Люди гереро
Общая численность населения | |
---|---|
317,000 [1] | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Намибия | 273,000 |
Ангола | 25,000 |
Ботсвана | 19,000 |
Языки | |
Гереро ( Otjiherero ), английский , намибийский черный немец (редко) | |
Религия | |
Христианство , Традиционная вера | |
Родственные этнические группы | |
Овамбо , овимбунду и другие народы банту |
Гереро | |
---|---|
Человек | гереро Семь |
Люди | Ова Гереро |
Язык | Отджи Гереро |
Страна | Херероленд |
Гереро населяющая ( Otjiherero : Ovaherero ) — этническая группа банту, некоторые части Южной Африки . По оценкам, в 2013 году в Намибии проживало 250 000 человек гереро. Они говорят на отджигереро , языке банту . Хотя гереро в основном проживают в Намибии , значительные их популяции проживают также в Ботсване и Анголе , а также небольшое количество в Южной Африке . Геро в Ботсване и Южной Африке оказались там из-за перемещения во время геноцида 1904-1908 годов, совершенного Германской империей .
Обзор
[ редактировать ]В отличие от большинства банту, которые в основном занимаются натуральным хозяйством , [2] Гереро традиционно являются скотоводами . Они зарабатывают на жизнь уходом за скотом. [3] Терминология крупного рогатого скота, используемая многими скотоводческими группами банту, свидетельствует о том, что пастухи банту первоначально приобретали скот у кушитских скотоводов, населявших Восточную Африку . После того, как банту поселились в Восточной Африке, некоторые народы банту распространились на юг. Лингвистические данные также позволяют предположить, что банту заимствовали обычай доения скота у кушитских народов; либо через прямой контакт с ними, либо косвенно через койсанских посредников, которые приобрели как домашних животных, так и пастушеские методы от кушитских мигрантов. [4] [5]
Хотя гереро в основном проживают в Намибии , значительные их популяции проживают также в Ботсване и Анголе . [6] В Ботсване гереро или овагереро в основном обитают в Мауне и некоторых деревнях, окружающих Маун. Этими деревнями среди других являются Сепопа , Торомуджа , Кари и Этша . [ нужна ссылка ] Некоторые из них находятся в Махалапье . В юго-восточной части Ботсваны они находятся в Пилане. Некоторые из них также есть на юге Кгалагади , а именно в деревнях Цабонг, Омаванени, Драайхук и Макопонг.
Организация
[ редактировать ]Гереро утверждают, что состоят из нескольких подразделений, включая Химба , Чимба (Чимба), Мбандеру и Кванду. Группы в Анголе включают Мукубал ОваКувале, Земба , ОваХакавона, ОваТьявиква, ОваТджимба и ОваХимба, которые регулярно пересекают границу Намибии и Анголы во время миграции со своими стадами. Однако оватимба, хотя и говорят на гереро, физически отличаются от местных охотников-собирателей . Возможно, в интересах гереро изображать коренные народы как обедневших гереро, не владеющих скотом. [7]
Руководство Овагереро распределено между несколькими главами кланов, некоторые из которых являются более известными и называются королевскими домами, в том числе: [8] [9]
- Традиционная власть Овагереро, центральная система управления Овагереро, созданная в 1863 году, вождь Мутджинде Катджиуа. [10]
- Королевское традиционное управление Махареро , руководитель Тинаани Махареро
- Королевское традиционное управление Зереуа в Омаруруре
- Королевское традиционное управление Овамбандеру , руководитель Эбен Нгуваува
- Онгуатджинду Королевское традиционное управление в Окакараре , руководитель Сэм Камбаземби
Поскольку конфликты с народом нама в 1860-х годах потребовали единства овахереро, у них также есть верховный вождь, правящий всеми кланами овахереро. [9] хотя в настоящее время существует толкование, что такое верховное вождь нарушает Закон о традиционных органах власти , Закон 25 от 2000 года. [8]
Верховные вожди
[ редактировать ]Высшая должность — это должность Верховного вождя , лидера всех людей гереро. Должность вакантна [update] не сделало официального опубликования и это спорный вопрос, и до сих пор Министерство городского и сельского развития . Потенциальными кандидатами являются профессор Мутджинде Катджиуа (избран в марте 2021 года Традиционным органом Овагереро, OTA). [11] и д-р Хозе Рируако (избран «отколовшейся группой внутри ОТА» 5 февраля 2023 г.). [12] Между тем, вождь Випуира Капууо из Овитото исполняет обязанности после смерти Рукоро. [13]
Генеалогия верховных вождей гереро такова:
- Векуии Рукоро (2014–2021 гг.) В июне 2014 года, когда Рируако умерла, исполняющим обязанности Верховного вождя стал председатель Совета вождей Тумби Тьомбе, которого заместил Випуира Капууо. В июле того же года умер Тьомбе, и в августе 2014 года Совет вождей избрал старшего традиционного советника Тджипене Кеджа исполняющим обязанности Верховного вождя. Исполняющий обязанности верховного вождя Кеджа созвал заседание сената в сентябре 2014 года в Эхунгиро , чтобы избрать основного верховного вождя, и адвокат Векуии Рукоро стал единственным кандидатом.
- Куайма Рируако (1978–2014) В марте 1978 года, после убийства Капууо, председателя Совета вождей, старший староста Герсон Ховека стал исполняющим обязанности Верховного вождя. Заседание сената было созвано в том же году, на котором Куайма Рируако была избрана основным верховным вождем.
- Клеменс Капууо (1970–1978) Из-за преклонного возраста Кутако в 1960 году Клеменс Капууо, который был секретарем Совета вождей, был избран заместителем Верховного вождя, чтобы принять мантию в случае, если Кутако уйдет. В 1970 году, через два дня после смерти Кутако, Капууо занял должность главного верховного вождя.
- Осия Кутако (1917–1970) После войн гереро с 1904 по 1908 год верховный вождь Сэмюэл Махареро бежал в Бечуаналенд (ныне Ботсвана ). Это создало вакуум лидерства среди овахеро, особенно когда овахеро были заключены в концентрационные лагеря. Когда овагереро были освобождены из концентрационных лагерей в 1915 году, в 1916/17 году были проведены выборы среди лидеров кланов и их советников, чтобы выбрать одного из двух кандидатов, Осии Кутако и Каэваки Камахеке, на должность исполняющего обязанности верховного вождя. Осия Кутако вышел победителем и позже был утвержден на посту Верховного вождя в 1920 году.
- Сэмюэль Махареро (1890–1917) Когда в 1890 году умер верховный вождь Махареро, его сын Самуэль Махареро занял эту должность в 1892 году с помощью административного губернатора Германии Теодора Лойтвайна.
- Махареро ка Тьямуаха (1861–1890) После Тьямуаха смерти в 1861 году начались военные действия между народом нама и гереро. [14] Это заставило кланы объединиться в группу. Таким образом, 15 июня 1863 года в Отизингуэ (ныне Отджимбингве ) Махареро был избран главнокомандующим всех кланов гереро. Позже Махареро был избран первым верховным вождем народа гереро. [15]
История
[ редактировать ]Доколониальный
[ редактировать ]В 15 веке гереро мигрировали на территорию нынешней Намибии с востока и зарекомендовали себя как пастухи . В начале 19 века нама из Южной Африки , уже имевшие некоторое количество огнестрельного оружия , вошли в страну, а за ними, в свою очередь, последовали белые торговцы и немецкие миссионеры. Сначала нама начали вытеснять гереро, что привело к ожесточенной войне между двумя группами, которая длилась большую часть XIX века. Позже два народа вступили в период культурного обмена. [ нужна ссылка ]
Немецкая Юго-Западная Африка
[ редактировать ]В конце 18 века первые европейцы начали приезжать на эту землю, чтобы навсегда заселить ее. В основном в Дамараленде немецкие поселенцы приобретали землю у гереро для создания ферм . В 1883 году купец Франц Адольф Эдуард Людериц заключил договор с местными старейшинами. Позже обмен стал основой немецкого колониального правления. Эта территория стала немецкой колонией под названием Германская Юго-Западная Африка .
Вскоре после этого начались конфликты между немецкими колонистами и пастухами гереро. Споры часто возникали из-за споров о доступе к земле и воде, а также из-за юридической дискриминации коренного населения со стороны белых иммигрантов. [ нужна ссылка ]
В конце 19 - начале 20 века империализм и колониализм в Африке достигли своего пика, особенно затронув гереро и намас. Европейские державы стремились к торговым путям и железным дорогам, а также к новым колониям. Германия официально заявила о своей доле в южноафриканской колонии в 1884 году, называя ее Германской Юго-Западной Африкой, пока она не была захвачена в 1915 году. Первые немецкие колонисты прибыли в 1892 году, и начался конфликт с коренными народами гереро и нама. Как и во многих случаях колонизации, к коренным народам относились несправедливо. [16] : 31 [17]
Между 1893 и 1903 годами земли и скот народов гереро и нама постепенно захватывались немецкими колониальными поселенцами. Гереро и Нама сопротивлялись экспроприации [18] на протяжении многих лет. В 1903 году народ гереро узнал, что его нужно поместить в резервации. [19] оставляя больше возможностей колонизаторам владеть землей и процветать. Гереро в 1904 году и Нама в 1905 году начали великое восстание, которое длилось до 1907 года и закончилось почти полным уничтожением народа гереро. «Война против гереро и нама была первой, в которой немецкий империализм прибегнул к методам геноцида…». [20] Примерно 80 000 гереро жили в немецкой Юго-Западной Африке в начале колониального правления Германии над этим регионом, а после поражения их восстания их численность составляла около 15 000 человек. За четыре года было убито около 65 000 человек гереро. [21]
Сэмюэль Махареро, верховный вождь гереро, 12 января 1904 года возглавил крупномасштабное восстание против немцев. [22] Гереро, удивившие немцев своим восстанием, добились первоначального успеха.
Немецкий генерал Лотар фон Трота занял пост лидера в мае 1904 года. [23] В августе 1904 года он разработал план по уничтожению народа гереро. [24] План состоял в том, чтобы окружить территорию, где находились гереро, оставив им только один путь для бегства — в пустыню. Гереро сражались с немцами, и потери были незначительными. [ нужны разъяснения ] Именно тогда, когда большинство бежало через единственный проход, предоставленный немцами, и им систематически не позволяли приближаться к водопоям, голод начал сказываться. [ нужна ссылка ] Именно тогда восстание гереро превратилось из войны в геноцид. [25] Лотар фон Трота назвал конфликт «расовой войной». Он заявил в немецкой прессе, что «ни одна война не может вестись гуманным образом против нелюдей», и издал «приказ об уничтожении»:«...Гереро больше не являются подданными Германии. Они убивали и воровали, отрезали уши, носы и другие части тела раненым солдатам, теперь из трусости они больше не хотят воевать. Я говорю народу : Любой, кто доставит одного капитана, получит 1000 марок, тот, кто доставит Сэмюэля Махареро, получит 5000 марок, однако народ гереро должен покинуть землю. Если население не сделает этого, я заставлю их из Грута Рора [пушки]. .. В пределах немецких границ каждый гереро, с ружьем или без, со скотом или без, будет расстрелян. Я больше не буду принимать женщин и детей, я отгоню их обратно к своим людям или прикажу их расстрелять». [26] [27]
В 100-летие геноцида министр экономического развития и сотрудничества Германии Хайдемари Вечорек-Цойль почтила память погибших на месте и извинилась за преступления от имени всех немцев. Гереро и Намас потребовали финансовых репараций; однако в 2004 году в Германии этому вопросу было уделено лишь незначительное внимание. [28]
Культура
[ редактировать ]Гереро традиционно занимаются скотоводством, поэтому крупный рогатый скот является основой их экономики. Исторически набеги скота происходили между кланами гереро, но земля гереро (Эхи рОвагереро) принадлежит всем овахереро и не имеет фиксированных границ. [ нужна ссылка ]
У гереро есть система двойного спуска . Человек прослеживает свое наследие по линии своей матери, или эанда (множественное число: оманда ), а лидерство в клане он получает по линии отца, или орузо (множественное число: отузо ). [29] В 1920-х годах Курт Фальк записал в Archiv für Menschenkunde , что овахимба сохранили «знахаря» или «волшебника». Он писал: «Когда я спросил его, женат ли он, он лукаво подмигнул мне, а другие туземцы от души рассмеялись и впоследствии заявили мне, что он не любит женщин, а только мужчин. Тем не менее он не пользовался низким статусом в своем племени. " [30] Благодатный огонь окурууо [ нужны разъяснения ] ( Оджика Тьямуаха ) гереро находится в Окахандже . Во время иммиграции огонь потушили и быстро разожгли заново. С 1923 по 2011 год он располагался на территории « Красного флага Коммандос» . В День гереро 2011 года группа верховного вождя Куаймы Рируако заявила, что этот огонь был обращен на восток в течение последних 88 лет, тогда как он должен быть обращен к закату. Они удалили его и поместили в неизвестном месте, что вызвало споры среди сообщества Овагереро. [31]
Одеваться
[ редактировать ]Несмотря на общий язык и пасторские традиции, гереро не являются однородным народом. Традиционную кожаную одежду носят северо-западные группы, такие как химба, кувале и тимба, которые также сохраняют доколониальные традиции и в других аспектах: например, они не покупают постельное белье, а спят в постельном белье из коровьей кожи. Каоколендские гереро и жители Анголы остались изолированными и по-прежнему ведут скотоводческое кочевье, занимаясь ограниченным садоводством. [32]
Однако основная группа гереро в центральной Намибии (иногда называемая собственно гереро) находилась под сильным влиянием западной культуры в колониальный период, что создало совершенно новую идентичность. Форму традиционного головного убора Экори , символизировавшего коровьи рога (главный источник богатства народа), миссионеры считали символом дьявола и отвергали его. [33] Одежда собственно гереро и их южных собратьев мбандеру включает в себя и заимствует стили одежды, которые носили их немецкие колонизаторы. Хотя эта одежда изначально была навязана гереро, теперь она стала новой традицией и предметом гордости.
Во время войны 1904-07 годов воины гереро крали и носили униформу убитых ими немецких солдат, полагая, что это передает им силу мертвых солдат. Сегодня в торжественных случаях мужчины гереро носят одежду в стиле милитари, в том числе фуражки , береты , погоны , аксельбанты и гетры , «чтобы почтить память павших предков и сохранить память». [34]
Женщины гереро переняли платья в пол, которые носили немецкие миссионеры в конце 19 века, но теперь делают их в ярких цветах и с принтами. Замужние и пожилые женщины гереро носят платья, известные как охорокова , каждый день, тогда как молодые и незамужние женщины носят их в основном по особым случаям. [35] Платья Охороковой имеют высокий воротник и объемные юбки, богато собранные от высокой талии или ниже бюста , состоящие из нескольких нижних юбок и ткани длиной до десяти метров. Длинные рукава подчеркивают скульптурный объем: пышные от плеч или оборчатые на запястьях. Координационные шейные платки завязываются на шее. Для повседневной носки платья искусно сплетаются из небольших кусков ткани, которые можно спасти от старой одежды. Платья из одного материала предназначены для особых случаев.
Самой отличительной особенностью женской одежды гереро является их горизонтальный рогатый головной убор, отджикаива , который является символом уважения и носится в знак уважения к коровам, которые исторически поддерживали гереро. Головные уборы можно сделать из свернутой газеты, обтянутой тканью. Они созданы так, чтобы сочетаться с платьями, а также с декоративными брошками и булавками, прикрепленными к центральному переду.
Этот стиль одежды продолжает развиваться. В городском Виндхуке модельеры и модели обновляют одежду гереро для современных, более молодых пользователей, включая гламурные прозрачные и украшенные ткани. «Я понимаю, что перемены трудны, но людям нужно привыкнуть к переменам», — говорит дизайнер Макбрайт Кавари. «Я счастлив быть частью перемен, завоевывать души людей и делать людей счастливыми, когда они носят одежду гереро». [36] Кавари трижды подряд выигрывала конкурс на лучшее платье гереро, но его критиковали за то, что он поднял подол одежды до колена. [37]
Язык
[ редактировать ]Язык гереро (отджигереро) является основным объединяющим звеном среди народов гереро. [ нужна ссылка ] Это язык банту , часть нигерско -конголезской семьи. [38] В пределах Оджигереро существует множество диалектов, в том числе Олутимба или Очиземба, который является наиболее распространенным диалектом в Анголе, Оджихимба и Оджикувале. Они различаются в основном фонологией и в значительной степени взаимно понятны, хотя кувале, земба и хакаона классифицируются как отдельные языки. Стандартный гереро используется в средствах массовой информации Намибии и преподается в школах по всей стране. [ нужна ссылка ]
Религия
[ редактировать ]Люди гереро верят в Окурууо (священный огонь), который является связующим звеном с их предками, которые могут говорить с Нджамби от их имени. Современные гереро в основном христиане, в первую очередь католики, лютеране и возрожденные христиане. [ нужна ссылка ]
Домашние животные
[ редактировать ]Гереро зарабатывают на жизнь разведением домашних животных .
Крупный рогатый скот
[ редактировать ]Крупный рогатый скот является наиболее ценным домашним животным в культуре гереро, поэтому выпас скота является наиболее значимым и существенным занятием народа гереро. В культуре гереро выпасом скота и торговлей скотом занимаются только мужчины, в то время как женщины отвечают за доение коров, работу по дому, сбор небольших полевых культур и уход за маленькими детьми. Поскольку женщины отвечают за доение коров, они также отвечают за приготовление вкусного кислого молока под названием « Омаере ». [39] Хотя мужчины несут ответственность за торговлю скотом, женщины выполняют большую часть торговли, например, обменивают другие товары. [ нужна ссылка ]
Культурное влияние
[ редактировать ]Люди гереро гордятся своим скотом, поэтому культура гереро требует, чтобы женщины носили культовые тканевые шляпы в форме коровьих рогов. [39] Они верят, что чем больше у человека скота, тем он богаче, поэтому скот является символом богатства. На таких праздниках, как свадьбы, обычно едят крупный рогатый скот, тогда как религиозные церемонии или церемонии почитания предков включают в себя принесение в жертву коров или других животных.
Козы и овцы
[ редактировать ]Козы и овцы разводятся ради мяса и молока. Из козьей кожи делают детские коляски и создают украшения для дома . Между тем козий навоз считается лечебным; [40] его обычно используют для лечения ветряной оспы . [ нужна ссылка ]
Лошади и ослы
[ редактировать ]Лошади и ослы являются обычным транспортным средством гереро. В случае выпаса скота или поиска потерявшихся домашних животных гереро привлекают для этой деятельности лошадей. [ нужна ссылка ]
Считается, что некоторые люди гереро едят мясо осла. [ нужна ссылка ]
Собаки и куры
[ редактировать ]В культуре гереро собак мужчины используют как для охоты, так и для выпаса скота. Люди гереро, как правило, охотятся, чтобы добыть мясо, шкуры и рога, которые обмениваются на такие товары, как сахар, чай и табак.
Курицу держат ради мяса и яиц.
Гереро в художественной литературе
[ редактировать ]- Группа гереро, живущих в Германии и призванных в немецкую армию во время Второй мировой войны, играет важную роль в Томаса Пинчона романе «Радуга гравитации» . Геноцид при фон Троте играет большую роль в другом романе того же автора, В. .
- немецкого писателя Уве Тимма Роман «Моренга » , действие которого происходит в немецкой юго-западной Африке, включает в себя несколько персонажей гереро.
- Главный герой португальского племени гереро фигурирует в романе Гая Сэвилла «Африканский рейх» . Вымышленная которые история разворачивается в Африке 1952 года, в значительной степени завоеванной нацистами , вышли из Второй мировой войны политически и экономически сильными и относительно беспрепятственными.
- В историческом романе Мари Сереброва « Мама Намибия» показаны две точки зрения на геноцид 1904 года в немецкой Юго-Западной Африке. Первая — это история Джахохоры, 12-летней девочки-гереро, которая выживает одна в вельде в течение двух лет после того, как ее семья была убита немецкими солдатами. Второе — дело Кова, врача-еврея, который вызвался служить в немецкой армии, чтобы доказать свой патриотизм. Став свидетелем зверств геноцида, он переосмысливает свою преданность Отечеству. [41]
- Обращение с гереро со стороны немецких колонистов является предметом пьесы Мы с гордостью представляем презентацию о гереро Намибии, ранее известной как Юго-Западная Африка, из немецкой Юго-Западной Африки, между 1884–1915 годами» « Джеки Сибблис Друри .
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ «Проект Гереро | Джошуа» .
- ^ Непорочный Н. Кизза, Устная традиция баганды Уганды: исследование и антология легенд, мифов, эпиграмм и народных сказок , [1] , с. 21: «Банту были и остаются в основном натуральными фермерами, которые селились на территориях, расчищали землю, организовывались в более крупные отряды в основном в защитных целях и основывали постоянные поселения».
- ^ Марк Кокер, Реки крови , Реки золота: Завоевание коренного населения Европой , Grove Press, 2001, стр. 276
- ^ Дж. Д. Фейдж, История Африки , Routledge, 2002, стр. 29: «На северо-востоке банту вошли в «азанские» земли, населенные народами, говорящими на южно-кушитских языках. Действительно, это имело определенное значение, поскольку существуют убедительные археологические свидетельства того, что современная Кения и северная Танзания были домом для ряда общества, когда-то известные как культуры «Каменной Чаши», которые примерно с середины третьего тысячелетия до нашей эры разводили крупный рогатый скот и разрабатывали методы производства продуктов питания, хорошо подходящие для окружающей среды. Маловероятно, что банту привезли с собой крупный рогатый скот. Их терминология в отношении крупного рогатого скота предполагает, что они приобрели скот у восточноафриканских носителей кушитских языков, возможно, при посредничестве койсаноязычных народов. Существуют также лингвистические данные, позволяющие предположить, что на более позднем этапе банту, возможно, заимствовали этот язык. практика доения непосредственно у кушитоязычных народов Восточной Африки».
- ^ Бленч, Роджер (8 августа 2008 г.). «Происходил ли обмен между кушитскими скотоводами и носителями койсанского языка в предыстории Южной Африки и как это можно обнаружить?» (PDF) . Представлено в Кенигсвинтере 28-30 марта 2007 г. и будет опубликовано в специальном выпуске Sprache und Geschichte in Afrika . Проверено 1 ноября 2019 г.
скотоводы, говорящие на кушитских языках, однажды распространились до юга Центральной Африки, где они вступили в контакт с предками современных говорящих на языке хое. Это привело к переселению обоих видов домашних животных, а также некоторых довольно специфических методов пастушеского образа жизни, включая переработку молочных продуктов и т. д. Пастушеская культура хое известна в основном по записям, и их первоначальные породы овец и крупного рогатого скота теперь стали сильно скрещиваться. Объяснением родственных черт среди соседних народов банту, вероятно, является аналогичный последующий переход от хое к банту, хотя не исключено, что в том же регионе существовал и прямой кушитский контакт с банту.
- ^ Вивело, Ф. (1976). Въезд гереро в Ботсвану. Заметки и записи Ботсваны, 8 , 39. Получено 21 мая 2021 г.
- ^ Роджер Бленч, Являются ли африканские пигмеи этнографической выдумкой?
- ^ Перейти обратно: а б Иммануэль, Шиновене (24 октября 2014 г.). «Вождь Рукоро отвергнут» . Намибийский . п. 1.
- ^ Перейти обратно: а б Кандету, Боб (23 октября 2014 г.). «Камбаземби и Рукоро ждут своего правления» . Информанте . Архивировано из оригинала 11 марта 2016 года . Проверено 26 октября 2014 г.
- ^ «Каджиуа назначен главой Овагереро» The Namibian, 0 июля 2022 г., 9
- ^ «OTA показывает себя как первопроходец демократии» . Виндхукский обозреватель . 7 февраля 2023 г.
- ^ Тендане, Софи (9 июля 2022 г.). «Каджиуа назначен вождем Овагереро» . Намибийский .
- ^ «Капууо предостерегает Уутони от признания Катджиуа» . Новая Эра . 29 июня 2022 г.
- ^ Веддер 1997 , с. 319.
- ^ Диркс, Клаус . «Биографии намибийских личностей, М. Запись для Махареро» . klausdierks.com . Проверено 6 мая 2023 г.
- ^ Ян-Барт Гевальд (1998) Герои гереро: социально-политическая история гереро Намибии, 1890-1923 , Джеймс Карри, Оксфорд ISBN 978-0-82141-256-5
- ^ Мир и свобода, Том 40, Международная женская лига за мир и свободу, стр. 57, Секция, 1980 г.
- ^ «Кровавая история: колонизация Намибии» , BBC News , 29 августа 2001 г.
- ^ Сэмюэл Тоттен, Пол Роберт Бартроп, Стивен Л. Джейкобс (2007) Словарь геноцида: AL , стр. 184, Greenwood Press, Вестпорт, Коннектикут. ISBN 978-0-31334-642-2
- ^ Мел, Фрэнк, и Йонассон, Курт. История и социология геноцида: анализ и тематические исследования . Опубликовано в сотрудничестве с Монреальским институтом исследований геноцида. ( Издательство Йельского университета : Нью-Хейвен и Лондон, 1990 г.)
- ^ Отчет ООН Уитакера о геноциде, 1985 г., параграфы 14–24, страницы 5–10 Prevent Genocide International.
- ^ Нью-Йорк Таймс . 18 августа 1904 г.
- ^ Таймс (Лондон). 7 мая 1904 г.
- ^ Махмуд Мамдани (2001) Когда жертвы становятся убийцами: колониализм, национализм и геноцид в Руанде , Princeton University Press , Принстон ISBN 978-0-69105-821-4
- ^ «Германия пытается искупить «забытый геноцид» в Намибии» . Хранитель . Проверено 25 декабря 2016 г.
- ^ Хаас, Франсуа (2008). «Немецкая наука и черный расизм — корни нацистского Холокоста» . Журнал ФАСЭБ . 22 (2): 332–337. дои : 10.1096/fj.08-0202ufm . ПМИД 18239065 . S2CID 19786064 . Проверено 5 июля 2016 г.
- ^ Хаас, Франсуа. «Приказ генерала Лотара фон Троты об истреблении гереро» . энциклопедия.com . Проверено 9 апреля 2019 г.
- ^ Краббе, Александр. «Вспоминая африканский геноцид Германии» . OhmyNews International . Архивировано из оригинала 5 сентября 2004 г. Проверено 6 августа 2004 г.
- ^ 1 Как рождаются общества »: «О воде, скоте и королях» Ян Вансина «
- ^ Мальчики-жены и женщины-мужья под редакцией Стивена Мюррея и Уилла Роско. Опубликовано Saint Martin's Press в 1998 г. с. 190
- ^ Нунухе, Маргрет (31 августа 2011 г.). «Перемещение священного огня вызывает бурю» . Новая Эра . Архивировано из оригинала 15 мая 2012 года.
- ^ Карвалью, Руй Дуарте (2000). Я собираюсь туда навестить пасторов . Рио-Моуро, Португалия: Circulo de Leitores, Printer Portuguesa Casais de Mem Martins. ISBN 972-42-2092-3 .
- ^ Экори: История немецко-намибийских взаимоотношений. Архивировано 8 августа 2020 г. в Wayback Machine SPK, 20 июня 2019 г. Проверено 25 сентября 2021 г.
- ^ Стинсон, Лиз (24 июня 2013 г.). «Фотографии: Удивительная культура костюмов африканского племени гереро» . Проводной . Проверено 30 мая 2018 г.
- ^ Янг, Лиза (июль 2004 г.). «Платья гереро: чем больше, тем лучше» . Новости туризма Намибия . Проверено 30 мая 2018 г.
- ^ «Намибия: травма и триумф платьев гереро» . НПЗ29 . Проверено 30 мая 2018 г.
- ^ Каакунга, Руки (7 декабря 2012 г.). «Культовое платье гереро в деконструкции» . Намибийский . Проверено 30 мая 2018 г.
- ^ Гереро в Ethnologue (25-е изд., 2022 г.)
- ^ Перейти обратно: а б «Люди гереро: шляпы и история» . Университет Сан-Франциско . Архивировано из оригинала 14 июля 2014 г.
- ^ «Домашнее животноводство в районе Франсфонтейна» .
- ^ Serebrov, Mari. Mama Namibia . Windhoek, Namibia: Wordweaver Publishing House, 2013.
Литература
[ редактировать ]- Веддер, Генрих (1997). Древняя Юго-Западная Африка. История Юго-Западной Африки до смерти Махареро в 1890 году [ Старая Юго-Западная Африка. История Юго-Западной Африки до смерти Махареро в 1890 г. ] (на немецком языке) (7-е изд.). Виндхук: Научное общество Намибии. ISBN 0-949995-33-9 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Рэйчел Андерсон , «Компенсация колониального геноцида в соответствии с международным правом: причина действий гереро против Германии» , 93 California Law Review 1155 (2005).
- С. Пассарж, Южная Африка (Ольденбург и Лейпциг, 1908 г.)
- Ганс Шинц, Германская Юго-Западная Африка (Ольденбург и Лейпциг, 1891 г.)
- Люди гереро. Архивировано 14 июня 2017 г. в Wayback Machine.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Африка в матрице: народ гереро в Намибии — фотографии и информация.