Светлые люди
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( январь 2024 г. ) |
Регионы со значительной численностью населения | |
---|---|
Танзания | 87,000 |
Замбия | 169,000 |
Малави | неизвестный |
Языки | |
Ньямванга и суахили | |
Религия | |
Большинство: христианство Меньшинство: африканская традиционная религия | |
Родственные этнические группы | |
Фипа , Ньиха , Мамбве и другие народы |
Намванга или Ньямванга ( ваньямванга на суахили ) — этническая группа банту, проживающая в районе Момба в регионе Сонгве в Танзании , на северо-востоке Замбии и на севере Малави . Они говорят на ньямванге или чинамванге. В 1993 году население Мванги оценивалось в 256 000 человек, из которых 169 000 проживали в Замбии и 87 000 в Танзании. [1] На данный момент численность народа намванга в Малави еще не известна.
Постколониальные династии
[ редактировать ]Королева Винамванги на замбийской стороне, женщина, носит титул Навайвика и проживает в округе Наконде в Замбии, за границей с Танзанией. Другими королями являются Кафвимби, Муйомбе и Мвенечифунгве. Штаб-квартира этих вождей находится в районе Исока . Основными традиционными церемониями, практикуемыми Винамвангой, являются: Викамканимба, Нг'ондо, Чамбо Чалутанга и Муласа.
Первой королевой, назначенной Навайтвикой, была Намулинда. Ей было поручено управлять народом Намванга на замбийской стороне из Наконде, когда она умерла, Намайпо была назначена следующей Навайвикой. После ее смерти в 1940 году Малия была назначена третьей навайтвикой с 1941 по 1999 год. Малия правила более 56 лет, что сделало ее одной из королев Замбии, правивших дольше всех. После ее смерти Эвелин, которая родилась в Замбии и жила в Муфулире со своим мужем, позже была назначена нынешней Навайвикой.
Считается, что народ винамванга пришел из Северо-Восточной Африки вместе с народом Тонга /Ила из южной провинции примерно в 900 году до нашей эры. Отсюда некоторое сходство в именах между Тонгой и Намвангой, например, Сиаме в Намванге и Сианджунза в Тонге. Их образ жизни представлял собой фугальный строй или кочевой образ жизни, то есть у них не было постоянного места жительства. К этому времени границ уже не было, а это означало, что намванга в Танзании и Замбии делили все, включая лидерство.
После раздела границ штаб-квартира народа намванга осталась в Танганьике или Танзании под властью короля Мукомы. По сей день король народа намванга базируется в Танзании и лишь назначает оттуда вождя, который будет править народом намванга в Замбии. Считается, что брат вождя Навайтвики восстал против нее, потому что он чувствовал, что его сестра не может управлять им, поэтому организовал своих последователей, ночью украл королевский барабан для вождя своей сестры и продолжил миграцию на юг, в сторону современной Исоки . Переправившись через реку Калунгу, он и его последователи ударили в королевские барабаны, сигнализируя о своем назначении на пост вождя. Вождь Навайтвика не хотела сражаться со своим кровным братом и, в свою очередь, остановила свои войска от нападения на отколовшуюся группу и просто сказала: «валекани васенде инг'ома йавуфуму авива» (пусть они возьмут королевский барабан, они воры). . Брата Навайвики звали Кафвимби, и именно так было основано вождь Кафвимби. И поскольку Навайтвика сказал, что они воры (Авива), винамванга под предводительством Кафвимби называются Авива или Ива . Другой вождь династии Мукома поселился в Малави под руководством вождя Камеме Сиаме, правившего винамвангой этой страны. В Исоке есть и другие вожди под руководством вождя Кафвимби, то есть Мвенимпанза, Катитье и т. Д.
Это народ по отцовской линии . Мвинамванга наследует имущество, имена и титулы по линии своего отца. Однако современные винамванга склонны игнорировать некоторые традиционные требования отцовства.
Уникальные имена
[ редактировать ]Винамванга Фамилии уникальны тем, что содержат гендерные обозначения. Все женские фамилии начинаются с «На», а все мужские — с «Си». В отличие от других этнических групп Замбии, которые используют такие префиксы для обозначения «отца» или «матери», у Винамванги префиксы закреплены за их фамилиями. Мы видим примеры такого использования в таких именах, как Сивале, женским аналогом которого является Навале или Намвила, Симуконда и Намуконда, Сикаунди и Накаунди, Сичоне и Намондже, Сикомбе и Накапонда, Синкала и Намбела, Сичалве и Началве, Сикана и Накана, Симванза и Накавала. и т. д. Аналогичное использование префиксов мы находим у мамбве и лунгу Мбалы и Мпулунгу соответственно. Среди Винамванга женщины, принадлежащие к королевскому клану, могут иметь фамилию, совершенно отличную от фамилии мужчин. Например, мужчины нынешнего королевского клана носят имя Сикомбе, а женщин зовут Накапонда и Сияме, а женщин называют Накамба и Симванза для мужчин, а женщин - Накавала. Однако среди мамбве Наяме является женским эквивалентом Сияме, а Ванджилани - это особое имя, известное племени Винамванга, все женские фамилии, например, Накапонда, сочетаются с мужским именем Сикомбе, а другие имена намванга заканчиваются на нджи.
Еда
[ редактировать ]Винамванга выращивает просо , арахис , фасоль , кукурузу и другие культуры. Они также разводят крупный рогатый скот (основной источник богатства и валюты для брачных сделок), овец, коз, птицу и голубей. Представители других этнических групп часто дразнят Винамвангу за их любовь к кумби или пупве, овощу со скользкими свойствами, подобному бамии. Его готовят из пищевой соды или замоченной древесной золы и смешивают с фасолью. Кумби обычно смешивают с фасолью и подают с ншимой (густой кукурузной кашей), распространенной среди африканцев.
Ухаживание и брак
[ редактировать ]Как и среди других африканских культур, в традиционной Винамванге отсутствует концепция датирования. Любая форма добрачной дружбы между молодыми мужчинами и женщинами строго запрещена. Однако молодые люди находят способы обойти ограничения. Чтобы заявить о своем желании жениться на женщине, мужчина должен дать интересующей его женщине деньги или бусы, называемые инсаламу. Девушка, принявшая инсаламу, показывает тем самым, что согласна на предложение руки и сердца. Тем не менее, ее родители должны дать согласие на предложение руки и сердца. Мужчина отправляет доверенного друга или родственника в качестве посредника (катея ва мпанго) к родителям женщины, чтобы выразить свою заинтересованность в женитьбе на их дочери. Если они соглашаются, он платит приданое, чаще всего исчисляемое в количестве скота, но также и в денежной форме. Если они отклонят предложение, мужчине придется искать другую женщину, на которой он сможет жениться. В случае, если мужчина забеременел девушкой до брака, мужчина обязан возместить ущерб сверх обычных выплат приданого . Женщине запрещено делать предложение мужчине замуж.
Религия
[ редактировать ]Большинство винамвангов, принявших христианство, принадлежат к Объединенной церкви Замбии (UCZ. Ранее — Свободная церковь Шотландии ). Другие принадлежат к Католической церкви , Африканской методистской церкви , Свидетелям Иеговы, адвентистам седьмого дня, в основном чернокожим евреям африканского происхождения, а также многим другим крупным религиозным организациям.
Политика
[ редактировать ]Ассоциации благосостояния или ассоциации коренных жителей в Ньясаленде ( Малави ) и Северной Родезии ( Замбия ) были сформированы в колониальный период. В 1930-х и 1940-х годах ассоциации благосостояния были обычным явлением, но первая ассоциация благосостояния в Северной Родезии была основана на миссионерской станции Мвенцо в 1912 году. Цель или статус этих ассоциаций часто обсуждается как «зародышевые политические организации» (Gray 1990:100). , «неполитический» бывшим членом Пакаса Макаса (1985:31) и описанный как «коренной национализм другими учеными ».
Дональд Роберт Менго Сивале, житель Намванги и житель Мвензо, получивший образование в Институте Овертаун в Малави, был основателем Ассоциации благосостояния Мвензо. Вместе с такими людьми, как преподобный Дэвид Каунда из Любвской миссии, Хезекия Нконджера Кавоса и Питер Синкала.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Страна. Танзания» . ethnologue.com . [ мертвая ссылка ]
Библиография
[ редактировать ]- Синкамба, HMF (1984) Останки Винамванги, член парламента, п/я 71581 Ндола (Замбия)
- Конфликт и интересы в районе шотландской миссии - Северо-Восточная Замбия, 1870–1935 гг.