Дхрува
Дхрува | |
---|---|
![]() Дхрува как Полярная звезда, картина Пахари Манаку ок. 1740 г. | |
Деванагари | Дхрув |
Принадлежность | Преданный Вишну |
Обитель | Дхрувалока в космосе |
Генеалогия | |
Родители | Уттанапада и Сунити |
Супруг | Брахми и Ила |
Дети |
Часть серии о |
Индуистская мифология |
---|
![]() |
Источники |
Космология |
Божества |
Личности эпосов |
Портал индуизма |
Дхрува ( санскрит : ध्रुव, IAST : Дхрува , букв. « непоколебимый, неподвижный или фиксированный» ) был аскетическим преданным Вишну , упомянутым в Вишну-пуране и Бхагавата-пуране . [3]
Санскритский термин дхрува накшатра (ध्रुव नक्षत्र, «полярная звезда») использовался для обозначения Полярной звезды в Махабхарате , олицетворяемой как сын Уттанапады и внук Ману , хотя Полярная звезда в вероятный период редакции текста Махабхараты находился еще в нескольких градусах от небесного полюса . [4] [5]
Повествование
[ редактировать ]
Преданность Вишну
[ редактировать ]Дхрува родился как сын царя Уттанапады (сына Сваямбхувы Ману ) и его жены Сунити. [6] У короля также был еще один сын Уттама, рожденный от его второй королевы Суручи, которая была любимым объектом его привязанности. Однажды, когда Дхрува был пятилетним ребенком, он увидел своего младшего брата Уттаму, сидящего на коленях у отца на царском троне. Суручи, завидовавший старшему сыну от первой жены (поскольку наследником престола будет именно он - Дхрува, а не сын Суручи), жестоко ругал юного Дхруву за его старания сидеть на коленях у отца. Когда Дхрува запротестовал и спросил, нельзя ли позволить ему сидеть на коленях у отца, Суручи отругал его, сказав: «Иди, попроси бога, чтобы он родился в моем чреве». Только тогда вы получите эту привилегию». Сунити, обладавшая нежной натурой и ставшая теперь менее любимой женой, попыталась утешить обезумевшего ребенка, но Дхрува был полон решимости узнать о его судьбе от самого Господа. Видя его твердую решимость, мать попрощалась с ним, и он отправился в одинокое путешествие в лес. Дхрува был полон решимости искать себе достойное место, и, заметив эту решимость, божественный мудрец Нарада предстал перед ним и попытался удержать его от принятия на себя сурового аскетизма в столь раннем возрасте. Но жестокая решимость Дхрувы не знала границ, и изумленный мудрец направил его к цели, обучая ритуалам и мантрам, над которыми можно медитировать в поисках Господа Вишну. Единственной мантрой, которой учил Нарада и которую эффективно использовал Дхрува, была «Ом Намо Бхагавате Васудевайа» . [6] Получив совет, Дхрува начал медитацию и шесть месяцев обходился без еды и воды. Строгость его тапасьи сотрясла небеса, и перед ним появился Вишну, но ребенок не открывал глаз, потому что он все еще был погружен в свое внутреннее видение формы Вишну, описанной ему Нарадой. [6] Вишну пришлось принять стратегию, направленную на исчезновение этого внутреннего видения. Дхрува тут же открыл глаза и, увидев снаружи то, что он все время видел своим мысленным взором, склонился перед Вишну. Но он не мог произнести ни единого слова. Вишну коснулся правой щеки Дхрувы своей божественной раковиной, и это вызвало его речь. Излилась прекрасная поэма, восхваляющая Вишну в 12 сильных стихах, которые вместе называются Дхрува-стути . [7]
Вишну-пурана дает здесь несколько иное объяснение. (покаянием) Дхрувы Когда Вишну был доволен тапасьей и попросил его о варадане (исполнении желаний), он попросил варадану знания стути ( гимна). Другие люди просили бы мирских или небесных удовольствий или, мокши самое большее, , но у Дхрувы не было личного желания. Отказ от всех желаний считается в индуизме необходимым условием вечного мира: в этом смысл Дхрува-пады . Именно по этой причине саптарши решили отдать Дхруве самое почитаемое место звезды — Полярную звезду . [8]
Проведя долгое время в памятовании о Вишну, он даже забыл цель своей тапасьи и просил только о жизни в память о Вишну. Довольный своей тапасьей, Вишну исполнил его желание и далее постановил, что он достигнет Дхрува-пады : состояния, в котором он станет небесным телом, которого даже не коснется Маха Пралайя . [9]
Дхрува вернулся в свое королевство, где его тепло приняла семья, и достиг короны в возрасте шести лет. Он правил на протяжении многих десятилетий честно и справедливо. [9]
Якшанская война
[ редактировать ]Согласно « Шримад-Бхагавате» , однажды сводный брат Дхрувы Уттама отправился в предгорья Гималаев на охоту. Однако он был убит Якшей . Мать Уттамы Суручи отправилась его искать, но ее тоже убили.
Эта новость достигла Дхрувы. Он был в ярости и объявил войну якшам. Он отправился в королевство Якша Алакапури , доблестно сражаясь и победив своих противников. Победив солдат якшей, он начал убивать даже невинных якшей. Встревоженный этим, перед ним предстал дед Дхрувы, Сваямбхува Ману , и велел ему остановиться. Он успокоил гнев Дхрувы. [10]
Осознав свою ошибку, Дхрува извинился перед царем якшей Вайшраваной . Вайшравана попросил Дхруву о благе, а Дхрува попросил сохранить его преданность Вишну. [8]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ↑ Бхагавата Пурана, книга 2 Скандха IV, издательство Motilal Bansaridas, страница: 489
- ↑ Бхагавата Пурана, книга 2 Скандха IV, издательство Motilal Bansaridas, страница: 489
- ^ Линда Джонсен. Полный путеводитель по индуизму для идиотов, 2-е издание: новый взгляд на старейшую религию мира . Пингвин. п. 216 . Проверено 5 мая 2009 г.
- ^ Айянгар Нараян (1987). Очерки индоарийской мифологии . Азиатские образовательные услуги. п. 1.
- ^ Клаус Г. Витц (1998). Высшая мудрость Упанишад: Введение . Публикации Мотилала Банарсидасса. п. 26.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с «История Дхрувы» . Индостан Таймс . 25 января 2007 года . Проверено 2 января 2021 г.
- ^ www.wisdomlib.org (25 мая 2013 г.). «История Дхрувы» . www.wisdomlib.org . Проверено 2 января 2021 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «ДХРУВА (история из Шримад Бхагаватам)» . www.speakingtree.in . Проверено 2 января 2021 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б www.wisdomlib.org (9 сентября 2020 г.). «История Дхрувы: восхваление Дхрувы Вишну [глава 21]» . www.wisdomlib.org . Проверено 2 января 2021 г.
- ^ «Шримад Бхагаватам: Песнь 4 – Глава 10» . bhagavata.org . Проверено 12 октября 2023 г.
Источники
[ редактировать ]- Мани, Веттам (1975). Пураническая энциклопедия: обширный словарь с особым упором на эпическую и пураническую литературу . Дели: Мотилал Банарсидасс. стр. 238–9 . ISBN 0-8426-0822-2 .