Тамас (философия)
Часть серии о |
индуизм |
---|
![]() |
Тамас ( санскрит : तमस् tamas , букв. « тьма » ) — одна из трёх гун (тенденций, качеств, атрибутов), философская и психологическая концепция, разработанная школой Санкхья индуистской философии . [1] Два других качества — это раджас (страсть и активность) и саттва (чистота, доброта). Тамас – это качество инертности, бездеятельности, тупости или вялости.
Этимология
[ редактировать ]Ведическое тамас слово . означает «тьма» Индоевропейское означает слово *temH-es «тьма», а литовское слово tamsa означает «тьма». [2]
индуизм
[ редактировать ]В санкхьи философии гуна — это одна из трёх «тенденций, качеств»: саттва , раджас и тамас . Эта категория качеств была широко принята различными школами индуизма для классификации поведения и природных явлений. Эти три качества:
- Саттва – это качество баланса, гармонии, добра, чистоты, универсализации, целостности, позитива, умиротворения, добродетели. [3]
- Раджас – это качество страсти, активности, целеустремленности, движения, динамичности. [4] [5]
- Тамас – это качество тупости или бездеятельности, апатии, инертности или вялости. [6] [4]
Действие добродетельное, продуманное, свободное от привязанностей и без стремления к результатам считается саттвическим . Действие, вызванное исключительно жаждой удовольствия, эгоизмом и большими усилиями, является раджасичным . Действие, которое предпринимается из-за заблуждения, игнорируя последствия, не учитывая потери или вреда другим или самому себе, называется тамасичным.
- Бхагавад-гита , глава 18, стихи 23–25 [31]
В индийской философии эти качества не рассматриваются как присутствующие в каком-либо смысле. Скорее, все и вся имеют все три, только в разных пропорциях и в разных контекстах. [1] Живое существо или субстанция рассматривается как конечный результат совместного действия этих трех качеств. [1] [5]
Согласно школе Санкья , никто и ничто не является чисто саттвическим, раджасическим или тамасическим. [5] Природа и поведение человека представляют собой сложное взаимодействие всех гун в различной степени. У некоторых поведение раджасическое со значительным влиянием саттвической гуны; в некоторых это раджасик со значительным влиянием тамасической гуны и так далее. [5]
сикхизм
[ редактировать ]Сикхское тамас писание упоминает : в своих стихах
- «Четырнадцатый день: тот, кто входит в четвертое состояние, преодолевает время и три качества: раджас , тамас и саттва ». (СГГС [1] )
- «Те, кто воплощают энергии саттвы — белого света, раджаса — красной страсти и тамаса — чёрной тьмы, пребывают в Страхе перед Богом вместе со многими сотворёнными формами». (СГГС [2] )
- «Ваша Сила распространяется через три гуны: раджас , тамас и саттва ». (СГГС [3] )
- « Раджас , качество энергии и активности; тамас , качество тьмы и инерции; и саттва , качество чистоты и света, — все называются творениями Майи , Твоей иллюзии. Тот человек, который осознает четвертое состояние — он один обретает высшее состояние». (СГГС [4] )
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Джеймс Г. Лохтефельд, Гуна, в Иллюстрированной энциклопедии индуизма: AM, Vol. 1, Розен Паблишинг, ISBN 9780823931798 , с. 265.
- ^ Питер Шрийвер (1995). Исследования по британской кельтской исторической фонологии . Родопи. п. 221. ИСБН 90-5183-820-4 .
- ^ Альтер, Джозеф С., Йога в современной Индии , 2004 Princeton University Press, стр. 55.
- ^ Jump up to: а б Фейерштейн, Георг. Энциклопедия йоги Шамбалы, Shambhala Publications, 1997.
- ^ Jump up to: а б с д Албан Виджери (1930), Принципы индуистской этики, Международный журнал этики, Vol. 40, № 2, стр. 234-237
- ^ Уичер, Ян. Целостность йога-даршана , 1998 SUNY Press, 110.