Варна (индуизм)
Часть серии о |
индуизм |
---|
Варна ( санскрит : वर्ण , Произношение на хинди: [ʋəɾ'ɳə] ), в контексте индуизма , [1] относится к социальному классу внутри иерархического традиционного индуистского общества. [2] [3] Идеология воплощена в таких текстах, как Манусмрити , [1] [4] [5] который описывает и ранжирует четыре варны и предписывает их занятия, требования и обязанности, или Дхарму . [1] [6]
- Брамины : Ведические ученые, священники или учителя.
- Кшатрии : правители, администраторы или воины.
- Вайшьи : земледельцы, фермеры или торговцы. [7]
- Шудры : Ремесленники , чернорабочие или слуги.
Это четверное деление является формой социального расслоения, совершенно отличной от более тонкой системы Джатис , которая соответствует европейскому термину «каста» . [8]
Система варн обсуждается в индуистских текстах и понимается как идеализированные человеческие призвания. [9] [10] Эта концепция обычно восходит к стиху Пуруша-сукты из Ригведы. В постведический период деление варн описано в Махабхарате , Пуранах и в литературе Дхармашастры . [11]
комментарий к системе Варн в « Манусмрити» . Часто цитируется [12] Вопреки этим текстовым классификациям, многие индуистские тексты и доктрины подвергают сомнению и несогласию с системой социальной классификации Варны. [13]
В Индии общины, принадлежащие к одной из четырех варн или классов, называются саварна- индуистами. Далиты , и племена не принадлежащие ни к одной варне, назывались аварной . [14] [15] [16]
Этимология и происхождение
[ редактировать ]Это слово появляется в Ригведе , где оно означает «цвет, внешний вид, внешность, форма, фигура или форма». [4] это слово означает «цвет, оттенок, краситель или пигмент» В Махабхарате . [4] Варна контекстуально означает «цвет, раса, племя, вид, вид, сорт, природа, характер, качество, свойство» объекта или людей в некоторых ведических и средневековых текстах. [4] Варна относится к четырем социальным классам в Манусмрити . [4] [5]
Веды
[ редактировать ]Самое раннее применение формального разделения на четыре социальных класса (без использования термина варна ) появляется в поздней Ригведической Пуруша-Сукте ( RV 10.90.11–12 ), в которой есть классы Брахман, Раджанья (вместо кшатриев), Вайшья и Шудра. формирование рта, рук, бедер и ступней в жертвоприношении изначального Пуруши соответственно: [17]
11. Когда они разделили Пурушу, сколько частей они получили?
Как они называют его рот, его руки? Как они называют его бедра и ступни?
12. Брахман был его ртом, из обеих его рук была создана Раджанья.
Его бедра стали Вайшьями, из его ног произошёл Шудра. [17]
Научная интерпретация
[ редактировать ]Некоторые современные индологи считают, что Пуруша-сукта является более поздним дополнением, возможно, как миф об уставе . [18] Стефани Джеймисон и Джоэл Бреретон, профессор санскрита и религиоведения, заявляют, что «в Ригведе нет доказательств существования сложной, сильно разделенной и всеобъемлющей кастовой системы», и «система варн, кажется, находится в зачаточном состоянии в Ригведе и , и тогда, и позже, социальный идеал, а не социальная реальность». [18]
Рам Шаран Шарма утверждает, что «Ригведическое общество не было организовано ни на основе социального разделения труда , ни на основе различий в богатстве… [оно] было организовано в первую очередь на основе родства, племени и происхождения». [19]
Упанишады
[ редактировать ]Чандогья -упанишада указывает, что варна человека определяется на основе его действий в предыдущей жизни. [20] [21] [22]
Среди них те, кто хорошо поработал в этом мире [в прошлой жизни], соответственно, обретают хорошее рождение. Они рождаются брахманами, кшатриями или вайшьями. Но те, кто совершил плохую работу в этом мире [в прошлой жизни], соответственно получают плохое рождение, рождаясь собакой, свиньей или бескастовым человеком.
Ваджрасучи -упанишада , однако, утверждает, что статус брахмана основан не на рождении, знании или карме, а на непосредственной реализации собственного Атмана (внутреннего я, души). [23]
«Кто же тогда является брахманом? Тот, кто непосредственно осознал свой Атман, не имеет второго, лишен класса и действий [...], который существует, проникая во все вещи, которые пронизывают все. [Тот, кто] лишен недостатков жажды мирского объекты и страсти… Чей ум не затронут [гордостью и эгоизмом], тот только брахман. Таково мнение Вед, смрити, Итихасы и Пуран. В противном случае человек не сможет получить статус брахмана».
Эпосы
[ редактировать ]Махабхарата
[ редактировать ]В «Махабхарате» , завершенной примерно к 4 веку н. э., система Варн обсуждается в разделе 12.181. [11]
Epic предлагает две модели на Варне. Первая модель описывает Варну как систему цветовой кодировки через мудреца по имени Бхригу : «Брахманы Варны были белыми, кштрии - красными, вайшьи - желтыми, а шудры - черными». [11] Это описание подвергается сомнению другим выдающимся мудрецом Бхарадваджой , который говорит, что цвета видны среди всех варн, что желание, гнев, страх, жадность, горе, тревога, голод и тяжелый труд преобладают над всеми людьми, что желчь и кровь текут из всех человеческих существ. тела, так что же отличает варнов, спрашивает он? Затем Махабхарата , профессора религии: «Нет никакого различия между заявляет, по словам Альфа Хилтебейтеля Варнами. Вся эта вселенная есть Брахман. Она была создана раньше Брахмой и теперь классифицируется по действиям». [11]
После этого Махабхарата ; приводит модель поведения для Варны, согласно которой те, кто был склонен к гневу, удовольствиям и смелости, достигли кшатрийской варны те, кто был склонен к скотоводству и жизни за счет плуга, достигли вайшьев; те, кто любил насилие, алчность и нечистоту, достигли Шудр. Класс браминов моделируется в эпосе как архетипическое состояние человека по умолчанию, посвященного истине, аскетизму и чистому поведению. [24] , далее утверждается, что все люди являются детьми брахманов, что не имеет смысла, если не понимать это таким образом Более того . Варна негенеалогична. Четыре Варны — это не линии передачи, а категории». [25]
Бхагавад Гита
[ редактировать ]Бхагавад -гита описывает профессии, обязанности и качества представителей разных варн. [26] [27]
Среди Дэвов нет существа на земле или на небесах, которое было бы лишено этих трех Гун, рожденных от Пракрити.
Обязанности брахманов, кшатриев и вайшьев, а также шудр, о истребитель врагов, распределяются согласно гунам, рожденным от их собственной природы.
Контроль над умом и чувствами, аскетизм, чистота, терпимость, а также честность, знание, реализация, вера в загробную жизнь – вот обязанности брахманов, рожденных из (их собственной) природы.
Доблесть, смелость, сила духа, ловкость, а также не бегство от боя, великодушие и владычество – это обязанности кшатриев, рожденные от (собственной) природы.
Земледелие, скотоводство и торговля — обязанности вайшьев, рожденные от (их собственной) природы; и действие, состоящее из служения, является долгом Шудр, рожденным из (их собственной) природы.
Пураны
[ редактировать ]В «Брахма-пуране» утверждается, что смешение варн ведет в ад. «Брахманда-пурана» называет ассоциации между низкими и высокими варнами признаками Кали-юги , эпохи безнравственности и упадка. [28]
Дхармашастры
[ редактировать ]Система варн подробно обсуждается в Дхарма-шастрах. [29] Система Варн в Дхарма-шастрах делит общество на четыре варны (брахманы, кшатрии, вайшьи и шудры). Те, кто выпадает из этой системы из-за своих тяжких грехов, подвергаются остракизму как изгои (неприкасаемые) и считаются вне системы варн. [30] [31] Варвары и неправедные и неэтичные люди также считаются изгоями. [32]
Недавние исследования показывают, что обсуждение варны, а также неприкасаемых изгоев в этих текстах не напоминает кастовую систему современной эпохи в Индии. Патрик Оливель , профессор санскрита и индийских религий, которому приписывают современные переводы ведической литературы, Дхарма-сутр и Дхарма-шастр, утверждает, что древние и средневековые индийские тексты не поддерживают ритуальное осквернение, чистоту-нечистоту как основу системы варн. . [33] По мнению Оливеля, чистота-нечистота обсуждается в текстах Дхарма-шастры, но только в контексте морального, ритуального и биологического загрязнения человека (употребление определенных видов пищи, таких как мясо, мочеиспускание и дефекация). [29] В своем обзоре Дхарма-шастр Оливель пишет: «Мы не видим ни одного случая, когда термин чистый/нечистый использовался по отношению к группе людей, варне или касте». [33] Единственное упоминание о нечистоте в текстах Шастр I тысячелетия касается людей, совершающих тяжкие грехи и тем самым выпадающих из своей варны. Их, пишет Оливель, называют «падшими людьми» и нечистыми, заявляя, что они подвергнуты остракизму. [34] Оливель добавляет, что подавляющее внимание вопросам, касающимся чистоты/нечистоты, в текстах Дхарма-шастры уделяется «индивидуумам, независимо от их варной принадлежности», и все четыре варны могут достичь чистоты или нечистоты за счет содержания своего характера, этических намерений, действий, невинности. или невежество, условия и ритуальное поведение. [35]
Оливель заявляет:
Дюмон прав в своей оценке, что идеология варны не основана на чистоте. Если бы это было так, нам следовало бы ожидать найти хотя бы какие-то комментарии относительно относительной чистоты и нечистоты различных вам. Что еще более важно, так это то, что идеология чистоты и нечистоты, возникающая из литературы по Дхарме, касается индивидуума, а не групп, очищения, а не чистоты, и мало поддерживает теорию, которая делает относительную чистоту основой социальная стратификация. [36]
Первые три варны описаны в Дхармашастрах как « дважды рожденные », и им разрешено изучать Веды . Такого ограничения на то, кто может изучать Веды, нет в литературе ведической эпохи. [37]
Манусмрити считает скотоводство занятием вайшьев, но исторические данные показывают, что брахманы, кшатрии и шудры также владели и разводили скот и что богатство скота было основой их семей. Рамнараян Рават, профессор истории, специализирующийся на социальной изоляции на Индийском субконтиненте, утверждает, что британские записи XIX века показывают, что чамары , внесенные в список неприкасаемых, также владели землей и скотом и были активными земледельцами. [38] Другими примерами являются императоры Косалы и принц Каси. [7]
Тим Ингольд , антрополог, пишет, что « Манусмрити» представляет собой весьма схематичный комментарий к системе варн, но она также предоставляет «модели, а не описания». [39] Сьюзан Бэйли утверждает, что Манусмрити и другие писания помогли поднять брамина в социальной иерархии, и они сыграли роль в создании системы варн, но древние тексты никоим образом не «создали феномен касты» в Индии. [40]
Буддийские тексты
[ редактировать ]В древних буддийских текстах упоминается система Варн в Южной Азии, но детали позволяют предположить, что она была нежесткой, гибкой и имела характеристики, лишенные черт системы социальной стратификации. [41]
Дигха Никайя представляет собой беседу между Готамой Буддой и индуистским брамином по имени Сонаданда, который был очень сведущ в Ведах . [42] [43] Готама Будда спрашивает: «По скольким качествам брамины узнают другого брамина? Как можно сказать правдиво и не впадая в ложь: «Я — брамин?» [42] Сонаданда первоначально перечисляет пять качеств: «Он имеет чистое происхождение как со стороны матери, так и со стороны отца, он хорошо сведущ в мантрах, он светлого цвета, красив и приятен, он добродетелен, образован и мудр, и он первый или второй, чтобы держать жертвенный ковш». [42] [43] Затем Будда спрашивает брамина: «Если мы опустим одно из этих качеств, которые вы только что перечислили, не сможет ли человек по-прежнему оставаться истинным брахманом?» Сонаданда один за другим устраняет светлый цвет и внешний вид, затем устраняет Варну, в которой человек родился, а затем устраняет способность читать мантры и совершать жертвоприношения как требование для того, чтобы быть брахманом. [42] [43] Сонаданда утверждает, что для того, чтобы правдиво и без впадения в ложь идентифицировать брамина, необходимы всего два качества; эти два качества - «добродетельность, ученость и мудрость». [42] [43] Сонаданда добавляет, что невозможно еще больше снизить требования к тому, чтобы быть брахманом, потому что «ибо мудрость очищается моралью, а мораль очищается мудростью; где один, там и другой, нравственный человек обладает мудростью, а мудрый человек имеет нравственность, а сочетание нравственности и мудрости называется высшей вещью в мире». [42] Брайан Блэк и Дин Паттон заявляют, что Сонаданда после этого признает: «Мы [брахманы] знаем только столько Готаму; было бы хорошо, если бы преподобный Готама объяснил значение этих двух [морали, мудрости]». [44]
Питер Мейсфилд, [41] Исследователь буддизма и переводчик древних палийских текстов утверждает, что в период Никая буддийских текстов (3 век до н.э. - 5 век нашей эры) Варна как классовая система засвидетельствована, но описанная Варна не была кастовой системой. В палийских текстах перечисляются четыре варны -брамина : «кшатрии», весса (вайшья) и судда (шудра). [41] Мейсфилд отмечает, что люди в любой Варне в принципе могли заниматься любой профессией. Например, в ранних буддийских текстах некоторые брамины идентифицируются как фермеры и представители других профессий. В тексте говорится, что священническую функцию может выполнять любой человек любого происхождения. [41] и что брамин принимал пищу от кого-либо, что позволяет предположить, что ограничения комменсалитета еще не были известны. Тексты Никаи также подразумевают, что эндогамия не была обязательна в древней Индии. Мейсфилд заключает: «Если какая-либо форма кастовой системы была известна в период Никайи - а это сомнительно, - то она, по всей вероятности, ограничивалась определенными неарийскими группами». [41]
Джайнские тексты
[ редактировать ]Ади Пурана , джайнистский текст Джинасены VIII века, является самым ранним упоминанием Варны и Джати в джайнистской литературе. [45] Джинасена не относит происхождение системы Варн к Ригведе или Пуруша Сукте, а вместо этого относит варну к легенде Бхараты. Согласно этой легенде, Бхарата провел « ахимсу -тест» (испытание ненасилия), и тех членов его общины, которые отказывались причинить вред или причинить вред какому-либо живому существу, в древней Индии называли жреческими варнами, а Бхарата называл их двиджа , дважды рожденный. [46] Джинасена утверждает, что те, кто придерживается ахимсы, являются дева-брахманами , божественными браминами. [47]
В тексте Ади-пураны также обсуждаются отношения между варной и джати. По словам Падманабха Джайни , профессора индийских исследований, джайнизма и буддизма, в тексте Ади-пураны говорится, что «есть только одна джати, называемая манушьяджати или человеческая каста, но разделения возникают из-за их разных профессий». [48] Варна кшатриев возникла, когда Ришаб добыл оружие для служения обществу и принял на себя полномочия царя, в то время как варна вайшья и шудра возникла из разных способов существования, на которых они специализировались. [49]
Сикхские тексты
[ редактировать ]Сикхизм — религия конца 15-го века, зародившаяся в регионе Пенджаб на Индийском субконтиненте . упоминается В сикхских текстах Варна как Варан , а Джати — как Зат или Зат-бирадари . Элеонора Несбитт, профессор религии и специализирующаяся на христианских, индуистских и сикхских исследованиях, утверждает, что варан описывается как классовая система в сикхской литературе XVIII-XX веков, а Зат отражает эндогамные профессиональные группы (касты). [50] [51]
Сикхские тексты, написанные сикхскими гуру и несикхскими бхагатами, такими как Намдев , Равидас и Кабир , утверждает Несбитт, заявляют о несущественности варана или зата рождения человека для его духовной судьбы. Они учили, что «все человечество имеет единое прибежище» и что божественное учение предназначено для всех. [50] Сикхизм учит обществу без всякого варана . [52] На практике, утверждает Харджот Оберой, во вторичных сикхских текстах, таких как Хальса Дхарам Састар в 1914 году, утверждается, что вход определенных сикхских каст в основные сикхские святыни должен быть запрещен. [53] Точно так же на практике и в своих текстах гуру сикхизма не осуждали и не нарушали соглашение о бракосочетании (и выдаче замуж своих детей) внутри джати , и все сикхские гуру были кхатри, имели жен-кхатри и практиковали браки по расчету внутри своих джати. зат . [50] [54] [55] По словам Дхавана, Рахит-намас и другие предписывающие сикхские тексты, начиная с середины 18 века, учитывают и подтверждают «родовые и брачные традиции различных кастовых групп внутри сикхской общины». [56]
Сикхи Равидасси и Сикхи Рамгархия следуют своим собственным текстовым и праздничным традициям, собираются в своих местах поклонения. [50] [57] [58] Это религиозные общины, основанные на варанах (кастах), возникшие из сикхизма, утверждает Несбитт. [59] Группа «Равидассия», например, делает упор на учение Бхагата Равидаса – поэта-святого, родившегося в семье, чье традиционное неприкосновенное занятие было связано с мертвыми животными и кожей. [60] [57] Они считают учения ныне живущих гуру и тексты Равидасса Дера такими же священными и духовно важными, как и исторические сикхские гуру. Это отвергается сикхами Хальса. Разногласия привели к тому, что сикхи Равидассия основали религиозное движение Равидассиа , которое, среди прочего, стремится заменить Гуру Грантха Сахиба в их гурдварах текстами Равидаса. [57] [61]
Варна и лошади
[ редактировать ]Термины варна (теоретическая классификация, основанная на роде занятий) и джати (каста) представляют собой два разных понятия. Джати (сообщество) относится к тысячам эндогамных групп, распространенных по всему субконтиненту. Джати можно разделить на экзогамные группы, основанные на одних и тех же готрах . Классические авторы почти не говорят ни о чем другом, кроме варн; даже индологи иногда путают эти два понятия. [62]
См. также
[ редактировать ]- Далит (« неприкасаемые »)
- Ади Дравида
- Классический индуистский закон
- Четыре профессии – четверное конфуцианское деление
- Индуистское право
- Индуистские реформаторские движения
- Манувада
- Трифункциональная гипотеза
- Поместья королевства - сопоставимая европейская концепция
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Донигер, Венди (1999). Энциклопедия мировых религий Мерриам-Вебстера . Спрингфилд, Массачусетс, США: Мерриам-Вебстер. п. 186 . ISBN 978-0-87779-044-0 .
- ^ Тенхунен, Сирпа; Сяявя, Минна (2012). Введение в меняющуюся Индию: культура, политика и развитие . Гимн Пресс. п. 34. ISBN 978-0-85728-805-9 . Проверено 20 августа 2022 г.
- ^ Джонсон, WJ (1 января 2009 г.). варна («класс», букв. «цвет») . Издательство Оксфордского университета . doi : 10.1093/ACREF/9780198610250.001.0001 . ISBN 9780198610250 . OCLC 244416793 . ОЛ 23224406М . Викиданные Q55879169 . (требуется подписка или членство в публичной библиотеке Великобритании )
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Монье-Вильямс, Монье (2005) [1899]. Санскритско-английский словарь: этимологически и филологически составленный с особым упором на родственные индоевропейские языки (переиздание). Мотилал Банарсидасс. п. 924. ИСБН 978-81-208-3105-6 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Малик, Джамал (2005). Религиозный плюрализм в Южной Азии и Европе . Оксфорд Великобритания: Издательство Оксфордского университета. п. 48. ИСБН 978-0-19-566975-6 .
- ^ Ингольд, Тим (1994). Сопутствующая энциклопедия антропологии . Лондон Нью-Йорк: Рутледж. п. 1026. ИСБН 978-0-415-28604-6 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Кумар, Арун (2002). Энциклопедия преподавания сельского хозяйства . Публикации Анмола. п. 411. ИСБН 978-81-261-1316-3 .
- ^ Юргенсмейер, Марк (2006). Оксфордский справочник глобальных религий . Издательство Оксфордского университета, США. п. 54. ИСБН 978-0-19-972761-2 .
- ^ Бэйли, Каста, общество и политика (2001) , с. 8
- ^ Тапар, Ромила (2004), Ранняя Индия: от истоков до 1300 года нашей эры , University of California Press, стр. 63 , ISBN 978-0-520-24225-8
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Хилтебейтель, Дхарма (2011) , стр. 529–531.
- ^ Дэвид Лоренцен (2006). Кто изобрел индуизм: Очерки религии в истории . Йода Пресс. стр. 147–149. ISBN 978-81-902272-6-1 .
- ^ Бэйли, Каста, общество и политика (2001) , с. 9
- ^ Д. Р. Джатава (2011). Индуистская социология . Публикации Сурабхи. п. 92.ISBN 9788186599396 .
- ^ Чандра, Бипан (1989. Борьба Индии за независимость, 1857-1947 , стр. 230-231. Penguin Books India
- ^ Яджника, Ачьюта и Шет, Сучитра (2005). Формирование современного Гуджарата: плюрализм, хиндутва и не только , с. 260. Книги Пингвинов Индия
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Бэшам, Артур Ллевелин (1989). Происхождение и развитие классического индуизма (переиздание). Издательство Оксфордского университета. п. 25. ISBN 978-0-19-507349-2 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Джеймисон, Стефани; и др. (2014). Ригведа: Самая ранняя религиозная поэзия Индии . Издательство Оксфордского университета. стр. 57–58. ISBN 978-0-19-937018-4 .
- ^ Шарма, Шудры в Древней Индии (1990) , с. 10
- ^ Веласери, Себастьян; Патра, Рина (30 июня 2018 г.). Кастовая идентичность и идеология исключения: постскриптум о гуманизации индийской социальной жизни . Браунуокер Пресс. п. 28. ISBN 978-1-62734-703-7 .
- ^ Сингх, Упиндер (2008). История древней и раннесредневековой Индии: от каменного века до XII века . Пирсон Образовательная Индия. ISBN 978-81-317-1120-0 .
- ^ Фейерштейн, Георг (16 августа 2022 г.). Энциклопедия йоги и тантры . Публикации Шамбалы. п. 285. ИСБН 978-1-61180-185-9 .
- ^ Баньяновое дерево. Том. 2 . Нью-Дели: Издатели и дистрибьюторы Manohar. 2000. с. 442. ИСБН 9788173042775 .
- ^ Хилтебейтель, Дхарма (2011) , с. 532
- ^ Хилтебейтель, Дхарма (2011) , с. 594
- ^ «Четыре варны – сердце индуизма» . Проверено 6 февраля 2024 г.
- ^ «Варна против касты в Бхагавад-гите» . Глобальная Гита . 2 января 2022 г. Проверено 6 февраля 2024 г.
- ^ О'Флаэрти, Венди Донигер (1971). «Происхождение ереси в индуистской мифологии» . История религий . 10 (4): 315, 322. дои : 10.1086/462634 . ISSN 0018-2710 . JSTOR 1061913 . S2CID 170763142 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Оливель, Каста и чистота (1998) , стр. 189–216.
- ^ Оливель, Каста и чистота (1998) , стр. 199–216.
- ^ Бэйли, Сьюзен (2001), Каста, общество и политика в Индии от восемнадцатого века до наших дней , Cambridge University Press, стр. 9–11, ISBN 978-0-521-26434-1
- ^ Оливель, Каста и чистота (1998) , стр. 199–203.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Оливель, Каста и чистота (2008) , стр. 240–241.
- ^ Оливель, Каста и чистота (2008) , с. 240
- ^ Оливель, Каста и чистота (2008) , стр. 240–245.
- ^ Оливель, Каста и чистота (2008) , с. 210
- ^ Юргенсмейер, Марк (2006). Оксфордский справочник глобальных религий . Издательство Оксфордского университета, США. п. 27. ISBN 978-0-19-972761-2 .
- ^ Рават, Рамнараян (2011). Переосмысление неприкасаемости: история чамаров и далитов в Северной Индии . Блумингтон: Издательство Университета Индианы. стр. 53–63. ISBN 978-0-253-22262-6 .
- ^ Ингольд, Тим (1994). Сопутствующая энциклопедия антропологии . Рутледж. п. 1026. ИСБН 978-0-415-28604-6 .
- ^ Бэйли, Сьюзен (2001), Каста, общество и политика в Индии от восемнадцатого века до наших дней , издательство Кембриджского университета, стр. 29, ISBN 978-0-521-26434-1
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Мейсфилд, Питер (2008). Божественное откровение в палийском буддизме . Рутледж. стр. 146–154. ISBN 978-0-415-46164-1 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж Уолш, Морис (1995). Длинные беседы Будды: перевод Дигха Никаи . Бостон: Публикации мудрости. стр. 129–131. ISBN 978-0-86171-103-1 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Т.В. Рис Дэвидс. DN4: Сонаданде, Дигха Никая, стихи 13-21, перевод с Палийского . Издательство Оксфордского университета.
- ^ Блэк, Брайан; Паттон, Дин Лори (2015). Диалог в ранних религиях Южной Азии: индуистские, буддийские и джайнские традиции . Берлингтон: Эшгейт. стр. 245–246. ISBN 978-1-4094-4013-0 .
- ^ Джайни, Путь очищения джайнов (1998) , стр. 294, 285–295.
- ^ Джайни, Путь очищения джайнов (1998) , стр. 289
- ^ Джайни, Путь очищения джайнов (1998) , стр. 290
- ^ Джайни, Путь очищения джайнов (1998) , стр. 340
- ^ Джайни, Путь очищения джайнов (1998) , стр. 340–341.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Несбитт, Элеонора (2005). Сикхизм - Очень краткое введение (1-е изд.). Оксфорд, Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. стр. 116–120. ISBN 978-0-19-280601-7 .
- ^ Харджот Оберой (1994). Строительство религиозных границ: культура, идентичность и разнообразие в сикхской традиции . Издательство Чикагского университета. стр. 83–84 со сносками. ISBN 978-0-226-61592-9 .
- ^ Х.С. Сингха (2000). Энциклопедия сикхизма (более 1000 статей) . Хемкунт Пресс. п. 42. ИСБН 978-81-7010-301-1 .
- ^ Харджот Оберой (1994). Строительство религиозных границ: культура, идентичность и разнообразие в сикхской традиции . Издательство Чикагского университета. стр. 105–108 со сносками. ISBN 978-0-226-61592-9 .
- ^ WH Маклеод (2009). Сикхизм от А до Я. Пугало Пресс. п. 42. ИСБН 978-0-8108-6344-6 . ;
WH Маклеод (1999). Сикхи и сикхизм . Издательство Оксфордского университета. стр. 36, 87–88. ISBN 978-0-19-564745-7 . - ^ Уильям Оуэн Коул (1994). Сикхизм . НТЦ. стр. 92–93 . ISBN 978-0-8442-3747-3 .
- ^ П. Дхаван (2014). Пашаура Сингх и Луи Э. Фенек (ред.). Оксфордский справочник по сикхским исследованиям . Издательство Оксфордского университета. п. 54. ИСБН 978-0-19-100411-7 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Ронки Рам (2009). «Равидасс, Дера Сачкханд Баллан и вопрос идентичности далитов в Пенджабе» (PDF) . Журнал исследований Пенджаба . 16 (1). Пенджабский университет, Чандигарх.
- ^ Судья, Парамджит (2014), Картирование социальной изоляции в Индии: каста, религия и пограничье , Cambridge University Press, стр. 179–182, ISBN 978-1107056091
- ^ Несбитт, Элеонора (2016). Сикхизм – Очень краткое введение (2-е изд.). Оксфорд, Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. стр. 112–113. ISBN 978-0198745570 .
- ^ «Равидас (индийский мистик и поэт)» . Британская онлайн-энциклопедия. 2014.
- ^ Кнут А. Якобсен; Кристина Мирволд (2011). Сикхи в Европе: миграция, идентичность и репрезентация . Ashgate Publishing, Ltd., стр. 290–291. ISBN 978-1-4094-2434-5 .
- ^ Дюмон, Луи (1980), Homo Hierarchicus: кастовая система и ее последствия , University of Chicago Press, стр. 66–67, ISBN 0-226-16963-4
Библиография
[ редактировать ]- Бэйли, Сьюзен (2001), Каста, общество и политика в Индии от восемнадцатого века до наших дней , Cambridge University Press, ISBN 978-0-521-26434-1
- Джайни, Падманабх (1998). Джайнский путь очищения . Мотилал Банарсидасс. ISBN 978-81-208-1578-0 .
- Гурье, Говинд Садашив (1969) [1932]. Каста и раса в Индии (Пятое изд.). Популярные публикации. ISBN 9788171542055 . OCLC 1066815345 .
- Хилтебейтель, Альф (2011). Дхарма: ее ранняя история в праве, религии и повествовании . Издательство Оксфордского университета . ISBN 978-0-19-539423-8 .
- Оливель, Патрик (1998). «Каста и чистота: исследование на языке литературы Дхармы». Вклад в индийскую социологию . 32 (2): 199–203. дои : 10.1177/006996679803200203 . S2CID 144201754 .
- Оливель, Патрик (2008). «Каста и чистота». Сборник сочинений . Флоренция, Италия: Издательство Университета Флоренции. ISBN 978-88-8453-729-4 .
- Шарма, Рам Шаран (1990). Шудры в Древней Индии: социальная история низшего сословия примерно до 600 г. н.э. Издательство Мотилал Банарсидасс. п. 10. ISBN 9788120807068 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Амбедкар, БР (1946). Кем были шудры? .
- Даниэлу, Ален (1976). Четыре чувства жизни .
- Шри Ауробиндо (1970). Человеческий цикл, идеал человеческого единства, война и самоопределение . Фонд Ашрама Шри Ауробиндо. ISBN 81-7058-014-5 .
- Кейн, Пандуранг Ваман (1975). История Дхармашастры: (древнее и средневековое, религиозное и гражданское право) . Бхандаркарский институт восточных исследований, 1962–1975 годы.
- Саркар, Прабхат Райджан (1967). Человеческое общество-2 . Публикации Ананда Марги, Ананданагар, Западная Бенгалия, Индия.
- Ганшьям, Шах (2004). Каста и демократическая политика в Индии .
- Вельцер, Альбрехт (1994). Двиведи, Р.К. (ред.). Кредо, Quia Occidentale: Заметка о санскритской варне и ее неправильной интерпретации в литературе о Мамамсе и Вьякаране». В: Исследования Мамамсы: Том поздравлений доктора Мандана Мишры . Дели: Мотилал Банарасидасс.
- Лал, Винай (2005). Знакомство с индуизмом . Нью-Йорк: Тотемные книги. стр. 132–33. ISBN 978-1-84046-626-3 .