Люди овамбо
Общая численность населения | |
---|---|
~2 миллиона | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Намибия | ~ 1,3 миллиона (49,5% населения Намибии) [1] [2] |
Ангола | 650,000 [2] |
Языки | |
Овамбо , английский , португальский | |
Религия | |
Лютеранство , Традиционная религия [2] | |
Родственные этнические группы | |
Овимбунду , гереро и другие народы банту |
Овамбо | |
---|---|
Человек | Ому вабо |
Люди | Ов амбо |
Язык | Оши вамбо |
Страна | О, вамболенд |
Народ овамбо ( произносится [овамбо] ), также называемые Аавамбо , Амбо , Аавамбо (Ндонга, Нганджера, Квамби, Квалуудхи, Колонгхади, Мбаланту, мбаджа), или Овамбо (Кваньяма), — этническая группа банту , родом из Южной Африки, прежде всего современной Намибии . Это самая крупная этническая группа в Намибии , составляющая около половины населения. [1] Несмотря на согласованные усилия христианских миссионеров по искоренению того, что считалось «языческими обычаями», они сохранили многие аспекты своих культурных обычаев. [3] Они также встречаются в южной ангольской провинции Кунене , где их чаще называют «Амбо». [4] [5] Овамбо состоят из ряда родственных этнических племен банту , населяющих территорию, ранее называвшуюся Овамболендом . В Анголе они составляют меньшинство, составляя около двух процентов от общей численности населения Анголы. [6]
Этническая группа овамбо насчитывает около 2 миллионов человек, и они преимущественно лютеране (97%) и традиционного вероисповедания (3%). [7]
Демография
[ редактировать ]Народ овамбо проживает на плоских песчаных травянистых равнинах северной Намибии и провинции Кунене на юге Анголы , иногда называемой Овамболендом. [7] Эти равнины, как правило, плоские, лишенные камней и расположенные на большой высоте. [8]
Водные потоки, известные как ошаны , орошают территорию. В северных регионах Овамболенда тропическая растительность поддерживается обильными, но сезонными дождями, которые затопляют регион временными озерами и островами. В засушливый сезон эти водоёмы пустеют. Овамбо приспособились к широко меняющимся сезонным погодным условиям в своем жилищном, сельском хозяйстве и животноводстве. [9]
Народ овамбо — группа, говорящая на языке банту. В Намибии это АаНдонга, Овакваньяма, Ааквамби, Аангандджера, Аамбаланту, Оваунда, Ааколонкадхи, Ааквалуудхи и Аамбанджа. В Анголе это Овакваньяма, Аакафима, Эвале и Аандонга. [1] [10] Овакваньяма — самое крупное подплемя. [11]
История
[ редактировать ]Овамбо начали мигрировать на свое нынешнее место примерно в 14 веке из региона Замбии на северо-восток. [8] Они поселились недалеко от границы Анголы и Намибии, а затем в 17 веке распространились дальше на юг Намибии. [7] Они имеют тесную культурную, языковую и историческую связь с народом гереро, проживающим в более южных частях Намибии. [8] и люди Каванго на востоке поселились вокруг реки Окаванго . [7] [12]
В отличие от большинства этнических групп в Африке, их изолированный пасторальный кочевой образ жизни с низкой плотностью населения оставил народ овамбо практически незатронутым арабами-суахили и европейскими торговцами до 19 века. Когда Германия основала колонию в Намибии в 1884 году, она не беспокоила народ овамбо. [8] Немцы сосредоточились на южных и прибрежных районах. После Первой мировой войны Намибия была присоединена правительством ЮАР к Южно-Африканскому Союзу как Территория Юго-Западной Африки . Это привело к серьезным изменениям: южноафриканские плантации, животноводство и горнодобывающая промышленность пришли в Овамболенд. Португальская колониальная администрация в Анголе, которая ранее сосредоточивала свои усилия на прибрежных, северных и восточных операциях, вошла в южную Анголу, чтобы сформировать границу с расширяющимся южноафриканским присутствием. Народ Овамбо поднял несколько вооруженных восстаний против правления Южной Африки в 1920-х и 1930-х годах, которые были подавлены Силами обороны Союза . [8]
Южноафриканская администрация в Намибии продолжила существование так называемой «полицейской зоны» на юге, региона, созданного немцами с ветеринарной красной линией, охватывающей около двух третей провинции, которая позже стала Намибией. Людям овамбо не разрешалось переселяться в Полицейскую зону, ни другие племена, ни европейцы не могли передвигаться на север без разрешения. Это изолировало народ овамбо, сохранив традиционную власть и сократив количество белых фермеров на севере. [13] Однако из-за нехватки рабочей силы в Полицейской зоне и Южной Африке, отчасти из-за резни коренных африканцев, например, в результате геноцида гереро и намакуа , правительство Южной Африки разрешило мигрантам наемный труд. Многие люди овамбо стали рабочими-мигрантами в южноафриканских городах, таких как Кейптаун и в полицейской зоне, где они столкнулись с сегрегацией и жили в условиях сильно ограниченных прав человека. [7]
Правление южноафриканского апартеида было введено в Овамболенде в 1948 году. [8] [14] Правительство Южной Африки объявило Овамболенд независимой провинцией в 1973 году и назначило вождей, согласных с политикой правительства Южной Африки. Народ Овамбо отверг эти события, и в 1975 году назначенный главный министр Овамболенда был убит. В сотрудничестве с вооруженным движением СВАПО Намибия и ее народ овамбо получили независимость от Южной Африки в 1990 году. [8] [15]
Религия
[ редактировать ]Традиционная религия
[ редактировать ]Традиционная религия народа овамбо является основной религией менее 3%, поскольку большинство считают христианство своей основной религией. Традиционная религия овамбо предполагает существование высшего существа по имени Калунга , обряды и ритуалы которого сосредоточены вокруг священного огня, как и у многих этнических групп на юго-западе Африки. [7] [16] Космология Калунги утверждает, что Верховное Существо создало первого мужчину и первую женщину, у которых были дочь и два сына. Согласно традиционным верованиям народа овамбо по материнской линии, именно линия дочери создала народ овамбо. [17]
Ритуалы включают тщательно продуманные церемонии разжигания и поддержания огня, танец вызывания дождя, а обряды включают бросание трав в огонь и вдыхание поднимающегося дыма. Главным жрецом традиционно был король племени, и его роль заключалась в том, чтобы прислуживать сверхъестественным духам и быть главным представителем племени овамбо перед божествами. [18] [19]
христианство
[ редактировать ]Христианство пришло среди народа овамбо в конце 19 века. Первые финские миссионеры прибыли в Овамболенд в 1870-х годах, и Овамбо преимущественно обратился в христианство и поэтому назвал себя лютеранскими христианами. Влияние финских миссий касалось не только религии, но и культурных традиций. Например, типичный стиль одежды современных женщин овамбо, включающий головной платок и свободное длинное макси, заимствован у финских миссионеров XIX века. [20]
Сейчас овамбо преимущественно следуют христианской теологии, молитвенным ритуалам и праздникам, но некоторые традиционные религиозные практики продолжаются, например, использование ритуального священного огня. Они также взывают к своему верховному создателю Калунге . Таким образом, овамба предпочли синкретическую форму христианства. [17] Большинство свадеб представляют собой сочетание христианских верований и традиций овамбо. Их традиционные танцы исполняются под игру на барабанах (народная музыка Осивамбо). [ нужна ссылка ] [21]
Общество и культура
[ редактировать ]Традиционный дом представляет собой комплекс хижин, окруженных забором из больших вертикальных столбов, соединенных двумя горизонтальными столбами с каждой стороны. Комплекс представляет собой лабиринт с двумя воротами, но внутри усадьбы легко заблудиться. Каждая хижина обычно имеет разное назначение, например, Онджуго (женщина усадебной хижины) или Эпата (кухонная зона).
Народ овамбо ведет оседлый образ жизни, полагаясь в основном на сочетание сельского хозяйства и животноводства. [4] Основными культурами являются просо и сорго ( илиявала ), а также фасоль ( омакунде ) — еще одна популярная культура. [7] В более засушливых регионах или сезонах пасторская деятельность со стадами крупного рогатого скота ( энгобе / энхвандаби ), коз ( иикомбо / онакамела ) и овец ( эди ) становится более важной. [4] Животноводство занимается не мясом ( омбелела ), а прежде всего источником молока ( омашини ). [7] Их питание дополняется охотой, рыбной ловлей и собирательством. [4]
В колониальную эпоху овамбо активно охотились на слонов ( энджаба ) ради своих бивней, чтобы удовлетворить спрос на слоновую кость, и они почти истребили слонов в своем регионе до их полного исчезновения. [22]
У каждого племени овамбо был потомственный вождь , который отвечал за племя. Многие племена адаптировали представительство, создав совет вождей, которые управляли делами племени. Члены королевской семьи Овамболенда известны как аакванекамба , оваквалувала , оваквамаланга , оваквааниме , аакваньока и многие другие; на вождя имеют право лишь те, кто принадлежит к этой семье по рождению, по материнской линии. Племена определяют свое происхождение по матрилинейной системе родства, при которой наследственные вожди происходят от детей дочери, а не сына. Принято многоженство , при этом первая жена признается старшей. [4]
Овамбо варят традиционный ликер под названием омбике . Его перегоняют из ферментированного фруктового сусла, и он особенно популярен в сельской местности. Плоды для производства омбике собирают с пальм макалани ( Hyphaene petersiana ), ягод шакала ( Diospyros mespiliformis ), шипов буйвола ( Ziziphus mucronata ), птичьих перьев и гроздей инжира ( Ficus Racemosa ). Омбике с такими добавками, как сахар, также варят и употребляют в городских районах. Этот напиток тогда называется омангеленгеле ; он более мощный, а иногда и ядовитый. New Era , намибийская англоязычная ежедневная газета, сообщила, что одежда, обувь и шины были приготовлены как ингредиенты омангеленгеле . [23]
Кланы Овамбо
[ редактировать ]В следующей таблице приведены имена, территории, диалектные названия и местонахождение овамбо согласно Ндонга-английскому словарю Т.Э. Тирронена. В таблице также содержится информация о классификации именного класса языка протобанту для этих слов. [24]
Область | Клан | Диалект | Расположение |
---|---|---|---|
Классы 9 (*ny > on-), 11 (uu-/ou-) | Класс 2 (*ва-, а-) | Класс 7 (*ки > оши-) | |
О-ряд | А-подожди | Оши-цепочка | Южный Овамболенд |
Ух ты | Да неужели | Оси-квамби | Центральный Овамболенд Ошакати |
О-нгаджера | Аа-нгандджера | Оши-нгандджера | Центральный Овамболенд |
Уу-калудхи | Аа-калудхи | Оши-квалууди | Западный Овамболенд |
Пять-о | Аа-баланху | Оши-пять | Западный Овамболенд |
Уу-колонкадхи | Аа-колонкадхи | Oshi-kolonkadhi | Западный Овамболенд |
О, животное | Ова-кванва | Оси-кванья | Северный и Восточный Овамболенд, Южная Ангола |
Э-унда | Ова-унда | Оси-унда | Западный Овамболенд, окрестности Эпалелы |
О-мбаджа | Ова-мбаджа | Оши-мбаджа | Южная Ангола, Шангалала регион |
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с Намибия: Люди и общество , Справочник ЦРУ, США; «около 50% населения принадлежит к племени овамбо», общая численность населения: 2,4 миллиона человек.
- ^ Перейти обратно: а б с «Группа людей Амбо, Ндонга зарегистрирована в 2 странах» . Проверено 25 декабря 2014 г.
- ^ Руки (15 октября 2018 г.). «Путеводитель по народу аавамбо в Намибии » Культурная поездка Получено 24 сентября.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Оба человека , Британская энциклопедия
- ^ Джон А. Шуп (2011). Этнические группы Африки и Ближнего Востока: Энциклопедия . АВС-КЛИО. стр. 235–236. ISBN 978-1-59884-362-0 .
- ^ Адебайо Ойебаде (2007). Культура и обычаи Анголы . Гринвуд. п. 7. ISBN 978-0-313-33147-3 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Виктор Л. Тончи; Уильям А. Линдеке; Джон Дж. Гротпетер (2012). Исторический словарь Намибии . Пугало. стр. 330–331. ISBN 978-0-8108-7990-4 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Джейми Стоукс (2009). Энциклопедия народов Африки и Ближнего Востока . Информационная база. п. 530. ИСБН 978-1-4381-2676-0 .
- ^ Молефи Кете Асанте; Ама Мазама (2008). Энциклопедия африканской религии . Публикации SAGE. п. 717. ИСБН 978-1-5063-1786-1 .
- ^ Ндонга , язык Намибии; Ошивамбо , язык Анголы, этнолог
- ^ Руки (15 октября 2018 г.). «Путеводитель по народу аавамбо в Намибии » Культурная поездка Получено 23 сентября.
- ^ Энтони Аппиа; Генри Луи Гейтс (2010). Энциклопедия Африки . Издательство Оксфордского университета. стр. 637–638. ISBN 978-0-19-533770-9 .
- ^ Полицейская зона, Историческая зона , Британская энциклопедия.
- ^ Грегор Доблер (2014). Торговцы и торговля в колониальном Овамболенде: формирование элиты и политика потребления в условиях косвенного правления и апартеида, 1925–1990 гг . Basler Africa Bibliographien. стр. viii–ix, xxii–xxiv. ISBN 978-3-905758-40-5 .
- ^ Грегор Доблер (2014). Торговцы и торговля в колониальном Овамболенде: формирование элиты и политика потребления в условиях косвенного правления и апартеида, 1925–1990 гг . Basler Africa Bibliographien. стр. 49–58. ISBN 978-3-905758-40-5 .
- ^ Хардинг, младший (1968). «Интерпретация наскальной живописи Юго-Западной Африки «Белая леди»: некоторые соображения». Южноафриканский археологический бюллетень . 23 (90): 31–34. дои : 10.2307/3887746 . JSTOR 3887746 .
- ^ Перейти обратно: а б Анене Эджикеме (2011). Культура и обычаи Намибии . АВС-КЛИО. стр. 9–10, 44–45. ISBN 978-0-313-35891-3 .
- ^ Леб, Эдвин М. (1955). «Магия Куаньяма Амбо». Журнал американского фольклора . 68 (269). Американское фольклорное общество: 291–311. дои : 10.2307/536908 . JSTOR 536908 .
- ^ Терье Тведт (2006). История воды: Мир воды . ИБТаурис. стр. 453–461. ISBN 978-1-85043-447-4 .
- ^ Анене Эджикеме (2011). Культура и обычаи Намибии . АВС-КЛИО. стр. 9–10. ISBN 978-0-313-35891-3 .
- ^ Цубалоко, Франсуа Х. (2013). Ритуалы и танцы Намибии:Историческая основа и проявление . Библиотеки Университета Намибии: репозитории UNAM. п. 13.
- ^ Джеймс Стюарт Олсон (1996). Народы Африки: Этноисторический словарь . Гринвуд. п. 26. ISBN 978-0-313-27918-8 .
- ^ Шааника, Хелви (26 октября 2012 г.). «Намибия: Омбике — мощное традиционное пиво» . Газета «Новая Эра» . Проверено 26 мая 2020 г.
- ^ Тойво Эмиль Тирронен: Ндонга-английский словарь. Ошиньяньянгидхо шонгелеки ЭЛЦИН. Ониипа, 1986.
Библиография
[ редактировать ]- (на немецком языке) Карл Ангебауэр, Овамбо: Пятнадцать лет среди кафров, бушменов и районных чиновников , А. Шерль, Берлин, 1927, 257 с.
- (на немецком языке) П. Х. Бринкер, Наша миссия Овамбо, а также земля, народ, религия, обычаи, язык и т. д. Овакуанджама-Овамбо, составлено по сообщениям наших миссионеров Овамбо , Бармен, 1900, 76 стр.
- (на немецком языке) Вольфганг Лидтке и Хайнц Шипплинг, Библиография немецкоязычной литературы по этнографии и истории овамбо, Северная Намибия, 1840–1915, с аннотациями , Дрезденский государственный этнологический музей, Дрезден, 1986, 261 стр.
- Тедди Аарни, Концепция Калунги в религии овамбо с 1870 года , Стокгольмский университет, Almquist & Wiksell, 1982, 166 стр. ISBN 91-7146-301-1 .
- Леонард Н. Ауала, Овамбо: наши проблемы и надежды , Библиотека Мангера Африкана, Калифорнийский технологический институт, Пасадена (Калифорния), 1973, 32 стр.
- Аллан Д. Купер, Политика Овамбо в двадцатом веке , University Press of America, Лэнхэм, Мэриленд, 2001, 350 стр. ISBN 0-7618-2110-4 .
- Гвинет Дэвис, Медицинская культура овамбо Южной Анголы и Северной Намибии , Кентский университет в Кентербери, 1993 (диссертация)
- Патрисия Хейс, История овамбо Намибии, около 1880–1935 гг. , Кембриджский университет, 1992 г. (диссертация)
- Майя Хилтунен, Колдовство и волшебство в Овамбо , Финское антропологическое общество, Хельсинки, 1986, 178 стр. ISBN 951-95434-9-Х
- Майя Хилтунен, Добрая магия в Овамбо , Финское антропологическое общество, Хельсинки, 1993, 234 стр. ISBN 952-9573-02-2
- Матти Кууси, Пословицы овамбо с африканскими параллелями , Финская академия наук, Хельсинки, 1970, 356 стр.
- Карл Хьюго Линсинген Хан, Коренные племена Юго-Западной Африки: овамбо - Берг Дамара - Бушмены Юго-Западной Африки - Нама - Гереро , Cape Times Ltd., Le Cap, 1928, 211 стр.
- Сеппо Лойтти, Проповедь Овамбо: исследование проповеди евангелическо-лютеранской церкви Овамбо-Каванго в Юго-Западной Африке , Общество Лютера-Агриколы, Тампере (Финляндия), 1971, 173 стр.
- Джорджио Мишер, Резерв Овамбо Отжеру (1911–1938), Basler Afrika Bibliographien, Базель, 2006, 22 стр.
- Рамиро Ладейру Монтейро, Os ambos de Angola до обретения независимости , Instituto Superior de Ciências Sociais e Politicas, Лиссабон, 1994, 311 стр. (диссертация, на (на португальском языке) )