Jump to content

Варна (индуизм)

Варна ( санскрит : वर्ण , Произношение на хинди: [ʋəɾ'ɳə] ), в контексте индуизма , [1] относится к социальному классу внутри иерархического традиционного индуистского общества. [2] [3] Идеология воплощена в таких текстах, как Манусмрити , [1] [4] [5] который описывает и ранжирует четыре варны и предписывает их занятия, требования и обязанности, или Дхарму . [1] [6]

Это четверное деление является формой социального расслоения, совершенно отличной от более тонкой системы Джатис , которая соответствует европейскому термину «каста» . [8]

Система варн обсуждается в индуистских текстах и ​​понимается как идеализированные человеческие призвания. [9] [10] Эта концепция обычно восходит к стиху Пуруша-сукты из Ригведы. В постведический период деление варн описано в Махабхарате , Пуранах и в литературе Дхармашастры . [11]

комментарий к системе Варн в « Манусмрити» . Часто цитируется [12] Вопреки этим текстовым классификациям, многие индуистские тексты и доктрины подвергают сомнению и несогласию с системой социальной классификации Варны. [13]

В Индии общины, принадлежащие к одной из четырех варн или классов, называются саварна- индуистами. Далиты , и племена не принадлежащие ни к одной варне, назывались аварной . [14] [15] [16]

Этимология и происхождение

[ редактировать ]

Это слово появляется в Ригведе , где оно означает «цвет, внешний вид, внешность, форма, фигура или форма». [4] это слово означает «цвет, оттенок, краситель или пигмент» В Махабхарате . [4] Варна контекстуально означает «цвет, раса, племя, вид, вид, сорт, природа, характер, качество, свойство» объекта или людей в некоторых ведических и средневековых текстах. [4] Варна относится к четырем социальным классам в Манусмрити . [4] [5]

Самое раннее применение формального разделения на четыре социальных класса (без использования термина варна ) появляется в поздней Ригведической Пуруша-Сукте ( RV 10.90.11–12 ), в которой есть классы Брахман, Раджанья (вместо кшатриев), Вайшья и Шудра. формирование рта, рук, бедер и ступней в жертвоприношении изначального Пуруши соответственно: [17]

11. Когда они разделили Пурушу, сколько частей они получили?
Как они называют его рот, его руки? Как они называют его бедра и ступни?
12. Брахман был его ртом, из обеих его рук была создана Раджанья.
Его бедра стали Вайшьями, из его ног произошёл Шудра. [17]

Научная интерпретация

[ редактировать ]

Некоторые современные индологи считают, что Пуруша-сукта является более поздним дополнением, возможно, как миф об уставе . [18] Стефани Джеймисон и Джоэл Бреретон, профессор санскрита и религиоведения, заявляют, что «в Ригведе нет доказательств существования сложной, сильно разделенной и всеобъемлющей кастовой системы», и «система варн, кажется, находится в зачаточном состоянии в Ригведе и , и тогда, и позже, социальный идеал, а не социальная реальность». [18]

Рам Шаран Шарма утверждает, что «Ригведическое общество не было организовано ни на основе социального разделения труда , ни на основе различий в богатстве… [оно] было организовано в первую очередь на основе родства, племени и происхождения». [19]

Упанишады

[ редактировать ]

Чандогья -упанишада указывает, что варна человека определяется на основе его действий в предыдущей жизни. [20] [21] [22]

Среди них те, кто хорошо поработал в этом мире [в прошлой жизни], соответственно, обретают хорошее рождение. Они рождаются брахманами, кшатриями или вайшьями. Но те, кто совершил плохую работу в этом мире [в прошлой жизни], соответственно получают плохое рождение, рождаясь собакой, свиньей или бескастовым человеком.

Ваджрасучи -упанишада , однако, утверждает, что статус брахмана основан не на рождении, знании или карме, а на непосредственной реализации собственного Атмана (внутреннего я, души). [23]

«Кто же тогда является брахманом? Тот, кто непосредственно осознал свой Атман, не имеет второго, лишен класса и действий [...], который существует, проникая во все вещи, которые пронизывают все. [Тот, кто] лишен недостатков жажды мирского объекты и страсти… Чей ум не затронут [гордостью и эгоизмом], тот только брахман. Таково мнение Вед, смрити, Итихасы и Пуран. В противном случае человек не сможет получить статус брахмана».

Махабхарата

[ редактировать ]

В «Махабхарате» , завершенной примерно к 4 веку н. э., система Варн обсуждается в разделе 12.181. [11]

Epic предлагает две модели на Варне. Первая модель описывает Варну как систему цветовой кодировки через мудреца по имени Бхригу : «Брахманы Варны были белыми, кштрии - красными, вайшьи - желтыми, а шудры - черными». [11] Это описание подвергается сомнению другим выдающимся мудрецом Бхарадваджой , который говорит, что цвета видны среди всех варн, что желание, гнев, страх, жадность, горе, тревога, голод и тяжелый труд преобладают над всеми людьми, что желчь и кровь текут из всех человеческих существ. тела, так что же отличает варнов, спрашивает он? Затем Махабхарата , профессора религии: «Нет никакого различия между заявляет, по словам Альфа Хилтебейтеля Варнами. Вся эта вселенная есть Брахман. Она была создана раньше Брахмой и теперь классифицируется по действиям». [11]

После этого Махабхарата ; приводит модель поведения для Варны, согласно которой те, кто был склонен к гневу, удовольствиям и смелости, достигли кшатрийской варны те, кто был склонен к скотоводству и жизни за счет плуга, достигли вайшьев; те, кто любил насилие, алчность и нечистоту, достигли Шудр. Класс браминов моделируется в эпосе как архетипическое состояние человека по умолчанию, посвященного истине, аскетизму и чистому поведению. [24] , далее утверждается, что все люди являются детьми брахманов, что не имеет смысла, если не понимать это таким образом Более того . Варна негенеалогична. Четыре Варны — это не линии передачи, а категории». [25]

Бхагавад Гита

[ редактировать ]

Бхагавад -гита описывает профессии, обязанности и качества представителей разных варн. [26] [27]

Среди Дэвов нет существа на земле или на небесах, которое было бы лишено этих трех Гун, рожденных от Пракрити.

Обязанности брахманов, кшатриев и вайшьев, а также шудр, о истребитель врагов, распределяются согласно гунам, рожденным от их собственной природы.

Контроль над умом и чувствами, аскетизм, чистота, терпимость, а также честность, знание, реализация, вера в загробную жизнь – вот обязанности брахманов, рожденных из (их собственной) природы.

Доблесть, смелость, сила духа, ловкость, а также не бегство от боя, великодушие и владычество – это обязанности кшатриев, рожденные от (собственной) природы.

Земледелие, скотоводство и торговля — обязанности вайшьев, рожденные от (их собственной) природы; и действие, состоящее из служения, является долгом Шудр, рожденным из (их собственной) природы.

В «Брахма-пуране» утверждается, что смешение варн ведет в ад. «Брахманда-пурана» называет ассоциации между низкими и высокими варнами признаками Кали-юги , эпохи безнравственности и упадка. [28]

Дхармашастры

[ редактировать ]

Система варн подробно обсуждается в Дхарма-шастрах. [29] Система Варн в Дхарма-шастрах делит общество на четыре варны (брахманы, кшатрии, вайшьи и шудры). Те, кто выпадает из этой системы из-за своих тяжких грехов, подвергаются остракизму как изгои (неприкасаемые) и считаются вне системы варн. [30] [31] Варвары и неправедные и неэтичные люди также считаются изгоями. [32]

Недавние исследования показывают, что обсуждение варны, а также неприкасаемых изгоев в этих текстах не напоминает кастовую систему современной эпохи в Индии. Патрик Оливель , профессор санскрита и индийских религий, которому приписывают современные переводы ведической литературы, Дхарма-сутр и Дхарма-шастр, утверждает, что древние и средневековые индийские тексты не поддерживают ритуальное осквернение, чистоту-нечистоту как основу системы варн. . [33] По мнению Оливеля, чистота-нечистота обсуждается в текстах Дхарма-шастры, но только в контексте морального, ритуального и биологического загрязнения человека (употребление определенных видов пищи, таких как мясо, мочеиспускание и дефекация). [29] В своем обзоре Дхарма-шастр Оливель пишет: «Мы не видим ни одного случая, когда термин чистый/нечистый использовался по отношению к группе людей, варне или касте». [33] Единственное упоминание о нечистоте в текстах Шастр I тысячелетия касается людей, совершающих тяжкие грехи и тем самым выпадающих из своей варны. Их, пишет Оливель, называют «падшими людьми» и нечистыми, заявляя, что они подвергнуты остракизму. [34] Оливель добавляет, что подавляющее внимание вопросам, касающимся чистоты/нечистоты, в текстах Дхарма-шастры уделяется «индивидуумам, независимо от их варной принадлежности», и все четыре варны могут достичь чистоты или нечистоты за счет содержания своего характера, этических намерений, действий, невинности. или невежество, условия и ритуальное поведение. [35]

Оливель заявляет:

Дюмон прав в своей оценке, что идеология варны не основана на чистоте. Если бы это было так, нам следовало бы ожидать найти хотя бы какие-то комментарии относительно относительной чистоты и нечистоты различных вам. Что еще более важно, так это то, что идеология чистоты и нечистоты, возникающая из литературы по Дхарме, касается индивидуума, а не групп, очищения, а не чистоты, и мало поддерживает теорию, которая делает относительную чистоту основой социальная стратификация. [36]

Первые три варны описаны в Дхармашастрах как « дважды рожденные », и им разрешено изучать Веды . Такого ограничения на то, кто может изучать Веды, нет в литературе ведической эпохи. [37]

Манусмрити считает скотоводство занятием вайшьев, но исторические данные показывают, что брахманы, кшатрии и шудры также владели и разводили скот и что богатство скота было основой их семей. Рамнараян Рават, профессор истории, специализирующийся на социальной изоляции на Индийском субконтиненте, утверждает, что британские записи XIX века показывают, что чамары , внесенные в список неприкасаемых, также владели землей и скотом и были активными земледельцами. [38] Другими примерами являются императоры Косалы и принц Каси. [7]

Тим Ингольд , антрополог, пишет, что « Манусмрити» представляет собой весьма схематичный комментарий к системе варн, но она также предоставляет «модели, а не описания». [39] Сьюзан Бэйли утверждает, что Манусмрити и другие писания помогли поднять брамина в социальной иерархии, и они сыграли роль в создании системы варн, но древние тексты никоим образом не «создали феномен касты» в Индии. [40]

Буддийские тексты

[ редактировать ]

В древних буддийских текстах упоминается система Варн в Южной Азии, но детали позволяют предположить, что она была нежесткой, гибкой и имела характеристики, лишенные черт системы социальной стратификации. [41]

Дигха Никайя представляет собой беседу между Готамой Буддой и индуистским брамином по имени Сонаданда, который был очень сведущ в Ведах . [42] [43] Готама Будда спрашивает: «По скольким качествам брамины узнают другого брамина? Как можно сказать правдиво и не впадая в ложь: «Я — брамин?» [42] Сонаданда первоначально перечисляет пять качеств: «Он имеет чистое происхождение как со стороны матери, так и со стороны отца, он хорошо сведущ в мантрах, он светлого цвета, красив и приятен, он добродетелен, образован и мудр, и он первый или второй, чтобы держать жертвенный ковш». [42] [43] Затем Будда спрашивает брамина: «Если мы опустим одно из этих качеств, которые вы только что перечислили, не сможет ли человек по-прежнему оставаться истинным брахманом?» Сонаданда один за другим устраняет светлый цвет и внешний вид, затем устраняет Варну, в которой человек родился, а затем устраняет способность читать мантры и совершать жертвоприношения как требование для того, чтобы быть брахманом. [42] [43] Сонаданда утверждает, что для того, чтобы правдиво и без впадения в ложь идентифицировать брамина, необходимы всего два качества; эти два качества - «добродетельность, ученость и мудрость». [42] [43] Сонаданда добавляет, что невозможно еще больше снизить требования к тому, чтобы быть брахманом, потому что «ибо мудрость очищается моралью, а мораль очищается мудростью; где один, там и другой, нравственный человек обладает мудростью, а мудрый человек имеет нравственность, а сочетание нравственности и мудрости называется высшей вещью в мире». [42] Брайан Блэк и Дин Паттон заявляют, что Сонаданда после этого признает: «Мы [брахманы] знаем только столько Готаму; было бы хорошо, если бы преподобный Готама объяснил значение этих двух [морали, мудрости]». [44]

Питер Мейсфилд, [41] Исследователь буддизма и переводчик древних палийских текстов утверждает, что в период Никая буддийских текстов (3 век до н.э. - 5 век нашей эры) Варна как классовая система засвидетельствована, но описанная Варна не была кастовой системой. В палийских текстах перечисляются четыре варны -брамина : «кшатрии», весса (вайшья) и судда (шудра). [41] Мейсфилд отмечает, что люди в любой Варне в принципе могли заниматься любой профессией. Например, в ранних буддийских текстах некоторые брамины идентифицируются как фермеры и представители других профессий. В тексте говорится, что священническую функцию может выполнять любой человек любого происхождения. [41] и что брамин принимал пищу от кого-либо, что позволяет предположить, что ограничения комменсалитета еще не были известны. Тексты Никаи также подразумевают, что эндогамия не была обязательна в древней Индии. Мейсфилд заключает: «Если какая-либо форма кастовой системы была известна в период Никайи - а это сомнительно, - то она, по всей вероятности, ограничивалась определенными неарийскими группами». [41]

Джайнские тексты

[ редактировать ]

Ади Пурана , джайнистский текст Джинасены VIII века, является самым ранним упоминанием Варны и Джати в джайнистской литературе. [45] Джинасена не относит происхождение системы Варн к Ригведе или Пуруша Сукте, а вместо этого относит варну к легенде Бхараты. Согласно этой легенде, Бхарата провел « ахимсу -тест» (испытание ненасилия), и тех членов его общины, которые отказывались причинить вред или причинить вред какому-либо живому существу, в древней Индии называли жреческими варнами, а Бхарата называл их двиджа , дважды рожденный. [46] Джинасена утверждает, что те, кто придерживается ахимсы, являются дева-брахманами , божественными браминами. [47]

В тексте Ади-пураны также обсуждаются отношения между варной и джати. По словам Падманабха Джайни , профессора индийских исследований, джайнизма и буддизма, в тексте Ади-пураны говорится, что «есть только одна джати, называемая манушьяджати или человеческая каста, но разделения возникают из-за их разных профессий». [48] Варна кшатриев возникла, когда Ришаб добыл оружие для служения обществу и принял на себя полномочия царя, в то время как варна вайшья и шудра возникла из разных способов существования, на которых они специализировались. [49]

Сикхские тексты

[ редактировать ]

Сикхизм — религия конца 15-го века, зародившаяся в регионе Пенджаб на Индийском субконтиненте . упоминается В сикхских текстах Варна как Варан , а Джати — как Зат или Зат-бирадари . Элеонора Несбитт, профессор религии и специализирующаяся на христианских, индуистских и сикхских исследованиях, утверждает, что варан описывается как классовая система в сикхской литературе XVIII-XX веков, а Зат отражает эндогамные профессиональные группы (касты). [50] [51]

Сикхские тексты, написанные сикхскими гуру и несикхскими бхагатами, такими как Намдев , Равидас и Кабир , утверждает Несбитт, заявляют о несущественности варана или зата рождения человека для его духовной судьбы. Они учили, что «все человечество имеет единое прибежище» и что божественное учение предназначено для всех. [50] Сикхизм учит обществу без всякого варана . [52] На практике, утверждает Харджот Оберой, во вторичных сикхских текстах, таких как Хальса Дхарам Састар в 1914 году, утверждается, что вход определенных сикхских каст в основные сикхские святыни должен быть запрещен. [53] Точно так же на практике и в своих текстах гуру сикхизма не осуждали и не нарушали соглашение о бракосочетании (и выдаче замуж своих детей) внутри джати , и все сикхские гуру были кхатри, имели жен-кхатри и практиковали браки по расчету внутри своих джати. зат . [50] [54] [55] По словам Дхавана, Рахит-намас и другие предписывающие сикхские тексты, начиная с середины 18 века, учитывают и подтверждают «родовые и брачные традиции различных кастовых групп внутри сикхской общины». [56]

Сикхи Равидасси и Сикхи Рамгархия следуют своим собственным текстовым и праздничным традициям, собираются в своих местах поклонения. [50] [57] [58] Это религиозные общины, основанные на варанах (кастах), возникшие из сикхизма, утверждает Несбитт. [59] Группа «Равидассия», например, делает упор на учение Бхагата Равидаса – поэта-святого, родившегося в семье, чье традиционное неприкосновенное занятие было связано с мертвыми животными и кожей. [60] [57] Они считают учения ныне живущих гуру и тексты Равидасса Дера такими же священными и духовно важными, как и исторические сикхские гуру. Это отвергается сикхами Хальса. Разногласия привели к тому, что сикхи Равидассия основали религиозное движение Равидассиа , которое, среди прочего, стремится заменить Гуру Грантха Сахиба в их гурдварах текстами Равидаса. [57] [61]

Варна и лошади

[ редактировать ]

Термины варна (теоретическая классификация, основанная на роде занятий) и джати (каста) представляют собой два разных понятия. Джати (сообщество) относится к тысячам эндогамных групп, распространенных по всему субконтиненту. Джати можно разделить на экзогамные группы, основанные на одних и тех же готрах . Классические авторы почти не говорят ни о чем другом, кроме варн; даже индологи иногда путают эти два понятия. [62]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Донигер, Венди (1999). Энциклопедия мировых религий Мерриам-Вебстера . Спрингфилд, Массачусетс, США: Мерриам-Вебстер. п. 186 . ISBN  978-0-87779-044-0 .
  2. ^ Тенхунен, Сирпа; Сяявя, Минна (2012). Введение в меняющуюся Индию: культура, политика и развитие . Гимн Пресс. п. 34. ISBN  978-0-85728-805-9 . Проверено 20 августа 2022 г.
  3. ^ Джонсон, WJ (1 января 2009 г.). варна («класс», букв. «цвет») . Издательство Оксфордского университета . doi : 10.1093/ACREF/9780198610250.001.0001 . ISBN  9780198610250 . OCLC   244416793 . ОЛ   23224406М . Викиданные   Q55879169 . (требуется подписка или членство в публичной библиотеке Великобритании )
  4. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Монье-Вильямс, Монье (2005) [1899]. Санскритско-английский словарь: этимологически и филологически составленный с особым упором на родственные индоевропейские языки (переиздание). Мотилал Банарсидасс. п. 924. ИСБН  978-81-208-3105-6 .
  5. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Малик, Джамал (2005). Религиозный плюрализм в Южной Азии и Европе . Оксфорд Великобритания: Издательство Оксфордского университета. п. 48. ИСБН  978-0-19-566975-6 .
  6. ^ Ингольд, Тим (1994). Сопутствующая энциклопедия антропологии . Лондон Нью-Йорк: Рутледж. п. 1026. ИСБН  978-0-415-28604-6 .
  7. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Кумар, Арун (2002). Энциклопедия преподавания сельского хозяйства . Публикации Анмола. п. 411. ИСБН  978-81-261-1316-3 .
  8. ^ Юргенсмейер, Марк (2006). Оксфордский справочник глобальных религий . Издательство Оксфордского университета, США. п. 54. ИСБН  978-0-19-972761-2 .
  9. ^ Бэйли, Каста, общество и политика (2001) , с. 8
  10. ^ Тапар, Ромила (2004), Ранняя Индия: от истоков до 1300 года нашей эры , University of California Press, стр. 63 , ISBN  978-0-520-24225-8
  11. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Хилтебейтель, Дхарма (2011) , стр. 529–531.
  12. ^ Дэвид Лоренцен (2006). Кто изобрел индуизм: Очерки религии в истории . Йода Пресс. стр. 147–149. ISBN  978-81-902272-6-1 .
  13. ^ Бэйли, Каста, общество и политика (2001) , с. 9
  14. ^ Д. Р. Джатава (2011). Индуистская социология . Публикации Сурабхи. п. 92.ISBN  9788186599396 .
  15. ^ Чандра, Бипан (1989. Борьба Индии за независимость, 1857-1947 , стр. 230-231. Penguin Books India
  16. ^ Яджника, Ачьюта и Шет, Сучитра (2005). Формирование современного Гуджарата: плюрализм, хиндутва и не только , с. 260. Книги Пингвинов Индия
  17. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Бэшам, Артур Ллевелин (1989). Происхождение и развитие классического индуизма (переиздание). Издательство Оксфордского университета. п. 25. ISBN  978-0-19-507349-2 .
  18. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Джеймисон, Стефани; и др. (2014). Ригведа: Самая ранняя религиозная поэзия Индии . Издательство Оксфордского университета. стр. 57–58. ISBN  978-0-19-937018-4 .
  19. ^ Шарма, Шудры в Древней Индии (1990) , с. 10
  20. ^ Веласери, Себастьян; Патра, Рина (30 июня 2018 г.). Кастовая идентичность и идеология исключения: постскриптум о гуманизации индийской социальной жизни . Браунуокер Пресс. п. 28. ISBN  978-1-62734-703-7 .
  21. ^ Сингх, Упиндер (2008). История древней и раннесредневековой Индии: от каменного века до XII века . Пирсон Образовательная Индия. ISBN  978-81-317-1120-0 .
  22. ^ Фейерштейн, Георг (16 августа 2022 г.). Энциклопедия йоги и тантры . Публикации Шамбалы. п. 285. ИСБН  978-1-61180-185-9 .
  23. ^ Баньяновое дерево. Том. 2 . Нью-Дели: Издатели и дистрибьюторы Manohar. 2000. с. 442. ИСБН  9788173042775 .
  24. ^ Хилтебейтель, Дхарма (2011) , с. 532
  25. ^ Хилтебейтель, Дхарма (2011) , с. 594
  26. ^ «Четыре варны – сердце индуизма» . Проверено 6 февраля 2024 г.
  27. ^ «Варна против касты в Бхагавад-гите» . Глобальная Гита . 2 января 2022 г. Проверено 6 февраля 2024 г.
  28. ^ О'Флаэрти, Венди Донигер (1971). «Происхождение ереси в индуистской мифологии» . История религий . 10 (4): 315, 322. дои : 10.1086/462634 . ISSN   0018-2710 . JSTOR   1061913 . S2CID   170763142 .
  29. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Оливель, Каста и чистота (1998) , стр. 189–216.
  30. ^ Оливель, Каста и чистота (1998) , стр. 199–216.
  31. ^ Бэйли, Сьюзен (2001), Каста, общество и политика в Индии от восемнадцатого века до наших дней , Cambridge University Press, стр. 9–11, ISBN  978-0-521-26434-1
  32. ^ Оливель, Каста и чистота (1998) , стр. 199–203.
  33. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Оливель, Каста и чистота (2008) , стр. 240–241.
  34. ^ Оливель, Каста и чистота (2008) , с. 240
  35. ^ Оливель, Каста и чистота (2008) , стр. 240–245.
  36. ^ Оливель, Каста и чистота (2008) , с. 210
  37. ^ Юргенсмейер, Марк (2006). Оксфордский справочник глобальных религий . Издательство Оксфордского университета, США. п. 27. ISBN  978-0-19-972761-2 .
  38. ^ Рават, Рамнараян (2011). Переосмысление неприкасаемости: история чамаров и далитов в Северной Индии . Блумингтон: Издательство Университета Индианы. стр. 53–63. ISBN  978-0-253-22262-6 .
  39. ^ Ингольд, Тим (1994). Сопутствующая энциклопедия антропологии . Рутледж. п. 1026. ИСБН  978-0-415-28604-6 .
  40. ^ Бэйли, Сьюзен (2001), Каста, общество и политика в Индии от восемнадцатого века до наших дней , издательство Кембриджского университета, стр. 29, ISBN  978-0-521-26434-1
  41. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Мейсфилд, Питер (2008). Божественное откровение в палийском буддизме . Рутледж. стр. 146–154. ISBN  978-0-415-46164-1 .
  42. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж Уолш, Морис (1995). Длинные беседы Будды: перевод Дигха Никаи . Бостон: Публикации мудрости. стр. 129–131. ISBN  978-0-86171-103-1 .
  43. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Т.В. Рис Дэвидс. DN4: Сонаданде, Дигха Никая, стихи 13-21, перевод с Палийского . Издательство Оксфордского университета.
  44. ^ Блэк, Брайан; Паттон, Дин Лори (2015). Диалог в ранних религиях Южной Азии: индуистские, буддийские и джайнские традиции . Берлингтон: Эшгейт. стр. 245–246. ISBN  978-1-4094-4013-0 .
  45. ^ Джайни, Путь очищения джайнов (1998) , стр. 294, 285–295.
  46. ^ Джайни, Путь очищения джайнов (1998) , стр. 289
  47. ^ Джайни, Путь очищения джайнов (1998) , стр. 290
  48. ^ Джайни, Путь очищения джайнов (1998) , стр. 340
  49. ^ Джайни, Путь очищения джайнов (1998) , стр. 340–341.
  50. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Несбитт, Элеонора (2005). Сикхизм - Очень краткое введение (1-е изд.). Оксфорд, Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. стр. 116–120. ISBN  978-0-19-280601-7 .
  51. ^ Харджот Оберой (1994). Строительство религиозных границ: культура, идентичность и разнообразие в сикхской традиции . Издательство Чикагского университета. стр. 83–84 со сносками. ISBN  978-0-226-61592-9 .
  52. ^ Х.С. Сингха (2000). Энциклопедия сикхизма (более 1000 статей) . Хемкунт Пресс. п. 42. ИСБН  978-81-7010-301-1 .
  53. ^ Харджот Оберой (1994). Строительство религиозных границ: культура, идентичность и разнообразие в сикхской традиции . Издательство Чикагского университета. стр. 105–108 со сносками. ISBN  978-0-226-61592-9 .
  54. ^ WH Маклеод (2009). Сикхизм от А до Я. Пугало Пресс. п. 42. ИСБН  978-0-8108-6344-6 . ;
    WH Маклеод (1999). Сикхи и сикхизм . Издательство Оксфордского университета. стр. 36, 87–88. ISBN  978-0-19-564745-7 .
  55. ^ Уильям Оуэн Коул (1994). Сикхизм . НТЦ. стр. 92–93 . ISBN  978-0-8442-3747-3 .
  56. ^ П. Дхаван (2014). Пашаура Сингх и Луи Э. Фенек (ред.). Оксфордский справочник по сикхским исследованиям . Издательство Оксфордского университета. п. 54. ИСБН  978-0-19-100411-7 .
  57. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Ронки Рам (2009). «Равидасс, Дера Сачкханд Баллан и вопрос идентичности далитов в Пенджабе» (PDF) . Журнал исследований Пенджаба . 16 (1). Пенджабский университет, Чандигарх.
  58. ^ Судья, Парамджит (2014), Картирование социальной изоляции в Индии: каста, религия и пограничье , Cambridge University Press, стр. 179–182, ISBN  978-1107056091
  59. ^ Несбитт, Элеонора (2016). Сикхизм – Очень краткое введение (2-е изд.). Оксфорд, Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. стр. 112–113. ISBN  978-0198745570 .
  60. ^ «Равидас (индийский мистик и поэт)» . Британская онлайн-энциклопедия. 2014.
  61. ^ Кнут А. Якобсен; Кристина Мирволд (2011). Сикхи в Европе: миграция, идентичность и репрезентация . Ashgate Publishing, Ltd., стр. 290–291. ISBN  978-1-4094-2434-5 .
  62. ^ Дюмон, Луи (1980), Homo Hierarchicus: кастовая система и ее последствия , University of Chicago Press, стр. 66–67, ISBN  0-226-16963-4

Библиография

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Амбедкар, БР (1946). Кем были шудры? .
  • Даниэлу, Ален (1976). Четыре чувства жизни .
  • Шри Ауробиндо (1970). Человеческий цикл, идеал человеческого единства, война и самоопределение . Фонд Ашрама Шри Ауробиндо. ISBN  81-7058-014-5 .
  • Кейн, Пандуранг Ваман (1975). История Дхармашастры: (древнее и средневековое, религиозное и гражданское право) . Бхандаркарский институт восточных исследований, 1962–1975 годы.
  • Саркар, Прабхат Райджан (1967). Человеческое общество-2 . Публикации Ананда Марги, Ананданагар, Западная Бенгалия, Индия.
  • Ганшьям, Шах (2004). Каста и демократическая политика в Индии .
  • Вельцер, Альбрехт (1994). Двиведи, Р.К. (ред.). Кредо, Quia Occidentale: Заметка о санскритской варне и ее неправильной интерпретации в литературе о Мамамсе и Вьякаране». В: Исследования Мамамсы: Том поздравлений доктора Мандана Мишры . Дели: Мотилал Банарасидасс.
  • Лал, Винай (2005). Знакомство с индуизмом . Нью-Йорк: Тотемные книги. стр. 132–33. ISBN  978-1-84046-626-3 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: d70bb56698d5c735974710b231983641__1720452720
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/d7/41/d70bb56698d5c735974710b231983641.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Varna (Hinduism) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)