Катхакали
![]() | |
Родное имя | сюжетная игра |
---|---|
Жанр | Индийский классический танец |
Источник | юго-западная Индия |
Катхакали ( IAST : Катхакахи малаялам : कथाकाली ) — традиционная форма классического индийского танца и одна из самых сложных форм индийского театра . Это жанр искусства «сюжетная пьеса», но он отличается тщательно продуманным ярким гримом и костюмами традиционных мужчин-актеров-танцоров. [1] [2] [примечание 1] Он произрастает в говорящем на языке малаялам юго-западном регионе Кералы, , и почти полностью практикуется малаяльцами . [1] [2] [4]


Обзор
[ редактировать ]Корни Катхакали неясны. Полностью развитый стиль Катхакали зародился примерно в 16 веке, но его корни уходят в храмовое и народное искусство (например, Кришнанаттам и религиозную драму королевства Саморин Каликутский ) юго-западного Индийского полуострова, которые восходят, по крайней мере, к I тысячелетие нашей эры . [1] [5] Представление Катхакали, как и все классические танцевальные искусства Индии, синтезирует музыку, вокал исполнителей, хореографию, а также жесты рук и лица для выражения идей. Однако Катхакали отличается тем, что он также включает в себя движения древнеиндийских боевых искусств и спортивные традиции Южной Индии. [1] [2] [4] Катхакали также отличается тем, что структура и детали его художественной формы развивались при дворах и театрах индуистских княжеств, в отличие от других классических индийских танцев, которые в основном развивались в индуистских храмах и монастырских школах. [1] [5] [ нужна ссылка ]
Традиционными темами Катхакали являются народные истории, религиозные легенды и духовные идеи из индуистских эпосов и Пуран . [6] Вокальное исполнение традиционно исполняется на санскритском малаялам . [5] В современные композиции индийские труппы Катхакали включают женщин-артисток, [3] и адаптировал западные рассказы и пьесы, например, Шекспира . [7] В 2011 году в Керале впервые был поставлен спектакль, выражающий христианское учение. [8]
Этимология и номенклатура
[ редактировать ]Термин Катхакали происходит от катхи ( малаялам : കഥ, с санскрита ), что означает «история, разговор или традиционная сказка», и кахи ( малаялам : കളി ), что означает «представление» или «игра». Танец символизирует вечную борьбу добра и зла. [9] [10]
История
[ редактировать ]Элементы и аспекты Катхакали взяты из древних санскритских текстов, таких как Натья Шастра . [11] Натья Шастра приписывается мудрецу Бхарате , а ее первый полный сборник датируется периодом между 200 г. до н. э. и 200 г. н. э. [12] [13] но оценки различаются между 500 г. до н.э. и 500 г. н.э. [14]
Наиболее изученная версия текста Натья Шастры состоит из около 6000 стихов, разбитых на 36 глав. [12] [15] Текст, как утверждает Наталья Лидова, описывает теорию танца Тандава ( Шива ), теорию расы, бхавы, выражения, жестов, актерской техники, основных шагов, поз – все это является частью индийских классических танцев, включая Катхакали. [11] [12] [16] Танец и исполнительское искусство, говорится в древнем индуистском тексте: [17] являются формой выражения духовных идей, добродетелей и сути Священных Писаний. [18]
Корни Катхакали неясны. Джонс и Райан утверждают, что ему более 500 лет. Катхакали возник как отдельный жанр исполнительского искусства в 16-17 веках в Керале . [19] Корни Катхакали, утверждает Маххиндер Сингх, более древние, им около 1500 лет. [20]
Ссылки на старые виды исполнительского искусства: Кутияттам и Кришнанаттам.
[ редактировать ]
По мнению Фарли Ричмонда и других ученых, Катхакали имеет много общих элементов, таких как костюмы, с древними индийскими исполнительскими видами искусства, такими как Кутияттам (классическая санскритская драма) и Кришнанаттам средневековой эпохи , хотя детальное изучение показывает различия. [21] Кутияттам , добавляет Ричмонд, является «одним из старейших непрерывно исполняемых театральных форм в Индии и вполне может быть старейшим сохранившимся видом искусства древнего мира». [22] Кутияттам традиционно исполнялся в театрах, специально спроектированных и пристроенных к индуистским храмам, посвященным, в частности, Шиве , а затем и Кришне . [23] Проекты этих театров обычно соответствовали размерам и архитектуре, рекомендованным как «идеальные» в древней Натья Шастре , и некоторые из них могли вместить 500 зрителей. [23]
Кришнанаттам, вероятно, является непосредственным предшественником Катхакали, утверждает Заррилли. [24] Кришнанаттам — это танцевально-драматическое искусство о жизни и деятельности индуистского бога Кришны , которое развивалось под покровительством Шри Манаведана Раджи, правителя Каликута (1585-1658 гг. н. э.). [24] Традиционная легенда гласит, что Коттараккара Тампуран (также известный как Вира Керала Варма) обратился за услугами к труппе Кришнанаттама , но его просьба была отклонена. Поэтому Коттараккара Тампуран создал еще одну форму искусства, основанную на Кришнанаттаме , и назвал ее Раманаттам, потому что ранние пьесы были основаны на индуистском эпосе Рамаяна , который со временем вышел за рамки Рамаяны и стал популярным как «Катхакали». [24]
Еще одно родственное исполнительское искусство — Аштападияттом , танцевальная драма, основанная на «Гите Говинде» поэта двенадцатого века Джаядевы , рассказывающая историю Кришны, воплощенной в образе скромного пастуха, его супруги Радхи и трех девушек-коров. [25] Катхакали также включает в себя несколько элементов других традиционных и ритуальных форм искусства, таких как Мудиетту, Тейям и Падаяни, помимо народного искусства, такого как Поратту Надакам, которое разделяет идеи с тамильской традицией Терукуту . [26] [27] [28] Южноиндийское боевое искусство Калариппаятту также оказало влияние на Катхакали. [28] [29]
Несмотря на связи, Катхакали отличается от храмовых искусств, таких как «Кришнанаттам», Кутияттам и других, потому что в отличие от старых искусств, где танцор-актер также должен был быть вокалистом, Катхакали разделил эти роли, позволяя танцору-актёру преуспеть. сосредоточьтесь на хореографии, в то время как артисты вокала сосредоточились на исполнении своих строк. [24] Катхакали также расширил репертуар представлений, стиль и стандартизировал костюмы, что облегчило зрителю понимание различных представлений и новых пьес. [24]
Репертуар
[ редактировать ]Катхакали построен на основе пьес под названием Аттакатха (буквально «разыгранная история»). [2] ), написанный на санскритизированном малаялам. [28] [30] Эти пьесы написаны в особом формате, позволяющем выделить «действительную» и «диалоговую» части спектакля. [30] Часть Шлокы представляет собой метрический стих, написанный от третьего лица, часто полностью на санскрите, описывающий боевую часть хореографии. [2] [30] Часть Пада содержит диалоговую часть. [30] Эти тексты Аттакатхи предоставляют актерам значительную гибкость для импровизации. Исторически все эти пьесы были заимствованы из индуистских текстов, таких как Рамаяна , Махабхарата и Бхагавата Пурана . [31] [32]
Репертуар Катхакали — это оперное представление, в котором игриво драматизируется древняя история. [28] Традиционно представление Катхакали продолжительное, начинается с наступлением сумерек и продолжается до рассвета, с перерывами и перерывами для исполнителей и публики. [2] Некоторые спектакли продолжались несколько ночей, начиная каждый день с наступлением сумерек. Современные спектакли короче. Сцена с сиденьями обычно находится на открытой площадке за пределами храма, но в некоторых местах специальные театры под названием Куттампалам, построенные внутри храмовых комплексов. использовались [33]
Сцена в основном пустая или с несколькими предметами, связанными с драмой. [28] Один предмет, называемый Каливилакку (кали означает танец; вилакку означает лампа), восходит к Кутияттаму. В обеих традициях представление происходит перед огромным Каливилакку с толстым фитилем, погруженным в кокосовое масло и горящим желтым светом. [33] Традиционно, до появления электричества, эта специальная большая лампа обеспечивала свет в ночное время. По ходу спектакля актеры-танцоры собирались вокруг этой лампы, чтобы зрители могли видеть, что они выражают. [33]
В представлении участвуют актеры-танцоры впереди, их поддерживают музыканты на заднем плане справа (слева от публики) и вокалисты в передней части сцены (исторически так сложилось, что зрители могли их услышать до того, как появились микрофоны и динамики). . [28] [33] [примечание 2] Обычно все роли исполняют актеры-танцоры-мужчины, хотя в современных постановках в традицию Катхакали приветствуются и женщины. [3] [28]
Костюмы
[ редактировать ]
Из всех классических индийских танцев Катхакали имеет самые сложные костюмы, состоящие из головных уборов, масок и ярко раскрашенных лиц. [10] [34] [35] Обычно на подготовку труппы Катхакали к спектаклю уходит несколько вечерних часов. [36] [37] Благодаря костюмам популярность Катхакали вышла за пределы взрослых: дети были поглощены цветами, макияжем, светом и звуками представлений. [24]
Грим соответствует принятому коду, который помогает зрителям легко идентифицировать архетипических персонажей, таких как боги, богини, демоны, демоницы, святые, животные и персонажи истории. [38] В Катхакали используются семь основных видов макияжа, а именно Пачча (зеленый), Пажуппу (зрелый), Кати , Кари , Таади , Минукку и Теппу (красный) . [38] Они различаются в зависимости от стиля и преобладающих цветов рисовой пасты и растительных красителей, которые наносятся на лицо. [10] [39] Пачча (зеленый) с губами, окрашенными в ярко-кораллово-красный цвет, изображает благородных персонажей и мудрецов, таких как Кришна , Вишну , Рама , Юдхиштхира , Арджуна , Нала и цари-философы. [40]
Таади (красный) — это код человека со злыми наклонностями, такого как Душасана и Хираньякашипу . У некоторых персонажей зеленое лицо (олицетворяющее героизм или превосходство воина) с красными точками или линиями на щеках, рыжие усы или борода с рыжими прожилками (символизирующие злую внутреннюю природу), в то время как у других лицо и борода полностью, а у третьих иметь анфас и бороду красного цвета, причем последнее указывает на чрезмерно злые характеры. [41]
Кари (черный) — код лесных жителей, охотников и среднего персонажа. [42] Демоницы и коварные персонажи также окрашены в черный цвет, но с полосами или пятнами красного цвета. [42]
Желтый — код монахов, нищих и женщин. Минукка (сияющая, сияющая) с теплым желтым, оранжевым или шафрановым олицетворяет благородные, добродетельные женские персонажи, такие как Сита , Панчали и Мохини. [42] Мужчины, исполняющие роли женщин, также добавляют левый верхний узел слева и украшают его в стиле, характерном для данного региона. [42] Велла Тади (белая борода) представляет собой божественное существо, человека с добродетельным внутренним состоянием и сознанием, такого как Хануман . [41] Теппу предназначен для особых персонажей индуистской мифологии, таких как Гаруда , Джатаю и Хамса, которые действуют как посланники или носители, но не подходят под другие категории. [42] Маски для лица и головные уборы добавлены, чтобы подчеркнуть внутреннюю природу персонажей. Цвета одежды имеют аналогичный принятый сообществом кодекс молчаливого общения. [43]

Типы характеров, утверждает Заррилли, отражают теорию личности Гуны в древней санкхья школе индуистской философии . [44] Согласно этой философии, есть три Гуны, которые всегда присутствовали и продолжают присутствовать во всех вещах и существах в мире. [45] Эти три Гуны — это саттва (доброта, созидание, гармония, добродетель), раджас (страсть, бесцельное действие, динамичность, эгоизм) и тамас (тьма, разрушительность, хаотичность, порочность). Все эти три гуны (добрая, злая, активная) присутствуют во всех и вся, только пропорция, согласно индуистскому мировоззрению, различна. [45] [46] [47] Взаимодействие этих гун определяет характер кого-то или чего-то. [45] а костюмы и раскраска лиц в Катхакали часто сочетают в себе различные цветовые коды, чтобы придать актерам-танцорам сложность и глубину. [44] [48]
Действуя
[ редактировать ]
Как и многие классические индийские виды искусства, Катхакали – это не только игра, но и хореография. Говорят, что это один из самых сложных стилей для исполнения на сцене: молодые артисты готовятся к своим ролям несколько лет, прежде чем у них появится шанс сыграть их на сцене. Актеры говорят на « языке жестов », где словесная часть диалога персонажей выражается посредством «жестов рук (мудр)», а эмоции и настроение выражаются посредством «движений лица и глаз». [2] Параллельно вокалисты на заднем плане ритмично поют пьесу, согласуясь с тактами игры оркестра, объединяя таким образом ансамбль в резонансное единство. [2]
В нескольких древних санскритских текстах, таких как Натья Шастра и Хастха Лакшанадипика, обсуждаются жесты рук или мудры. Катхакали наиболее точно следует Хастха Лакшанадипике , в отличие от других классических танцев Индии. [2] [4]
В Катхакали 24 основных мудры и еще множество второстепенных. [10] [49] Существует девять выражений лица, называемых наварасами , которые каждый актер осваивает посредством управления мышцами лица в ходе своего обучения, чтобы выразить эмоциональное состояние персонажа пьесы. [49] Теория, лежащая в основе наварас, основана на классических санскритских текстах, таких как Натья Шастра, но иногда с другими названиями, а также они встречаются и в других классических индийских танцах. Наварасы бхав выражают девять ( эмоций) в Катхакали следующим образом:
- Шрингара выражает Рати (любовь, удовольствие, восторг).
- Хася выражает Хасу (шутка, смех, издевательство)
- Каруна выражает Шока (жалко, грустно)
- Раудра выражает Кродху (гнев, ярость)
- Вира выражает Утсаху (энергию, энтузиазм, героизм).
- Бхайанака выражает Бхайю (страх, беспокойство, беспокойство).
- Бибхатса выражает Джугупсу (отвращение, отвращение).
- Адбхута выражает Висмайю (чудесный, удивительный, любопытный).
- Шанта выражает Сама (мир, спокойствие). [50]
Последовательность
[ редактировать ]
Выступление Катхакали обычно начинается с того, что артисты настраивают свои инструменты и разогреваются битами, сигнализируя приходящей публике, что артисты готовятся и подготовка идет. В репертуаре целый ряд спектаклей. Сначала идут представления Тодаям и Пурападу , которые представляют собой предварительные «чистые» (абстрактные) танцы, подчеркивающие мастерство и чистые движения. [51] Тодаям исполняется за занавесом и без всех костюмов, а Пураппаду исполняется без занавеса и в полных костюмах. [51]
Выразительная часть спектакля, составляющая танцевальную драму, делится на четыре типа: Калашам (основной и наиболее распространенный), Иратти (особый, используемый с боевым Чемпата ритмом ), Тонкарам (похожий на Иратти , но с другой музыкой). и Наламиратти (используется для выхода или связи между главами пьесы). [51]
Выход персонажей на сцену Катхакали может быть разнообразным. Многие из этих способов не встречаются в других основных традициях индийского классического танца. Катхакали использует несколько методов:
- прямой, без спецэффектов и занавеса
- через аудиторию - метод, который вовлекает публику во главе с факелоносцами, поскольку Катхакали обычно представляет собой ночное представление.
- дразнение и напряжение, называемое нокку , тирашила или тиранокку , где персонаж медленно раскрывается с помощью занавески. [52] Метод «подразнить» обычно используется для персонажей со скрытыми опасными намерениями. [52]
Песни и музыкальные инструменты
[ редактировать ]Спектакль представляет собой размеренные и лирические куплеты, исполняемые вокалистами, чей голос обучен различным мелодиям ( рагам ), музыке и синхронизирован с танцевальной игрой на сцене. [53] Вокалисты не только передают строки, но помогают задать контекст и выразить внутреннее состояние персонажа, модулируя свой голос. Например, гнев выражается резким высоким голосом, а просьба выражается грустным тоном. [54]
Музыка занимает центральное место в представлении Катхакали. Он задает настроение и вызывает эмоции, соответствующие характеру сцены. [54] Оно также задает ритм, в котором актеры-танцоры исполняют хореографию и сцены. По мнению Клиффорда и Бетти, основными музыкальными паттернами, которые соответствуют настроению и содержанию сцены, являются: Чемпада (наиболее распространенный и используемый по умолчанию, который применяется к ряду настроений, в битвах и битвах между добром и злом, а также для завершения сцена); Музыка Чемпа (изображает напряжение, спор, разногласия между влюбленными или конкурирующие идеи); Панчари (для одиозных подготовительных действий, таких как заточка меча); Трипута (заставляющая задуматься, сцены с участием мудрецов и учителей); Аданта (сцены с участием королей или божественных существ); Музыкальный стиль Мури Аданты (для комических, беззаботных или динамичных сцен, включающих героические или гневные действия). [54]
В Катхакали используется множество музыкальных инструментов. Три основных обнаруженных барабана — это Маддалам (бочкообразный), Ченда (цилиндрический барабан, на котором играют изогнутыми палочками) и Идакка ( Идакка , барабан в форме песочных часов с приглушенными и мелодичными нотами, играемыми во время выступления женских персонажей). [55]
Традиционные пьесы
[ редактировать ]
Существует более пятисот пьес Катхакали ( Ааттакатха ), большинство из которых были написаны до 20 века. [56] Из них наиболее активно исполняются около четырех десятков. [57] Эти пьесы представляют собой сложные литературные произведения, утверждает Заррилли, и только пять авторов написали более двух пьес. [57] конца 17 века Уннайи Варияр за свою короткую жизнь поставил четыре пьесы, которые традиционно считаются наиболее выразительными из драматургов Катхакали . Обычно его четыре пьесы ставятся в четыре вечера и связаны с мифической индуистской историей любви Налы и Дамаянти . [57] История Нала-Дамаянти уходит корнями в тексты 1-го тысячелетия до нашей эры и встречается в Махабхарате, но версия пьесы Катхакали раскрывает персонажей, их внутренние состояния, эмоции и обстоятельства гораздо больше, чем более старые тексты. [57]
от третьего лица Традиционная пьеса Катхакали обычно состоит из двух взаимосвязанных частей: Шлок от первого лица и Падам . Шлокы представляют собой диалоги на малаялам (санскрите) , написаны на санскрите и описывают действие в сцене, а падамы которые актеры могут интерпретировать и играть. [2] Падам ( подприпев состоит из трех частей: Паллави (припев), Анупаллави ) и Чаранам (нога), каждая из которых настроена на одну из древних раг ( музыкальный лад ), основанную на настроении и контексте, как это описано на древнем санскрите. такие тексты, как Натья Шастра . [2] [58] В исторической практике спектакля каждый падам разыгрывался актером дважды, при этом вокалисты неоднократно исполняли строки по мере того, как актер-танцор исполнял свою роль. [58]
Традиционные пьесы были длинными, многие из них были написаны для исполнения всю ночь, некоторые, например, основанные на Рамаяне и Махабхарате, были написаны для исполнения в течение многих последовательных ночей. Однако другие, такие как Прахлада Чаритам, были составлены так, что их можно выполнить в течение четырех часов. [59] В современных постановках взяты отрывки из этих легендарных пьес, которые обычно исполняются в течение 3–4 часов. [60]
Ответвления и современные адаптации
[ редактировать ]Катхакали до сих пор практикуется традиционными способами, и существуют экспериментальные пьесы, основанные на европейской классике и пьесах Шекспира. В недавних постановках были адаптированы истории из других культур и мифологий, например, истории Мигеля де Сервантеса, [61] Иоганн Вольфганг фон Гете и Уильям Шекспир . [7] [62]
Стили: Сампрадаям
[ редактировать ]В Катхакали есть линии передачи или особые школы интерпретации игр и танцевальных представлений, называемые Сампрадаям . Частично они возникли из-за системы передачи гурукула от одного поколения к другому. [63] К 19 веку в Керале было в моде множество таких стилей, из которых два основных стиля выкристаллизовались и сохранились до наших дней. [63] [64]
Стиль Кидангур — один из двух, которые развились в Траванкоре , и на него сильно повлиял Кутияттам , а также присутствуют элементы Раманаттама и Калладиккотана . [65] Традиционно его приписывают Наланунни, находившемуся под покровительством Утрама Тирунала Махараджи (1815-1861). [65]
Стиль Каллуважи — второй из двух, который развился в Палаккаде ( Олаппаманна Мана ) в центральной Керале. [66] и это синтез старых исполнительских искусств Каплингадана и Калладиккотана . [63] [64] Его традиционно приписывают Уннири Паниккару из семьи брахманов (~ 1850 г.) и он стал доминирующим стилем, созданным в Керале Каламандалам - школе исполнительских искусств. [63]
Учебные центры и награды
[ редактировать ]
[67] Катхакали традиционно представляло собой искусство, которое передавалось из поколения в поколение через гуру -учеников ( гуруккула). [68] ) на основе системы обучения. [69] Семьи художников, как правило, отбирали многообещающие таланты из своих больших семей, а иногда и извне, и новый начинающий художник обычно оставался со своим гуру в качестве ученика, и к нему относились как к члену семьи. [69] Гуру давал ученику как теоретическую, так и практическую подготовку, а ученик сопровождал гуру на официальные представления. [69] В наше время профессиональные школы обучают студентов Катхакали: в некоторых, например в школе Тривандрам Марги, упор делается на одного учителя на различных курсах, в то время как в других, например, в школе Кералы Каламандалам, учащиеся изучают предметы у разных учителей. [69] Школы Катхакали сейчас можно найти по всей Индии, а также в некоторых частях Западной Европы и США. [69]
Типичный учебный центр Катхакали проводит прослушивания для студентов, проверяющие здоровье и физическую подготовку, необходимые для аэробных и активных выступлений на сцене, гибкость тела, чувство ритма и собеседование, чтобы оценить, насколько ученик искренен в исполнительском искусстве. [70] Типичная курсовая работа по Катхакали делает упор на физическую подготовку и ежедневные упражнения. [71] йога и боди-массаж для тонуса мышц и моделирования растущего тела, [72] наряду с учебой и танцевальной практикой. [70] Согласно древней индийской традиции, молодые ученики начинают свой год с вручения символических подарков гуру , например, нескольких монет с листьями бетеля, в то время как учитель дает ученику набедренную повязку, приветствие и благословения. [70]
В Катхакали по-прежнему преобладают мужчины, но с 1970-х годов женщины вошли в этот вид искусства в узнаваемых масштабах. В центральном храмовом городе Кералы Трипунитура есть женская труппа ( Tripunithura Kathakali Kendram Ladies Troupe ), которая исполняет Катхакали. труппа получила национальную премию « Нари Шакти Пураскар ». За свою работу [73]
Награды артистам Катхакали
[ редактировать ]- Лауреаты Академии Сангит Натак - Катхакали (1956–2005)
- Награды Намбисан Смарака — за художественные выступления, связанные с катхакали (1992–2008). [74]
- Международный центр премии Катхакали
Родственные танцевальные формы
[ редактировать ]Теория и основы Катхакали такие же, как и у других основных классических индийских танцев, восходящих к санскритским текстам, таким как Натья Шастра , но стиль выражения в каждом из них очень различен и самобытен. [3] Катхакали отличается от похожего по звучанию Катхака , хотя оба они представляют собой индийские классические танцевальные традиции «исторической игры», истории которых традиционно заимствованы из индуистских эпосов и Пуран. Катхак — древнее исполнительское искусство, зародившееся в Северной Индии и уходящее корнями в странствующих бардов, пересказывающих мифические и духовные истории посредством танцевального актерского мастерства. [9] [75] В состав Катхака традиционно входят женщины-актеры-танцовщицы, в отличие от Катхакали, который традиционно исполняется исключительно мужской труппой. [2] [76] Катхак использует гораздо более простые костюмы, грим и никаких масок. Обе формы танца используют хореографию, жесты лица и рук, соответствующие Натья Шастре , но Катхак обычно движется вокруг прямых ног и движений туловища, без прыжков и прыжков из боевых искусств, таких как Катхакали. Катхак больше использует сценическое пространство и обычно не включает в себя отдельных вокалистов. Оба используют множество схожих традиционных индийских музыкальных инструментов. [2] [77]
Богатые костюмы и музыкальная драма в стиле Катхакали встречаются и в других культурах. Например, японский Но (能) объединяет маски, костюмы и различный реквизит в танцевальном представлении, требующем высококвалифицированных актеров и музыкантов. Эмоции в основном передаются с помощью стилизованных жестов, а костюмы передают характер персонажей в представлении Но , как в Катхакали. [78] В обоих случаях все роли, включая женские, традиционно исполнялись костюмированными мужчинами. [79] Режим обучения и подготовка танцоров в обеих культурах имеют много общего. [80] [81]
Кабуки , еще один японский вид искусства, имеет сходство с Катхакали. [82] [83] Джинджу , китайское искусство танцевального актерского мастерства ( цзо ), подобно Катхакали, представляет артистам тщательно продуманные маски, костюмы и красочно раскрашенные лица. [84] [85] Балийский танец и тибетские виды искусства также имеют сходство.
См. также
[ редактировать ]- Кудияттам
- Кришнанаттам
- Мохинияттам
- Чакьяр Куту
- Нангиар Куту
- Гарудхан Туккам
- Оттан Таллал
- Кутамбалам
- Керала Каламандалам
- Панчавадьям
- Кабуки
- Пекинская опера
- Хорошо
- Бугаку
Примечания
[ редактировать ]- ^ Гендерная исключительность - одно из существенных различий между Катхакали и другими классическими индийскими танцами, в которых либо участвовали, либо отдавались предпочтение женщинам-актёрам-танцовщицам. [3]
- ^ В современных выступлениях с микрофоном и динамиками вокалисты иногда располагаются сзади.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Джеймс Г. Лохтефельд (2002). Иллюстрированная энциклопедия индуизма: AM . Издательская группа Розен. п. 359. ИСБН 978-0-8239-3179-8 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м Питер Дж. Клаус; Сара Даймонд; Маргарет Энн Миллс (2003). Южноазиатский фольклор: Энциклопедия . Рутледж. стр. 332–333. ISBN 978-0-415-93919-5 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Черис Крамараэ; Дейл Спендер (2004). Международная энциклопедия женщин Routledge: глобальные женские проблемы и знания . Рутледж. стр. 295–296. ISBN 978-1-135-96315-6 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Филип Б. Заррилли (2000). Танец-драма Катхакали: Куда приходят играть боги и демоны . Рутледж. стр. xi, 17–19. ISBN 978-0-415-13109-4 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Филип Б. Заррилли (2000). Танец-драма Катхакали: Куда приходят играть боги и демоны . Рутледж. стр. 22–25 , 191. ISBN. 978-0-415-13109-4 .
- ^ Филип Б. Заррилли (2000). Танец-драма Катхакали: Куда приходят играть боги и демоны . Рутледж. п. 3 . ISBN 978-0-415-13109-4 . , Цитата: «Как и большинство традиционных способов повествования и представления в Индии, пьесы Катхакали разыгрывают один или несколько эпизодов из региональных версий паниндийских религиозных эпосов (Рамаяна и Махабхарата) и Пуран».
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Догерти, Дайан (2005). «Маятник межкультурного взаимодействия: Катхакали Король Лир в Шекспировском глобусе». Азиатский театральный журнал . 22 (1). Издательство Университета Джонса Хопкинса: 52–72. дои : 10.1353/atj.2005.0004 . S2CID 161340863 .
- ^ «Катхакали дебютирует в христианстве» . 16 июля 2011 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Джеймс Г. Лохтефельд (2002). Иллюстрированная энциклопедия индуизма: AM . Издательская группа Розен. стр. 358–359. ISBN 978-0-8239-3179-8 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Констанс Джонс; Джеймс Д. Райан (2006). Энциклопедия индуизма . Издательство информационной базы. п. 230. ИСБН 978-0-8160-7564-5 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Филип Б. Заррилли (2000). Танец-драма Катхакали: Куда приходят играть боги и демоны . Рутледж. стр. 25–29 , 37, 49–56, 68, 88–94, 133–134. ISBN 978-0-415-13109-4 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Наталья Лидова 2014 .
- ^ Тарла Мехта 1995 , стр. XXIV, 19–20.
- ^ Уоллес Дэйс 1963 , с. 249.
- ^ Эмми Те Нейенхейс 1974 , стр. 1–25.
- ^ Капила Вацяян 2001 .
- ^ Гай Л. Бек (2012). Звуковая литургия: ритуал и музыка в индуистской традиции . Издательство Университета Южной Каролины. стр. 138–139. ISBN 978-1-61117-108-2 .
Цитата: «Обобщение важности Натьяшастры для индуистской религии и культуры было предоставлено Сьюзан Шварц». Короче говоря, Натьяшастра представляет собой исчерпывающее энциклопедическое исследование искусств, в котором основное внимание уделяется исполнительскому искусству как его центральной черте. Он также полон обращений к божествам, признающих божественное происхождение искусств и центральную роль исполнительских искусств в достижении божественных целей (...)».
- ^ Курмарасвами и Дуггирала (1917). «Зеркало жеста» . Издательство Гарвардского университета. п. 4. ; См. также главу 36.
- ^ Филип Б. Заррилли (2000). Танец-драма Катхакали: Куда приходят играть боги и демоны . Рутледж. стр. xi, 3. ISBN 978-0-415-13109-4 .
- ^ Маххиндер Сингх (1972). «Катакали» . Интерсцена, Acta Sænographica . 2 . Институт сценографии в Праге: 1–17.
- ^ Фарли П. Ричмонд; Дариус Л. Суонн; Филип Б. Заррилли (1993). Индийский театр: традиции исполнения . Мотилал Банарсидасс. п. 100. ИСБН 978-81-208-0981-9 .
- ^ Фарли П. Ричмонд; Дариус Л. Суонн; Филип Б. Заррилли (1993). Индийский театр: традиции исполнения . Мотилал Банарсидасс. п. 87. ИСБН 978-81-208-0981-9 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Фарли П. Ричмонд; Дариус Л. Суонн; Филип Б. Заррилли (1993). Индийский театр: традиции исполнения . Мотилал Банарсидасс. стр. 95–96. ISBN 978-81-208-0981-9 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж Фарли П. Ричмонд; Дариус Л. Суонн; Филип Б. Заррилли (1993). Индийский театр: традиции исполнения . Мотилал Банарсидасс. стр. 317–318. ISBN 978-81-208-0981-9 .
- ^ Д. Аппукуттан Наир, Айяппа К. Паникер 1993 , стр. 31–34.
- ^ Айяппаппаниккар (1997). Средневековая индийская литература: Антология . Сахитья Академия. п. 317. ИСБН 978-81-260-0365-5 .
- ^ Ананда Лал (2004). Оксфордский спутник индийского театра . Издательство Оксфордского университета. п. 245. ИСБН 978-0-19-564446-3 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г Питер Дж. Клаус; Сара Даймонд; Маргарет Энн Миллс (2003). Южноазиатский фольклор: Энциклопедия: Афганистан, Бангладеш, Индия, Непал, Пакистан, Шри-Ланка . Рутледж. стр. 57, 332–333. ISBN 978-0-415-93919-5 .
- ^ Дж. Хардинг; К. Розенталь (2011). Рост исследований производительности: переосмысление широкого спектра Ричарда Шехнера . Пэлгрейв Макмиллан. п. 178. ИСБН 978-0-230-30605-9 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Фарли П. Ричмонд; Дариус Л. Суонн; Филип Б. Заррилли (1993). Индийский театр: традиции исполнения . Мотилал Банарсидасс. стр. 326–328. ISBN 978-81-208-0981-9 .
- ^ Кевин Дж. Ветмор-младший; Сиюань Лю; Эрин Б. Ми (8 мая 2014 г.). Современный азиатский театр и перформанс 1900-2000 гг . Академик Блумсбери. стр. 196–197. ISBN 978-1-4081-7720-4 .
- ^ Филип Заррилли 1984 , с. 59.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Филипп Заррилли 2000 , стр. 49–50.
- ^ Филипп Заррилли 2000 , стр. 53–56.
- ^ Джанель Г. Рейнельт; Джозеф Р. Роуч (2007). Критическая теория и производительность . Издательство Мичиганского университета. стр. 110–111. ISBN 978-0-472-06886-9 .
- ^ Ричард Шехнер (2010). Между театром и антропологией . Издательство Пенсильванского университета. стр. 17–18. ISBN 978-0-8122-0092-8 .
- ^ Филипп Заррилли 2000 , стр. 57–58.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Филипп Заррилли 2000 , с. 53.
- ^ Филипп Заррилли 2000 , стр. 50–58.
- ^ Филипп Заррилли 2000 , стр. 53–54.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Филипп Заррилли 2000 , с. 54.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Филипп Заррилли 2000 , с. 55.
- ^ Филипп Заррилли 2000 , стр. 54–55.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Филипп Заррилли 2000 , стр. 55–57.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Джеймс Г. Лохтефельд, Гуна, в Иллюстрированной энциклопедии индуизма: AM, Vol. 1, Розен Паблишинг, ISBN 978-0-8239-3179-8 , стр. 265
- ^ М. Иннес-Браун и С. Чаттерджи (1999), Актуальность теории Гуны в соответствии восточных ценностей и западной практики управления, Журнал человеческих ценностей, 5 (2), страницы 93-102
- ^ Н Пани (2009), Индуизм, в Справочнике по экономике и этике (редакторы: Ян Пейл и Ирен Ставерен), Эдвард Элгар, ISBN 978-1-84542-936-2 , 216-221
- ^ Элис Бонер (1996). Катхакали . Музей Ритберга (Цюрих). стр. 36–38. OCLC 603847011 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Филипп Заррилли 2000 , стр. 73–79, 93.
- ^ Филип Заррилли 1984 , с. 134.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Филипп Заррилли 2000 , с. 62.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Филип Заррилли 1984 , с. 166.
- ^ Филипп Заррилли 2000 , стр. 58–60.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Филипп Заррилли 2000 , с. 61.
- ^ Филип Заррилли 2000 , с. 58.
- ^ Филип Заррилли 1984 , стр. 59–60.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Филип Заррилли 1984 , с. 60.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Филипп Заррилли 2000 , стр. 41–44.
- ^ Филип Заррилли 1984 , с. 61.
- ^ Филип Заррилли 1984 , стр. 61–62.
- ^ «Дон Кихот путешествует по Индии в «Киджоте Катхакали» » . Север Кастилии (на европейском испанском языке). 25 июля 2016 года . Проверено 20 февраля 2021 г.
- ^ Фарли П. Ричмонд; Дариус Л. Суонн; Филип Б. Заррилли (1993). Индийский театр: традиции исполнения . Мотилал Банарсидасс. п. 327. ИСБН 978-81-208-0981-9 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Филип Заррилли 1984 , стр. 26–27.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Д. Аппукуттан Наир, Айяппа К. Паникер 1993 , стр. 35–38.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Филип Заррилли 1984 , с. 26.
- ^ «Сокровищница культурного мецената» . webindia123.com . Проверено 18 апреля 2019 г.
- ^ Намбудири, Хариприя (20 июля 2017 г.). «Роль женщины в Катхакали» . Индус . ISSN 0971-751X . Проверено 30 января 2020 г.
- ^ Филип Заррилли 1984 , стр. 75–76.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Фарли П. Ричмонд; Дариус Л. Суонн; Филип Б. Заррилли (1993). Индийский театр: традиции исполнения . Мотилал Банарсидасс. стр. 318–319. ISBN 978-81-208-0981-9 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Фарли П. Ричмонд; Дариус Л. Суонн; Филип Б. Заррилли (1993). Индийский театр: традиции исполнения . Мотилал Банарсидасс. стр. 320–321. ISBN 978-81-208-0981-9 .
- ^ Ричард Шехнер (2010). Между театром и антропологией . Издательство Пенсильванского университета. стр. 213–218. ISBN 978-0-8122-0092-8 .
- ^ Ричард Шехнер (2010). Между театром и антропологией . Издательство Пенсильванского университета. стр. 100–102. ISBN 978-0-8122-0092-8 .
- ^ «Лауреаты Нари Шакти - женская труппа Трипунитура Катхакали Кендрам, Керела | Министерство развития женщин и детей» . wcd.nic.in. Проверено 20 февраля 2021 г.
- ↑ Награды Намбисан Смарака, заархивированные 22 июля 2010 г. в Wayback Machine , Kathakali Club Awards.
- ^ Мартин Бэнхэм (1995). Кембриджский путеводитель по театру . Издательство Кембриджского университета. стр. 522–525 . ISBN 978-0-521-43437-9 .
- ^ Черис Крамараэ; Дейл Спендер (2004). Международная энциклопедия женщин Routledge: глобальные женские проблемы и знания . Рутледж. п. 296. ИСБН 978-1-135-96315-6 .
- ^ Бруно Неттл; Рут М. Стоун, Джеймс Портер и Тимоти Райс (1998). Энциклопедия мировой музыки Garland: Южная Азия: Индийский субконтинент . Рутледж. стр. 331–343. ISBN 978-0-8240-4946-1 .
- ^ Эрик К. Рат (2004). Этос Но: актеры и их искусство . Азиатский центр Гарвардского университета. стр. 1–27. ISBN 978-0-674-01397-1 .
- ^ Эмиг, Джон; Заррилли, Филипп (1986). «За пределами мистики Катхакали». Обзор драмы . 30 (2). Массачусетский технологический институт Пресс: 172–175. дои : 10.2307/1145740 . JSTOR 1145740 .
- ^ Ричард Шехнер; Уилла Аппель (25 мая 1990 г.). Средствами перформанса: межкультурные исследования театра и ритуала . Издательство Кембриджского университета. стр. 131–132, 142–143. ISBN 978-1-316-58330-2 .
- ^ Вуттен, Клэр Ф. (2009). «Навигация в пороговом пространстве в классе феминистского балета». CORD: Конгресс по исследованиям в области танцев. Материалы конференции . 41 (С1). Издательство Кембриджского университета: 122–129. дои : 10.1017/s204912550000100x .
- ^ Юэн Ферни (2005). Переосмысление Ренессанса: критический читатель . Издательство Оксфордского университета. п. 191. ИСБН 978-0-19-926557-2 .
- ^ Ричард Шехнер (2004). Теория производительности . Рутледж. стр. 376, сноска 11. ISBN. 978-1-134-37943-9 .
- ^ Элизабет Вичманн (1991). Слушание театра: слуховое измерение Пекинской оперы . Издательство Гавайского университета. стр. 1–5. ISBN 978-0-8248-1221-8 .
- ^ Вичманн, Элизабет (1990). «Традиции и инновации в современном пекинском оперном спектакле». ТДР . 34 (1). Массачусетский технологический институт Пресс: 146–178. дои : 10.2307/1146013 . JSTOR 1146013 .
Источники
[ редактировать ]- Веллинежи Ачутанкутти (2013). Катхакалиюте Кайпустхакам . Тираноттам. ISBN 978-93-5279-490-4 .
- Элис Бонер (1935), «Катхакали», журнал Индийского общества восточного искусства , июнь 1935 г., стр. 1–14.
- Д. Аппукуттан Наир, Айяппа К. Паникер (1993), Катхакали: Искусство немирского , Marg Publications, ISBN 978-81-85026-22-0
- Элис Бонер (1996). На Катхакали . Фонд Элис Бонер.
- Каламандалам Говиндан Кутти (1999). Катхакали, театр танца . Азиатское общество.
- Филип Заррилли (1984). Комплекс Катхакали: характеристики и структура . Публикации Абхинава. ISBN 978-81-7017-187-4 .
- Филип Заррилли (2000), Танцевальная драма Катхакали: Где боги и демоны приходят играть , Тейлор и Фрэнсис, ISBN 978-0-203-19766-0
- Natalia Lidova (2014). Natyashastra . Oxford University Press. doi : 10.1093/obo/9780195399318-0071 .
- Наталья Лидова (1994). Драма и ритуал раннего индуизма . Мотилал Банарсидасс. ISBN 978-81-208-1234-5 .
- Уильямс, Дрид (2004). «В тени голливудского ориентализма: аутентичные ост-индийские танцы» (PDF) . Визуальная антропология . 17 (1). Рутледж: 69–98. дои : 10.1080/08949460490274013 . S2CID 29065670 . Архивировано из оригинала (PDF) 4 марта 2016 года . Проверено 25 июля 2016 г.
- Тарла Мехта (1995). Производство санскритских пьес в Древней Индии . Мотилал Банарсидасс. ISBN 978-81-208-1057-0 .
- Эмми Те Нидженхейс (1974). Индийская музыка: история и структура . БРИЛЛ Академик. ISBN 90-04-03978-3 .
- Капила Вацяян (2001). Бхарата, Натьяшастра . Сахитья Академия. ISBN 978-81-260-1220-6 .
- Капила Вацяян (1977). Классический индийский танец в литературе и искусстве . Академия Сангит Натак. OCLC 233639306 . , Оглавление
- Капила Вацяян (1974). Индийский классический танец . Академия Сангит Натак. ОСЛК 2238067 .
- Капила Вацяян (2008). Эстетические теории и формы в индийской традиции . Мунширам Манохарлал. ISBN 978-8187586357 . OCLC 286469807 .
- Капила Вацяян. Танец в индийской живописи . Публикации Абхинава. ISBN 978-81-7017-153-9 .
- Уоллес Дэйс (1963). «Понятие «Раса» в санскритской теории драмы». Учебно-театральный журнал . 15 (3): 249–254. дои : 10.2307/3204783 . JSTOR 3204783 .
- К.К. Гопалакришнан (2016). Театр танца Катхакали: визуальное повествование о священном индийском миме . Книги Ниёги . ISBN 9789385285011 .
- Лила Венкатараман (2015). Индийский классический танец: эпоха Возрождения и за его пределами . Книги Ниёги . ISBN 9789383098644 .
- КП Падманабхан Тампи (1963). Катхакали: местный вид искусства Кералы . Индийские публикации.
Внешние ссылки
[ редактировать ] СМИ, связанные с Катхакали, на Викискладе?
