Рати
Рати | |
---|---|
Богиня любви, плотского желания и страсти | |
![]() Рати | |
Деванагари | Рати |
Санскритская транслитерация | Рати |
Принадлежность | Деви |
Обитель | Камалока |
Оружие | Меч |
Устанавливать | Попугай |
Генеалогия | |
Родители | Дакша |
Супруга | Камадева |
Дети | Харша и Яша (сыновья) [1] |
Эквиваленты | |
Греческий эквивалент | Афродита |
Римский эквивалент | Венера |
Рати ( санскрит : रति , Рати ) — индуистская богиня любви , плотского желания, похоти, страсти и сексуального удовольствия . [2] [3] [4] [5] Обычно описываемая как дочь Праджапати Дакши , Рати является женским аналогом, главной супругой и помощницей Камы (Камадевы), бога любви. Постоянная спутница Камы, она часто изображается вместе с ним в легендах и храмовой скульптуре. Она также наслаждается поклонением вместе с Камой.
Индуистские писания подчеркивают красоту и чувственность Рати. Они изображают ее девушкой, способной очаровать Бога Любви. Когда божество Шива сжигает ее мужа дотла, именно Рати, чьи мольбы или покаяние приводят к обещанию воскрешения Камы. Часто это воскрешение происходит, когда Кама перерождается в Прадьюмну , сына Кришны и Рукмини . Рати – под именем Маявати – играет решающую роль в воспитании Прадьюмны, который при рождении разлучен со своими родителями. Она действует как его няня, а также его возлюбленная и подсказывает ему, как вернуться к родителям, убив короля демонов, которому суждено умереть от его рук. Позже Кама-Прадьюмна принимает Рати-Маявати в жены.
Этимология
[ редактировать ]Имя богини Рати происходит от санскритского корня ram , что означает «наслаждаться» или «наслаждаться». Хотя корень глагола обычно относится к любому виду удовольствия, он обычно несет в себе коннотацию физического и чувственного удовольствия. Этимологически слово рати относится ко всему, чем можно наслаждаться; но оно почти всегда используется для обозначения сексуальной любви. [6]
Легенда
[ редактировать ]Рождение и брак
[ редактировать ]
Калика -пурана повествует следующую историю о рождении Рати. После создания 10 Праджапати Брахма – бог-творец – создает из своего разума Каму (Камадеву ) , бога любви. Каме приказано распространять любовь в мире, стреляя своими цветочными стрелами. Праджапати Дакшу просят подарить Каме жену. Кама сначала использует свои стрелы против Брахмы и Праджапати , которых всех кровосмесительно привлекает дочь Брахмы Сандхья («Сумерки-рассвет/закат»). Бог Шива приходит в ярость из-за отвратительного поступка Брахмы и выказывает свое осуждение. Смущенные, Брахма и Праджапати дрожат и потеют. Из пота Дакши восстает красивая женщина по имени Рати, которую Дакша представляет Каме как свою жену. В то же время взволнованный Брахма проклинает Каму, чтобы Шива в будущем сжег его дотла. Однако по просьбе Камы Брахма уверяет его, что он переродится. [7] Брахма Вайварта Пурана повествует, что Сандхья покончила жизнь самоубийством после того, как Брахма возжелал ее. Бог Вишну воскрешает ее, дает имя Рати и женит ее на Каме. В Шива-пуране упоминается, что после самоубийства Сандхья возрождается из пота Дакши как Рати. [5] В некоторых текстах Шива описывается как отец Рати. [8]
В «Харивамсе» , приложении к эпосу «Махабхарата» , упоминается, что у Камы и Рати двое детей, Харша («Радость») и Яшас («Милость»). Однако в «Вишну-пуране» упоминается, что у Рати, как и у Нанди , есть только один сын — Харша. [9] Эпосы «Махабхарата», а также « Рамаяна» также свидетельствуют о том, что Рати была супругой Камы. [10]
Возрождение как Маявати
[ редактировать ]Демон Таракасура создал хаос во вселенной, и только сын бога Шивы мог убить его, но Шива обратился к аскетическому пути после смерти своей первой жены Сати . Таким образом, боги поручили Каме заставить Шиву снова влюбиться. Кама отправился на гору Кайлас вместе с Рати и Мадху или Васантой («Весна») и выпустил в Шиву свои любовные стрелы (в другой версии легенды Кама вошёл в сознание Шивы) и вызвал желание. Раненый стрелами Камы, Шива притягивается к Парвати , реинкарнации Сати, но в волнении сжигает Каму взглядом своего третьего глаза. [11] [12] [13]

В «Бхагавата-пуране» далее рассказывается, что убитая горем Рати сходит с ума из-за смерти Камы. [11] а в версиях «Матья-пурана» и «Падма-пурана» она вымазывается пеплом своего мужа. [13] Далее в «Бхагавата-пуране» Рати подвергается суровому покаянию и умоляет Парвати заступиться перед Шивой, чтобы восстановить ее мужа. Парвати успокаивает ее, что Кама переродится в Прадьюмну , сына Кришны , аватара бога Вишну на земле, а Рати должна ждать его в доме демона ( асура ) Самбары. [11] В других версиях повествования, таких как « Матья-пурана» , «Падма-пурана» , « Шива-пурана» , « Линга-пурана» и «Катхасарицагара» , именно Шива благословляет Рати даром воскрешения Камы. [12] [13] [14]
В других вариантах она проклинает богов, пославших Каму для этой обреченной миссии, и боги, как группа или Брахма, ищут облегчения для скорбящей Рати у Шивы или Верховной Богини , причем Парвати является одним из ее многочисленных проявлений. В некоторых легендах, например в «Брахманда-пуране» , Богиня немедленно воскрешает Каму, услышав мольбу плачущей Рати и богов. [15] Известный санскритский поэт Калидаса посвятил песнь IV обсуждению тяжелого положения Рати в своей «Кумарасамбхаве» , в которой основное внимание уделяется истории свадьбы Шивы и Парвати и рождения их сына Картикеи , который убивает Таракасуру. В песне IV повествуется, что Рати становится свидетельницей смерти своего мужа и оплакивает его смерть, а затем пытается принести себя в жертву на погребальном костре. Небесный голос вовремя останавливает ее, сообщая, что после женитьбы Шивы он оживит ее мужа. [16]
Глава «Кедара Кханда» « Сканда -пураны» представляет совершенно иную версию. В этой версии, после сожжения Камы, Парвати обеспокоена тем, что не сможет достичь Шивы в отсутствие Камы. Парвати утешает Рати, которая утверждает, что оживит Каму, и начинает суровые аскезы для достижения своей цели. Однажды божественный мудрец Нарада спрашивает ее, «чья она». Взволнованный Рати оскорбляет Нараду. Злой Нарада провоцирует демона Самбару похитить Рати. Самбара берет ее в свой дом, но не может прикоснуться к ней, поскольку богиня постановила, что он превратится в пепел, если прикоснется к ней. Там Рати становится «хозяйкой кухни» и известна как Маявати («хозяйка иллюзий – Майя »). [3]

В « Бхагавата -пуране» и «Катхасарицагаре» говорится, что по совету Шивы Рати принимает форму кухарки Самбары Маявати и ждет прибытия своего мужа в дом Самбары. Самбаре предсказано, что возрожденный Кама станет его разрушителем. Самбара узнает, что Кама родился как Прадьюмна, сын Кришны и его главной жены Рукмини . Он крадет ребенка и бросает его в океан, где ребенка проглатывает рыба. Эту рыбу ловят рыбаки и отправляют на кухню Самбары. Когда рыба разделана, ребенка находит Маявати, которая решает его воспитать. Божественный мудрец Нарада открывает Маявати, что она была Рати, а ребенок - Кама, и что она должна была его воспитать. По мере взросления ребенка материнская любовь Маявати меняется на страстную любовь жены. Возродившийся Кама возмущается ее ухаживаниями, поскольку считает ее своей матерью. Маявати рассказывает ему тайну их предыдущих рождений, рассказанную Нарадой, и что он был не ее сыном, а сыном Кришны и Рукмини. Маявати обучает Прадьюмну магии и войне и советует ему убить Самбару. Прадьюмна побеждает Самбару и убивает его. Он возвращается в Дварака , столица Кришны с Маявати в качестве его жены, где их приветствуют. [11]
В « Вишну -пуране» и « Харивамсе» также есть подобное описание, хотя реинкарнацию Рати называют Маядеви и описывают как жену Самбары, а не его служанку. Оба эти писания защищают ее целомудрие, говоря, что Рати приняла иллюзорную форму, чтобы очаровать Самбару. В Брахма Вайварта Пуране прямо говорится, что Рати не спит с Шамбарой, а дарует ему иллюзорную форму Маявати. [11] [17] [18] Рати-Маявати играет решающую роль во всех повествованиях этой истории, где она соблазняет - с помощью своей Майи - как Самбару, так и Кама-Прадьюмну, своего «сына», которого она убеждает стать ее любовником. Все тексты в конце подчеркивают ее чистоту, нетронутую другим мужчиной. [18]
Харивамса , сына Прадьюмны, как « описывает Анируддху сына Рати». [19]
Ассоциации, поклонение и иконография
[ редактировать ]Имя Рати на санскрите означает «удовольствие от любви, сексуальной страсти или союза, любовное наслаждение», и все это олицетворяет Рати. [20] Рати также указывает на женское семя. [21] Слово Рати также дает начало другим санскритским словам, связанным с любовью, таким как Кама-рати («человек, одурманенный желанием»), рати-карман («половой акт»), рати-лакша («половой акт»), рати-бхога. («сексуальное наслаждение»), рати-шакти («мужественная сила»), рати-джна («искусный в искусстве любви») и рати-юддха («сексуальная битва»). [9] [20] [21] Слово Рати также появляется в названии санскритского эротического произведения «Рати-Рахасья » («тайны Рати»), которое, как говорят, содержит сексуальные тайны богини, а также в санскритских названиях многих сексуальных техник и поз, таких как Рати. -паша («петля Рати»), сексуальная поза , в которой женщина сцепляет ноги за спиной возлюбленного. [2] [20]
Рати означает сексуальное удовольствие, плотское желание и сексуальность. [22] Рати представляет собой только аспект удовольствия от сексуальной активности и не имеет отношения к родам или материнству. [23] Профессор Кэтрин Бентон из колледжа Лейк-Форест (факультет религии) связывает свое рождение с потом, «движимым желанием», с телесными жидкостями, образующимися во время полового акта, которые в индуизме считаются нечистыми. Ее связь с Камой – благоприятным богом любви – дает ей статус благоприятной богини. Рати и Кама часто изображаются на стенах храмов как «приветственные скульптуры», символы удачи и процветания. [22] Она не только супруга Рати Камы, но и его помощница и постоянная спутница, возбуждающая сексуальные чувства. Кама обычно изображается с Рати рядом с ним. [24] Рати также включается в качестве второстепенного персонажа в любую драму с участием Камы. [23] Рати также наслаждается поклонением Каме в некоторых посвященных ему праздничных обрядах. [25]
В Шива-пуране упоминается, что сам Кама был пронзён стрелами любви, когда увидел свою «благоприятную жену» Рати. [24] Рати, как и ее муж Кама, ездят на попугае как на своей вахане (транспортном средстве). [3] Рати часто изображают с мечом. [8]
В Тантре богиня Махавидья ) Чхиннамаста изображается отрубающей себе голову и стоящей на совокупляющейся паре Камы и Рати, причем последняя находится сверху ( випарита-рати сексуальная позиция . Позиция женщины сверху предполагает доминирование женщины над мужчиной. Чхиннамаста, стоящая на совокупляющейся паре Камы и Рати, одними интерпретируется как символ самообладания полового влечения, другие трактуют ее как богиню, являющуюся воплощением сексуальной энергии. С последней интерпретацией связаны изображения Чхиннамасты, изображенного сидящим на Камадеве-Рати в неподавляющей манере. Пара любви и божества также символизирует майтхуну , ритуальный сексуальный союз. [26] [27]

Поклонение
- Храм Камешвара в Арагалуре . Стхала Пурана указывает, что Камадева разбудил Шиву в этом месте.
- Храм Камешвара в Камьяване , одном из двенадцати лесов Вриндавана .
- Храм Саундараджа Перумал в Тадикомбу , недалеко от Диндигула, Тамил Наду. Отдельный храм Камдева и Рати.
- В храме Харсат-Мата в Абханери изображен Камадева.
За пределами Индийского субконтинента
[ редактировать ]Индонезия
[ редактировать ]
В индонезийской версии Рати ( индонезийский : Камаратих ) — дочь Батхары Сомы, сына Сангхьянга Панкарези, потомка Сангхьянга Венинга, младшего брата Сангьянга Венинга. Камаратих женат на Батхаре Камаджае , девятом сыне Сангхьянга Исмайи и Деви Сенгани. Он проживает в Кахьянгане Чакракембанге.
У Камаратих очень красивое лицо, обаяние и характер, она очень преданная, любящая, щедрая, добрая, терпеливая и преданная своему мужу. Она вместе со своим мужем Батхарой Камаджая является символом гармонии мужа и жены во вселенной из-за их гармонии и любви друг к другу.
Однажды Сангхьянг Маникмайя поручил Камаратиху отправить Вахью Хидаята к Деви Утари, младшему сыну Прабу Матсвапати, короля Вираты, и его супруги Деви Ни Ютиснавати/Сетьявати. Вахью Хидаят был показан как пара Вахью Чакранинграта, которую Батхара Камаджая передал Радену Абхиманью / Ангкавиджае, сыну Арджуны и Деви Сумбадра. [28]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Manmatha Nath Dutt Скачать бесплатно Mp3 Прозаический английский перевод Харивамши
- ^ Jump up to: а б Свами Рам Чарран (2007). Ведический сексуальный кодекс: наслаждайтесь полноценными и полноценными отношениями со своим возлюбленным . АвторДом. стр. 151, 209.
- ^ Jump up to: а б с Донжер, Венди (1993). Пурана переннис: взаимность и трансформация в индуистских и джайнских текстах . СУНИ Пресс. стр. 52, 75. ISBN. 0-7914-1382-9 .
- ^ Патрисия Тернер и поместье Чарльза Рассела Коултера (2000). Словарь древних божеств . Издательство Оксфордского университета, США. стр. 258, 400. ISBN. 0-19-514504-6 .
- ^ Jump up to: а б Крамриш стр. 253–4.
- ^ ( Монье-Вильямс 2008 , стр. 867)
- ^ Рати : Мани, стр. 644–5
- ^ Jump up to: а б Чандра, Суреш (2001). Энциклопедия индуистских богов и богинь (2-е изд.). Саруп и сыновья. п. 273. ИСБН 81-7625-039-2 .
- ^ Jump up to: а б Хопкинс с. 165
- ^ Хопкинс с. 199
- ^ Jump up to: а б с д и У. Дж. Уилкинс (1900). «Камадева». Индуистская мифология, ведическая и пураническая . Архив священных текстов. ISBN 1-4021-9308-4 .
- ^ Jump up to: а б Где : я стр. 378–9
- ^ Jump up to: а б с Бентон п. 41
- ^ Бентон с. 66
- ^ Бентон, стр. 52, 61.
- ^ Кале, MR; Калидаса (1999) [1923]. Кумарасамбхава из Калидаса (7-е изд.). Мотилал Банарсидас. Мистер. XXIV. ISBN 81-208-0161-Х . См. также английский перевод и санскритский оригинал песни IV.
- ^ Хопкинс с. 214
- ^ Jump up to: а б Бентон, стр. 71–3.
- ^ Хопкинс с. 164
- ^ Jump up to: а б с Монье Уильямс (2008). "с. 867: Рати" . Санскритско-английский словарь Монье Уильямса . Проверено 24 июля 2010 г.
- ^ Jump up to: а б Донигер О'Флаэрти, Венди (1980). Женщины, андрогины и другие мифические звери . Издательство Чикагского университета. стр. 39, 103. ISBN. 0-226-61850-1 .
- ^ Jump up to: а б Бентон п. 29
- ^ Jump up to: а б Бентон п. 32
- ^ Jump up to: а б Бентон стр. 29–31.
- ^ Бентон, стр. 94, 101.
- ^ Бентон, стр. 125–6.
- ^ Кинсли, Дэвид Р. (1997). Тантрические видения божественной женственности: десять махавидьев . Издательство Калифорнийского университета. стр. 154–7. ISBN 978-0-520-20499-7 .
- ^ Sunardi IDM (январь 1988 г.), Арджуна крама , PT Балай Пустака (Персеро), ISBN 9789794071427
Ссылки
[ редактировать ]- Хопкинс, Эдвард Уошберн (1915). Эпическая мифология . Страсбург К. Я. Трюбнер. ISBN 0-8426-0560-6 .
- Мани, Веттам (1975). Пураническая энциклопедия: обширный словарь с особым упором на эпическую и пураническую литературу . Дели: Мотилал Банарсидасс. ISBN 0-8426-0822-2 .
- Бентон, Кэтрин (2006). Бог желания: рассказы о Камадеве в санскритской сказочной литературе . Государственный университет Нью-Йорка. ISBN 0-7914-6565-9 .
- Крамриш, Стелла (1992) [1898]. Присутствие Шивы . Мифы. Издательство Принстонского университета. ISBN 0-691-01930-4 .
- Монье-Вильямс, Монье (2008) [1899]. Санскритско-английский словарь Монье Уильямса . Кёльнский университет.
