Читтабхуми
Ранние буддийские мыслители подчеркивали единую природу ума. Сарвастивадины , чтобы объяснить единство ума, описывали ум как основу или основу, которую они называли Читтабхуми . Они отвергли царство бессознательного, алая-виджняна , постулированное йогачаринами буддизма , которые Махаяны считали, что из царства бессознательного возникают сознательный ум и объекты. Но сарвастивадины признавали пять типов Читтабхуми, из которых возник психологический феномен. [1]
Читта , то есть ум, который наряду с Манасом , Буддхи и Ахамкарой является внутренним органом, функцией которого является воспоминание, состоящим из трёх гун : Саттвы , Раджаса и Тамаса , отражает личность в соответствии с любым из своих модифицированных состояний, вритти , которые являются Прамана с ее тремя видами познания – восприятием, умозаключением и словесным свидетельством, Викальпа – просто словесная идея, вызванная бессмысленными словами, Випарьяя – знание вещей такими, какими они не являются, Нидра или сон без сновидений и Смрити или память. Эти размышления приводят к тому, что личность поражается клешами – авидьей (неправильным или ложным знанием), асмитой (ложным представлением или восприятием), рагой (привязанностью), двеа (отвращением) и абхнивешей (страхом смерти). Таким образом, ум может оставаться на пяти различных уровнях, причем пять умственных уровней, функций или стадий известны как читтабхуми. [2] [3] [4] Эти пять стадий ума, по определению Вьясы, таковы:
- • Ксипта или отвлечение. Отвлеченный ум, охваченный раджасом, крайне неустойчив, неспособен сосредоточиться или принять решение и является источником удовольствия или боли.
- • Мудха или увлеченный. Обезумевший ум, побежденный Тамасом , поддается совершению неправедных поступков под влиянием сильных эмоций.
- • Виксипта или изредка устойчивый. Иногда устойчивый ум, по большей части неустойчивый, находящийся под влиянием Саттвы, способен отстраняться от болезненных объектов и фиксироваться на приятных объектах.
- • Экагра или однонаправленная. Однонаправленный ум, находящийся под влиянием чистой Саттвы, способен отстраниться от всех объектов, т.е. полностью интровертироваться, оставаться сосредоточенным на одном объекте.
- • Нируддха или сдержанность. Сдержанный ум, также находящийся под влиянием чистой Саттвы, останавливает все психические функции, т.е. происходит полное приостановление всех психических режимов и подсознательных склонностей.
Первые три вышеупомянутые стадии ума непригодны для сосредоточения, поскольку они сопровождаются умственными модусами. Йога в таких условиях невозможна. Обычные люди живут на уровне Кшипты или Мудхи .
Последние две упомянутые стадии способствуют йоге и самадхи . Стадия экагра также называется сампрамата-йогой , в которой ум принимает форму самого объекта. Стадия Нируддхи известна как Сампраджнята йога или Самадхи, в которой ум ничего не знает и не думает. В системе йоги буддхи ( интеллект ), ахамкара ( эго ) и индрии ( чувства ) часто называют читтой .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Акира Хиракава (1993). История раннего буддизма . Мотилал Банарсидасс. п. 163. ИСБН 9788120809550 .
- ^ Субодх Капур (2002). Сопутствующая энциклопедия индуистской философии . Генезис Паблишинг (П) Лтд. п. 35. ISBN 9788177552034 .
- ^ Системы индийской философии . Genesis Publishing (P) Ltd., декабрь 2004 г., с. 593. ИСБН 9788177558876 .
- ^ РНВяс (1985). Бхагавад Гита и Дживана Йога . Публикации Абхинава. п. 11. ISBN 9788170172031 .