Алексис Кагаме
Алексис Кагаме (15 мая 1912 — 2 декабря 1981) — руандийский философ , лингвист , историк , поэт и католический священник . Его основные вклады были в области этноистории и « этнофилософии » (изучения местных философских систем).
Будучи профессором богословия , он провел широкое исследование устной истории, традиций и литературы Руанды и написал несколько книг по этой теме, как на французском языке , так и на киньяруанда . Он также писал стихи, которые также были опубликованы.
Кагаме также активно участвовал в политической сфере, и некоторые европейские ученые считали его интеллектуальным лидером культуры и прав тутси в рамках колониальной системы, начиная с 1940-х годов. [1]
Жизнь
[ редактировать ]Кагаме родился в Киянзе-Булизе, Руанда , в реальном секторе Мурамби округа Рулиндо Северной провинции, в семье придворных историков. Его семья имела высокий статус в королевстве Руанда, принадлежала к правящему классу тутси , а также принадлежала к группе под названием Абиру , традиционным министрам при дворе мвами . На момент его рождения Руанда была немецкой колонией, но мвами все еще обладал значительной властью, поскольку колониальные власти управляли косвенно через него. Когда эта территория перешла к Бельгии , некоторые члены его семьи обратились в католицизм . После посещения миссионерской начальной школы Кагаме с октября 1928 по 1933 год учился в Малой семинарии Кабгайи. Он продолжил обучение в региональной семинарии Ньякибанда и был рукоположен в священники в 1941 году. В это время он также был редактором важного католического журнала. газета «Киньяматека» в 1940-х и 1950-х годах (В Национальном университете Руанды есть почти полный тираж «Киньяматеки» ). В 1950 году он стал первым африканцем, получившим членство в Королевский колониальный институт Бельгии .
Поворотный момент наступил в 1952 году, когда он написал «Кодекс политических институтов Руанды» (в поддержку своего друга короля Мутары III Рудахигвы ), который защищал руандийскую систему правления через клиентскую базу. Колониальный режим, который пытался разорвать связи руандийцев через клиентскую базу, счел это угрожающим их усилиям по контролю над королевством, и оказал давление на своего епископа, чтобы тот отправил его в Рим. Там он учился в Григорианском университете и получил докторскую степень по философии. Он также стал членом «Les Prêtres Noirs», группы африканских студентов -теологов , которые хотели использовать христианство в качестве основы для африканских националистических устремлений. [2]
Вернувшись в Руанду в 1958 году, он стал преподавателем католической семинарии и видным членом движения за независимость, которое, несмотря на его принадлежность к монархии тутси, возможно, спасло его во время возглавляемого Бельгией восстания хуту в 1959 году . Позже он стал одним из первых профессоров нового Национального университета Руанды (1963) и приглашенным профессором Университета Лубумбаши .
Кагаме собрал большое количество очень важных устных документов от высокопоставленных руандийских функционеров доколониальной администрации Руанды, но опубликовал только их резюме и интерпретации, а не полные отчеты, поскольку обещал своим информаторам подождать до тех пор, пока они умерли. Европейское католическое духовенство и бельгийская колониальная администрация искренне не любили его исследования, письма и политику, потому что они, казалось, противоречили их послевоенному проекту положить конец королевской системе Руанды в пользу современной республиканской системы, на которую они могли, как они надеялись, повлиять. с большей готовностью. В результате церковь и государство в разное время подвергали его публикации цензуре, либо прекращая публикацию, либо вырезая из публикаций отдельные разделы. [3] Десять пронумерованных абзацев отсутствуют в книге Алексиса Кагаме, Un Abrégé, 2:335-336. Более того, его расшифровка эзотерического кодекса руандийского короля, написанная в 1945 году, была сочтена настолько опасной для интересов Бельгии, что колониальные военные конфисковали ее, и она была опубликована только в 1964 году бельгийскими учеными, которые в то время отрицали, что это был код Кагаме, хотя позже они признали, что это было . [4] Колониальная военная администрация время от времени помещала Кагаме под домашний арест, чтобы ограничить его политическое влияние. [5]
После обретения Руандой независимости он стал решительным сторонником африканизации христианства , утверждая, что миссионерские настроения все еще преобладают.
Алексис Кагаме - двоюродный брат Лэндоальда Ндасингвы и его сестры Луизы Мусикивабо, который когда-то был удален , и описывает его как очень высокого, массивного веселого человека с большим чувством юмора, несмотря на его критические наклонности. Мгр. Кагаме неожиданно скончался в 1981 году во время визита в Найроби . [6]
Работа
[ редактировать ]Политический
[ редактировать ]По словам Клодин Видаль , главной целью Кагаме было создание конституционной монархии . [7] Исследования Кагаме описывают доколониальное руандийское общество, в котором клиентство крупного рогатого скота убухаке создало гармоничное общество, обеспечивающее легкую социальную мобильность. В конце концов он стал партнером бельгийского антрополога Жака Маке , который переработал диссертацию Кагаме в очень влиятельные академические работы. Последующие академические исследования во многом опровергли изображение идиллического доколониального общества Кагаме-Маке, приняв во внимание унизительный земельный договор убуретва . Убуретва в значительной степени игнорировался Маке, чьи исследования опирались на рукописи Кагаме. [8] Изображение Кагаме стабильной, социально прогрессивной нации, а также его карты, показывающие обширное территориальное влияние, использовались Патриотическим фронтом Руанды в конце 1990-х годов для оправдания своего правления и вторжения в восточную Демократическую Республику Конго . [9]
лингвистический
[ редактировать ]Его международная лингвистическая репутация основана в основном на двух работах:
- La Philosophie Bantu-Rwandaise de l'Être (1956): анализ языка и культуры киньяруанда в связи с их концепцией « Бытия ». и,
- La Philosophie Bantu Comparée (1976): более широкое исследование, включающее все языки банту .
В этих работах Кагаме пытается продемонстрировать, что структура языков банту представляет собой сложную онтологию , уникальную по своей природе африканскую. Критики обвиняют его в том, что он навязывает аристотелевские концепции чему-то нелогичному. Другими словами, эта языковая структура не была создана сознательно, а, скорее, развивалась случайным образом в течение длительного периода и, следовательно, является причиной, а не следствием образа мышления людей. [10] Тем не менее, киньяруанда считается одним из самых упорядоченных, сложных и трудных языков в мире.
- Краткое изложение этноистории Руанды . Бутаре, Éditions Universitaires du Rwanda, 1972–75. 2 тома
- Введение в великие лирические жанры Древней Руанды . Бутаре, Éditions Universitaires du Rwanda, 1969 г.
- Ополченцы доколониальной Руанды . Брюссель, 1963 год.
Он также написал несколько сборников стихов и перевел Библию на язык киньяруанда.
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Словарь африканских христианских биографий « Кагаме, Алексис. Архивировано 28 июля 2017 г. в Wayback Machine », автор Элайджа Олу Акинвуми. По состоянию на 25 марта 2010 г.
- ^ "Словарь африканской христианской биографии"
- ↑ Оноре Винк, Алексис Кагаме и Экватория: Вклад в биографию Алексиса Кагаме (1912–1981, Annales Aequatoria 1995, 16:467–586).
- ^ М. Д'Хертефельт и А. Купез, Священная королевская власть древней Руанды, Анналы 52, Королевский музей Центральной Африки, Тервурен, 1964; Дж. Вансина, Полезные анахронизмы: Королевский эзотерический кодекс, История Африки, 2000, 27:415-421.
- ^ например, Жан-Пьер Харрой, Руанда: от феодализма к демократии 1955-1962, Хайез, 1984:145, примечание 1.
- ^ Л. Мусикивабо и Дж. Крамер, Руанда означает Вселенную: мемуары туземцев о крови и родословных. Сент-Мартинс Пресс, Нью-Йорк, 2006: 146–147.
- ^ Видаль, Клодин (1969) Социология страстей: Кот-д'Ивуар, Руанда . Париж: Editions Karthala (на французском языке) в Pottier 204
- ^ Поттье 110-111, 204.
- ^ Поттье 46
- ^ Африканская философия в поисках идентичности , Д. А. Масоло, Глава 4: «Язык и реальность», Indiana University Press, 1994. ISBN 0-253-30271-4
Ссылки
[ редактировать ]- Руандийские философы
- 1912 рождений
- 1981 смертей
- Историки Руанды
- Руандийская монархия
- Римско-католические священники Руанды XX века
- Тутси люди
- Люди из района Ньянза
- руандийские переводчики
- Лингвисты из Руанды
- Философы 20-го века
- Переводчики 20-го века
- Лингвисты 20-го века
- Историки ХХ века
- Поэты 20 века
- Писатели-мужчины 20-го века
- Руандийские поэты
- Руандийские историки
- Монархисты