Люди чокве
Общая численность населения | |
---|---|
1,3 миллиона [1] | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Ангола , ДР Конго , Замбия | |
Языки | |
Чокве ; многие также говорят на французском , португальском или английском языках. | |
Религия | |
христианин , анимист | |
Родственные этнические группы | |
Серый , Серый , Забудь , держи , сражайся , песню |
Народ чокве , известный под многими другими названиями (в том числе Киоко , Баджокве , Чибокве , Кибокве , Чиокве , Кокве или Баджок ), — банту этническая группа Центральной и Южной Африки . Они встречаются в основном в Анголе , юго-западных частях Демократической Республики Конго (от Киншасы до Луалабы) и северо-западных частях Замбии . [1]
В регионе Чокве наблюдаются два четко выраженных сезона: сезон дождей с октября по апрель и сухой сезон в оставшуюся часть года. Эта погода оказала огромное влияние на деревенскую жизнь; Чокве занимались сельским хозяйством, охотились, ловили рыбу и строили дома в соответствии со сменой времен года. [2] : 15
У народа чокве есть множество различных форм произведений искусства, и многие дошедшие до нас образцы хранятся в зарубежных музеях.
Демография и язык
[ редактировать ]По оценкам, около 1,3 миллиона человек. [1] их язык обычно называют чокве (или кичокве , тшокве), языком банту в бенуэ-конголезской ветви нигерско-конголезской языковой семьи. [3]
Многие также говорят на официальных языках своих стран: английском в Замбии , французском в Демократической Республике Конго и португальском (как первом или втором языке) в Анголе.
У чокве много соседей, среди которых Лунда, Пенде, Мбангани и Кете на севере; Минунгу, Львена, Лучази, Мбвела и Мбундато — Восток; Холо, Мбунду, Имбангала, Сонго и Овимбунду на западе; и Кваньяма на юге. Многие из этих этнических групп имеют исторические связи с чокве, а также имеют множество традиций и говорят на схожих языках. [2] : 12
История
[ редактировать ]Чокве когда-то были одним из двенадцати кланов, составлявших империю Лунда 17-18 веков в Анголе . [4] Первоначально нанятое дворянами Лунды, племя отделилось от олигархии Лунды после серии гражданских споров, включая отказ платить дань действующему королю. Их торговля и ресурсы принесли им относительное богатство по сравнению с другими соседними племенами. К 1900 году Чокве полностью свергли королевство Лунда (также называемое Мвата Янво ). Благодаря этому язык чокве и его социально-политическое влияние начали доминировать в северо-восточной Анголе и других 11 племенах бывшего королевства Лунда. По мере эскалации конфликтов в колониальную эпоху XIX и XX веков, как со стороны европейцев на западе, так и с арабами-суахили на востоке, чокве подняли реакционно-военное восстание и распространились дальше на север Анголы, Конго и Западную Замбию. . [5] [6]
Португальцы практически не имели контактов с чокве до 1830-х годов, когда чокве начали торговать воском , каучуком и слоновой костью . В конце концов португальцы положили конец господству чокве в регионах северной Анголы, Конго и Замбии. В ответ на это изменение статус-кво гражданские волнения среди чокве переросли в насилие; к 1961 году в Анголе разразилась война, которая окончательно закончилась в 1975 году, когда португальцы покинули страну. Хотя война между португальцами подошла к концу, гражданские войны между многими различными общинами Анголы продолжались из-за образовавшегося вакуума власти . Это закончилось мирным соглашением, которое не положило конец боевым действиям полностью. [2] : 9–10
Вожди чокве, лунды, львены/лувале, лучази, овимбунду и мбунды имеют общее происхождение, которое можно проследить до миграций лунды в шестнадцатом веке. [7] : 29
Рабство
[ редактировать ]В XVIII и XIX веках чокве оказались разделенными на тех, кто в конечном итоге стал рабами, и тех, кто покупал и содержал собственных рабов внутри страны и за рубежом. [8] [9] Дворяне Лунда в Анголе использовали чокве в качестве солдат для контратаки нового колониального влияния, действующего против старых политических сил. Однако, как только у народа чокве появилось оружие, во второй половине 19-го века и в первые десятилетия 20-го века они свергли дворян Лунду и поработили иностранных соплеменников на своих собственных плантациях. [8] Рабы из других этнических групп Африки стали ценным имуществом, которое искали чокве. В верховьях реки Замбези и особенно в регионах Касаи они когда-то становились жертвами хорошо вооруженных португальских или бельгийских набегов с запада и арабо-суахилиских набегов с востока (например, Типпу Типа, также известного как Хамад бин Мухаммад эль Мурджеби). [10] ); позже народ чокве присоединился к насилию и стал жертвой других, захватив и отправив значительное количество захваченных рабов ради финансовой выгоды, а также покупая и удерживая рабынь в своих домах на доходы от их ремесленного труда. [9] [11] [12]
По мере роста спроса и финансовой отдачи от работорговли на колониальных рынках многие рабы были захвачены или иным образом пропущены через территорию, контролируемую Чокве. Они позволяли рабам-мужчинам продолжать движение на запад, в сторону портов, в сотрудничестве с португальцами, в то время как женщин часто оставляли. [9] [2] : 29 Эта практика продолжалась еще долгое время после того, как рабство было запрещено в Европе и Соединенных Штатах, поскольку сохранялся спрос на рабочих в других местах, например, в Южной Америке и странах Карибского бассейна; Арабы-суахили, оманцы и другие колониальные плантационные рынки сохраняются, питая экономику контрабандными рабами. [13] [11] Европейские исследователи, посетившие деревни чокве в начале 20-го века, сообщили, что большинство женщин там были рабынями в полигамных семьях и, вероятно, послужили причиной демографического бума. [9] В некоторых регионах народ чокве использовал рабов для совершения набегов на своих соседей в поисках экспортных запасов слоновой кости, а также для противодействия набегам военизированных арабо-суахилиских банд, стремящихся получить эти запасы слоновой кости и уплату дани. [13] [14] [15]
Общество и культура
[ редактировать ]Чокве известны в регионе своими ремеслами, включая корзины, керамику, резьбу по маскам, статуи, табуреты и другие изделия кустарного промысла. [1] [2] : 11–12 Произведения искусства включают утилитарные предметы, но часто сочетают в себе мифологию чокве, устную историю и духовные верования. Например, мифически-культурного героя Чибинды Илунги часто ваяют фигуру , который женился на женщине Лунда и пришел к власти. Искусство чикунгу олицетворяет коллективную силу предков Чокве, а фигурки Мвана по изображают хранителей плодородия и продолжения рода. Статуэтки Нгомбо традиционно были частью духов-прорицателей, которые могли определить причины болезней, несчастий, бесплодия и других проблем, с которыми сталкивается семья или деревня. [16] [17]
Вождества 18 и 19 веков в конечном итоге начали приходить в упадок из-за оспы и других болезней, которые поразили большие регионы центральной Анголы. [18] : 40
В культуре Чокве присутствуют как вожди, так и деревенские группы. Деревни состоят из корпоративных комплексов с квадратными хижинами или круглыми травяными домиками с центральным пространством, которое служит местом встреч жителей деревни. [1]
Что касается деревенских судов, то на большинстве территорий Чокве существуют как минимум три типа юридических организаций: деревенские суды, суды вождей и районные суды. Деревенские суды состоят в основном из старейшин-мужчин, которые рассматривают дела, связанные с владением землей, семейными ссорами, кражами и спорами, в которых подозревается колдовство. [2] : 24
Чокве традиционно представляют собой матрилинейное общество, но в нем женщина после свадьбы переезжает жить к семье своего мужа. Многоженство было исторической практикой, обычно ограничивавшейся вождём или богатой семьей. [1]
Деревенская жизнь
[ редактировать ]Деревня чокве — это место, где родственники деревенского старосты или вождя живут со своими семьями. Дома чокве расположены большим кругом с открытым двором в центре. Одной из наиболее распространенных особенностей деревни чокве является приют чота . Это убежище имеет конусообразную форму и состоит из отдельно стоящих деревянных столбов с травяной крышей. Приют построен в центре двора и является местом приема посетителей и встреч мужчин. Некоторые другие постройки, которые можно найти в деревне чокве, — это складские помещения и кухни, которые построены прямо рядом с домами. [2] : 16–17
Дома чокве построены из сырцовых кирпичей, высушенных на солнце, их можно купить или изготовить дома в деревянных формах. В качестве крыши используются пучки густой травы, сверху помещаются дополнительные слои более тонкой травы. [2] : 17–18
Начиная с фермы Чокве, в начале засушливого сезона расчищают территории вокруг деревни, где будут выращивать кукурузу, маниоку и просо. Наряду со сладким картофелем, тыквой, помидорами, бамией, а в некоторых регионах — рисом, фасолью и арахисом. Они также разводят крупный рогатый скот, коз, свиней и кур, однако едят этих животных только в особых случаях, например, на свадебных пирах. [2] : 18
Лагеря посвящения
[ редактировать ]У чокве есть отдельные лагеря посвящения для мальчиков и девочек. Самцы попадают в инициационные лагеря в период полового созревания; этот процесс называется муканда . В уединенном месте в лесу, вдали от деревни, строится вольер, где всем посвященным будут делать обрезание. Посвященные остаются в пределах лагеря до окончания процесса посвящения, где они будут находиться под присмотром смотрителей или виломболы . Это посвящение может длиться от пары месяцев до года, и посвященным не разрешается возвращаться в деревню или приближаться к женщинам или членам, которые не получили посвящение, до тех пор, пока они не завершат учебу. В рамках процесса инициации старейшины будут обучать посвященных религии, сексуальности, ремеслам и традициям чокве. Считается, что после окончания учебы они «переродились» в обществе чокве. [2] : 38–39
Женское посвящение называется укулеле . Сюда входит сам лагерь и связанные с ним мероприятия, через которые молодые женщины вступают во взрослую жизнь. Женщин инициируют индивидуально, в отличие от муканды , где их инициируют группой, и им требуется индивидуальное образование, которое подготовит их к браку вскоре после окончания инициации. Лагерь построен на окраине деревни и представляет собой конусообразную травяную хижину, похожую на деревенские, где посвященные спят и проводят вечера. Чтобы подготовить тело посвященной к рождению, старейшина наносит шрамы на живот и поясницу, разрезая и разжигая кожу и присыпая рану пеплом. В конце тело посвященного раскрашивается линейными рисунками. Она продолжает процессию по деревне, где будет исполнять танцы, которым научилась во время инициации, а также получает подарки от родственников и соседей. [2] : 44–49
Скульптурные Формы
[ редактировать ]Со временем у чокве развились культурные традиции, которые нашли отражение в искусстве, создаваемом внутри сообщества. Многие виды ремесел, такие как маски, чтят и образно «содержат» духи предков чокве. [2] : 11–12
Что касается резьбы на полезных предметах, то ее обычно делают миряне. Стулья, которые вырезаются на заказ профессиональными резчиками по дереву — сонги , также изготавливают предметы культа, однако не в каждой деревне есть профессиональный резчик по дереву. [19] : 69
Королевское искусство
[ редактировать ]На многих предметах, которые используются королевскими вождями, изображены сами вожди, а также королевские предки и королевские фигуры женского пола. Есть много предметов, изображающих королевскую власть, таких как скульптурные фигуры, табуреты, троны, копья, скипетры, посохи, трубки, нюхательные ступки (табачные ступки), церемониальные топоры, свистки, украшения, гребни, контейнеры и рога. [7] : 30–65
Когда чокве используют термин «трон», он имеет в виду резные стулья и соединенные квадратные табуреты. Это потому, что эти стулья и табуреты чокве выражают власть и престиж, которыми обладают их владельцы, хранители общественного порядка. Только троны являются символами порядка и власти. Когда речь идет о резном табурете или стуле, принадлежащем вождю, старосте или важному старейшине, его называют нгунджа , поскольку он выражает уважение к влиятельному рангу владельца помимо сообщений, которые стоят за ним. резьба. [19] : 69
Животный символизм
[ редактировать ]Чокве включают в свои произведения искусства изображения животных. Некоторые изображения включают птиц, летучих мышей, кроликов, бабуинов, львов, трубкозубов и ящеров (муравьедов), а также домашних собак и свиней. Меха, перья, когти, клювы и кости используются для украшения костюмов для гаданий. [2] : 34
Вождя можно назвать львом, потому что он олицетворяет власть и царственные качества, с которыми вождь хочет ассоциировать себя. Вождь также может ассоциировать себя с летучими мышами как с символами власти, которые наводят людей на мысль, что вождь может летать ночью и осознавать все, что происходит на его территории. [2] : 34
Прорицатель может хранить мех генетов (ночных диких кошек), что предполагает, что они обладают способностью передвигаться ночью, а также обнаруживать скрытые намерения злодеев, поскольку некоторые особенности генетов заключаются в том, что они быстрые и пугливые существа. Люди сообщества чокве верят, что генет способен исчезать, оставаясь невидимым, поэтому любой, кто владеет его мехом, может стать невидимым для других. [2] : 34
Чокве верят, что собаки также способны видеть вещи, невидимые для человека. Когда люди спят и воют собаки, считается, что они предупреждают своих хозяев о невидимых существах. Бабуинов предпочитают, потому что они ведут себя так же, как люди, и имеют семьи. Чокве верят, что трубкозуб и чешуйчатый муравьед находятся в контакте с предками подземного мира, поскольку эти животные живут под землей. Имя ящера на языке чокве — нкака , то же самое, что и дедушка. [2] : 34–35
Реституция
[ редактировать ]В зарубежных академических кругах постоянно возникает вопрос о происхождении различных произведений искусства, хранящихся в зарубежных музеях. Были предприняты некоторые усилия по возвращению произведений искусства предполагаемому источнику.
Примером этого является возвращение шести предметов в Национальный музей Дундо на северо-востоке Анголы, где первоначально считалось, что они были утеряны. В целом одиннадцать предметов были идентифицированы как часть коллекции Дундо и были успешно возвращены в Анголу. [20] : 8–9
Ритуалы
[ редактировать ]Чокве верили во множество различных духов, в том числе в хамбу (мн. махамба), который является духом предка или духом природы, которому посвящен культ. Что касается махамбы, чокве представляют их в виде деревьев, кусков термитников, упрощенных фигурок и масок. Этим изображениям этих духов посылаются молитвы, жертвоприношения и подношения в обмен на защиту в повседневной жизни и утешение, если какой-либо последователь культа рассердил их или между потомками произошел спор. [21] : 40
Есть две разные махамбы , которые различают чокве. Махамба макулвана — это духи, которые представляют предков и представлены двумя термитниками, и махамба йипвия — дух-паразит или злой дух, который может привязываться к человеку через одержимость. Иногда духи-паразит могут быть чужеродными и могут быть одними из самых опасных, потому что они могут вызывать болезни, а также являются одними из самых трудных махамб , которым угодить. [21] : 40–41
Когда болезнь вызвана махамбой , может быть проведен длительный ритуальный процесс, чтобы вылечить жертву болезни. Цимбанда — мужчина или женщина, изгнанные тем же духом, а затем ставшие членом культа, посвященного этому духу. Чимбанда . вызывает одержимость внутри жертвы и натирает тело белой глиной, что символизирует невиновность, как лекарство для избавления духа Известно, что это удается только тогда, когда жертва издает последний крик, полагая, что это хамба, выходящая через рот жертвы. [21] : 40–41
После проведения экзорцизма проводится церемония очищения, бросая все, с чем соприкасалась жертва, в куст или реку, после чего жертву приобщают в культ. [21] : 41
Ритуальные маски
[ редактировать ]Большинство масок окрашены в три основных цвета: черный, красный и белый и обычно изготавливаются из растительных волокон, кусков ткани и бумаги. [22] : 39–40
Когда дело доходит до ношения ритуальной маски Чокве, необходимо заранее выполнить определенные требования. [23] : 41
Маскарады чокве верят, что плевание в ритуальную маску, которую они собираются надеть, считается очищением, подношением, а также способом подачи просьбы духу предков. Другая причина плевания заключается в том, что, как говорят, оно помогает завоевать доверие духов и защитить от любых злых владений, а также уничтожить их. [23] : 41
Ритуалы чокве сопровождаются множеством масок. Чокве различают три категории ритуальных масок; маска чикунгу макиси а ку или макиси ва мванангана , которая представляет предков вождя и используется только в особых случаях, муканда, эта маска играет роль в посвящении муканда , и макиси а кухангана , которая представляет собой танцевальную маску и в основном хранится и выполняется владельцами. [23] : 41
Макиси ва Чикунза — это маска, которая связана с ритуалом обрезания муканда и упоминается как кузнечик, известный своими репродуктивными способностями, поэтому символизирующий плодородие. Головной убор этой маски, весь ее материал и украшения представляют собой рога антилопы, которые символизируют силу и мужественность. В одной руке маскарада он держит меч муквале или винтовку, а в другой — ветку цитете , и задача маски — отыскивать тех, кому необходимо обрезаться, и вести их к кустам, где состоится ритуал обрезания, а также защитит обрезанных мальчиков во время ритуала. [23] : 42
Маска макиси ва Чикунгу — самая большая маска чокве, принадлежит мванангане и напоминает предков вождя. Владелец этой маски, мванангана , приносит в жертву козла или петуха с помощью меча муквале , и как только козел или петух приносятся в жертву, его затем вешают вокруг шеста хижины, которая находится в центре деревни. [23] : 42–43
Поскольку эта маска является самой большой из всех, по бокам у нее есть крылья, которые, как говорят, представляют черного аиста ( кхумби ), а пилообразный узор, украшающий маску, ассоциируется с «гадюкой аиста». Макиси ва Маска чикунгу имеет полосу треугольников, украшающую маску, которая называется йенге и представляет собой габунскую гадюку и ее треугольные узоры на спине. Когда дело доходит до маскарадов, маскарад всегда является владельцем и носит юбку вождя до пола, а также носит меч или винтовку, как маскарад макиси ва Цикунза . [23] : 42–43
Маска Чихонго , представляет , первоначально называвшаяся Чимьянджи собой танцевальную маску и очень известна среди сообщества чокве. Эта маска олицетворяет дух богатых, и ее носят вождь, его сын и племянник. Считается, что еще в древности эта маска использовалась как инструмент правосудия и могла обвинять зрителей в преступлениях, которые в конечном итоге карались смертью. Подобно чинкунзе , эта маска является хамбой , а также может быть макиси и может вызвать бесплодие у женщин, болезни у мужчин или неудачную охоту, если она недовольна. [23] : 43–44
Последняя ритуальная маска, которую используют чокве, - это маска Пво (женщина) или Мвана Пво (девушка), которые очень напоминают портреты, и это маска, которая по своей природе является хамбой и предназначена только для ее владельца. Эта маска в основном используется для обозначения зрелой женщины, доказавшей свою плодовитость, родив ребенка, однако она также может обозначать девочку и надежду на рождение потомства. Эту маску исполняет мужчина-маскарад, который дарует зрителям плодородие во время исполнения маски. Как только танцор маски уходит, эти маски тоже хоронят, как если бы они были людьми. [23] : 44
Религия
[ редактировать ]Традиционные религиозные верования чокве сосредоточены вокруг поклонения духам предков. [4] В группах, где существуют вожди, они считаются представителями бога Калунги или Нзамби, поэтому их почитают и называют Мванангана , или «надзиратели земли». Иногда считается, что существует духовная связь между произведениями искусства, такими как изделия ручной работы, резные предметы и предками, а также богом Калунгой или Нзамби. В колониальную эпоху Чокве массово обратились в христианство, однако первоначальные верования были сохранены, что привело к синкретизму верований и практик. [4] Они, например, продолжили свои духовные ритуалы с дохристианской эпохи, а также сохранили свои сложные обряды перехода, особенно для того, чтобы отметить вступление мужчин и женщин во взрослую жизнь. [1] [4]
Чокве строят родовые святилища, в которых размещают скульптуры, предметы и артефакты. Эти предметы, помещенные в святилища предков, предназначены для содержания или представления духов, а также служат точкой контакта между живыми и духовными силами. В этих святилищах, называемых качипанго, чокве призывают или призывают духов своих предков. [2] : 31
В популярной культуре
[ редактировать ]Статуя чокве, резьба по телу чокве, кровавые алмазы и народ чокве фигурируют в сюжетной линии Донны Леон 14-го детективного романа комиссара Гвидо Брунетти «Кровь из камня» (2005). [24] [25]
Чокве Лумумба , бывший лидер Республики Новая Африка, ставший мэром Джексона, штат Миссисипи , в 2013 году, взял свое имя от народа чокве. [26] Его сын Чокве Антар Лумумба был избран мэром Джексона в 2017 году.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г Люди чоуки. Архивировано 23 октября 2016 г. в Wayback Machine , Британская энциклопедия.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д Джордан, Мануэль (1998). Чокве (1-е изд.). Издательская группа Розен. ISBN 0-8239-1990-0 .
- ↑ Cokwe . Архивировано 23 октября 2016 г. в Wayback Machine , Ethnologue (2007).
- ^ Jump up to: а б с д Левит Кете Асанте; Нет ничего похожего на тебя (2009). Энциклопедия африканской религии Публикации SAGE. стр. 100-1 165–166. ISBN 978-1-4129-3636-1 .
- ^ Джереми Блэк (2013). Война в современном мире с 1815 года . Рутледж. стр. 175–179. ISBN 978-1-136-40233-3 .
- ^ Джозеф Миллер (1970). «Торговля и завоевания чокве в девятнадцатом веке». В Ричарде Грее и Дэвиде Бирмингеме (ред.). Доколониальная африканская торговля: очерки торговли в Центральной и Восточной Африке до 1900 года . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-215639-6 .
- ^ Jump up to: а б Джордан, Мануэль (1998). Чокве! Искусство и инициация среди чокве и родственных им народов . Престель-Верлаг. ISBN 3-7913-1997-3 .
- ^ Jump up to: а б Филлис Мартин; Патрик О'Мира (1995). Африка . Издательство Университета Индианы. стр. 126–127 . ISBN 0-253-20984-6 .
- ^ Jump up to: а б с д Ахим фон Оппен (1993). Условия торговли и условия доверия: история и контекст доколониального рыночного производства в Верхнем Замбези и Касаи . ЛИТ Верлаг Мюнстер. стр. 285–291 со сносками. ISBN 978-3-89473-246-2 .
- ^ Кевин Шиллингтон (2012). История Африки . Пэлгрейв Макмиллан. стр. 259–263. ISBN 978-1-137-00333-1 .
- ^ Jump up to: а б Роланд Оливер; Энтони Атмор (2005). Африка с 1800 года . Издательство Кембриджского университета. стр. 81–89 . ISBN 978-1-139-44398-2 .
- ^ Роберт Олдрич; Кирстен Маккензи (2013). Рутледж История западных империй . Рутледж. стр. 461–464. ISBN 978-1-317-99987-4 .
- ^ Jump up to: а б Дэвид Гордон (2013). Роберт Росс; и др. (ред.). Объекты жизни в Центральной Африке: история потребления и социальных изменений, 1840–1980 гг . БРИЛЛ Академик. стр. 30–35. ISBN 978-90-04-25624-8 .
- ^ Джон Э. Флинт (1977). Кембриджская история Африки . Издательство Кембриджского университета. стр. 243–247. ISBN 978-0-521-20701-0 .
- ^ Тимоти Дж. Стэплтон (2013). Военная история Африки . АВС-КЛИО. стр. 186–198. ISBN 978-0-313-39570-3 .
- ^ Хоуп Б. Вернесс (2003). Континуальная энциклопедия местного искусства: мировоззрение, символизм и культура Африки, Океании и Северной Америки . Академик Блумсбери. стр. 59–60. ISBN 978-0-8264-1465-6 .
- ^ Ханс-Иоахим Колосс (1990). Искусство Центральной Африки: Шедевры из Берлинского музея фёлькеркунде . Метрополитен-музей, стр. 50–53. ISBN 978-0-87099-590-3 .
- ^ Бастин, Мария-Луиза. «Ритуальные маски чокве» . Африканское искусство . 17 (4): 40–45, 92–93, 95–96. дои : 10.2307/3336156 .
- ^ Jump up to: а б Кауэнховен-Янзен, Рейнхильд. «Троны Чокве» . Африканское искусство . 14 (3).
- ^ Херсак, Дуня. «Реституция: дебаты и действия». Африканское искусство . 52 (1). дои : 10.1162/00441 .
- ^ Jump up to: а б с д Бастин, Мария-Луиза. «Ритуальные маски чокве» . Африканское искусство . 17 (4): 40–45, 92–93, 95–96. дои : 10.2307/3336156 .
- ^ Вастио, Борис (2006). Конечно . 5 континентов. ISBN 88-7439-293-1 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Бастин, Мария-Луиза. «Ритуальные маски чокве» . Африканское искусство . 17 (4): 40–45, 92–93, 95–96. дои : 10.2307/3336156 .
- ^ Леон, Донна (2005). Кровь из камня . Атлантический Ежемесячник. ISBN 0-87113-887-5 . (например, в главах 26 и 27)
- ^ «Рецензия: Кровь из камня Донна Леон « » . Киркус . 2005. Архивировано из оригинала 11 октября 2016 г. Проверено 11 октября 2016 г.
- ^ Бухсбаум, Герберт (10 марта 2014 г.). «Джексон оплакивает мэра с воинственным прошлым, который победил скептиков» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 31 марта 2023 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Арейя, М.Л. Родригес де. Чокве и их соседи банту . Цюрих: Жан Давид и Герхард Мерзедер, 2003.
- Арейя, М.Л. Родригес де и Роланд Каер. Маски: коллекции из Анголы 2 . Коллекции Этнографического музея Невшателя 7. Невшатель: Этнографический музей, 2009 .
- Бастин, Мария Луиза. Декоративное искусство тшокве . 2 тома. Лиссабон: Angola Diamond Company, Культурные услуги, 1961.
- Бастин, Мария Луиза. Скульптура Цокве . Медон: А. и Ф. Чаффин, 1982.
- Серкейра, Иво Бенджамин. Социальная жизнь коренных народов в колонии Анголы: использование и обычаи . Лиссабон: Отдел публикаций и библиотек, Agência Geral das Colónias, 1947.
- Делашо, Теодор и Шарль-Э. Тибо. Страны и народы Анголы: исследования, воспоминания . Невшатель: Editions Victor Attinger, 1934.
- Джордан, Мануэль, изд. Чокве!: искусство и инициация у чоукэ и родственных им народов . Мюнхен: Престель-Верлаг, 1998.
- Вастио, Борис. Конечно . Милан: 5 континентов, 2006.