Латышская мифология
Часть серии о |
Балтийская религия |
---|
Латышская мифология — это совокупность мифов, возникших на протяжении всей истории Латвии , иногда развивавшихся последующими поколениями, а иногда отвергавшихся и заменяемых другими объяснительными повествованиями. Эти мифы, по большей части, вероятно, происходят из протоиндоевропейских практик и более поздних народных традиций латышского народа и дохристианской балтийской мифологии .
как инструмент реконструкции и анализа исторических языческих верований и национальной идентичности Латвии Латышская мифология используется, в частности , .
Мельчайшие детали большинства, если не всех, этих мифов различаются в зависимости от региона, а иногда даже от каждой семьи.
История [ править ]
13–18 века [ править ]
Существует мало сообщений о балтийских племенах, предках современных латышей, и их мифологии до христианизации в 13 веке. После христианизации появилось несколько сообщений, связанных с местной мифологией, включая хроники, отчеты о путешествиях, записи о посещениях, отчеты иезуитов и другие отчеты о языческих обычаях. [1] Исследователи считают эти отчеты вторичными источниками, поскольку, поскольку авторы не были латышами, они не говорили на местных языках и часто были предвзятыми. [2] Эти материалы порой неточны и содержат ошибки, выдумки и искажения, вытекающие из христианского мировоззрения. Несмотря на это, их часто можно проверить, используя сведения из фольклора. [1]
XVIII – начало XX века [ править ]
Большинство фольклорных материалов собрано с середины XIX века. [2] В XVIII и XIX веках предполагалось, что балтийские племена изначально были одной нацией и, следовательно, имели одни и те же божества. [3] Ранние авторы пытались реконструировать латвийский пантеон, используя данные из соседних регионов. Позднее это направление переняли и латвийские национал-романтики . [2] После отмены крепостного права формировалась новая национальная идентичность, и авторы стремились доказать, что культурные традиции Балтии столь же глубоки, как и традиции других народов. [4] Была надежда, что великий эпос можно будет построить, используя фрагменты, сохранившиеся в фольклоре. Считалось также, что древнюю религию, забытую за 700 лет угнетения, можно восстановить. Однако фольклорных источников оказалось недостаточно для этой задачи. [1] Некоторые пытались реконструировать пантеоны так, чтобы они были такими же впечатляющими, как в греческой мифологии , что привело к тому, что некоторые божества были просто изобретены. [4] Помимо предположения, что божества других балтийских народов тоже должны быть латвийскими, но просто были утеряны со временем, многие новые божества были созданы по образцу греческих и римских божеств. [1] Примером тенденции является эпическая поэма «Лачплесис» Андрея Пумпурса , в которой представлен пантеон латвийских и прусских богов, а некоторые из них автор придумал сам. Точно так же в произведениях Юриса Алунана и поэта Микелиса Крогземиса представлены пантеоны вымышленных божеств.
В то же время некоторые языческие обряды все же практиковались. А поскольку христианство считалось чуждым, предпринимались попытки воссоздать древнюю религию. Самым успешным из неоязыческих движений было «Диевтури» , основанное в конце 1920-х годов, которое утверждает, что древние латыши были монотеистами, а различные мифологические существа являются аспектами одного Бога. [4] Хотя идея о необходимости устранения чуждых влияний для реконструкции латвийских традиций сохранилась и в более поздние времена, [2] попытки создать подобный Олимпу пантеон псевдобогов в конечном итоге прекратились, поскольку национальный романтизм был заменен реализмом и стал подвергаться критике в первой половине 20 века. [1] Также предполагалось, что некоторые фольклорные материалы могли быть фальсифицированы. [5] Исследования этого времени характеризуются не только скептицизмом, но и попытками поиска иностранных влияний. [1]
1944–1970-е годы [ править ]
После советской повторной оккупации Латвии в 1944 году исследования мифологии и особенно религиозных концепций в Латвии были запрещены. [1] Аналогичным образом преследовались члены неоязыческих групп, поскольку язычество считалось шовинистическим . [4] Несмотря на это, исследования продолжили латыши в изгнании, сосредоточив внимание на мифологии народных песен. [2] В межвоенный период песни уже считались лучшим источником для исследования мифологии. Причина заключалась в том, что, поскольку необходимость сохранения поэтического размера и мелодии ограничивала возможные изменения, считалось, что в них лучше сохраняются древние представления, чем в других жанрах фольклора. [5] Соответственно, народные песни долгое время были единственным источником для исследования. Этот подход подвергся критике со стороны современных исследователей, которые предположили, что темы, упомянутые в других жанрах, таких как сказки, легенды и записи народных верований и магических практик, могут дополнять народные песни, поскольку каждый жанр содержит разные темы и может дать лишь частичное понимание. в мифологию. [1] [2]
1970-е – настоящее время [ править ]
Хотя исследования в Латвии удалось возобновить только в 1980-х годах, [1] В 1970-е годы возникло фольклорное движение, членов которого можно было бы назвать неоязычниками. Эти группы были пантеистическими, менее единообразными, менее догматичными, заинтересованными в защите природы и культурного наследия и более открытыми для влияния традиций соседних народов. Позже маргинальные движения исследовали духовность как в местных традициях, так и в религиозных и духовных практиках мира, таких как восточные религии . Например, лес Покайни одна из этих групп в конце 1990-х годов объявила древним сакральным местом, и каждый сезон он привлекает тысячи посетителей. Диевтури, которая возобновила свою деятельность в Латвии незадолго до восстановления независимости в 1990 году, является единственной официально признанной языческой религией и по состоянию на 2001 год имела около 600 последователей. [update]. Учитывая уменьшающееся влияние движения, его название иногда применяется в более широком смысле к любой современной практике, связанной с фольклором. [4]
Существа и понятия [ править ]
Небесные божества [ править ]
Существуют различные реконструкции латышского мифического пространства, но большинство исследователей сходятся во мнении о значении тех или иных особенностей, связанных с небом. Само небо идентифицируется как Дебескалнс («Небесная гора»). Небо также называют Oļu kalns («Гора гальки»), Sudraba kalns («Серебряная гора») или Ledus kalns («Ледяная гора»), причем прилагательные, вероятно, относятся к звездам или снегу. [2] Было также высказано предположение, что Диевс ( Бог ) также является символом неба, поскольку этимология его имени, по-видимому, связана с небом. Диевс считается верховным божеством. [6] Еще одно небесное божество — богиня солнца , Сауле имя которой дословно переводится как «солнце», она обеспечивала плодородие земли и была хранительницей несчастных, особенно сирот и молодых пастухов. [7] Ее путь ведет ее через небесную гору к морю, которое иногда интерпретируется как символическое изображение неба или космического океана . [2] [7] Море и другие водоемы, в том числе реки, особенно Даугава, словно обозначают границу между мирами живых и мертвых. На латышском языке слово «мир» происходит от слова «Солнце», и эти миры называются «это солнце» и «то солнце». Поэтому кажется, что Сауле тоже тесно связана с понятием смерти. [6] [7] Судя по всему, она переносит души умерших через море в мир мертвых. Таким образом, ее ежедневное движение может быть связано с циклом человеческой жизни, когда она перерождается каждый день. [7]
На пути Солнца, в воде или у воды, часто на острове или скале посреди моря, находится Аустра кокс (дерево рассвета), которое, как считается, представляет мировое дерево или ось мира . Обычно его описывают как дерево. , но также может быть множеством других растений или даже предметов. [2] [7] Никто никогда не видел это дерево, хотя фольклор утверждает, что многие искали его всю свою жизнь. [6] Тем не менее, высказывалось предположение, что ее естественным аналогом может быть полярная звезда. [7] или Млечный Путь . [2] Также было предложено, чтобы это могло быть символом года. [8] Дерево связано с небесными свадебными мифами, в которых за солнцем или ее дочерью ухаживают Диева Дели (сыновья бога), Аусеклис (Венера) или Перконс (Гром). [7]
Кроме того, поскольку в латышском языке слово «дочь» (мейта) также означает «девица», неизвестно, кто именно выходит замуж. Однако это не влияет на то, как происходят мифические события. [6] Божества мужского пола шпионят за солнечным божеством у мирового древа, готовят для нее ванну, дразнят ее и так далее. В конце концов ее похищают и выходят замуж (предполагается, что муж Сауле - бог луны Мэнесс). Это злит Перконса, который ударяет мировое дерево, поэтому плачущей Сауле приходится собирать его кусочки в течение трех лет, а затем собирать их заново, заканчивая самой верхушкой на четвертый год. [7]
Загробная жизнь [ править ]
Мир мертвых называется Айзсауле или Винсауле («Другое солнце», куда солнце заходит ночью). [9] [а] Оно связано с различными материнскими божествами (или, возможно, с одним из них, имеющим несколько имен): Земес мате (Мать Земли), иногда называемое «Наве», что буквально означает «смерть»; Велю мате (Мать призраков), Капу мате (Мать могил) и Смилшу мате (Мать песка). Помощник Земеса изображается одетым в длинную белую мантию и иногда с косой или серпом. [11]
Джодс (не путать с велни ), эквивалент Сатаны, — существо, обычно изображаемое наравне с другими божествами. В отличие от Велни, Джодс — чисто злой. Говорят, что он принимал участие в сотворении мира и живых существ. Джодс крадет людей, чтобы забрать их в свой мир. В этом он похож на других духов, убивающих людей, в том числе на Вели, которые, как считалось, иногда возвращались, чтобы забрать жизнь человека, которого они знали при жизни. [12] Считалось, что мертвые, называемые Вели (также Ильги , Диевини , Паури ), посещали свои старые дома осенью от Микели (29 сентября) до Мартини (10 ноября). [11] В отчете иезуитов конца 16 века говорится, что исторически похоронную процессию возглавлял человек, размахивающий топором, чтобы защитить умершего от слишком быстрого приближения к нему Вели. Умершего хоронили вместе с предметами торговли, чтобы иметь возможность обеспечить себе средства к существованию в загробной жизни. Также давали хлеб и пиво. Осенью души были приглашены домой на пир. В доме будет чисто и накрыт стол с едой. В начале пира старейшина приглашал Велии, называя имена всех умерших, которые когда-то жили в доме, который живые могли запомнить. Затем он произносил речь, ругая их за то, что они недостаточно хорошо защитили дом, просил их в следующем году добиться большего, а затем приглашал их поесть. После того, как еда была закончена, Вели выгоняли, дом тщательно убирали, чтобы никто не остался, а грязь бросали в воду. [12] Вели также могли пригласить очиститься в бане. Еду также можно было отнести на кладбище или оставить в бане, сарае или зернохранилище. В этом случае на следующее утро его проверят, не прикасались ли к нему Вели, и выяснят, были ли они доброжелательны к живым. В этом случае зажигали свечу, чтобы мертвые могли видеть еду. В некоторых регионах также оставляли ведра с молоком и водой, а также чистое полотенце, чтобы Вели мог помыться. Говорили, что у тех, кто не чтил Велии, был плохой урожай. В современной Латвии форма поклонения предкам сохранилась в праздновании Дня памяти усопших в конце ноября и в дни кладбищ. ( kapusvētki ), которые проводятся в конце лета, точные даты которых определяются тем, кто владеет или управляет конкретным кладбищем. В этот день, а иногда и дни, люди приходят убрать могилы умерших членов своей семьи. [11]
Демоны [ править ]
Вера в то, что все колдуны и ведьмы злые, возникла только после христианизации. Раньше считалось, что, как и все, колдуны могут быть как злыми, так и добрыми. После христианизации считалось, что колдуны были слугами зла, называемого бурвджи ; буртниеки (волшебники) и раганы (ведьмы) женятся на велни . На самом деле это могли быть специалисты народной медицины.
Лаумы и спиганы , термины, которые, как предполагается, изначально относились к различным понятиям, также использовались для обозначения ведьм в некоторых областях. С помощью Джодса они могли превращаться в различных существ или привлекать к себе злых духов. Таким образом, демонов можно было считать независимыми духами или духами колдунов, летающими вокруг. Считалось, что души колдунов покидают свои тела, которые становятся мертвыми и затем могут быть навсегда убиты путем обращения, так как душа не знает, как вернуться в тело.
Есть также сообщения об оборотнях ( вилкачи , вилкати ) – людях, которые могли превращаться в волков. Поворот обычно был случайным, так как случалось, когда кто-то стоял между двумя соснами, сросшимися в определенное время. На этот раз время варьировалось в зависимости от региона. Существуют противоречивые сведения о том, каким силам они служат, хотя обычно они никому не служат и являются просто зверями.
Часто сообщается, что ведьмы крадут молоко самостоятельно или с помощью жаб и змей, которые, как полагают, способны высасывать его из коровьего вымени, а затем по команде срыгивать.
Еще одним зверем, о котором иногда говорят, что он служит колдуну или даже домашним животным колдуна, был пукис (дракон) – существо, которое крало зерно и другие богатства и приносило их своему владельцу. Его хранили в отдельной комнате, куда никто не мог войти без разрешения владельца. Драконов кормили первым кусочком каждого приема пищи. Если дракон чувствовал, что его недостаточно почитают, он нападал на владельца и сжигал дом. Иногда драконы могли говорить.
Демон, иногда связанный с колдунами, но обычно называемый душой ребенка, обреченного преследовать до тех пор, пока он или она не должны умереть, - это Литувенс , который мучает людей, скот и лошадей по ночам и который связан с сонный паралич . [13]
Точно так же иногда сообщается, что Вадатайс - это призрак, иногда преждевременно умершего человека, а иногда стремящийся убить человека способом, подобным его собственной смерти. Однако часто вададжс сам является дьяволом. Этот демон нападает на путников, сбивая их с толку и не позволяя найти дорогу. Часто кажется, что его цель состоит в том, чтобы привести людей к ближайшему водоему, где они утонут. [12]
Велны ( мн. Velni ) — существа, детеныши которых изображаются примерно в два раза меньше человека. Молодые велни не обладают физической силой, но все же озорны, а иногда даже глупы. У всех вельни черный мех, а иногда и рога на голове. Выросшие велни сильны и иногда имеют несколько голов, лучше всего это изображено в знаменитой сказке «Курбады». Все велни жадные. Они живут в «Пекле», позже названном «Эль». Чтобы добраться до Пекле, вам нужно найти очень глубокую яму, обычно в пещерах, болотах или корнях большого дерева, поскольку Пекле — это не другое царство, а просто место под поверхностью Земли.
Сумпурни («Собачьи рыла») — существа ростом выше человека, живущие в лесах. Их наиболее отличительной чертой является тело человека, покрытое мехом, и голова собаки, а иногда и птицы. У Сумпурни также есть хвост, считалось, что у них было иерархическое общество с дворянами и даже королями, длина хвоста определяла его положение в их обществе. В состоянии ярости сумпурни нападал на людей и других животных, разрывал их на части и высасывал их кровь. Иногда порядок меняется на обратный.
Богини судьбы [ править ]
Самая главная богиня судьбы – Лайма (Богиня удачи). Она живет на Земле и принимает активное участие в жизни человека. Ее основная функция связана с родами и решением судьбы ребенка. [6] Традиционно женщины рожали в банях. Дорожку, ведущую к бане, расчистят, чтобы Лайма могла легко пройти и помочь в родах. Женщина ритуально очищалась, возносила молитвы и приносила ритуальные подношения Лайме. После успешных родов замужние женщины устраивали пир, а Лайме в знак благодарности отводилось почетное место в бане. Она также определяла судьбу человека – решение, которое даже она сама не могла впоследствии изменить. Ожидалось, что она будет помогать и в других важных аспектах жизни и заботиться о благополучии людей в целом. Незамужние девушки молились ей, чтобы она подарила им хороших мужей и счастливый брак. Она также в некоторой степени обеспечивала плодородие полей и животных (в частности, лошадей). [14]
Другая богиня, Мара, также имеет несколько общих функций с Лаймой. [15] Хотя эта точка зрения подвергалась критике, многие исследователи сходятся во мнении, что Мара является синонимом Святой Марии . Было высказано предположение, что Мария взяла на себя некоторые функции более ранних божеств, в том числе Лаймы. [16] Однако Мара использовалась для обозначения Святой Марии, которую также призывали во время родов и для помощи при ряде недугов либо ее современным латвийским именем Мария, либо рядом христианских эвфемизмов . [15] Все это также использовалось как эвфемизмы для обозначения матки в народной магии. [15] [16] Противоположная точка зрения, основанная на сравнительной лингвистике, связывающей ее с широким кругом других индоевропейских божеств, заключается в том, что она была важным дохристианским хтоническим божеством, которое одновременно давало и отнимало жизнь. [16]
Две другие богини с аналогичными функциями — Карта и Декла. [6] Декла в основном упоминается в фольклоре одного католического района Курляндии , исторически Пильтенского района . Карта еще реже упоминается в фольклоре: считается, что она исполняет решения Лаймы и Деклы, о чем свидетельствует ее имя. Она всегда рядом с Лаймой и, вероятно, является исторически недавним явлением, которое больше связано с фонестетикой народных песен, чем с религией. [17]
Боги плодородия [ править ]
Обеспечение плодородия было важной функцией, которая возлагалась на ряд духов и божеств. Обеспечение хорошего урожая было основной функцией Юмиса . Считалось, что он живет в полях, поэтому остатки урожая оставляли на поле, чтобы Юмис мог жить там. [15] Эта вера легла в основу ритуала ловли Юмиса, совершаемого в Микели , который обычно приходился на последний день сбора урожая. [18] Похоже, это включало в себя пение песен, когда собирали последние зерна, и просьбу Юмиса бежать туда, где хранился урожай. Последний кусок урожая отыскивали в поисках Джумиса, а затем завязывали узлом. Другая подобная практика заключалась в изготовлении венков из зерновых злаков, которые хранились до следующего года, когда семена из них будут посеяны первыми. В эти венки обычно пытались поместить стебли Джумиса. [15] В этом смысле Юмиса символизируют стебли с двумя ушами. Любой фрукт или цветок, демонстрирующий такое аномальное размножение, назывался Джумис. [18] Считалось, что употребление в пищу Джумиса приводит к тому, что женщины или самки животных рожают близнецов.
Однако обеспечение благополучия скота было функцией других богов. Усиньш был связан с праздником Усини и таким образом несколько слился с праздником Святого Георгия . Ему поклонялись главным образом как хранителю лошадей. Также считается, что он мог быть богом пчел и богом света. [19] Главным защитником коров, по-видимому, была Мара. Она также известна как Лопу Мария (Мария скота), Лопу мате (Мать скота) и Пиена мате (Мать молока). Ее функцией было следить за тем, чтобы коровы давали молоко. Поэтому ее также часто упоминают в связи с водой, реками и морем, поскольку вода символизировала молоко, а глина — масло. [15] В исторических источниках также упоминается, что латвийские язычники почитали змей (вероятно, ужов ) и жаб как «молочную мать» и кормили их молоком. [12]
Другие практики [ править ]
Возможно, существовал ряд других духов и божеств, почитаемых латвийцами. Существует, например, широкий спектр божеств, называемых Махте («мать») – их число, по разным оценкам, составляет от 50 до 115. Причины такой неясности заключаются в том, что иногда подлинность некоторых «матерей» неизвестна. Под вопросом, между регионами существуют различия в том, каким божествам поклоняются, а также многие из них являются синонимами титулов одного божества. [20] Мать и другие термины родства могут использоваться просто для обозначения возраста, а также для выражения уважения (при обращении к пожилым людям). В то время как большинство женских духов называются «матерями», духи мужского пола будут называться «отцом» ( tēvs ), или «хозяином» ( kungs ), или «богом» ( dievs , dieviņš ) или «духом» ( gars , gariņš ). Исторические источники сообщают существовало поверье, что в земле живут духи. Также существовали Маджас гари (« домашние духи ») или Маджас кунги («хозяева дома»), которые жили и которым поклонялись дома. Иногда они были священными животными. часто кормили по кусочку каждой еды. [21] Духам и божествам также поклонялись в специально отведенных местах, которые можно было посещать только в определенное время года. Считалось, что посещение их в другое время или осквернение, даже по незнанию, такого места каким-либо образом принесет виновному большое несчастье — частые примеры — слепота или смерть. Были также животные, некоторые из которых были известны как диева суниши («собаки бога»), убийство которых приносило бы несчастье, в том числе горностаи , волки , лягушки, божьи коровки и т. д. Однако иногда считалось, что убийство не принесет несчастья, но если животное сбежит, оно осуществит ужасную месть. В основном это относится к змеям. Также считалось, что если произнести имя животного, например волка или змеи, они появятся. Существуют похожие поверья о том, чтобы не упоминать дьявола или чуму. В некоторой степени с этим связана идея о том, что свист в определенных местах привлечет дьявола, а пение привлечет бога. большое количество эвфемизмов , включая сравнения, человеческие имена и другие антропоморфные термины - например, змей сравнивали с веревками или называли «невестами», а волка называли «невестой». Поэтому вместо этого использовалось Юрис или Ансис или его называют «человеком» (также «братом» или «другом») леса. [12] [15]
См. также [ править ]
Сноски [ править ]
Ссылки [ править ]
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я Курсите, Янина (2005). «Прибалтийская религия: история изучения». В Джонсе, Линдси (ред.). Энциклопедия религии . Том. 2 (2-е изд.). Томсон Гейл. стр. 767–771.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Кенцис, Томс (2011). «Латвийское мифологическое пространство в научное время» (PDF) . Археология Балтика . 15 (15). Клайпеда: Издательство Клайпедского университета: 144–157. дои : 10.15181/ab.v15i1.28 . Архивировано из оригинала (PDF) 25 марта 2012 года . Проверено 21 августа 2012 года .
- ^ Розенбергс, Янис (1997). «Размышления на тему «Гарлиб Меркелис и латышский фольклор» ». Вестник Латвийской Академии наук (на латышском языке). 51 (1./2.(588./589.)). Рига: Латвийская академия наук: 1–8.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Муктупавелс, Валдис (2005). «Балтийская религия: Новые религиозные движения». В Джонсе, Линдси (ред.). Энциклопедия религии . Том. 2 (2-е изд.). Томсон Гейл. стр. 762–767.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Берзиньш, Л. (1939), П. Шмитс как исследователь латышских народных песен , Письма Филологического общества, т. 1, с. XIX, Рига
{{citation}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж Биезайс, Харальдс; Анкрава, Сигма (2005). «Балтийская религия:Обзор». В Джонсе, Линдси (ред.). Энциклопедия религии . Том. 2 (2-е изд.). Томсон Гейл. стр. 756–761.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час Вике-Фрейберга, Вайра (2005). «Сауле». В Джонсе, Линдси (ред.). Энциклопедия религии . Том. 12 (2-е изд.). Томсон Гейл. стр. 8131–8135.
- ^ Пундуре, Ирена (2011). "Солнечный календарь из латвийских дайнов" (PDF) . Археология Балтика (10). Клайпеда: Издательство Клайпедского университета: 39. Архивировано из оригинала (PDF) 25 марта 2012 года . Проверено 21 августа 2012 года .
- ^ Донигер, Венди. Энциклопедия мировых религий Мерриам-Вебстера . Спрингфилд, Массачусетс: Merriam-Webster, Incorporated. 1999. с. 109. ISBN 0-87779-044-2
- ^ Ваверова, Надя. « О потусторонних выражениях в балтийских языках ». В: Язык: значение и форма . 2017, 8, с. 244-257. Изменчивость грамматической и лексической системы языка. DOI: https://doi.org/10.22364/VNF.8.18.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Муктупавела, Рута (2005). «Предки: балтийский культ предков». В Джонсе, Линдси (ред.). Энциклопедия религии . Том. 1 (2-е изд.). Томсон Гейл. стр. 327–331.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Штрауберг, Карл (1941). Латышские парусные слова (на латышском языке). Том. II. Рига: Хранилище латышского фольклора.
- ^ П. Шмидт. «Верования латвийского народа» . Лаборатория искусственного интеллекта (на латышском языке). Институт математики и информатики Латвийского университета . Проверено 21 февраля 2013 г.
- ^ Биезайс, Харальдс (2005). «Лайма». В Джонсе, Линдси (ред.). Энциклопедия религии . Том. 8 (2-е изд.). Томсон Гейл. стр. 5285–5286.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г Штрауберг, Карл (1939). Латышские парусные слова (на латышском языке). Том. I. Рига: Хранилище латвийского фольклора.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Курсите, Янина (2005). «Мара». В Джонсе, Линдси (ред.). Энциклопедия религии . Том. 8 (2-е изд.). Томсон Гейл. стр. 5691–5694.
- ^ Главные богини древних латышей, Харальд Биезайс, Наука 2006.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Микели (Апюмибас)» (на латышском языке). Архивировано из оригинала 19 октября 2012 года . Проверено 14 апреля 2014 г.
- ^ «Юрги (Усини)» (на латышском языке). Архивировано из оригинала 18 октября 2012 года . Проверено 14 апреля 2014 г.
- ^ «Матес» (на латышском языке). Архивировано из оригинала 18 октября 2012 года . Проверено 14 апреля 2014 г.
- ^ «Маяс кунгс» (на латышском языке). Архивировано из оригинала 18 октября 2012 года . Проверено 14 апреля 2014 г.
Первоисточники [ править ]
- Жонваль, Мишель (1929). Латышские мифологические песни . Библиотека Пикарта. ОСЛК 7012710 .
- Калин, Дидье. « Индоевропейская поэтика и латышские народные песни ». Рига: 1996.
Дальнейшее чтение [ править ]
- Общие исследования
- Бункше, Эдмундс В. (1979). «Латвийская фольклористика». Журнал американского фольклора . 92 (364): 196–214. дои : 10.2307/539388 . JSTOR 539388 . По состоянию на 7 января 2023 г.
- Викис-Фрейбергс, Вайра; Рейнольдс, Стивен (1974). «Недавнее исследование латышской мифологии». Журнал балтийских исследований . 5 (3): 226–236. дои : 10.1080/01629777400000701 . JSTOR 43210591 . По состоянию на 7 января 2023 г.
- Исследования дайнов
- Энтовен, Р.Э. (1937). «Латыши в своих народных песнях». Фольклор . 48 (2): 183–86. дои : 10.1080/0015587X.1937.9718685 . JSTOR 1257244 .
- ШМИДЦ, ПЕТЕРИС (1923). «Латвийские популярные песни». Revue des Études Slaves (на французском языке). 3 (1/2): 78–85. дои : 10.3406/slave.1923.7272 . JSTOR 43268154 . Доступ 7 января. 2023.
- Божества и мифологические мотивы
- Лоориц, Оскар (1957). «К вопросу о латвийских богинях судьбы». Журнал славянской филологии (на немецком языке). 26 (1): 78–104. JSTOR 24000041 . По состоянию на 7 января 2023 г.
- Пундуре, Ирена. «СОЛНЕЧНЫЙ КАЛЕНДАРЬ ОТ ЛАТВИЙСКОГО ДАЙНАСА». В: Archaeologia Baltica , Том 10: Астрономия и космология в народных традициях и культурном наследии. Издательство Клайпедского университета. 2008. стр. 39-44. ISSN 1392-5520 .
- Синкявичюс, Рокас (2020). «Мотивы золотых ветвей и венка в латышских мифологических песнях о свадьбе дочери Солнца» [Мотивы золотых ветвей и венка в латышских мифологических песнях о свадьбе дочери Солнца]. Фольклор работает . 60 : 60–78. ISSN 1392-2831 .
Внешние ссылки [ править ]
- Латвийский фольклор/мифология (на латышском языке)
- Латышские народные поверья (на латышском языке)
- Латышские сказки и легенды (на латышском языке)
- Латышские народные песни (на латышском языке)
- Латышские языческие божества, фестивали, элементы дизайна и народные костюмы
- статья «Как убить дракона по-латышски»: Индоевропейская поэзия в латышских народных песнях