Теология
Часть серии о |
Теизм |
---|
Теология – это изучение религиозных убеждений с религиозной точки зрения. В более узком смысле – это изучение природы божественного. Его преподают как академическую дисциплину , как правило, в университетах и семинариях . [1] Он занимается уникальным содержанием анализа сверхъестественного , но также занимается религиозной эпистемологией , задает и пытается ответить на вопрос откровения . Откровение относится к принятию Бога , богов или божеств как не только трансцендентных или выше мира природы, но также желающих и способных взаимодействовать с миром природы и раскрывать себя человечеству.
Теологи используют различные формы анализа и аргументации ( экспериментальный , философский , этнографический , исторический и другие), чтобы помочь понять , объяснить , проверить, критиковать , защитить или продвигать любое множество религиозных тем . Как и в философии этики и прецедентном праве , аргументы часто предполагают существование ранее решенных вопросов и развиваются путем проведения из них аналогий, чтобы сделать новые выводы в новых ситуациях.
Изучение богословия может помочь теологу более глубоко понять свою собственную религиозную традицию . [2] еще одна религиозная традиция, [3] или это может позволить им исследовать природу божественности без ссылки на какую-либо конкретную традицию. для распространения Богословие может быть использовано [4] реформа, [5] или оправдать религиозную традицию; или его можно использовать для сравнения , [6] бросать вызов (например, библейской критике ) или выступать против (например, неверия ) религиозной традиции или мировоззрения . Теология может также помочь богослову обратиться к какой-либо текущей ситуации или потребности через религиозную традицию. [7] или исследовать возможные способы интерпретации мира. [8]
Этимология [ править ]
Этот термин происходит от греческого теология (θεολογία), комбинации теос (Θεός, « бог ») и логии (λογία, «высказывания, поговорки, оракулы ») — последнее слово относится к греческому логосу (λόγος, «слово, дискурс») . , счет, рассуждение '). [9] [10] Этот термин перешел на латынь как теология , затем на французский язык как теология , и в конечном итоге стал английским теологией .
Через несколько вариантов (например, theologie , teologye ) английское богословие приобрело свою нынешнюю форму к 1362 году. [11] Смысл этого слова в английском языке во многом зависит от того смысла, который латинские и греческие эквиваленты приобрели в святоотеческом и средневековом христианском использовании, хотя сейчас этот английский термин распространился за пределы христианского контекста.
Классическая философия [ править ]
Греческое богословие » около 380 г. до н.э. в значении «рассуждение о Боге» (θεολογία) использовалось Платоном в «Государстве . [12] Аристотель разделил теоретическую философию на математику , физику и теологику , причем последняя примерно соответствует метафизике , которая, по Аристотелю, включала рассуждения о природе божественного. [13]
Опираясь на греческие стоические источники, латинский писатель Варрон выделил три формы такого дискурса: [14]
- мифический , касающийся мифов о греческих богах;
- рациональный, философский анализ богов и космологии; и
- гражданский, касающийся обрядов и обязанностей публичного религиозного соблюдения.
Позднее использование [ править ]
Некоторые латинские христианские авторы, такие как Тертуллиан и Августин , следовали тройственному использованию Варрона. [14] [15] Однако Августин также определил теологию как «рассуждение или дискуссию о Божестве». [16]
Латинский автор Боэций , писавший в начале VI века, использовал теологию для обозначения подразделения философии как предмета академического исследования, имеющего дело с неподвижной, бестелесной реальностью; в отличие от физики , которая имеет дело с телесными , движущимися реальностями. [17] Определение Боэция повлияло на использование средневековой латыни. [18]
В святоотеческих греко-христианских источниках теология может относиться в узком смысле к благочестивому и/или вдохновленному знанию и учению о сущностной природе Бога. [19]
В схоластических латинских источниках этот термин стал обозначать рациональное изучение доктрин христианской религии или (точнее) академическую дисциплину , которая исследовала связность и значение языка и утверждений Библии и богословской традиции ( последнее часто представлено в Питера Ломбарда » «Сентенциях , книге выдержек из отцов церкви ). [ нужна ссылка ]
В эпоху Возрождения , особенно среди флорентийских апологетов-платоников поэтики Данте , различие между «поэтической теологией» ( theologia поэтика ) и «откровенной» или библейской теологией служит ступенькой к возрождению философии как независимой от богословского авторитета. [ нужна ссылка ]
Именно в последнем смысле, теология как академическая дисциплина, включающая рациональное изучение христианского учения, этот термин перешел в английский язык в 14 веке. [20] хотя его также можно было использовать в более узком смысле, обнаруженном у Боэция и греческих патристических авторов, для обозначения рационального изучения сущностной природы Бога, дискурса, который теперь иногда называют собственно теологией . [21]
Начиная с 17 века, термин «теология» стал использоваться для обозначения изучения религиозных идей и учений, которые не являются конкретно христианскими или не коррелируют с христианством (например, в термине « естественная теология» , который обозначал теологию, основанную на рассуждениях на основе естественных фактов). независимо от конкретно христианского откровения) [22] или которые специфичны для другой религии (например, ниже).
Теология также может использоваться в производном смысле для обозначения «системы теоретических принципов; (непрактичной или жесткой) идеологии». [23] [24]
В религии [ править ]
термин «теология» Некоторые считают, что подходит только для изучения религий , поклоняющихся предполагаемому божеству ( теосу ), то есть в более широком смысле, чем монотеизм ; и предполагают веру в способность говорить и рассуждать об этом божестве (в логиях ). Они предполагают, что этот термин менее уместен в религиозных контекстах, которые организованы по-разному (т.е. религии без единого божества или которые отрицают возможность изучения таких предметов логически). Иерология была предложена такими людьми, как Эжен Гобле д'Альвиелла (1908), в качестве альтернативного, более общего термина. [25]
Авраамические религии [ править ]
Христианство [ править ]
По определению Фомы Аквинского , богословие состоит из тройного аспекта: то, чему учит Бог, учит о Боге и ведет к Богу ( лат . Theologia a Deo docetur, Deum docet и et ad Deum ducit ). [26] Это указывает на три отдельные области Бога, такие как теофаническое откровение , систематическое изучение природы божественной и, в более общем смысле, религиозной веры и духовный путь . Христианское богословие как исследование христианской веры и практики концентрируется в первую очередь на текстах Ветхого Завета и Нового Завета , а также на христианской традиции. Христианские богословы используют библейскую экзегезу, рациональный анализ и аргументацию. Богословие может быть предпринято, чтобы помочь теологу лучше понять христианские догмы, провести сравнение между христианством и другими традициями, защитить христианство от возражений и критики, облегчить реформы в христианской церкви, помочь в распространении христианства, использовать ресурсы христианской традиции для решения какой-либо текущей ситуации или потребности или по ряду других причин.
Ислам [ править ]
Исламская теологическая дискуссия, параллельная христианской теологической дискуссии, называется Калам ; исламским аналогом христианской богословской дискуссии правильнее было бы исследование и разработка шариата или фикха . [27]
Калам... не занимает ведущего места в мусульманской мысли, как теология в христианстве. Чтобы найти эквивалент «теологии» в христианском смысле, необходимо обратиться к нескольким дисциплинам, как к усул аль-фикху, так и к каламу.
- перевод Л. Гарде
В некоторых университетах Германии созданы кафедры исламской теологии. (т.е. [28] )
Иудаизм [ править ]
В еврейской теологии историческое отсутствие политического авторитета означало, что большая часть богословских размышлений происходила в контексте еврейской общины и синагоги , в том числе посредством раввинских обсуждений еврейского закона и мидрашей (раввинистических библейских комментариев). Еврейская теология также связана с этикой , как и теология других религий, и, следовательно, влияет на поведение человека. [29] [30]
Индийские религии [ править ]
Буддизм [ править ]
Некоторые академические исследования в буддизме , посвященные исследованию буддийского понимания мира, предпочитают название «буддийская философия» термину «буддийское богословие» , поскольку в буддизме отсутствует такая же концепция теоса . Хосе Игнасио Кабесон, который утверждает, что использование богословия на самом деле уместно, может сделать это только потому, что «я считаю, что теология не ограничивается рассуждениями о Боге... Я считаю, что «теология» не ограничивается к его этимологическому значению. В этом последнем смысле буддизм, конечно, атеологичен, отвергая понятие Бога». [31]
Индуизм [ править ]
В индуистской философии существует традиция философских рассуждений о природе вселенной, Бога (называемого Брахманом , Параматмой и/или Бхагаваном в некоторых школах индуистской мысли) и атмана ( души). Санскритское слово , обозначающее различные школы индуистской философии, — даршана («взгляд, точка зрения»). Вайшнавская теология на протяжении веков была предметом изучения многих преданных, философов и ученых Индии . Большая часть его изучения заключается в классификации и организации проявлений тысяч богов и их аспектов. В последние десятилетия изучением индуизма также занялся ряд академических учреждений Европы, таких как Оксфордский центр индуистских исследований и Колледж Бхактиведанты . [32]
Другие религии [ править ]
Синто [ править ]
В Японии термин теология ( 神学 , сингаку ) стал приписывать синтоизму со времен Эдо , после публикации «Кокон сингаку руихен» Мано Токицуна ( 古今神学類編 , «сборник древнего богословия по категориям»). В наше время для обозначения исследований синтоизма, а также буддизма используются другие термины, такие как кёгаку ( 教学 , «доктринальные исследования») и сюгаку ( 宗学 , «конфессиональные исследования»).
Современное язычество [ править ]
Английский академик Грэм Харви отметил, что язычники «редко занимаются теологией». [33] Тем не менее, теология применялась в некоторых секторах современных языческих общин, включая Викку , язычество , друидизм и кеметизм . Поскольку в этих религиях предпочтение отдается ортопраксии , богословские взгляды среди приверженцев часто различаются. Этот термин используется Кристиной Кремер в ее книге « В поисках тайны: введение в языческую теологию» и Майклом Йорком в книге «Языческая теология: язычество как мировая религия» .
Темы [ править ]
Ричард Хукер определяет теологию как «науку о божественных вещах». [34] Однако этот термин может использоваться для различных дисциплин или областей обучения. [35] Теология рассматривает вопрос о том, существует ли божественное в той или иной форме, например, в физической , сверхъестественной , ментальной или социальной реальности , и какие доказательства этого и о нем можно найти через личный духовный опыт или исторические записи такого опыта, задокументированные другими. Изучение этих предположений не является частью собственно теологии , но встречается в философии религии и все чаще в психологии религии и нейротеологии . Цель богословия, таким образом, состоит в том, чтобы записать, структурировать и понять этот опыт и концепции; и использовать их для получения нормативных рецептов того, как прожить свою жизнь .
История учебной дисциплины [ править ]
История изучения богословия в высших учебных заведениях так же стара, как и история самих таких учреждений. Например:
- Таксила была ранним центром ведического обучения , возможно, начиная с VI века до нашей эры или ранее; [36] [37] : 140–2
- Платоновская Академия, основанная в Афинах в IV веке до нашей эры, по-видимому, включала в свой предмет богословские темы; [38]
- китайский Тайсюэ передал конфуцианское учение II века до нашей эры; [39]
- Школа Нисибиса была центром христианского обучения с 4 века нашей эры; [40] [41]
- Наланда в Индии была местом высшего буддийского образования, по крайней мере, с V или VI века нашей эры; [37] : 149 и
- Марокканский университет Аль-Карауин был центром исламского образования с 10 века. [42] как и Университет Аль-Азхар в Каире. [43]
Самые ранние университеты были созданы под эгидой Латинской церкви по папской булле как studia Generalia и, возможно, на базе кафедральных школ . Возможно, однако, что превращение соборных школ в университеты было довольно редким явлением, за Парижского университета . исключением [44] Позже они были также основаны королями ( Неаполитанский университет Федерико II , Карлов университет в Праге , Ягеллонский университет в Кракове ) или муниципальными администрациями ( Кёльнский университет , Эрфуртский университет ).
В период раннего средневековья большинство новых университетов были основаны на базе ранее существовавших школ, обычно когда считалось, что эти школы стали в первую очередь центрами высшего образования. Многие историки утверждают, что университеты и соборные школы были продолжением интереса к обучению, пропагандируемого монастырями. [45] Таким образом, христианское богословское образование было компонентом этих учреждений, как и изучение церковного или канонического права : университеты играли важную роль в подготовке людей для церковных должностей, помогая церкви проводить разъяснение и защиту своего учения, а также в поддержка законных прав церкви по отношению к светским правителям. [46] В таких университетах богословское обучение изначально было тесно связано с жизнью веры и церкви: оно питалось и питалось практикой проповеди , молитвы и служения Мессы . [47]
В эпоху Высокого Средневековья теология была основным предметом в университетах и называлась «Королевой наук». Он служил краеугольным камнем Тривиума и Квадривиума , которые должны были изучать молодые люди. Это означало, что другие предметы (включая философию ) существовали в первую очередь для помощи в богословской мысли. [48] В этом контексте средневековая теология на христианском Западе могла включать в себя области исследования, которые позже стали более самодостаточными, такие как метафизика » Аристотеля (« первая философия , [49] [50] или онтология (наука о бытии). [51] [52]
Выдающееся место христианского богословия в университете начало подвергаться сомнению во время европейского Просвещения , особенно в Германии. [53] Другие предметы приобрели независимость и престиж, и были подняты вопросы о месте дисциплины, которая, казалось, предполагала приверженность авторитету определенных религиозных традиций в учреждениях, которые все больше понимались как посвященные независимому разуму. [54]
С начала XIX века на Западе возникли различные подходы к богословию как академической дисциплине. Большая часть дебатов о месте богословия в университете или в рамках общей учебной программы высшего образования сосредоточена на том, являются ли методы богословия должным образом теоретическими и (в широком смысле) научными или, с другой стороны, требует ли теология предварительного проявления веры со стороны ее практиков. и противоречит ли такое обязательство академической свободе. [53] [55] [56] [57]
Обучение служителей [ править ]
В некоторых контекстах считалось, что богословие принадлежит высшим учебным заведениям прежде всего как форма профессиональной подготовки для христианского служения. Это было основанием, на котором Фридрих Шлейермахер , либеральный богослов, выступал за включение богословия в новый Берлинский университет в 1810 году. [58] [53] : гл.14
Например, в Германии богословские факультеты государственных университетов обычно привязаны к определенным конфессиям, протестантским или римско-католическим, и эти факультеты будут предлагать степени, связанные с конфессией ( konfessionsgebunden ) , и иметь связанные с конфессией государственные должности среди своих преподавателей; Помимо того, что они способствуют «развитию и росту христианских знаний», они «обеспечивают академическую подготовку будущего духовенства и учителей религиозного образования в немецких школах». [59]
В Соединенных Штатах было открыто несколько известных колледжей и университетов для подготовки христианских служителей. Гарвард , [60] Джорджтаун , [61] Бостонский университет , Йельский университет , [62] Университет Дьюка , [63] и Принстон [64] Все они имели богословскую подготовку духовенства в качестве основной цели своего основания.
Семинарии и библейские колледжи продолжили этот союз между академическим изучением богословия и подготовкой к христианскому служению. Например, в Соединенных Штатах существует множество выдающихся примеров, в том числе семинария Феникса , Католический теологический союз в Чикаго, [65] Высший богословский союз в Беркли, [66] Крисвелл-колледж в Далласе, [67] Южная баптистская теологическая семинария в Луисвилле, [68] Евангелическая богословская школа Тринити в Дирфилде, штат Иллинойс, [69] Далласская духовная семинария , [70] Университетский институт Северного Техаса в фермерском отделении, штат Техас, [71] и Теологическая семинария Ассамблеи Божьей в Спрингфилде, штат Миссури. Единственной иудео-христианской богословской семинарией является «Мессианская библейская семинария Айдахо», которая является частью Еврейского университета Колорадо в Денвере . [72]
Как самостоятельная академическая дисциплина [ править ]
В некоторых случаях ученые изучают богословие как академическую дисциплину, не имея формальной принадлежности к какой-либо конкретной церкви (хотя сотрудники вполне могут иметь связи с церквями) и не уделяя особого внимания обучению служителей. Это относится, например, к факультету теологических исследований Университета Конкордия в Канаде и ко многим университетским факультетам Соединенного Королевства , включая факультет богословия Кембриджского университета , факультет теологии и религии Эксетерского университета. и факультет теологии и религиоведения Университета Лидса . [73] [74] Традиционные академические премии, такие как Абердинского университета , стипендия Ламсдена и Сакса как правило, отмечают достижения в теологии (или богословии , как ее называют в Абердине) и в религиоведении.
Религиоведение [ править ]
В некоторых современных контекстах проводится различие между теологией, которая рассматривается как предполагающая определенный уровень приверженности требованиям изучаемой религиозной традиции, и религиоведением , которое, напротив, обычно рассматривается как требующее, чтобы вопрос об истине или ложность изучаемых религиозных традиций должна оставаться за пределами своего поля. Религиоведение включает изучение исторических или современных практик или идей этих традиций с использованием интеллектуальных инструментов и рамок, которые сами по себе не привязаны конкретно к какой-либо религиозной традиции и которые обычно считаются нейтральными или светскими. [75] В контекстах, где «религиоведение» в этом смысле находится в центре внимания, основные формы обучения, вероятно, будут включать:
- Антропология религии
- Сравнительное религиоведение
- История религий
- Философия религии
- Психология религии
- Социология религии
Иногда теология и религиоведение находятся в противоречии. [76] а в других случаях считается, что они сосуществуют без серьезного напряжения. [77] Иногда отрицают, что между ними существует столь же четкая граница. [78]
Критика [ править ]
До 20 века [ править ]
Возможна ли аргументированная дискуссия о божественном, уже давно является предметом споров. Протагор еще в пятом веке до нашей эры , который, как полагают, был изгнан из Афин из-за своего агностицизма в отношении существования богов, сказал: «Что касается богов, я не могу знать ни того, что они существуют, ни того, что они не существуют, или какую форму они могут иметь, ибо многое мешает познанию: неясность предмета и краткость человеческой жизни». [79] [80]
По крайней мере, с восемнадцатого века различные авторы критиковали пригодность теологии как академической дисциплины. [81] В 1772 году барон д'Гольбах назвал богословие «постоянным оскорблением человеческого разума» в Le Bon sens . [81] Лорд Болингброк , английский политик и политический философ, писал в разделе IV своих «Очерков о человеческом знании »: «Ошибка теологии, а не религии. Теология — это наука, которую по праву можно сравнить с ящиком Пандоры . но под ними лежит много зла, которое сеет язвы и опустошение по всему миру». [82]
Томас Пейн , деист американский политический теоретик и памфлетист- , писал в своем трехчастном труде «Век разума» (1794, 1795, 1807): [83]
Изучение богословия в том виде, в котором оно существует в христианских церквях, — это изучение ничего; оно ни на чём не основано; оно не основано ни на каких принципах; оно не исходит ни от каких властей; у него нет данных; он ничего не может продемонстрировать; и это не допускает никаких выводов. Ничто не может быть изучено как наука, если мы не обладаем принципами, на которых она основана; и, как и в случае с христианским богословием, оно, следовательно, не является изучением ничего.
Немецкий атеист философ- Людвиг Фейербах стремился растворить теологию в своей работе «Принципы философии будущего» : «Задачей современной эпохи было осознание и гуманизация Бога – трансформация и растворение теологии в антропологии». [84] Это отражало его более раннюю работу «Сущность христианства» (1841 г.), за которую ему запретили преподавать в Германии, в которой он сказал, что богословие представляет собой «паутину противоречий и заблуждений». [85] Американский сатирик Марк Твен в своем эссе « Самое низкое животное », первоначально написанном примерно в 1896 году, но опубликованном только после смерти Твена в 1910 году, заметил, что: [86] [87]
[Человек] — единственное животное, которое любит ближнего своего как самого себя и перерезает ему горло, если его богословие неверно. Он превратил земной шар в кладбище, изо всех сил стараясь облегчить путь своего брата к счастью и небесам... Высшие животные не имеют религии. И нам говорят, что они останутся в стороне в будущей жизни. Интересно, почему? Кажется сомнительным вкус.
20 и 21 века [ править ]
А. Дж. Айер , бывший британский логический позитивист , в своем эссе «Критика этики и теологии» стремился показать, что все утверждения о божественном бессмысленны и любой божественный атрибут недоказуем. Он писал: «Сейчас общепризнано, по крайней мере философами, что существование существа, обладающего атрибутами, определяющими бога любой неанимистической религии, не может быть доказательно доказано... [Все высказывания о природа Бога бессмысленна». [88]
Еврейский философ- атеист Вальтер Кауфман в своем эссе «Против теологии» стремился отличить теологию от религии в целом: [89]
Теология, конечно, не религия; и значительная часть религии решительно антитеологична... Таким образом, нападки на теологию не должны рассматриваться как обязательно связанные с нападками на религию. Религия может быть и часто была нетеологической или даже антитеологической.
Однако Кауфман обнаружил, что «христианство неизбежно является теологической религией». [89]
Английский атеист Чарльз Брэдло считал, что теология мешает людям достичь свободы. [90] хотя он также отметил, что многие богословы его времени считали, что, поскольку современные научные исследования иногда противоречат священным писаниям, следовательно, писания должны быть неправильными. [91] Роберт Г. Ингерсолл , американский юрист-агностик, заявил, что, когда у власти были теологи, большинство людей жили в лачугах, а немногие привилегированные имели дворцы и соборы. По мнению Ингерсолла, именно наука улучшает жизнь людей, а не теология. Ингерсолл далее утверждал, что обученные богословы рассуждают не лучше, чем человек, который предполагает, что дьявол должен существовать, потому что изображения очень точно напоминают дьявола. [92]
Британский эволюционный биолог Ричард Докинз был откровенным критиком теологии. [81] [93] В статье, опубликованной в The Independent в 1993 году, он резко критикует богословие как совершенно бесполезное. [93] заявляя, что он полностью и неоднократно не мог ответить ни на какие вопросы о природе реальности или состоянии человека. [93] Он заявляет: «Я никогда не слышал, чтобы кто-нибудь из них [то есть богословов] когда-либо говорил что-либо хоть малейшее полезное, что-либо, что не было бы ни банально очевидным, ни совершенно ложным». [93] Затем он заявляет, что, если бы вся теология была полностью искоренена с лица земли, никто бы этого не заметил и даже не обратил бы внимания. Он заключает: [93]
Достижения богословов ничего не делают, ни на что не влияют, ничего не достигают, даже ничего не значат. Что заставляет вас думать, что «теология» вообще является предметом?
См. также [ править ]
Ссылки [ править ]
- ^ «теология» . Wordnetweb.princeton.edu. Архивировано из оригинала 4 августа 2012 года . Проверено 11 ноября 2012 г.
- ^ См., например, Мильоре, Дэниел Л. 2004. Вера в поисках понимания: введение в христианское богословие (2-е изд.) Гранд-Рапидс: Eerdmans .
- ^ См., например, Коган, Майкл С. 1995. « К еврейской теологии христианства ». Журнал экуменических исследований 32 (1): 89–106. Архивировано из Интернета 15 июня 2006 года.
- ^ См., например, Дормор, Дункан и др., ред. 2003. Англиканство, ответ современности . Лондон: Континуум.
- ^ См., например, Спонг, Джон Шелби . 2001. Почему христианство должно измениться или умереть . Нью-Йорк: Харпер Коллинз.
- ^ См., например, Баррелл, Дэвид. 1994. Свобода и творчество в трех традициях . Нотр-Дам: Издательство Университета Нотр-Дам .
- ^ См., например, Горриндж, Тимоти . 2004. Преступление , ( Изменение общества и серии церквей ). Лондон: Общество распространения христианских знаний .
- ^ См., например, толкование Энн Хант Оверзи о взглядах Рикёра (1913–2005) на роль и работу «теолога»: «Поль Рикёр говорит о теологе как о герменевте, задача которого состоит в том, чтобы интерпретировать многозначные, богатые метафоры. возникающий из символических основ традиции, чтобы символы могли снова «говорить» о нашей экзистенциальной ситуации».Оверзи, Энн Хант. 1992. Божественное тело: символ тела в произведениях Тейяра де Шардена и Рамануджи. Архивировано 26 марта 2023 года в Wayback Machine ( Кембриджские исследования религиозных традиций 2). Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0521385169 . Проверено 5 апреля 2010 г. с. 4.
- ^ падеж Винительный множественного числа существительного среднего рода λόγιον; ср. Бауэр, Уолтер , Уильям Ф. Арндт, Ф. Уилбур Гингрич и Фредерик В. Данкер . 1979. Греко-английский лексикон Нового Завета (2-е изд.). Чикаго: Издательство Чикагского университета . п. 476.Примеры λόγια в Новом Завете ср. Деяния 7:38 ; Римлянам 3 :2; 1 Петра 4:11.
- ^ Скутерис, Константин Б. [1972] 2016. Значение терминов «теология», «богословы», «богослов» в учении греческих отцов и церковных писателей вплоть до каппадокийцев [ Значение терминов «теология» ', 'теологизировать' и 'Богослов' в Учении греческих отцов вплоть до каппадокийцев включительно ] (на греческом языке). Афины. стр. 187.
- ^ Ленгленд, Пирс Плауман A ix 136
- ^ Адам, Джеймс. 1902. Республика Платона 2.360C. Архивировано 27 октября 2020 года в Wayback Machine . Кембридж. Издательство Кембриджского университета.
- ^ Аристотель, Метафизика , Книга Эпсилон. Архивировано 16 февраля 2008 г. в Wayback Machine.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Августин , Город Бога VI. Архивировано 13 декабря 2006 г. в Wayback Machine , гл. 5.
- ^ Тертуллиан , Ad Nationes II. Архивировано 13 мая 2007 г. в Wayback Machine , гл. 1.
- ^ Августин Гиппопотамский . Город Божий Книга VIII. я. . Архивировано 4 апреля 2008 года в Wayback Machine : «de divinitaterationem sive sermonem».
- ^ «Боэций, О Святой Троице» (PDF) . Архивировано (PDF) из оригинала 7 февраля 2012 года . Проверено 11 ноября 2012 г.
- ^ Эванс, GR 1980. Старое искусство и новое богословие: начало богословия как академической дисциплины . Оксфорд: Кларендон Пресс . стр. 31–32.
- ^ МакГукин, Джон. 2001. Святой Григорий Назианзин: интеллектуальная биография . Крествуд, Нью-Йорк: Издательство Св. Владимирской семинарии . п. 278: Григорий Назианзин IV века. использует это слово в этом смысле в своих «Богословских речах» Архивировано 7 августа 2006 года в Wayback Machine . После его смерти его называли «Богословом» на Халкидонском соборе , а затем и в восточном православии, либо потому, что его речи рассматривались как важнейшие примеры такого рода богословия, либо в том смысле, что он был (подобно автору Книги Откровение ) рассматривается как вдохновенный проповедник слов Божьих. (Вряд ли это означает, как утверждается в книге «Никейские и постникейские отцы» , архивированные 16 июля 2006 года во введении Wayback Machine к его «Богословским речам» , что он был защитником божественности Христа-Слова.)
- ^ «Богословие». Оксфордский словарь английского языка . примечание.
- ^ См., например, Ходж, Чарльз . 1871. Систематическое богословие 1, часть 1.
- ^ Оксфордский словарь английского языка , смысл 1
- ^ «Богословие, 1 (d)» и «Богословие, А.3». Оксфордский словарь английского языка . 1989.
- ^ Литературное приложение Times 329/4. 5 июня 1959 г.: ««Богословский» подход к советскому марксизму ... в конечном итоге оказывается неудовлетворительным».
- ^ Джонс, Алан Х. 1983. Независимость и экзегеза: исследование раннего христианства в работах Альфреда Луази (1857–1940), Шарля Гиньберта (1857 [т.е. 1867]–1939) и Мориса Гогеля (1880–1955) . Мор Зибек . п. 194.
- ^ Капич, Келли М. Капич (2012). Маленькая книга для новых богословов. Зачем и как изучать теологию . Даунерс-Гроув, Иллинойс : InterVarsity Press . п. 36 . ISBN 978-0830866700 .
- ^ Гардет, Л. 1999. « Ильм аль-Калам. Архивировано 3 марта 2016 года в Wayback Machine ». Энциклопедия ислама под редакцией П. Дж. Бирмана и др. Лейден: Koninklijke Brill NV .
- ^ «Выступление государственного секретаря доктора Маркуса Кербера на официальной церемонии открытия Исламколлега Германии» . ДИК – Немецкая исламская конференция . Архивировано из оригинала 31 января 2023 года . Проверено 31 января 2023 г.
- ^ Либенсон, Дэн и Лекс Рофеберги, ведущие. 5 октября 2018 г. « Бог и пол - Рэйчел Адлер. Архивировано 11 октября 2018 г. в Wayback Machine ». Эп. 138 в «Освобожденном иудаизме» (подкаст).
- ^ Рашковер, Рэнди. 1999. « Призыв к еврейскому богословию ». Перекрестные течения . «Часто утверждается, что, в отличие от христианства, иудаизм представляет собой традицию действий и не поддерживает строгую богословскую традицию. Фундаментальные верования иудаизма неотделимы от их галахического соблюдения (того свода законов, открытых евреям Богом), заложенного и предполагаемого этим образ жизни, как его проживают и изучают».
- ^ Кабесон, Хосе Игнасио. 1999. «Буддийское богословие в Академии». стр. 25–52 в журнале «Буддийское богословие: критические размышления современных буддийских ученых » под редакцией Р. Джексона и Дж. Дж. Макрански . Лондон: Рутледж.
- ^ Кинг, Анна С. 2006. «Ради любви к Кришне: сорок лет пения». стр. 134–67 в книге «Движение Харе Кришна: сорок лет пения и перемен » под редакцией Г. Дуайера и Р. Дж. Коула. Лондон: IB Tauris . п. 163:Описывает развитие обоих институтов и говорит о преданных Харе Кришна, «изучающих вайшнавскую теологию и практику в основных университетах».
- ^ Харви, Грэм (2007). Слушающие люди, говорящие на Земле: современное язычество (2-е изд.). Лондон: Херст и компания. п. 1. ISBN 978-1850652724 .
- ^ « О законах церковной политики , 3.8.11» (PDF) . Архивировано (PDF) из оригинала 4 марта 2012 года . Проверено 11 ноября 2012 г.
- ^ МакГрат, Алистер . 1998. Историческое богословие: введение в историю христианской мысли . Оксфорд: Издательство Блэквелл . стр. 1–8.
- ^ Более ранняя дата указана в:Рейган, Тимоти. 2004. Незападные образовательные традиции: альтернативные подходы к образовательной мысли и практике (3-е изд.). Лоуренс Эрльбаум . п. 185; иЧитнис, Сунна. 2003. «Высшее образование». стр. 1032–56 в «Оксфордском индийском справочнике по социологии и социальной антропологии» под редакцией В. Даса . Нью-Дели: Издательство Оксфордского университета . п. 1036.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Шарфе, Хартмут. 2002. Образование в Древней Индии . Лейден: Брилл.
- ^ Диллон, Джон. 2003. Наследники Платона: исследование в старой академии, 347–274 до н.э. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета .
- ^ Яо, Синьчжун . 2000. Введение в конфуцианство . Кембридж: Издательство Кембриджского университета . п. 50.
- ^ Беккер, Адам Х. (2006). Страх Божий и начало мудрости: школа Нисибиса и развитие схоластической культуры в позднеантичной Месопотамии . Издательство Пенсильванского университета .
- ^ «Школа Нисибиса» . Несториан.орг . Архивировано из оригинала 3 марта 2016 года.
- ^ Лулат, Ю.Г. 2005. История высшего образования в Африке от древности до наших дней: критический синтез . Гринвуд. п. 71:Мечеть Аль-Карауин была основана в 859 году нашей эры, но «хотя обучение в мечети должно было начаться почти с самого начала, только... к концу десятого века ее репутация как центра обучения в обоих религиозные и светские науки... должно быть, начали расти».
- ^ Битти, Эндрю. 2005. Каир: История культуры . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета . п. 101.
- ^ Лефф, Гордон. 1968. Парижский и Оксфордский университеты в тринадцатом и четырнадцатом веках. Институциональная и интеллектуальная история . Уайли .
- ^ Джонсон, Пол . 2000. Возрождение: Краткая история ( Хроники современной библиотеки ). Нью-Йорк: Современная библиотека . п. 9.
- ^ Рюгг, Вальтер. 2003. «Темы». стр. 3–34 в «Истории университетов в Европе » под редакцией В. Рюгга и Х. де Риддер-Симоэнса ( Университеты в средние века 1). Кембридж: Издательство Кембриджского университета . стр. 15–16.
- ^ См. Д'Коста, Гэвин . 2005. Богословие на публичной площади: Церковь, Академия и нация . Оксфорд: Блэквелл . гл. 1.
- ^ Ховард, Томас Альберт . 2006. Протестантское богословие и создание современного немецкого университета. Архивировано 15 июня 2015 года в Wayback Machine . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета . п. 56: «Философия, scientia scientarum в одном смысле, в другом изображалась как скромная «служанка теологии».
- ^ ДеФилиппо, Джозеф Г. (1991). Теология и первая философия в «Метафизике» Аристотеля . UMI, Информационная служба диссертаций . Проверено 16 октября 2023 г.
- ^ Онтология - «В 13 веке, приняв тройное разделение спекулятивных наук Аристотеля (физика, математика и то, что Фома Аквинский по-разному называет «первой философией», «метафизикой» или «теологией»), Фома Аквинский утверждает, что первичное бытие и бытие в целом являются предметом одной и той же науки ( eadem enim est scientia primi entis et entis communis ), поскольку первичное существо(я) являются принципами других ( nam prima entia sunt principia aliorum ; ср. Фома Аквинский в Boeth. de Trin . 5.1, В 10 мета 6 и 11, и Проэмиум к последнему)".
- ^ Резерфорд, Дж. Александр (24 сентября 2021 г.). Дар видения: библейский взгляд на онтологию . Том 3 Божьих даров для христианской жизни - Часть 1. Эйрдри, Альберта: Teleioteti. п. 3. ISBN 9781989560198 . Проверено 16 октября 2023 г.
[...] Священное Писание имеет значение для онтологии [...]. [...] теология, которую мы провозглашаем, глубоко переплетена с онтологией [...].
- ^ Онтология - «В шестой книге [Метафизики ] (1026a16–32) Аристотель обращается к первой философии, которая занимается бытием как бытием, но в отличие от физики и математики, именно как спекулятивной наукой о том, что отделено». Первая философия в этом контексте называется «теологией», поскольку божественное может присутствовать только в чем-то подобной природе, то есть в некотором неизменном существе ( ousia akinetos )».
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Ховард, Томас Альберт . 2006. Протестантское богословие и создание современного немецкого университета. Архивировано 15 июня 2015 года в Wayback Machine . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета .
- ^ См., например, обсуждение «Конфликта факультетов» И.Г. Фихте Иммануила Канта (1798 г.) и «Выведенного плана высшего учебного заведения, которое будет построено в Берлине» (1807 г.) в Ховарде, Томасе Альберте . 2006. Протестантское богословие и создание современного немецкого университета. Архивировано 15 июня 2015 года в Wayback Machine . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета .
- ^ Фрей, Ганс В. 1992. Типы христианского богословия , под редакцией У. К. Плахера и Г. Хансингера . Нью-Хейвен, Коннектикут: Издательство Йельского университета .
- ^ Д'Коста, Гэвин . 2005. Богословие на публичной площади: Церковь, Академия и нация . Оксфорд: Блэквелл.
- ^ МакКлендон, Джеймс В. 2000. «Богословие и университет». Ч. 10 в «Систематическом богословии 3: Свидетель» . Нэшвилл, Теннесси: Абингдон.
- ^ Шлейермахер, Фридрих . 1990. Краткий очерк богословия как области исследования (2-е изд.), перевод Т. Н. Тайса. Льюистон, Нью-Йорк: Эдвин Меллен .
- ^ Крац, Рейнхард Г. 2002. «Академическое богословие в Германии». Религия 32(2):113–16.
- ^ Марсден, Джордж М. 1994. Душа американского университета: от протестантского истеблишмента к устоявшемуся неверию . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета . п. 41:«Соответственно, основной целью Гарвардского колледжа была подготовка духовенства». Но «школа служила двойной цели: обучала людей и другим профессиям».
- ^ Карран, Роберт Эммет и Лео Дж. О'Донован . 1961. Двухсотлетняя история Джорджтаунского университета: от академии к университету 1789–1889 , часть 1. Джорджтаун: Издательство Джорджтаунского университета :Джорджтаун был иезуитским учреждением, основанным в значительной степени для того, чтобы обеспечить группу образованных католиков, некоторые из которых могли пройти полную семинарскую подготовку для священства.
- ^ Декстер, Франклин Боудич . 1916 г. « Устав коллегиальной школы, октябрь 1701 г. ». В документальной истории Йельского университета, согласно первоначальному уставу Университетской школы Коннектикута 1701–1745 гг . Нью-Хейвен, Коннектикут: Издательство Йельского университета:В первоначальном уставе Йельского университета 1701 года говорится о цели: «Искреннее уважение и рвение к поддержанию и распространению христианской протестантской религии последователями ученых и православных» и что «Молодежь может обучаться искусствам и наукам (и) через благословение Йельского университета 1701 года». Всемогущий Бог может быть пригоден для общественной работы как в церкви, так и в гражданском государстве».
- ^ Библиотеки Университета Дьюка (11 июля 2013 г.). «Университет Дьюка: краткая повествовательная история» . Библиотеки Университета Дьюка. Архивировано из оригинала 6 апреля 2018 года . Проверено 10 апреля 2020 г.
- ^ В Принстоне один из основателей (вероятно, Эбенизер Пембертон) написал в ок. 1750 г .: «Хотя нашим великим намерением было построить семинарию для обучения служителей Евангелия, тем не менее мы надеемся, что она будет полезна и в других научных профессиях – как в украшениях государства, так и в церкви. Поэтому мы предлагаем сделать план образования настолько обширным, насколько позволяют наши обстоятельства». Цитируется по книге Александра Лейтча, Princeton Companion. Архивировано 26 августа 2015 года в Wayback Machine (Princeton University Press, 1978).
- ^ «История ЧТУ» . Католический теологический союз . Архивировано из оригинала 7 марта 2013 года . Проверено 16 марта 2013 г.
миряне и женщины, религиозные сестры и братья и семинаристы учились вместе друг с другом, готовясь служить народу Божьему
- ↑ См . «О GTU». Архивировано 19 августа 2009 г. на сайте Wayback Machine на веб-сайте The Graduate Theological Union (получено 29 августа 2009 г.): «посвящено обучению студентов преподаванию, исследованиям, служению и служению».
- ^ «Видение Крисвелла» . Крисвелл Колледж . Архивировано из оригинала 26 апреля 2010 года . Проверено 29 августа 2009 г.
Колледж Крисвелл существует для того, чтобы служить церквям нашего Господа Иисуса Христа, развивая призванных Богом мужчин и женщин в Слове (интеллектуально и академически) и через Слово (профессионально и духовно) для подлинного лидерства в служении.
- ^ «Заявление о миссии» . Южная баптистская духовная семинария . Архивировано из оригинала 29 марта 2015 года . Проверено 29 августа 2009 г.
Миссия Южной баптистской теологической семинарии состоит в том, чтобы... быть служителем церквей Южной баптистской конвенции, обучая, обучая и готовя служителей Евангелия к более верному служению.
- ^ «О Троицкой евангелической богословской школе» . Евангелическая богословская школа Троицы . Архивировано из оригинала 30 августа 2011 года . Проверено 29 августа 2009 г.
Евангелическая богословская школа Тринити (TEDS) — это учебное сообщество, занимающееся подготовкой лидеров-служителей всемирной церкви, лидеров, которые духовно, библейски и теологически готовы использовать современную культуру ради Царства Христа.
- ^ «О программе» на веб-сайте Далласской теологической семинарии: «В Далласе научное изучение библейских и связанных с ними предметов неразрывно связано с развитием духовной жизни. Все это предназначено для того, чтобы подготовить студентов к передаче Слова Божьего в силе. от Духа Божия». Проверено 29 августа 2009 года. Архивировано 20 февраля 2006 года в Wayback Machine .
- ^ ".::Университетский институт Северного Техаса ::" . ntcollege.org . Архивировано из оригинала 24 ноября 2016 года . Проверено 23 ноября 2016 г.
- ^ «Еврейский университет Колорадо» . jewish-university.org . Архивировано из оригинала 8 октября 2022 года . Проверено 31 октября 2022 г.
- ^ «Бакалавриат – зачем изучать теологию?» . Кафедра теологии Эксетерского университета, Великобритания . Архивировано из оригинала 9 августа 2009 года . Проверено 1 сентября 2009 г.
- ^ "О нас" . Университет Лидса – факультет теологии и религиоведения . Архивировано из оригинала 5 мая 2008 года.
- ^ См., например, Вибе, Дональд. 2000. Политика религиоведения: продолжающийся конфликт с теологией в Академии . Нью-Йорк: Пэлгрейв Макмиллан.
- ^ Нолл, КЛ, 27 июля 2009 г. « Этика богослова ». Архивировано 27 сентября 2009 г. в Wayback Machine . Хроника высшего образования .
- ^ Форд, Дэвид. 2009. «Богословие и религиоведение для многоконфессионального и светского общества». В книге «Богословие и религиоведение в высшем образовании » под редакцией Д.Л. Берда и С.Г. Смита. Лондон: Континуум.
- ^ Фицджеральд, Тимоти. 2000. Идеология религиоведения . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета .
- ^ Протагор . «О богах» в переводе М. Дж. О'Брайена. В «Старших софистах » под редакцией Р. К. Спрэга. Колумбия: Издательство Университета Южной Каролины. 1972. с. 20 (фр.4). (курсив добавлен).
- ^ Плакат, Кэрол. « Протагор (эт. V век до н.э.). Архивировано 10 февраля 2014 года в Wayback Machine ». Интернет-энциклопедия философии . Проверено 6 октября 2008 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Лафлин, Джерард (2009). «11 – Богословие в университете» . В Кер, Джон; Мерриган, Терренс (ред.). Кембриджский компаньон Джона Генри Ньюмана . Кембридж, Англия: Издательство Кембриджского университета. стр. 221–240. дои : 10.1017/CCOL9780521871860.011 . ISBN 978-0521871860 .
- ^ Философские произведения лорда Болингброка 3. с. 396.
- ^ Пейн, Томас . [1794/1795/1807] 1945. « Век разума ». Жизнь и основные произведения Томаса Пейна под редакцией П.С. Фонера . Нью-Йорк: Цитадель Пресс . п. 601.
- ^ Фейербах, Людвиг . 1986. Принципы философии будущего , перевод М. Х. Фогеля. Индианаполис, издательская компания Hackett. п. 5.
- ^ Фейербах, Людвиг . [1841] 1989. «Предисловие, XVI». Сущность христианства в переводе Г. Элиота . Амхерст, Нью-Йорк: Книги Прометея .
- ^ Твен, Марк (1896). «Самое низкое животное» . thinkco.com . Архивировано из оригинала 10 июля 2018 года . Проверено 10 июля 2018 г.
- ^ «Справочник максим, цитат и различных мнений Марка Твена» . Twainquotes.com. 28 ноября 1902 года. Архивировано из оригинала 3 июня 2012 года . Проверено 11 ноября 2012 г.
- ^ Айер, AJ , 1936. Язык, истина и логика . Нью-Йорк: Dover Publications. стр. 114–115.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Кауфманн, Вальтер . 1963. Вера еретика . Гарден-Сити, Нью-Йорк: Anchor Books. стр. 114, 127–28, 130.
- ^ «Чарльз Брэдло (1833-1891)» . Positiveatheism.org. Архивировано из оригинала 1 мая 2013 года . Проверено 11 ноября 2012 г.
- ^ «Выгода человечества от неверия» . Positiveatheism.org. Архивировано из оригинала 17 июля 2012 года . Проверено 11 ноября 2012 г.
- ^ «Роберт Грин Ингерсолл» . Positiveatheism.org. 11 августа 1954 года. Архивировано из оригинала 5 августа 2012 года . Проверено 11 ноября 2012 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Докинз, Ричард (20 марта 1993 г.). «Письмо: научное и богословское знание» . Независимый . Архивировано из оригинала 7 мая 2022 года.
Внешние ссылки [ править ]
- «Богословие» в Британской энциклопедии
- Чаттопадхьяй, Субхасис. «Размышления об индуистской теологии» в Prabuddha Bharata или Awakened India 120 (12): 664–672 (2014). ISSN 0032-6178 . Под редакцией Свами Нарасимхананды.
- по теологии, Аудиокнига являющаяся общественным достоянием, на LibriVox