Natalya Romanovna Guseva
Natalya Romanovna Guseva | |
---|---|
Наталья Романовна Гусева | |
Рожденный | Natalya Romanovna Chetyrkina 21 марта 1914 г. |
Умер | 21 апреля 2010 г. | ( 96 лет
Гражданство | Российская Империя Советский Союз Россия |
Род занятий | Этнограф Историк индолог |
Известный | Исследования по этнографии и религиям народов Индии |
Супруг (а) | V. N. Gusev (1st) Святослав Игоревич Потабенко (2-й) |
Награды | Премия Джавахарлала Неру |
Академическое образование | |
Образование | доктор исторических наук [1] |
Альма-матер | Ленинградский государственный университет Институт этнографии АН СССР |
Диссертация | Этнический состав населения Южной Индии ( Kandidat Nauk ) Индуизм: История формирования. Культовая практика ( Doctor of Sciences ) |
Академическая работа | |
Дисциплина | Этнография История Индология |
Учреждения | Бывший «старший научный сотрудник» Института этнографии АН СССР. [2] |
Основные интересы | История и этнография народов Индии [3] |
Natalya Romanovna Guseva ( Russian : Наталья Романовна Гусева , romanized : Natalya Romanovna Guseva ; March 21, 1914 – April 21, 2010) was a Russian ethnographer , historian, Indologist and writer. [4]
Родилась в селе Киевской губернии , защитила кандидатскую и докторскую диссертации Института этнографии АН СССР в 1951 и 1978 годах соответственно. С 1952 года до выхода на пенсию в 1998 году работала в Институте этнографии, однако с 1963 по 1964 год работала в Доме советской культуры в Дели. Она умерла в возрасте 96 лет.
Ранняя жизнь и семья
[ редактировать ]Guseva was born as Natalya Romanovna Chetyrkina on 21 March 1914 [5] at Rubezhovka village in the Kiev Governorate. [6] Она осталась сиротой в раннем возрасте. После школы она работала на шинном заводе и одновременно училась в техникуме резиновой промышленности. Сначала она вышла замуж за инженера В. Н. Гусева, а затем вышла замуж за Святослава Игоревича Потабенко, который также был индологом. [6]
Образование, карьера и исследования
[ редактировать ]Гусева проявила интерес к восточному миру и в 1940 году окончила Ленинградский государственный университет по специальности индология. Позже она работала в Институте этнографии в Москве сотрудницей, но в 1946 году поступила в институт в качестве студентки для дальнейшего обучения. С 1950 по 1952 год работала научным сотрудником Института востоковедения АН Узбекской ССР. В 1951 году приехала в Москву и защитила кандидатскую диссертацию в Институте этнографии, защитив диссертацию на тему «Этнический состав населения Южной Индии» . Позже в 1952 году она покинула Узбекистан и по приглашению Сергея Павловича Толстова вновь начала работать в Институте этнографии АН СССР, где проработала до выхода на пенсию в 1998 году. Однако с 1963 по 1964 год она работала старшим методистом по русскому языку в Доме советской культуры в Дели. В 1978 году в институте защитила докторскую диссертацию на тему "Индуизм: история формирования. Культовая практика" (Hinduism: The History of Formation. Cultic Practice) . [6] Сергей Александрович Токарев дал оценку докторской диссертации Гусевой и ее защите. Он оценил ее диссертацию как «дилетантскую», но счел ее защиту блестящей. [7]
В своем исследовании она работала над выявлением общих черт между индуистской и славянской мифологиями . [3] В более позднем периоде своей жизни она зациклилась на идее общей прародины индейцев и славян . В 2003 году она написала книгу на эту тему под названием «Русский Север – прародина индославов» (Русский Север — прародина индославян). [примечание 1] ), второе издание которого вышло в 2010 году. [9]
Была членом Союза советских писателей , позже стала членом Союза русских писателей . [3] Читала ряд лекций для Союза советских обществ дружбы и культурной связи с зарубежными странами . [6]
Джайнизм
[ редактировать ]Guseva was a Jainologist. [10] Вместе с рядом своих современников Гусева также предположила, что джайнизм зародился задолго до 500 г. до н.э. [11] По словам Гусевой, джайнизм сильно отличается от брахманизма и ведической религии и не верит в систему Варны , отвергает концепцию святости Вед и выступает против концепции богов как центра поклонения. [12] Токарев назвал сомнительным заявление Гусевой о том, что джайнизм является самой древней и даже домедианской религией Индии. [13]
Критика
[ редактировать ]Виктор Шнирельманн утверждал, что Гусева и Александр Гельевич Дугин дополнили и пропагандировали «славянизированную версию немецкого «арийского мифа»». [ нужна ссылка ] По мнению Шнирельмана, в мифе говорится, что русские — «самый древний» народ, первой родиной которого была Арктика , которая также была «родиной» языческих богов и где когда-то существовали субтропические природные условия. Со временем в этом районе произошло «быстрое оледенение », в результате которого русские люди направились на юг, где «установили высокую цивилизацию» (по мнению некоторых авторов, в районе Южного Урала ). В нем также утверждается, что в Арктике русские «разработали раннюю систему ведических знаний и, по некоторым версиям, даже изобрели самую раннюю письменность». Позже русские люди, мигрировавшие в Евразию , принесли с собой в регион знания и «развитую культуру». По мнению Шнирельмана, «невозможно подтвердить эту точку зрения археологическими или историческими свидетельствами». [14] Шнирельман подчеркнул, что произведения Гусевой «цитировались многими современными ультранационалистами арийского толка». В 1999 году он отмечал, что в последнее время Гусева "дистанцировалась от неонацистских и расистских конструкций" и призывала к "более трезвой оценке Аркаима ". [15]
Смерть
[ редактировать ]Гусева умерла 21 апреля 2010 года в возрасте 96 лет, и, выполнив ее просьбу, члены семьи развеяли ее прах в Ганге в Индии. [6]
Работает
[ редактировать ]Гусева опубликовала около 200 статей в различных научных журналах и написала 16 монографий . Переводила индологическую литературу с английского языка на русский язык. Она написала пьесу « Рамаяна » по мотивам одноименного древнеиндийского эпоса, которая шла в различных театрах России, а на одном из спектаклей присутствовал Джавахарлал Неру . [6] В 2000 году она перевела книгу « Арктический дом в Ведах », написанную Балом Гангадхаром Тилаком в 1903 году. [16]
Правительство Индии вручило ей Премию Джавахарлала Неру за вклад в развитие российско-индийских отношений . [6]
Книги
[ редактировать ]- Guseva, N. R. (2010). Арии и древнеиндийские традиции [ The Aryans and Ancient Indian Traditions ] (in Russian). Moscow, Russia: Белые Альвы [Belye Al'vy]. ISBN 978-5914640351 . LCCN 2010482471 . OCLC 667878768 .
- Guseva, N. R. (2008). Легенды и мифы Древней Индии [ The Legends and Myths of Ancient India ] (in Russian). [6]
- Guseva, N. R. (1998). Русские сквозь тысячелетия: арктическая теория [ The Russians Across the Millennia: Arctic Theory ] (in Russian). Moscow, Russia: Белые Альвы [Belye Al'vy]. ISBN 978-5761900660 . LCCN 99161696 . OCLC 41231657 .
- Guseva, N. R. (1989). Раджастханцы: народ и проблемы [ Rajasthanis: People and Problems ] (in Russian). Moscow, Russia: Nauka. ISBN 978-5020164994 . LCCN 91137208 . OCLC 1002883108 .
- Guseva, N. R. (1987) [1971]. Многоликая Индия [ The Diverse India ] (in Russian) (3rd, revised ed.). Moscow: Nauka. LCCN 87178045 . OCLC 18833218 .
- Guseva, N. R. (1971). Индия: тысячелетия и современность [ India: Millenniums and Modernity ] (in Russian). Moscow, Russia: Nauka. OCLC 19746613 .
- Guseva, N. R. (1968). Джайнизм [ Jainism ] (in Russian). Moscow, Russia: Nauka. LCCN 76389673 . OCLC 613961428 .
Книги отредактированы
[ редактировать ]- Guseva, N. R., ed. (1996) [First published 1994]. Древность: Арьи. Славяне [ Antiquity: Aryans. Slavs ] (in Russian) (2nd ed.). Moscow, Russia: Палея [Paleya]. LCCN 97115513 . OCLC 36371028 .
Избранные статьи
[ редактировать ]- Гусева, Н.Р. (2004). «Джайнизм более устойчив к жизни». В Чанчрике, КЛ; Джайн, Махеш (ред.). Джайнизм и западные мыслители: классические очерки джайнизма западных востоковедов . Нью-Дели, Индия: Шри. стр. 334–341. ISBN 978-8188658282 . ОСЛК 255081660 .
- Гусева, Н.Р. (1975). «История джайнизма». В джайне, Акшая Кумар (ред.). Господь Махавира глазами иностранцев (1-е изд.). Нью-Дели, Индия: Мина Бхарати. стр. 156–162. LCCN 75902426 . ОСЛК 2119130 .
- Гусева Н.Р. (2004) [Впервые опубликована статья: 1971]. «Современный период развития джайнизма». В Шарме Суреш К.; Шарма, Уша (ред.). Культурное и религиозное наследие Индии: джайнизм . Культурное и религиозное наследие Индии, Том 2. Нью-Дели, Индия: Миттал. стр. 285–294. ISBN 978-8170999577 . ОСЛК 255310797 .
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Анатолий Клёсов [Anatoly Klyosov] [in Russian] (2017). Занимательная ДНК–генеалогия. Новая Наука Даёт Ответы [ Interesting DNA Genealogy. New Science Provides Answers ] (in Russian). Russia: ЛитРес [Litres]. p. 234. ISBN 978-5457433502 .
- ^ Поклонение, НР (1971). Джайнизм . Перевод Редкара, Ю.С. Мумбаи, Индия: Синдху. п. iii. LCCN 77922258 . ОСЛК 211997 .
- ^ Jump up to: а б с "Гусева Наталья Романовна" [Guseva Natalya Romanovna]. Kunstkamera (in Russian). Saint Petersburg, Russia . Retrieved July 13, 2020 .
- ^ Александр Стрекалов [Alexandr Strekalov] (2020). Современная математика. Исток. Проблемы. Перспективы [ Modern Mathematics. Origin. Problems. Perspectives ] (in Russian). Russia: ЛитРес [Litres]. p. 231. ISBN 978-5041807368 .
- ^ "Наталья Романовна Гусева (Четыркина)" [Natalya Romanovna Guseva (Chetyrkina)]. Institute of Oriental Manuscripts of the Russian Academy of Sciences . Saint Petersburg, Russia . Retrieved August 23, 2020 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Сергей Александрович Арутюнов [Sergey Alexandrovich Arutyunov] [in Russian] ; Наталья Львовна Жуковская [Natalia L'vovna Zhukovskaia] . "Гусева Наталья Романовна (1914–2010)" [Guseva Natalya Romanovna (1914–2010)]. Russian Academy of Sciences (in Russian). Moscow, Russia . Retrieved July 13, 2020 .
- ^ Сергей Александрович Токарев [Sergei Aleksandrovich Tokarev] (2005). "Дневники (окончание)" [Diaries (completion)]. Религиоведение – № 4 [Religious Studies – № 4] : 142.
- ^ Жарникова, Светлана Васильевна (2013) [Статья впервые опубликована в 2004 году]. «Фаллический культ в представлении древних славян и ариев» . В: Виноградов А.Г. (ред.). Культурные традиции и происхождение индоевропейцев (сборник статей, изданный Институтом востоковедения РАН и Международной ассоциацией по изучению культур Центральной Азии (с 1984 по 2004 г.)). WP IPGEB. ISBN 978-1492100386 . С. 60–61:
Что касается книги Р. Санкритатьяна, вышедшей в середине ХХ века, то Н. Гусева в предисловии к своему переводу этого произведения подчеркивает, что автор впервые в история науки ввела в научный оборот совершенно новый термин «индославяне», обозначающий далеких предков ариев и славян; этот термин ранее никогда не использовался в научных работах.
- ^ Сергей Александрович Арутюнов [Sergey Alexandrovich Arutyunov]; Наталья Львовна Жуковская [Natalia L'vovna Zhukovskaia]. "Гусева Наталья Романовна (1914–2010)" [Guseva Natalya Romanovna (1914–2010)]. Russian Academy of Sciences (in Russian). Moscow, Russia . Retrieved July 13, 2020 .
В последние годы Наталья Романовна увлеклась идеей единой прародины индийцев и славян, опубликовав на эту тему книгу «Русский Север – прародина индославов» (2003, 2-е изд. – 2010).
- ^ Мета, CL (1976). «Празднование двадцать пятого столетия Махавира Нирваны и столетний колледж Махавира». Справочник джайнов: Кто есть кто и вклад джайнов в Тамил Наду (1-е изд.). Мадрас, Индия: Колледж Дханрадж Байд Джайн . стр. 243–299. LCCN 76904866 . OCLC 164946122 . п. 270:
Джайнологи в зарубежных странах 1. Доктор (г-жа) Н.Р. Гусева, научный сотрудник, Институт этнографии АН, 19, дм. Улица Ульянова, МОСКВА (СССР).
- ^ Пандиан, Дело Суриана (1996). «Джайнизм – доведическая религия: древность джайнизма » Индия, то есть Сидд Нью-Дели, Индия: Союзники. стр. 100-1 101–114. ISBN 978-8170235613 . OCLC 312766829 . п. 104:
Как поясняет г-жа Н.Р. Гусева: «Многие современные учёные-исследователи также пришли к выводу, что корни джайнизма существенно более древние, чем середина первого тысячелетия до нашей эры» [..] В качестве еще одного свидетельства древности Джайнизм, - объясняет госпожа Гусева...
- ^ Гусева Н.Р. (2004) [Впервые опубликована статья: 1971]. «Исторические и этнические корни джайнизма» . В Шарме Суреш К.; Шарма, Уша (ред.). Культурное и религиозное наследие Индии: джайнизм . Культурное и религиозное наследие Индии, Том 2. Нью-Дели, Индия: Миттал. стр. 55–78. ISBN 978-8170999577 . ОСЛК 255310797 .
- ^ Сергей Александрович Токарев [Sergei Aleksandrovich Tokarev] (2005). "Дневники (продолжение)" [Diaries (continuation)]. Религиоведение – № 3 [Religious Studies – № 3] : 130.
- ^ Шнирельман Виктор Александрович (1999–2000). «Перун, Сварог и другие: русское неоязычество в поисках себя». Кембриджский журнал антропологии . 21 (3). Берган : 19–20. JSTOR 23818709 .
- ^ Шнирельман, В.А. (1999). Хамфри, Кэролайн ; Булаг, Урадын Э.; Снит, Дэвид; Каплонски, Кристофер (ред.). «Страсти по Аркаиму: русский национализм, арийцы и политика археологии». Внутренняя Азия . 1 (2). Брилл : 279. дои : 10.1163/146481799793648040 . eISSN 2210-5018 . JSTOR 23615579 .
- ^ Жарникова, Светлана Васильевна [на русском языке] (2010). «Северная прародина ариев» . Горы Меру: Гиперборея и арийская прародина (Сборник научных трудов С. В. Жарниковой). WP IPGEB. стр. 129–132. п. 129:
В 1903 году выдающийся культурный исследователь своего народа и политический деятель Бал Гангадхар Тилак опубликовал свою книгу «Арктическая Родина в Ведах». Казалось бы, где, как не в России, этот текст нужно переводить, ведь европейская Арктика – это мы и Норвегия. И все же впервые эта книга была переведена на русский язык Натальей Романовной Гусевой в 2000 году и издана в Москве в 2001 году, то есть почти через сто лет после ее рождения.
![]() | Вы можете помочь дополнить эту статью текстом, переведенным из соответствующей статьи на русском языке . (Июль 2020 г.) Нажмите [показать], чтобы просмотреть важные инструкции по переводу. |