Бой Бхет
Трай Бхет (кхмерский: ត្រៃ្យភេត) — трактат по кхмерской космогонии , составленный не позднее конца 17 века. [1] Являясь одним из Камбоджи национальных эпосов , это еще одна кхмерская версия индуистского эпоса Рамаяна , снова отличающаяся от кхмерского эпоса «Римкер» . « Трай Бхет» — важная часть кхмерского литературного канона , хотя о нем по большей части забыли. [2]
История
[ редактировать ]17-18 века
[ редактировать ]Джордж Кодес датирует « Трай Бхет» 17-18 веками, отмечая, что, наряду с « Римкером» , этот текст представляет собой ценный образец жанра камбоджийской религиозной литературы, который почти исчез. [3] По словам Поу Савероса , колофон одной из рукописей Траи Бхета , идентифицированной Французской школой Дальнего Востока как жа 107 г - , датируется 1619 годом сака, что соответствует 1687 году нашей эры . [4] Трай Бхет дает некоторое представление об идеях, существовавших в отношении земного божества в средний период Камбоджи, и проливает некоторый свет на связь между земным божеством Пхра Мэй Торани и эпическим Рамаяной . [5]
19 век
[ редактировать ]В 1899 году французский этнограф Адемар Леклер опубликовал перевод двух древних произведений камбоджийской литературы, скопированных с кхмерских рукописей , а именно « Преа Дхамма Чхеан» и « Трай Бхет» . В конце XIX века подобные космологические трактаты были распространены в монастырских библиотеках по всей Камбодже и соседних регионах. Хотя эти довольно сухие тексты не использовались ритуально и не проповедовались в проповедях, они считались священными и изучались монахами. Однако Леклер отмечает, что под влиянием сингальских монахов и кхмерских послушников, которые отправились в Шри-Ланку с целью изучения палийского языка, Траи Бхет был отложен как неканоническое писание . [6]
20 век
[ редактировать ]К 20 веку влияние буддийских реформаторских движений привело к тому, что Трай Бхет стал считаться менее авторитетным. [5] В то время как рукописи были обнаружены во многих монастырях в начале 20-го века Адемаром Леклером, после культурного геноцида, организованного красными кхмерами, только две копии Траи Бхета были обнаружены в Камбодже французским археологом Оливье де Берноном. Эту нехватку можно также объяснить тем фактом, что Трай Бхет не копировался в течение многих лет. [2]
Содержание
[ редактировать ]По словам Оливье де Бернона, « Трай Бхет» — это классика кхмерской литературы, о которой неизвестно ничего, кроме названия, поскольку она не изучалась годами, если не столетиями. [2] Поэтому комментаторы не пришли к единому мнению относительно характера его содержания. Ее лучше всего читать как космогоническую преамбулу к легенде о Раме, за которой следует изложение генеалогии главных героев в связи с повествованием об их легендарном рождении. Таким образом, текст разделен на четыре части: космогонический генезис, космологические элементы, генеалогия главных героев, легенда о Раме. [2]
Разделение
[ редактировать ]Хотя каноническое разделение Вед состоит из четырех частей, включая Ригведу , Яджурведу , Самаведу и Атхарваведу , первые три были основным первоначальным подразделением, также называемым « трайи видья », известным как «Трай Беда» в тайском сборнике, собранном царем Рамой. VI в начале 20 века. Однако эта «тройная наука» чтения гимнов ( Ригведа ), совершения жертвоприношений ( Яджурведа ) и пения песен ( Самаведа ) полностью отличается по содержанию от Трай Бхета, несмотря на то, что их названия звучат похоже. [3]
Связь с Рамаяной
[ редактировать ]Траи Бхет тесно связан с Рамаяной , поскольку ее текстовые повествования можно читать синоптически с некоторым дублированием . Однако имена главных героев систематически различаются. Более того, « Трай Бхет» начинается с своеобразного происхождения божеств и персонифицированных элементов, а затем становится смутным повествованием эпоса о Раме. [6]
Космогонический спор
[ редактировать ]Многие камбоджийцы считают, что Трай Бхет содержит «брахманские», а не «буддийские» идеи, и по большому счету они не переписывались и больше не изучаются. [5] Фактически, Трай Бхет описывает неортодоксальную космогонию, которая, возможно, была отброшена, поскольку Томмают постепенно очистил корпус религиозных текстов в Камбодже, обуздав эзотерические ритуалы и черную магию . [7] Мифы и легенды, найденные в Трай Бхете , такие как богиня земли Пхра Мэй Торани , до сих пор пользуются большой популярностью в кхмерской народной религии, особенно благодаря включению некоторых из ее повествований в Гатилок , несмотря на то, что они были исключены из литературного корпуса.
Иконография
[ редактировать ]уникальные росписи в монастыре Ват Бо в Сиемреапе , предположительно основанные на первой части Трай Бхета. Несколько лучше понять кхмерскую космогонию помогают [8]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Бернон, Оливье (2001). «Примечание к иллюстрированной рукописи S. 28 EFEO: ее связь с иконографией Ват Сутхат Дхепварарам в Бангкоке» . Азиатское искусство . 56 : 140–146. дои : 10.3406/arasi.2001.1471 . ISSN 0004-3958 . JSTOR 43485573 .
- ^ Jump up to: а б с д Бернон, Оливье (1994). «Трай Бхет: еще одна версия легенды о Раме?». В Франсуа Бизо (ред.). Новое исследование Камбоджи (на французском языке). Французская школа Дальнего Востока. п. 80. ИСБН 978-2-85539-600-2 .
- ^ Jump up to: а б Кодес, Джордж (1962). Народы Индокитая: история, цивилизации (на французском языке). Дюнод. п. 189.
- ^ Поу, Саверос (1989). «Портрет Рамы в камбоджийской (кхмерской) традиции». В ДП Синха; С. Сахай (ред.). Традиции Рамаяны и национальные культуры в Азии . п. 5.
- ^ Jump up to: а б с Гатри, Элизабет (2004). Исследование истории и культа буддийского божества Земли в материковой части Юго-Восточной Азии: диссертация, представленная в рамках частичного выполнения требований для получения степени доктора религиоведения в Кентерберийском университете (PDF) . Университет Кентербери. п. 141.
- ^ Jump up to: а б Леклер, Адемар (1899). Буддизм в Камбодже (на французском языке) (ред. Эрнеста Леру). Париж. п. 39.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Бизо, Франсуа (1976). Смоковница с пятью ветвями: исследование кхмерского буддизма (на французском языке). Французская школа Дальнего Востока.
- ^ Роведа, Витторио; Йем, Сотон (2009). Буддийская живопись в Камбодже . Речные книги. п. 188. ИСБН 978-974-9863-52-7 .