Jump to content

Триджата

Это хорошая статья. Нажмите здесь для получения дополнительной информации.

Триджата
Триджата, изображенная как дочь Вибхишаны в сунданской марионетке Ваянг . - голеке
Деванагари треугольник
Санскритская транслитерация Триджата
Принадлежность Ракшаси
Обитель Ланка
Генеалогия
Родители
Братья и сестры Таранисена

Триджата ( санскрит : ترजता , IAST : Trijaṭā ) — ракшаси (демоница) в индуистском эпосе Рамаяна , на которую возложена обязанность охранять Ситу , похищенную королем демонов Ланки Раваной . [ 1 ] В более поздних версиях Рамаяны Триджата описывается как дочь Вибхишаны , брата Раваны.

В Рамаяне Триджата предстает как мудрый старый ракшаси, мечтающий об уничтожении Раваны и победе Рамы , мужа Ситы, который ведет войну против Раваны, чтобы спасти Ситу. Триджата сопровождает Ситу во время осмотра поля битвы между Рамой и Раваной и заверяет Ситу в благополучии Рамы, когда Сита видит своего мужа без сознания и считает его мертвым. В более поздних адаптациях Рамаяны Триджата становится дочерью Вибхишаны, брата Раваны, который встал на сторону Рамы. В более поздних версиях, особенно в Юго-Восточной Азии, она играет гораздо большую роль.

За исключением нескольких исключений, когда Триджата выступает в роли агента Раваны, ее обычно изображают как друга и верного товарища Ситы в ее невзгодах. Во многих случаях она утешает Ситу и приносит новости из внешнего мира; она также отговаривает Ситу от самоубийства. После победы Рамы и смерти Раваны Триджата получает щедрое вознаграждение от Ситы и Рамы. В то время как в некоторых адаптациях Рамаяны упоминается, что она была преданной Рамы, версии Юго-Восточной Азии часто изображают ее как жену ванара- генерала Рамы Ханумана , от которого она рожает сына. Ей поклоняются как местной богине в Варанаси и Удджайне ; оба в Индии.

В то время как индийская, яванская и балийская версии Рамаяны называют ее Триджата, она известна как Пунукай в лаосском Пхра Лак Пхра Лам , Беньякай ( เบญกาย ) в тайском Рамакиене и Деви Сери Джали в малайском Хикаяте Сери Рама . [ 2 ]

Рамаяна

[ редактировать ]
Сцена из Юддхи Канды из Рамаяны , где Триджата трижды появляется с Ситой. В правом верхнем углу Триджата (в красном сари) дважды показан в Пушпака Вимане: он осматривает поле битвы и видит Раму и Лакшману, связанных оружием Индраджита. На правой стороне (нижняя панель) она изображена с Ситой в Ашока ватике.

В оригинальном «Рамаяне» Триджата Вальмики описывается как пожилая ракшаси (демоница), которая заметно фигурирует в двух инцидентах. Первое происходит в « Сундара Канде» , пятой книге эпоса. Похищенная принцесса Сита заключена в тюрьму Ашока Ватика на Ланке . Демон-король Ланки Равана приказал расшаси, охраняющим Ситу, убедить ее выйти за него замуж любыми возможными способами, поскольку Сита категорически отказывается и по-прежнему верна своему мужу Раме . После ухода Раваны ракшаси начинают преследовать Ситу, пытаясь заставить ее изменить свою волю. Пожилая Триджата вмешивается и рассказывает пророческий сон, предсказывающий гибель Раваны и победу Рамы. [ 3 ]

Во сне Триджата видит Раму и его брата Лакшману верхом на небесном слоне Айравате к Сите. Рама берет Ситу к себе на колени и поднимается высоко в небо, позволяя Сите коснуться Солнца и Луны. Затем троица отправляется на Ланку и садится в Пушпака Вимана (воздушную колесницу Раваны), чтобы полететь на север, в то время как Равана, облитый маслом и с красным цветом лица, лежит на земле. Затем Равана направляется на юг на осле и падает в яму с навозом. Чернокожая женщина в красном сари тащит его на юг. Других членов семьи Раваны, таких как его брат Кумбхакарна и сын Индраджит , ждет аналогичная судьба. Брат Раваны Вибишана изображен в царственной белой одежде верхом на слоне с четырьмя бивнями возле Пушпака Вимана. Город Ланка тонет в океане, и ванара (вестник Рамы) сжигает город. [ 1 ] Триджата советует ракшаси найти прибежище в Сите и извиниться перед ней; в свою очередь, Сита обещает, что, если мечта Триджаты осуществится, она защитит своих охранников-ракшаси. [ 3 ]

Второй случай описан в шестой книге « Юддха Канда» . Рама и его брат Лакшмана приходят с армией ванаров, чтобы спасти Ситу из лап короля демонов. В первый день войны сын Раваны Индраджит связывает братьев оружием Нагапаша (змеиная петля), и братья теряют сознание. Равана отправляет Ситу с Триджатой посмотреть поле битвы. Думая, что ее муж мертв, Сита сокрушается, но Триджата заверяет ее, что братья все еще живы. Триджата выражает свою любовь к Сите и говорит ей, что «моральный характер и мягкий характер» пленницы заставили ее полюбить ее. [ 3 ]

Триджата и Вибхишана

[ редактировать ]

В Рамаяне у Ситы мало других благодетелей-ракшаси, кроме Триджаты. Когда Хануман ванара -генерал Рамы, которому было поручено найти Ситу – встречает ее на Ланке, она рассказывает ему, что жена Вибхишаны (брата Раваны, который встает на сторону Рамы в войне) послала свою дочь Калу (в других редакциях). Рамаяны , известного как Нанда или Анала) , чтобы провозгласить намерение Раваны не отдавать Ситу Раме, несмотря на совет мудрого министра Авиндхьи и Вибхисана. Другой друг, Сарама , утешает Ситу, когда Равана показывает Сите иллюзорную отрубленную голову Рамы. Она также сообщает ей о благополучии Рамы и его прибытии на Ланку со своей армией. В некоторых версиях Рамаяны в вставленной песне упоминается, как Сарама также рассказывает Сите о сожжении Ланки Хануманом после его встречи с Ситой. жена Раваны Мандодари В некоторых версиях описывается, что спасла Ситу, когда Равана пытается убить Ситу. В более поздней литературе, ориентированной на Раму, Сарама считалась женой Вибишаны, а Триджата считалась его дочерью. [ 4 ]

Тамильский « эпос «Камба Рамаяна» , комментарий Говиндараджи к « Рамаяне» ( «Бхушана» ), « Ория Баларамадаса Рамаяна» , яванский «Какавин Рамаяна» и малайский Сери Рама» придают Триджате статус дочери Вибхишаны, и этой тенденции обычно следует литература пост- Рамаяны . [ 5 ] Хотя в комментарии Говиндараджи к Рамаяне говорится, что Триджата - дочь Вибхишаны в эпосе, Гольдман считает это «странным», учитывая ее преклонный возраст в оригинальном эпосе. [ 6 ]

В нескольких работах Триджата соотносится с Вибхишаной не только в положении его дочери. Ананда Рамаяна и Маратхи Бхаварта Рамаяна Экнатха . рассматривают Триджату как жену и сестру Вибхишаны (таким образом, сестру Раваны) соответственно [ 5 ] Джайнская версия, Васудевахинди Самгхадаса Гани, говорит, что Триджата — сестра Раваны, Вибхишаны, Кумбхакарны и Шурпанакхи . [ 7 ] Комментарий Джаямангалы к « Бхаттикавье» также описывает Триджату как сестру Раваны. [ 8 ]

Триджата и Сита

[ редактировать ]
Хануман встречает Ситу в Ашока ватике, где она окружена такими ракшаси, как Триджата.

В более поздней литературе Триджата играет роли, которые приписывались Кале, Сараме и Мандодари в оригинальной Рамаяне . [ 9 ] Она становится более важным персонажем в версиях Рамаяны для Юго-Восточной Азии . [ 10 ] особенно в индонезийских пересказах, таких как Какавин Рамаяна . [ 11 ]

В «Рамопахьяне» (повествование о Раме в эпосе «Махабхарата» ) Сита сообщает Хануману, что Триджата принесла ей послание от Авиндхьи о благополучии Рамы и что он и Лакшамана скоро придут спасать ее с Ланки. Таким образом, Триджата принимает на себя роль, отведенную Кале в оригинальной Рамаяне . [ 12 ] Рагхувамса Баларамадаса , Сетубандха , Рамаяна , Какавин Рамаяна и Сери Рама заменяют Сараму Триджатой в эпизоде, где Сите открывается истина об иллюзорной голове Рамы. Прасаннарагхава просит Триджату сообщить Сите о сожжении Ланки вместо Сарамы. [ 12 ] Баларамадаса Рамаяна делает Триджату спасительницей Ситы, когда она не дает Раване убить Ситу в Ашока Ватике; эта роль изначально была отведена Мандодари. Триджата снова спасает жизнь Ситы, когда мстительный Равана бросается убить своего пленника после того, как его сын Индраджит погиб на войне. В Рамаяне Супаршва – министр Раваны – останавливает его, в то время как другие адаптации приписывают это действие по-разному Авиндхье или Мандодари. [ 12 ]

Помимо признания Триджаты действий, приписываемых другим в оригинальном эпосе, более поздняя литература добавляет новые элементы, которые отводят Триджате большую роль. В Рамаяне , незадолго до встречи с Хануманом, Сите приходит в голову мысль о самоубийстве, но она никогда не пытается этого сделать. В «Прасаннарагхаве » Триджата и Сита ведут «дружескую беседу», прежде чем Равана приходит ей навстречу. После ухода Раваны Сита сообщает Триджате о своем намерении покончить жизнь самоубийством и убеждает Триджату помочь ей разжечь дровяной костер. Однако Триджата отказывается, говоря, что дров недостаточно. [ 13 ] Какавин Рамаяна также повествует, что, когда Сита видит иллюзорные отрубленные головы Рамы и Лакшманы, она готовит костер. Триджата готова умереть вместе с Ситой, но сначала хочет сообщить об этом своему отцу Вибхишане. Она возвращается с новостями о благополучии Рамы. Позже, увидев Раму и Лакшману, связанных Нагапашой Индраджита, Сита поручает Триджате снова разжечь костер, но Триджата сдерживается, пока она не сможет подтвердить правду от своего отца, и возвращается с новостью о том, что Рама жив. [ 11 ]

Многие адаптации Рамаяны повествуют о дружбе и товарищеских отношениях, возникших между Триджатой и Ситой. Триджата выполняет две важные цели: она утешает Ситу и постоянно информирует Ситу о событиях войны и благополучии Рамы. Баларамадаса Рамаяна описывает, как Триджата успокаивает горе Ситы, когда они слышат, что Индраджит ранил Раму и Лакшману во второй раз. В Баларамаяне Раджасекхары Триджата нанимает двух ракшасов , чтобы они приносили ей новости с поля битвы. Ананда Рамаяна повествует, что, услышав звук раковины Лакшманы, Сита убеждает Триджату выяснить, что произошло. Триджата узнает о смерти Индраджита от Лакшмана и передает эту новость Сите. [ 14 ] Тулсидаса «Рамчаритманас» изображает также Триджату, сообщающую Сите новость о смерти Индраджита по ее запросу. [ 15 ] В другом эпизоде ​​текста они обсуждают предстоящую дуэль между Рамой и Раваной в последний день войны. Сита обеспокоена тем, что десятиголовый Равана непобедим и волшебным образом отрастит свои отрубленные головы. Триджата заверяет Ситу, что Рама убьет Равану, выпустив стрелу в сердце короля демонов. [ 14 ] В тексте подчеркивается, что Триджата — преданный Рамы, и эта черта также встречается в « Бхавартха Рамаяне» . [ 15 ]

В «Какавин Рамаяне» говорится, что, когда Ситу мучают 300 ее охранников-ракшаси, только Триджата приходит ей на помощь и предлагает ей утешение, составив ей компанию и играя с ней в игры. [ 16 ] В Сери Раме Триджата (здесь называемый «Деви Шриджати») отвечает за опеку Ситы на Ланке. Сита говорит Раване, что она даже не будет рассматривать предложение руки и сердца Раваны, пока ее муж жив, и поверит, что он мертв, только если увидит его голову в руках Раваны. Чтобы обмануть Ситу, Равана приходит к ней с двумя головами и заявляет, что они принадлежат Раме и Лакшмане, но Триджата останавливает его и просит вернуться на следующий день. Она передает головы Сите, которая решает покончить жизнь самоубийством, но Триджата просит ее подождать, пока она не сможет проверить правду. Неся кинжал Ситы, она встречает Раму и взамен получает от Рамы пояс, сплетенный Ситой. Хануман уносит ее обратно на Ланку. Когда на следующий день приходит Равана, Триджана упрекает его в обмане и сообщает, что накануне она сама встретила Раму. Разъяренный Равана пытается убить Триджату, которая убегает и ищет убежища у Ситы, которая берет на себя всю вину. Триджату отстраняют от своих обязанностей, а Ситу переводят в железный замок, охраняемый армией под командованием одного из министров Раваны. [ 17 ]

Триджата как агент Раваны

[ редактировать ]
В балийском танце Кечак Триджата пытается убедить Ситу выйти замуж за Равану.

Хотя Триджата обычно изображается в положительном свете, ранние джайнские версии Рамаяны либо игнорируют ее, либо демонизируют ее как агента Раваны. Сваямбхудевы В «Паумакриу» , а также Хемачандры и в «Йогашастре» « Рамаяне» говорится, что, когда Хануман встречает Ситу и показывает ей перстень-печатку Рамы, Сита приходит в восторг; Триджата сообщает об этом своему хозяину Раване. Хемачандра подчеркивает, что работа Триджаты заключалась в том, чтобы «искусить» Ситу по велению Раваны. Криттиваси Рамаяна , возможно, находящаяся под влиянием джайнских повествований, изображает Триджату, обращающуюся к Сите с просьбой выйти замуж за Равана и править как царица Ланки; в этой версии Сарама выступает в роли друга Ситы. [ 11 ]

После войны

[ редактировать ]

Многочисленные адаптации Рамаяны отражают благодарность Ситы и Рамы, которые щедро награждают Триджату. [ 18 ] В версии Махабхараты Триджата награждается и почитается Рамой в конце войны. [ 12 ]

В Баларамаяне упоминается, что после войны Триджата сопровождает Ситу в ее царство Айодхью в Пушпака Вимане ; Рама использует Пушпака-виману, чтобы вернуться в Айодхью. В « Ананда Рамаяне» Триджата и Сарама отправляются в Айодхью в Пушпака Вимане. Позже, когда Сита посещает Ланку, она говорит Сараме, чтобы тот относился к Триджате так, как если бы она относилась к ней. [ 14 ] В «Какавин Рамаяне» упоминается, как Сита удостоила Триджату богатыми дарами в Айодхье как ее верного спутника и утешения, а также того, кто дважды спас ей жизнь. [ 19 ]

Самая старая индийская рукопись, в которой упоминается присутствие Триджаты в Айодхье, — это Паумакриу . Многие предполагают, что после изгнания Ситы и последующей битвы между Рамой и его сыновьями Сита будет вновь принята Рамой. Триджату и Ланкасундари вызывают с Ланки, чтобы засвидетельствовать целомудрие Ситы, и оба они предлагают пройти испытание, чтобы убедить мир в ее чистоте. [ 14 ]

В «Тайском Рамакиене» Хануман помогает Вибхишане (здесь его зовут Фипек) убить демона. Затем Хануман женится на Триджате (Бенчакай); В результате их союза рождается сын Асурапада, демон с головой обезьяны. В малайской версии после великой войны Вибхишана просит Ханумана жениться на его дочери Триджате (Сери Джати). Хануман соглашается при условии, что он пробудет с ней всего месяц. Пока Хануман уезжает в Айодхью с Рамой, Триджата рожает у него сына Ханумана Тегангу (Асурапада). [ 20 ] Яванская и сунданская марионеточная традиция Ваянг также изображает Триджату как жену Ханумана. [ 21 ]

Память и оценка

[ редактировать ]

Триджату помнят как друга и верного спутника Ситы в трудную минуту. Камилла Бюльке , знаток литературы Рамы, так резюмирует характер Триджаты:

На протяжении более двадцати веков поэты, пересказывающие историю Рамы, с любовью рассказывали о дружбе Триджаты и Ситы. [...] [Триджата] покорил сердца этих поэтов, а через них - сердца всех тех, кто знакомится с историей Рамы. [...] поэты Рамаяны [...] даровали смиренной Триджате дар бессмертия. Ни одна мечта не известна в Индии лучше, чем мечта Триджаты, которая будет жить вечно в сердцах миллионов как идеал настоящего друга, потому что она утешала Ситу в ее самый темный час: ДРУГ В НУЖДЕ - НАСТОЯЩИЙ ДРУГ. [ 18 ]

Храм, посвященный Триджате (называемый в этом регионе Тирджатой), расположен недалеко от храма Каши Вишванатх , самого известного храма в Варанаси . Согласно местным преданиям, Триджата хотела сопровождать Ситу в Айодхью, но Сита сказала, что ее не пустят в Айодхью, поскольку она демоница. Сита предложила ей посетить Варанаси и достичь мокши (освобождения) и благословила ее на поклонение как богине. Триджате ежедневно поклоняются как местной богине. Чтобы успокоить ее, ей предлагают цветы и зеленые овощи. Считается, что женщины, которые поклоняются ее святыне семь сред подряд, благословлены потомством и защитной глазурью богини на своей семье. Многие преданные стекаются к храму в Картик Пурнима , последний день индуистского месяца Картик и следующий день, первый день месяца Маргаширша . Считается, что богиня исполнит желания всех, кто поклоняется ее святилищу, после того, как выразит почтение в храме Каши Вишванатх на Картик Пурниме. [ 22 ] В первый день Маргаширши верующие, соблюдавшие врату (пост) в предыдущем месяце Картика, завершают врату омовением в Ганге в Дашашвамедх Гате во имя Триджаты. Местные предания утверждают, что Рама даровал Триджате благо: те, кто не омоется в ее честь после соблюдения враты, потеряют все заслуги ( пунья ), полученные от поста, перед ней. [ 23 ]

Храм Триджаты также существует в храмовом комплексе храма Балвир Хануман в Удджайне . Особая пуджа (ритуалы поклонения) предлагается богине в течение 3 дней, начиная с Картик Пурнимы. [ 24 ]

В телугу Сита Пуранаму Рамасвами Чаудари изображает Триджату как дочь дравидийского Вибхишаны и арийского Гандхарвы Сарамы. Триджату, полуарийку, называют предательницей, которая предает своего дядю Равану и помогает Сите. В предательстве Вибхишаны по отношению к своему брату и переходе к Раме также обвиняют его арийскую жену. [ 25 ]

Говорят, что поклонение Триджате зародилось в Трета-югу. Согласно легенде, Триджата когда-то был преданным Господа Шивы. Однажды она была проклята мудрецом и превратилась в ракшаси. Однако она продолжала поклоняться Шиве, и ее преданность в конце концов удовлетворила бога. Шива вернул Триджате ее человеческую форму, и теперь ее почитают как доброжелательный дух. [ 26 ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б Руки пп. 792–93
  2. ^ Бозе с. 359
  3. ^ Jump up to: а б с Бюльке, стр. 104–5.
  4. ^ Бюльке, стр. 105–7.
  5. ^ Jump up to: а б Бюльке, стр. 107–8.
  6. ^ Голдман с. 422
  7. ^ Шах стр. 63
  8. ^ Леонарди с. 80
  9. ^ Бюльке с. 105
  10. ^ Нагар с. 389
  11. ^ Jump up to: а б с Бульке п. 110
  12. ^ Jump up to: а б с д Бульке п. 108
  13. ^ Бюльке, стр. 108–9.
  14. ^ Jump up to: а б с д Бульке п. 109
  15. ^ Jump up to: а б Нагар п. 364
  16. ^ Бюльке, стр. 110–111.
  17. ^ Бюльке, стр. 111–112.
  18. ^ Jump up to: а б Бульке п. 112
  19. ^ Бюльке с. 111
  20. ^ Наступил 2000 год.
  21. ^ «Деревянная кукла ваянг, изображающая Триджату» (на голландском языке). Тропенмузей . Проверено 24 июня 2014 г.
  22. ^ Сегодня Бюро (24 февраля 2009 г.). «Триджата превращается из демоницы в богиню » Нью-Дели. Сегодня спасибо Архивировано из оригинала 17 октября. {{cite episode}}: Отсутствует или пусто |series= ( помощь ) Все URL
  23. ^ Пинчман, стр. 41–42.
  24. ^ Стол Дхармы (25 сентября 2013 г.). «Столетний храм Хануманджи, здесь стоят две чудесные статуи» . Дайник Бхаскар . Удджайн: DB Corp Ltd. Архивировано из оригинала 14 сентября 2016 года . Проверено 13 октября 2014 г.
  25. ^ Рао стр. 176–77
  26. ^ «Варанаси: В Каши есть храм этого «демона», она на один день становится богиней! Вот как совершается поклонение» . News18 Хинди (на хинди). 9 ноября 2022 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: bfe6874311081288cc3d027c5efa1953__1720251660
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/bf/53/bfe6874311081288cc3d027c5efa1953.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Trijata - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)