Jump to content

Фипа люди

Принужденный
Худеть
Общая численность населения
195,000
Регионы со значительной численностью населения
 Танзания 195,000
Языки
Фипа , Мамбве
Религия
Христианин (70%), Мусульманин (30%) [ 1 ]

Фипа сельских (или Вафипа ) — этнолингвистическая группа банту, базирующаяся в Сумбаванга и Нкаси округах региона Руква на юго-западе Танзании , говорящая на языках фипа и мамбве . В 1992 году численность населения Фипа оценивалась в 200 000 человек, а по переписи 2002 года она сократилась до 195 000 человек. [ 2 ]

Династическая история

[ редактировать ]

Исторически фипа жили на почти безлесном плато Уфипа , смотрящем вниз на озеро Танганьика , которое выглядело как мост, соединяющий восток с Центральной Африкой и Конго . Это было смешанное население – Фипа, Ванда и Ньика – с примерно 20 000 человек в 1890-х годах. Многие прибыли из Конго, где в ряде кланов доминировали вождества. Поскольку железо было драгоценным товаром, а выплавка железа требовала технических знаний, его ревностно охраняли, в результате чего ряд кланов подчинялись кузнецам . Центральное вождество Миланци вечная деревня ») возглавляла династия кузнецов, обменивавших свою продукцию на тканые ткани.

Позднее эти кланы и династии были захвачены еще более новой группой иммигрантов, Тва . [ сомнительно обсудить ] возможно, тутси с севера, которые были организованы как единый клан и доминировали над другими силой и хитростью. Хотя тва зарекомендовали себя как аристократия , старшая династия Миланси сохранила ритуальную власть и право назначать вождя тва. Однако именно тва (после разделения на два вождества) осуществляли территориальную и административную власть через назначенных ими должностных лиц, а приказы затем передавались избранным деревенским старостам. Фипа теперь, наконец, стали более стратифицированными, имели еще более четкие границы и управлялись более строго контролируемым образом. Оно стало настоящим государством.

Нканси (Нкаси) на плато Уфипа представляло собой вождество с особенно крайней и сложной формой политической организации, даже имевшее премьер-министра, и, по мнению некоторых, вело жизнь, сравнимую с жизнью крестьян в самых богатых европейских странах. Стало традиционным иметь потомственных вождей, окруженных судом, состоящим как минимум из девяти титулованных чиновников и других лиц, управляющих определенными территориями вождества.

Королева-мать также имела большое значение: у нее был собственный дворец и двор, большое поместье, которое платило ей дань. На самом низком административном уровне находился выборный деревенский староста с женщиной-судьей, чья особая функция заключалась в рассмотрении нарушений общественного порядка обоими полами, особенно в отношении использования нецензурной лексики и драк.

Судебная система также могла бы быть сложной. Дела сначала рассматривал староста; Отсюда ответчик мог обратиться к заместителю начальника округа, затем в королевский суд и, наконец, к вождю, королеве-матери и совету старейшин. Если человека признавали виновным в убийстве, убийце предписывалось выдать мужчину (или женщину, если была убита женщина) в семью убитого. Если отдать было некому, убийце предлагалось выбрать между смертью и превращением в раба семьи убитого. Если убийца станет рабом, его семья сможет выкупить его. Их готовность сделать это была выражена подарком мотыги, и соглашение было достигнуто перед королевским двором. Только вождь мог назначить смертную казнь, которая приводилась в исполнение немедленно путем отравления, закалывания копьем или обезглавливания.

История 19 века

[ редактировать ]

До 1860-х годов Вафипа описывалась как мирная и процветающая страна, хотя и несколько пострадавшая от набегов. Однако к 1870-м годам воины теперь носили Вахехе шкурные щиты и копья в стиле . Деревни стали огороженными частоколами, и постепенно хаос, террор и войны начали доминировать в этом районе, в первую очередь из-за частной армии Кимаурунги (Кималаунга).

Правители Уфипы с 1860 по 1890 годы заключили союзы с прибрежными торговцами, и государство испытало стабильность и внешнее процветание. При входе в Уфипу посетитель платил небольшую дань и затем становился гостем вождя. Каждая деревня предоставляла приезжему жилье и доставляла его груз в следующее поселение. Фипа не были агрессивными, говорили, что никогда не вели войны, но в целом получали достаточно огнестрельного оружия, чтобы сдерживать большинство потенциальных агрессоров, обменивая свое зерно на рабов, на которые они затем покупали оружие у прибрежных торговцев. [ нужна ссылка ] Немецкий исследователь Пауль Райхард , посетивший Уфипу около 1882 года, говорил, что внутри государства Фипа царили «спокойствие, мир и порядок». Он описал правление короля Капууфи как «в целом энергичное, но, тем не менее, мягкое». [ 3 ]

Однако под поверхностью имелся ряд разрушительных последствий. Местная ткацкая промышленность пришла в упадок, в то время как вожди тва смогли потребовать от своих подданных гораздо более крупных взносов в виде товаров, скота и рабочей силы. Вместо хлопка, бус и проволоки в глубь страны отправлялись ружья и порох для обмена на людей. В 1889–1890 годах британский исследователь Х. Х. Джонстон писал о районе Уфипы: «Я... видел, как вся человеческая жизнь и культура были вытеснены на расстояние 50 миль вдоль дороги, где совсем недавно существовали самые процветающие деревни. ."

Контакт с европейцами

[ редактировать ]

Говорят, что Пророк Касва предсказал приход европейцев: «Придут ужасные чужеземцы, которые принесут войну; они обязательно придут. О вы, люди, у вас отнимут вашу страну: вы даже не сможете кашлять. " Лишь в 1905–1919 годах вафипа начали искать работу у европейцев.

Традиционное общество

[ редактировать ]

Поселения

[ редактировать ]

Вафипа, как правило, жили в концентрированных, широко расположенных поселениях, состоящих из 20–30 круглых хижин, расположенных на расстоянии не более нескольких ярдов друг от друга, по три-пять человек в каждой, с двумя окружающими стенами коридоров для мелкого скота. Внутренняя комната предназначалась для еды и сна. Тростниковые циновки для сна и фильтрации пива изготавливали женщины, которые также использовали небольшую мотыгу при обработке полей. Мужчины также застилали кровати: одну коровью шкуру или полосы коровьей шкуры, натянутую на деревянную раму, а перед сном на кровать кладут тростниковую циновку. Всего в деревне было 100 человек; 300–400 человек были крупными и нечастыми. Все были одеты в прочную хлопчатобумажную ткань в черно-белые полосы размером шесть на пять футов. Чтобы преодолеть расстояние в восемь-девять миль между населенными пунктами, требовалось четыре-пять часов. В поселениях сильный упор делался на общинные ценности, наиболее важными из которых были коммуникабельность.

Почти все жители Восточной Африки считали леса и поля по крайней мере антагонистическими. Между возделываемой землей и диким кустарником существовала враждебность. Фипа, в частности, считали этот кустарник полным опасностей и подчеркивали, что деревня полностью доминирует над окружающим кустарником. В Вафипе каждый культ духов ассоциировался со скалами, горами, рощами и озерами и имел святилище, где священник ухаживал за священным питоном, одомашнивание которого символизировало контроль человека над природой.

Плато Уфипа вырубилось, а почва истощилась. Фипа сажали свои основные сельскохозяйственные культуры на засыпанных землей компостных кучах растительности примерно в миле или более от поселения. Томпсон писал: «Они в большей степени являются чисто земледельческой расой, чем любое другое племя, которое я видел. Обработке своих полей они полностью посвящают себя обработке». В период сбора урожая те, кто обрабатывал землю, строили круглые хижины, в которых можно было спать и находить убежище. Основной культурой было просо , из которого готовили сухую кашу и обычно ели руками вместе с фасолью.

Традиционно вся земля принадлежала вождю. Любой фипа мог сажать, где пожелает, при условии, что оплата производилась местному чиновнику. Дефицита самой земли не было, но была нехватка плодородных земель, а расстояния между поселениями имели тенденцию к увеличению. Рыболовство должно было иметь важное значение в районе озера Руква (хотя немцы не упоминают о рыбных продуктах, добываемых в Боме Кимаурунги), озера Танганьика и окружающих рек.

Гендерные роли

[ редактировать ]

Важнейшими задачами мужчин были охота на диких животных, строительство хижин и зернохранилищ , сбор дров, заготовка и разбрасывание компостных куч, стрижка травы и молотьба проса. Обмолот часто производился совместными группами родственников и соседей.

Важнейшими женскими задачами были черпание воды, прополка, приготовление пищи, штукатурка хижин и зернохранилищ, веяние , толчение зерна, подметание хижин, изготовление глиняной посуды, воспитание детей.

Промышленность

[ редактировать ]

Кузнецы были потомственными специалистами. Знания были объединены с магией, и от отца к сыну передавалась особая сумка с магическими ингредиентами. Вождям тва вафипа, всем членам его семьи и всем женщинам было запрещено посещать место, где находилась печь или кузница , в то время как все остальные посетители должны были подтвердить власть кузнеца с помощью оплаты. Кузнецу и его помощникам полагалось воздерживаться от половых сношений, поскольку выплавка и ковка изделий из железа были весьма специализированным ремеслом, полностью связанным со знаниями и магией, в котором использовались особые ингредиенты, полученные врачами и колдунами.

Прядение и ткачество местного хлопка было универсальным и всегда занятием мужчин. Ткань была открытой, тяжелой, прочной и долговечной, белой с черной полосой по краям и длиной пять на шесть футов, достаточной для похожего на тогу платья, которое носили мужчины и женщины (примерно так, как говорят, выглядели вахехе).

Рождение, жизнь и смерть

[ редактировать ]

За исключением удаления двух или четырех нижних резцов до или после полового созревания , у вафипа не было церемонии посвящения ни для одного пола. Среди незамужних девушек было обычной практикой увеличивать малые половые губы путем постоянных манипуляций. Считалось, что это повышает их сексуальную привлекательность и способствует рождению детей. Если роды были трудными, акушерки спрашивали имя отца будущего ребенка, поскольку считалось, что непризнанная измена могла привести к смерти при родах. При рождении девочки отец принес ему на голову дрова; когда рождался мальчик, в правой руке отца держал лук и стрелы. После смерти собрание родственников решало вопрос о наследстве, и наследником назначалась вдова, если она того пожелала.

Если женщина умирала при родах, нерожденного ребенка вырезали из живота и клали на спину мертвой матери в могилу, а женщины плакали и пели внутри хижины с трупом; мужчины спокойно сидели снаружи. После захоронения хижина, в которой умерла женщина, была полностью разрушена. Мертвых не «выбрасывали» в стиле Сангу .

Поклонение

[ редактировать ]

Прорицатели Фипа обвиняли в болезни колдовство, территориальных духов или духов предков, соседа или родственника. Простолюдины склонны винить только колдовство. Болезнь заставила обнаружить ее причину: дух предка, божество, демон, колдун или даже ведьма (ведьмы Фипа должны были носиться по ночам вверх ногами своими женами, творить зло и быть всем, что было противоположность добру), ибо только с обнаружением причины можно было принять соответствующие меры, такие как жертвоприношения, ритуальное сожжение или определенные лекарства и т. д.

У вафипа, как и у большинства африканцев, был верховный бог: Умвиле, создатель высшей власти в мире. Однако культа этому богу не было, хотя те, кто нуждался в помощи, обычно произносили: «Умвиле, прости меня». Поклонение было также направлено на меньшие и более близкие божества, самым важным и ужасным из которых был Катай, который, как говорят, был врагом домашних животных и переносчиком оспы и других болезней. Катаи могла прийти во сне в образе собаки с сияющими глазами; мышь в углу избы; красивый юноша; или даже дым (африканская концепция божеств включала взаимозаменяемые души животных, духов и людей).

Когда случалась эпидемия , запрещались танцы, дети переставали играть в шумные игры, накрывались горшки с водой. Катай мог, когда был в добром настроении, также лечить болезни и исцелять страдания. Когда Катай был в злобном настроении, к нему можно было обратиться с просьбой о мести или злости. О поле Катаи не было единого мнения: на севере он был мужским, на юге — женским.

Были и другие, более локализованные духи. Холмы, озера (например, озеро Танганьика), большие деревья, скалы причудливой формы, рощи деревьев — все это могло быть домом духа. По-настоящему большие ручные питоны, олицетворяющие духов этих мест, свернулись на специально изготовленных табуретах и ​​получили от верующих подношения в виде пшенной каши и мяса. Богослужение часто проводил потомственный священник, часто казалось, одержимый особым духом.

Наконец, существовало поклонение духам предков. Считалось, что они обитали на пороге хижин своих потомков. Периодически хозяин избы удостаивал их чести, посыпая стены и полы водой и мукой.

Близнецы считались божествами, обладавшими особой властью над дождем и урожаем. Они также могут стать причиной эпидемий. Их приветствовали всенародно, их носили по деревне на подносе, а в новолуние в их честь приносили жертвы. Их не убивали и не позволяли умереть от голода, как многие другие группы. На самом деле они были настолько важны, что им оказывали особую честь, принося жертвы на алтаре, воздвигнутом их родителями возле их хижины во время сбора урожая или во время эпидемий.

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ «Фипа – Религия и выразительная культура» . Каждая Культура . Проверено 2 августа 2014 г.
  2. ^ «Фипа: язык Танзании» . Этнолог.
  3. ^ Коэн, Рональд; Толанд, Джудит Дрик (1988). Формирование государства и политическая легитимность . Издатели транзакций. п. 87. ИСБН  0-88738-161-8 .
  • Бауэр, Андреус. Поднятие флага войны .
  • Доклад этнолога: Фипа .
  • Илифф, Джон. Современная история Танганики .
  • Уиллис, Рой Г. Фипа: Танзания до 1900 года .
  • Уиллис, Рой Г. Фипа и родственные им люди .
  • Норма
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 58e141a739a2ff41eabb52eeea478e8e__1716887700
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/58/8e/58e141a739a2ff41eabb52eeea478e8e.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Fipa people - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)