Jump to content

Люди овамбо

Овамбо
Мужчины овамбо в начале 20 века
Общая численность населения
~2 миллиона
Регионы со значительной численностью населения
 Намибия ~ 1,3 миллиона (49,5% населения Намибии) [1] [2]
 Ангола 650,000 [2]
Языки
Овамбо , английский , португальский
Религия
Лютеранство , Традиционная религия [2]
Родственные этнические группы
Овимбунду , гереро и другие народы банту
Овамбо
Человек Ому вабо
Люди Ов амбо
Язык Оши вамбо
Страна О, вамболенд

Народ овамбо ( произносится [овамбо] ), также называемые Аавамбо , Амбо , Аавамбо (Ндонга, Нганджера, Квамби, Квалуудхи, Колонгхади, Мбаланту, мбаджа), или Овамбо (Кваньяма), — этническая группа банту , родом из Южной Африки, прежде всего современной Намибии . Это самая крупная этническая группа в Намибии , составляющая около половины населения. [1] Несмотря на согласованные усилия христианских миссионеров по искоренению того, что считалось «языческими обычаями», они сохранили многие аспекты своих культурных обычаев. [3] Они также встречаются в южной ангольской провинции Кунене , где их чаще называют «Амбо». [4] [5] Овамбо состоят из ряда родственных этнических племен банту , населяющих территорию, ранее называвшуюся Овамболендом . В Анголе они составляют меньшинство, составляя около двух процентов от общей численности населения Анголы. [6]

Этническая группа овамбо насчитывает около 2 миллионов человек, и они преимущественно лютеране (97%) и традиционного вероисповедания (3%). [7]

Демография

[ редактировать ]
Распределение народа овамбо (ок.).

Народ овамбо проживает на плоских песчаных травянистых равнинах северной Намибии и провинции Кунене на юге Анголы , иногда называемой Овамболендом. [7] Эти равнины, как правило, плоские, лишенные камней и расположенные на большой высоте. [8]

Водные потоки, известные как ошаны , орошают территорию. В северных регионах Овамболенда тропическая растительность поддерживается обильными, но сезонными дождями, которые затопляют регион временными озерами и островами. В засушливый сезон эти водоёмы пустеют. Овамбо приспособились к широко меняющимся сезонным погодным условиям в своем жилищном, сельском хозяйстве и животноводстве. [9]

Народ овамбо — группа, говорящая на языке банту. В Намибии это АаНдонга, Овакваньяма, Ааквамби, Аангандджера, Аамбаланту, Оваунда, Ааколонкадхи, Ааквалуудхи и Аамбанджа. В Анголе это Овакваньяма, Аакафима, Эвале и Аандонга. [1] [10] Овакваньяма — самое крупное подплемя. [11]

Овамбо начали мигрировать на свое нынешнее место примерно в 14 веке из региона Замбии на северо-восток. [8] Они поселились недалеко от границы Анголы и Намибии, а затем в 17 веке распространились дальше на юг Намибии. [7] Они имеют тесную культурную, языковую и историческую связь с народом гереро, проживающим в более южных частях Намибии. [8] и люди Каванго на востоке поселились вокруг реки Окаванго . [7] [12]

В отличие от большинства этнических групп в Африке, их изолированный пасторальный кочевой образ жизни с низкой плотностью населения оставил народ овамбо практически незатронутым арабами-суахили и европейскими торговцами до 19 века. Когда Германия основала колонию в Намибии в 1884 году, она не беспокоила народ овамбо. [8] Немцы сосредоточились на южных и прибрежных районах. После Первой мировой войны Намибия была присоединена правительством ЮАР к Южно-Африканскому Союзу как Территория Юго-Западной Африки . Это привело к серьезным изменениям: южноафриканские плантации, животноводство и горнодобывающая промышленность пришли в Овамболенд. Португальская колониальная администрация в Анголе, которая ранее сосредоточивала свои усилия на прибрежных, северных и восточных операциях, вошла в южную Анголу, чтобы сформировать границу с расширяющимся южноафриканским присутствием. Народ Овамбо поднял несколько вооруженных восстаний против правления Южной Африки в 1920-х и 1930-х годах, которые были подавлены Силами обороны Союза . [8]

Южноафриканская администрация в Намибии продолжила существование так называемой «полицейской зоны» на юге, региона, созданного немцами с ветеринарной красной линией, охватывающей около двух третей провинции, которая позже стала Намибией. Людям овамбо не разрешалось переселяться в Полицейскую зону, ни другие племена, ни европейцы не могли передвигаться на север без разрешения. Это изолировало народ овамбо, сохранив традиционную власть и сократив количество белых фермеров на севере. [13] Однако из-за нехватки рабочей силы в Полицейской зоне и Южной Африке, отчасти из-за резни коренных африканцев, например, в результате геноцида гереро и намакуа , правительство Южной Африки разрешило мигрантам наемный труд. Многие люди овамбо стали рабочими-мигрантами в южноафриканских городах, таких как Кейптаун и в полицейской зоне, где они столкнулись с сегрегацией и жили в условиях сильно ограниченных прав человека. [7]

Правление южноафриканского апартеида было введено в Овамболенде в 1948 году. [8] [14] Правительство Южной Африки объявило Овамболенд независимой провинцией в 1973 году и назначило вождей, согласных с политикой правительства Южной Африки. Народ Овамбо отверг эти события, и в 1975 году назначенный главный министр Овамболенда был убит. В сотрудничестве с вооруженным движением СВАПО Намибия и ее народ овамбо получили независимость от Южной Африки в 1990 году. [8] [15]

Традиционная религия

[ редактировать ]

Традиционная религия народа овамбо является основной религией менее 3%, поскольку большинство считают христианство своей основной религией. Традиционная религия овамбо предполагает существование высшего существа по имени Калунга , обряды и ритуалы которого сосредоточены вокруг священного огня, как и у многих этнических групп на юго-западе Африки. [7] [16] Космология Калунги утверждает, что Верховное Существо создало первого мужчину и первую женщину, у которых были дочь и два сына. Согласно традиционным верованиям народа овамбо по материнской линии, именно линия дочери создала народ овамбо. [17]

Ритуалы включают тщательно продуманные церемонии разжигания и поддержания огня, танец вызывания дождя, а обряды включают бросание трав в огонь и вдыхание поднимающегося дыма. Главным жрецом традиционно был король племени, и его роль заключалась в том, чтобы прислуживать сверхъестественным духам и быть главным представителем племени овамбо перед божествами. [18] [19]

христианство

[ редактировать ]
церковь в Онгведиве Лютеранская

Христианство пришло среди народа овамбо в конце 19 века. Первые финские миссионеры прибыли в Овамболенд в 1870-х годах, и Овамбо преимущественно обратился в христианство и поэтому назвал себя лютеранскими христианами. Влияние финских миссий касалось не только религии, но и культурных традиций. Например, типичный стиль одежды современных женщин овамбо, включающий головной платок и свободное длинное макси, заимствован у финских миссионеров XIX века. [20]

Сейчас овамбо преимущественно следуют христианской теологии, молитвенным ритуалам и праздникам, но некоторые традиционные религиозные практики продолжаются, например, использование ритуального священного огня. Они также взывают к своему верховному создателю Калунге . Таким образом, овамба предпочли синкретическую форму христианства. [17] Большинство свадеб представляют собой сочетание христианских верований и традиций овамбо. Их традиционные танцы исполняются под игру на барабанах (народная музыка Осивамбо). [ нужна ссылка ] [21]

Общество и культура

[ редактировать ]
Хижины народа овамбо и их произведения искусства (справа).

Традиционный дом представляет собой комплекс хижин, окруженных забором из больших вертикальных столбов, соединенных двумя горизонтальными столбами с каждой стороны. Комплекс представляет собой лабиринт с двумя воротами, но внутри усадьбы легко заблудиться. Каждая хижина обычно имеет разное назначение, например, Онджуго (женщина усадебной хижины) или Эпата (кухонная зона).

Народ овамбо ведет оседлый образ жизни, полагаясь в основном на сочетание сельского хозяйства и животноводства. [4] Основными культурами являются просо и сорго ( илиявала ), а также фасоль ( омакунде ) — еще одна популярная культура. [7] В более засушливых регионах или сезонах пасторская деятельность со стадами крупного рогатого скота ( энгобе / энхвандаби ), коз ( иикомбо / онакамела ) и овец ( эди ) становится более важной. [4] Животноводство занимается не мясом ( омбелела ), а прежде всего источником молока ( омашини ). [7] Их питание дополняется охотой, рыбной ловлей и собирательством. [4]

В колониальную эпоху овамбо активно охотились на слонов ( энджаба ) ради своих бивней, чтобы удовлетворить спрос на слоновую кость, и они почти истребили слонов в своем регионе до их полного исчезновения. [22]

Луга в сельской местности Овамболенда.

У каждого племени овамбо был потомственный вождь , который отвечал за племя. Многие племена адаптировали представительство, создав совет вождей, которые управляли делами племени. Члены королевской семьи Овамболенда известны как аакванекамба , оваквалувала , оваквамаланга , оваквааниме , аакваньока и многие другие; на вождя имеют право лишь те, кто принадлежит к этой семье по рождению, по материнской линии. Племена определяют свое происхождение по матрилинейной системе родства, при которой наследственные вожди происходят от детей дочери, а не сына. Принято многоженство , при этом первая жена признается старшей. [4]

Овамбо варят традиционный ликер под названием омбике . Его перегоняют из ферментированного фруктового сусла, и он особенно популярен в сельской местности. Плоды для производства омбике собирают с пальм макалани ( Hyphaene petersiana ), ягод шакала ( Diospyros mespiliformis ), шипов буйвола ( Ziziphus mucronata ), птичьих перьев и гроздей инжира ( Ficus Racemosa ). Омбике с такими добавками, как сахар, также варят и употребляют в городских районах. Этот напиток тогда называется омангеленгеле ; он более мощный, а иногда и ядовитый. New Era , намибийская англоязычная ежедневная газета, сообщила, что одежда, обувь и шины были приготовлены как ингредиенты омангеленгеле . [23]

Кланы Овамбо

[ редактировать ]

В следующей таблице приведены имена, территории, диалектные названия и местонахождение овамбо согласно Ндонга-английскому словарю Т.Э. Тирронена. В таблице также содержится информация о классификации именного класса языка протобанту для этих слов. [24]

Область Клан Диалект Расположение
Классы 9 (*ny > on-), 11 (uu-/ou-) Класс 2 (*ва-, а-) Класс 7 (*ки > оши-)
О-ряд А-подожди Оши-цепочка Южный Овамболенд
Ух ты Да неужели Оси-квамби Центральный Овамболенд Ошакати
О-нгаджера Аа-нгандджера Оши-нгандджера Центральный Овамболенд
Уу-калудхи Аа-калудхи Оши-квалууди Западный Овамболенд
Пять-о Аа-баланху Оши-пять Западный Овамболенд
Уу-колонкадхи Аа-колонкадхи Oshi-kolonkadhi Западный Овамболенд
О, животное Ова-кванва Оси-кванья Северный и Восточный Овамболенд, Южная Ангола
Э-унда Ова-унда Оси-унда Западный Овамболенд, окрестности Эпалелы
О-мбаджа Ова-мбаджа Оши-мбаджа Южная Ангола, Шангалала регион

См. также

[ редактировать ]
Флаг Овамболенда
Flag of Ovamboland
  1. ^ Перейти обратно: а б с Намибия: Люди и общество , Справочник ЦРУ, США; «около 50% населения принадлежит к племени овамбо», общая численность населения: 2,4 миллиона человек.
  2. ^ Перейти обратно: а б с «Группа людей Амбо, Ндонга зарегистрирована в 2 странах» . Проверено 25 декабря 2014 г.
  3. ^ Руки (15 октября 2018 г.). «Путеводитель по народу аавамбо в Намибии » Культурная поездка Получено 24 сентября.
  4. ^ Перейти обратно: а б с д и Оба человека , Британская энциклопедия
  5. ^ Джон А. Шуп (2011). Этнические группы Африки и Ближнего Востока: Энциклопедия . АВС-КЛИО. стр. 235–236. ISBN  978-1-59884-362-0 .
  6. ^ Адебайо Ойебаде (2007). Культура и обычаи Анголы . Гринвуд. п. 7. ISBN  978-0-313-33147-3 .
  7. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Виктор Л. Тончи; Уильям А. Линдеке; Джон Дж. Гротпетер (2012). Исторический словарь Намибии . Пугало. стр. 330–331. ISBN  978-0-8108-7990-4 .
  8. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Джейми Стоукс (2009). Энциклопедия народов Африки и Ближнего Востока . Информационная база. п. 530. ИСБН  978-1-4381-2676-0 .
  9. ^ Молефи Кете Асанте; Ама Мазама (2008). Энциклопедия африканской религии . Публикации SAGE. п. 717. ИСБН  978-1-5063-1786-1 .
  10. ^ Ндонга , язык Намибии; Ошивамбо , язык Анголы, этнолог
  11. ^ Руки (15 октября 2018 г.). «Путеводитель по народу аавамбо в Намибии » Культурная поездка Получено 23 сентября.
  12. ^ Энтони Аппиа; Генри Луи Гейтс (2010). Энциклопедия Африки . Издательство Оксфордского университета. стр. 637–638. ISBN  978-0-19-533770-9 .
  13. ^ Полицейская зона, Историческая зона , Британская энциклопедия.
  14. ^ Грегор Доблер (2014). Торговцы и торговля в колониальном Овамболенде: формирование элиты и политика потребления в условиях косвенного правления и апартеида, 1925–1990 гг . Basler Africa Bibliographien. стр. viii–ix, xxii–xxiv. ISBN  978-3-905758-40-5 .
  15. ^ Грегор Доблер (2014). Торговцы и торговля в колониальном Овамболенде: формирование элиты и политика потребления в условиях косвенного правления и апартеида, 1925–1990 гг . Basler Africa Bibliographien. стр. 49–58. ISBN  978-3-905758-40-5 .
  16. ^ Хардинг, младший (1968). «Интерпретация наскальной живописи Юго-Западной Африки «Белая леди»: некоторые соображения». Южноафриканский археологический бюллетень . 23 (90): 31–34. дои : 10.2307/3887746 . JSTOR   3887746 .
  17. ^ Перейти обратно: а б Анене Эджикеме (2011). Культура и обычаи Намибии . АВС-КЛИО. стр. 9–10, 44–45. ISBN  978-0-313-35891-3 .
  18. ^ Леб, Эдвин М. (1955). «Магия Куаньяма Амбо». Журнал американского фольклора . 68 (269). Американское фольклорное общество: 291–311. дои : 10.2307/536908 . JSTOR   536908 .
  19. ^ Терье Тведт (2006). История воды: Мир воды . ИБТаурис. стр. 453–461. ISBN  978-1-85043-447-4 .
  20. ^ Анене Эджикеме (2011). Культура и обычаи Намибии . АВС-КЛИО. стр. 9–10. ISBN  978-0-313-35891-3 .
  21. ^ Цубалоко, Франсуа Х. (2013). Ритуалы и танцы Намибии:Историческая основа и проявление . Библиотеки Университета Намибии: репозитории UNAM. п. 13.
  22. ^ Джеймс Стюарт Олсон (1996). Народы Африки: Этноисторический словарь . Гринвуд. п. 26. ISBN  978-0-313-27918-8 .
  23. ^ Шааника, Хелви (26 октября 2012 г.). «Намибия: Омбике — мощное традиционное пиво» ​​. Газета «Новая Эра» . Проверено 26 мая 2020 г.
  24. ^ Тойво Эмиль Тирронен: Ндонга-английский словарь. Ошиньяньянгидхо шонгелеки ЭЛЦИН. Ониипа, 1986.

Библиография

[ редактировать ]
  • (на немецком языке) Карл Ангебауэр, Овамбо: Пятнадцать лет среди кафров, бушменов и районных чиновников , А. Шерль, Берлин, 1927, 257 с.
  • (на немецком языке) П. Х. Бринкер, Наша миссия Овамбо, а также земля, народ, религия, обычаи, язык и т. д. Овакуанджама-Овамбо, составлено по сообщениям наших миссионеров Овамбо , Бармен, 1900, 76 стр.
  • (на немецком языке) Вольфганг Лидтке и Хайнц Шипплинг, Библиография немецкоязычной литературы по этнографии и истории овамбо, Северная Намибия, 1840–1915, с аннотациями , Дрезденский государственный этнологический музей, Дрезден, 1986, 261 стр.
  • Тедди Аарни, Концепция Калунги в религии овамбо с 1870 года , Стокгольмский университет, Almquist & Wiksell, 1982, 166 стр. ISBN   91-7146-301-1 .
  • Леонард Н. Ауала, Овамбо: наши проблемы и надежды , Библиотека Мангера Африкана, Калифорнийский технологический институт, Пасадена (Калифорния), 1973, 32 стр.
  • Аллан Д. Купер, Политика Овамбо в двадцатом веке , University Press of America, Лэнхэм, Мэриленд, 2001, 350 стр. ISBN   0-7618-2110-4 .
  • Гвинет Дэвис, Медицинская культура овамбо Южной Анголы и Северной Намибии , Кентский университет в Кентербери, 1993 (диссертация)
  • Патрисия Хейс, История овамбо Намибии, около 1880–1935 гг. , Кембриджский университет, 1992 г. (диссертация)
  • Майя Хилтунен, Колдовство и волшебство в Овамбо , Финское антропологическое общество, Хельсинки, 1986, 178 стр. ISBN   951-95434-9-Х
  • Майя Хилтунен, Добрая магия в Овамбо , Финское антропологическое общество, Хельсинки, 1993, 234 стр. ISBN   952-9573-02-2
  • Матти Кууси, Пословицы овамбо с африканскими параллелями , Финская академия наук, Хельсинки, 1970, 356 стр.
  • Карл Хьюго Линсинген Хан, Коренные племена Юго-Западной Африки: овамбо - Берг Дамара - Бушмены Юго-Западной Африки - Нама - Гереро , Cape Times Ltd., Le Cap, 1928, 211 стр.
  • Сеппо Лойтти, Проповедь Овамбо: исследование проповеди евангелическо-лютеранской церкви Овамбо-Каванго в Юго-Западной Африке , Общество Лютера-Агриколы, Тампере (Финляндия), 1971, 173 стр.
  • Джорджио Мишер, Резерв Овамбо Отжеру (1911–1938), Basler Afrika Bibliographien, Базель, 2006, 22 стр.
  • Рамиро Ладейру Монтейро, Os ambos de Angola до обретения независимости , Instituto Superior de Ciências Sociais e Politicas, Лиссабон, 1994, 311 стр. (диссертация, на (на португальском языке) )
[ редактировать ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 965e870abe620f6b6355e1ab0cf256fd__1716915660
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/96/fd/965e870abe620f6b6355e1ab0cf256fd.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Ovambo people - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)