Хома (ритуал)
Часть серии о |
индуизм |
---|
В индийских религиях хома ( санскрит : होम), также известная как хаван , представляет собой огненный ритуал, совершаемый в особых случаях индуистским священником, обычно для домовладельца (« грихастха »: тот, кто владеет домом). Грихаст поддерживает различные виды огня, в том числе для приготовления пищи, обогрева дома и других целей; яджны поэтому подношение делается прямо в огонь. [1] [2] Хому иногда называют «ритуалом жертвоприношения», потому что огонь уничтожает подношение, но точнее, хома — это « вотивный ритуал». [1] Огонь является посредником, и подношения включают в себя материальные и символические подношения, такие как зерна, топленое масло , молоко, благовония и семена. [1] [3]
Оно уходит корнями в ведическую религию . [4] и была принята в древности буддизмом и джайнизмом . [1] [3] Эта практика распространилась из Индии в Центральную Азию, Восточную Азию и Юго-Восточную Азию. [1] Ритуалы хомы остаются важной частью многих индуистских церемоний, а вариации хомы продолжают практиковаться в современном буддизме , особенно в некоторых частях Тибета и Японии. [4] [5] Это также встречается в современном джайнизме . [4] [6]
Хому также называют яджной в индуизме, иногда для более крупных общественных ритуалов огня, или джаджнавидханой или гомой в буддизме. [3] [7] В наше время хома, как правило, представляет собой частный ритуал вокруг символического огня, например, тот, который наблюдается на свадьбе. [8]
Этимология
[ редактировать ]Санскритское слово хома (होम) происходит от корня ху , который означает «излияние в огонь, подношение, жертвоприношение». [9] [10] [11]
История
[ редактировать ]Традиции хома распространены по всей Азии, от Самарканда до Японии , на протяжении более чем 3000-летней истории. [4] Хома . , во всех своих азиатских вариациях, представляет собой церемониальный ритуал подношения еды огню и в конечном итоге связан с традициями, содержащимися в ведической религии [4] Традиция отражает почитание огня и приготовленной пищи ( pākayajña ), которое развилось в Азии, а брахманские слои Вед являются самыми ранними записями этого ритуального почитания. [12]
Внутренняя хома, тело как храм
Поэтому первая пища, которую может принять человек,
находится на месте Хомы.
И тот, кто предлагает это первое жертвоприношение,
следует предложить его Пране , произнося сваха !
Тогда Прана удовлетворена.
Если Прана удовлетворена, глаз удовлетворен.
Если глаз удовлетворен, солнце удовлетворено.
Если солнце удовлетворено, небо удовлетворено.
- Чандогья Упанишада 5.19.1–2
Перевод: Макс Мюллер [13] [14]
Ягья , или огненное жертвоприношение, стало отличительной чертой ранних ритуалов шрути . [4] Ритуал шраута — это форма quid pro quo , когда посредством огненного ритуала жертвующий предлагал что-то богам и богиням, а жертвующий ожидал чего-то взамен. [15] [16] Ведический ритуал состоял из жертвоприношений чего-нибудь съедобного или питьевого. [17] например, молоко, топленое масло , йогурт, рис, ячмень, животные или что-либо ценное, предлагаемое богам с помощью жрецов огня. [18] [19] Эта ведическая традиция разделилась на шраута (основанная на шрути) и смарта ( основанная на смрити ). [4]
Ритуальные практики хома соблюдались в различных буддийских и джайнских традициях, утверждает Филлис Гранофф, их тексты заимствуют «ритуальный эклектизм» индуистских традиций, хотя и с вариациями, возникшими в средневековье. [4] [6] [20] Ведический ритуал жертвоприношения в стиле хома, как утверждает Мусаси Татикава, был поглощен буддизмом Махаяны, и ритуалы хомы продолжают выполняться в некоторых буддийских традициях в Тибете, Китае и Японии. [5] [21]
индуизм
[ редактировать ]Грамматика ритуала хома является общей для многих церемоний самскары (обряда посвящения) в различных индуистских традициях. [22] [23] [24] Ведический огненный ритуал, лежащий в основе различных вариаций ритуала хома в индуизме, представляет собой «двусторонне симметричную» структуру обряда. [25] Он часто сочетает в себе огонь и воду, всесожжения и сому; огонь как мужское начало, земля и вода как женское начало, огонь вертикальный и достигает вверх, тогда как жертвенник, приношения и жидкости расположены горизонтально. [25] Алтарь (яма для костра) ритуала хома сам по себе представляет собой симметрию, чаще всего квадратную, принцип дизайна, который также лежит в основе храмов и мандап в индийских религиях. [26] Последовательность ритуальных событий хомы аналогичным образом, от начала до конца, построена на принципах симметрии. [25] ). [25]
Огненный алтарь ( веди или хома/хаван кунда) обычно делается из кирпича, камня или медного сосуда и почти всегда строится специально для этого случая и сразу же после этого разбирается. Этот огненный алтарь всегда имеет квадратную форму. очень большие веди иногда строят Хотя для крупных общественных хом , обычный алтарь может иметь размер всего одного квадратного фута и редко превышает три квадратных фута. [ нужна ссылка ]
Ритуальное пространство хомы, алтарь временный и передвижной. [1] Первым шагом в ритуале хомы является строительство ритуального ограждения (мандапа), а последним шагом — его деконструкция. [1] Алтарь и мандапу освящает жрец, создавая священное пространство для проведения ритуальной церемонии с чтением мантр . Под пение гимнов разжигают огонь и собирают подношения. Входит жертвующий, символически очищается водой, присоединяется к ритуалу хома, приглашаются боги, произносятся молитвы, дует в раковину. Жертвенники выливают в огонь подношения и возлияния, поют гимны под звуки свахи . [27] Жертвоприношения и подношения обычно состоят из топленого масла ( топленого масла ), молока, творога, сахара, шафрана, зерен, кокоса, ароматной воды, благовоний, семян, лепестков и трав. [28] [29]
Алтарь и ритуал — символическое представление индуистской космологии, связующее звено между реальностью и мирами богов и живых существ. [10] Ритуал также представляет собой симметричный обмен, «услугу за услугу», в котором люди предлагают что-то богам посредством огня и взамен ожидают, что боги ответят взаимностью силой и тем, на что они способны повлиять. [10] [16]
буддизм
[ редактировать ]Ритуал освященного огня хома ( 護 摩 , гома ) встречается в некоторых буддийских традициях Тибета, Китая и Японии. [5] [21] Его корни лежат в ведическом ритуале, он вызывает буддийские божества и проводится квалифицированными буддийскими священниками. [5] [32] В китайских переводах буддийских текстов, таких как Кутаданта Сутта , Диганикайя и Суттанипата , датированных VI-VIII веками, ведическая практика хомы приписывается поддержке Будды, а также утверждению, что Будда был первым учителем Вед в его предыдущие жизни. [32]
В некоторых буддийских традициях хомы, например, в Японии, центральным божеством, вызываемым в этом ритуале, обычно является Акаланатха ( Фудо Мёо , 不動明王, букв. «Неподвижный Король Мудрости»). Акаланатха — другое имя бога Рудры в ведической традиции, Ваджрапани или Чакдора в тибетских традициях и Сотширвани в Сибири. [33] [34] Ритуальная процедура Акала Хома следует тем же ведическим протоколам, что и в индуизме: подношения огню священниками, которые читают мантры, являются основной частью ритуала, а преданные хлопают в ладоши во время чтения различных гимнов. [35] Другие версии ведических ритуалов хома ( гома ) встречаются в буддийских традициях Тендай и Сингон , а также в сюгендо и синтоизме в Японии. [36] [37] [38]
В большинстве храмов Сингон этот ритуал проводится ежедневно утром или днем и является обязательным для всех ачарьев, выучивших этот ритуал при вступлении в священство. [39] Оригинальные средневековые тексты ритуалов гома написаны на сиддхамском санскрите и китайском языке с добавлением японской катаканы, чтобы помочь священникам в правильном произношении. [40] Церемонии большего масштаба часто включают в себя несколько священников, пение, бой в барабаны Тайко и дуновение раковины ( хорагай ) вокруг мандалы с огнем в качестве церемониального центра. [30] [31] Ритуалы хома ( сбйин срег ) широко распространены в тибетском буддизме и Боне и связаны с различными махаянскими буддами и тантрическими божествами. [41]
Джайнизм
[ редактировать ]Ритуалы хомы также встречаются в джайнизме . [4] [6] Например, ритуал Гхантакарн — это жертвоприношение хома, которое развивалось на протяжении веков, и в котором ритуальные подношения превращаются в огонь с панчамритом (молоком, творогом, сахаром, шафраном и топленым маслом) и другими символическими предметами, такими как кокос, благовония, семена и травы. [42] [43] Мантры, читаемые джайнами, включают мантры на санскрите, а текст Шветамбары XVI века «Гхантакарна Мантра Стотра» - это санскритский текст, в котором описывается ритуал хома, посвященный Гхантакарне Махавире в одной из джайнских сект. [42] [44]
В « Адипуране джайнизма» в разделе 47.348 описывается ведический огненный ритуал в память о Ришабхе . [45] Традиционные свадебные церемонии джайнов, как и у индусов, представляют собой ведический ритуал огненного жертвоприношения. [43] [46]
сикхизм
[ редактировать ]Ритуал Хома (произносится как Хаван) также встречается в общине Намдхари (стр. 127). [47] Они наблюдают за проведением Содх марьяды, в которой каждый участник (всего 7 человек совершает один Хаван) должен принять душ с головы до ног и сесть на чистую ткань, надев Камаркасу с Сафаджангом . Хаван должен выполняться на уровне земли, где он соединен с землей. Место, где будет совершаться хаван, должно быть очищено водой и использоваться только определенный тип дерева (бер или пла), кокосовый орех (завернутый в чистую ткань) должен быть помещен в хаван после молитвы. (ардаас). Осветленное масло вместе с 21 другим элементом смешивают и предлагают огню, пока 5 человек читают Гурбани. Шестому члену группы поручено плеснуть в огонь небольшое количество воды после того, как в огонь будет вылита смесь гхи.
При разжигании огня на него нельзя поддувать. По завершении читается молитва о благополучии человечества.
Следующие писания от Адх Шри Гуру Грантха Сахиба и Шри Дасама Грантха Сахиба (стр. 7) [48] читаются как часть Гаванской церемонии:
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г Ричард Пейн (2015). Майкл Витцель (ред.). Вариации хомы: исследование ритуальных изменений на протяжении Longue Durée . Издательство Оксфордского университета . стр. 1–3. ISBN 978-0-19-935158-9 .
- ^ Хиллари Родригес (2003). Ритуальное поклонение Великой Богине: Литургия Дурга Пуджи с интерпретациями . Издательство Государственного университета Нью-Йорка. стр. 329 с примечанием 25. ISBN. 978-0-7914-8844-7 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Аксель Майклс (2016). Homo Ritualis: индуистский ритуал и его значение для теории ритуалов . Издательство Оксфордского университета. стр. 100-1 237–248. ISBN 978-0-19-026263-1 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час я Тимоти Любин (2015). Майкл Витцель (ред.). Вариации хомы: исследование ритуальных изменений на протяжении Longue Durée . Издательство Оксфордского университета. стр. 143–166. ISBN 978-0-19-935158-9 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Мусаси Татикава (2015). Майкл Витцель (ред.). Вариации хомы: исследование ритуальных изменений на протяжении Longue Durée . Издательство Оксфордского университета. стр. 126–141. ISBN 978-0-19-935158-9 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Лафлин, Дж. (2000). «Чужие ритуалы: ритуальный эклектизм в раннесредневековой индийской религии» . Журнал индийской философии . 28 (4): 399–424. дои : 10.1023/A:1004883605055 . S2CID 171077173 .
- ^ Ричард Пейн (2015). Майкл Витцель (ред.). Вариации хомы: исследование ритуальных изменений на протяжении Longue Durée . Издательство Оксфордского университета. стр. 30, 51, 341–342. ISBN 978-0-19-935158-9 .
- ^ Аксель Майклс (2016). Homo Ritualis: индуистский ритуал и его значение для теории ритуалов . Издательство Оксфордского университета. п. 246. ИСБН 978-0-19-026263-1 .
- ^ Вильгельм Гейгер (1998). Кулавамса: более поздняя часть Махавамсы . Азиатские образовательные услуги. п. 234 со сносками. ISBN 978-81-206-0430-8 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Аксель Майклс (2016). Homo Ritualis: индуистский ритуал и его значение для теории ритуалов . Издательство Оксфордского университета. п. 231. ИСБН 978-0-19-026263-1 .
- ^ [1] , Санскритско-английский словарь Монье-Вильямса, 1899 г., через Кельнский университет, Германия.
- ^ Тимоти Любин (2015). Майкл Витцель (ред.). Вариации хомы: исследование ритуальных изменений на протяжении Longue Durée . Издательство Оксфордского университета. стр. 143–145, 148. ISBN. 978-0-19-935158-9 .
- ^ Фридрих Макс Мюллер (2004) [1879]. Упанишады . Издательство Оксфордского университета. п. 89. ИСБН 978-1-177-07458-2 .
- ^ Пол Деуссен, Шестьдесят Упанишад Вед , Том 1, Мотилал Банарсидасс, ISBN 978-8120814684 , стр. 153, контекст см. на стр. 143–155.
- ^ Ричард Пейн (2015). Майкл Витцель (ред.). Вариации хомы: исследование ритуальных изменений на протяжении Longue Durée . Издательство Оксфордского университета. стр. 2–3. ISBN 978-0-19-935158-9 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Витцель, Майкл (2008). Гэвин Флуд (ред.). Блэквеллский спутник индуизма . Джон Уайли и сыновья. п. 78. ИСБН 978-0-470-99868-7 .
- ^ Майкл Витцель (2008). Гэвин Флуд (ред.). Блэквеллский спутник индуизма . Джон Уайли и сыновья. п. 79. ИСБН 978-0-470-99868-7 .
- ^ Сушил Миттал; Джин Терсби (2006). Религии Южной Азии: Введение . Рутледж. стр. 65–66. ISBN 978-1-134-59322-4 .
- ^ М. Дхавамони (1974). Индуистское поклонение: жертвоприношения и таинства . Студия Миссионалия. Том. 23. Григориан Пресс, Грегорианский университет, Рим. стр. 107–108.
- ^ Кристиан К. Ведемейер (2014). Осмысление тантрического буддизма: история, семиология и нарушения в индийских традициях . Издательство Колумбийского университета. стр. 163–164. ISBN 978-0-231-16241-8 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Мусаси Татикава; СС Бахулкар; Мадхави Бхаскар Колхаткар (2001). Индийский огненный ритуал . Мотилал Банарсидасс. стр. 2–3, 21–22. ISBN 978-81-208-1781-4 .
- ^ Фрейзер, Джессика (2011). Компаньон Continuum в индуистских исследованиях . Лондон: Континуум. стр. 1–15 . ISBN 978-0-8264-9966-0 .
- ^ Сушил Миттал; Джин Терсби (2006). Религии Южной Азии: Введение . Рутледж. стр. 65–67. ISBN 978-1-134-59322-4 .
- ^ Нильс Гутшов; Аксель Майклс (2008). Бель Фрукт и набедренная повязка: девочки и мальчики в Бхактапуре, Непал . Отто Харрасовиц Верлаг. стр. 54–57. ISBN 978-3-447-05752-3 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Холли Гретер (2016). Homo Ritualis: индуистский ритуал и его значение для теории ритуалов . Издательство Оксфордского университета. стр. 47–51. ISBN 978-0-19-026263-1 .
- ^ Титус Буркхардт (2009). Основы восточного искусства и символизма . Рутледж. стр. 13–18. ISBN 978-1-933316-72-7 .
- ^ Джон Стрэттон Хоули; Васудха Нараянан (2006). Жизнь индуизма . Издательство Калифорнийского университета. п. 84. ИСБН 978-0-520-24914-1 .
- ^ Хиллари Родригес (2003). Ритуальное поклонение Великой Богине: Литургия Дурга Пуджи с интерпретациями . Издательство Государственного университета Нью-Йорка. стр. 224–231. ISBN 978-0-7914-8844-7 .
- ^ Наталья Лидова (1994). Драма и ритуал раннего индуизма . Мотилал Банарсидасс. стр. 51–52. ISBN 978-81-208-1234-5 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Стивен Гровер Ковелл (2005). Японский храмовый буддизм: мирское в религии отречения . Издательство Гавайского университета. стр. 2–4. ISBN 978-0-8248-2856-1 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Пол Лорен Суонсон; Кларк Чилсон (2006). Нанзан Путеводитель по японским религиям . Издательство Гавайского университета. стр. 240–242. ISBN 978-0-8248-3002-1 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Чарльз Орзек (2015). Майкл Витцель (ред.). Хома в китайских переводах и руководствах с шестого по восьмой века , в вариациях хомы: исследование ритуальных изменений на протяжении Longue Durée . Издательство Оксфордского университета. стр. 266–268. ISBN 978-0-19-935158-9 .
- ^ Джон Маки Эванс (2011). Курикара: Меч и Змей . Северная Атлантика. п. XVIII. ISBN 978-1-58394-428-8 .
- ^ Чарльз Рассел Коултер; Патрисия Тернер (2013). Энциклопедия древних божеств . Рутледж. п. 1113. ИСБН 978-1-135-96397-2 .
- ^ Мусаси Тачикава (2015). Майкл Витцель (ред.). Структура японской буддийской хомы в вариациях хомы: исследование ритуальных изменений на протяжении Longue Durée . Издательство Оксфордского университета. стр. 134–138, 268–269. ISBN 978-0-19-935158-9 .
- ^ Ричард Пейн (2015). Майкл Витцель (ред.). Вариации хомы: исследование ритуальных изменений на протяжении Longue Durée . Издательство Оксфордского университета. стр. 3, 29. ISBN. 978-0-19-935158-9 .
- ^ Рюичи Абэ (2013). Плетение мантры: Кукай и построение эзотерического буддийского дискурса . Издательство Колумбийского университета. стр. 347–348. ISBN 978-0-231-52887-0 .
- ^ Хелен Жозефина Барони (2002). Иллюстрированная энциклопедия дзэн-буддизма . Издательская группа Розен. стр. 100–101. ISBN 978-0-8239-2240-6 .
- ^ Ричард Пейн (2015). Майкл Витцель (ред.). Вариации хомы: исследование ритуальных изменений на протяжении Longue Durée . Издательство Оксфордского университета. п. 338. ИСБН 978-0-19-935158-9 .
- ^ Майкл Р. Сасо (1990). Тантрическое искусство и медитация: традиция Тэндай . Издательство Гавайского университета. стр. xv – xvi. ISBN 978-0-8248-1363-5 .
- ^ Халкиас, Георгиос Т (2016). «Огненные ритуалы царицы Сиддхов». В Халкиасе, Георгиос Т. (ред.). Хома Вариации . стр. 225–245. doi : 10.1093/acprof:oso/9780199351572.003.0008 . ISBN 9780199351572 .
{{cite book}}
:|journal=
игнорируется ( помогите ) - ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Джон Э. Корт (2001). Джайны в мире: религиозные ценности и идеология в Индии . Издательство Оксфордского университета. стр. 165–166. ISBN 978-0-19-803037-9 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Натубхай Шах (1998). Джайнизм: Мир завоевателей . Мотилал Банарсидасс. стр. 205–206. ISBN 978-81-208-1938-2 .
- ^ Кристи Л. Уайли (2009). Джайнизм от А до Я. Пугало. п. 90. ИСБН 978-0-8108-6821-2 .
- ^ Хельмут фон Глазенапп (1999). Джайнизм: индийская религия спасения . Мотилал Банарсидасс. п. 452. ИСБН 978-81-208-1376-2 .
- ^ Хельмут фон Глазенапп (1999). Джайнизм: индийская религия спасения . Мотилал Банарсидасс. п. 458. ИСБН 978-81-208-1376-2 .
- ^ Маклеод, WH (1984). Текстовые источники сикхизма .
- ^ Сингх, Харкират (06 февраля 2020 г.). «Намдхари Нитнем» . Шри Бхайни Сахиб Проверено 18 июня 2023 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- СМИ, связанные с пожаром в Хоме, на Викискладе?