобладали особенно на севере региона (сегодня он разделен между Уругваем и Бразилией) и вели полукочевой образ жизни; на их миграцию повлияли дождь, засуха и наличие добычи. По сравнению с остальной частью Южной Америки, европейские поселенцы прибыли в этот район относительно поздно из-за ожесточенного сопротивления коренных народов, а также отсутствия природных ресурсов, привлекательных для различных империй. [4] После создания первых постоянных европейских поселений в 17 и начале 18 веков Уругвай стал центром конфликта между британскими, испанскими и португальскими колониальными силами в рамках их борьбы за господство над бассейном Ла-Платы . После десятилетий ожесточенных боев между чарруа и испанскими колонистами 22 марта 1732 года был подписан мирный договор, по которому чарруа в обмен на признание испанских законов добились того, чтобы их законы и суверенитет были признаны испанцами в натуре.

По Договору Монтевидео зарождающееся уругвайское государство установило неопределенные, но эффективные отношения со своими коренными подданными. « Тридцать три восточных жителя» пользовались горячей поддержкой среди племени чарруа, которые видели в них оплот против Бразильской империи , которая ранее их вытеснила. Многие чарруа (в том числе один из выживших, отправленных во Францию) служили вместе с чана и гуарани в силах Хосе Гервасио Артигаса во время борьбы Уругвая за независимость против Испанской и Португальско-Бразильской империй. Некоторые солдаты из числа коренных народов, такие как гуарани Андрес Гуазурари , даже достигли звания каудильо и вели жизненно важные сражения за безопасность территории, которая сегодня является северо-восточной границей Уругвая.

Однако в годы, предшествовавшие Сальсипуедесу, место коренных народов в Уругвае было поставлено под вопрос: хотя они сыграли важную роль в обеспечении независимости страны, зарождающиеся метисаже утверждали, что сохранение образа жизни коренных народов больше не является необходимым для организация государства, причем некоторые с марксистской точки зрения утверждают, что оккупация их земель в Северном Уругвае была необходима для поднятия социального класса, который они воплощали. [5] Артигас и Ривера положительно относились к гуарани и предпочитали поддерживать с ними мир, поскольку они стали совместимыми с их взглядами на независимое уругвайское общество (под влиянием миссий иезуитов ) благодаря принятию оседлого образа жизни и прогрессивной ассимиляции. в общины метисов. Однако чарруа не были столь склонны к ассимиляции и находились под сильным давлением; Помимо давления ассимиляции, им еще больше навредил жестокий конфликт как с государством, так и с другими силами коренных народов, когда Гуазурари (которого Артигас считал своим коренным политическим наследником) яростно сталкивался с чарруа во время его военных кампаний. По словам историка Линкольна Майстеги Касаса , «исчезновение Чарруа было постепенным процессом, который занял более 200 лет и был вызван оккупацией территории европейцами». Их судьба серьезно пострадала из-за сочетания кражи земли и колонизации, отсутствия возможности ассимиляции, болезней и разрушения кочевого образа жизни. к началу 19 века немногие придерживались образа жизни Чарруа.

Остальные, однако, проявили стойкость и продолжали свободно передвигаться по северному Уругваю, как и в доколониальные времена, несмотря на все более жестокие столкновения с вторгшимися белыми поселенцами. Из-за этого власти все чаще рассматривали их как непреодолимое «препятствие» на пути создания того, что они считали организованным обществом; поскольку их образ жизни был неотъемлемым нарушением их колониальных амбиций поселенцев, белые поселенцы начали выдвигать обвинения в убийствах, изнасилованиях, грабежах и бандитизме. Еще до вступления на пост президента в феврале 1830 года его соперник Хуан Антонио Лавальеха обратился к Ривере с просьбой предоставить Чарруа, которых последний назвал «злыми людьми, которые не знают никаких ограничений (...) (и не могут) быть предоставлены своей естественной наклонностям", необходимо противостоять, чтобы удовлетворить требования поселенцев о защите. [6] Ривера, который до сих пор поддерживал дружеские отношения с народом чарруа и до сих пор пользовался широкой популярностью благодаря своей роли в войне за независимость, согласился возглавить Кампанию де Сальсипуедес — кампанию Сальсипуедес.

В начале 1831 года Ривера созвал ведущих вождей Чарруа — Венадо, Полидоро, Рондо и Хуана Педро — и их семьи на встречу на берегу реки, которая сегодня известна как Большой ручей Салсипуэдес . В качестве прикрытия Ривера сказал вождям, что армия нуждается в их помощи для защиты приграничного региона. Когда 11 апреля 1831 года сотнями прибыли чарруа, один из армейских генералов применил уловку, отпустив своих лошадей в знак доброй воли, и вожди ответили взаимностью, отпустив также большую часть своих лошадей. По ходу встречи Чарруа становились все более пьяными и теряли бдительность; Детали последующих событий неясны и могут быть оспорены. По словам Эдуардо Асеведо Диаса , сигнал к началу нападения поступил, когда Ривера попросил у вождя Венадо нож, чтобы нарезать табак, после чего Венадо был застрелен. В любом случае, Чарруа были внезапно окружены 1200 солдатами под командованием Бернабе Риверы, племянника президента Риверы.

Согласно официальной историографии, 40 человек были убиты и 300 взяты в плен, причем некоторым Чарруа удалось бежать; среди солдат 9 были ранены и 1 убит. [7]

Последствия и наследие

[ редактировать ]

Выживших насильно увезли за 260 км в Монтевидео , где они были проданы в рабство. [8] За резней последовали еще два нападения со стороны реки Кегуай-Гранде и прохода «Ла-Куэва-дель-Тигре» соответственно, с целью выследить и уничтожить чарруа, которые либо сбежали, либо отсутствовали. [ нужна ссылка ] 17 августа армия Бернабе Риверы устроила засаду на группу Чарруа в Матаохо во главе с вождями Эль-Адивино и Хуаном Педро, из которых 15 были убиты и 80 взяты в плен; 18 Чарруа, включая вождя Полидоро, сумели бежать. 17 июня следующего года в результате неудавшейся засады у ручья Якаре Куруру Бернабе Ривера вместе с двумя офицерами и девятью солдатами был убит группой Чарруа, пережившей предыдущие атаки.

Услышав о выставлении на продажу пленников Шарруана, директор Восточной школы Монтевидео подумал, что история почти вымершего народа вызовет интерес французских ученых и общественности. [9] Так, бывший французский генерал Франсуа Кюрель согласился приобрести четырех чарруа для выставки в Париже: знахаря Сенакуа Сенаке, воина Ваймака-Пиру Сира (ранее служившего под командованием Артигаса), [10] и молодая пара Лауреано Такуаве Мартинес и Мария Микаэла Гуюнуса ; Гуюнуса в то время была беременна. [11]

Четверо Чарруа высадились вместе с Курелем 25 февраля 1833 года и прибыли в Сен-Мало 7 мая того же года, а затем были перевезены в Париж, где они были выставлены как часть человеческого зоопарка . [12] 20 сентября Гюнуса родила девочку, биологическим отцом которой была Сира: первоначально ей дали имя Мария Моника Микаэла Игуальдад Либертад, в ее французском свидетельстве о рождении указано ее имя как Каролине Такуаве. [13] [14] Сенаке, Сира и Гюнуса скончались в течение первого года после их прибытия, а вдовец Гуюнусы Такуаве усыновил девочку как свою собственную. В следующем году она скончалась, и историк Дарио Арсе Асенхо предположил, что она умерла от той же болезни, что и Гуюнуса. [12] Дальнейшая судьба Такауве, последнего выжившего из группы, неизвестна; его более поздняя деятельность скудно задокументирована, и никаких записей о его смерти обнаружено не было, но на основе нескольких существующих записей Асенджо предположил, что он интегрировал во французский образ жизни, приняв франкоязычное написание своего имени и работая продавцом лекарств и производителем карточных колод. за некоторое время до смерти от старческой болезни; неизвестно, оставил ли он потомков. [12] Скульптура Los Últimos Charrúas («Последние чарруаны») была установлена ​​в их память в Монтевидео , Уругвай.

Независимо от дальнейшей судьбы выживших, историк Диего Бракко утверждал, что резня стала смертельным ударом для коренных народов Уругвая в то время; для него резня ознаменовала исчезновение Чарруа из общественной памяти и их конец как сплоченного сообщества с самобытностью, территорией и общей исторической памятью. [15] Язык чарруа сегодня считается вымершим; хотя обычно считается, что резня привела к их полному уничтожению, несколько общин Чарруа все же выжили в соседних Аргентине и Бразилии после резни, причем по официальным данным, их потомки насчитывают от 160 000 до 300 000 человек в Уругвае, Аргентине и Бразилии. [6] Среди них многие из них публично продвигали и восстанавливали свою идентичность Чарруа: Ассоциация потомков народа Чарруа (ADENCH, англ. Ассоциация потомков нации Чарруа ) была основана в августе 1989 года для сохранения и популяризации истории, знаний. и культура чарруа, а организация Consejo de la Nación Charrúa (CONACHA, английский: Совет нации чарруа ) была основана в 2005 году 10 сообществами и организациями для защиты признания и самоидентификации коренных народов Уругвая. [16]

В современном Уругвае имя Чарруа приобрело мифический оттенок силы, доблести, гордости и победы на войне, особенно в спортивном контексте. Фраза garra charrúa («коготь Чарруа/сила Чарруа») стала ассоциироваться с национальной сборной Уругвая по футболу после ее победы на чемпионате Южной Америки 1935 года , имея в виду победу команды перед лицом невзгод, борьбы с травмами, а также относительная молодость и неопытность по сравнению с их гораздо более опытными аргентинскими и перуанскими противниками. [17]

  1. ^ «Неопровержимые доказательства свидетельствуют о геноциде населения Чарруа» . ЛАРЕД21 (на испанском языке). 30 августа 2009 г. Проверено 13 января 2021 г.
  2. ^ Альбаренга, Пол (10 ноября 2017 г.). «Куда делось коренное население Уругвая?» . СТРАНА ​Получено 1 января 2021 г.
  3. ^ «Считающиеся вымершими, индейцы чарруа выживали «невидимо» на протяжении десятилетий и сегодня борются за лучшие условия жизни» . noticias.uol.com.br (на бразильском португальском языке) . Проверено 13 января 2021 г.
  4. ^ «Уругвай» . Государственный департамент США . Проверено 7 марта 2024 г.
  5. ^ Кляйн, Фернандо (январь 2007 г.). «El Destino de Los Indigenas en Uruguay» [Судьба коренных народов Уругвая] (PDF) . Критический журнал социальных и юридических наук . 15 (1). Архивировано из оригинала (PDF) 12 июня 2013 г. Получено 7 марта 2024 г. - через ожидающую миграцию.
  6. ^ Jump up to: а б Алайон, Вильфредо (28 марта 2011 г.). «Уругвай и память о племени Чарруа». Призма. Проверено 20 декабря 2011 г.
  7. ^ Кляйн, Фернандо (январь 2007 г.). «El Destino de Los Indigenas en Uruguay» [Судьба коренных народов Уругвая] (PDF) . Критический журнал социальных и юридических наук . 15 (1). Архивировано из оригинала (PDF) 12 июня 2013 г. Получено 7 марта 2024 г. - через ожидающую миграцию.
  8. ^ « Мы все еще здесь»: борьба за признание коренных народов Уругвая» . Проверено 13 января 2021 г.
  9. ^ Дарио Арсе. «Новая информация о судьбе дочери Такуаве и Гуюнусы». По состоянию на 1 июля 2013 г.
  10. ^ indiauy.tripod.com https://indiauy.tripod.com/ceci/ceci_a15-03.htm#demofilo . Проверено 7 марта 2024 г. {{cite web}}: Отсутствует или пусто |title= ( помощь )
  11. ^ «Арка Такуабе | Обновленные новости Уругвая и мира — газета EL PAIS Уругвай» . 29 октября 2013 г. Архивировано из оригинала 29 октября 2013 г. Проверено 7 марта 2024 г.
  12. ^ Jump up to: а б с Арсе Асенхо, Дарио (2007). «Новые сведения о судьбе Такуаве и дочери Гуюнусы» ( PDF) . Социальная и культурная антропология в Уругвае – через Memoria Charrúa.
  13. ^ Чарруа Хапкидо и Ткд Пайсанду (21 мая 2012 г.). «Рождение Марии Микаэлы Гуюнусы» . chancharrua.wordpress.com (на испанском языке). Чарруас из Уругвая, народ Чарруа . Проверено 16 декабря 2012 г.
  14. ^ «Рождение Марии Микаэлы Гуюнусы» . indiauy.tripod.com (на испанском языке) . Проверено 23 мая 2017 г.
  15. ^ Бракко, Диего (2014). «Чарруас и Геноа-минуанос: лошади, женщины и дети» . Американистские темы (на испанском языке) (33): 113–129. doi : 10.12795/Temas-Americanistas.2014.i33.05 . ISSN   1988-7868 .
  16. ^ «Совет народа Чарруа – КОНАЧА» . советnacioncharrua.blogspot.com (на испанском языке) . Проверено 7 марта 2024 г.
  17. ^ Составление. «Кубок Америки 1935 года, когда родился коготь Чарруа» . www.elobservador.com.uy (на испанском языке) . Проверено 30 апреля 2024 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: c4fa40ec2269098f11b9de8369f41392__1721640960
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/c4/92/c4fa40ec2269098f11b9de8369f41392.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Massacre of Salsipuedes - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)