Гого люди
Старики | |
---|---|
Общая численность населения | |
1,300,000 (1992) | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Танзания
| |
Языки | |
Язык гого и суахили | |
Религия | |
христианин Африканская традиционная религия | |
Родственные этнические группы | |
Ньямвези , кагуру , сагара и другие народы банту. |
Человек | Бревно |
---|---|
Люди | Старики |
Язык | Ствол |
Гого , также известные как Гонгве ( Вагого на суахили ), представляют собой этническую и языковую группу банту , проживающую в регионе Додома в центральной Танзании . В 1992 году численность населения Гого оценивалась в 1 300 000 человек. [1] .
История
[ редактировать ]Их название было придумано где-то в 19 веке караванами Ньямвези, проходившими через этот район, когда он еще был приграничной территорией. Ричард Фрэнсис Бертон утверждал, что население здесь очень малочисленное, сказав лишь, что человек может идти две недели и находить лишь разрозненные Тембесы. Существовала и остается проблема нехватки осадков для сельскохозяйственных культур и людей, сезон дождей короткий и неустойчивый с частыми засухами. [ 1 ]
В 18 веке вагого были в основном колонистами-первопроходцами из Уньямвези и Ухехе, и их часто путали с сандаве и кагуру . Половина правящей группы происходила из Ухехе. У них была давняя традиция охоты и собирательства, что позволяло ньямвези привозить слоновую кость на побережье, но к 1890 году они стали земледельцами, разводящими крупный рогатый скот. их сельскохозяйственным рабам плохо. [ 2 ]
Вагого переживал голод в 1881, 1885 и 1888–89 годах (незадолго до прибытия каравана Стокса), а затем снова в 1894–95 и 1913–1914 годах. Основной причиной исключительной серии голода в Угого были нерегулярные осадки и последовавшая за этим серия засух. [ 3 ]
Колонисты Кимбу и Ньямвези постепенно колонизировали засушливые равнины к западу и востоку от Угого, которых больше всего боялись путешественники, идущие по главной дороге. В Центральной Танганьике наблюдался рост городов Ньямвези, и у многих вождей Гого были советники из Ньямвези. [ 4 ]
больше людей выучило суахили, Благодаря караванной торговле в XIX веке чем ислам. По словам Бертона, на нем обычно говорили Сагара и Гого в 1850-х годах, который также отметил, что «почти в каждом внутреннем племени есть бродяга, который может говорить на этом языке». [ 5 ]
Колониальная эпоха
[ редактировать ]Во время освоения Танзании европейцами Угого использовался как путь на запад. Во время такой экспедиции вторая колонна двинулась по центральному караванному маршруту к западному плато, пока Виссманн работал на северо-востоке. Ее руководителем был Эмин-паша , эксцентричный австрийский врач. Ему было приказано «сломать или подорвать арабское влияние», построить немецкую базу на озере Виктория и быть готовым к вторжению в Бурунди в случае необходимости. До его прибытия немцы передали контроль над Угандой британцам. Эмин проигнорировал его приказ и вместо этого оставил «все в хаосе от Мпвапвы до Карагве». Он пересек Угого после того, как покинул Багамойо в апреле 1890 года, разрушив 19 деревень и похитив около 2000 животных после того, как аскари был убит в результате требования вождя о взимании пошлины. [ 6 ]
После немецкого вторжения в 1880-х годах миссионерская деятельность возросла. Отцы Святого Духа, старейшее из пяти уже существующих обществ, расширили свою миссию от внутренних районов Багамойо до Килиманджаро (1891 г.), Усамбары (1907 г.) и Угого (1910 г.). В 1890-х годах Белые отцы оккупировали долину Руква , Усумбву и Бухайю. расширились до Уфипы, Бухи, Мбулу и в направлении озера Ньяса В следующем десятилетии их первоначальные базы в Кареме, Таборе и Букумби . Темп протестантских обществ был медленнее. Между Бонде и Узигуа UMCA расширила свою деятельность. CMS отдала приоритет Уганде, отказавшись от своей станции на вершине горы Килиманджаро и сохранив лишь небольшую территорию в Укагуру и Угого. [ 7 ]
Восемь учителей были отправлены в Увидунду римско-католической общиной в Илонге в 1910 году. В следующем году они отправили 39 христиан для открытия миссии в Кибакве и еще 14 в 1912 году для преподавания в Угого. Прозелитизм Угого раскрыл истинную ценность катехизатора. Когда в 1909 году там была основана римско-католическая миссия, катехизаторы были выбраны из всех наиболее известных миссионерских мест колонии. Менее чем за пять лет они открыли 91 школу, в которой обучается 4000 учеников. [ 8 ]
Одним из общих воспоминаний танзанийцев о Первой мировой войне является голод. В начале битвы в городах было мало продовольствия, поскольку импорт был остановлен, военные потребности возросли, а цены выросли. Реквизиции и засуха 1915 года вызвали ограниченный голод на плато Маконде, северо-востоке, Уфиоме и в некоторых частях Угого и Уланги. В течение 1916 года положение в этих местах ухудшилось. В районе Масаси недалеко от Луаталы в том году погибло 800 человек. Трудозатраты, необходимые для обработки земли, сокращались по мере увеличения спроса на носильщиков. [ 9 ]
К 1917 году обе стороны систематически отбирали животных и уничтожали все зерно, которое они не могли съесть. Они, возможно, забрали почти пятую часть четырехмиллионного поголовья Танганьики на случай голода. В 1917 году Леттов-Ворбек оставил голод позади, покинув долину Руфиджи, Махендж и юг. Но это было только начало катастрофы. Он появился в 1918 году и особенно сильно пострадал в подверженных голоду регионах Додома, Кондоа и Сингида. Британский окружной офицер в Додоме сообщил в декабре 1916 года, что «весь округ был разграблен в поисках скота». [ 10 ]
Британцы всего за пять месяцев получили дополнительно 5659 животных, а также 24 000 носильщиков и около 100 тонн зерна, тогда как немцы приобрели 26 000 животных. На протяжении 1917 года реквизиции продолжались, хотя местные офицеры отрицали какие-либо признаки бедствия. Было объяснено, что продукты собирали принудительно, потому что Гого не нуждались в деньгах, но люди «просто смирились», и голод был маловероятен. Когда в ноябре 1917 года прекратились дожди, весь центральный регион пережил три года мутуньи, «борьбы за еду», самого страшного голода в истории человечества, поскольку его запасы были истощены. По одной из оценок, только в районе Додома погибло 30 000 человек, или почти каждый пятый человек. Многие люди мигрировали. На рынке Додомы другие предлагали на продажу голодающих телят по одному шиллингу за каждого. [ 11 ]
Центральная провинция, особенно Угого и Узигуа, часто страдала от голода. В 1919–21, 1925–6, 1928–30, 1932–5, 1937 и 1939 годах Угого и Узигуа испытывали нехватку продовольствия. Засуха была основным фактором в обоих регионах, который усугублялся ежегодными нашествиями саранчи в 1930-х годах. И Угого, и Узигуа имеют долгую историю голода, крайне непредсказуемые осадки, возможность экспортировать зерно в хорошие годы, а также неспособность или нежелание выращивать сельскохозяйственные культуры, способные противостоять засухе, такие как маниок . В то время как Угого находился под угрозой исчезновения из-за цеце и был намеренно отрезан от территорий консервативным комиссаром провинции, Узигуа также потерял из-за этой болезни свой поголовье скота. [ 12 ]
Однако территориальный голод вернулся в Танганьику в 1943 году. Он начался в Угого как обычно и был в основном вызван засухой; тем не менее, засуха порождает голод, когда резервы невелики, возможности восстановления ограничены, помощь извне трудно получить, а транспорт и связь нарушены. В каждом из этих способов голод стал более масштабным, жестоким и расширенным из-за конфликта. Правительство настаивало на выращивании подверженной засухе кукурузы, а не засухоустойчивого проса , и поощряло экспорт продуктов питания и животных для использования в военных целях. [ 13 ]
В 1946 году гого пережили еще больше трудностей. «Моральный дух высок, и чувствуется, что теперь, когда война окончена, период голода закончился до следующей войны», - заявил их окружной офицер в следующем году. [ 14 ]
Традиционное общество
[ редактировать ]Социальная структура
[ редактировать ]Кланы Вагого много перемещались, разрывая связи со старыми группировками, принимая новые связи и семьи, новые названия кланов, вещи, которых следует избегать, принадлежность и новые ритуальные функции. Короче говоря, Гого стали другими, чем были раньше. [ нужна ссылка ]
В то время как ранние европейские писатели подчеркивали важность политических вождей вагого, называя их «султанами», как это было принято на побережье, и подчеркивали сбор ими очень выгодных налогов ( хонго ) за скудную еду и воду, на самом деле именно ритуальные вожди повлияло на всю страну. Они контролировали вызывание дождя и плодородие, лекарства для защиты от стихийных бедствий и опасностей, а также предотвращали чрезмерное использование определенных ресурсов. Они не должны были покидать свою «страну», они должны были быть богаты скотом, принимать решения об обрезании и церемониях инициации, предоставлять сверхъестественную защиту всем начинаниям и быть арбитрами в делах об убийствах , колдовстве и серьезных нападениях. [ нужна ссылка ]
Вагого придавали большое значение добрососедству. После того, как его физические потребности были удовлетворены, странного путешественника многие мили сопровождали молодые люди из усадьбы, чтобы обеспечить ему безопасное путешествие. Усадебная группа была настолько фундаментальной для общества гого, что людей, умерших особым образом (пораженных молнией или заразной болезнью), бросали в кусты или ствол баобаба , поскольку у такого человека не было усадьбы, и он мог стать «злой дух», связанный с колдунами или ведьмами. [ нужна ссылка ]
Семья
[ редактировать ]Большинство братьев приложили все усилия, чтобы помочь своим сестрам, которые часто жили со своими больными братьями, пока они не выздоровели, поскольку у братьев есть серьезные моральные и юридические обязательства выполнять эти обязанности в сотрудничестве с мужьями своих сестер. Даже в более позднем возрасте сестры и братья продолжают навещать друг друга, а жена никогда полностью не включается в группу своего мужа. [ нужна ссылка ]
Свадьба
[ редактировать ]Хотя у большинства вагого в любой момент времени есть только одна жена, большинство считают, что многоженство высоко ценится и имеет высокий приоритет. Это была прерогатива пожилых, состоятельных мужчин. Достаточно обеспеченный мужчина мог надеяться иметь двух, а иногда и трех жен, а иногда и вместе.
Большинство браков заключались в течение дня ходьбы после того, как было достигнуто соглашение о количестве скота, включаемого в выкуп , и только после этого производилась передача. Даже сто лет спустя выкуп за невесту по-прежнему обычно отдают целиком в виде домашнего скота, и значительная часть судебных дел связана с выплатой или возвратом выкупа за невесту. Даже после развода все дети, рожденные в браке, принадлежали бывшему мужу, «откуда скотина взялась». «Если ты пойдешь куда-нибудь и женишься на чужом ребенке, то все родственники твоей жены станут твоими родственниками, потому что ты женился на ребенке, и поэтому ты будешь любить даже их. («Из книги Ригби « Скот и родство») Любители замужних женщин однако никогда не мог претендовать на свое потомство, если муж отдал выкуп за свою беременную жену до того, как женился на ней, он все равно должен признать отцовство ребенка. [ нужна ссылка ]
Оборона
[ редактировать ]Защита от кисонго , масаи и вахехе была организована и основана на возрастных группах воинов, так же, как и масаи. Эта «военная» организация в основном использовалась для местной обороны, хотя ее можно было использовать и для набегов скота на других. При подаче сигнала тревоги все трудоспособные мужчины должны были взять в руки оружие и бежать на вызов (не всегда это срабатывало гладко). [ нужна ссылка ]
Исторические отчеты
[ редактировать ]- В 1878 году Эдвард Хор описал их как «хонго, сжимающее Вагого».
- Немцы очень восхищались их телосложением и скотом; в остальном они соглашались с Эмином-пашой, Генри Стэнли и Эдвардом Хором . Тридцать лет спустя британцы также обнаружили, что Вагого «не заинтересованы в прогрессе».
- В своей книге «В самой темной Африке» Генри М. Стэнли, «спасая» Эмина-пашу , чтобы доставить его на побережье, пишет:
«26-го мы вошли в Мухалалу, а 8-го ноября прошли через Угого. Ни одна страна в Африке не вызвала у меня большего интереса, чем эта. мелкие неприятности, которые изо дня в день преследуют путешественников, пока они здесь. мастера лисьего ремесла. Девятнадцать лет назад я смотрел на эту землю и на людей желающими глазами и видел на ней поле, которое стоит приложить некоторые усилия, чтобы вернуть его. Через шесть месяцев я был уверен, что Угого можно сделать прекрасным и упорядоченным, что станет благословением для всего мира. жителям и чужеземцам, без каких-либо больших затрат и хлопот, это стало бы приятной дорогой для человеческого общения с далекими народами, приносящей богатство туземцам и утешение для караванов. По прибытии в Угого я узнал, что я навсегда. лишен надежды. Немцам предстоит выполнить эту работу, и я им завидую. Худшая из всех новостей заключается в том, что мне никогда не удастся осушить эту клоаку несправедливой страсти, погасить наглость вождей вагого и сделать землю чистой, здоровой и даже красивой. Хотя мои наилучшие пожелания будут сопровождать немецкие усилия, мой разум затуманен сомнением, что это когда-нибудь станет той прекрасной страной покоя и гостеприимства, о которой я мечтал».
Известные люди Гого
[ редактировать ]Семья Вагого родила некоторых громких имен в танзанийской политике, музыке и обществе.
- Йохана Мадинда, первый африканский епископ англиканской епархии Центральной Танганьики (1923-1989).
- Годфри Мдими Моголо , епископ Англиканской епархии Центральной Танганьики, служивший дольше всех (1989–2014). Он был первым танзанийским епископом, рукополагавшим женщин и защищавшим их развитие в церкви.
- Хукве Завосе (1938–2003), музыкант
- Мзи Мчоя Малого, Музыкант, лидер группы Ньяти из Нзали
- Джон Мтангу, музыкант
- Джон С. Малесела, политик и бывший премьер-министр
- Джоб Лусинде, политик и посол
- Уильям Джонатан Кусила (член парламента), политик
- Езекия Н. Чибулунже, бывший член парламента и бывший заместитель министра
- Джон Чилигати, бывший член парламента и бывший министр
- Фредрик Чиванга, преподаватель, дипломат, редактор, письменный и устный переводчик (французский, английский, суахили, кигого), Сельскохозяйственный университет Сокойне
- Мзи Панкрас М. Ндеджемби, политик
- Саймон Чиванга , епископ англиканской епархии Мпвапва в отставке и бывший председатель Англиканского консультативного совета (ACC)
- Нджамаси Чиванга, академик и защитник природы, работающий в местной неправительственной организации по охране окружающей среды - LEAD Foundation, базирующейся в Додоме, Танзания. [ 15 ]
- Патрик Балисидья, музыкант
- Саймон Чиванга, эксперт по общественному здравоохранению – борьбе с тропическими болезнями (докторская степень).
Ученый по управлению окружающей средой, эксперт и активист в области водной санитарии и гигиены, исследователь общественного здравоохранения и токсикологии; работал менеджером программы «Малярия и здоровье детей» в PSI Танзании; Богослов и каноник Англиканской церкви Танзании, музыкант-евангелист. Также работал в Amref Health Africa в качестве эксперта по WASH и в настоящее время является генеральным директором Chiwanga Enterprises Ltd; исполнительный директор Организации комплексного развития сельских районов (IRDO). Он также является нынешним председателем Комиссии по бассейну реки Сонгве.
- Кедмон Мапанья, лектор II, Университет Дар-эс-Салама
- Посол Эммануэль Мбенна – опытный учёный, имеющий две докторские степени, бывший международный директор по африканскому региону компании TWR International. Профессор Мбенна — бывший вице-канцлер Университета Святого Иоанна в Танзании и бывший посол Танзании в Зимбабве и Маврикии.
- Паламагамба Джон Эйдан Мвалуко Кабуди, профессор права и в настоящее время член парламента; Он бывший министр конституционных дел и юстиции, а также бывший министр иностранных дел и восточноафриканского сотрудничества.
- Кристофер М.М. Ньямванджи, обладатель степени MBA Университета Мзумбе, координатор развития и председатель SUDESO в Таборе.
- Эммануэль Р. Чидонгой, основатель и управляющий директор Танзанийской организации сельскохозяйственного развития (TOfAD), первый президент Ассамблеи по экосистемной адаптации для обеспечения продовольственной безопасности (EBAFOSA) Танзания и координатор Восточноафриканской организации специалистов по сельскому хозяйству (EAAPO), управляющий директор Директор Танзанийской инициативы по эффективности развития (TIDE) и член Глобального партнерства ОГО по эффективности развития – Рабочая группа по конфликтам и нестабильности (CPDE – WGCF)
- Профессор Сиза Д. Тумбо; профессор кафедры растениеводства и садоводства Сельскохозяйственного университета Сокойне.
- Фрэнк П. Менда, лектор II, Университет Додомы.
- Бахати Ричардсон Чиньель, офтальмолог, бухгалтер и финансовый аналитик, переводчик английского, суахили и гого, основатель YES I DO - Afrika (НПО), а также соучредитель и председатель правления LAUBRINS International Co.Ltd с обширным опытом работы на местном и международном уровне с известными организации, включая ВОЗ, HKI, GSM, SALT Int'nal, MoHSW-TZ и т. д.
- Бенард Майкл Пол Мньянганга, он же Бен Пол , музыкант
- англ. Рафаэль Паскаль Менда, управляющий директор (MD) и основатель COYESA Company Limited (www.coyesa.co.tz). Он инженер по водным ресурсам, COYESA предлагает следующие услуги; Буровые работы и услуги скважин, Инфраструктура водных ресурсов, Услуги строительства дорог, Услуги телекоммуникационной инфраструктуры, Услуги строительства зданий и творчество, Услуги по строительству АЗС и складов, Инженерная гидрология, Электромонтажные работы и услуги, Механические работы и услуги, Землеустроительная работа и ГИС и экология Консультационные услуги.
- Профессор Титус Альфред Макудали Мсагати. Профессор аналитической химии и химии окружающей среды Колледжа науки, техники и технологий Университета Южной Африки. URL: https://scholar.google.co.za/citations?user=4S59Ud8AAAAJ&hl=en .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Илифф, Джон (1979). Современная история Танганьики . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. п. 90. ИСБН 9780511584114 .
- ^ Илифф, Джон (1979). Современная история Танганьики . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. п. 73. ИСБН 9780511584114 .
- ^ Илифф, Джон (1979). Современная история Танганьики . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. п. 70. ИСБН 9780511584114 .
- ^ Илифф, Джон (1979). Современная история Танганьики . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. п. 70. ИСБН 9780511584114 .
- ^ Илифф, Джон (1979). Современная история Танганьики . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. п. 79. ИСБН 9780511584114 .
- ^ Илифф, Джон (1979). Современная история Танганьики . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. п. 103. ИСБН 9780511584114 .
- ^ Илифф, Джон (1979). Современная история Танганьики . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. п. 217. ИСБН 9780511584114 .
- ^ Илифф, Джон (1979). Современная история Танганьики . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. п. 230. ИСБН 9780511584114 .
- ^ Илифф, Джон (1979). Современная история Танганьики . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. п. 269. ИСБН 9780511584114 .
- ^ Илифф, Джон (1979). Современная история Танганьики . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. п. 269. ИСБН 9780511584114 .
- ^ Илифф, Джон (1979). Современная история Танганьики . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. п. 269. ИСБН 9780511584114 .
- ^ Илифф, Джон (1979). Современная история Танганьики . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. п. 315. ИСБН 9780511584114 .
- ^ Илифф, Джон (1979). Современная история Танганьики . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. п. 351. ИСБН 9780511584114 .
- ^ Илифф, Джон (1979). Современная история Танганьики . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. п. 351. ИСБН 9780511584114 .
- ^ «Команда Фонда ЛИД» . Фонд «ЛИД» .
- Сайт афропопа
- Бауэр, Андреус. (улица Караванов)
- Эмин Паша. (Том 2.)
- Запись этнолога: Язык гого
- Илифф, Джон. (Современная история Танганьики)
- (Человечество, Иллюстрированная энциклопедия)
- Ригби, Питер. (Скот и родство среди гого)
- Стэнли, Х. (В самой темной Африке)
- Музыка Вагого