Jump to content

Медведь-хищник

Медведь-хищник
Автор Андрей Пумпурс
Язык Латышский , переведено несколько раз.
Жанр Эпическая поэзия , Национальный эпос
Дата публикации
1888
Место публикации Латвия

Лачплесис («Убийца медведей») — эпическая поэма Андрея Пумпурса , латышского поэта , написавшего ее между 1872 и 1887 годами на основе местных легенд. Действие происходит во время Ливонских крестовых походов и рассказывается история мифического героя Лачплесиса «Убийцы медведей». Лачплесис считается латвийским национальным эпосом .

Краткое содержание

[ редактировать ]
Латвийская почтовая марка с изображением Лачплесиса как защитника Риги.

Поэма начинается на совете балтийских богов во дворце Перконса в небе, где Отец Судьбы заявляет, что латыши находятся под угрозой, потому что христианские крестоносцы собираются прийти и завоевать балтийские земли и поработить латвийский народ. Боги обещают защитить латышей. Когда встреча подходит к концу, внезапно приходит Стабурадзе и просит совета по ее делу: она нашла тонущего в реке Даугава молодого человека , где ему приходится превратиться в камень. Перконс говорит, что выбрал этого человека для важного дела и что он спасет его. Совет заканчивается вопросом: соберутся ли когда-нибудь балтийские боги вместе?

Далее следует воспоминания нескольких дней о событии, когда правитель Лиелварде прогуливается со своим 18-летним сыном. Внезапно на них выскакивает медведь. Неустрашимый сын хватает медведя за челюсти и разрывает его на части, как если бы он представлял собой не большую угрозу, чем маленькая коза, за что получил прозвище Лачплесис – убийца медведей. После этого его отправляют в замок Буртниекс продолжать обучение. По дороге в замке лорда Айзкрауклиса он шпионит за деятельностью ведьмы Спидалы , находящейся под контролем Дьявола, и святого человека Кангарса, который на самом деле является предателем, замышляющим с крестоносцами заговор с целью замены старых богов. с христианством . Спидала пытается утопить Лачплесиса, бросив его в водоворот Стабурагса в Даугаве , но его спасает богиня Стабурадзе и уносит в свой подводный хрустальный замок. Там Лачплесис знакомится и влюбляется в девушку Лаймдоту. Вскоре после этого Лачплесис подружился с другим героем, Кокнесисом («Лесоносцем»), и они вместе учатся в замке Буртниекса, отца Лаймдоты.

Кангарс провоцирует войну с эстонцами , и Лачплесис отправляется сражаться с великаном Калапуисисом ( эстонский : Калевипоэг (название «Калапуисис» происходит от калапойсс ; вероятно, оно относится к герою эстонской эпической поэмы Калевипоэг )). Эти двое сражаются вничью. После этого они заключают мир и решают объединить силы для борьбы с общим врагом — немецкими крестоносцами, которых возглавляет священник Дитрих (Дитрихс). Лачплесис совершает еще один героический поступок, проведя ночь в проклятом затонувшем замке, сняв проклятие и позволив замку снова подняться в воздух. Лаймдота и Лачплесис помолвлены. В следующих сериях Лаймдота читает старые книги о Творении и древнелатышских учениях.

Лаймдота и Кокнесис похищены и заключены в тюрьму в Германии . Спидала убеждает Лачплесиса, что Лаймдота и Кокнесис — любовники. Лачплесис возвращается домой в Лиелварде, а затем отправляется в Германию. Его корабль теряется в Северном море , и его приветствует дочь Северного Ветра. Тем временем Дитрих и ливонский принц Каупо Турайдский встречаются с Папой в Риме, чтобы спланировать христианизацию Латвии . Лачплесис начинает свое опасное путешествие домой с Северного моря. Он сражается с монстрами с тремя, шестью и девятью головами на Зачарованном острове. Наконец, он встречает на острове Спидалу и освобождает ее от контракта с Дьяволом. Лачплесис воссоединяется с Лаймдотой и Кокнесисом, которые сбежали из Германии, но затем оказались в ловушке на Зачарованном острове. Кокнесис признается Спидале в любви, и четверо друзей возвращаются в Латвию.

) празднуется двойная свадьба Во время Яни ( праздника летнего солнцестояния , но вскоре герои отправляются сражаться с немецкими крестоносцами. После нескольких боев немцы отброшены, а их лидер, епископ Альберт, приводит из Германии подкрепление, в том числе и Темного рыцаря. По приказу Дитриха Кангарс узнает секрет силы Лачплесиса и предательски раскрывает его немцам: мать Лачплесиса была медведицей, а его сверхчеловеческая сила заключена в его медвежьих ушах. Немецкие рыцари приходят в Лиелварде с предложением заключить мир. Лачплесис организует товарищеский турнир в замке Лиелварде, во время которого его вынуждают сразиться с Темным рыцарем. Рыцарь отрезает Лачплесису правое ухо, и Лачплесис теряет силу в правой руке. Лачплесис злится и левой рукой разрушает доспехи Темного рыцаря, но уничтожается и его меч. Темный рыцарь нанес ответный удар, отрезав Лачплесису левое ухо, в результате чего он также потерял силу в левой руке. Эти двое борются. Лачплесису удается сбросить Темного рыцаря в реку. Даугава , но сам падает в реку. В этот момент умирает и Лаймдота. В конце повести дается обещание, что битва Лачплесиса с Темным рыцарем еще не окончена, однажды Лачплесис победит, тогда наступят новые времена, и латыши снова будут свободны.

Песнь I
Совет богов – раскрыта судьба Лачплесиса
Песнь II
Первый подвиг Лачплесиса – Лачплесис отправляется в замок Буртниеки – Встреча со Спидалой – В Дьявольской яме – Во дворце Стабурадзе – Возвращение и встреча с Кокнесисом
Песнь III
Заговор Кангара и Спидалы – Война с эстонцами – Затонувший замок – Сотворение мира – Латыши, обманутые христианами
Песнь IV
Каупа в Риме – Кокнесис и Лаймдота в Германии – Лачплесис в северном море – Возвращение Лачплесиса
Песнь V
На заколдованном острове – Встреча со Спидалой – Возвращение домой – Лачплесис, Лаймдота и Кокнесис воссоединились
Песнь VI
Праздник летнего солнцестояния – Начало битвы – Свадьба Лачплесиса – Смерть Лачплесиса

Современный фон

[ редактировать ]

Произведение было написано в период национального пробуждения Латвии . В то время в Европе было распространено мнение, что нацию можно определить по тому факту, что у нее есть национальный эпос, в то время как народы к востоку от Балтийского моря остались без него. Финны написали свой эпос «Калевала» в 1835 году, эстонцы опубликовали свой «Калевипоэг» в 1857-1861 годах. Было несколько попыток создать латышский национальный эпос, которые, наконец, были реализованы поэтом и военным Андреем Пумпурсом и выпущены во время 3-го Латвийского праздника песни в 1888 году. В отличие от финского и эстонского текста, в латышском рассказе не используются оригинальные народные песни. но он во многом основан на латвийском фольклоре. К этому времени оно уже считалось анахронизмом, но все равно в народе стало национальным эпосом.

Со времен Северных крестовых походов в начале 13 века большая часть земель в прибалтийских губерниях принадлежала дворянам, потомкам немецких захватчиков. В 1863 году российские власти издали законы, позволяющие латышам, составлявшим основную часть населения, приобретать принадлежащие им фермы, и в помощь им были основаны специальные банки. Таким образом, некоторые оккупанты выкупили свои фермы, но основная масса населения осталась безземельной и жила наемными рабочими, занимая низкое положение на социальной лестнице. Именно такая ситуация преобладала на момент написания статьи – таким образом, резко негативное изображение немецких захватчиков имело явные современные последствия для времени автора.

Ученые предполагают, что легендарный герой Лачплесис отражает подобные истории о сильных людях, рожденных животными и отправляющихся в приключения. Эти сказки классифицируются в Индексе Аарне-Томпсона-Утера как типы сказок ATU 650A, « Сильный Джон » и AT 301B, « Жан де л'Ур » или «Джон-Медведь». [ 1 ] Действительно, по словам профессора Валтерса Ноллендорфа, автор «использовал легенды и фольклорные мотивы» при написании стихотворения. [ 2 ]

Культурное влияние

[ редактировать ]

Известно, что это одно из самых влиятельных произведений латвийской культуры. Интерпретации этой истории продолжают появляться часто.

На основе повести в революционном контексте революции 1905 года Райнис поставил символическую пьесу «Угунс ун Нактс» ( «Огонь и ночь »). Там он сосредотачивается на отношениях Лачплесиса и Спидолы, где Лачплесис - символ силы, а Спидола - символ мудрости, красоты и перемен. Влюбленный в Лачплесиса Спидола решает остаться с Лаймдотой, символом Латвии. Даже после того, как Лачплесис во время битвы попадает в Даугаву, Спидола обещает следовать за ним и помогать ему в битве, давая надежду латышам на скорую свободу.

Во время войны за независимость Латвии сражения между латвийскими и немецкими войсками под командованием Бермондта-Авалова сравнивали с битвой Лачплесиса с Черным рыцарем. Решающая победа латышей случилась 11 ноября у реки Даугавы, где она была обещана в эпосе и с тех пор называется днем ​​Медвежьего убийцы. В 1930 году был снят фильм «Лачплесис», который называют первым большим латвийским фильмом. Проводятся параллели между мифическим миром Лачплесиса и войной за независимость Латвии.

Спектакль «Угуны и Накц» часто ставился во время советской оккупации . В отличие от советской пропаганды, целью которой было показать битву между латвийцами и немцами, латвийское общество начало отождествлять крестоносцев с Советами. В 1988 году рок-опера «Лачплесис» была исполнена более 40 раз, став одним из поворотных моментов Третьего Латвийского национального пробуждения . Используя мифологический нарратив, она изображала оккупацию Латвии, работу КГБ, русификацию, уничтожение христианства в Латвии и т. д. Памятный момент рок-оперы произошел на заколдованном острове, где Лачплесис превращал людей, превратившихся в камень, обратно в человеческую плоть. . Многие увидели в этом момент, когда люди пробудились от советского сна, наложенного на них советским режимом. Большой упор в рок-опере был сделан на уши Лачплесиса, в финале Лачплесис поет латышам, призывающим его, у него еще есть язык и слово, но зовут его еще громче.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Прусиновская, Юстина (2018). «Они все еще возвращаются. Герои кризисного времени: Видвудс и Лачплесис» . Литература и религия. Святые и грешники : 69-70. дои : 10.22364/lursug.03 .
  2. ^ Ноллендорфс, Валтерс (1973). «Демифологизация латышской литературы». Книги за рубежом . 47 (4): 666–667. дои : 10.2307/40127549 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Шмидченс, Гунтис (2007). «Национальные героические нарративы в странах Балтии как источник ненасильственных политических действий». Славянское обозрение . 66 (3): 484–508. дои : 10.2307/20060298 .
  • Крукс, Сергей (2004). «Латвийский эпос Лачплесис: идеология паспарту, травмирующее воображение общества». Журнал фольклорных исследований . 41 (1): 1–32. дои : 10.1353/jfr.2004.0005 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 2cea9a6d4bc31e1deba9a785be04770d__1712603040
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/2c/0d/2cea9a6d4bc31e1deba9a785be04770d.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Lāčplēsis - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)