тутси
Регионы со значительной численностью населения | |
---|---|
Бурунди | 1,7 миллиона (14% от общей численности населения) |
Руанда | 1–2 миллиона (9–15% от общей численности населения) [1] |
Языки | |
Киньяруанда , Кирунди | |
Религия | |
Христианство (80%), Ислам (5%) | |
Родственные этнические группы | |
Другие руандийско-рундийские народы |
Тутси ( / ˈ t ʊ t s i / [2] ), также называемый Ватуси , Ватуси или Тутси ( киньяруанда произношение : [ɑ.βɑ.tuː.t͡si] ) — этническая группа , проживающая в районе Великих африканских озер . [3] Они на банту говорят [4] этническая группа и вторая по величине из трех основных этнических групп в Руанде и Бурунди (две другие — крупнейшая банту этническая группа хуту и пигмеев группа тва ). [5]
Исторически тутси были скотоводами воинов и пополняли ряды касты . До 1962 года они регулировали и контролировали руандийское общество, состоящее из аристократии тутси и простых людей хуту, используя структуру клиентских отношений . Они занимали господствующие позиции в резко расслоенном обществе и составляли правящий класс. [5]
Происхождение и классификация
[ редактировать ]Определение «тутси» менялось со временем и местом. Социальные структуры не были стабильными по всей Руанде, даже в колониальные времена под бельгийским правлением . Аристократия или элита тутси отличалась от простолюдинов тутси.
Когда бельгийские колонисты проводили перепись населения, они хотели идентифицировать население Руанды и Бурунди по простой схеме классификации. Они определили «тутси» как человека, владеющего более чем десятью коровами (признак богатства) или имеющего физические особенности: более длинный тонкий нос, высокие скулы и рост более шести футов - все это общие описания, связанные с тутси.
Предполагалось, что в колониальную эпоху тутси прибыли в район Великих озер с Африканского Рога . [6] [7]
Некоторые считали, что тутси имеют кушитское происхождение, хотя они не говорят на кушитском языке и жили в районах, где они в настоящее время обитают, по крайней мере 400 лет, что привело к значительному количеству смешанных браков с хуту в этом районе. Из-за истории смешения и смешанных браков хуту и тутси некоторые этнографы и историки придерживаются мнения, что хуту и тутси нельзя называть отдельными этническими группами. [8] [9] [ ненадежный источник? ]
Генетика
[ редактировать ]Y-ДНК (отцовская линия)
[ редактировать ]Современные генетические исследования Y-хромосомы обычно показывают, что тутси, как и хуту, в основном происходят из банту (60% E1b1a , 20% B , 4% E-P2 (xE1b1a)).
Отцовские генетические влияния, связанные с Африканским Рогом и Северной Африкой , немногочисленны (менее 3% E1b1b-M35 ) и приписываются гораздо более ранним жителям, которые были ассимилированы. Однако у тутси значительно больше отцовских линий Y-ДНК гаплогруппы B (14,9% B), чем у хуту (4,3% B). [10]
Аутосомная ДНК (общее происхождение)
[ редактировать ]В целом тутси, похоже, имеют близкое генетическое родство с соседними популяциями банту, особенно с хуту. Однако неясно, связано ли это сходство в первую очередь с обширным генетическим обменом между этими сообществами посредством смешанных браков или оно в конечном итоге проистекает из общего происхождения:
[...] поколения потока генов стерли все четкие физические различия, которые когда-то существовали между этими двумя народами банту, известные своим ростом, телосложением и чертами лица. Учитывая широкий спектр физических различий среди народов, бельгийские власти в 1920-х годах законодательно установили этническую принадлежность на основе экономических критериев. В результате формальные и дискретные социальные разделения были навязаны двусмысленным биологическим различиям. В некоторой степени проницаемость этих категорий в прошедшие десятилетия помогла материализовать биологические различия, породив более высокую элиту и более низкий низший класс, но мало связанных с генофондами, существовавшими несколько столетий назад. Таким образом, социальные категории реальны, но между хуту и тутси практически нет заметных генетических различий. [11]
Высота
[ редактировать ]Их средний рост составляет 5 футов 9 дюймов (175 см), хотя зарегистрированы случаи, когда люди были выше 7 футов (210 см). [12]
История
[ редактировать ]До прибытия колонистов Руандой с 15 века управляла монархия, в которой доминировали тутси. В 1897 году Германия установила свое присутствие в Руанде, заключив союз с королем, положив начало колониальной эпохе. [13] Позже Бельгия взяла под свой контроль в 1916 году во время Первой мировой войны. Обе европейские страны правили через руандийского короля и увековечивали политику в поддержку тутси.
Тем временем в Бурунди возникла правящая фракция, известная как ганва , которая быстро взяла на себя эффективный контроль над администрацией страны. Ганва , которая в своем правлении полагалась на поддержку как населения хуту, так и тутси, иногда воспринималась в Бурунди ни как хуту, ни как тутси, а была преимущественно тутси по происхождению. [14]
(с 1922 по 1961 год) как колонии Руанда находилась под властью Германии (с 1897 по 1916 год) и Бельгии . И тутси, и хуту были традиционной правящей элитой, но обе колониальные державы разрешали только тутси получать образование и участвовать в колониальном правительстве. Такая дискриминационная политика вызвала недовольство.
Когда бельгийцы пришли к власти, они считали, что управление будет лучше, если они продолжат идентифицировать различные группы населения. В 1920-х годах они требовали, чтобы люди идентифицировали себя с определенной этнической группой, и соответствующим образом классифицировали их при переписи населения.
В 1959 году Бельгия изменила свою позицию и позволила большинству хуту взять на себя контроль над правительством посредством всеобщих выборов после обретения независимости. Это частично отражало внутреннюю политику Бельгии, в которой дискриминация большинства хуту стала рассматриваться как аналогичная угнетению внутри Бельгии, возникшему в результате фламандско-валлонского конфликта, а демократизация и расширение прав и возможностей хуту рассматривались как справедливый ответ на Господство тутси. Политика Бельгии колебалась и значительно менялась в течение этого периода, приведшего к независимости Бурунди и Руанды . [ нужна ссылка ]
Независимость Руанды и Бурунди (1962 г.)
[ редактировать ]Большинство хуту в Руанде восстало против тутси и смогло прийти к власти. Тутси бежали и создали общины изгнанников за пределами Руанды, в Уганде и Танзании. [15] [16] [17] [18] [19] Их действия привели к гибели до 200 000 хуту. [20] Открытая дискриминация колониального периода продолжалась различными правительствами Руанды и Бурунди, включая удостоверения личности, которые отличали тутси и хуту.
Геноцид в Бурунди (1993)
[ редактировать ]В 1993 году первый демократически избранный президент Бурунди Мельхиор Ндадайе , представитель хуту, был убит офицерами тутси, как и лицо, имеющее право стать его преемником в соответствии с конституцией. [21] Это спровоцировало геноцид в Бурунди между политическими структурами хуту и тутси, в котором «возможно, до 25 000 тутси», включая военных, государственных служащих и гражданских лиц. [22] - были убиты первыми, и «по крайней мере столько же» хуту было убито вторыми. [23] После Арушского мирного процесса 2000 года сегодня в Бурунди меньшинство тутси делит власть на более или менее справедливой основе с большинством хуту. Традиционно тутси обладали большей экономической властью и контролировали армию. [24]
Геноцид тутси 1994 года.
[ редактировать ]Похожая картина событий имела место в Руанде, но там в 1962 году к власти пришли хуту. Они, в свою очередь, часто притесняли тутси, бежавших из страны. После насилия против тутси в 1959–1961 годах тутси в больших количествах бежали.
Эти изгнанные общины тутси породили повстанческие движения тутси. , Патриотический фронт Руанды в основном состоящий из изгнанных тутси, проживающих в основном в Уганде, напал на Руанду в 1990 году с намерением вернуть себе власть. РПФ имел опыт организованной нерегулярной войны во время войны Буша в Уганде и получил большую поддержку со стороны правительства Уганды. Первоначальное наступление РПФ было остановлено переброской французского оружия правительству Руанды. Попытки установления мира завершились Арушскими соглашениями .
Соглашение было нарушено после убийства президентов Руанды и Бурунди, что спровоцировало возобновление боевых действий и начало геноцида в Руанде 1994 года, в ходе которого хуту, находившиеся тогда у власти, убили примерно 500 000–600 000 человек, в основном тутси. [25] [26] [27] Одержав победу над последствиями геноцида, РПФ под руководством тутси пришла к власти в июле 1994 года.
Культура
[ редактировать ]На территории Руанды с 15 века до 1961 года тутси правил король (мвами ) . Бельгия отменила монархию после национального референдума , приведшего к независимости. Напротив, в северо-западной части страны (преимущественно хуту) крупные региональные землевладельцы разделяли власть, подобно обществу Буганда (на территории нынешней Уганды ).
При их святом короле культура тутси традиционно вращалась вокруг отправления правосудия и управления государством. Они были единственными владельцами скота и поддерживали себя за счет собственной продукции. Кроме того, их образ жизни предоставлял им много свободного времени, которое они тратили на развитие высокого искусства поэзии, ткачества и музыки. Из-за статуса тутси как доминирующего меньшинства по отношению к фермерам-хуту и другим местным жителям, эти отношения можно сравнить с отношениями между лордами и крепостными в феодальной Европе. [28]
По мнению Фаге (2013), тутси серологически связаны с банту и нилотскими популяциями. Это, в свою очередь, исключает возможное кушитское происхождение правящего класса тутси-хима в озерных королевствах. Однако королевские погребальные обычаи последних королевств очень похожи на те, которые практиковались в бывших кушитских государствах Сидама в южном регионе Гибе в Эфиопии. Напротив, популяции банту к северу от Тутси-Хима в районе горы Кения, такие как Агикую, до наших дней практически не имели короля (вместо этого имели безгосударственную систему определения возраста, которую они переняли у кушитских народов), в то время как существовало множество королевств банту к югу от тутси-хима в Танзании, все из которых разделяли модель правления тутси-хима. Поскольку кушитские королевства Сидама взаимодействовали с нилотскими группами, Фейдж предполагает, что тутси, возможно, произошли от одной из таких мигрирующих нилотских групп. Таким образом, нилотские предки тутси в прежние времена служили культурными посредниками, перенимая некоторые монархические традиции из соседних кушитских королевств и впоследствии перенося эти заимствованные обычаи с собой на юг, когда они впервые поселились среди автохтонов банту в районе Великих озер. [28] Однако между сегодняшними культурами тутси и хуту можно обнаружить небольшую разницу; обе группы говорят на одном и том же языке банту . Уровень смешанных браков между двумя группами традиционно был очень высоким, и отношения были дружескими до 20 века. Многие ученые пришли к выводу, что решимость тутси была и остается главным образом выражением класса или касты, а не этнической принадлежности. У руандийцев есть свой язык – киньяруанда . Английский, французский и суахили служат дополнительными официальными языками по разным историческим причинам, и руандийцы широко говорят на них как на втором языке. [29]
Тутси в Конго
[ редактировать ]По сути, в Конго (ДРК) проживают две группы тутси. Есть баньямуленге , живущие на южной оконечности Южного Киву . Они являются потомками мигрирующих скотоводов из Руанды, Бурунди и Танзании. И, во-вторых, есть тутси в Северном Киву и Калехе в Южном Киву, которые являются частью общины баньяруанда (хуту и тутси). Это не баньямуленге. Большая часть баньяруандцев прибыла сюда, когда они бежали от войны и геноцида в Руанде. Демократическая Республика Конго была страной убежища. Когда они бежали от геноцида в Демократическую Республику Конго, их преследовали и, учитывая их тяжелое положение, никто не слышал, сформировав движение «М23» для защиты от дискриминации.
Известные люди
[ редактировать ]- Пол Кагаме
- Стромы
- Мишель Микомберо
- Жан Батист Багаза
- Пьер Буйоя
- Джеймс Кабаребе
- Сестра Луиза
- Ариэль Каябага
- Бенджамин Сеен
- Сайдо Берахино
- Гаэль Бигиримана
- Сесиль Каре
- Нкути Гатва
- Гейл Фэй
Ссылки
[ редактировать ]- ^ После геноцида в Руанде этнической переписи больше не проводилось; примерно от 9 до 15 процентов населения составляют тутси.
- ^ «Тутси» . Оксфордский словарь английского языка (онлайн-изд.). Издательство Оксфордского университета . (Требуется подписка или членство участвующей организации .)
- ^ Паулс, Элизабет Прайн; и др., ред. (2007). «Тутси» . Британника . Проверено 7 февраля 2023 г.
- ^ «Руанда | Язык и факты» . Британника . 2019 . Проверено 15 января 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Бреннеман, Ричард (1969). Руанда, страновое исследование . США: Правительство США. п. 46. LCCN 2007492448 . OCLC 22675245 . 9910001051459703686.
- ^ Международный институт африканских языков и культур, Африка, Том 76, (Oxford University Press., 2006), стр. 135.
- ^ Джош Крон (10 июня 2010 г.). «Падающая звезда континента» . Гаарец . Проверено 7 февраля 2023 г.
- ^ Филип Гуревич , Мы хотим сообщить вам, что завтра нас убьют вместе с нашими семьями . 1998.
- ^ « Индангамунту, 1994 год: десять лет назад в Руанде это удостоверение личности стоило жизни женщине», Джим Фасселл» . www.preventgenocide.org .
- ^ Луис, младший; и др. (2004). «Левант против Африканского Рога: свидетельства двунаправленных коридоров миграции людей» . Американский журнал генетики человека . 74 (3): 532–544. дои : 10.1086/382286 . ПМЦ 1182266 . ПМИД 14973781 .
- ^ Джозеф К. Миллер (редактор), Новая энциклопедия Африки , Том 2, Дакар-Гидрология, Сыновья Чарльза Скрибнера (издатель).
- ^ «Взлет и падение Ватуси» . Нью-Йорк Таймс . 23 февраля 1964 года.
- ^ Карни, Джей-Джей (2013). Руанда до геноцида: католическая политика и этнический дискурс в позднюю колониальную эпоху . Издательство Оксфордского университета. п. 24. ISBN 9780199982288 .
- ^ ДеРуэн, Карл Р.; Хи, Великобритания (2007). Гражданские войны в мире: основные конфликты после Второй мировой войны . АВС-КЛИО. ISBN 978-1-85109-919-1 .
- ^ Майкл Боуэн, Проходя мимо;: Соединенные Штаты и геноцид в Бурунди , 1972 г. (Фонд Карнеги за международный мир, 1973 г.), стр. 49
- ^ Рене Лемаршан, Селективный геноцид в Бурунди (Отчет - Группа по правам меньшинств; № 20, 1974 г.)
- ^ Рене Лемаршан, Бурунди: этнический конфликт и геноцид (Нью-Йорк: Центр Вудро Вильсона и издательство Кембриджского университета , 1996)
- Эдвард Л. Ньянканзи, Геноцид: Руанда и Бурунди (Schenkman Books, 1998)
- ^ Кристиан П. Шеррер, Геноцид и кризис в Центральной Африке: корни конфликта, массовое насилие и региональная война ; предисловие Роберта Мелсона . Вестпорт, Коннектикут: Прегер, 2002 г.
- ^ Вайсман, Стивен Р. « Предотвращение геноцида в Бурунди. Уроки международной дипломатии. Архивировано 11 марта 2009 г. в Wayback Machine », Институт мира США.
- ^ «Сайты Google» (PDF) . allan.stam.googlepages.com .
- ^ Международная комиссия по расследованию в Бурунди: Заключительный отчет , Часть III: Расследование убийства. Выводы на USIP.org. Архивировано 1 декабря 2008 г. на Wayback Machine.
- ^ Беженцы, Верховный комиссар ООН. «Refworld | Всемирный доклад Хьюман Райтс Вотч за 1995 год – Бурунди» . Рефмир . Проверено 20 апреля 2023 г.
- ^ Рене Лемаршан (2004). «Геноцид Бурунди» . В Тоттене, Сэмюэл; Парсонс, Уильям С.; Чарни, Израиль В. (ред.). Век геноцида: критические очерки и свидетельства очевидцев (второе изд.). Рутледж. п. 331. ИСБН 978-0-415-94430-4 .
- ^ Международная комиссия по расследованию Бурунди (2002)
- ^ Гишауа, Андре (2020). «Подсчет руандийских жертв войны и геноцида: заключительные размышления». Журнал исследований геноцида . 22 (1): 125–141. дои : 10.1080/14623528.2019.1703329 . S2CID 213471539 . 500 000–800 000 — это диапазон научных оценок, перечисленных на третьей странице статьи.
- ^ Мейеренрих, Йенс (2020). «Сколько жертв было геноцида в Руанде? Статистические дебаты». Журнал исследований геноцида . 22 (1): 72–82. дои : 10.1080/14623528.2019.1709611 . S2CID 213046710 .
Несмотря на различные методологические разногласия между ними, ни один из ученых, принимавших участие в этом форуме, не доверяет официальной цифре в 1 074 107 жертв... Учитывая строгость различных используемых количественных методологий, общий вывод этого форума о том, что число погибших в 1994 году С научной точки зрения, цифра в один миллион марок не является неоспоримой.
- ^ Рейдамс, Люк (2020). « Более миллиона»: политика учета погибших в результате геноцида в Руанде» . Обзор африканской политической экономии . 48 (168): 235–256. дои : 10.1080/03056244.2020.1796320 . S2CID 225356374 .
В конечном итоге правительство остановилось на «более чем миллионе» — заявлении, к которому мало кто за пределами Руанды отнесся серьезно.
Гибель «более миллиона» тутси стала основой новой Руанды, где бывшие изгнанники держат монополию на власть. Это также создало социально-политическую среду для массовой криминализации хуту. В конечном итоге суды Гакака рассмотрели более миллиона дел (Нисет Брем, Угген и Гасанабо, 2016), что побудило президента Кагаме предложить всем хуту нести ответственность и извиниться (Бенда, 2017, 13). Таким образом, новая Руанда построена не только на гибели «более миллиона» тутси, но и на коллективной вине хуту. Такое положение дел не отвечает ничьим интересам, кроме интересов режима.
- ^ Jump up to: а б Фадж, Джон (23 октября 2013 г.). История Африки . Рутледж. п. 120. ИСБН 978-1317797272 . Проверено 8 января 2015 г.
- ^ Преимущества английского языка для отдельных лиц и обществ: количественные показатели из Камеруна, Нигерии, Руанды, Бангладеш и Пакистана.