руандийцы
руандийцы | |
---|---|
Общая численность населения | |
16,044,000 [1] | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Руанда , Бурунди , Уганда и ДР Конго. | |
Языки | |
Киньяруанда | |
Религия | |
Христианство , ислам и религия Руанды | |
Родственные этнические группы | |
Другие народы банту |
Руанда | |
---|---|
Человек | Руандиец |
Люди | Эти руандийцы |
Язык | Это Руанда |
Страна | Руанда |
Баньяруанда умуньяруанда ( киньяруанда : руандийский , множественное число; , единственное банту число) — этнолингвистическая супраэтническая группа . Баньярванда также являются меньшинствами в соседних Бурунди , ДР Конго , Уганде и Танзании .
Хотя этнический состав Бурунди аналогичен этническому составу Руанды, баньяруанда представляет собой политический неологизм, используемый исключительно в Руанде с 1990-х годов для смягчения этнического разделения внутри страны после гражданской войны в Руанде и геноцида в Руанде в 1994 году .
В 1930-х годах бельгийские колониальные власти, которые в то время контролировали Конго, Руанду и Бурунди, реализовали программы, направленные на поощрение эмиграции большого числа баньяруандцев в Бельгийское Конго из Руанды и Бурунди. Население Баньяруанды позже увеличилось за счет большого количества людей, спасающихся от насилия в этих двух странах, особенно в 1960-х и 1990-х годах.
По оценкам, в Уганде проживают 524 098 руандийцев . [2] где они живут на западе страны; Умутара и Китара являются центрами пастушеских и сельскохозяйственных районов .
Классификация
[ редактировать ]Баньяруанда, через свой язык киньяруанда, образуют подгруппу народов банту , населяющих географическую область, простирающуюся на восток и юг от Центральной Африки через район Великих африканских озер до Южной Африки . [3] [4]
Ученые из Королевского музея Центральной Африки в Тервурене , основываясь на более ранних работах Малкольма Гатри , поместили киньяруанда в состав языков банту Великих озер . [5] Эта классификация объединяет баньярванду с девятнадцатью другими этническими группами, включая барунди , баньянкоре , баганда и бахунде . [6]
История
[ редактировать ]Происхождение
[ редактировать ]
Баньярванда происходят от разнообразной группы людей, поселившихся в этом районе в результате серии миграций. Самыми ранними известными обитателями района Великих африканских озер были редкая группа охотников-собирателей , живших в позднем каменном веке . За ними последовала большая популяция поселенцев раннего железного века, которые производили керамику с ямочками и железные инструменты. [7] [8] Согласно некоторым теориям, эти первые жители были предками тва , группы аборигенов- пигмеев- охотников-собирателей, которые остаются в этом районе и сегодня. [9] Между 700 г. до н.э. и 1500 г. н.э. несколько групп банту мигрировали на эту территорию и начали расчищать лесные угодья для сельского хозяйства. [10] [9] [11] [12]
Некоторые утверждают, что обитающие в лесу тва потеряли большую часть своей среды обитания и переселились на склоны гор. [13] Другие утверждают, что тва возникли как группа, находившаяся в тесных клиентских отношениях с фермерским населением, и что воспринимаемые физические различия происходят не из-за отдельных происхождений, а вызваны преимуществами небольшого роста в лесной охоте, что приводит к большему количеству возможностей иметь дети и люди более высокого роста покидают группу. Исключение более высоких женщин из маргинализированной классовой группы также могло сыграть свою роль. [14]
У историков есть несколько теорий относительно природы миграций банту; Одна из теорий состоит в том, что первыми поселенцами были хуту , а тутси мигрировали позже и образовали отдельную расовую группу, возможно, кушитского происхождения. [15] Альтернативная теория состоит в том, что миграция была медленной и устойчивой, при этом прибывающие группы интегрировались в существующее общество, а не завоевывали его. [16] [9] Согласно этой теории, различие хуту и тутси возникло позже и было различием классовым, а не расовым. [17] [18] [19] [20]
Самой ранней формой социальной организации в этом районе был клан ( убвоко ). [21] Кланы не ограничивались генеалогическими линиями или географическими территориями, и большинство из них включали хуту, тутси и тва. [22] С 14 или 15 веков кланы начали объединяться в королевства, одним из которых было Королевство Руанда . [23] Первые баньярванды были жителями этого королевства. Согласно устной истории, Руанда была основана на берегу озера Мухази в районе Буганзы, недалеко от современного города Рвамагана . [24] [25] [26] В то время это было небольшое государство, находившееся в свободной конфедерации с более крупными и могущественными соседними королевствами Бугесера и Гисака . [27] Около 1600 года в королевство вторглись баньоро , и короли были вынуждены бежать на запад. [25] [27] но королевство выжило, и новую династию Ньигинья основал Руганзу Ндори , которая начала расширяться со своей базы в Ньянзе . [28] По мере расширения королевства люди на завоеванных территориях стали частью идентичности баньярванды. [ нужна ссылка ] Королевство достигло своего наибольшего размера в девятнадцатом веке во время правления короля Кигели Рвабугири . Рвабугири инициировал несколько административных реформ в культуре баньяруанды; в их число входили убухаке , при котором покровители тутси уступали скот и, следовательно, привилегированный статус клиентам хуту или тутси в обмен на экономическое и личное обслуживание, [29] и убуретва — барщинная система, при которой хуту заставляли работать на вождей тутси. [30] Изменения Рвабугири привели к росту раскола между популяциями хуту и тутси. [30] Тва жили лучше, чем во времена до Царства, некоторые из них стали танцорами при королевском дворе. [13] но их число продолжало снижаться. [31]
Миграции и колониальное влияние
[ редактировать ]Первым исходом этнических баньяруандцев из-под юрисдикции Руандийского королевства стал баньямуленге , переправившийся через реку Русизи в провинцию Южное Киву в Бельгийском Конго . Руандийский историк Алексис Кагаме писал в 1972 году, что солдаты короля Кигели II поселились в Конго в 1700-х годах, хотя Жерар Прюнье ставит под сомнение эту гипотезу, заявляя, что Кагаме имел «склонность преувеличивать мощь старого королевства Руанды». [32] [33] Международные историки полагают, что первый значительный приток баньярванды в Южное Киву произошел в 1880-х годах, хотя некоторые конголезские интеллектуалы оспаривают это. [34] Ученые называют две основные причины миграции; Во-первых, мигранты состояли из тутси, пытавшихся избежать все более высоких налогов, взимаемых Рвабугири, а во-вторых, группа бежала от жестокой войны за престолонаследие, которая разразилась после смерти Рвабугири в 1895 году. [35] Эта группа состояла в основном из тутси, а их хуту абагарагу (клиенты) были ицыихутуре (ставшими тутси), что сводило на нет межэтническую напряженность. Они поселились над равниной Рузизи на плато Итомбве . Плато, достигающее высоты 3000 метров (9800 футов), не могло поддерживать крупномасштабное сельское хозяйство, но позволяло выпасать скот. [32] Со временем баньямуленге стали меньше идентифицировать себя как баньярванда и больше как конголезцы. [36] Поселившись в стране до колониальной эпохи, к ним позже относились как к коренному этническому меньшинству в Конго, а не как к мигрантам или беженцам. [36] [37]
В конце девятнадцатого века территория Руанды была передана Германии, что ознаменовало начало колониальной эпохи. Первый крупный контакт между баньярвандой и европейцами произошел в 1894 году, когда исследователь Густав Адольф фон Гетцен пересек Руанду с юго-востока к озеру Киву и встретился с королем. [38] [39] Немцы существенно не изменили социальную структуру страны, но оказали влияние, поддержав короля и существующую иерархию и делегировав власть местным вождям. [40] Бельгийские войска взяли под свой контроль Руанду и Бурунди во время Первой мировой войны и управляли страной гораздо более напрямую. [41] И немцы, и бельгийцы пропагандировали превосходство тутси, считая хуту и тутси разными расами, но принижая при этом руандийскую этническую принадлежность. [42] В 1935 году Бельгия ввела удостоверения личности, в которых каждый человек был помечен как тутси, хуту, тва или натурализованный. Хотя раньше особо богатые хуту могли стать почетными тутси, удостоверения личности препятствовали дальнейшему перемещению между классами. [43] Период бельгийского правления ознаменовал второй крупный исход баньярванды, на этот раз преимущественно хуту; Изменение бельгийцами трудового законодательства в 1926 году позволило руандийцам искать работу за границей, и многие переехали в Северное Киву в Бельгийском Конго, а также в британские Уганда и Танганьика . колонии [44] Сильный голод в 1940-х годах, а также стремление Бельгии привлечь рабочих в Северное Киву ускорили этот процесс. Руандийцы-мигранты в Северном Киву стали известны как баньямасиси. [45]
Новейшая история
[ редактировать ]В 1959 году, после десятилетия растущей напряженности между тутси и хуту, произошла социальная революция в Руанде . Активисты хуту начали убивать тутси, свергнув многовековое господство тутси среди баньяруанды. [46] [47] Бельгийцы внезапно изменили свою лояльность, став сторонниками хуту, а монархия Руанды была упразднена в 1962 году после референдума. Затем Руанда обрела независимость как республика под руководством хуту. [48] По мере развития революции тутси начали покидать страну, спасаясь от чисток хуту, и поселились в четырех соседних странах: Бурунди, Уганде , Танзании и Заире . [49] Эти изгнанники, в отличие от баньяруандцев, мигрировавших в доколониальную и колониальную эпоху, считались беженцами в принимающих их странах. [50] и почти сразу начал агитировать за возвращение в Руанду. [51] Они сформировали вооруженные группы, известные как иньензи (тараканы), которые совершили нападения на Руанду; в основном они не увенчались успехом и привели к дальнейшим репрессивным убийствам тутси и дальнейшим изгнаниям тутси. [51] К 1964 году более 300 000 тутси бежали и были вынуждены оставаться в изгнании в течение следующих трех десятилетий. [52] Дискриминация в поддержку хуту продолжалась и в самой Руанде, хотя насилие против тутси несколько уменьшилось после переворота 1973 года . [53] Тва, класс меньшинства баньяруанды, оставался маргинализированным и к 1990 году был почти полностью изгнан правительством из лесов; многие стали нищими. [54] [55] [56]
В 1980-х годах группа из 500 беженцев из Баньяруанды в Уганде, возглавляемая Фредом Рвигьемой , сражалась с повстанческой Армией национального сопротивления (НРА) в войне Буша в Уганде , в ходе которой Йовери Мусевени сверг Милтона Оботе . [57] Эти солдаты остались в угандийской армии после инаугурации Мусевени на посту президента Уганды , но одновременно начали планировать вторжение в Руанду через тайную сеть в рядах армии. [58] В 1990 году солдаты вышли из строя и начали вторжение на север Руанды под названием Патриотический фронт Руанды (ПФР), положив начало гражданской войне в Руанде ; [59] ни одна из сторон не смогла получить решающего преимущества, и в 1993 году правительство Руанды и РПФ подписали соглашение о прекращении огня . [60] Это закончилось 6 апреля 1994 года, когда самолет президента Хабиариманы был сбит недалеко от аэропорта Кигали, в результате чего он погиб. [61] Сбитие самолета послужило катализатором геноцида в Руанде , который начался уже через несколько часов. В течение примерно 100 дней от 500 000 до 1 000 000 [62] Тутси и неподчинившиеся хуту были убиты в результате хорошо спланированных нападений по приказу временного правительства. [63] Многие тва также были убиты, несмотря на то, что они не стали прямой мишенью. [54] РПФ возобновил наступление и методично взял под свой контроль страну, получив контроль над всей страной к середине июля. [64]
Победа повстанцев под руководством тутси привела к новому исходу баньяруандцев, на этот раз хуту, опасавшихся репрессий после геноцида. [65] Крупнейшие лагеря беженцев сформировались в Заире и фактически контролировались армией и правительством бывшего режима хуту, включая многих лидеров геноцида. [66] Этот режим был полон решимости вернуться к власти в Руанде и начал перевооружение, убивая тутси, проживающих в Заире, и совершая трансграничные вторжения совместно с военизированной группировкой «Интерахамве» . [67] [68] К концу 1996 года боевики хуту представляли серьезную угрозу новому руандийскому режиму, что вынудило Поля Кагаме начать контрнаступление. [69] Руандийская армия объединила свои силы с заирскими группами тутси, в том числе баньямуленге и баньямасиси, нападая на лагеря беженцев. [70] [68] Многие беженцы вернулись в Руанду, а другие отправились дальше на запад, в Заир. [71] Экстремистская группировка хуту, известная как « Демократические силы освобождения Руанды» , которая стремится восстановить государство хуту в Руанде, продолжает активную деятельность в Демократической Республике Конго. [72]
Культура
[ редактировать ]
Музыка и танцы являются неотъемлемой частью церемоний, фестивалей, общественных собраний и рассказывания историй баньярванды. Самый известный традиционный танец представляет собой хореографическую программу, состоящую из трех компонентов: умушагириро , или танец коровы, исполняемый женщинами; [73] инторе , или танец героев , исполняемый мужчинами; [73] и игра на барабанах, также традиционно исполняемая мужчинами, на барабанах, известных как ингома . [74] Традиционно музыка передается устно, ее стили варьируются от хуту, тутси и тва. Барабаны имеют большое значение; королевские барабанщики пользовались высоким статусом при дворе короля. [75] Барабанщики играют вместе группами разного размера, обычно от семи до девяти человек. [76]
Традиционно руандийские женщины брачного возраста и руандийские мужчины с высоким статусом носили прическу Амасунзу с замысловатыми гребнями на волосах. [77] [78]
Баньярванда производит значительное количество традиционных предметов декоративно-прикладного искусства, хотя большинство из них возникли как функциональные предметы, а не просто для украшения. Особенно распространены плетеные корзины и миски. [79] Имигонго , уникальное искусство коровьего навоза, производится на юго-востоке Руанды, история которого восходит к тому времени, когда этот регион был частью независимого королевства Гисака . Навоз смешивают с природными почвами различных цветов и раскрашивают в узорчатые гребни, образующие геометрические фигуры. [80] Другие ремесла включают гончарное дело и резьбу по дереву. [81] В традиционном стиле жилищного строительства используются доступные на месте материалы; круглые или прямоугольные глинобитные дома с соломенными крышами (известные как някаци Наиболее распространены ). Правительство инициировало программу по замене их более современными материалами, такими как гофрированное железо. [82] [83]
Язык и литература
[ редактировать ]Киньяруанда (также иногда известный как язык Руанды) является родным языком баньяруанды, и на нем говорят как на родном языке большинство баньяруандцев в Руанде, а также в Конго и Уганде. [84] Киньяруанда — язык банту , взаимопонятный с кирунди , официальным языком Бурунди , и ха , языком западной Танзании; вместе эти языки составляют часть более широкого диалектного континуума, известного как руанда-рунди . [85] Имея более 10 миллионов говорящих на языке киньяруанда, [86] и около 20 миллионов для Руанды-Рунди в целом, [86] это один из крупнейших языков банту. [87] Вероятно, этот язык был завезен в этот регион из Камеруна во время экспансии банту , хотя сроки и характер этой миграции окончательно не известны. [88] Вполне вероятно, что эти миграции привели к тому, что киньяруанда заменила родной язык тва, а тутси, возможно, также первоначально говорили на отдельном языке, согласно гипотезе, что они мигрировали из регионов, говорящих на нилотском языке . [89]
Как и большинство других языков банту, киньяруанда является тональным , а также агглютинативным : большинство слов образуются как серия морфем , включая префикс, основу, а иногда и префикс. [90] Существительные делятся на шестнадцать классов , охватывающих существительные как в единственном, так и во множественном числе. [91] Некоторые классы используются исключительно для определенных типов существительных; например, классы 1 и 2 предназначены для существительных, относящихся к людям, в единственном и множественном числе соответственно, классы 7, 8 и 11 относятся к большим версиям существительных из других классов, а класс 14 предназначен для абстрактных существительных. [91] Прилагательные, прилагаемые к существительным, обычно имеют префикс, соответствующий префиксу существительного. [92] Например, слово абанту (люди) представляет собой существительное 2-го класса с префиксом а- и префиксом ба- ; при применении прилагательного -biri (два) к этому существительному оно принимает префикс класса 2 ba- , поэтому «два человека» переводится как abantu babiri ; [93] ibintu (вещи) — существительное 4-го класса с префиксом bi- , поэтому «две вещи» переводятся как ibintu bibiri . [93]
У баньяруанды нет долгой истории письменной литературы, и на языке киньяруанда существует очень мало исторических текстов. [94] Письменность появилась в колониальную эпоху, но большинство руандийских авторов того времени писали на французском языке. [95] Однако среди баньярванды существует сильная традиция устной литературы. Королевский двор [96] входили поэты ( абасизи ), [97] который читал стихи киньяруанда, затрагивающие такие темы, как королевское происхождение, [97] а также религия [97] и война. [96] История и моральные ценности также передавались из поколения в поколение в устной форме, а устная традиция использовалась как форма развлечения в доколониальные времена. [96] Самым известным литературным деятелем Руанды был Алексис Кагаме (1912–1981), который проводил и публиковал исследования устных традиций, а также писал свои собственные стихи. [98]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ «Ресурсы на языке киньяруанда | Проект Джошуа» .
- ^ Статистическое бюро Уганды. «Национальная перепись населения и жилищного фонда 2014 года — Основной отчет» (PDF) .
- ^ Батт 2006 , с. 39.
- ^ «АФРИКА | 101 последнее племя — народ баньярванда» . www.101lasttribes.com . Проверено 8 февраля 2024 г.
- ^ Медсестра и Филиппсон 2003 , с. 645.
- ^ Кретьен 2003 , Приложение: Языки группы J.
- ^ Дорси 1994 , с. 36.
- ^ Кретьен 2003 , с. 45.
- ^ Перейти обратно: а б с Мамдани 2002 , с. 61.
- ^ Кретьен 2003 , с. 58.
- ^ «Вопрос о гражданстве баньяруанды в районе Великих озер» . Монитор . 20 сентября 2020 г. Проверено 8 февраля 2024 г.
- ^ «Являются ли Баньярванда самым большим племенем Уганды? Посмотрите вокруг, они вполне могут быть такими» . Восточноафриканский . 24 июля 2020 г. Проверено 8 февраля 2024 г.
- ^ Перейти обратно: а б Кинг 2007 , с. 75.
- ^ Роджер Бленч. «Являются ли африканские пигмеи этнографической фантастикой». 1996 год
- ^ Прунье 1999 , с. 16.
- ^ Мамдани 2002 , с. 58.
- ^ Кретьен 2003 , с. 69.
- ^ Шьяка , стр. 10–11.
- ^ Мугиша, Чарльз Б. (октябрь 2001 г.). История баньярвандских беженцев в Уганде (Диссертация).
- ^ «Баньярванда в Демократической Республике Конго» . Группа по правам меньшинств . Проверено 8 февраля 2024 г.
- ^ Кретьен 2003 , с. 88.
- ^ Кретьен 2003 , стр. 88–89.
- ^ Кретьен 2003 , с. 141.
- ^ Дорси 1994 , с. 37.
- ^ Перейти обратно: а б Муньякази и Нтагарамба 2005 , с. 18.
- ^ Прунье 1999 , с. 18.
- ^ Перейти обратно: а б Кретьен 2003 , с. 158.
- ^ Дорси 1994 , с. 39.
- ^ Прунье 1999 , стр. 13–14.
- ^ Перейти обратно: а б Мамдани 2002 , с. 69.
- ^ Прунье 1999 , с. 6.
- ^ Перейти обратно: а б Прунье 2009 , с. 51.
- ^ Прунье 2009 , с. 381.
- ^ Лемаршан 2009 , с. 10.
- ^ Мамдани 2002 , с. 247.
- ^ Перейти обратно: а б Мамдани 2002 , стр. 248–249.
- ^ «Баньяруанда Уганды не имеет места, которое можно было бы назвать домом» . Африка Report.com . Проверено 8 февраля 2024 г.
- ^ Кретьен 2003 , с. 217.
- ^ Прунье 1999 , с. 9.
- ^ Прунье 1999 , с. 25.
- ^ Кретьен 2003 , с. 260.
- ^ Аппиа и Гейтс 2010 , с. 450.
- ^ Гуревич 2000 , стр. 56–57.
- ^ Мамдани 2002 , с. 240.
- ^ Мамдани 2002 , с. 241.
- ^ Гуревич 2000 , стр. 58–59.
- ^ Прунье 1999 , с. 51.
- ^ Прунье 1999 , с. 53.
- ^ Мамдани 2002 , стр. 160–161.
- ^ Прунье 1999 , стр. 63–64.
- ^ Перейти обратно: а б Прунье 1999 , стр. 55–56.
- ^ Прунье 1999 , с. 62.
- ^ Прунье 1999 , стр. 74–76.
- ^ Перейти обратно: а б ОНН 2008 , История.
- ^ «БАНЬЯРУАНДА/БАФУМБИРА | Путеводитель по Уганде» . 7 августа 2014 года . Проверено 8 февраля 2024 г.
- ^ «Кто такие баньярванда Уганды?» . Новое видение . Проверено 8 февраля 2024 г.
- ^ Кинзер 2008 , с. 47.
- ^ Кинзер 2008 , стр. 51–52.
- ^ Прунье 1999 , с. 93.
- ^ Прунье 1999 , стр. 190–191.
- ^ Новости BBC 2010 .
- ^ Хенли 2007 .
- ^ Даллэр 2005 , с. 386.
- ^ Даллэр 2005 , с. 299.
- ^ Прунье 1999 , с. 312.
- ^ Прунье 1999 , стр. 313–314.
- ^ Прунье 1999 , стр. 381–382.
- ^ Перейти обратно: а б Помфрет 1997 .
- ^ Прунье 1999 , с. 382.
- ^ Прунье 1999 , стр. 384–385.
- ^ Прунье 2009 , стр. 122–123.
- ^ Льюис 2014 .
- ^ Перейти обратно: а б Портал развития Руанды .
- ^ РМКА .
- ^ Адекунле 2007 , стр. 135–136.
- ^ Адекунле 2007 , с. 139.
- ^ Умутеси, Мари Беатрис (2004). Пережить бойню – испытание руандийского беженца в Заире . Мэдисон, Висконсин: Издательство Висконсинского университета. п. 8 . ISBN 9780299204938 .
- ^ Они заканчивают, Патриция (2014). Мечты моей матери . Трубадор Паблишинг, ООО. п. 7. ISBN 9781784626693 .
- ^ Адекунле 2007 , стр. 68–70.
- ^ Бриггс и Бут 2006 , с. 243–244.
- ^ Бриггс и Бут 2006 , с. 31.
- ^ Война 2009 года .
- ^ Адекунле 2007 , с. 75.
- ^ Мамдани 2002 , стр. 50 51.
- ^ Этнолог, 15-е изд.
- ^ Перейти обратно: а б Мамдани 2002 , с. 52.
- ^ Британская энциклопедия 2008 , стр. 163.
- ^ Эрет и Познански 1982 , с. 59.
- ^ Кименьи 1980 , с. 1.
- ^ Кименьи 1980 , с. 2.
- ^ Перейти обратно: а б Кименьи 1980 , стр. 2 4.
- ^ Браун и Огилви 2010 , с. 607.
- ^ Перейти обратно: а б Руки 2013 , с. 107.
- ^ Адекунле 2007 , стр. 50 51.
- ^ Король 2007 , с. 207.
- ^ Перейти обратно: а б с Кинг 2007 , с. 105.
- ^ Перейти обратно: а б с Адекунле 2007 , с. 51.
- ^ Бриггс и Бут 2006 , с. 29.
Ссылки
[ редактировать ]- Адекунле, Юлиус (2007). Культура и обычаи Руанды . Вестпорт, Коннектикут: Greenwood Press . ISBN 978-0-313-33177-0 .
- Аппиа, Энтони; Гейтс, Генри Луи (2010). Энциклопедия Африки, Том 1 (иллюстрированное издание). Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-533770-9 .
- BBC News (12 января 2010 г.). «Хуту убили президента Руанды Жювеналя Хабиариману » . Проверено 16 февраля 2012 г.
- Бриггс, Филип; Бут, Дженис (2006). Руанда - Путеводитель Брэдта (3-е изд.). Лондон: Путеводители Брэдта. ISBN 978-1-84162-180-7 .
- Браун, Кейт; Огилви, Сара (2010). Краткая энциклопедия языков мира . Амстердам: Эльзевир. ISBN 9780080877754 .
- Батт, Джон Дж. (2006). Гринвудский словарь всемирной истории . Издательская группа Гринвуд. ISBN 9780313327650 .
- Кретьен, Жан-Пьер (2003). Великие озера Африки: две тысячи лет истории . Кембридж, Массачусетс: MIT Press. ISBN 978-1-890951-34-4 .
- Даллер, Ромео (2005). Рукопожатие с дьяволом: провал человечества в Руанде . Лондон: Стрела. ISBN 978-0-09-947893-5 .
- Дорси, Леартен (1994). Исторический словарь Руанды . Метучен, Нью-Джерси: Scarecrow Press. ISBN 978-0-8108-2820-9 .
- Эрет, Кристофер; Познански, Меррик (1982). Археологическая и лингвистическая реконструкция африканской истории . Беркли, Калифорния: Издательство Калифорнийского университета. ISBN 9780520045934 .
- Британская энциклопедия (2008). Британская краткая энциклопедия . Чикаго, Иллинойс: Британская энциклопедия, Inc. ISBN 9781593394929 .
- Гуревич, Филип (2000). Мы хотим сообщить вам, что завтра нас убьют вместе с нашими семьями (переиздание). Лондон; Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Пикадор. ISBN 978-0-330-37120-9 .
- Хэндс, Артур Л. (2013). Комплексное руководство по киньяруанде (PDF) (2-е изд.). GEM Resources International. ISBN 9780578088358 . [ постоянная мертвая ссылка ]
- Хенли, Джон (31 октября 2007 г.). «Рубцовая ткань» . Хранитель . Лондон . Проверено 16 февраля 2012 г.
- Кименьи, Александр (1980). Реляционная грамматика киньяруанды . Беркли, Калифорния: Издательство Калифорнийского университета. ISBN 9780520095984 .
- Кинг, Дэвид К. (2007). Руанда (Культуры мира) . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Benchmark Books. ISBN 978-0-7614-2333-1 .
- Кинзер, Стивен (2008). Тысяча холмов: возрождение Руанды и человек, который мечтал об этом (изд. в твердом переплете). Хобокен, Нью-Джерси: John Wiley & Sons. ISBN 978-0-470-12015-6 .
- Лемаршан, Рене (2009). Динамика насилия в Центральной Африке . Филадельфия: Издательство Пенсильванского университета . ISBN 978-0-8122-4120-4 .
- Льюис, Ким (21 января 2014 г.). «Рейнджер национального парка Вирунга убит в засаде в Демократической Республике Конго» . Новости «Голоса Америки» .
- Мамдани, Махмуд (2002). Когда жертвы становятся убийцами: колониализм, национализм и геноцид в Руанде . Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета. ISBN 978-0-691-10280-1 .
- Муньякази, Августин; Нтагамба, Джонсон Клоуз (2005). Атлас Руанды (на французском языке). Оксфорд: Macmillan Education. ISBN 0-333-95451-3 .
- Нтамбара, Пол (9 декабря 2009 г.). «Министра раздражает большое количество домов с соломенными крышами» . Новые Времена . Кигали. Архивировано из оригинала 7 ноября 2013 года . Проверено 16 февраля 2012 г.
- Медсестра, Дерек; Филиппсон, Жерар, ред. (2003). Языки банту . Лондон: Рутледж. ISBN 9780700711345 .
- Помфрет, Джон (9 июля 1997 г.). «Руандийцы возглавили восстание в Конго» . Вашингтон Пост . Проверено 16 октября 2012 г.
- Прунье, Жерар (1999). Кризис в Руанде: история геноцида (2-е изд.). Кампала: Fountain Publishers Limited. ISBN 978-9970-02-089-8 .
- Прюнье, Жерар (2009). Мировая война в Африке: Конго, геноцид в Руанде и создание континентальной катастрофы: Конго, геноцид в Руанде и создание континентальной катастрофы . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-970583-2 .
- Королевский музей Центральной Африки (RMCA) . «Ингома» . Проверено 16 февраля 2012 г.
- Портал развития Руанды . «Национальный балет – Урукеререза» . Архивировано из оригинала 29 октября 2012 года . Проверено 16 февраля 2012 г.
- Шьяка, Анастасий. «Конфликт в Руанде: происхождение, развитие, стратегии выхода» (PDF) . Комиссия национального единства и примирения, Республика Руанда . Проверено 16 февраля 2012 г.
- Организация непредставленных наций и народов (ОНН) (25 марта 2008 г.). «Батва» . Проверено 16 февраля 2012 г.