Брахман
Часть серии о |
Индуистские писания и тексты |
---|
Связанные индуистские тексты |
Брахманы : ( / ˈ b r ɑː m ə n ə z / ; санскрит : ब्राह्मणम् , IAST , Brāhmaṇam ) — это ведические шрути произведения прикрепленные к самхитам (гимнам и мантрам) Рига , Сама , Яджура , Атхарва Веды . Они представляют собой вторичный слой или классификацию санскритских текстов, встроенных в каждую Веду, которые объясняют и инструктируют по выполнению ведических ритуалов (в которых читаются соответствующие самхиты). Помимо объяснения символизма и значения самхит , брахманская литература также излагает научные знания Ведического периода , включая наблюдательную астрономию и, особенно в отношении строительства алтарей, геометрию . Различные по своей природе, некоторые брахманы также содержат мистический и философский материал, составляющий Араньяки и Упанишады . [1]
В каждой Веде есть один или несколько своих Брахманов, и каждый Брахман обычно связан с определенной Шакхой или Ведической школой. В настоящее время сохранилось менее двадцати брахманов, поскольку большинство из них были потеряны или уничтожены. Датировка окончательной кодификации брахманов и связанных с ними ведических текстов является спорной, поскольку они, вероятно, были записаны после нескольких столетий устной передачи. [2] Самый старый брахман датируется примерно 900 годом до нашей эры , а самый молодой — примерно 700 годом до нашей эры. [3] [4]
Номенклатура и этимология [ править ]
Брахман (или Брахман , санскрит : ब्राह्मणम्) можно свободно перевести как « объяснение священного знания или доктрины » или « брахманическое объяснение». [5] Согласно санскритскому словарю Монье-Вильямса , «Брахман» означает: [6]
- «Объяснения священных знаний или доктрин, [особенно] для использования брахманами в их жертвоприношениях ».
- «Брахманская часть Веды ( в отличие от ее мантр и частей Упанишад ), состоящая из класса произведений, называемых «Брахманы» (они содержат правила использования мантр или гимнов при различных жертвоприношениях, с подробными объяснениями их происхождения и значения). и многочисленные старинные легенды)».
- Согласно « Саяне, она должна состоять из двух частей: 1. видхи , правил или указаний для [жертвенных] обрядов, [и] 2. артха-вада , пояснительных замечаний».
Этимология [ править ]
М. Хауг утверждает, что этимологически «слово ['Брахмана' или 'Брахманам'] происходит от слова брахман , которое собственно означает жреца Брахмы , который должен знать все Веды и понимать весь ход и смысл жертвоприношения ... изречение такого жреца Брахмы, считавшегося великим авторитетом, называли брахманамом. [7]
Синонимы [ править ]
С. Шрава утверждает, что к синонимам слова «Брахман» относятся: [8]
- Вьякхьяна: В таких произведениях о Брахмане, как « Шатапатха Брахман» (6.7.4.6), [9] «Слово вьякхьяна также является синонимом широко используемого слова брахман». Определения «вьякхьяны» (व्याख्यान) включают «объяснение», «экспозицию», «разъяснение», «разъяснение», «интерпретацию» и «лекцию». [10]
- Правачана»: Другой «синоним слова брахмана — правачана ». Определения «Правачаны» (प्रवचन) включают «разъяснение», «обучение», «разъяснение» и «устное наставление». [11]
- Виджнайате: используется для обозначения отсылки к брахманскому труду. Это слово впервые было использовано в « Гопатха-брахмане ». Определения «Виджнаяте» включают «Это факт, что...» и «различаться или различаться». [12]
Обзор [ править ]
Р. Далал утверждает, что «Брахманы — это тексты, прилагаемые к Самхитам [гимнам] — Риг , Сама , Яджур и Атхарва Ведам — и дают их объяснения и руководство для священников в жертвенных ритуалах». [13] С. Шри уточняет, заявляя: «Брахманы объясняют гимны Самхит как в прозе, так и в стихах... Брахманы делятся на Видхи и Артхаваду. Видхи — это повеления при совершении ведических жертвоприношений , а Артхавада восхваляет ритуалы, славу Дэвов и так далее. Вера в реинкарнацию и переселение души началась с [] брахманов... [] Период брахманов заканчивается около 500 г. до н. э. с возникновением буддизма и совпадает с периодом Араньяк , Сутр , Смрити и первых Упанишад ». . [14]
М. Хауг утверждает, что Веда, или писание брахманов, состоит, по мнению самых выдающихся богословов Индостана , из двух основных частей, а именно. Мантра [ Самхита ] и Брахманам... В каждой из четырех Вед ( Рик , Яджус , Саман и Атхарван ) есть мантра, а также часть Брахмана. Разницу между ними можно кратко сформулировать следующим образом: та часть, которая содержит священные молитвы, призывания различных божеств, священные стихи для пения при жертвоприношениях , жертвенные формулы, [называется] Мантрой ... Брахманам [часть ] всегда предполагает Мантру; ибо без последнего оно не имело бы смысла... [они содержат] рассуждения о значении мантр, дают наставления по их применению, рассказывают истории их происхождения... и объясняют тайный смысл последних». [7]
Дж. Эггелинг утверждает: «Хотя брахманы являются , таким образом, нашими древнейшими источниками, из которых можно получить всестороннее представление о жертвенных церемониях , они также проливают много света на самые ранние метафизические и лингвистические размышления индусов . Другая, еще более интересная особенность этих произведений состоит в многочисленных легендах , разбросанных по ним. Судя по архаическому стилю, в котором обычно составлены эти мифологические сказания, а также по тому факту, что немало из них встречается у Брахманов , различных школ и Вед , хотя часто и со значительными вариациями, совершенно очевидно, что основа Работа многих из них восходит к временам, предшествовавшим составлению «Брахманас » . [15]
( IGNCA Национальный центр искусств Индиры Ганди ) утверждает, что, хотя «Упанишады размышляют о природе вселенной и отношениях одного и многих, имманентного и трансцендентального, Брахманы конкретизируют мировоззрение и концепции через высокоразвитую систему ритуальных яджн. Это действует как стратегия постоянного напоминания о взаимосвязи человека и природы, пяти элементов и источников энергии». [16]
Совершение ритуалов [ править ]
Брахманы особенно известны своими инструкциями по правильному выполнению ритуалов, а также объяснениями символической важности священных слов и ритуальных действий. [17] Такие академики, как П. Альпер, К. Клостермайер и Ф. Мюллер, утверждают, что эти инструкции настаивают на точном произношении (акценте), [18] чхандас (छन्दः, метры), точная высота звука, с скоординированным движением руки и пальцев – то есть идеальная подача. [19] [20] Клостермайер добавляет, что «Сатапатха-брахамане» утверждается, что словесное совершенство сделало мантру непогрешимой, а одна ошибка сделала ее бессильной. , например, в [19] Ученые предполагают, что это ортологическое совершенство сохранило Веды в эпоху, когда технология письменности не была в моде, а объемистая коллекция ведических знаний обучалась и запоминалась преданными учениками через Свадхьяю , а затем запоминалась и устно передавалась из поколения в поколение. [19] [21] Кажется, слишком раннее нарушение молчания, по крайней мере, в одном ритуале допустимо в Сатапатхе (1.1.4.9), где «в этом случае пробормотайте какой-нибудь Рик [ Ригведа ] или Ягус-текст [ Яджурведа ], обращенный к Вишну ; ибо Вишну — это жертва, так что таким образом он вновь обретает власть над жертвоприношением , и таким образом он совершает покаяние». [22]
Нирукта [ править ]
Записанная грамматистом Яской , « Нирукта» , одна из шести Веданг , или «частей Вед», занимающихся правильной этимологией и интерпретацией Вед , ссылается на несколько брахманов, делающих это. Это (сгруппированные по Ведам): [23]
Веда | Брахман | Комментарий |
---|---|---|
Ригведа | Айтарейя и Кауситаки | |
Самаведа | Садвимша , Мантра и Дайвата. | Мантра Брахмана взята из первых двух глав «Чандогья Брахмана». |
Яджурведа | Шатапатха | Существуют две версии или редакции разных Шахов : Мадхьяндина и Канва . Оба относятся к Шукла (Белой) Яджурведе. |
Таиттирия | Относится к Кришна (Черной) Яджурведе. | |
Атхарваведа | Гопатха | Единственный сохранившийся (т.е. дошедший до нас) Брахман этой Веды . |
Комментарии Саяны [ править ]
XIV века -санскритист Ученый Саяна написал многочисленные комментарии к ведической литературе, включая Самхиты , Брахманы, Араньяки и Упанишады . Б.Р. Модак утверждает, что «король Букка [1356–1377 гг. н. э.] попросил своего наставника и министра Мадхавачарью написать комментарий к Ведам, чтобы даже простые люди могли понять значение Ведических мантр. Мадхавачарья сказал ему, что его младший брат Саяна был образованным человеком и, следовательно, ему следует поручить эту задачу». [24] Модак также перечисляет брахманов, прокомментированных Саяной (за исключением Гопаты): [24]
Веда | Брахман | Комментарий |
---|---|---|
Ригведа | Айтарейя | |
Самаведа | Панчавимша , Садвимса , Самавидхана, Аршейя, Дайвата, Чандогья, Самхитопанишад, Вамша | Все восемь брахманов принадлежат Каутума Шакхе . |
Яджурведа | Тайттирита , Шатапатха ( редакция Мадхьяндина ) | |
Атхарваведа | Гопатха | См. основную статью о Гопатха-Брахмане. |
Примечание. Похоже, на английский язык переведено лишь несколько комментариев Саяны. |
Аббревиатуры и школы [ править ]
Для удобства использования ученые часто используют общие сокращения для обозначения конкретных Брахманов и другой ведической, постведической (например, Пураны ) и санскритской литературы. Кроме того, определенные Брахманы, связанные с определенными Ведами, также связаны (т.е. записаны) с определенными Шахами или школами этих Вед. На основе сокращений и шакх, представленных в работах, цитируемых в этой статье (и других текстах Блумфилда , Кита , У.Д., Уитни и Х.В. Талла), [25] [26] [27] [28] Сохранившиеся брахманы перечислены ниже, сгруппированные по Ведам и Шакхам . Обратите внимание, что:
- «--» указывает на то, что аббревиатура или школа не были указаны или найдены.
- Существуют варианты написания переведенных имен Вед, Шахов и Брахманов.
- Утраченные или фрагментарные брахманы (например, Катхака-брахман, КатхБ) не включены в список (см. раздел «Утерянные брахманы» ниже).
Ригведа | Самаведа | ЯджурВеда а | Атхарваведа | ||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Имя | Аббревиатура | Шаха | Имя | Аббревиатура | Шаха | Имя | Аббревиатура | Шаха | Имя | Аббревиатура | Шаха |
Айтарейя | АБ, АиБ | Shakala | Панчавимша с | ПБ | Кутхума-Ранаяния / Тандин | Шатапатха ж | СБ, ЦБ | Мадхьяндина | Гопатха | ГБ | Пайппалада и Шаунака |
Кауситаки/Самкхьяна б | КБ | Баскала | Знак с | ТМБ, ПБ | Шатапатха ж | СБМ, МСБ, CB | |||||
Садвимса с | СБ, СадвБ | Каутума | Шатапатха ж | СБК, ЦБК | Холст | ||||||
Адбхута с | АдБ | Таиттирия | туберкулез | Таиттирия | |||||||
Самавидхана | Свидх, СВБ | Таиттирия Чарди | – | ||||||||
Праваргья г | |||||||||||
Дайвата д | БД | Вадхула – Анвакхьяна час | Вадханва | Вадхула | |||||||
Самхитопанишад | Самхитопанишад.Б | ||||||||||
Arsheya | -- | ||||||||||
Вамша | ВБ | ||||||||||
Чандогья и | – | ||||||||||
Мантра и | МБ, СМБ | ||||||||||
Джайминия | Джей Би, Джейм. Бр. | Джайминия | |||||||||
Джайминия Аршея | -- | ||||||||||
а: Шукла : (Белая) Яджурведа, на которую ссылается Шатапатха Брахман, представляет собой Ваджасанейи Самхиту (Мадхьяндинская редакция VS, Ваг. С.; Канваская редакция: VSK). Кришна Тайттирия (Черная) Яджурведа, упоминаемая в Тайттирия-Брахмане, — это -Самхита (ТС). б: Каушитаки и санкхьяна обычно считаются одним и тем же брахманом. Также называется Чанкхаяна Брахман. [27] с: Панчавизмша и Тандия — это один и тот же Брахман. Садвимса-брахман считается приложением к Панчависмше/Тандья-брахману. «Адбхута-брахман» относится к последней части «Садвимса-брахмана» и посвящен «предзнаменованиям и сверхъестественным вещам». [29] Приписывается Каландом Кутхума-Ранаяния Шахе, [30] но Макдонеллом - Тандин Шаха . [31] д: Также называется Деватадхьяя Брахман. и: Мантра Брахмана (также называемая Самаведа-Мантрабрахман, SMB) взята из первых двух глав Чандогья Брахмана (также называемого Чандогьяопанишад и Упанишад Брахмана); Остальные главы «Чандогья-брахмана» составляют « Чандогья-упанишад» . е: Мадхьяндины Также называется «Катапатха-брахман» (CB; эта аббревиатура также обозначает редакцию ). г: Часть Тайтирия Араньяки ; объясняет обряд Праваргья. Обычно не считается настоящим брахманом, хотя и был опубликован как таковой. [32] час: Связанная с Кришна (Черной) Яджурведой, она «фактически является частью Вадхула Шраута Сутры». [13] |
Рецензии учеников Вьясы [ править ]
С. Шарва утверждает, что «в брахманской литературе это слово [брахман] обычно использовалось для описания ритуализма, связанного с различными жертвоприношениями или яджнами известные редакции [т.е. школы или шакхи ] Вед ... Все имели отдельные брахманы. Большинство этих брахманов не сохранились .... [ Панини ] проводит различие между старыми и новыми брахманами... [он спросил] Было ли это тогда, когда Кришна Двайпаяна Вьяса предложил ведические редакции? Брахманы, которые были высказаны до изложения редакций [ Вьясой ], назывались старыми брахманами, а те, которые были изложены его учениками, были известны как новые брахманы. [8]
Ригведа [ править ]
Айтарейя Брахмана , Кауситаки и Самкхьяна Брахманы — два (или три) известных дошедших до нас Ригведы . А. Б. Кит , переводчик Айтарейи и Кауситаки брахманов, утверждает, что «почти наверняка эти два [Кауситаки и Санкхьяна] брахмана представляют для нас развитие единой традиции, и что должно было быть время, когда существовал единый... текст [от которого они развились и разошлись]». [33] Хотя Шрава считает «Кауситаки» и «Самкхьяна-брахманы» отдельными, хотя и очень похожими произведениями, [8] М. Хауг считает, что это одна и та же работа, названная под разными названиями. [7]
Айтарейя Брахман [ править ]
Солнце . никогда не заходит и не восходит Когда люди думают, что солнце садится (это не так). Ибо, достигнув конца дня, он заставляет себя производить два противоположных действия: превращая ночь в то, что внизу, и день в то, что по другую сторону... Достигнув конца ночи, он заставляет себя производить два противоположных эффекта, превращающих день в то, что внизу, и ночь в том, что на другой стороне. На самом деле, солнце никогда не заходит. Оно также не установлено для того, кто имеет такое знание. Такой человек соединяется с солнцем, принимает его форму и занимает свое место.
- Айтарейя Брахманам из Ригведы, перевод Мартина Хауга (1922), Книга 3, Глава 4, Раздел 44 [34]
Как подробно описано в основной статье, Айтарейя Брахман (AB) приписывается мудрецу Махидасу Айтарейе из Шакала Шакхи (школы Шакала) Ригведы и , по оценкам, был записан около 600-400 до н.э. гг . [33] Это также связано с Ашвалаяна Шакхой. [13] Сам текст состоит из восьми панчиков (книг), каждая из которых содержит пять адхьяй (глав; всего сорок). К. Маджумдар утверждает, что «это касается главным образом великих жертвоприношений Сома и различных церемоний инаугурации царей». [29]
Хауг утверждает, что легенда об этом брахмане, рассказанная Саяной , заключается в том, что «имя «Айтарейя» по индийской традиции восходит к Итаре … Среди многих жен древнего Риши была одна, которую звали Итара . У нее был сын Махидас по имени [т.е. Махидаса Айтарейя]... Риси предпочитал Махидасу сыновей других своих жен и дошел даже до того, что однажды оскорбил его, положив к нему на колени всех остальных детей, исключая его. Его мать, огорченная таким жестоким обращением с сыном, помолилась своему семейному божеству ( Куладевате ), [и] Земля ( Бхуми ), появившаяся в своей небесной форме посреди собрания, посадила его на трон ( симхасана ) и дал ему в знак почета за то, что он превзошел всех других детей в обучении дару (вара), который имел вид брахмана [т.е. Айтарейи]». [7] П. Деуссен соглашается, рассказывая ту же историю. [35] Примечательно, что сама история удивительно похожа на легенду о мальчике -вайшнаве по имени Дхрува из Пуран (например, «Бхагавата Пурана» , Песнь 4, главы 8–12). [36]
Кауситаки / Самкхьяна Брахман [ править ]
Боги . и асуры враждовали из-за этих миров От них ушел Агни и вошел во времена года. Боги, победив и убив асуров, искали его; Яма и Варуна распознали его. Его (боги) пригласили, его наставили, ему предложили благо. Он выбрал это как дар: «(Дай) мне пред-приношение и последующее приношение для меня, а также топленое масло из вод и растительного сырья». Поэтому они говорят: «Агни — это пред-подношения и после-подношения; Масло Агни — это масло». Тогда боги действительно процветали, асуры были побеждены. Тот процветает сам, его враг побежден, кто знает это.
- Брахманы Ригведы: Брахманы Айтареи и Кауситаки из Ригведы в переводе Артура Берридейла Кейта (1920), Кауситаки Брахмана, Адхьяя I, Стих 2 [33]
( Национальный центр искусств Индиры Ганди IGNCA) заявляет, что Каушитаки Брахман [связан] с Баскала Шакхой из [] Ригведы и [его] также называют Санкхьяяна Брахман. Он разделен на тридцать глав [адхьяй] и 226 кханд[ов]. Первые шесть глав посвящены пищевому жертвоприношению, а остальные — жертвоприношению Сомы . Эту работу приписывают Санкхьяяне или Каушитаки. [37] С. Шрава не согласен, заявляя, что «когда-то считалось, что [] Каушитаки или Самхайана были именем одного и того же брахмана... [но Самхайана] отличается, хотя и незначительно, от Каушитаки Брахмана». [8] К. Маджумдар утверждает, что здесь «речь идет не только о Соме , но и о других жертвоприношениях». [29]
По оценкам Кейта, «Каушитаки-брахман» был записан около 600–400 гг. Брахманом из источника, общего для него и Айтарейи, но целое было сведено в гармоничное единство, в котором нет таких нарушений, которые можно найти в Айтарейе. Это явно редактирование традиции школы, сделанное намеренно после редакции «Айтареи». [33]
Каушитаки Брахмана Упанишада [ править ]
Макс Мюллер утверждает, что Каушитаки Упанишада – также называемая Каушитаки Брахмана Упанишада (КБУ) – «не является частью Каушитаки-брахмана в 30 адхьяях, которыми мы обладаем, и поэтому мы должны объяснить ее название, признав, что Араньяка , частью которой она составляла, можно считать частью брахманской литературы Ригведы ( см. Айтарейя-араньяка, Введение, стр. xcii), и поэтому Упанишаду можно было бы назвать Упанишадой брахманов Каушитакинов. . [38]
Самаведа [ править ]
В. Каланд утверждает, что в Самаведе три Шаххи «следует различать (школы или ветви); у Каутума, у Ранаяний и у Джайминий. [39]
Панчавимша / Тандья Брахмана [ править ]
Вишну — это жертвоприношение ; то, что здесь (в этот день) не совершается, то он совершает через Вишну (который есть) жертвоприношение.
- Панчавимша Брахман, перевод В. Каланда (1931), Прапатхака XIII (13), Адхьяя 5, Стих 5. [40]
Каланд утверждает, что Панчавимша / Тандья Брахман Каутума Шакхи состоит из 25 прапатхаков (книг или глав). [39] Ч. Маджумдар утверждает, что это «один из старейших и наиболее важных брахманов». Он содержит множество древних легенд и включает Вратьястому — церемонию, посредством которой люди неарийского происхождения могли быть приняты в арийскую семью». [29]
Садвимса Брахман [ править ]
Садвимса-брахман также принадлежит Каутума Шакхе и состоит из 5 адхьяй (уроков или глав). Каланд утверждает, что это «своего рода приложение к [Панчавимша-брахману], считающееся его 26-й книгой [или главой]... Текст явно призван дополнить «Панчавимша-брахман», отсюда и его бессвязный характер. В нем говорится о формуле Субрахманьи , об однодневных обрядах, предназначенных для нанесения вреда ( абхичара ), и о других вещах. Этот брахман, по крайней мере частично, предполагается в Аршеякальпе и Сутракарах. [39]
Адбхута Брахман [ править ]
Каланд утверждает, что «Адбхута-брахман», также принадлежащий Каутума-шакхе, является «последней частью [т.е. 5-й адхьяей Садвимса-брахмана], той, в которой говорится об Омине и Портенте [ предзнаменованиях и предсказаниях ]». [39] Маджумдар соглашается. [29]
Самавидхана Брахман [ править ]
Каланд утверждает, что Самавидхана-брахман Каутума Шакхи находится «в трех прапатхах [книгах или главах]... его цель — объяснить, как посредством пения различных саманов [гимнов Самаведы ] [41] какая-то цель может быть достигнута. Вероятно, она старше одной из старейших дхармашастр Гаутамы. [39] М.С. Бхат утверждает, что это не совсем брахманский текст, а принадлежит к литературе видханы . [42]
Дайвата Брамин [ править ]
Каланд утверждает, что Дайвата-брахман Каутума Шакхи находится «в трех прапатаках [книгах или главах]... В нем говорится о божествах, к которым обращены саманы». [39] Далал добавляет, что «первая часть Деватадхьяи является наиболее важной, поскольку она содержит правила для определения божеств, которым посвящаются саманы. Другой раздел приписывает цвета различным стихам, вероятно, для помощи в памяти или для медитации... [Он] включает некоторые очень поздние отрывки, такие как ссылки на четыре юги или эпохи». [13]
Самхитопанишад Брахман [ править ]
что «Самхитопанишад-брахман» Каутума-шакхи состоит «в пяти кхандасах [книгах] Каланд утверждает , . дакшины отдать религиозному учителю». [39] Далал соглашается, заявляя, что он «описывает природу песнопений и их эффекты, а также то, как риги или стихи Ригведы были преобразованы в саманы». Таким образом, она раскрывает некоторые скрытые аспекты Сама Веды . [13]
Аршея Брахмана [ править ]
Каланд утверждает, что Аршея-брахман Каутума-шакхи представлен «в трёх прапатаках [книгах или главах]... Этот квази-брахман в целом представляет собой не что иное, как анукраманику, простой список имен саманов [ гимны Самаведы ] , встречающиеся в первых двух ганах [Каутумаса, то есть Грамегея-гана/Вея-гана и Арамьегея-гана/Аранья-гана]». [39] Природа отмеченных ганов обсуждается в том же тексте. Как показано ниже, этот брахман практически идентичен Джайминия Аршея Брахману Джайминия Шаха .
Вамша Брахман [ править ]
Каланд утверждает, что Вамша Брахман Каутума Шакхи находится «в 3 кхандасах [книгах]... он содержит списки учителей Самаведы». [39] Примечательно, что Далал добавляет, что из 53 перечисленных учителей «самый ранний учитель, Кашьяпа , как говорят, получил учение от бога Агни ». [13]
Джайминия Брахман [ править ]
Ему следует действовать следующим образом: взяв кувшин с водой или кувшин с водой, он должен пойти и вылить ее из гархапатьи в ахаванию со стихом: «Здесь Вишну шагал ». Рич [стих Ригведы, например , 1.22.17] — это божественное очищение, вода — это божественное очищение. Что бы здесь не было умиротворено жертвоприношением и что бы ни было нечисто, при всем этом вода образует средство умиротворения. Так водой умилостивляют его.
Похоже, что этот «Брахман» до сих пор не переведен полностью или, по крайней мере, полный перевод не доступен.
С. Шрава утверждает, что Джайминия-брахман Джайминия-шаха, также называемый Талавакара- брахманом , «разделен на 1348 кханд [стихов] . [Брахманы] и [] Тайттирья Самхита [Кришна/Черная Яджурведа ]. Многие гимны встречаются в нем впервые. Их состав отличается от имеющегося в ведической литературе. Большинство описанных в ней сюжетов совершенно новы и не встречаются в других брахманах, таких как Тамдья и т. д... В начале кхандаса описываются подробности ежедневного подношения жертвенному огню... Эту брахману составил Джаймини, знаменитый наставник Самаведы и достойный ученик Кришны Двайпаяна Ведавьяса и его ученик Талавакара. [8]
Джайминия Аршея Брахман [ править ]
Далал утверждает, что Джайминия Аршея-брахман Джайминия-шаха «похож на Аршея-брахмана школы Каутума, за исключением того факта, что имена риши в них разные. В отличие от текстов Каутума, здесь указан только один риши на каждый саман. [13]
Джайминия Упанишад Брахман [ править ]
Как подробно описано в основной статье, также называемой Талавакара Упанишад Брахман и Джайминийопанишад Брахман , она считается Араньякой , а не Брахманом, и является частью Кена Упанишады .
Чандогья Брахман [ править ]
И вот тот свет, который сияет над этим небом, выше всего, выше всего, в высшем мире, за пределами которого нет других миров, это тот же самый свет, который находится внутри человека.
- Чандогья Упанишада, под редакцией Ф. М. Мюллера (1879), Прапатхака 3 (Прапатхака 5 Чандогья Брахмана), Кханда 13, Стих 7 [46]
( IGNCA Национальный центр искусств имени Индиры Ганди ) утверждает, что «Чандогья-брахман», также называемый « чандогьяпанишад-брахман», «разделен на десять прапатхаков (глав). Ее первые две прапатаки (главы) образуют Мантра Брахмана (МБ), и каждая из них разделена на восемь кханд (разделов). Прапатхаки 3–10 составляют Чандогья Упанишаду . [47] К.Г. Витц утверждает, что это принадлежит Каутума Шаха (см. ниже). [48]
Мантра Брахмана [ править ]
ад этад дхридаям тава тад асту хридаям мама, | Это сердце твое будет моим, |
— Мантра Брахмана, транслитерация и перевод Главы 1, Сукты 3. [49] |
К.Г. Витц утверждает, что «Мантра Брахмана» представляет собой «текст, состоящий из двух глав, в котором в основном приводятся ведические мантры, которые следует использовать в таких обрядах, как рождение и бракосочетание». Объединенный текст [с 8 главами, образующими Чандогья Упанишад ] [также] называется [] Упанишад Брахманом и является одним из восьми канонических Брахманов Каутума. Примечателен тот факт, что Упанишады были объединены с Мантрой Брахманом в единый текст. Точно так же, как каждый член общества благословляется и становится частью общего божественного социального, социального и мирового порядка посредством домашних обрядов Мантры Брахмана, так и каждый может направить свою жизнь к Бесконечной Реальности с помощью многочисленных упасан и видий Чандогья Упанишад. ' [48]
Цитируется, что Р. Митра заявил, что «эти две части сильно различаются, и, если судить по ним, они кажутся произведениями очень разного возраста, хотя обе, очевидно, являются реликвиями довольно далекой древности. Из двух глав «Кхандогья-Брахмана» [Чандогья-Брахмана, образующего Мантра-Брахман] первая включает восемь сукт [гимнов] о церемонии бракосочетания и обрядах, которые необходимо соблюдать при рождении ребенка. Первая сукта предназначена для чтения при подношении Агни по случаю бракосочетания, и ее цель — молиться о процветании [от] имени супружеской пары. Второй молится о долгой жизни, добрых родственниках и многочисленном потомстве [т.е. детях]. Третье — это брачное обещание, которым [пара] связывает себя друг с другом. О ее духе можно догадаться по одному стиху. Говоря о единодушии, с которым они будут жить, жених обращается к своей невесте: «Это сердце твое будет моим, и это сердце мое будет твоим» [как цитировалось выше]». [50]
Яджурведа [ править ]
Шукла (Белый) Яджурведа: Шатапатха Брахман [ править ]
История Видео Матав Хоуп | Сарасватьям са отец эва прандханнабхйам притхивим йо готамашча рахугано видегхашча матхавах после зубов манвийатух са имах алл надиратидадах саданиретурдгирернигайам завершающий конец Атидагдхагнина Вайшванаренети | Матхава, Видега, находилась в то время на (реке) Сарасвати. Оттуда он ( Агни ) пошел, пылая, по этой земле на восток; и Готама Рахугана и Видегха Матхава последовали за ним, пока он горел. Он сжег (высушил) все эти реки. Теперь та (река), которая называется Саданира, течет с северной (Гималайской) горы: ту, которую он не сжег. Эту дорогу брахманы в прежние времена не пересекали, думая: «Она не была сожжена Агни Вайшванарой». |
— Сатапатха Брахмана, транслитерация Канды I, Адхьяи IV, Брахмана I, стих 14. [51] | - Сатапатха Брахман, перевод ( Юлиуса Эггелинга 1900), Канда I, Адхьяя IV, Брахмана I, Стих 14. [52] |
Как подробно описано в основной статье, «окончательная форма» Сатапатха-брахмана, по оценкам, была записана примерно в 1000–800 годах до нашей эры, хотя это относится к астрономическим явлениям, датированным 2100 годом до нашей эры, и, как указано выше, историческим событиям, таким как Сарасвати высыхание реки , предположительно, произошло около 1900 г. до н.э. [53] обеспечивает научные знания по геометрии и наблюдательной астрономии ведического периода и считается важным в развитии вайшнавизма как возможное происхождение нескольких пуранических легенд и аватаров ригведического бога Вишну Он , все из которых ( Матья , Курма , Вараха , Нарасимха и Вамана ) перечислены в Дашаватаре .
М. Винтерниц утверждает, что этот Брахман является «наиболее известным, самым обширным и, несомненно, также по своему содержанию, самым важным из всех Брахманов». [1] что «Брахман из Вагасаньинов Эггелинг утверждает , носит имя Сатапатха , то есть Брахман « ста путей», потому что он состоит из ста лекций (адхьяй). И « - Вагасанейи самхита » [ Яджурведа], и «Сатапатха -брахмана » дошли до нас в двух редакциях : Мадхьяндина и Канва различных школах : [15]
- Редакция Мадхьяндина: Приписанная Ягьявалкье Ваджасанее, она состоит из 14 кханд («книг»), которые можно разделить на две основные части. Первые девять кханд представляют собой комментарии к соответствующей самхите Шукла (белой) Яджурведы . Последние пять кханд охватывают дополнительный и ритуально новый материал; и последняя книга представляет собой Брихад-Араньяка Упанишад . [15]
- Редакция Канвы: Приписывается Шанкаре и состоит из 17 кханд. IGNCA добавляет, что «разделение Кандики [стихов] более рационально в тексте Канвы , чем в других... Название «Сатапатха», как предположил Эггелинг, могло быть основано на количестве Адхьяй [глав] в тексте. Мадхьяндина, которой ровно сто. Но редакция Канвы, в которой есть сто четыре Адхьяи, также известна под тем же названием. В индийской традиции такие слова, как «сата» и «сахасра», обозначающие числа, не всегда означают точные числа». [16]
Кришна (Черный) Яджурведа: Тайттирия Брахман [ править ]
Если завершение ягьи не происходит в течение года ( самватсары ), тогда все не стабильно. Затем следует искать милости Вишну ( Вамана ), совершив в день экадаши особый обряд . Ягья означает Вишну (поклонение Вишну). Они совершают яджну только для стабилизации. Они зависят от Индры и Агни . Индра и Агни дают обитель Богам ( дэвам ). Дэвы лишь ищут в них прибежища и зависят только от них.
Приписываемая мудрецу Титтири (или Тайттири), Тайттирия-брахмана Тайттирия -шаха состоит из трех Аштаков (книг или частей) комментариев к совершению ведических жертвенных ритуалов , астрономии и сведений о богах. По заявлению Национального центра искусств Индиры Ганди (IGNCA), он «смешан из мантр и брахманов... составлен в поэтической и прозаической манере». [55]
М. Винтерниц добавляет, что «Тайттирия-Брахмана Чёрной Яджурведы есть не что иное, как продолжение Тайттирия-Самхиты, ибо Брахманы уже были включены в Самхиты Чёрной Яджурведы. Тайттирия-Брахмана, следовательно, содержит лишь более поздние дополнения». в Самхиту». [1]
Согласно словарю Монье-Вильямса санскритскому , Таиттири был учеником Яски (300–400 гг. до н.э.), [56] хотя согласно Вишну-пуране (книга 3, глава 5), Тайттири и Яска были учениками Вайшампаяны (500–600 гг. До н.э.). [57] По словам Х. Х. Уилсона , в Анукрамани (списке черной Яджурведы) «там сказано, что Вайшампаяна научил этому Яску, который научил этому Титтири, который также стал учителем; отсюда и термин Тайттирия, поскольку грамматическое правило объясняет, что он означает: «Таиттирия - это те, кто читает то, что было сказано или повторено Титтири». [58]
Тайттирия Чарди [ править ]
Хотя Тайттирия Чарди Брахман упоминается (т.е. перечисляется) такими учеными, как С. Шри [14] и С.Н. Наир, [59] никакой дополнительной информации найти не удалось.
Тайттирия Праваргья [ править ]
«Тайттирия Праваргья» — это комментарий к ритуалу Праваргья, содержащийся в « Тайттирия Араньяке» . В цитируемых работах он не указан и не упоминается как брахман.
Вадхула – Анвакхьяна [ править ]
Далал утверждает, что Вадхула (или Анвакхьяна) Брахман Вадхула Шакхи представляет собой «текст брахманского типа, хотя на самом деле он является частью Вадхула Шраута Сутры». [13] Однако Б.Б. Чаубей утверждает, что «по поводу характера текста возникла путаница в том, является ли Вадханва [Вадхула Анвакхьяна Брахман] брахманом или Анубрахманом [«работа, напоминающая брахмана» или «по словам брахмана»]». [60] или Анвакхьяна ['объяснение, близкое к тексту' или 'протокол или заявление']. [61] Когда Каланд нашел недавно обнаруженный манускрипт школы Вадхула, он не был уверен в природе текста. Из-за сложного характера рукописи он воспринял текст как часть Шраутасурты Вадхулов. Однако он знал о брахманическом характере текста... согласно Каланду, слово Анвакхьяна было дано как специфическое название брахманов или брахманоподобных отрывков Вадхуласутры. [62]
Атхарваведа [ править ]
По мнению М. Блумфилда , следующими 9 шахами – школами или ветвями – Атхарваведы являются : [63]
- Пайппалада, Пайппаладака, Пайппалади, Пиппалада или Паопалаяна: «отчество, происходящее от имени учителя Пиппалади».
- Тауда, Таудаяна, Стауда или Стаудаяна: «нет ничего общего с реальной историей названия».
- Мауда или Майдаяна
- Саунакия, Саунака или Саунакин
- Джаджала: «Ачарья, одноименная школа, по-видимому, был Джаджали, как сообщает Махабхасья » .
- Джалада или Джаладаяна
- Брахмавада
- Девадарша или Девадарсин
- Чаранавайдия
Гопатха Брахман [ править ]
Эти (воды), окружив семя, океан, покоились в (нем); те (воды) текли вместе к востоку, югу, западу и северу. В том, что те (воды) текли вместе (к нему), поэтому он называется самудра (океан). Испугавшись, они сказали господину: одних мы можем выбрать королем. И в этом, окружив (океан), упираясь в него, он стал Вараной. Того, кто (на самом деле) является Вараной, они мистически называют Варуной . Боги любят как бы мистическое (представление) и ненавидят прямое (представление).
- Гопатха Брахман, перевод Х. К. Патьяла (1969), Прапатхака I.1.7. [64]
Блумфилд утверждает, что Гопатха-брахман «не одобряет нас, сообщая имя своего автора или авторов. он разделен на две части: пурва-брахман на пять прапатаков (глав), а уттара-брахман на шесть прапатак. Пурва проявляет значительную оригинальность, особенно когда она занимается прославлением Атхарвана и его жрецов; это действительно его главная цель. Его материалы ни в коем случае не все имеют обычный брахманский характер; они часто затрагивают область Упанишад ... В Уттаре определенно есть некоторые, хотя, вероятно, очень мало оригинальных разделов». [63]
С. С. Бахулкар утверждает, что «Гопатха Брахман (ГБ) — единственный брахманский текст АВ [ Атхарваведы ], принадлежащий обеим редакциям [ Шакхам ], а именно. Саунака и Пайппалада. [65] Далал соглашается, заявляя, что «цель этого Брахмана, по-видимому, состоит в том, чтобы включить Атхарву [Веду] в ведический ритуал и привести ее в соответствие с тремя другими Ведами. Этот Брахман один и тот же для Пайппалады и Шаунака-шакхов и является единственным существующим Брахманом Артхарва Веды. [13] Ч. Маджумдар утверждает, что «хотя он и классифицируется как «Брахман», [он] действительно принадлежит литературе Веданги и является очень поздним произведением». [29]
Потерянные брахманы [ править ]
М. Хауг утверждает, что «должно было существовать, как мы можем узнать из « Панини и Патанджали » Махабхасьи , гораздо большее число брахманов, принадлежащих к каждой Веде ; и даже Саяна, жившая всего около четырех [теперь пяти] столетий назад, знала больше, чем мы знаем сейчас». [7]
С. Шрава утверждает, что «Бесчисленные рукописи ценной [ведической] литературы были утеряны из-за злодеяний правителей и захватчиков, разрушительного воздействия времени, а также полного пренебрежения и небрежности. Эти факторы способствовали потере сотен рукописей. Когда-то их число превышало несколько сотен. двусмысленность в интерпретации ведических гимнов ». Если бы они были доступны сегодня , не могла бы возникнуть [8] Основываясь на ссылках в другой санскритской литературе, Шрава перечисляет многие из этих утерянных произведений: [8]
Ригведа [ править ]
Брахман | Описание |
---|---|
Паимги, Паимгья, Паимгаяни | также называет его «Мадхука» Брихаддевата . Упоминается в других санскритских текстах, таких как Нидана Сутра , а также Каушитаки, Шатапатха и Айтарейя Брахманы. |
Бахврича | Возможно, это подраздел или редакция, связанная с Мандукья-упанишадой . Упоминается в других санскритских текстах, таких как Апастамба Сраута Сутра, а также в комментариях, таких как Девапала на Катхака Грихья Сутра и Сабара на Мимаса Даршана . |
Ашвалаяна | Возможно, считается тем же, что и Айтарейя Брахман . На это ссылается Рагхунандана в Маламаса Пракаране его Смрититаттвы. |
Галава Брахман | Одна из пяти сакала редакций Ригведы . Мудрец Галава, который подготовил «правильные последовательности чтений из Ригведы», был также известен как Бабхравья и упоминается в санскритских текстах, таких как « Рикпратисакья» , «Нирукта» и «Брихаддевата» . |
Самаведа [ править ]
Брахман | Описание |
---|---|
Бхаллави | Записано мудрецом Бхаллави. « Шрути в редакции Бхаллави доступна в » Сурешвары « Брихадараньяка-упанишаде » (219). Также упоминается в Веданта комментарии Шанкары к Сутре среди других санскритских произведений. |
Калабави | Редакция Самаведы . Цитируется в таких работах, как Упагрантха Сутра . |
Рауруки | Упоминается в таких работах, как «Гобхила Грихья Сутра» и комментарии Саяны к Тамдья Брахману (также известному как Панчавимша Брахман). |
Сатьяяна | Об этом говорит Джаядита . |
Талавакара | Записано мудрецом Телавакарой. Возможно, это редакция « Джайминия -брахмана» или тот же текст, названный в честь другого риши . |
Яджурведа [ править ]
Брахман | Описание |
---|---|
Чарака | Главный брахман Чаракской редакции Яджурведы. Подобно Майтраяния-упанишаде , упоминаемой в таких работах, как комментарий Девараджи Яджвы к «Нитанту» . |
Шветашватара | Это «подразделение Чарак согласно Чаранвьюхе » . Шветашватара Упанишада взята из Араньяки этого Брахмана. |
Катхака | Это «подраздел Чаракской редакции Яджурведы». Катхи были северными Чараками. Упоминается в таких работах, как « Катхака Самкалана» . а отдельные части были опубликованы Каландом и Шредером . |
Майтраяни | Записано мудрецом Майтраяни. Упоминается в таких работах, как Баудхаяна Сраута Сутра . |
Джабала | Записано Ачарьей Махасалой Сатьякамой Джабалой, учеником Яджнавалкьи (см. также Джабала Упанишад ). |
Хандикея | Отделение школы Тайттирия . На это ссылается Бхашика Сутра . |
Аухея | Упоминается в Бхашика Сутре . |
Харидравика | Упоминается в комментарии Саяны к Ригведе. |
Тумбуру | Редакция Яджурведы и Самаведы. Упоминается Махабхашье Патанджали в . |
Ахварака | Это «подразделение Чарак». Упоминается в таких работах, как « Сампрадая Паддхати» . |
Канкати | Упоминается в Апастамба Сраута Сутре. |
Барал | Подразделение Мудгал . Упоминается в таких работах, как Манава и Бхарадваджа Сутра. |
,, Чхагалея |Подразделение школы Тайттирия . Упоминается в таких работах, как Баудхаяна Сраута Сутра .,
Неизвестно [ править ]
Перечисленные ниже брахманы часто упоминаются в других текстах только по имени без какой-либо дополнительной информации, например, к какой Веде они привязаны.
Брахман | Описание |
---|---|
Арунейя | Упоминается в Тантре Варттика . |
Саулабха | Возможно редакция Ригведы , . Упоминается в Санкхьяна Грихья Сутре , Ашвалаяна Грихья Сутре и Каушитаки Брахмане. |
присоединиться | Упоминается в Апастамба Сраута Сутре. |
Парашара | Возможно редакция Ригведы , . Упоминается в Махабхасье . |
Машасарави | Упоминается в таких произведениях, как « Ганапатха» Панини . |
Капея | Упоминается в Сатьяшада Шраута Сутре . |
загадочный | Упоминается в Смрити Ратнакара. |
Нирукта | Упоминается в Тайттирия-упанишаде (см. также Нирукта ). |
Анвахьяна | На это ссылается Каланд , опубликовавший выдержки из четвертого тома Acta Orientalia в 1926 году. Он доступен на немецком языке. [66] |
Башкала | Упоминается в списке рукописей библиотеки Кавиндрачарьи Саравати . |
Мандукейя | |
Трихарва | Рецензии, упомянутые Саяной . |
Карадвиша |
Рукописи и переводы [ править ]
Ригведа [ править ]
Брахман | санскрит | Транслитерация | Английский |
---|---|---|---|
Айтарейя | archive.org: версия 1 , версия 2 | ТИТ (электронный текст) | archive.org ( М. Хауг ) |
Кауситаки/Самкхьяна | Гретиль (электронное сообщение) | archive.org ( AB Кейт ; включает Айтарейя Брахмана) |
Яджурведа [ править ]
Брахман | санскрит | Транслитерация | Английский |
---|---|---|---|
Шатапатха (Мадхьяндина) | archive.org: Часть первая , вторая и третья | Гретиль (электронный текст): Часть первая , Вторая , Три , Четыре Пять , Шесть , Семь , Восемь , Девять , Десять , , Одиннадцать , Двенадцать (нет данных), Тринадцать , Четырнадцать. | Sacred-Texts.com (электронные тексты) |
Vedavid.org (электронный текст) | Архив,org: Часть первая , вторая , третья , четвертая и пятая. | ||
Шатапатха (Канва) | |||
Таиттирия | archive.org: версия 1 , версия 2 | ТИТ (электронный текст) | САКШИ: Том 1 , Том 2 |
Таиттирия Чарди | |||
Вадхула – Анвакхьяна | archive.org |
Атхарваведа [ править ]
Брахман | санскрит | Транслитерация | Английский |
---|---|---|---|
Гопатха | archive.org: версия 1 (Полное собрание сочинений Джибананды Видьясагара), версия 2 (Раджендралала Митра и Харачандра Видьябхушана) | Гретиль (электронное сообщение) | Шодганга (CG Кашикар) |
Потерянные брахманы (фрагменты) [ править ]
Брахманы | Английский |
---|---|
Ахварака, Каукати, Калабави, Чарака, Чагалея, Джабали, Джайминья, Памгаяну, Бхаллави, Масасарави, Майтраяния, Рауруки, Сатьяяна, Сайлали, Шветашватара и Харидравика. | archive.org (Б. Гош) |
См. также [ править ]
- индуизм
- Веды
- Ведическая литература
- Упанишады
- Самхита
- Ее золото
- Агама (индуизм)
- Шрути
- Веданга
- Он сдается
- Пурана
- Ведический период
- Ведический санскрит
Ссылки [ править ]
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Винтерниц, М. (1927). История индийской литературы, том 1 . стр. 187–225 , 192.
- ^ Клаус Клостермайер (2007), Обзор индуизма, третье издание, State University of New York Press, ISBN 978-0791470824 , стр. 47.
- ^ Майкл Витцель , «Отслеживание ведических диалектов» в книге «Диалекты в индоарийской литературе» , изд. Кайя, Париж, 1989, 97–265.
- ^ Бисвас и др. (1989), Космические перспективы, издательство Кембриджского университета, ISBN 978-0521343541 , страницы 42–43.
- ^ «Санскритский словарь разговорного санскрита:« брахман » » . сайт Speakingsanskrit.org . Проверено 24 января 2020 г.
- ^ «Санскритско-английский словарь Монье-Вильямса - b: 'брахман' » . факультет.washington.edu . Архивировано из оригинала 25 марта 2018 года . Проверено 24 января 2020 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Хауг, Мартин (1922). Айтарейя Брахманам Ригведы . Робертс – Университет Торонто. Бахадургандж, Аллахабад Судхиндра Натх Васу. стр. ix–x (обзор), xi (этимология), xl (потерянные брахманы, Кауситаки и санкхьяна).
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г Доктор Нариндер Шарма. История ведической литературы. Брахманы и произведения Араньяки С. Шр . стр. 6–9, 21–22 (Кауситаки и Самкхьяна), 39–40 (Джайминия Брахман), 43–83 (глава 3: Потерянные брахманы).
- ^ «Сатапатха-брахман, часть III (SBE41): Шестая Канда: VI, 7, 4. Четвертый Брахман» . www.sacred-texts.com . Проверено 24 января 2020 г.
- ^ «Санскритский словарь разговорного санскрита: 'Вьякхьяна' » . сайт Speakingsanskrit.org . Проверено 24 января 2020 г.
- ^ «Санскритский словарь разговорного санскрита: «Правачана» » . сайт Speakingsanskrit.org . Проверено 24 января 2020 г.
- ^ «Санскритский словарь разговорного санскрита: «Виджнаяте» » . сайт Speakingsanskrit.org . Проверено 24 января 2020 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я Далал, Roshen (15 апреля 2014 г.). Веды: введение в священные тексты индуизма . Пингвин Великобритания. стр. Глава 2. ISBN 978-81-8475-763-7 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Шри, Сатья (23 января 2017 г.). Демистификация брахманизма и новое изобретение индуизма: Том 1 – Демистификация брахманизма . Идея Пресс. стр. (Период Брахмана). ISBN 978-1-946515-54-4 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с «Сатапатха-брахман, часть 1 (SBE12): Введение» . www.sacred-texts.com . Проверено 24 января 2020 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Искусство, Национальный центр искусств Индиры Ганди (1994). Канвашатапатхабрахмана . Мотилал Банарсидасс Publ. стр. 100-1 v–vi, xix–xx. ISBN 978-81-208-1127-0 .
- ^ Брахмана (2013) Британская энциклопедия
- ^ Проблемы с произношением возникают в некоторых случаях из-за изменения значения, если что-то произносится неправильно; например, хрА, храда, храда, храдья, храг, храм и храса, каждое из них имеет разные значения; см. Харви П. Альпер (2012), «Понимание мантр», Мотилал Банарсидасс, ISBN 978-8120807464 , страницы 104–105.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Клаус Клостермайер (1994), Обзор индуизма, второе издание, State University of New York Press, ISBN 978-0791421093 , страницы 67–69.
- ^ Макс Мюллер , История древней санскритской литературы в Google Книгах , стр. 147.
- ^ Гэвин Флад (Эд) (2003), Спутник Блэквелла по индуизму, Blackwell Publishing Ltd., ISBN 1-4051-3251-5 , страницы 67–69.
- ^ «Сатапатха-брахман, часть 1 (SBE12): Первая Канда: I, 1, 4. Четвертый Брахман» . www.sacred-texts.com . Проверено 28 января 2020 г.
- ^ Лакшман Саруп (1967). Ниханту и Нирукта . стр. 282 (нумерация электронных книг archive.org, Приложение 1).
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Модак, БР (1995). Саяна . Академия Сахитья. стр. 16–18. ISBN 978-81-7201-940-2 .
- ^ Блумфилд, Морис (1906). Ведическая симфония (1906 г.) . Мотилал Банарсидасс. стр. xv – xxii.
- ^ Кейт, Артур Берридейл (1970). Религия и философия Вед и Упанишад . Издательство Мотилал Банарсидасс. ISBN 978-81-208-0645-0 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Уитни, Уильям Дуайт (1994). Грамматика санскрита: включая классический язык и старые диалекты Вед и Брахмана . Издательство Мотилал Банарсидасс. стр. Сокращения. ISBN 978-81-208-0621-4 .
- ^ Талл, Герман Уэйн (1 января 1989 г.). Ведическое происхождение кармы: Космос как человек в древнеиндийских мифах и ритуалах . СУНИ Пресс. п. 123. ИСБН 978-0-7914-0094-4 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж Маджумдар, Рамеш Чандра (1977). Древняя Индия . Мотилал Банарсидасс Publ. стр. 36–39. ISBN 978-81-208-0436-4 .
- ^ Каланд. Ш (1931). Панчавимша Брахман . Османский университет, Цифровая библиотека Индии. Азиатское общество Бенгалии. стр. 1 .
- ^ Макдонелл (1912). Ведический указатель имен и предметов, том I, 1912 год . стр. 305 .
- ^ Хубен, Ян Э.М. (1991). Праваргья-брахман Тайттирия Араньаки: древний комментарий к ритуалу Праваргья . Мотилал Банарсидасс Publ. ISBN 978-81-208-0868-3 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Кейт, Артур Берридейл (1920). Ригведа-брахманы Айтарейя и Кауситаки-брахманы из Ригведы . стр. 22, 28, 37–38 (Кауситаки), 49 (дата Кауситаки), 348 (цитата Кауситаки: 1.2).
- ^ Хауг, Мартин (1922). Айтарейя Брахманам Ригведы . Робартс – Университет Торонто. Бахадургандж, Аллахабад Судхиндра Натх Васу. стр. 163 –164.
- ^ Дойссен, Пол (1980). Шечциг Упанишады Вед . Мотилал Банарсидасс Publ. п. 7. ISBN 978-81-208-1468-4 .
- ^ Прабхупада, А.К. «Шримад Бхагаватам, Песнь 4: Создание четвертого порядка» . vedabase.io . Проверено 25 января 2020 г.
- ^ «Кауситаки (Шанхайана) Брахман» . Национальный центр искусств Индиры Ганди, Министерство культуры, Правительство Индии .
- ^ «Упанишады, Часть 1 (SBE01): Введение в Упанишады: IV. Каушитаки-Брахмана-Упанишада» . www.sacred-texts.com . Проверено 25 января 2020 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я Каланд. Ш (1931). Панчавимша Брахман . стр. я – iii.
- ^ Каланд.В (1931). Панчавимша Брахман . стр. 323 .
- ^ www.wisdomlib.org (4 января 2019 г.). «Саман, Саман, Шаман, Шаман: 2 определения» . www.wisdomlib.org . Проверено 27 января 2020 г.
- ^ Бхат, М.С. (1998) [1987]. Ведический тантризм: исследование Ргвидханы Шаунаки с текстом и переводом . Мотилал Банарсидасс . п. 16. ISBN 8120801970 .
- ^ Бодевиц, Хендрик (1973). Джайминия Брахман, Книга 1 (на английском языке) . стр. 155 .
- ^ Бодевиц, HW (1973). Джайминия Брахман I, 1–65 . Лейден: Э. Дж. Брилл. ISBN 978-90-04-03604-8 . ОСЛК 660020 .
- ^ Джаймини (1923). Мимамса-сутра Джаймини. Перевод Мохана Лала Сандаля . Робертс – Университет Торонто. Офис Панини в Аллахабаде.
- ^ нинди пандж. 1 Упанишады Том 1 Чандогья, Кена, Айтрейя, Кауситаки, Иса .
- ^ «ЧАНДОГЬОПАНИШАД БРАХМАНА» . Национальный центр искусств Индиры Ганди, Министерство культуры, Правительство Индии .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Витц, Клаус Г. (1998). Высшая мудрость Упанишад: Введение . Мотилал Банарсидасс Publ. п. 217. ИСБН 978-81-208-1573-5 .
- ^ Мюллер, Ф. Макс, изд. (1879). Упанишады Том 1 Чандогья, Кена, Айтрейя, Кауситаки, Иса . стр. lxxxvii (включая сноску 2).
- ^ Мюллер, Ф. Макс, изд. (1879). Упанишады Том 1 Чандогья, Кена, Айтрейя, Кауситаки, Иса . стр. lxxxvii.
- ^ «Сатапатха-Брахман 1» .
- ^ «Сатапатха-брахман, часть 1 (SBE12): Первая Канда: I, 4, 1. Четвертая Адхьяя. Первый брахман» . www.sacred-texts.com . Проверено 7 января 2020 г.
- ^ Как, Субхаш К. (1993). «Астрономия Сатапатхи-брахмана» (PDF) . Индийский журнал истории науки . 28 (1): 15. Бибкод : 1993InJHS..28...15K – через Индийскую национальную академию наук.
- ^ Тайттирия Брахман: Текст на языке деванагари и перевод . Институт ведической культуры Шри Ауробиндо Капали Шастри. 2017. С. 107 (Том 1). ISBN 978-81-7994-166-9 .
- ^ «Таиттирия Брахман» . Ведическое наследие . Национальный центр искусств Индиры Ганди.
- ^ «Санскритский словарь: 'титтири' » . www.sanskritdictionary.com . Проверено 9 января 2020 г.
- ^ «Вишну-пурана: Книга III: Глава V» . www.sacred-texts.com . Проверено 25 января 2020 г.
- ^ Уилсон, HH (Гораций Хейман) (1862). Работы покойного Горация Хеймана Уилсона (Том 8), Книги Вишну Пураны III и IV . Библиотека Принстонской духовной семинарии. Лондон: Трюбнер. стр. 54 (сноска 1).
- ^ Наир, Шанта Н. (2008). Отголоски древней индийской мудрости: универсальное индуистское видение и его построение . Пустак Махал. ISBN 978-81-223-1020-7 .
- ^ «Санскритский словарь разговорного санскрита: Анубрахмана » . сайт Speakingsanskrit.org . Проверено 26 января 2020 г. .
- ^ «Санскритский словарь разговорного санскрита: Анвакхьяна » . сайт Speakingsanskrit.org . Проверено 26 января 2020 г. .
- ^ Вадхула Анвакхьяна Брахман (на санскрите). стр. 10–11.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Морис Блумфилд (1899). Атхарведа и Гопатха Брахман . стр. 11–13 (Шахи Артхарваведы), 101–103.
- ^ Касджикар, CG (19 мая 1969 г.). «Английский перевод Гопатха-брахмана с примечаниями и введением» . Университет . hdl : 10603/151631 .
- ^ Бахулкар, СС (1990). Ведические тексты, переработка: Том поздравлений профессора К.Г. Кашикара . Издательство Мотилал Банарсидасс. п. 10. ISBN 978-81-208-0806-5 .
- ^ Конов, Стен (1926). Acta Orientalia (Том IV) . стр. 35 .
Внешние ссылки [ править ]
- СМИ, связанные с брахманами, на Викискладе?