Васудева-хинди
Автор | Сангха-дас Гани |
---|---|
Оригинальное название | Vasudev-хинди |
Язык | Архаичный Махараштри Пракрит |
Предмет | Приключения Васудевы |
Дата публикации | возможно, 473 г. н.э. |
Место публикации | Индия |
Васудева-хинди ( IAST : Vasudevahiṇḍī, «странства Васудевы») — джайнский текст Сангха-даса, вероятно, из Индии V века. Текст повествует несколько историй в виде вложенных повествовательных слоев. Основная история заимствована из Гунадхьи « Брихат -катхи» , в которой первоначальный герой Нара-вахана-датта заменен Кришны отцом Васудевой .
Авторство и дата
[ редактировать ]Васудева-хинди — старейший сохранившийся текст джайнской повествовательной литературы. Джайнский монах Сангха-дас написал его на архаичном языке Махараштри Пракрит . [ 1 ] Автор утверждает, что легенду о Васудеве впервые рассказал Судхарман ученик Махавиры своему ученику Джамбу , и с тех пор история передавалась автору через ряд учителей и учеников. [ 1 ]
Текст определенно был составлен до 610 г. н. э., когда Джина-бхадра-гани Кшама-шраман ссылается на него в своей Вишешана Вати . Автор датирует текст 530 годом неустановленной календарной эры . Ученые К. Р. Чандра и М. А. Дхаки полагают, что это эпоха Викрама Самват , и, таким образом, датируют текст 473 годом нашей эры. Индолог Дж. К. Джайн пишет, что дата Васудева-хинди «фиксирована» как конец III века, но индолог Джон Э. Корт отмечает, что по этому поводу нет научного консенсуса, и джайнские авторы склонны датировать свои тексты более ранним периодом. насколько это возможно. УП Шах датирует текст началом V века или немного раньше, а MNP Тивари датирует его серединой VI века. [ 2 ]
Некоторые части текста, например «Дхаммилла-хинди» , являются более поздним дополнением к исходному тексту. [ 3 ]
Второй слой рамочной истории в тексте называет Махавиру рассказчиком, что является способом узаконить историю как правдивую. Упоминание короля (а не джайнского ученика) в качестве слушателя предполагает, что текст был ориентирован на городскую аудиторию, а не на монахов. [ 1 ]
Содержание
[ редактировать ]Текст повествует легенду об Кришны отце Васудеве . [ 4 ] Он представляет собой несколько повествовательных слоев, в которых представлены несколько персонажей и историй из разных времен и мест. [ 1 ] Основная история заимствована из , Гунадхьи традиции Брихат-катхи в которой героем является Нара-вахана-датта, а не Васудева. [ 5 ] В текст также включены материалы из вайшнавских текстов, таких как Харивамша и Вишну-пурана . Автор цитирует длинные отрывки из джайнских канонических текстов, таких как Самаваянга-сутра и Стхананга-сутра . [ 6 ]
Текст переходит к основной истории следующим образом: [ 1 ]
Слой | Рассказчик | История |
---|---|---|
1 | Беседа между джайнским монахом Сухаммой и королем Конией | |
2 | Сухамма | Разговор Махавиры и отца Конии, короля Сении из Рая-гихи. |
3 | Махавира | История внуков царя Васудевы |
4 | Васудева | Васудева рассказывает внукам о своих приключениях |
Слой 4 содержит основную историю приключений Васудевы, которая перемежается второстепенными историями, рассказывающими о джайнской вере и ее 63 выдающихся личностях . Слои повествования, содержащие эти второстепенные истории, идут еще глубже. Например, в одном из повествовательных пластов Васудева отказывается жениться на внучке старухи из-за ее низкого социального статуса. Затем старуха рассказывает о происхождении своей семьи, рассказывая историю своего предка Усабхи. [ 1 ]
Слой | Рассказчик | История |
---|---|---|
5 | Старуха | История Джины Усабхи. |
6 | Сиджамса | История предыдущих рождений Усабхи и его донора Сиджамсы (Шреймсы) близнецами в Уттаракуру . |
7 | Женщина-близнец | История предыдущих рождений близнецов как бога Лалиямги и его жены Саям-пабхи. |
8 | Лалиямга | История предыдущего рождения Лалиямги как царя Махабалы. |
9 | Саямбудда | Друг Махабалы Саямбудда рассказывает ему серию моральных историй. |
Затем повествование возвращается к основной истории следующим образом: [ 1 ]
Слой | Рассказчик | История |
---|---|---|
8 | Лалиямга | История предыдущего рождения Лалиямги как царя Махабалы, продолжение: Махабала отрекается от мира, практикует крайнюю аскезу и умирает. |
7 | Женщина-близнец | Продолжение истории предыдущих рождений близнецов: Лалиямга и Саям-пабха умирают и перерождаются как принц Вайраджамга и принцесса Сиримай. |
8 | Сиримаи | Сиримаи вспоминает свое предыдущее рождение как Саям-пабху и свое существование как Ниамию (Нирнамика, «девушка без имени»). |
7 | Женщина-близнец | Продолжение истории предыдущих рождений близнецов: Вайраджамга и Сиримаи женятся и живут счастливо, прежде чем их отравил сын. |
6 | Сиджамса | Истории нескольких предыдущих рождений близнецов:
Сиджамса вспоминает, что после своего рождения в качестве богов они родились как Ушабха и Сиджамса. |
5 | Старуха | История Ушабхи, продолжение: Ушабха проповедует дхарму . |
4 | Васудева | Васудева продолжает рассказывать истории о своих приключениях, каждая история содержит многослойные подистории. |
В отличие от других текстов, таких как Махабхарата , Васудева-хинди ни на каком этапе не напоминает читателю об основной истории кадра или какой-либо истории подкадра. По мнению ученой Анны Аурелии Эспозито, Васудева-хинди намеренно сбивает читателей с толку такими сложными слоями, чтобы заставить их «испытать ощущение полной потери – потерянной не только в этой гуще историй, но также в сложной и непостижимой природе мир." [ 1 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Анна Аурелия Эспозито (2016). «Дидактические диалоги: передача доктрины и стратегии повествования в джайнской литературе». У Брайана Блэка; Лори Паттон (ред.). Диалог в ранних религиях Южной Азии . Рутледж. стр. 88–92. ISBN 9781317151425 .
- ^ Джон Корт (2010). Создание Джины: рассказы об иконах и идолах в истории джайнов . Издательство Оксфордского университета. п. 313. ИСБН 9780199739578 .
- ^ Джей Си Джейн (1975). Би Джей Сандесара (ред.). «Является ли Васудевахинди джайнской версией Брихаткатхи?» . Журнал Восточного института . 23 . Восточный институт, Барода: 62–63.
- ^ Энтони Кеннеди Уордер (1994). Индийская литература кавья . Том. 4. Мотилал Банарсидасс. п. 464. ИСБН 9788120804494 .
- ^ Г. П. Бхатт; Г.В. Тагаре, ред. (2013). Вайю-пурана, часть 2 . Древние индийские традиции и мифология. Мотилал Банарсидасс. п. 748. ИСБН 9788120839052 .
- ^ Асим Кумар Чаттерджи (2000). Всеобъемлющая история джайнизма . Том. 1 (Второе изд.). Мунширам Манохарлал. стр. 246–247. ISBN 81-215-0931-9 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Джей Си Джайн (1977). Васудевахинди: подлинная джайнская версия Брихаткатхи . Ахмадабад: Институт индологии LD. OCLC 469480884 .