Раджас
Раджас ( санскрит : रजस्) — одна из трёх гун (тенденций, качеств, атрибутов), философская и психологическая концепция, разработанная школой Санкхья индуистской философии . [1] [2] Два других качества — это саттва (доброта, равновесие) и тамас (вялость, насилие, беспорядок). Раджас — это врожденная тенденция или качество, которое управляет движением, энергией и активностью. [3] [4]
Раджас иногда переводится как страсть, где он используется в смысле деятельности, без какого-либо особого значения и в зависимости от контекста может быть как хорошим, так и плохим. [1] [2] Раджас помогает реализовать две другие гуны . [5] [6]
Описание
[ редактировать ]В санкхьи философии гуна — это одна из трёх «тенденций, качеств»: саттва , раджас и тамас . Эта категория качеств была широко принята различными школами индуизма для классификации поведения и природных явлений. Эти три качества:
- Саттва — это качество баланса, гармонии, добра, чистоты, универсализации, целостного, конструктивного, творческого, строительного, позитивного отношения, светоносного, безмятежного, бытийного, мирного, добродетельного. [4] [7] [8]
- Раджас – это качество страсти, активности, ни хорошего, ни плохого, а иногда и того и другого, эгоцентризма, эгоизма, индивидуализации, целеустремленности, движения, динамичности. [9] [10]
- Тамас — это качество неуравновешенности, беспорядка, хаоса, беспокойства, нечистоты, разрушения, заблуждения, негативности, тупости или бездеятельности, апатии, инерции или летаргии, насилия, порочности, невежества. [11]
В индийской философии эти качества не рассматриваются как присутствующие в каком-либо смысле. Скорее, все и вся имеют все три, только в разных пропорциях и в разных контекстах. [12] Живое существо или субстанция рассматривается как конечный результат совместного действия этих трех качеств. [9] [12]
Согласно школе санкхьи, никто и ничто не является ни чисто саттвическим, ни чисто раджасическим, ни чисто тамасическим. [9] Природа и поведение человека представляют собой сложное взаимодействие всех этих факторов, причем каждая гуна имеет разную степень. У некоторых поведение раджасическое со значительным влиянием саттвической гуны , у некоторых — раджасическое со значительным влиянием тамасической гуны и так далее. [9]
Обсуждение
[ редактировать ]Раджас — это качество или атрибут субстанции ( пракрити ) или индивидуума, который способствует или поддерживает активность других аспектов природы ( пракрити ), таких как одно или несколько из следующих:
Если человек или вещь имеют тенденцию быть чрезвычайно активными, возбудимыми или страстными, можно сказать, что у этого человека или вещи преобладает раджас . Ему противопоставляются качество тамас , качество бездеятельности, темноты и лени, и саттва , качество чистоты, ясности, спокойствия и творчества. Раджас рассматривается как более позитивный, чем тамас , и менее позитивный, чем саттва , за исключением, возможно, того, кто «преодолел гуны» и достиг невозмутимости во всех областях относительной жизни. [13]
См. также
[ редактировать ]- Самкхьякарика (стихи с 12 по 14 обсуждают саттву, раджас и тамас)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Джеральд Джеймс Ларсон (2001). Классическая санкхья: интерпретация ее истории и значения . Мотилал Банарсидасс. стр. 10–18, 49, 163. ISBN. 978-81-208-0503-3 .
- ^ Jump up to: а б Джеймс Г. Лохтефельд, Раджас, в Иллюстрированной энциклопедии индуизма: AM, Vol. 2, Розен Паблишинг, ISBN 9780823931798 , страницы 546–547.
- ^ Джеральд Джеймс Ларсон (2001). Классическая санкхья: интерпретация ее истории и значения . Мотилал Банарсидасс. п. 244. ИСБН 978-81-208-0503-3 .
- ^ Jump up to: а б Ян Уичер (1998), Целостность йога-даршана , State University of New York Press, страницы 86–87, 124–125, 163–167, 238–243.
- ^ Автобиография йога , Парамаханса Йогананда , Содружество самореализации, 1973, с. 22
- ^ Махариши Махеш Йоги о переводе и комментариях Бхагавад-гиты, Аркана, 1990, стр. 236
- ^ Альтер, Джозеф С., Йога в современной Индии , 2004 Princeton University Press, стр. 55.
- ^ Микель Берли (2007). Классическая санкхья и йога: индийская метафизика опыта . Рутледж. стр. 101–105, 120–122, 167, 185. ISBN. 978-1-134-15978-9 .
- ^ Jump up to: а б с д Албан Виджери (1930), Принципы индуистской этики, Международный журнал этики, Vol. 40, № 2, стр. 234–237.
- ^ Ян Уичер (1998), Целостность йога-даршана , State University of New York Press, стр. 63, 124–129, 138, 188–190.
- ^ Ян Уичер (1998), Целостность йога-даршана , State University of New York Press, стр. 63, 110–112, 124–126, 163, 188.
- ^ Jump up to: а б Джеймс Г. Лохтефельд, Саттва, в Иллюстрированной энциклопедии индуизма: AM, Vol. 2, Розен Паблишинг, ISBN 9780823931798 , с. 265.
- ^ Махариши Махеш Йоги о переводе и комментариях Бхагавад-гиты, 1990, стр. 221–223.