Люди мбугу
Ошибки | |
---|---|
Общая численность населения | |
60,000 | |
Регионы со значительной численностью населения | |
![]() ( район Лушото ) | |
Языки | |
Мбугу , Паре , Шамба и суахили | |
Религия | |
большинства Христианство , Ислам меньшинства и африканская традиционная религия | |
Родственные этнические группы | |
Нет переводов & other доступных |
Человек | Ошибки |
---|---|
Люди | Ошибки |
Язык | Кимбугу |
Народ мбугу , также известный как вамаа , маа ( вамбугу , на суахили ) — этническая банту и языковая группа, происходящая из западных гор Усамбара округа Лушото в регионе Танга в Танзании . Язык мбугу (или маа) Танзании — один из немногих настоящих гибридных языков, сочетающий грамматику банту с кушитской лексикой. На самом деле люди говорят на двух языках: одном смешанном и другом паре , который тесно связан с языком банту. [ 1 ] По оценкам, осталось около 60 000 человек мбугу. [ 2 ]
Происхождение
[ редактировать ]Исторически мбугу жили в окрестностях озера Виктория или, что менее вероятно, озера Эяси . Однако его информатор использовал фразу на суахили « бахари я пили» , что означает «другое/второе море» и также может относиться к широкой равнине. В результате, возможно, имелся в виду Серенгети . Оттуда квави прогнали мбугу и последовали за ними в Мугве на востоке. Майнхоф предполагает, что они, возможно, взаимодействовали с бурунги там или поблизости. Подобно мбугу, бурунги, как и иракский , является южнокушитским языком. [ 3 ]
Затем племя разделилось на три части и снова направилось на восток через Моши и Саме в Ласу в долине между западными горами Усамбара и южными горами Паре . Раньше это племя находилось в Угвено , в северных горах Паре . Племя делилось на три группы: шесть кланов Мбугу; по шесть кланов Нанго и Дуфу . Когда масаи напали на них в Ласе, они снова откололись: дуфу двинулись на юг, на территорию сигуа , и ассимилировались с сигуа; Нанго отправились в Шуме в Усамбаре и продолжали оставаться кланом Самбаа . [ 4 ]
Оставшаяся группа (шесть кланов Мбугу) вернулась в Паре, где позже долгое время поддерживала связь с Вудеем. Мбугу отправились в Усанги , который находится непосредственно к югу от Угвено, но неясно, в какой момент они там находились. Позже они снова переехали на юг, на этот раз в Шуме в Усамбаре. Некоторые писатели, такие как Мейер, использовали название Квамбугу для обозначения региона в той же области Усамбары, что и Шуме. Они обнаружили уже обосновавшихся здесь нанго; позже они расширились до Усамбары, достигнув Мало, Магамбы возле Лушото и Бумбули . [ 5 ]
Согласно легенде, Мбугу жили в Усамбаре до 1650 года. Основная часть Мбугу могла бы последовать за ними, возможно, вскоре после этого, если бы легенда о том, что у Мбегхи , основателя династии Килинди в Усамбаре, была жена Нанго, верна. . Тогда Нанго, должно быть, обосновался там к семнадцатому веку. Следующие замечания относительно «мбугу» дают некоторые указания на запутанную языковую ситуацию: «Мбугу» идентифицируют себя как ва-маа и говорят на ки-маа . Кланы, прибывшие в Усанги, говорят исключительно на кипаре . [ 6 ]
Несмотря на то, что некоторые кланы живут в Усамбаре более 200 лет, они говорят исключительно на кипаре. Мбугу утверждают, что на их языке больше нет песен и сказок; все пословицы, песни и сказки, которые я собрал, были в Часу. У вамбугу особый тон, когда они говорят на кипаре. В Магамбе есть несколько связанных семей, говорящих на языке, который никто не может расшифровать. Самбаа различают две линии вамбугу, имеющие совершенно разное происхождение. Они происходят от «Умбугве», также известного как Вамбугве, и «Уквави-Упаре», также известного как Вамбугу-Макей. [ 7 ]
Язык
[ редактировать ]Выводы, которые следует сделать из этих спорадических намеков, по-видимому, заключаются в том, что, хотя некоторые люди, которых называют мбугу и идентифицируют себя как ва-маа, все еще говорят на своем родном языке, ки-маа, который состоит из языка, не относящегося к банту. субстратом и надстройкой банту, другие полностью утратили все следы родного языка и теперь говорят на «кипаре» или «касу». Однако реальная языковая ситуация оказалась несколько сложнее. [ 8 ]
Выводы, которые можно сделать из этих отрывочных намеков, указывают на то, что некоторые люди, носящие имена мбугу и называющие себя ва-маа, все еще говорят на своем родном языке, ки-маа, который состоит из небантуского субстрата и надстройка банту, а другие полностью утратили все следы своего первоначального языка и теперь говорят «кипаре» или «касу». Но выяснилось, что реальная лингвистическая проблема немного сложнее. [ 9 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Такер, А.Н. и М.А. Брайан. «Аномалия «Мбугу». Бюллетень Школы восточных и африканских исследований, том. 37, нет. 1, 1974, стр. 188–207., doi:10.1017/S0041977X00094957.
- ^ «Обзор Мбугу» .
- ^ Такер, А.Н. и М.А. Брайан. «Аномалия «Мбугу». Бюллетень Школы восточных и африканских исследований, том. 37, нет. 1, 1974, стр. 188–207., doi:10.1017/S0041977X00094957.
- ^ Такер, А.Н. и М.А. Брайан. «Аномалия «Мбугу». Бюллетень Школы восточных и африканских исследований, том. 37, нет. 1, 1974, стр. 188–207., doi:10.1017/S0041977X00094957.
- ^ Такер, А.Н. и М.А. Брайан. «Аномалия «Мбугу». Бюллетень Школы восточных и африканских исследований, том. 37, нет. 1, 1974, стр. 188–207., doi:10.1017/S0041977X00094957.
- ^ Такер, А.Н. и М.А. Брайан. «Аномалия «Мбугу». Бюллетень Школы восточных и африканских исследований, том. 37, нет. 1, 1974, стр. 188–207., doi:10.1017/S0041977X00094957.
- ^ Такер, А.Н. и М.А. Брайан. «Аномалия «Мбугу». Бюллетень Школы восточных и африканских исследований, том. 37, нет. 1, 1974, стр. 188–207., doi:10.1017/S0041977X00094957.
- ^ Такер, А.Н. и М.А. Брайан. «Аномалия «Мбугу». Бюллетень Школы восточных и африканских исследований, том. 37, нет. 1, 1974, стр. 188–207., doi:10.1017/S0041977X00094957.
- ^ Такер, А.Н. и М.А. Брайан. «Аномалия «Мбугу». Бюллетень Школы восточных и африканских исследований, том. 37, нет. 1, 1974, стр. 188–207., doi:10.1017/S0041977X00094957.