Составить
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( июнь 2011 г. ) |

Кала ( санскрит : кал , латинизированное : Карла/Калам , [ 2 ] IPA: [kɑːˈlə] ) — санскритский термин, означающий «время». [ 3 ] или «смерть». [ 4 ] Как олицетворение времени , разрушающего все сущее, Кала является богом смерти и часто используется как один из эпитетов Ямы . В шиваизме Кала известна как огненный аватар Шивы, Кала Бхайрава или Калагни Рудра; а в вайшнавизме Кала также ассоциируется с Нарасимхой и Пралайей . [ 5 ] Применительно к богам и богиням Кала не всегда отличается от Калы , что означает «черный». [ 4 ]
Этимология
[ редактировать ]Монье-Вильямса. Широко используемый санскритско-английский словарь [ 4 ] перечисляет два разных слова в форме кала :
- кала 1 означает «черный, темного цвета, темно-синий…» и имеет женскую форму, оканчивающуюся на ī – кали – как упоминается в Панини 4–1, 42.
- kālá 2 означает «фиксированный или правильный момент времени, пространство времени, время… судьба, судьба… смерть» и имеет женскую форму (находится в конце сложных слов), оканчивающуюся на ā , как упомянуто в Ригведа Пратишакья . В традиционной индуистской единице времени одна кала соответствует 144 секундам.
Согласно Монье-Вильямсу, кала 2 происходит от глагольного корня кал «рассчитывать», тогда как корень кала 1 неизвестен, хотя, возможно, тот же самый. [ 4 ]
Применительно к богам и богиням в таких произведениях, как « Деви Махатмья» и «Сканда- пурана» , кала 1 и кала 2 трудно различить. Так, Венди Донигер, переводя разговор между Шивой и Парвати из « Сканда- пураны» , говорит, что Махакала может означать «Великая Смерть»… или «Великий Черный». [ 6 ] А Свами Джагадишварананда , индуистский переводчик Деви Махатмьи , переводит женское слово кала-ратри (где ратри означает «ночь») как «темную ночь периодического растворения». [ 7 ]
Божество
[ редактировать ]
Эпосы и Пураны
[ редактировать ]Кала появляется как безличное божество в Махабхарате , Рамаяне и Бхагавата Пуране . В Махабхарате Кришна , один из главных героев, раскрывает свою личность как олицетворение Времени. Он заявляет Арджуне , что обе стороны на поле битвы Курукшетры уже уничтожены. В конце эпоса аналогичным образом уничтожается вся династия Яду (династия Кришны).
Кала появляется в Уттара Канде Рамаяны как посланник Смерти (Яма). В конце повести Время в форме неизбежности или необходимости сообщает Раме , что его правление на Земле окончено. Хитростью или дилеммой он добивается смерти Лакшманы и сообщает Раме, что тот должен вернуться в царство богов. Лакшмана добровольно уходит из жизни по благословению Рамы, и Рама возвращается на Вайкунтху .
Время предстает в «Бхагавата-пуране» как сила, ответственная за незаметные и неизбежные изменения во всем творении. Согласно Пуране, все созданные вещи иллюзорны и, следовательно, подвержены созданию и уничтожению. Говорят, что это незаметное и непостижимое непостоянство связано с ходом Времени. Точно так же Время считается непроявленным аспектом Бога, который остается после разрушения всего мира в конце жизни Брахмы . Согласно Сойферу, Нарасимха явно связана с самой Пралайей или Югантой в Бхагавата Пураны , Линга Пураны и Курма Пураны версиях ; Говорят, что он выглядит как Кала, или огонь разрушения, оба агента Пралайи. [ 5 ]
В Чайтанья-Бхагавате , тексте Гаудия-вайшнавов и биографии Чайтаньи Махапрабху , говорится, что огонь, который выходит из уст Санкаршаны в Конце Времен, — это Каланала , или «огонь Времени». [ 8 ] имён Санкаршаны — , калагни « также Одно из огонь времени». [ 9 ]
В Вишну-пуране также утверждается, что Время (кала) — одна из четырех основных форм Вишну, остальные — материя ( Прадхана ), видимая субстанция (вьякта) и Дух ( Пуруша ). [ 10 ] [ 11 ] По словам Пинчмана, «Говорят, что во время изначального творения из Вишну возникают три формы : время (кала), пуруша и пракрити ». [ 12 ]
Бхагавад Гита
[ редактировать ]В Бхагавад-гите 11.32 Кришна принимает форму Калы , разрушителя, объявляя Арджуне, что все воины с обеих сторон будут убиты, кроме Пандавов:
Я время, разрушитель миров, и я вырос, чтобы собрать миры воедино.
Время (кала) Я — великий разрушитель миров, и я пришёл сюда, чтобы уничтожить всех людей. [ 13 ]
- Бхагавад Гита, стих 11.32.
Эта фраза известна тем, что ее процитировал Дж. Роберт Оппенгеймер , когда он размышлял о рамках Манхэттенского проекта взрыве первой ядерной бомбы в в 1945 году.
В других культурах
[ редактировать ]В яванской мифологии Батара Кала — бог разрушения. Это очень огромный, могучий и могущественный бог, изображаемый в виде гиганта , рожденный из спермы Шивы , царя богов.
В Боробудуре ворота на лестницу украшены гигантской головой, благодаря чему ворота выглядят как открытая пасть великана. Многие другие ворота яванских традиционных зданий имеют такой орнамент. Возможно, самая детальная стена Кала на Яве находится на южной стороне Канди Каласан .
В Таиланде ему поклоняются вместе с Лак Муангом в народной религии Тай и Читрагуптой в индуизме . [ 14 ]
Джайнизм
[ редактировать ]
В джайнизме Кала (Время) бесконечна и объясняется двумя разными способами:
- Мера продолжительности, известная в виде часов, дней и т.п.
- Причина непрерывности функционирования вещей.
Однако джайнизм признает очень малую меру времени, известную как самайя , которая составляет бесконечно малую долю секунды . В нем существуют циклы ( калачакры ). Каждый цикл, имеющий две эры равной продолжительности, описывается как авасарпини и утсарпини .
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Храм-столп Бангкока» .
- ^ www.wisdomlib.org (14 сентября 2019 г.). «Калам: 6 определений» . www.wisdomlib.org . Проверено 4 ноября 2022 г.
- ^ Далал 2011 , с. 185.
- ^ Перейти обратно: а б с д Монье-Вильямс, Монье (1899). «Санскритский словарь» . Проверено 4 октября 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б Сойфер 1991 , с. 102.
- ^ Донигер О'Флаэрти, Венди; Индуистские мифы; Пингвин, 1975 год; ISBN 0-14-044306-1, сноска к странице 253.
- ^ Джагадишварананда транс; Деви Махатмьям (санскрит и английский); Шри Рамакришна Матх, Мадрас, 1953 г.; Глава 1, стих 78.
- ^ Тхакур, Вриндаван дас. Чайтанья-Бхагавата . Перевод Сарвабхавана даса. п. 203.
- ^ «Тысяча имен Господа Баларамы» .
- ^ Уилсон, Гораций Х. (1840). "Предисловие". Вишну-пурана: система индуистской мифологии и традиции . стр. ix.
- ^ Рой, Джанмаджит (2002). «Признаки и симптомы состояния аватара». Теория Аватара и Божественности Чайтаньи . Нью-Дели: Издатели и дистрибьюторы Atlantic. п. 66.
- ^ Пинчман 2001 , с. 83.
- ^ См . текст и перевод.
- ^ «Храм-столп Бангкока» .
Источники
[ редактировать ]- Брокер, Roshen (5 октября 2011 г.). Индуизм: Алфавитный справочник . Книги Пингвинов Индия. ISBN 978-0-14-341421-6 . Проверено 19 декабря 2012 г.
- Пинчман, Трейси, изд. (2001), В поисках Махадеви: конструирование личности Великой индуистской богини , SUNY Press
- Сойфер, Дебора А. (1991). Мифы о Нарасимхе и Вамане: два аватара в космологической перспективе . СУНИ Пресс. ISBN 9780791407998 .
