Хе-хе люди
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( май 2021 г. ) |

Хехе Вахехе ( регионе коллектив суахили: ) — этнолингвистическая группа банту, базирующаяся в Иринга на юге центральной части Танзании , говорящая на языке банту хехе . В 2006 году население хехе оценивалось в 805 000 человек. [ 1 ] по сравнению с чуть более 250 000, зарегистрированными в переписи 1957 года, когда они были восьмым по величине племенем в Танганьике. [ 2 ] В 2014 году в Уганде их было еще 4023. [ 3 ]
Исторически они известны тем, что разгромили немецкую экспедицию в Лугало 17 августа 1891 года и поддерживали сопротивление в течение семи лет после этого под руководством своего вождя Мквавы . [ 4 ] [ 2 ]
Этимология
[ редактировать ]Использование Вахехе в качестве обозначения группы можно объяснить их боевым кличем: [ 5 ] и первоначально использовался их противниками. [ нужна ссылка ] Сами вахехе приняли его только после того, как немцы и британцы стали применять его последовательно, но к тому времени этот термин приобрел престижный оттенок (имея в виду, конечно, корни этого термина в войне хехе и победе над немцами в 1891 году). [ нужна ссылка ]
История
[ редактировать ]Из отчета Восточноафриканской комиссии явствует, что с точки зрения исследований действия Великобритании в Танганьике могут быть подвергнуты критике со стороны международной комиссии, поскольку из соображений экономического кризиса после войны они были сочли необходимым подавить исследовательское учреждение, ранее принадлежавшее немцам. [ 6 ]
— Выводы заседания кабинета министров , 20 мая 1925 г.
«Из научной литературы о Британской Восточной Африке, — заметил Джон Уолтер Грегори в 1896 году, — к сожалению, мало что можно записать. Нет ничего, что могло бы сравниться с великолепной серией работ, выпущенных с описанием Германской Восточной Африки […] История исследование Экваториальной Африки — это то, на что англичане могут оглядываться назад с чувством такой справедливой гордости, что мы можем без колебаний признать превосходство немецкой научной работы в этом регионе». [ 7 ] Поэтому неудивительно, что большинство важных источников по истории хе-хе — немецкие. [ 8 ] После того как Германская Восточная Африка была разделена между Британской и Бельгийской империями после Первой мировой войны , интерес немецких учёных угас. [ 8 ] и британцы решили не продолжать свои исследования.
в конечном итоге стали называть хехе Люди, которых европейцы , жили изолированно на высокогорье на юго-западе Танзании, к северо-востоку от озера Ньяса (озеро Малави), и имели мало предков, которые жили в Ухехе на протяжении более четырех поколений. За исключением некоторых скотоводов на равнинах и некоторых, державших ограниченное количество крупного рогатого скота и коз , вахехе были в первую очередь земледельческим народом. Вначале они, казалось, жили в относительном мире, хотя различные вожди ссорились друг с другом, совершали набеги друг на друга за скотом и разрывали союзы. Население, вероятно, было небольшим, и ни одно вождество не превышало 5000 человек. Однако к середине XIX века Нгурухе , одно из наиболее важных вождеств во главе с династией Муйинга , начало наращивать свой вес и расширять свое влияние и власть.
Именно Муньигумбе из семьи Муйинга начал создавать зачатки «государства» посредством браков и завоеваний . Во многом это произошло за счет васангу , которые использовали собственную военную тактику сангу и даже использовали формы языка сангу , чтобы должным образом поднять воинов хехе на битву. Муньигумба даже заставил васангу под предводительством Мерере II перенести свою столицу в Усафву .

Со смертью Муньигумбы в 1878 или 1879 году гражданская война разразилась Ньямвези , и раб , женатый на сестре Муньигумбы, смог убить брата Муньигумбы, оставив неприятную перспективу иметь дело с сыном Муньигумбы Мквавой . Мквава убил раба Ньямвези, Мвумбамбе, в месте, называемом «местом, где сложены головы», и Мквава занял центральное место, на сцене, на которой он продолжал доминировать до конца XIX века. Джон Илифф описывает Мкваву в своей книге «Современная история Танганьики» как «стройного, остроумного, жестокого и жестокого, получившего хвалебное имя безумия года ».
Именно Мквава к 1880 или 1881 году [ 9 ] стал единоличным правителем Ухехе посредством войны и запугивания. [ нужна ссылка ] Мквава продолжал расширять власть хехе на север, к центральным караванным путям и наносить удары вагого , вакагуру , немцам и т. д., а на юге и востоке — всем, кто попадался им на пути, и не в последнюю очередь своим старым врагам васангу, которые тогда начали обратившись за помощью к немцам. К 1890 году хе-хе были самой сильной и доминирующей державой на юго-востоке и начали конфликтовать с другой набеговой державой - немцами.
«Хе-хе» не имели сложной организации, но обладали гибкостью, чтобы создавать трудности своим врагам.
Заместитель начальника Мотомкали Мукини «Мкини» был назначен править и во время своего правления основал военную базу, используемую для набора и обучения в месте, так называемом Ихумитангу , что означает место, где обучались колониальные бойцы . Ему наследовал его сын Галаквила Мотомкали Мкини.
Общество
[ редактировать ]Вахехе проживают в основном в Ухехе, районе, который:
лежит между реками Великая Руаха и Киломберо , в горах Усунгва и плато, лежащих в северной части области, известной как Южное нагорье . Он включает в себя участки тропического леса, высокие холмистые луга, центральное плато с лесами Брахистегии и, ниже откоса на северо-востоке, севере и западе, рядом с рекой Великая Руаха и ее притоками, сухие равнины, покрытые колючим кустарником. [ 2 ]
Имея в виду их вооруженное сопротивление Германской Восточной Африке, колониальные описания романтизировали бы хе-хе как «эти грубые, сдержанные горные люди […] настоящее воинственное племя, которое живет только для войны». [ 2 ] Их сила зависела от копья и дисциплинированной силы вооруженных граждан. Даже после того, как огнестрельное оружие стало более важным, копье оставалось их главным оружием, поскольку на открытых равнинах использование копий по-прежнему имело преимущество. Защита бомы за частоколами или стенами с помощью винтовок не была их сильной стороной, тактика и внезапная массовая атака копьями были.
Военная организация оставалась самой важной частью жизни вахехе, и каждый взрослый мужчина был воином. Самые младшие жили в столице Иринге , где их обучали полупрофессиональные воины. К 1890-м годам у Хе-хе были непосредственные последователи от 2000 до 3000 человек, а также еще 20 000 мужчин боеспособного возраста, которых можно было мобилизовать из их разрозненных усадеб, которые к 1800 году обычно были окружены большими кукурузными полями. И только позже, когда одной только их военной репутации стало уже недостаточно и война стала реальной угрозой, они начали объединять свои деревни и строить свои дома ближе друг к другу. Только после окончания войн они снова стали строить дальше друг от друга, причем каждая усадьба идеально была окружена собственными полями, были построены более крупные дома для их многочисленных жен, которые могли быть окружены открытым двором.
В то время как Илифф считает, что государство Вахехе было простым, лейтенант Нигманн считал правовую систему, традиции и обычаи довольно сложными. Однако верно, что вся власть исходила из воли вождя и что завоеванные вождества не ассимилировались, а удерживались силой, жестокостью и страхом. Независимо от того, считаете ли вы государство бесхитростным или нет, оно было одновременно успешным и долговечным. Как неоднократно говорилось, посетитель мог почувствовать высокомерную уверенность, которой нет больше нигде, а идентичность Хе-хе пережила все колониальное давление.

Женщин, захваченных на войне, передавали важным мужчинам (у некоторых мужчин их было от десяти до двадцати), которые затем занимались почти всем натуральным сельским хозяйством, доставляли воду и все строительные материалы, причем их жилища были хорошо изолированы от сильной и сильной жары. и холодно. Свою фамилию (хвалебное имя) и виды запрещенной еды ребенок получил от отца. Вахехе не мог жениться на ком-либо с таким же хвалебным именем и той же запрещенной едой, даже если родство не могло быть прослежено, и не мог жениться на ком-либо, кто был связан родственниками по женской линии. Однако было предпочтение жениться на кросскузенах . В большинстве общин было много домохозяйств, связанных друг с другом. Две коровы и бык считались важной частью невесты, которую можно было отдать за жену.
Хотя судьи (старосты) подвергались взяточничеству (и порой были вполне готовы его принять), существовала признанная система судов и правоохранительных органов. Наказание оставалось довольно простым, но имело хоть какое-то разнообразие. Существовали различные виды наказаний, такие как штрафы или епитимья , смертный приговор, избиения и редко применяемое изгнание из вождества. (за исключением смертной казни, нанесения увечий или чего-либо, наносящего вред здоровью человека, или любого другого нарушения, которое было неизвестно вахехе.) Деревенский староста был уполномочен рассматривать более легкие дела, такие как кража или другие преступления против собственности, прелюбодеяние, телесные повреждения. и т. д., причем более сложные случаи отправляются дальше по линии в направлении «султана», особенно те, которые нуждаются в тесте с применением яда. Все дела были представлены устно и открыты для всех. (Только судебные процессы по делу о государственной измене против султана проводились тайно.) Двух свидетелей-мужчин считалось достаточным для большинства «обычных» дел, в то время как считалось, что необходимо от трех до пяти свидетелей-женщин.
Могли быть приговоры за предательство или оскорбление государства или его лидера, дачу ложных показаний, прелюбодеяние (достаточно было одной свидетельницы со штрафом от одной до трех голов скота), инцест (очень редко, если вообще когда-либо использовался, поскольку женщины были довольно часто вступали в брак в возрасте от 10 до 13 лет и требовали от трех до пяти свидетелей), изнасилование (в качестве свидетеля требовалась только жертва), убийство , непредумышленное убийство , вендетта , воровство, сельскохозяйственная кража, получение краденого имущества и мошенничество - все это были части судебную концепцию и имели связанные с ними наказания.
В случае развода муж имел право забрать всех отлученных от матери детей, а семья матери должна была вернуть выкуп за невесту. Несмотря на это, жены часто разводились, обычно после того, как уже договорились с другим мужчиной.
Сила и могущество государства заключались в его воинах и их копьях, что делало его не только дисциплинированным и победоносным, но также обеспечивало единство и самобытность, позволяя каждому присоединиться к его впечатляющим успехам.
Хе-хе войны
[ редактировать ]

Вахехе расширялись на север и восток, в то время как немцы строили станции вдоль центрального караванного пути между побережьем и Таборой . Те группы, которые признавали и принимали превосходство Германии (показывая немецкий флаг), затем подвергались жестоким нападениям, грабежам и уничтожению иным образом. После тщетных попыток немцев договориться с ними была отправлена экспедиция под руководством командира Эмиля фон Зелевского .
Гражданский губернатор Юлиус фон Зоден не был в восторге от этого плана, но согласился. Зелевски покинул Килву в июле 1891 года с четырьмя ротами, но когда он достиг реки Руфиджи, он отправил роту под командованием лейтенанта Тома Принса обратно в Дар-эс-Салам, сказав Принсу, что трех рот будет достаточно, чтобы справиться с хехе, потому что « у этих ребят даже винтовок нет, только щиты и копья». [ 10 ] Зелевский повел свои войска вперед, не встречая особого сопротивления, через реку Великая Руаха и в высокогорье Ухехе. 17 августа 1891 года немцы попали в засаду в Лугало, устроенную отрядом Хехе в несколько тысяч человек под командованием брата Мквавы, Мпангиле. Только трое из тринадцати европейцев выжили, а около восьмидесяти процентов их африканских солдат были убиты. Зелевский был среди павших. Хе-хе также потеряли много людей, а выжившие немцы отступили к караванному пути.
Лейтенант Максимилиан фон Теттенборн, командовавший арьергардом, был старшим выжившим офицером. 30 августа он написал губернатору фон Содену письмо из Мийомбо, расположенного к югу от современной Килосы. Он сообщил о нападении следующим образом:
Колонна и артиллерия только что достигли этой заросли, когда послышался сигнальный выстрел. Хе-хе тут же появились в больших количествах по обе стороны колонны, не более чем в тридцати шагах от них. С дикими криками они в ярости напали на нас. Наши солдаты успели выстрелить лишь один или два раза, прежде чем противник оказался среди них. Неразбериху усилило стремительное бегство ослов, перевозивших артиллерию. Животные бросились в 5-ю роту. Мы не могли удержать наших людей от бегства, и противник энергично преследовал их. [ 11 ]
Серьезное поражение при Лугало стало большим ударом по военному престижу Германии и значительно истощило вооруженные силы колонии, но губернатор Соден подавил желание отомстить. В письме канцлеру Германии от 17 ноября 1892 года он писал: «Мы должны были, по крайней мере, переварить побережье, прежде чем пожрать внутренние районы». [ 12 ] Военные экспедиции в Ухехе были запрещены, но лейтенанта Тома Принса отправили основать станцию для защиты торгового города Кондоа. В начале ноября 1891 года он построил свой форт немного западнее города и назвал его Килоса . В мае 1892 года он основал еще одну станцию в Кисаки . С этих опорных пунктов он начал совершать набеги на территорию, завоеванную Мквавой, по обе стороны Великой реки Руаха. Мквава не был запуган, и 6 октября 1892 года его войска уничтожили немецкий отряд возле Килосы. [ 13 ]

Губернатор Зоден покинул колонию в начале 1893 года. Его преемником стал Фридрих фон Шеле , военный офицер с ястребиными инстинктами, но ограниченными способностями. Немцы заключили союзы с народами бена и сангу , чьи земли примыкали к Ухехе, и губернатор Шеле возглавил большую экспедицию, которая подошла к Ухехе с юга и в конце октября 1894 года достигла сильно укрепленной позиции Мквавы в Каленге (к западу от современной Иринги). К счастью для Шеле Его сопровождал очень способный Том Принс, который возглавил атаку на Каленгу 30 октября. Крепость была взята штурмом, но Мквава и большая часть его воинов смогли бежать. Шеле не предпринял попыток установить постоянное присутствие в Ухехе и вернулся на побережье, во многом сводя на нет цель экспедиции. [ 14 ]
Тогда между Мквавой и немцами установился непростой мир, хотя Принс продолжал проводить операции на северных окраинах Ухехе. Принц находился в отпуске в Германии с конца 1895 года до своего возвращения в Дар-эс-Салам в мае 1896 года. Его повысили до капитана, и вместе со своей новой невестой, бывшей Магдалиной фон Массов, он намеревался основать новую станцию в Перондо, в юго-восточных предгорьях плато Ухехе.
В августе 1896 года Принс двинулся в Ухехе. Он встретил некоторое сопротивление, но Мквава отступил, не желая встречаться с немцами в решающем бою. В сентябре Принс основал новую станцию в Иринге , примерно в двенадцати километрах к востоку от разрушенной крепости Мквавы в Каленге. Чтобы окончательно ослабить королевство Хе-хе, принц разделил его на две части. В западной половине вождь сангу, Мерере, был назначен правителем 10 декабря 1896 года. В восточной половине 24 декабря правителем стал брат Мквавы, Мпангиле. Хотя Мквава все еще находился на свободе, Принс обманывал себя, считая, что хехе теперь в значительной степени умиротворены. [ 15 ]
Вскоре ситуация ухудшилась. Мпангиле тайно общался с Мквавой, и когда Принс обнаружил это, он приказал казнить Мпангиле 22 февраля 1897 года. Местный миссионер описал казнь: «Настроение людей было неприятным. С эшафота Мпангиле призвал хехе присоединиться к Мквава в войне с европейцами. Отныне они должны использовать обман, чтобы убивать своих противников». [ 16 ] Хехе поверили Мпангиле на слово, и вскоре Ухехе поднял восстание. Мквава провел очень эффективную партизанскую операцию, используя пересеченную местность, чтобы избежать ожесточенных боев с крупными немецкими силами, выстроенными против него.
Эдуард фон Либерт , незадолго до этого занявший пост губернатора, был военным, не имевшим опыта ведения войны в Африке. В июле и августе 1897 года он лично возглавил экспедицию на Ухехе, которая оказалась безрезультатной. Как позже признался Либерт,
Я имел практический опыт ведения войны в Богемии и во Франции и в течение тридцати лет не переставал заниматься военной наукой, и особенно военной историей, но то, с чем я столкнулся здесь, в Ухехе, превосходило все виденное до сих пор... Первоначально я предполагал, что отправлюсь вглубь колонии с одним лишь хлыстом в руке и что я пройду через большинство мест практически без насилия. [ 17 ]
Чтобы уничтожить поддержку Мквавы, немцы ввели в Ухехе политику выжженной земли, в результате чего большая часть населения умерла от голода. В начале января 1898 года Принс смог доложить о взятии лагеря Мквавы в горах Удзунгва . Он отметил, что «многие из этих людей были всего лишь кожей да костями. Во всем этом лагере из 1000 душ мы не нашли ни одного мешка кукурузы. Даже в хижине Мквавы был только сладкий картофель». [ 18 ] Мквава все больше изолировался и подвергался горячему преследованию. Он покончил с собой и своим последним товарищем 19 июля 1898 года, недалеко к северу от Каленги. Сержант-майор Ганс Меркл отрезал Мкваве голову и отвез ее обратно на станцию в Иринге. Магдалина Принс записала это
Том сфотографировал голову Мквавы. Ни один европеец не может утверждать, что видел лицо Мквавы раньше, и даже после смерти этот самый могущественный и энергичный из всех местных принцев не позволил своим смертельным врагам увидеть свое настоящее лицо, потому что он выстрелил себе в голову, и его черты были таким образом деформированы. . Тем не менее характерные черты головы еще можно было различить: маленькое лицо с необычными щелевидными глазами, хотя и сравнительно большими, сильный нос, толстые губы, нижняя из которых заметно свисала вниз, почти до сильно выступающей вперед. , энергичный подбородок. Этот подбородок, толстые губы и выдающиеся челюсти придавали голове отчетливый вид жестокости и силы воли. [ 19 ]
Немцы отправили голову Мквавы в Германию. Мквава и хехе стали настолько известны, что в Версальский договор был включен пункт, предписывающий вернуть череп Ухехе. Его нашли не в Берлине, а в Бремене, и в конце концов вернули не в Ирингу, а в соседнюю Каленгу, и то только в 1956 году. Идентичность черепа сомнительна. [ 20 ] Мквава до сих пор имеет статус национального героя Танзании, даже спустя более ста лет. Вахехе никогда больше не восставали ни во время, ни после Маджи-Маджи.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ «Отчет этнолога по языковому коду: хех» . ethnologue.com . Проверено 13 апреля 2013 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Редмэйн 1968 , с. 409.
- ^ «Перепись населения и жилищного фонда Уганды 2014 г. – Основной отчет» (PDF) . Статистическое бюро Уганды. Архивировано из оригинала (PDF) 12 октября 2017 года . Проверено 17 апреля 2018 г.
- ^ Рейнджер 1968 , с. 442.
- ^ Холмс 1970 , с. 205: «[T]he Hehe [являются] потомками избранной группы, которые, как слышали противники, кричали «хи, хи, хи» перед тем, как вступить в драку».
- ^ «Выводы заседания кабинета министров, состоявшегося на Даунинг-стрит, 10, SW1, в среду, 20 мая 1925 года, в 11:30» . Национальный архив . Проверено 21 августа 2013 г.
- ^ Григорий 1896 , с. ix .
- ^ Перейти обратно: а б Редмэйн 1970 , с. 99, где отмечается, что примерно между 1891 и 1914 годами «многие немцы писали о Германской Восточной Африке, ее истории, географии, геологии, ботанике, зоологии, физической антропологии и этнографии».
Подробнее о немецкой исследовательской программе см. Redmayne 1983 . - ^ Редмэйн 1970 , с. 101.
- ^ Том фон Принс, Против арабов и вахехе: Воспоминания о моих днях лейтенанта в Восточной Африке, 1890-1895 (Берлин: ES Mittler, 1914), стр.88.
- ^ Максимилиан фон Теттенборн, «Столкновение экспедиции Зелевского с Вахехе», Немецкий колониальный журнал , Том 2 (1891), стр.435-438.
- ^ Цитируется по Джону Илиффу, «Современная история Танганьики» (Кембридж: Cambridge University Press, 1979), стр.109.
- ↑ Принс, Против арабов и вахехе , стр.98-187.
- ^ Принс, Против арабов и вахехе , стр.288-311.
- ^ Сводный отчет от 24 февраля 1897 г. о военных действиях капитана Принца в Ухехе с 12 июля по 25 декабря 1896 г. Федеральный архив Германии, R 1001/288, листы 25-34.
- ^ Цитируется по Беттине Брокмейер, Общая история, украденная история: колониальные биографии в Восточной Африке, 1880-1950 (Франкфурт: Campus Verlag, 2021), стр.299.
- ^ Эдуард Либерт, Девяносто дней в палатке: моя поездка в Ухехе, июнь-сентябрь 1897 г. (Берлин: ES Mittler, 1898), стр.29, 34.
- ↑ Отчет от 17 января 1898 года капитана Принса Иринги в военный штаб Дар-эс-Салама о недавних операциях в Ухехе. Федеральный архив Германии, R 1001/289, лист 19.
- ^ Магдалина фон Принс, Немецкая женщина во внутренних районах Германской Восточной Африки , 3-е изд. (Берлин: ES Mittler, 1908), стр.182-3.
- ^ «Череп султана – Один день» . Onestages.spiegel.de . Проверено 28 мая 2010 г.
Библиография
[ редактировать ]- Баер, Мартин; Шретер, Олаф (2001). Охота за головами: немцы в Восточной Африке, следы колониального правления . Берлин: Ссылки.
- Грегори, JW (1896). Великая рифтовая долина: рассказ о путешествии на гору Кения и озеро Баринго . Лондон: Джон Мюррей .
- Холмс, CF (1970). «Обзор: Танзания до 1900 года , Эндрю Робертс, изд.». Африканские исторические исследования . 3 (1): 204–206. дои : 10.2307/216503 . JSTOR 216503 .
- Илифф, Джон (1979). Современная история Танганьики . Кембридж: Издательство Кембриджского университета . ISBN 978-0-521-29611-3 .
- Нигманн, Эрнст (1908). Вахехе . Берлин: Э. С. Миттлер.
- Пиццо, Дэвид (2007). «Поглотить землю Мквава»: колониальное насилие и немецко-хехе-война в Восточной Африке, около 1884–1914 гг. (докторская диссертация). Университет Северной Каролины в Чапел-Хилл.
- Принц Магдалина (1908). Немка во внутренних районах Германской Восточной Африки (3-е изд.). Берлин: Э. С. Миттлер.
- Принц, Магдалина фон (2023). Немецкая женщина в Восточной Африке .
- Принц, Том фон (2021). Борьба с арабами и хе-хе .
- Принц, Том Фон (1914). Против арабов и вахехе: воспоминания о днях, когда я был лейтенантом в Восточной Африке, 1890–1895 гг . Берлин: Э. С. Миттлер.
- Рейнджер, Т.О. (1968). «Связь между движениями« первичного сопротивления »и современным массовым национализмом в Восточной и Центральной Африке. Часть I». Журнал африканской истории . 9 (3): 437–453. дои : 10.1017/s0021853700008665 . JSTOR 180275 . S2CID 161489985 .
- Редмэйн, Элисон (1968). «Мквава и войны хе-хе». Журнал африканской истории . 9 (3): 409–436. дои : 10.1017/s0021853700008653 . JSTOR 180274 . S2CID 163016034 .
- Редмэйн, Элисон (1970). «Военные трубы и другие ошибки в истории хе-хе». Антропос . 65 (1/2): 98–109. JSTOR 40457615 .
- Редмэйн, Элисон (1973). «Вахехе». В Эндрю Робертсе (ред.). Танзания до 1900 г. (3-е изд.). Найроби: Восточноафриканское издательство.
- Редмэйн, Элисон (1983). «Исследование обычного права в Германской Восточной Африке». Журнал африканского права . 27 (1): 22–41. дои : 10.1017/S0021855300013267 . JSTOR 745621 . S2CID 143471803 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Хе-хе и Ethnologue.com