Народ туру (Танзания)
Туру | |
---|---|
Человек | Муньятуру, Мурихи |
Люди | Ваньятуру, Арими |
Язык | Княтуру, Кирми |
Страна | Уньятуру, Урми |

Туру говорящая ( Арими, Ваньятуру ) — этническая и языковая группа, проживающая в регионе Сингида на северо-центре Танзании, на языке банту киньятуру . [ 1 ] В 1993 году численность населения Туру оценивалась в 556 000 человек. [ 2 ] Нынешнее население Туру превышает 1 000 000 человек. Они говорят на языке туру . [ 3 ]
Арими (народ Рими) — первоначальный эндоним . [ нужна ссылка ] Само слово Арими буквально означает земледельцы. Ваньятуру (народ Ньятуру) заменяет его, отражая контакт суахили; действительно, префикс ва- является суахили, а не туру а- .
Племенной состав
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( Май 2022 г. ) |
Народ туру — это три племени , аирвана (вилвана) , половина населения туру, включая город Сингида ; Вахи (Вахи) и маленький Аниньаньи (ваньин'аньи) . Каждое племя состоит из нескольких кланов, таких как Аньяхати и Акахиу вахи. Большинство туру — смуглые, высокие, худые, с длинными носами и светло-черными волосами. Несмотря на небольшие различия в диалектах, люди этих племен могут понимать друг друга. Хотя большая часть народа Ньятуру проживает в регионе Сингида в центральной Танзании, некоторые из них постоянно мигрируют в соседние регионы, такие как Маньяра , Табора , Морогоро и другие, в поисках более перспективных земель для ведения сельского хозяйства и пастбищ.
Социальная организация
[ редактировать ]
Люди туру определяют свою социальную организацию через родословную или происхождение. Фотография справа визуализирует социальный состав средней деревни Туру. Родословная первого уровня (уровень 1) состоит из взрослых братьев, а линия передачи второго уровня (уровень 2) состоит из нескольких родословных первого уровня. Деревня Туру описывается как одна линия передачи 2-го уровня. Несколько родословных 2-го уровня образуют клан (уровень 3), а несколько родословных 3-го уровня составляют подплемя (уровень 4). [ 4 ]
Вождества кланов Туру обычно определялись отцовским происхождением и территорией. Главой клана является «старший сын старшей жены основателя рода». [ 5 ] В случае недовольства или смерти кандидата старейшины семьи королевского подклана собирались и «выбирали» главу клана. Глава клана и старейшины были «хранителями закона». На старейшинах лежит ответственность обучать молодежь их правам и обязанностям.
Религиозные практики и верования
[ редактировать ]Основной религией народа туру является христианство. [ 3 ] Солнце играет очень важную роль в обществе Туру. Одна из знаменитых молитв Ньятуру, «Молитва Солнца», демонстрирует важность солнечной милости и роль, которую она играет в их понимании времен года, сельского хозяйства и образа жизни. [ 6 ]
Люди туру являются одними из первых племен в регионе, сочиняющих ритуальные молитвы. Люди туру обращаются с молитвами к Богу во время очень духовных и эмоциональных ритуалов, которые помогают в особых случаях, таких как ритуалы помолвки. Например, молитва под названием «Укута Юва» на языке киньятуру, что означает «Восхвалять Солнце», представляет собой традиционный гимн, восхваляющий Бога и прося Его благословений. В молитве Укута Юва жители Туру восхваляют силу и доброту Ювы (Солнца), которое является символом Бога. Они также отдают дань уважения Мвери (Луне), Гимее (Плеядам). Во время молитвенного ритуала двое пожилых мужчин сидят лицом друг к другу. Пока один читает молитву медленно, другой слушает и кланяется, произнося тихим голосом «эхеэ эхеэ», что означает «да, да» и «истина», что означает «совершенно верно, сэр», непрерывно до конца чтения. молитвы. [ 7 ]
Экономическая система
[ редактировать ]Приобретение скота является основной целью экономической деятельности Туру. Люди в обществе Туру могут приобретать скот за счет производства зерна. Есть три основных ресурса, способствующих производству избыточного зерна. Это земля, скот и рабочие, или жены. Земля нужна для выращивания сельскохозяйственных культур. Скот нужен для работы с плугами, а женщины нужны для сбора урожая. Использование этих трех ресурсов может помочь человеку производить больше зерна, чем необходимо для существования, а излишки зерна используются для покупки скота на рынке. [ 4 ] В то время как мелкие животные обычно принадлежат членам семьи, крупный рогатый скот иногда заимствуют у богатых кварталов для получения молока и навоза. Помимо выпаса скота, они обычно выращивают сельскохозяйственные культуры для еды и просто на продажу. Основными сельскохозяйственными культурами являются увеле , кукуруза и мтама . На плато также выращивают маниоку и сладкий картофель. Однако в последние годы у этих людей появился интерес к выращиванию некоторых коммерческих культур, таких как подсолнечник и лук, из-за относительного увеличения рынков в регионе. Однако коммерческий успех очень ограничен из-за плохих методов ведения сельского хозяйства и ненадежной погоды. Помимо земледелия, народ Ньятуру также много занимается животноводством. Более 70% домохозяйств Ньятуру имеют ранчо, похожие на сельскохозяйственные угодья, где выращивают крупный рогатый скот, коз, овец и кур. Вахи , среди прочих, также являются хорошими производителями меда и табака. Еда для народа туру — это форма социальности, которая составляет и опосредует человеческие взаимодействия и социальную иерархию. [ 8 ] [ 6 ] Один из основных продуктов питания называется угали — крутая каша, состоящая из воды, кукурузы, проса и сорго. Угали подают с гарниром (мбога) или сушеной рыбой, мясом или зеленью. Популярной мбогой среди туру является мленда , которую готовят из листовой зелени, помидоров, бамии, соли, молока и арахиса, образуя зеленый соус. [ 9 ] [ 6 ]
Приобретение земли
[ редактировать ]Мужчина туру может получить землю в наследство или расчистку новых полей. Запрещается обменивать землю на скот внутри села, однако земля может быть передана взаймы между жителями села. [ 10 ]
Приобретение жены
[ редактировать ]Жены играют важную роль в экономике Туру, потому что именно они работают на фермах и, что наиболее важно, производят зерно. Жены приобретаются на выкуп за счет скота. Переговоры о наследстве невесты ведут представители невесты и жениха. После того как выкуп за невесту согласован, он выплачивается в течение нескольких лет. [ 10 ]
Люди Ньятуру обычно живут в интеграции с другими племенами региона, такими как иракцы, вагого , ньирамба , ньямвези , сукума , сандаве и барабаиг . [ нужна ссылка ] Язык ньятуру — один из языков банту, широко распространенный в регионе к югу от Сахары.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Шнайдер, Гарольд К. (июль 1966 г.). «Экология Туру: среда обитания, способ производства и общество» . Африка . 36 (3): 254–268. дои : 10.2307/1157682 . ISSN 1750-0184 . JSTOR 1157682 . S2CID 146539985 .
- ^ «Отчет этнолога по Танзании» . Этнолог . Архивировано из оригинала 4 мая 2005 г. Проверено 9 октября 2023 г.
- ^ Jump up to: а б «Ньятуру в Танзании» . Проект Джошуа .
- ^ Jump up to: а б Шаниэль, Уильям (1982). «Вахи Ваньятуру и рынок». Журнал экономических проблем . XVI (2): 445–452. дои : 10.1080/00213624.1982.11504002 .
- ^ Либенов, Дж. Гас (1961). «Легитимность инопланетных отношений: Ньятуру Танганьики». Западный политический ежеквартальный журнал . IV (1): 68, 69.
- ^ Jump up to: а б с Филлипс, Кристин (2018). Этнография голода . Блумингтон, Индиана: Издательство Университета Индианы. п. 84.
- ^ Гирингер, Франц (1990). « Хвала солнцу». Традиционный гимн Ньятуру, восхваляющий Бога и прося Его благословений». Антропос . 85 (6): 518–523.
- ^ Этнография голода
- ^ Этнография голода
- ^ Jump up to: а б Шаниэль, Уильям (1982). «Вахи Ваньятуру и рынок». Журнал экономических проблем . XVI (2): 448.