Jump to content

Артха

Артха ( / ˈ ɑːr t ə , - θ ə / ; санскрит : Artha ; пали : Attha, тамильский : பொருள், poruḷ) — одна из четырёх целей или задач человеческой жизни в индуистских традициях. [1] Оно включает в себя карьеру, навыки, здоровье, богатство, процветание, а также средства и ресурсы, необходимые для полноценной жизни. [2] [3] Слово артха буквально переводится как «смысл, смысл, цель, цель или сущность» в зависимости от контекста. [4] Артха также является более широкой концепцией в писаниях индуизма , буддизма и джайнизма . Как концепция, она имеет множество значений, каждое из которых подразумевает «средства жизни», действия и ресурсы, которые позволяют человеку находиться в том состоянии, в котором он хочет находиться. [2]

Артха применима как к отдельному человеку, так и к правительству. В контексте человека артха включает в себя богатство, карьеру, деятельность по зарабатыванию на жизнь, финансовую безопасность и экономическое процветание. Правильное стремление к артхе считается важной целью человеческой жизни в индуизме. [1] [5] На правительственном уровне артха включает в себя социальные, юридические, экономические и мирские дела. Правильная Артхашастра считается важной и необходимой целью правительства. [5] [6]

В индуистских традициях Артха связана с тремя другими аспектами и целями человеческой жизни: Дхармой (добродетельная, правильная, нравственная жизнь), Камой (удовольствие, чувственность, эмоциональное удовлетворение) и Мокшей (освобождение, освобождение, самореализация). Вместе эти четыре неисключающие друг друга цели жизни называются Пурушартха . [7] [8]

Определение и значение

[ редактировать ]

Артха как концепция включает в себя множество значений. Трудно уловить значение артхи или связанных с ней терминов дхармы , камы и мокши , каждый в одном английском слове. [9]

Артха как цель жизни предполагает стремление к богатству и власти. Некоторые традиции рассматривают это как основную цель человека, как отмечено в Манусмрити (2.224). Артхашастра (1.7.6) подчеркивает важность Артхи, а Каутилья утверждает, что материальная выгода является наиболее важной из трех целей жизни, поскольку она поддерживает реализацию дхармы и камы . [10]

Джеймс Лохтефельд описывает [1] артха как средство жизни и включает материальное процветание. Карл Поттер объясняет [11] это отношение и способность, которые позволяют человеку зарабатывать на жизнь, оставаться в живых и процветать как свободный человек. Оно включает в себя экономическое процветание, безопасность и здоровье себя и тех, за кого ты чувствуешь ответственность. [3] Артха включает в себя все, что позволяет человеку жить. Это не конечное состояние и не бесконечная цель бесцельного накопления денег, утверждает Карл Поттер. [11] скорее это отношение и необходимое требование человеческой жизни. Джон Коллер берет [2] точка зрения, отличная от интерпретации Карла Поттера. Джон Коллер предполагает, что артха — это не отношение, а, скорее, одна из потребностей человеческой жизни. Центральная предпосылка индуистской философии, утверждает Коллер, заключается в том, что каждый человек должен жить радостной и приятной жизнью, что такая полноценная жизнь требует признания и удовлетворения потребностей и желаний каждого человека, что потребности могут быть удовлетворены только посредством деятельности и при наличии достаточных средств для этого. эти мероприятия доступны. Таким образом, артху лучше всего можно описать как стремление к занятиям и средствам, необходимым для радостной и приятной жизни. [2]

Дайя Кришна утверждает [12] эта артха , как и концепция Пурушартхов, являются мифом. Различные школы и древние санскритские тексты не дают единого мнения, отмечает Кришна, скорее они представляют собой дискуссию, разнообразие взглядов на то, что означают артха и Пурушартха. Несоответствия и противоречивые стихи присутствуют даже в одном и том же сценарии, например, в «Манусмрити». Некоторые древнеиндийские тексты предполагают, что артха — это инструменты, позволяющие удовлетворить желания; некоторые включают в себя богатство, некоторые — власть, а некоторые, такие как школы бхакти, включают инструменты для любви к Богу. Отчасти это, предполагает Кришна, отражает различия в человеческих потребностях. Возможно, предполагает Кришна, артха — это всего лишь разновидность камы и кармы . [12]

Ватьяяна в Камасутре определяет артху как приобретение искусства, земли, скота, богатства, экипажей и друзей. Он объясняет, что артха – это также защита того, что уже приобретено, и увеличение того, что защищено. [13]

Гэвин Флуд объясняет [14] артха как «мирской успех» без нарушения дхармы (моральной ответственности), камы (любви) и пути к мокше (духовному освобождению). Флуд поясняет, что артха в древней индуистской литературе, как и пурушартха, лучше понимается как цель Человека (а не человека). Другими словами, это одна из четырех целей человеческой жизни. Для выживания и процветания человечества требуется артха – то есть экономическая деятельность, богатство и его создание, мирской успех, прибыль, политический успех и все, что необходимо для человеческого существования. [14]

Слово Артха встречается в древнейших известных писаниях Индии. Однако этот термин означает «цель», цель или «цель» чего-либо, часто как цель ритуальных жертвоприношений. Со временем артха превращается в более широкую концепцию эпохи Упанишад . Впервые оно включено в концепцию Триварги (три категории человеческой жизни — дхарма, артха и кама). [15] которая со временем расширилась до концепции Чатурварга (четыре категории, включая мокшу). Чатурваргу также называют Пурушартхой. [16]

Школа индуизма Мимамса объясняла артху, дхарму и каму, противопоставляя Пурушартху и Кратвартху. Пурушартха – это человеческая цель ягьи , а Кратвартха – это жертвенная цель ягьи . Они признали и объяснили, что все человеческие действия имеют два эффекта: во-первых, каждое действие влияет само на себя, независимо от участвующих в нем действующих лиц; во-вторых, каждое действие имеет человеческие значения, надежды и желания и индивидуально влияет на каждого действующего лица. [16] Джаймини объяснил в III веке до нашей эры, что этот человеческий смысл не может быть отделен от человеческой цели. Пхала (плод, результат ) жертвоприношения неявно заложен в артхе (значении, цели) жертвоприношения. Школа Мимамса тогда утверждала, что человек существует для действий, требуемых Ведическими предписаниями (апаурусея), и такое подчинение человека ритуалам позволяет человеку достичь рая. [16] Другие школы индуизма, такие как школы йоги и веданты, не соглашались со школой Мимамсы. Они утверждали, что ритуалы и жертвоприношения — это средства, а не цели. Их акцент сместился от ритуалов к усилиям и знаниям, от рая к мокше, от свободы загробной жизни к свободе в этой жизни, от человека как винтика космического колеса к человеку как самоцели. Например, Айтарейя Араньяка читает:

Он знает завтрашний день, он знает мир и то, что не является миром.
Через смертное он желает бессмертного, будучи наделен этим.
Человек – это море, он выше всего мира.
Чего бы он ни достиг, он желает выйти за его пределы.

- Провал Араньяки, II.1.3 [17]

После этого наступил расцвет шастрической литературы об Артхе и других целях человека: о дхарме в Дхармашастрах , об арте в Артхашастрах , о каме в Камашастрах (Камасутра является одной из частей сборника). [16] Различные школы индуизма предлагают разные взгляды на артху, так же как на дхарму, карму и мокшу. Большая часть исторической литературы древней Индии примерно с V века до нашей эры и позже переплетает все четыре цели человека. Многие Упанишады, а также два индийских эпоса – Рамаяна и Махабхарата – обсуждают и используют слова дхарма, артха, кама и мокша как часть своих соответствующих тем. Даже субхасита, гномическая и дидактическая индийская литература 1-го и 2-го тысячелетий нашей эры, включает в себя артху и другие три цели человеческой жизни. [18]

Относительный приоритет между Артхой, Камой и Дхармой.

[ редактировать ]

Древнеиндийская литература подчеркивает, что дхарма превыше всего. Если дхарму игнорируют, артха и кама – прибыль и удовольствие соответственно – приводят к социальному хаосу. [19] Дхармашастра В качестве примеров «Гаутама », «Апастамба Дхармасутра» и «Ягьявалкья Смрити» предполагают, что дхарма стоит на первом месте и важнее, чем артха и кама. [20]

Ватсияяна , автор Камасутры , признает относительную ценность трех целей следующим образом: артха более важна и должна предшествовать каме, тогда как дхарма более важна и должна предшествовать как каме, так и артхе. [13] » Каутилии Однако «Артхашастра утверждает, что артха является основой для двух других. Без процветания и безопасности в обществе или на индивидуальном уровне становится затруднительной как нравственная жизнь, так и чувственность. Бедность порождает порок и ненависть, а процветание порождает добродетели и любовь, предположил Каутилия. [19] Каутилья добавляет, что все три взаимосвязаны, и не следует переставать ни наслаждаться жизнью, ни добродетельным поведением, ни стремиться к созданию богатства. Чрезмерное стремление к какому-либо одному аспекту жизни при полном отказе от двух других вредит всем трем, включая тот, который чрезмерно преследуется. [15]

Некоторый [13] [21] В древнеиндийской литературе отмечается, что относительный приоритет артхи, камы и дхармы, естественно, различен для разных людей и разных возрастных групп. У младенца или ребенка образование и кама имеют приоритет; в юности преобладают кама и артха; в то время как в старости дхарма имеет приоритет.

В таких эпосах, как Махабхарата, обсуждается относительный приоритет дхармы, артхи, камы и мокши через различных персонажей Книги 12, Книги Мира . [22] Риши Видура говорит, что дхарма должна иметь высший приоритет. Арджуна утверждает, что без прибыли и процветания (артхи) способности людей к дхарме и каме рушатся. Бхима утверждает, что на первом месте стоят удовольствие и секс (кама), потому что без них нет дхармы, артхи или мокши. Юдхиштхира утверждает, что дхарма всегда должна руководить человеком, в том числе в вопросах артхи и камы, но затем признает, что баланс между дхармой, артхой и камой часто сбивает с толку и труден. [19] В другой книге «Махабхарата» предполагает, что мораль, прибыль и удовольствие – дхарма, артха и кама – все три должны идти вместе для счастья:

Мораль хорошо практикуется добрыми людьми. Мораль, однако, всегда страдает от двух вещей: желания прибыли, которую испытывают те, кто ее жаждет, и желания наслаждения, лелеемого теми, кто предан ей. Тот, кто, не нанося вреда Морали и Выгоде, или Морали и Удовольствию, или Удовольствию и Выгоде, следует всем трём - Морали, Выгоде и Удовольствию, - всегда преуспевает в обретении великого счастья.

- Махабхарата . , Книга 9.60 [23]

Современная актуальность

[ редактировать ]

Гэвин Флад предполагает, что концепции, заложенные в пурушартхе, которая включает в себя артху, отражают глубокое понимание и понимание человеческой природы, а также конфликтов, с которыми неизбежно сталкиваются все люди. Это попытка признать и побудить человека понять разнообразие, но при этом стремиться к сплоченности между людьми, а не отрицать один или несколько аспектов человеческой жизни или навязывать людям определенные заповеди и кодексы. [24] [25]

Дональд Дэвис предполагает, что артха , кама и дхарма — это широко применимые человеческие цели, выходящие за рамки индуистских исследований. Это индийский взгляд на природу человеческой жизни, взгляд, разделяемый джайнской и буддийской литературой. [26]

См. также

[ редактировать ]
  1. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Джеймс Лохтефельд (2002), Иллюстрированная энциклопедия индуизма, Rosen Publishing, Нью-Йорк, ISBN   0-8239-2287-1 , стр. 55–56.
  2. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Джон Коллер, Пурушартха как человеческие цели, Философия Востока и Запада, Том. 18, № 4 (октябрь 1968 г.), стр. 315–319.
  3. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Скотт Уолсворт и Суреш Каланьянам (2013), Применение индуистской четырехэтапной модели жизненного цикла к управлению человеческими ресурсами, Международный журнал индийской культуры и управления бизнесом, том 6, номер 4, стр. 507–519.
  4. ^ См.:
  5. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Брюс Салливан (1997), Исторический словарь индуизма, ISBN   978-0-8108-3327-2 , стр. 29–30.
  6. ^ Констанс Джонс и Джеймс Райан (2007), Энциклопедия индуизма, ISBN   978-0-8160-5458-9 , стр. 45.
  7. ^ «Арта» в Британской энциклопедии, Чикаго, 15-е изд., 1992, Vol. 1, с. 601.
  8. ^ см.:
    • А. Шарма (1982), Пурушартхи: исследование индуистской аксиологии, Университет штата Мичиган, ISBN   978-99936-24-31-8 , стр. 9–12; См. обзор Фрэнка Уэйлинга в Numen, Vol. 31, 1 (июль 1984 г.), стр. 140–142;
    • А. Шарма (1999), Пурушартхи: аксиологическое исследование индуизма , Журнал религиозной этики, Vol. 27, № 2 (лето 1999 г.), стр. 223–256;
    • Крис Бартли (2001), Энциклопедия азиатской философии, редактор: Оливер Лирман, ISBN   0-415-17281-0 , Routledge, статья о Пурушартхе, стр. 443.
  9. ^ Гэвин Флуд (1996), Значение и контекст Пурусартхов, в Джулиусе Липнере (редактор) - Плоды нашего желания, ISBN   978-1-896209-30-2 , абзац перекрывает стр. 12–13.
  10. ^ Куш, Дениз; Робинсон, Кэтрин А.; Йорк, Майкл, ред. (2008). Энциклопедия индуизма . Лондон; Нью-Йорк: Рутледж. п. 41. ИСБН  978-0-7007-1267-0 . ОСЛК   62133001 .
  11. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Карл Х. Поттер (2002), Предпосылки философии Индии, Мотилал Банарсидасс, ISBN   978-81-208-0779-2 , стр. 1–29
  12. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Дайя Кришна, Миф о пурусартхах, в «Теории ценности » (редактор: Рой Перретт), том 5, Тейлор и Фрэнсис, ISBN   0-8153-3612-8 , стр. 11–24.
  13. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Индуистское общество Камашастры (1925), Камасутра Ватьяяны , Архив Университета Торонто, стр. 8.
  14. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Гэвин Флуд (1996), Значение и контекст Пурусартхов, в Джулиусе Липнере (редактор) - Плоды нашего желания, ISBN   978-1-896209-30-2 , стр. 11–13.
  15. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Видеть:
    • Каутилья Арташастра в 1.7.3–7; Для английского перевода — Рангараджан (1987), Penguin Classics, ISBN   978-0-14-044603-6 ;
    • Ашок С. Чусалкар (2004), Методология Артхашастры Каутильи, Индийский журнал политической науки, Том. 65, № 1, стр. 55–76.
  16. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Гэвин Флуд (1996), Значение и контекст Пурусартхов, в Джулиусе Липнере (редактор) - Плоды нашего желания, ISBN   978-1-896209-30-2 , стр. 13–16.
  17. ^ Р.В. Де Смет (1972), Ранние тенденции в индийском понимании человека , Философия Востока и Запада, Том. 22, № 3, стр. 259–268.
  18. ^ Людвик Штернбах (1974), Субхаситас, Гномическая и дидактическая литература, в истории индийской литературы, том IV, ISBN   3-447-01546-2 , Отто Харрасовиц, Германия, стр. 1–76
  19. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Гэвин Флуд (1996), Значение и контекст Пурусартхов, в Джулиусе Липнере (редактор) - Плоды нашего желания, ISBN   978-1-896209-30-2 , стр. 16–21
  20. ^ См.:
    • Патрик Оливель , Дхармасутры - Кодексы законов древней Индии, Oxford University Press, ISBN   0-19-283882-2 , примечание 24.23, стр. 364;
    • Гаутама Дхармашастра, 1 сентября 46–47, Патрик Оливель, Дхармасутры - Кодексы законов древней Индии, Oxford University Press, ISBN   0-19-283882-2 , абзац перекрывает стр. 92–93;
    • Яджнавалкья Смрити, 1.115, Перевод Рая Видьярнавы (1918), Священные книги индусов, том XXI, стих CXV и комментарии, стр. 232;
    • Апастамба Дхармасутра 2.20.18–23; Патрик Оливель, Дхармасутры - Кодексы законов древней Индии, Oxford University Press, ISBN   0-19-283882-2 , Разные правила 18–23, стр. 64.
  21. ^ П. В. Кейн (1941), История Дхармашастры, Том 2, Часть 1, Институт восточных исследований Бхандаркара, стр. 8–9.
  22. ^ RC Zachner (1962), стр. 115–117.
  23. Кисари Мохан Гангули (переводчик), Книга 9: Калья Парва Махабхарата, стр. 232
  24. ^ Гэвин Флуд (1996), Значение и контекст Пурусартхов, в Джулиусе Липнере (редактор) - Плоды нашего желания, ISBN   978-1-896209-30-2 , стр. 19–20.
  25. ^ В. Хальбфасс (1994), Человечество и жизненные цели: наблюдения за пурушартхами, В герменевтике встреч: очерки в честь Герхарда Оберхаммера по случаю его 65-летия (редакторы: Д'Са и Мескита), Вена, стр. 123 –135
  26. ^ Дональд Дэвис-младший (2004), Быть индуистом или быть человеком: переоценка пурушартхов, Международный журнал индуистских исследований, 8.1–3, стр. 1–27
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 8277b8176ea2ddbf267304fa14f5db88__1716421020
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/82/88/8277b8176ea2ddbf267304fa14f5db88.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Artha - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)