Jump to content

Бой Бхет

Трай Бхет (кхмерский: ត្រៃ្យភេត) — трактат по кхмерской космогонии , составленный не позднее конца 17 века. [1] Являясь одним из Камбоджи национальных эпосов , это еще одна кхмерская версия индуистского эпоса Рамаяна , снова отличающаяся от кхмерского эпоса «Римкер» . « Трай Бхет» — важная часть кхмерского литературного канона , хотя о нем по большей части забыли. [2]

Джордж Кодес датирует « Трай Бхет» 17-18 веками, отмечая, что, наряду с « Римкером» , этот текст представляет собой ценный образец жанра камбоджийской религиозной литературы, который почти исчез. [3] По словам Поу Савероса , колофон одной из рукописей Траи Бхета , идентифицированной Французской школой Дальнего Востока как жа 107 г - , датируется 1619 годом сака, что соответствует 1687 году нашей эры . [4] Трай Бхет дает некоторое представление об идеях, существовавших в отношении земного божества в средний период Камбоджи, и проливает некоторый свет на связь между земным божеством Пхра Мэй Торани и эпическим Рамаяной . [5]

В 1899 году французский этнограф Адемар Леклер опубликовал перевод двух древних произведений камбоджийской литературы, скопированных с кхмерских рукописей , а именно « Преа Дхамма Чхеан» и « Трай Бхет» . В конце XIX века подобные космологические трактаты были распространены в монастырских библиотеках по всей Камбодже и соседних регионах. Хотя эти довольно сухие тексты не использовались ритуально и не проповедовались в проповедях, они считались священными и изучались монахами. Однако Леклер отмечает, что под влиянием сингальских монахов и кхмерских послушников, которые отправились в Шри-Ланку с целью изучения палийского языка, Траи Бхет был отложен как неканоническое писание . [6]

К 20 веку влияние буддийских реформаторских движений привело к тому, что Трай Бхет стал считаться менее авторитетным. [5] В то время как рукописи были обнаружены во многих монастырях в начале 20-го века Адемаром Леклером, после культурного геноцида, организованного красными кхмерами, только две копии Траи Бхета были обнаружены в Камбодже французским археологом Оливье де Берноном. Эту нехватку можно также объяснить тем фактом, что Трай Бхет не копировался в течение многих лет. [2]

Содержание

[ редактировать ]

По словам Оливье де Бернона, « Трай Бхет» — это классика кхмерской литературы, о которой неизвестно ничего, кроме названия, поскольку она не изучалась годами, если не столетиями. [2] Поэтому комментаторы не пришли к единому мнению относительно характера его содержания. Ее лучше всего читать как космогоническую преамбулу к легенде о Раме, за которой следует изложение генеалогии главных героев в связи с повествованием об их легендарном рождении. Таким образом, текст разделен на четыре части: космогонический генезис, космологические элементы, генеалогия главных героев, легенда о Раме. [2]

Разделение

[ редактировать ]

Хотя каноническое разделение Вед состоит из четырех частей, включая Ригведу , Яджурведу , Самаведу и Атхарваведу , первые три были основным первоначальным подразделением, также называемым « трайи видья », известным как «Трай Беда» в тайском сборнике, собранном царем Рамой. VI в начале 20 века. Однако эта «тройная наука» чтения гимнов ( Ригведа ), совершения жертвоприношений ( Яджурведа ) и пения песен ( Самаведа ) полностью отличается по содержанию от Трай Бхета, несмотря на то, что их названия звучат похоже. [3]

Связь с Рамаяной

[ редактировать ]

Траи Бхет тесно связан с Рамаяной , поскольку ее текстовые повествования можно читать синоптически с некоторым дублированием . Однако имена главных героев систематически различаются. Более того, « Трай Бхет» начинается с своеобразного происхождения божеств и персонифицированных элементов, а затем становится смутным повествованием эпоса о Раме. [6]

Космогонический спор

[ редактировать ]

Многие камбоджийцы считают, что Трай Бхет содержит «брахманские», а не «буддийские» идеи, и по большому счету они не переписывались и больше не изучаются. [5] Фактически, Трай Бхет описывает неортодоксальную космогонию, которая, возможно, была отброшена, поскольку Томмают постепенно очистил корпус религиозных текстов в Камбодже, обуздав эзотерические ритуалы и черную магию . [7] Мифы и легенды, найденные в Трай Бхете , такие как богиня земли Пхра Мэй Торани , до сих пор пользуются большой популярностью в кхмерской народной религии, особенно благодаря включению некоторых из ее повествований в Гатилок , несмотря на то, что они были исключены из литературного корпуса.

Иконография

[ редактировать ]

уникальные росписи в монастыре Ват Бо в Сиемреапе , предположительно основанные на первой части Трай Бхета. Несколько лучше понять кхмерскую космогонию помогают [8]

  1. ^ Бернон, Оливье (2001). «Примечание к иллюстрированной рукописи S. 28 EFEO: ее связь с иконографией Ват Сутхат Дхепварарам в Бангкоке» . Азиатское искусство . 56 : 140–146. дои : 10.3406/arasi.2001.1471 . ISSN   0004-3958 . JSTOR   43485573 .
  2. ^ Jump up to: а б с д Бернон, Оливье (1994). «Трай Бхет: еще одна версия легенды о Раме?». В Франсуа Бизо (ред.). Новое исследование Камбоджи (на французском языке). Французская школа Дальнего Востока. п. 80. ИСБН  978-2-85539-600-2 .
  3. ^ Jump up to: а б Кодес, Джордж (1962). Народы Индокитая: история, цивилизации (на французском языке). Дюнод. п. 189.
  4. ^ Поу, Саверос (1989). «Портрет Рамы в камбоджийской (кхмерской) традиции». В ДП Синха; С. Сахай (ред.). Традиции Рамаяны и национальные культуры в Азии . п. 5.
  5. ^ Jump up to: а б с Гатри, Элизабет (2004). Исследование истории и культа буддийского божества Земли в материковой части Юго-Восточной Азии: диссертация, представленная в рамках частичного выполнения требований для получения степени доктора религиоведения в Кентерберийском университете (PDF) . Университет Кентербери. п. 141.
  6. ^ Jump up to: а б Леклер, Адемар (1899). Буддизм в Камбодже (на французском языке) (ред. Эрнеста Леру). Париж. п. 39. {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  7. ^ Бизо, Франсуа (1976). Смоковница с пятью ветвями: исследование кхмерского буддизма (на французском языке). Французская школа Дальнего Востока.
  8. ^ Роведа, Витторио; Йем, Сотон (2009). Буддийская живопись в Камбодже . Речные книги. п. 188. ИСБН  978-974-9863-52-7 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: d36ee80c07f267c391b0c2e605bb5f13__1716332460
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/d3/13/d36ee80c07f267c391b0c2e605bb5f13.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Trai Bhet - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)