Джагдиш Чандра Джайн
Джагдиш Чандра Джайн | |
---|---|
![]() Джагдиш Чандра Джайн на марке Индии 1998 года. | |
Рожденный | Басера, Уттар-Прадеш , Индия | 20 января 1909 г.
Умер | 28 июля 1994 г. Мумбаи , Индия | ( 85 лет
Национальность | Индийский |
Образование | Гурукула , Индуистский университет Банарас и Шантиникетан под руководством Рабиндраната Тагора |
Известный | Писатель, профессор, мыслитель и борец за свободу во время движения за независимость Индии. |
Джагдиш Чандра Джайн (20 января 1909 — 28 июля 1993) был учёным, индологом , педагогом, писателем и борцом за свободу во время борьбы за свободу Индии. Он является автором более 80 книг по различным предметам, включая джайнскую философию , литературу пракрита и учебники хинди для детей. Джайн был главным свидетелем обвинения по делу об убийстве Ганди. Он неоднократно пытался предупредить правительство о заговоре с целью убийства Махатмы Ганди , о котором ему стало известно после того, как Мадан Лал Пахва , пенджабский беженец и один из заговорщиков убийства Махатмы Ганди , доверился ему в своем плане. Попытки Джайна предупредить правительство остались без внимания. Он рассказал о своем личном опыте в двух книгах: « Я не смог спасти Бапу» и «Забытый Махатма» . Он умер от остановки сердца в июле 1993 года в Бомбее в возрасте 84 лет.
Раннее детство
[ редактировать ]Джагдиш Чандра Джайн [ 1 ] родился в 1909 году в деревне Басера, расположенной в регионе Доаб на западе штата Уттар-Прадеш , примерно в 12 милях от Музаффарнагара . Он принадлежал к образованной джайнской семье. [ 2 ] [ 3 ] Его отец, Шри Канджимал Джайн, владел небольшим магазином по продаже традиционных лекарств Унани . Джагдиш Чандра был младшим из двух братьев. Его брат и сестра умерли в молодом возрасте. [5]
В 1911 году, когда Джагдишу Чандре было два с половиной года, произошла катастрофа: его отец умер, жертва чумы, и его мать осталась единственной опекуном двух мальчиков. [ нужна ссылка ] его старший брат Гульшанрай, потерявший один глаз из-за оспы Через несколько бурных лет о семье начал заботиться . В возрасте шести лет Джагдиша Чандру отправили в деревню Патшала (школу), где он посещал начальную школу. Это была очень маленькая школа, где читали и мусульманские ученики. В девять лет он завершил обучение в Патшале, после чего старший брат принял его в гурукулу . Строгая дисциплина жизни в ашраме оказала ощутимое влияние на его последующую жизнь. [ 1 ]
Студенческие годы – прорастание семени
[ редактировать ]В 1923 году Джагдиш Чандра отправился в Варанаси и поступил в Сьядвад Джайн Махахвидьялай (расположенный на берегу Ганги ) , где изучал санскрит , джайнскую религию , вьякаран (грамматику), сахитью (литературу) и ньяю (логику). Именно здесь на собственном опыте он осознал величие культурного наследия Индии. Он получил степень Шастри. В последующие годы он также изучал Аюрведу (традиционную науку индийской медицины). [ нужна ссылка ]
Он продолжил обучение в индуистском университете Банарас и получил степень бакалавра, а затем степень магистра философии в 1932 году. [ нужна ссылка ]
В 1929 году он женился на Камалшри. [ нужна ссылка ] Хотя она родилась в зажиточной семье Тиссы в Уттар-Прадеше , она охотно отказалась от роскошного образа жизни и сформировала собственные стремления поддержать мужа. Действительно, когда Джагдиш Чандра позже был задержан во время борьбы за свободу Индии , Камалшри очень страдала, оставаясь одна со своими маленькими детьми. [ 1 ] — ирония, которая имитировала детство Джагдиша Чандры.
Студенческая жизнь Джагдиша Чандры не была ни гладкой, ни мирной. Фактически тогда он был уличным мальчиком, который изо всех сил боролся за хлеб насущный. Ненадежное существование, муки, связанные с тем, чтобы как-то провести день и каким-то образом выжить, естественно, создали в нем революционный дух. Через несколько лет Джагдиш Чандра получил стипендию для работы учёным-исследователем в Шантиникетане (обители мира) в Западной Бенгалии , который был ашрамом Рабиндраната Тагора . Опыт личного общения с Рабиндранатом Тагором способствовал его духовному развитию и творческому духу. [ нужна ссылка ]
Это был поворотный момент в жизни Джагдиша Чандры. [ нужна ссылка ] Он чувствовал, что британское правление в Индии было коренной причиной всего зла, и, естественно, породило в нем стремление изменить общество. Когда Махатма Ганди основал движение Сатьяграха в 1930 году, Джагдиш Чандра оставил учебу и присоединился к движению. Он покинул Варанаси и вернулся в свою деревню в Басере, чтобы организовать людей. Он призвал добровольцев в движение гражданского неповиновения и произнес пламенные речи. Его энтузиазм был внимательно замечен, и очень скоро против него был выдан ордер на арест. К счастью, под покровом темноты ему удалось спастись. [ нужна ссылка ]
Джагдиш Чандра покинул свою деревню и отправился в Аджмер , где работал школьным учителем. Но ему кепка Ганди помешала . Директор возражал против использования кепки; его аргумент заключался в том, что, поскольку Аджмер был штатом Британской Индии, ему не могло быть разрешено носить его. Приверженный принципам, Джагдиш Чандра оставил свою работу. Молодому Джагдишу Чандре никогда не было легко начать академическую карьеру; его разнообразные навыки и интенсивность социальной активности никогда не переставали тянуть его в разные стороны. [ нужна ссылка ]
В 1934 году он преподавал хинди европейским студентам в Европейской средней школе Святой Марии. [ нужна ссылка ] Преподавая там, он почувствовал потребность в хороших учебниках на хинди. Он приступил к подготовке набора учебников на хинди, которые позже были предписаны отделом образования правительства Махараштры для средних школ. [ нужна ссылка ] Затем он поступил в колледж Рамнараин Руйа в качестве профессора санскрита и вскоре возглавил кафедру хинди. К тому времени он уже был квалифицированным консультантом по хинди, а сам защитил докторскую диссертацию по социологии. Но постоянная должность профессора и перспектива мирной научной жизни его не удовлетворяли. Джагдиш Чандра чувствовал, что не может оставаться равнодушным к происходящим социально-политическим изменениям. [ 1 ] Индия переживала критический период: по всей стране царили волнения и репрессии; Вторая мировая война Началась ; Махатма Ганди возглавлял активное Движение за выход из Индии ; и Нетаджи Субхаш Чандра Бос сбежал из своего домашнего заключения и добрался до Берлина, откуда вел радиовещание для своих соотечественников. В результате Джагдиш Чандра снова присоединился к движению за свободу и вскоре после этого был арестован и помещен в лагерь для задержанных Уорли в сентябре 1942 года. За годы заключения его политические взгляды еще больше обострились.
Убийство Махатмы Ганди
[ редактировать ]Убийство Махатмы Ганди 30 января 1948 года стало памятным событием в жизни джайна. Джагдиш Чандра заранее сообщил правительству Бомбея – главному министру Б.Г. Кхеру и министру внутренних дел Морарджи Десаи – о том, что готовится заговор с целью убийства Махатмы. Дело в том, что Маданлал Пахва , пенджабский беженец и один из заговорщиков убийства Махатмы Ганди, [ 4 ] было ему известно. Этот человек был благодарен профессору Джайну за то, что тот помог ему получить работу. Однажды в момент слабости Маданлал сказал профессору Джайну, что они планируют убить Махатму. Профессор Джайн сразу же проинформировал главного министра и министра внутренних дел Бомбея об этом заговоре и предложил принять надлежащие меры безопасности. Однако правительство не отнеслось к этому вопросу серьезно, и Морарджи Десаи, который тогда был министром внутренних дел Бомбея, грубо крикнул: «В таком случае вы заговорщик, и я вас арестую». [ 5 ] 20 января 1948 года Маданлал взорвал бомбу во время молитвенного собрания Махатмы Ганди в доме Бирла в Дели. Попытка провалилась, и Маданлал был арестован. Профессор Джайн неоднократно призывал правительство дать ему возможность допросить Маданлала, поскольку он был уверен, что сможет убедить Маданлала назвать имена других заговорщиков и раскрыть природу заговора. Но правительство оставалось стойким, и десять дней спустя произошло убийство Махатмы. Впоследствии Джайн появился на судебном процессе по делу об убийстве Ганди в Красном Форте в Дели в качестве главного свидетеля обвинения от имени правительства Индии. Он разоблачил бессердечие [ 1 ] правительства по этому поводу в двух своих книгах: « Я не смог спасти Бапу». [ 5 ] и Забытый Махатма [ 6 ]
Государственная марка
[ редактировать ]В июле 1993 года Джайн умер от остановки сердца в Бомбее ( Мумбаи ). [ нужна ссылка ] Чтобы отдать дань уважения, правительство Индии выпустило в его память памятную почтовую марку. Муниципальная корпорация Бомбея (BMC) также назвала улицу его дома в его честь. [ нужна ссылка ]
Автор книг
[ редактировать ]Джайн написал более 80 книг на самые разные темы. [ 7 ] включая джайнизм, пракритскую литературу. Некоторые из его книг использовались в различных индийских университетах. Он также опубликовал множество исследовательских статей в журналах и журналах на хинди и английском языке.
- Джамбусвамичарита на санскрите , отредактировано по рукописи. 1936 год.
- Шримад Раджачандра . 1937 г. (Исправленное издание: Шримад Раджачандра Бхактаратна , 1967 г.).
- Махавира Вардхамана . 1945, 68 с.
- Жизнь в Древней Индии, изображенная в джайнских канонах, с комментариями; административный, экономический, социальный и географический обзор древней Индии, основанный на джайнских канонах . 1947, 420 с.
- Забытый Махатма . 1987. Отчет Джайна как свидетеля обвинения об убийстве Махатмы Ганди Натурамом Винаяком Годзе и судебном процессе; включает его взгляды на роль Ганди в независимости Индии и актуальность его философии сегодня.
- Я не смог спасти Бапу . 1949, 241 с.
- Среди китайского народа . 1955, 152 с.
- Убийство Махатмы Ганди: прелюдия и последствия . 1961, 175 стр.
- Сделайте хазара варша пурани каханиям . 1965, 188 стр.
- Прачина Бхарата ключ шрештха каханиям . 1970, 140 стр.
- Пракрита Джайна катха сахитья . 1971, 196 стр.
- Дар любви и другие древнеиндийские сказки о женщинах . 1976, 99 стр.
- Пракритская повествовательная литература: зарождение и развитие . 1981, 240 стр.
- Женщины в древнеиндийских сказках . 1981, 110 стр.
- Жизнь в Древней Индии, изображенная в джайнских канонах и комментариях (6 век до н.э. – 17 век нашей эры) . 1984, 531 стр.
- История персидской литературы, пятый век до нашей эры или седьмой век нашей эры. 1985, 690 стр.
- История и развитие литературы пракрита . 2004, 520 стр.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и Статья: Профессор доктор Джагдиш Чандра Джайн (1909–1993) – ученый-международник и борец за свободу , Калпана Джайн Шарма.
- ^ Джайн, Джагдиш Чандра (1987). Ганди, забытый Махатма . Публикации Миттала. ISBN 978-81-7099-037-6 .
- ^ «Доктор Джагдиш Чандра Джайн» . www.istampgallery.com . 22 августа 2015 года . Проверено 13 июня 2020 г.
- ^ [1] Отчет Джайна из «Убийства Махатмы Ганди: прелюдия и последствия». 1961, 175 стр.
- ^ Jump up to: а б [2] Я не смог спасти Бапу , 1949, 241 стр.
- ^ [3] Забытый Махатма 1987.
- ^ [4] Неполный список книг.
- Индийские индологи
- 1909 рождений
- 1993 смертей
- Писатели из Уттар-Прадеша
- Индийские активисты за независимость из Уттар-Прадеша
- Жители Биджнорского района
- Индийские писатели-джайны XX века
- Индийские писательницы-феминистки
- Индийские историки XX века
- Джайнские активисты за независимость Индии
- Выпускники индуистского университета Банарас