Jump to content

Natalya Romanovna Guseva

Natalya Romanovna Guseva
Наталья Романовна Гусева
Рожденный
Natalya Romanovna Chetyrkina

( 1914-03-21 ) 21 марта 1914 г.
Умер 21 апреля 2010 г. ) ( 2010-04-21 ) ( 96 лет
Гражданство Российская Империя
Советский Союз
Россия
Род занятий Этнограф
Историк
индолог
Известный Исследования по этнографии и религиям народов Индии
Супруг (а) V. N. Gusev (1st)
Святослав Игоревич Потабенко (2-й)
Награды Премия Джавахарлала Неру
Академическое образование
Образование доктор исторических наук [1]
Альма-матер Ленинградский государственный университет
Институт этнографии АН СССР
Диссертация Этнический состав населения Южной Индии ( Kandidat Nauk )
Индуизм: История формирования. Культовая практика ( Doctor of Sciences )
Академическая работа
Дисциплина Этнография
История
Индология
Учреждения Бывший «старший научный сотрудник» Института этнографии АН СССР. [2]
Основные интересы История и этнография народов Индии [3]

Natalya Romanovna Guseva ( Russian : Наталья Романовна Гусева , romanized Natalya Romanovna Guseva ; March 21, 1914 – April 21, 2010) was a Russian ethnographer , historian, Indologist and writer. [4]

Родилась в селе Киевской губернии , защитила кандидатскую и докторскую диссертации Института этнографии АН СССР в 1951 и 1978 годах соответственно. С 1952 года до выхода на пенсию в 1998 году работала в Институте этнографии, однако с 1963 по 1964 год работала в Доме советской культуры в Дели. Она умерла в возрасте 96 лет.

Ранняя жизнь и семья

[ редактировать ]

Guseva was born as Natalya Romanovna Chetyrkina on 21 March 1914 [5] at Rubezhovka village in the Kiev Governorate. [6] Она осталась сиротой в раннем возрасте. После школы она работала на шинном заводе и одновременно училась в техникуме резиновой промышленности. Сначала она вышла замуж за инженера В. Н. Гусева, а затем вышла замуж за Святослава Игоревича Потабенко, который также был индологом. [6]

Образование, карьера и исследования

[ редактировать ]

Гусева проявила интерес к восточному миру и в 1940 году окончила Ленинградский государственный университет по специальности индология. Позже она работала в Институте этнографии в Москве сотрудницей, но в 1946 году поступила в институт в качестве студентки для дальнейшего обучения. С 1950 по 1952 год работала научным сотрудником Института востоковедения АН Узбекской ССР. В 1951 году приехала в Москву и защитила кандидатскую диссертацию в Институте этнографии, защитив диссертацию на тему «Этнический состав населения Южной Индии» . Позже в 1952 году она покинула Узбекистан и по приглашению Сергея Павловича Толстова вновь начала работать в Институте этнографии АН СССР, где проработала до выхода на пенсию в 1998 году. Однако с 1963 по 1964 год она работала старшим методистом по русскому языку в Доме советской культуры в Дели. В 1978 году в институте защитила докторскую диссертацию на тему "Индуизм: история формирования. Культовая практика" (Hinduism: The History of Formation. Cultic Practice) . [6] Сергей Александрович Токарев дал оценку докторской диссертации Гусевой и ее защите. Он оценил ее диссертацию как «дилетантскую», но счел ее защиту блестящей. [7]

В своем исследовании она работала над выявлением общих черт между индуистской и славянской мифологиями . [3] В более позднем периоде своей жизни она зациклилась на идее общей прародины индейцев и славян . В 2003 году она написала книгу на эту тему под названием «Русский Север – прародина индославов» (Русский Север — прародина индославян). [примечание 1] ), второе издание которого вышло в 2010 году. [9]

Была членом Союза советских писателей , позже стала членом Союза русских писателей . [3] Читала ряд лекций для Союза советских обществ дружбы и культурной связи с зарубежными странами . [6]

Джайнизм

[ редактировать ]

Guseva was a Jainologist. [10] Вместе с рядом своих современников Гусева также предположила, что джайнизм зародился задолго до 500 г. до н.э. [11] По словам Гусевой, джайнизм сильно отличается от брахманизма и ведической религии и не верит в систему Варны , отвергает концепцию святости Вед и выступает против концепции богов как центра поклонения. [12] Токарев назвал сомнительным заявление Гусевой о том, что джайнизм является самой древней и даже домедианской религией Индии. [13]

Виктор Шнирельманн утверждал, что Гусева и Александр Гельевич Дугин дополнили и пропагандировали «славянизированную версию немецкого «арийского мифа»». [ нужна ссылка ] По мнению Шнирельмана, в мифе говорится, что русские — «самый древний» народ, первой родиной которого была Арктика , которая также была «родиной» языческих богов и где когда-то существовали субтропические природные условия. Со временем в этом районе произошло «быстрое оледенение », в результате которого русские люди направились на юг, где «установили высокую цивилизацию» (по мнению некоторых авторов, в районе Южного Урала ). В нем также утверждается, что в Арктике русские «разработали раннюю систему ведических знаний и, по некоторым версиям, даже изобрели самую раннюю письменность». Позже русские люди, мигрировавшие в Евразию , принесли с собой в регион знания и «развитую культуру». По мнению Шнирельмана, «невозможно подтвердить эту точку зрения археологическими или историческими свидетельствами». [14] Шнирельман подчеркнул, что произведения Гусевой «цитировались многими современными ультранационалистами арийского толка». В 1999 году он отмечал, что в последнее время Гусева "дистанцировалась от неонацистских и расистских конструкций" и призывала к "более трезвой оценке Аркаима ". [15]

Гусева умерла 21 апреля 2010 года в возрасте 96 лет, и, выполнив ее просьбу, члены семьи развеяли ее прах в Ганге в Индии. [6]

Работает

[ редактировать ]

Гусева опубликовала около 200 статей в различных научных журналах и написала 16 монографий . Переводила индологическую литературу с английского языка на русский язык. Она написала пьесу « Рамаяна » по мотивам одноименного древнеиндийского эпоса, которая шла в различных театрах России, а на одном из спектаклей присутствовал Джавахарлал Неру . [6] В 2000 году она перевела книгу « Арктический дом в Ведах », написанную Балом Гангадхаром Тилаком в 1903 году. [16]

Правительство Индии вручило ей Премию Джавахарлала Неру за вклад в развитие российско-индийских отношений . [6]

  • Guseva, N. R. (2010). Арии и древнеиндийские традиции [ The Aryans and Ancient Indian Traditions ] (in Russian). Moscow, Russia: Белые Альвы [Belye Al'vy]. ISBN  978-5914640351 . LCCN   2010482471 . OCLC   667878768 .
  • Guseva, N. R. (2008). Легенды и мифы Древней Индии [ The Legends and Myths of Ancient India ] (in Russian). [6]
  • Guseva, N. R. (1998). Русские сквозь тысячелетия: арктическая теория [ The Russians Across the Millennia: Arctic Theory ] (in Russian). Moscow, Russia: Белые Альвы [Belye Al'vy]. ISBN  978-5761900660 . LCCN   99161696 . OCLC   41231657 .
  • Guseva, N. R. (1989). Раджастханцы: народ и проблемы [ Rajasthanis: People and Problems ] (in Russian). Moscow, Russia: Nauka. ISBN  978-5020164994 . LCCN   91137208 . OCLC   1002883108 .
  • Guseva, N. R. (1987) [1971]. Многоликая Индия [ The Diverse India ] (in Russian) (3rd, revised ed.). Moscow: Nauka. LCCN  87178045 . OCLC  18833218 .
  • Guseva, N. R. (1971). Индия: тысячелетия и современность [ India: Millenniums and Modernity ] (in Russian). Moscow, Russia: Nauka. OCLC  19746613 .
  • Guseva, N. R. (1968). Джайнизм [ Jainism ] (in Russian). Moscow, Russia: Nauka. LCCN  76389673 . OCLC  613961428 .

Книги отредактированы

[ редактировать ]
  • Guseva, N. R., ed. (1996) [First published 1994]. Древность: Арьи. Славяне [ Antiquity: Aryans. Slavs ] (in Russian) (2nd ed.). Moscow, Russia: Палея [Paleya]. LCCN  97115513 . OCLC  36371028 .

Избранные статьи

[ редактировать ]
  • Гусева, Н.Р. (2004). «Джайнизм более устойчив к жизни». В Чанчрике, КЛ; Джайн, Махеш (ред.). Джайнизм и западные мыслители: классические очерки джайнизма западных востоковедов . Нью-Дели, Индия: Шри. стр. 334–341. ISBN  978-8188658282 . ОСЛК   255081660 .
  • Гусева, Н.Р. (1975). «История джайнизма». В джайне, Акшая Кумар (ред.). Господь Махавира глазами иностранцев (1-е изд.). Нью-Дели, Индия: Мина Бхарати. стр. 156–162. LCCN   75902426 . ОСЛК   2119130 .
  • Гусева Н.Р. (2004) [Впервые опубликована статья: 1971]. «Современный период развития джайнизма». В Шарме Суреш К.; Шарма, Уша (ред.). Культурное и религиозное наследие Индии: джайнизм . Культурное и религиозное наследие Индии, Том 2. Нью-Дели, Индия: Миттал. стр. 285–294. ISBN  978-8170999577 . ОСЛК   255310797 .

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Термин «индославянин» относится к «отдаленным предкам ариев и славян». [8]
  1. ^ Анатолий Клёсов [Anatoly Klyosov] [in Russian] (2017). Занимательная ДНК–генеалогия. Новая Наука Даёт Ответы [ Interesting DNA Genealogy. New Science Provides Answers ] (in Russian). Russia: ЛитРес [Litres]. p. 234. ISBN  978-5457433502 .
  2. ^ Поклонение, НР (1971). Джайнизм . Перевод Редкара, Ю.С. Мумбаи, Индия: Синдху. п. iii. LCCN   77922258 . ОСЛК   211997 .
  3. ^ Jump up to: а б с "Гусева Наталья Романовна" [Guseva Natalya Romanovna]. Kunstkamera (in Russian). Saint Petersburg, Russia . Retrieved July 13, 2020 .
  4. ^ Александр Стрекалов [Alexandr Strekalov] (2020). Современная математика. Исток. Проблемы. Перспективы [ Modern Mathematics. Origin. Problems. Perspectives ] (in Russian). Russia: ЛитРес [Litres]. p. 231. ISBN  978-5041807368 .
  5. ^ "Наталья Романовна Гусева (Четыркина)" [Natalya Romanovna Guseva (Chetyrkina)]. Institute of Oriental Manuscripts of the Russian Academy of Sciences . Saint Petersburg, Russia . Retrieved August 23, 2020 .
  6. ^ Jump up to: а б с д и ж г час Сергей Александрович Арутюнов [Sergey Alexandrovich Arutyunov] [in Russian] ; Наталья Львовна Жуковская [Natalia L'vovna Zhukovskaia] . "Гусева Наталья Романовна (1914–2010)" [Guseva Natalya Romanovna (1914–2010)]. Russian Academy of Sciences (in Russian). Moscow, Russia . Retrieved July 13, 2020 .
  7. ^ Сергей Александрович Токарев [Sergei Aleksandrovich Tokarev] (2005). "Дневники (окончание)" [Diaries (completion)]. Религиоведение – № 4 [Religious Studies – № 4] : 142.
  8. ^ Жарникова, Светлана Васильевна (2013) [Статья впервые опубликована в 2004 году]. «Фаллический культ в представлении древних славян и ариев» . В: Виноградов А.Г. (ред.). Культурные традиции и происхождение индоевропейцев (сборник статей, изданный Институтом востоковедения РАН и Международной ассоциацией по изучению культур Центральной Азии (с 1984 по 2004 г.)). WP IPGEB. ISBN  978-1492100386 . С. 60–61: Что касается книги Р. Санкритатьяна, вышедшей в середине ХХ века, то Н. Гусева в предисловии к своему переводу этого произведения подчеркивает, что автор впервые в история науки ввела в научный оборот совершенно новый термин «индославяне», обозначающий далеких предков ариев и славян; этот термин ранее никогда не использовался в научных работах.
  9. ^ Сергей Александрович Арутюнов [Sergey Alexandrovich Arutyunov]; Наталья Львовна Жуковская [Natalia L'vovna Zhukovskaia]. "Гусева Наталья Романовна (1914–2010)" [Guseva Natalya Romanovna (1914–2010)]. Russian Academy of Sciences (in Russian). Moscow, Russia . Retrieved July 13, 2020 . В последние годы Наталья Романовна увлеклась идеей единой прародины индийцев и славян, опубликовав на эту тему книгу «Русский Север – прародина индославов» (2003, 2-е изд. – 2010).
  10. ^ Мета, CL (1976). «Празднование двадцать пятого столетия Махавира Нирваны и столетний колледж Махавира». Справочник джайнов: Кто есть кто и вклад джайнов в Тамил Наду (1-е изд.). Мадрас, Индия: Колледж Дханрадж Байд Джайн . стр. 243–299. LCCN   76904866 . OCLC   164946122 . п. 270: Джайнологи в зарубежных странах 1. Доктор (г-жа) Н.Р. Гусева, научный сотрудник, Институт этнографии АН, 19, дм. Улица Ульянова, МОСКВА (СССР).
  11. ^ Пандиан, Дело Суриана (1996). «Джайнизм – доведическая религия: древность джайнизма » Индия, то есть Сидд Нью-Дели, Индия: Союзники. стр. 100-1 101–114. ISBN  978-8170235613 . OCLC   312766829 . п. 104: Как поясняет г-жа Н.Р. Гусева: «Многие современные учёные-исследователи также пришли к выводу, что корни джайнизма существенно более древние, чем середина первого тысячелетия до нашей эры» [..] В качестве еще одного свидетельства древности Джайнизм, - объясняет госпожа Гусева...
  12. ^ Гусева Н.Р. (2004) [Впервые опубликована статья: 1971]. «Исторические и этнические корни джайнизма» . В Шарме Суреш К.; Шарма, Уша (ред.). Культурное и религиозное наследие Индии: джайнизм . Культурное и религиозное наследие Индии, Том 2. Нью-Дели, Индия: Миттал. стр. 55–78. ISBN  978-8170999577 . ОСЛК   255310797 .
  13. ^ Сергей Александрович Токарев [Sergei Aleksandrovich Tokarev] (2005). "Дневники (продолжение)" [Diaries (continuation)]. Религиоведение – № 3 [Religious Studies – № 3] : 130.
  14. ^ Шнирельман Виктор Александрович (1999–2000). «Перун, Сварог и другие: русское неоязычество в поисках себя». Кембриджский журнал антропологии . 21 (3). Берган : 19–20. JSTOR   23818709 .
  15. ^ Шнирельман, В.А. (1999). Хамфри, Кэролайн ; Булаг, Урадын Э.; Снит, Дэвид; Каплонски, Кристофер (ред.). «Страсти по Аркаиму: русский национализм, арийцы и политика археологии». Внутренняя Азия . 1 (2). Брилл : 279. дои : 10.1163/146481799793648040 . eISSN   2210-5018 . JSTOR   23615579 .
  16. ^ Жарникова, Светлана Васильевна [на русском языке] (2010). «Северная прародина ариев» . Горы Меру: Гиперборея и арийская прародина (Сборник научных трудов С. В. Жарниковой). WP IPGEB. стр. 129–132. п. 129: В 1903 году выдающийся культурный исследователь своего народа и политический деятель Бал Гангадхар Тилак опубликовал свою книгу «Арктическая Родина в Ведах». Казалось бы, где, как не в России, этот текст нужно переводить, ведь европейская Арктика – это мы и Норвегия. И все же впервые эта книга была переведена на русский язык Натальей Романовной Гусевой в 2000 году и издана в Москве в 2001 году, то есть почти через сто лет после ее рождения.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 036ce6ace670f0ef2b7f021af3ec933d__1722476700
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/03/3d/036ce6ace670f0ef2b7f021af3ec933d.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Natalya Romanovna Guseva - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)