Желание
Желание | |
---|---|
Богиня теней | |
![]() Сурья с супругами Санджной и Чхайей | |
Деванагари | Тень |
Санскритская транслитерация | Чхая |
Принадлежность | Деви , тень Саранью |
Обитель | Сурьялока |
Мантра | Ом Чаяве Намах |
Генеалогия | |
Супруга | Сурья |
Дети | Саварни Ману , Шани , Тапати |
Чхая или Чая ( санскрит : छाया , латинизированный : Chāyā , букв. » или «тень») — индуистское олицетворение и богиня тени « тень , супруга Сурьи , индуистского бога солнца . [1] Она — теневой образ или отражение Саранью (Санджны), первой жены Сурьи. Чхая родилась из тени Санджны и заменила Санджну в ее доме после того, как последняя временно покинула мужа.
Чхая обычно описывается как мать Шани , планеты Сатурн, и бога кармы и справедливости: внушающая страх граха ; богиня Тапти, олицетворение реки Тапти ; богиня Вишти, олицетворение Калы; и сын Саварни Ману, которому суждено стать следующим и восьмым Ману (прародителем человечества) – правителем следующего периода Манвантары . [2]
Ранние ведические и эпические легенды
[ редактировать ]В Ригведе (ок. 2-го тысячелетия до н.э.), которая является самым ранним повествованием о прототипе Чхая. После рождения близнецов у Вивасвана (Сурья) его супруга Саранью - дочь Вишвакармы - бросает его и убегает в образе кобылы. Божественная Саранью ставит на ее место женщину по имени Саварна («того же рода»): похожую на Саранью, но смертную, в отличие от более поздних Пуран , где Чхая является простой тенью Саранью. У Саварны нет детей от Сурьи. В более позднем (700–500 гг. до н. э.) дополнении к Ригведе Яски в его «Никуте» говорится, что Ману (прародитель человечества, которого в более поздних пуранических текстах называли Саварни Ману) родился в Саварне. В то время как в оригинальном тексте говорится, что «они» (интерпретируемые как боги) заменили Саранью Саварной, Никута Якши сообщает, что Саранью создала Саварну и заменила ее. Брихаддевата называет прототипом Чхаи Садришу («двойник»), женщину, похожую на Саранью. Садрша родил Ману от Сурьи, который стал царским мудрецом. [3]
Ко времени Харивамсы ( ок. 5 века н. э.), приложения к эпосу Махабхарата ; Саранью зовут Санджна, а ее двойник низводится до ее тени или отражения Чхая. Оно повествует: [4] что Санджна, родив троих детей Солнца, бросает его и оставляет Чхайю, которую она создает иллюзией, заботиться о своих детях. Сурья принимает Чхаю за Санджну и рождает от нее Ману. Поскольку Ману был похож на своего отца, его звали Саварни Ману. Когда Чхайя, также называемая партхви («земной») Санджной, стала неравнодушна к своему собственному сыну и проигнорировала сыновья Санджны, Яма угрожает ей, подняв ногу. Чхая накладывает на Яму проклятие, что его ноги отпадут, но Сурья уменьшил это проклятие так, что некоторые части ног Ямы упали и были съедены червями на земле. Узнав об этом, Сурья угрожает Чхае, и она раскрывает историю своего создания; после чего Сурья находит Санджну и возвращает ее. В тексте также говорится, что Шани был братом Саварни Ману, хотя его рождение прямо не указано.
Пуранические легенды
[ редактировать ]В «Маркандейа-пуране» дважды рассказывается история Санджна-Чхая, история похожа на историю в « Харивамсе» , но Санджна покидает Сурью, так как не может вынести его великолепия и жара. Проклятие Ямы немного другое. Яма оскорбляет Чхаю и поднимает ногу, чтобы пнуть ее. Чхая проклинает Яму, из-за чего его нога покрыта червями и язвами. Сурья дарует Яме, петуха, который съест червей из его ноги. С другой стороны, проклятие почти такое же, как и у Харивамсы . Чхая также умно говорит, что она жена отца Ямы, но не говорит, что она его мать. [5] [6]
В Вишну-пуране также записана легенда, похожая на Маркандейя-пурану , но имеющая мало отличий. Не в силах вынести сильную жару Сурьи, Санджна после рождения троих детей уходит в лес, чтобы практиковать суровые аскезы в образе кобылы, оставив свое теневое изображение Чхаю, свою служанку, занять ее место и присматривать за мужем и потомством. Сурья принимает Чхаю за Санджну и заводит от нее троих детей. Чхая рождает Шани, Саварни Ману и Тапти. Однако Чхая стала неравнодушна к своим детям и игнорировала детей Санджны. Яма заподозрил поведение той, кого он считал своей матерью, и обидел ее. Чхая наложил на Яму проклятие (детали проклятия не разглашаются), что открыло Яме и Сурье, что Чхая не был настоящим Санджной. Узнав правду от Чхаи, Сурья находит Санджну и возвращает ее. [6]
Матсья Пурана также представляет аналогичный рассказ о Чхайе, однако дети Чхайи названы Саварни Ману, сыном и двумя дочерьми: Тапти и Вишти, которые были темно-синего цвета и олицетворяли Калу (Время или Смерть), обитающую в аду. . [7] Рассказ Чхайи также встречается в Катхасарицагаре XI века н.э. [1] [8] В Маркандейа-пуране записано, что у Чхая было три сына: Шани, Саварни Ману и Реванта , божественный повелитель лошадей. Курма Пурана называет своим сыном только Саварни Ману. [9] Хотя в некоторых версиях сказки Сурья покидает Чхаю, узнав правду о ней, Сурья покидает Чхаю, прежде чем вернуть Санджну. [10] однако современная версия гласит, что Чхая был прощен и после этого жил с Сурьей, Санджной и их детьми. [11]
Хотя большинство источников считают Чхаю отражением или тенью Саранью (Санджны) - первой жены Сурьи; В «Бхагавата-пуране» рассказывается, что Чхая была сестрой Санджны и дочерью божественного архитектора Вишвакармы . [6] [12]
Маркандейя Пурана , а также Вишнудхармоттара Пурана предписывают, чтобы Сурья изображался на изображениях с Чхаей и другими его женами рядом с ним. [13]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Санскритско-английский словарь Монье Уильямса (редакция 2008 г.), стр. 406
- ↑ Согласно индуистской космологии, человек в настоящее время находится в седьмой Манвантаре .
- ^ Донигер, Венди (1998). «Саранью/Самджна». В Джоне Страттоне Хоули, Донне Мари Вульф (ред.). Деви: богини Индии . Мотилал Банарсидас. стр. 154–7. ISBN 81-208-1491-6 .
- ^ Донигер, Венди (1998). «Саранью/Самджна». В Джоне Страттоне Хоули, Донне Мари Вульф (ред.). Деви: богини Индии . Мотилал Банарсидас. стр. 158–60. ISBN 81-208-1491-6 .
- ^ Донигер, Венди (1998). «Саранью/Самджна». В Джоне Страттоне Хоули, Донне Мари Вульф (ред.). Деви: богини Индии . Мотилал Банарсидас. п. 163. ИСБН 81-208-1491-6 .
- ^ Jump up to: а б с Уилсон, Гораций Хейман (1866). «II» . Вишну-пурана: система индуистской мифологии и традиций . Том. 8. Лондон: Трубнер и Ко, стр. 20–23.
- ^ Талакдар из Ауда (2008). «XI». Матсья Пуранам: Часть I. Священные книги индусов. Том. 18. Публикации Космо. стр. 32–34. ISBN 978-81-307-0532-3 .
- ^ Паттанаик, Девдатт (2000). Богиня в Индии: пять ликов вечной женственности . Внутренние традиции / Медведь и компания. п. 127.
- ^ Даниэлу, Ален (1991), Мифы и боги Индии: классический труд об индуистском политеизме , Внутренние традиции / Bear & Company, стр. 96, ISBN 0-89281-354-7 .
- ^ Мани, Веттам (1975). Пураническая энциклопедия: обширный словарь с особым упором на эпическую и пураническую литературу . Дели: Мотилал Банарсидасс. п. 182 . ISBN 0-8426-0822-2 .
- ^ Донигер, Венди (1998). «Саранью/Самджна». В Джоне Страттоне Хоули, Донне Мари Вульф (ред.). Деви: богини Индии . Мотилал Банарсидас. стр. 166–9. ISBN 81-208-1491-6 .
- ^ Прабхупада . «Бхактиведанта ВедаБаза: Шримад Бхагаватам: Глава 13: Описание будущих Ману» . The Bhaktivedanta Book Trust International, Inc. Архивировано из оригинала 15 февраля 2011 года . Проверено 5 июля 2010 г.
- ^ Шаши, СС (1997). Энциклопедия Indica: Индия, Пакистан, Бангладеш . Том. 100. Публикации Анмол. стр. 877, 917. ISBN. 9788170418597 .