Колониализм и геноцид


Связь между колониализмом и геноцидом изучалась в академических исследованиях. [1] По словам историка Патрика Вулфа , «вопрос геноцида никогда не бывает далек от обсуждения поселенческого колониализма ». [2] Историки отмечают, что, хотя колониализм не обязательно напрямую связан с геноцидом , исследования показывают, что между ними существует связь. [3]
Колониализм укреплялся в различные периоды истории , даже в прогрессивные эпохи, такие как Просвещение . Эпоха Просвещения, период в истории Европы 17 и 18 веков, который был отмечен стремлением к прогрессивным реформам, естественные социальные иерархии были усилены, европейцы, которые были образованными, белыми и коренными жителями, считались представителями высшего класса и менее образованными. неевропейцы считались представителями низшего сословия. Эти естественные иерархии были подкреплены прогрессивными деятелями, такими как маркиз де Кондорсе, французский математик, который считал рабов дикарями из-за отсутствия у них современных практик, несмотря на то, что он выступал за отмену рабства. [4] Во-первых, процесс колонизации обычно направлен на нападение на дома тех, кто становится жертвой. Обычно людей, подвергшихся колониальной практике, изображают лишенными современности, поскольку они и колонизаторы не имеют одинакового уровня образования или технологий. [4]
Термин «геноцид» был придуман в 20 веке Рафаэлем Лемкиным для описания геноцида армян , хотя геноциды совершались с древних времен . Спустя годы этот термин был единогласно принят Организацией Объединенных Наций и определен как международно-незаконная практика в рамках Резолюции 96 в 1946 году. Существуют различные определения геноцида. Однако Конвенция о геноциде определяет геноцид как «действия, совершаемые с намерением уничтожить, полностью или частично, национальную, этническую, расовую или религиозную группу». Важно отметить, что все определения геноцида включают этническую принадлежность, расу или религию в качестве мотивационного фактора. [4] Исследователь геноцида Исраэль Чарни предложил определение геноцида в ходе колонизации. [5]
Приводится пример Тасмании , где белые поселенцы истребили коренное население Тасмании, событие, которое является геноцидом по определению, а также событием, которое является результатом поселенческого колониализма. [6] Кроме того, ниже приводятся примеры колониализма и геноцида в Калифорнии и Эспаньоле. Пример в Калифорнии относится к колонизации и геноциду коренных племен евроамериканцами в период золотой лихорадки. [7] В примере Эспаньолы обсуждается колонизация острова Колумбом и другими испанцами, а также геноцид, нанесенный коренным народам таино. [8]
Исследованы примеры геноцида, связанного с колониализмом.
[ редактировать ]- Другим примером колониализма и геноцида является геноцид, совершенный против племени таино на Эспаньоле после прибытия Христофора Колумба и других испанских колонизаторов. Колумб и его команда прибыли на остров Гаити в декабре 1492 года. Первоначально оставив 39 испанцев, Колумб уехал, а год спустя вернулся с другими испанцами, чтобы завершить завоевание Доминиканской Республики . Точных данных о том, сколько людей таино населяли Эспаньолу, когда на нее прибыл Колумб, нет. Однако, по оценкам, число таино, живших на Эспаньоле, составляло не менее сотен тысяч, а могло достигать миллиона и более. Однако в течение 25 лет, пока испанцы колонизировали острова Эспаньола, народ таино был убит, подвергнут рабству, и к 1514 году в живых осталось всего 32 000 человек таино. [8]
- Черная война Тасмании, 1820–1832 гг. Это была партизанская война между европейскими поселенцами и аборигенами Тасмании , которая привела к гибели почти 900 местных аборигенов и почти к исчезновению аборигенного населения острова. [6]
- По мнению Джека Нортона, ученого хупа и чероки , колонизация Калифорнии была приписана «Явной судьбе» , а успех европейских колонизаторов на Западе был приписан геноциду коренных народов . [9] В ходе переезда в Калифорнию, спонсируемого правительством, европейские колонизаторы эмигрировали на запад, чтобы продолжить колонизацию североамериканского континента из-за открытия золота в Калифорнии. По прибытии Брендан Линдсей, американский ученый-бихевиорист, отмечает, что евро-американская группа столкнулась с почти 150 000 коренных племен, и колонизаторы работали над тем, чтобы изгнать их, убить или собрать их ополченцами или отрядами линчевателей. Когда золотая лихорадка закончилась и евро-американские колонизаторы начали обрабатывать землю и создавать демократию в Калифорнии, обращение с коренными племенами стало намного хуже. Первый губернатор Калифорнии Питер Х. Бернетт заявил, что против индейцев следует вести « войну на истребление », о войне рассказывали многочисленные газеты, выходившие в то время. [7]
- По данным Тибетского правительства в изгнании (TGIE), в первые годы правления китайской администрации в Тибете в период с 1951 по 1984 год умерло около 1,2 миллиона тибетцев. Эксперт по Тибету Барри Саутман считает эту цифру крайне «неточной», поскольку «нет достоверных доказательств продолжающихся массовых убийств, физического контроля над рождаемостью или принудительных смешанных браков в Тибете». Саутман также оспаривает представление о том, что китайская практика в Тибете может считаться геноцидом или колониализмом, заявляя, что «неколониальная природа Тибета может быть вытекает из природы современного колониализма», и ссылаясь на политическое и юридическое равенство тибетцев при нынешней администрации. [10]
- В Бельгии зверства в Свободном государстве Конго не обсуждаются общественностью, и эта тема не полностью рассматривается в сфере образования. [11] [12] Архив колонии был уничтожен. [13] В 1999 году Адам Хохшильд опубликовал «Призрак короля Леопольда» , отмеченную наградами книгу (и документальный фильм) о зверствах, совершенных в Свободном государстве Конго . [12] Американская историческая ассоциация наградила книгу и заявила, что Бельгия смирилась с этой историей благодаря книге. [14]
Поселенческий колониализм и геноцид
[ редактировать ]
Существует ряд ученых-международников, чья работа установила связь между поселенческим колониализмом и геноцидом, как показано ниже. [15] [16] Колониализм поселенцев отличается от иммиграции, поскольку иммигранты часто ассимилируются в существующем обществе, а не для того, чтобы разрушить его и заменить. [17] [18]
Энн Куртойс — австралийский историк и академик, написавшая о взглядах исследователя геноцида Лео Купера : «Тем не менее, курс колонизации Северной и Южной Америки, Вест-Индии, Австралии и Тасмании, — отмечает [Лео] Купер, — определенно был слишком часто отмечается геноцидом». [19] Ноам Хомский считал поселенческий колониализм самой порочной формой империализма и описывает недостаточное осознание геноцида некоторыми американцами. [20] [21] [22] [23]
Пулитцеровской премии Историк, лауреат Бернард Бэйлин, сказал, что голландские и английские завоевания были такими же жестокими, как испанские и португальские, а в определенных местах и в определенные времена «геноцидными». [24] Он говорит, что эта история, например война пекотов , не стирается, а легко забывается. [25] Различные европейские колонизаторские державы были одинаково жестоки в своих отношениях с коренными народами. [26]
Историк Дэвид Стэннард и профессор американских исследований Гавайского университета проанализировал процесс геноцида в двух случаях колонизации. Он сказал, что британцам нужна не массовая рабочая сила, как испанцам, а земля: «И в этом заключается главное различие между геноцидом, совершенным испанцами и геноцидом англо-американцев: в Британской Америке истребление было основной целью». Таким образом, в Британской Америке они очистят землю от коренных народов и поместят немногих выживших в резервы. [27]
Грегори Д. Смитерс , преподаватель исторического факультета Абердинского университета , также высказал свое мнение: « Уорд Черчилль называет поселенческий колониализм в Северной Америке «американским холокостом», а Дэвид Стэннард аналогичным образом описывал европейскую колонизацию Америка как пример «сожжения и резни людей». [28]
Марк Левен , историк из Саутгемптонского университета , связал колониализм и геноцид: «Здесь, конечно, мы возвращаемся к фатальной связи между англо-американским стремлением к быстрому государственному строительству и геноцидом». Левен заявил, что власти молчат о геноциде в случае колонизации Австралии, хотя в сообщениях прессы описываются эти события. [29]
Роксана Данбар-Ортис , американский историк, профессор Калифорнийского государственного университета , описывает поселенческий колониализм как по своей сути геноцидный с точки зрения условий Конвенции о геноциде . Она отметила, что геноцид не обязательно должен быть тотальным, чтобы быть геноцидом, поскольку самый известный геноцид ( Холокост ) не был тотальным. [30]
Стивен Хоу, профессор истории и культуры колониализма в Бристольском университете ( Великобритания), связывает колониализм с геноцидом и говорит, что доводы в пользу того, что колониализм вызывает геноцид, очень убедительны. [31]
Мартин Шоу утверждал, что в колониальном контексте «каждая сторона уничтожала противостоящее гражданское население, преследуя при этом военные цели». [32]
Историк Жак Депельшен заявил, что преступления колонизации всегда отрицались. [33]
Кристиан П. Шеррер утверждал, что почти все европейские колониальные державы использовали геноцид как часть процесса колонизации. [34] По мнению Элиз Семерджян, колониальная война поселенцев представляет собой медленный процесс геноцида. [35]
См. также
[ редактировать ]- Отрицание зверств в отношении коренных народов
- Геноцид коренных народов
- Ответ коренных народов на колониализм
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Кюне 2013 ; Моисей и Стоун 2013 ; Бенвенуто, Хинтон и Вулфорд, 2014 г .; Бенвенуто и Вулфорд, 2015 г .; Докер 2015 ; Короткометражный 2016 год ; Крук, Шорт и Юг 2018 ; Вебер и Вебер 2020 .
- ^ Вулф 2006 .
- ^ Паппе, Илан (2 мая 2017 г.). Десять мифов об Израиле . Книги Версо . п. 47. ИСБН 978-1-78663-019-3 .
В результате этой двойной логики целые нации и цивилизации были уничтожены колониалистским движением поселенцев в Америке. Коренные американцы на юге и севере были убиты, насильно обращены в христианство и в конце концов заключены в резервации. Похожая судьба ждала аборигенов Австралии и в меньшей степени маори в Новой Зеландии. В Южной Африке такие процессы закончились навязыванием местному населению системы апартеида, тогда как более сложная система была навязана алжирцам примерно на столетие.
- ^ Перейти обратно: а б с Мельбер, Хеннинг (3 октября 2017 г.). «Исследования современности, колониализма и геноцида: взгляд на прошлое в настоящем» . Acta Academica: критические взгляды на общество, культуру и политику . 49 (1): 39–52. дои : 10.18820/24150479/aa49i1.3 . hdl : 2263/63265 . ISSN 2415-0479 .
- ^ Чарни, Израиль В. (1994). «К общему определению геноцида». В Андропулосе, Джордж Дж. (ред.). Геноцид: концептуальные и исторические измерения . Интернет-архив. Филадельфия: Издательство Пенсильванского университета . п. 76. ИСБН 978-0-8122-3249-3 .
Геноцид в ходе колонизации или консолидации власти: Геноцид, который предпринимается или даже допускается в ходе или побочно по отношению к целям достижения цели колонизации или развития территории, принадлежащей коренному народу, или любой другой консолидации политической власти. или экономической власти посредством массовых убийств тех, кто, как считается, стоит на пути.
- ^ Перейти обратно: а б Моисей и Стоун 2013 , стр. 71–78.
- ^ Перейти обратно: а б Линдси, Брендан С. (январь 2014 г.). «Юмор и диссонанс в геноциде коренных американцев в Калифорнии» . Американский учёный-бихевиорист . 58 (1): 97–123. дои : 10.1177/0002764213495034 . ISSN 0002-7642 . S2CID 144420635 .
- ^ Перейти обратно: а б «Эспаньола | Программа изучения геноцида» . Программа изучения геноцида, Йельский университет . Архивировано из оригинала 23 марта 2022 г. Проверено 10 октября 2022 г.
- ^ Рид, Кейтлин (2020). «Мы — часть земли, а земля — это мы: поселенческий колониализм, геноцид и исцеление в Калифорнии» . Архивировано из оригинала 3 июня 2024 г.
- ^ Саутман 2006 .
- ^ Гердзюнас, Бенас (17 октября 2017 г.). «Геноцидное колониальное наследие Бельгии преследует будущее страны» . Независимый . Архивировано из оригинала 06 апреля 2024 г. Проверено 29 марта 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б Бейтс, Стивен (13 мая 1999 г.). «Скрытый Холокост» . Хранитель . Архивировано из оригинала 1 июня 2024 г. Проверено 29 марта 2023 г.
- ^ Хохшильд, Адам (2002). Призрак короля Леопольда: история жадности, террора и героизма в колониальной Африке . Интернет-архив. Лондон: Пан. п. 294. ИСБН 978-0-330-49233-1 .
- ^ «Обладатель премии Теодора Рузвельта-Вудро Вильсона 2008 года | AHA» . www.историки.орг . Архивировано из оригинала 13 мая 2024 г. Проверено 29 апреля 2023 г.
- ^ Моисей и Стоун 2013 .
- ^ Роуз-Редвуд, Рубен (2 июля 2018 г.). «Мистификация о геноциде проверяет этику академических публикаций» . Разговор . Архивировано из оригинала 17 октября 2023 г. Проверено 30 июля 2023 г.
- ^ Данбар-Ортис, Роксана. «Соединенные Штаты не являются «нацией иммигрантов» » . Бостонский обзор . Архивировано из оригинала 9 января 2024 г. Проверено 14 ноября 2023 г.
- ^ Кокс, Алисия (2017). «Поселенческий колониализм» . обо . дои : 10.1093/OBO/9780190221911-0029 . ISBN 978-0-19-022191-1 . Проверено 15 ноября 2023 г.
Основополагающие теории в исследованиях поселенческого колониализма отличают поселенческий колониализм от классического колониализма посредством работ, которые демонстрируют, что поселенцы-колонизаторы уничтожают коренные народы и культуры, чтобы заменить их и утвердиться в качестве новых законных жителей. Другими словами, поселенцы-колонизаторы не просто эксплуатируют коренные народы и земли ради труда и экономических интересов; они вытесняют их через поселения.
- ^ Куртойс, Энн (2008). «Определение геноцида». В Стоуне, Дэн (ред.). Историография геноцида . п. 26. дои : 10.1057/9780230297784 . ISBN 978-0-230-27955-1 .
- ^ Хомский, Ноам (1 сентября 2010 г.). «Ежемесячный обзор | Отрицание геноцида с удвоенной силой: старые и новые имперские нормы» . Ежемесячный обзор . п. 16. Архивировано из оригинала 27 февраля 2024 г. Проверено 30 марта 2023 г.
Колониализм поселенцев, обычно самая жестокая форма имперского завоевания, представляет собой поразительную иллюстрацию. Английские колонисты в Северной Америке не сомневались в том, что делают. Герой Войны за независимость генерал Генри Нокс , первый военный министр в недавно освобожденных американских колониях, описывал «полное истребление всех индейцев в наиболее густонаселенных частях Союза» средствами, «более разрушительными для коренных индейцев, чем поведение индейцев». завоеватели Мексики и Перу», что было бы немаловажным достижением. В последние годы своей жизни президент Джон Куинси Адамс признал судьбу «этой несчастной расы коренных американцев, которую мы истребляем с такой беспощадной и вероломной жестокостью, [находящейся] среди отвратительных грехов этой нации, за которые, я верю, Бог возместит однажды приведут [его] на суд».
- ^ Хомский, Ноам; Барсамян, Дэвид (1992). Хроники инакомыслия: интервью с Давидом Барсамяном . Интернет-архив. Монро, я. : Common Courage Press; Стерлинг, Шотландия: AK Press. п. 13. ISBN 978-0-9628838-8-0 .
Возьмите севернее Рио-Гранде, где когда-то проживало 10 или 12 миллионов коренных американцев. К 1900 году их было около 200 000. В Андском регионе и Мексике существовали очень обширные индейские общества, и их по большей части уже нет. Многие из них были просто полностью убиты или уничтожены, другие умерли от болезней, принесенных европейцами. Это массовый геноцид, произошедший задолго до появления национального государства двадцатого века. Возможно, это один из самых, если не самый крайний пример в истории, но далеко не единственный. Это факты, которые мы не признаем.
- ^ Джонс, Адам (7 мая 2020 г.). «Хомский и геноцид» . Исследования и предотвращение геноцида . 14 (1): 76–104. дои : 10.5038/1911-9933.14.1.1738 . S2CID 218959996 .
- ^ Хомский, Ноам (3 ноября 2011 г.). «Ноам Хомский: может ли революционный пацифизм принести мир?» . Разговор . Архивировано из оригинала 21 февраля 2024 г. Проверено 26 октября 2023 г.
Расчеты отклонены на десятки миллионов, и в эту «огромность» вошли развитые цивилизации, факты, хорошо известные тем, кто решил знать десятилетия назад. Никаких писем, реагирующих на этот поистине колоссальный случай отрицания геноцида, не появилось.
- ^ Бейлин, Бернард (2012). "Введение". Варварские годы: заселение Британской Северной Америки: конфликт цивилизаций, 1600-1675 гг . Интернет-архив. Нью-Йорк: Альфред А. Кнопф. стр. XV. ISBN 978-0-394-51570-0 .
- ^ Розенбаум, Рон. «Шокирующая дикость ранней истории Америки» . Смитсоновский журнал . Архивировано из оригинала 2 июля 2024 г. Проверено 15 апреля 2023 г.
Это грандиозная драма, в которой проблески просвещения едва переживают дикость, то, что Йейтс называл «кровавым приливом», жестокое установление рабства, расовые войны с коренными жителями, которые Бейлин не боится назвать «геноцидом». полные, ужасающие подробности которого практически стерты.
- ^ Сейл, Киркпатрик (1990). Покорение рая: Христофор Колумб и колумбийское наследие . Интернет-архив. Нью-Йорк: Knopf: Распространяется Random House. п. 161. ИСБН 978-0-394-57429-5 .
Важно осознавать, что не существует ни одной европейской нации, которая, когда представилась возможность, не прибегла бы к столь порочным и жестоким действиям, как в Испании (а в случае с Англией и того хуже), с почти таким же типом поведения. демографические последствия. Испанцы, несмотря на все их недостатки, по крайней мере, считали правильным обратить индейцев в свою веру, а во многих случаях и жениться на них, считая их с человеческой точки зрения способными воспринять христианские заповеди и европейскую цивилизацию выше того, что обычно признавалось другими колонизаторами. .
- ^ Стэннард, Дэвид Э. (1994). Американский Холокост: Завоевание Нового Света . Оксфорд, Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета . п. 221. ИСБН 978-0-19-508557-0 .
- ^ Смитерс, Грегори Д .; Моисей, А. Дирк (15 апреля 2010 г.). «Переосмысление геноцида в Северной Америке». Оксфордский справочник по исследованиям геноцида . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета . п. 330. ИСБН 978-0-19-161361-6 .
- ^ Левен, Марк (2005). Геноцид в эпоху национального государства, т. 2: подъем Запада и приход геноцида . Нью-Йорк: ИБ Таурис . стр. 73, 84. ISBN. 978-1-84511-057-4 .
Что, однако, делает эти австралийские моменты геноцида особенно примечательными (если не такими необычными сами по себе), так это не только причудливое несоответствие между их регулярными репортажами в местной и национальной прессе и официальным отрицанием или, точнее, молчанием по этому вопросу в часть властей, но и особые меры, на которые последние были готовы пойти, чтобы создать видимость того, что такие «внесудебные» убийства недопустимы и что умиротворение враждебных племен скорее будет – каким-то образом – осуществляться посредством надлежащей правовой процедуры. .
- ^ Данбар-Ортис, Роксана (2014). История коренных народов Соединенных Штатов . Маяк Пресс . п. 9. ISBN 978-0-8070-0041-0 .
Колониализм поселенцев по своей сути является геноцидом с точки зрения конвенции о геноциде. В случае британских североамериканских колоний и Соединенных Штатов практиковались не только истребление и переселение, но и исчезновение прежнего существования коренных народов, и это продолжает закрепляться в местной истории.
- ^ Хау, Стивен (2010). «Колонизация и истребление? Воспоминания об имперском насилии в Великобритании и Франции». История@Политика . 11 (2): 12. дои : 10.3917/hp.011.0012 .
Решающее значение этого для дебатов о колониальном насилии заключается в аргументе, высказанном в последние годы во многих различных контекстах и с беспрецедентной силой, о том, что поселенческий колониализм по своей сути связан с крайним, повсеместным, структурным и даже геноцидным насилием....И Проще говоря, поскольку Британия (а до того, как сформировалось Соединенное Королевство или составная британская идентичность, Англия) основала все больше и больше успешных, «взрывоопасных» колоний поселенцев, чем кто-либо другой, поэтому, вероятно, больше предполагаемых или потенциальных случаев геноцида до двадцатого века. произошло в британском мире, чем где-либо за его пределами... Однако для Британской Северной Америки и Австралазии аргументы в пользу многочисленных эпизодов геноцида – даже с учетом ограниченных определений, поскольку неоднократно имели место крупномасштабные преднамеренные убийства – кажутся мне очень убедительными.
- ^ Шоу, Мартин (3 января 2024 г.). «Неизбежный геноцид» . Журнал исследований геноцида : 1–5. дои : 10.1080/14623528.2023.2300555 . ISSN 1462-3528 . S2CID 266778978 .
- ^ Депельшен, Жак. История массового насилия с колониальных времен: попытка понять корни мировоззрения. В: Диалог о развитии, Возвращение к сердцу тьмы, Исследование геноцида и других форм массового насилия. Декабрь 2008 г. н. 50, стр. 13–31. «Систематическое отрицание зла (во время и после колониального правления) при выделении только одного зла (нацизма) как единственного поддающегося проверке, в значительной степени способствовало отрицанию других последствий того же социально-экономического и идеологического мышления. Страх тех, кто не видят ничего плохого в системе, за исключением случайных ошибок, которые могут быть связаны с представлением о том, что признание неудачи приведет к своего рода эффекту домино, вынуждая признать масштабы преступлений, которые всегда отрицались».
- ^ Шеррер, Кристиан П. (1999). «К теории современного геноцида. Сравнительные исследования геноцида: определения, критерии, типологии, случаи, ключевые элементы, закономерности и пустоты» . Журнал исследований геноцида . 1 (1): 13–23. дои : 10.1080/14623529908413932 . ISSN 1462-3528 .
Одно из наиболее важных наблюдений заключается в том, что геноцид и колонизация всегда были тесно связаны. Самый крупный геноцид в современной истории был совершен полдюжиной европейских государств в странах, которые позже были названы Третьим миром. Крупномасштабный геноцид был совершен против американских индейцев, против африканцев и против порабощенных народов в европейских колониях.
- ^ Семерджян, Элиза (24 января 2024 г.). «Мир без гражданского населения» . Журнал исследований геноцида : 1–6. дои : 10.1080/14623528.2024.2306714 . ISSN 1462-3528 .
В область исследований геноцида также входит группа ученых, которые утверждают, что колониальная война поселенцев является геноцидом, часто применяя «медленное насилие» или «медленный геноцид» для достижения своих целей в бесконечно малых актах насилия, перемежающихся более крупными эпизодами геноцида.
Цитируемые работы
[ редактировать ]- Бенвенуто, Джефф; Хинтон, Александр Лабан; Вулфорд, Эндрю, ред. (2014). Колониальный геноцид коренных народов Северной Америки . Издательство Университета Дьюка . дои : 10.1215/9780822376149 . ISBN 978-0-8223-7614-9 . Проверено 30 декабря 2021 г. - через Google Книги.
- Бенвенуто, Джефф; Вулфорд, Эндрю (2015). «Канада и колониальный геноцид» . Журнал исследований геноцида . 17 (4): 373–390. дои : 10.1080/14623528.2015.1096580 .
- Крук, Мартин; Шорт, Дэмиен ; Юг, Найджел (2018). «Экоцид, геноцид, капитализм и колониализм: последствия для коренных народов и окружающей среды глобальных экосистем» (PDF) . Теоретическая криминология . 22 (3): 298–317. дои : 10.1177/1362480618787176 . S2CID 150239863 . Получено 30 декабря 2021 г. - из институционального репозитория с открытым доступом Университета Эссекса.
- Докер, Джон (2015). «Множество намерений: геноцид, поселенческий колониализм и историческое сознание в Австралии и Великобритании». Международный журнал по правам человека . 19 (1): 74–89. дои : 10.1080/13642987.2014.987952 . S2CID 145745263 .
- Кюне, Томас (2013). «Колониализм и Холокост: преемственность, причины и сложности». Журнал исследований геноцида . 15 (3): 339–362. дои : 10.1080/14623528.2013.821229 . S2CID 144591957 .
- Моисей, Дирк ; Стоун, Дэн, ред. (2013). Колониализм и геноцид . Рутледж . ISBN 978-1-317-99753-5 . Проверено 30 декабря 2021 г. - через Google Книги.
- Саутман, Барри (2006). «Колониализм, геноцид и Тибет». Азиатская национальность . 7 (3): 243–265. дои : 10.1080/14631360600926949 . ISSN 1463-1369 . S2CID 145798586 .
- Коротко, Дэмиен (2016). Новое определение геноцида: поселенческий колониализм, социальная смерть и экоцид . Книги Зеда . ISBN 978-1-78360-170-7 . Проверено 30 декабря 2021 г. - через Google Книги.
- Вебер, Элоиза; Вебер, Мартин (2020). «Колониализм, геноцид и международные отношения: намибийско-немецкий случай и борьба за восстановительные отношения» . Европейский журнал международных отношений . 26 (1_приложение): 91–115. дои : 10.1177/1354066120938833 . S2CID 222003104 .
- Вулф, Патрик (2006). «Поселенческий колониализм и уничтожение коренных жителей» . Журнал исследований геноцида . 8 (4): 387–409. дои : 10.1080/14623520601056240 . S2CID 143873621 .