Jump to content

Потому что

Это хорошая статья. Нажмите здесь для получения дополнительной информации.

Потому что
Бог богатства [1]
Казначей Дэвов [2]
Член Локапаласа
Статуя Куберы X века в Художественном музее Сан-Антонио.
Принадлежность Якша , Дева , Локапала
Обитель Ланка , а затем Алака
Мантра Ом Шам Куберая Намах
Оружие В год ( Булава или дубина)
Устанавливать Мужчина
Генеалогия
Родители
Супруга Бхадра , Мураджа и Ахути (жены), Ахимша, Гритачи и Варга (любовные партнеры)
Дети Налакувара , Манибхадра , Маюраджа и Минакши Бхадры

Виджая от МураджиГандхамадана АхимшиЧитра от Гритачи

Прамати от Варги

Кубера ( санскрит : कुबेर , IAST : Кубера ), также известный как Кувера , Кубер и Куберан , — бог богатства и бог-король полубожественных якш в индуизме . [3] Он считается регентом севера ( Дикпала ) и защитником мира ( Локапала ). Его многочисленные эпитеты превозносят его как повелителя многочисленных полубожественных видов и владельца сокровищ мира. Кубера часто изображается с пухлым телом, украшенным драгоценностями, с денежным горшком и дубинкой.

Первоначально описанный как глава злых духов в ведической эпохи, Кубера приобрел статус дэва ( бога) только в Пуранах текстах и индуистских эпосах . В писаниях описано, что Кубера когда-то правил Ланкой , но был свергнут своим сводным братом Раваной , позже поселившимся в городе Алака в Гималаях . Описания «славы» и «великолепия» города Куберы можно найти во многих священных писаниях.

Кубера также был ассимилирован с буддийским и джайнским пантеонами. В буддизме он известен как Вайшравана , отчество, используемое индуистом Куберой и также приравнивается к Панчике , тогда как в джайнизме он известен как Сарванубхути .

Иконография

[ редактировать ]

Кубера часто изображается в виде карлика с кожей цвета листьев лотоса и большим животом. Он описан как имеющий три ноги, всего восемь зубов, один глаз и украшенный драгоценностями. Иногда его изображают верхом на мужчине. [4] [5] Описание уродств, таких как сломанные зубы, три ноги, три головы и четыре руки, появляется только в более поздних пуранических текстах. [6] Кубера держит в руке булаву, гранат или денежный мешок. [4] Он также может носить с собой связку драгоценностей или мангуста . В Тибете мангуста считают символом победы Куберы над нагами — хранителями сокровищ. [7] Кубера обычно изображается с мангустом в буддийской иконографии. [5]

Бронзовая группа богинь Матрики вместе с Ганешей (слева) и Куберой (справа) в настоящее время находится в Британском музее . Родом из Восточной Индии, он был посвящен в 43-й год правления Махипалы I (ок. 1043 г. н. э.).

В Вишнудхармоттара-пуране Кубера описывается как воплощение Артхи («богатство, процветание, слава») и Артхашастры , трактаты, связанные с ним, — и его иконография отражает это. Цвет лица Куберы описывается как цвет листьев лотоса. Он едет на человеке — олицетворении государства , украшенном золотыми одеждами и украшениями, символизирующими его богатство. Его левый глаз желтый. Он носит доспехи и ожерелье до большого живота. Вишнудхармоттара -пурана далее описывает его лицо наклоненным влево, с бородой и усами, а также с двумя маленькими клыками, торчащими из кончиков рта, что символизирует его способность наказывать и оказывать милости. Его жена Риддхи, олицетворяющая жизненный путь, сидит на его левых коленях, положив левую руку на спину Куберы, а правую держа ратна-патру (горшок с драгоценностями). Кубера должен быть четырехруким, держать в левой паре гада (булаву: символ данданити — отправления правосудия) и шакти (силу) и штандарты со львом, символизирующим Арта и шибика (дубинка, оружие Куберы). Сокровища нидхи Падма и Шанкха стоят рядом с ним в человеческой форме, их головы выходят из лотоса и раковины соответственно. [8]

В Агни Пуране говорится, что Кубера должен быть установлен в храмах сидящим на козле и с дубинкой в ​​руке. [9] Изображение Куберы должно быть золотым с разноцветными атрибутами. [10] В некоторых источниках, особенно в джайнских изображениях, Кубера изображается пьяницей, о чем свидетельствует «сосуд с нектаром» в его руке. [11]

Этимология и другие имена

[ редактировать ]

Точное происхождение имени Кубера неизвестно. [10] «Кубера» или «Кувера» (कुवेर), как пишется на более позднем санскрите, означает «деформированный или чудовищный» или «плохой формы»; указывая на его уродства. [10] [12] Другая теория предполагает, что слово «кубера» происходит от глагольного корня «кумба» , что означает «скрывать». Кувера также делится на ку (земля) и вира (герой). [13]

Как сын Вишравы («Славы») Кубера именуется Вайшраваной (на языке пали — Вессавана), а как сын Илавилы — Айлавилой . [14] Вайшравана иногда переводится как «Сын славы». [10] В комментарии к Сутта-Нитапе говорится, что Вайшравана происходит от названия царства Куберы, Вишана . [13] Однажды Кубера с ревностью посмотрел на Шиву и его жену Парвати и потерял один глаз. Парвати также окрасила этот деформированный глаз в желтый цвет. Так Кубера получил имя Экаксипингала («тот, у кого один желтый глаз»). [9] Его также называют Бхутеша («Повелитель духов»), как Шиву. Кубера обычно привлекается духами или людьми ( нара ), поэтому его называют Нара-вахана , того, чья вахана (ездовое животное) — нара . Хопкинс интерпретирует нара как духов воды, хотя Мани переводит нара как мужчин. [9] [15] Кубера также ездит на слоне по имени Сарвабхаума в качестве лока-палы . [14] Его сад называется Чайтраратх. [16]

Кубера также пользуется титулами «царь всего мира», «царь царей» ( Раджараджа ), «Повелитель богатства» ( Дханадхипати ) и «даритель богатства» ( Дханада ). Его титулы иногда связаны с его подданными: «царь якшей » ( Якшараджан ), «Господин ракшасов » ( Ракшасадхипати ), «Господин Гухьяков » ( Гухьякадхипа ), «царь Киннар » ( Киннарараджа ), «царь животных, напоминающих мужчины» ( Маюраджа ) и «царь людей» ( Нарараджа ). [10] [14] [15] Кубера также называется Гухьядхипа («Повелитель скрытого»). Атхарваведа называет его « богом сокрытия». [15]

Литература

[ редактировать ]
Кубера, I век н.э., Музей Матхуры .

Ранние описания и происхождение

[ редактировать ]

В Атхарваведе , где он впервые появляется [10] — а Шатапатха-брахман Кубера — глава злых духов или духов тьмы и сын Вайшраваны. [12] [17] Шатапатха -брахман называет его Господом воров и преступников. [18] В « Манусмрити » он становится уважаемым локапалой («защитником мира») и покровителем торговцев. [13] В эпосе «Махабхарата» Кубера описывается как сын Праджапати Пуластья и его жены Идавиды, а также брат мудреца Вишравы . Кубера описывается как рожденный от коровы. Однако в Пуранах он описывается как внук Пуластьи и сын Вишравы и его жены Илавиды (или Иливилы, или Деваварнини), дочери мудреца Бхарадваджи или Тринабинду. [9] [10] [14] [17]

К этому времени, хотя Кубера все еще описывается как асура , ему возносят молитвы в конце всех ритуальных жертвоприношений. [17] Его титулы, такие как «лучший из царей» и «Господь царей» (Харивамша указывает , что Кубера стал «Господином царей»), в отличие от бога-царя небес Индры , чей титул «лучшего из богов» привело к более позднему убеждению, что Кубера был человеком. Ранние тексты Гаутама Дхармашастра и Апастамба описывают его как человека. Только Грихьясутры Шанкаяны и Хираньякесина называют его богом и предлагают ему подношения в виде мяса, семян кунжута и цветов. [8] [19]

Пуранические и эпические описания

[ редактировать ]

Пураны Махабхарата и эпос Рамаяна и даруют Кубере неоспоримое божество. [8] Кубера также приобрел статус «Повелителя богатств» и самого богатого Дэва. Он также становится локапалой («защитником мира») и хранителем ( дикапалой ) Северного направления , хотя иногда его связывают и с Востоком. [14] [17] Статус Куберы как локапалы и дикпалы гарантирован в Рамаяне , но в Махабхарате некоторые списки не включают Куберу. Таким образом, Кубера считается более поздним дополнением к первоначальному списку Лока-пала боги Агни или Сома . , где на его месте фигурируют [20] Этот статус, как сообщает Рамаяна , был дарован Кубере Брахмой — богом-создателем и отцом Пуластьи — в награду за его суровое покаяние. Брахма также даровал Кубере богатство мира ( Нидхи ), «равенство с богами», и Пушпака Вимана , летающую колесницу. Кубера тогда правил в золотом городе Ланке , отождествляемом с современной Шри-Ланкой . [9] [10] [14] В Махабхарате говорится, что Брахма даровал Кубере власть над богатством, дружбу с Шивой, божественность, статус защитника мира, сына по имени Налакубера / Налакубара , Пушпака Вимана и власть над демонами Наиррата . [14]

И в Пуранах , и в Рамаяне фигурируют полукровные братья и сестры Куберы. Вишрава, отец Куберы, также женился на принцессе -ракшасе (полубоге) Кайкеши , которая была матерью четырех детей -ракшасов : Раваны , главного антагониста Рамаяны, и его братьев и сестер Кумбхакарны , Вибхишаны и Шурпанаки . [9] [17] Махабхарата . считает Вишраву братом Куберы, поэтому Кубера описывается как дядя Раваны и его братьев и сестер В нем записано, что, когда Кубера обратился к Брахме с просьбой заменить его отца Пуластью, Пуластья создал Вишраву. Чтобы добиться благосклонности Вишравы, Кубера послал к нему трех женщин, от которых Вишрава зачал своих детей-демонов. [14] [21] Равана, получив дар Брахмы, прогнал Куберу с Ланки и захватил его Пушпака Виману, которая была возвращена Кубере после смерти Раваны. Затем Кубера поселился на горе Гандхамандана, недалеко от горы Кайлас – обители бога Шивы – в Гималаях . Иногда сам Кайлас называют резиденцией Куберы. Его город обычно называют Алака или Алака-пури («город-завиток»), а также Прабха («великолепие»), Васудхара («украшенный драгоценностями») и Васу-стхали («обитель сокровищ»). [9] [10] [14] [16] Там у Куберы была роща Чайтраратха , листья которой были драгоценными камнями, а плоды — райскими девушками. есть очаровательное озеро Налини . Еще в роще [14] [21] Кубера часто описывается как друг Шивы в эпосе. [4] В «Падма-пуране» говорится, что Кубера много лет молился Шиве, и Шива даровал ему царство якш. [9]

Кубера XI века, Карнатака .

Описание великолепного двора Куберы встречается как в Махабхарате, так и в Мегхадуте . Здесь гандхарвы и апсары развлекают Куберу. Шива и его жена Парвати часто посещают двор Куберы, который посещают полубожественные существа, такие как видьядхары ; кимпурушас ; ракшасы; пишачи ; а также Падма и Шанкха; персонифицированные сокровища ( нидхи ); и Манибхадра, главный помощник Куберы и вождь его армии. Как и у каждого защитника мира, у Куберы проживают семь провидцев Севера. Сообщается, что Алака однажды была разграблена Раваной и однажды подверглась нападению со стороны Пандавов принца Бхимы . [8] [9] [10] [14] [15] Куберы Наирраты Описано, что армия победила царя Мучукунду, который затем победил их по совету своего гуру Вашишты . Также записано, что Шукра , наставник асуров, победил Куберу и украл его богатство. [6] [9] Другая важная история в Священных Писаниях рассказывает о том, как Кубера развлекал мудреца Аштавакру в своем дворце. [6] [9]

Кубера — хранитель сокровищ богов и повелитель полубожественных якш, гухьяков , киннар и гандхарвов, которые действуют как его помощники и защитники драгоценностей земли, а также хранители его города. Кубера также является хранителем путешественников и дарителем богатства людям, которые ему нравятся. Ракшасы также служат Кубере. [4] однако сообщается, что некоторые ракшасы-каннибалы встали на сторону Раваны в битве против Куберы. [14] Кубера также развивался как второстепенное божество брака. Его вызывают вместе с Шивой на свадьбах и описывают как Камешвару («Повелитель Камы – удовольствие, желание и т. д.»). [22] Он связан с плодородием водного типа. [23]

и В Пуранах Махабхарате записано , что Кубера женился на Бхадре («благоприятной») или Каубери («жене Куберы»), дочери демона Муры . Ее еще называют Якши – женская якша и Чарви («великолепие»). У них было трое сыновей: Налакубара («Тростниковая ось»), Манигрива («Украшенная драгоценностями шея») или Варна-кави («Красочный поэт») и Маюраджа («царь животных, похожих на людей»); и дочь по имени Минакши («рыбьи глаза»). [4] [10] [21]

Поклонение

[ редактировать ]

Кубере, как хранителю богатств мира, предписано поклоняться. Кубере также приписывают деньги божеству Венкатешваре (форме Вишну) за его брак с Падмавати . В память об этом преданные едут в Тирупати, Венкатешвары чтобы пожертвовать деньги в Хунди («Горшок для пожертвований»), чтобы он мог вернуть их Кубере. [24] По этой причине он также ассоциируется с Лакшми и иногда представляется вместе с ней как Кубера Лакшми.

Хотя Кубера по-прежнему наслаждается молитвами как бог богатства, его роль в основном выполняет бог мудрости, удачи и устранения препятствий Ганеша , с которым его обычно ассоциируют. [4] [17]

За пределами индуизма

[ редактировать ]
Джамбала, буддист Кубера, изображен похожим на Куберу.
Кубера на слоне в джайнских пещерах Эллоры.

Кубера признан за пределами Индии и индуизма. Кубера — популярная фигура как в буддийской, так и в джайнской мифологии. [5] Востоковед доктор Нагендра Кумар Сингх заметил, что «в каждой индийской религии есть Кубера по индуистскому прототипу». [25]

Кубера — это буддийский Вайшравана или Джамбала и японский Бишамон. Буддист-вайшравана, как и индуист Кубера, является правителем Севера, локапалой и повелителем якш. Он один из Четырех Небесных Королей , каждый из которых связан со своим кардинальным направлением. [26] В буддийских легендах Кубера также приравнивается к Панчике , чья жена Харити является символом изобилия. [27] Иконография Куберы и Панчика настолько схожа, что в некоторых случаях, комментирует А. Гетти, отличить Панчика от Куберы крайне сложно. [7] Японский Бисямон, также известный как Тамон-Тен, [28] — одно из Джуни-Тен (十二天), группы из 12 индуистских божеств, принятых в буддизме в качестве божеств-хранителей ( дэв или десять ), которые встречаются в буддийских святынях или вокруг них. Группа из двенадцати божеств Джуни-Тен была создана путем добавления четырех божеств к более старой группе Хаппу-Тен, восьми хранителей направлений. Бишамон правит севером, как и его индуистский коллега Кубера. [28] [29] [30]

Джайнизм

[ редактировать ]

В джайнизме Кубера — якша-помощник 19-го Тиртханкара Маллината . [25] Его обычно называют Сарванубхути или Сарвана , и его могут изображать с четырьмя лицами, цветами радуги и восемью руками. Джайнистская секта Дигамбара дает ему шесть видов оружия и три головы; в то время как шветамбары изображают его с четырьмя-шестью руками, с большим выбором оружия, хотя его атрибуты, мешок с деньгами и цитрусовый плод, одинаковы. Он может ездить на человеке или на слоне. [25] [31] Он связан с буддийской Джамбалой, а не с индуистской Куберой. [31]

  1. ^ «Кубера, Кувера, Кубера: 52 определения» . 15 июня 2012 г.
  2. ^ Паттанаик, Девдутт (2006). МИФ=МИТИЯ . Пингвин Великобритания. ISBN  9788184750218 .
  3. ^ Стихи Шурадаса . Публикации Абхинава. 1999. ISBN  9788170173694 .
  4. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж Кнапп, Стивен (2005). Сердце индуизма: восточный путь к свободе, расширению возможностей и просветлению . iUniverse. стр. 192–3. ISBN  0-595-79779-2 .
  5. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Кубера.(2010). В Британской энциклопедии. Получено 8 июля 2010 г. из Британской энциклопедии онлайн: https://www.britannica.com/EBchecked/topic/324235/Kubera.
  6. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Хопкинс 1915 , с. 147
  7. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Дональдсон, Томас Э. (2001). «Джамбала/Панчика» Иконография буддийской скульптуры Ориссы Публикации Абхинава. стр. 100-1 329–30. ISBN  81-7017-406-6 .
  8. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Пракаш, Ом (2000). «Артха и Артхашастра в пуранической иконографии и их символическое значение» . В Нагендре Кумаре Сингхе (ред.). Энциклопедия индуизма . Том. 31–45. Публикации Anmol PVT. ООО. стр. 41–4. ISBN  81-7488-168-9 . [ постоянная мертвая ссылка ]
  9. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к Мани, Веттам (1975). Пураническая энциклопедия: обширный словарь с особым упором на эпическую и пураническую литературу . Дели: Мотилал Банарсидасс. стр. 434 –7. ISBN  0-8426-0822-2 .
  10. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к Даниэлу, Ален (1964). «Кубера, Повелитель богатства». Мифы и боги Индии . Внутренние традиции / Медведь и компания. стр. 135–7.
  11. ^ Сазерленд 1991 , с. 65
  12. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Словарь Монье-Вильямса: Кубера
  13. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Сазерленд 1991 , с. 63
  14. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л Хопкинс 1915 , стр. 142–3.
  15. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Хопкинс 1915 , стр. 144–5.
  16. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Гопал, Мадан (1990). КС Гаутам (ред.). Индия сквозь века . Отдел публикаций Министерства информации и радиовещания правительства Индии. п. 65 .
  17. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж Уильямс, Джордж Мейсон (2003). «Кубера». Справочник по индуистской мифологии . АВС-КЛИО. стр. 190–1 . ISBN  1-85109-650-7 .
  18. ^ «Сатапатха-брахман, часть V (SBE44): Тринадцатая Канда: XIII, 4, 3. Третий Брахман (13.4.3.10)» . www.sacred-texts.com . Проверено 23 июня 2017 г.
  19. ^ Хопкинс 1915 , с. 146
  20. ^ Для Лока-паласа, Хопкинс, 1915 , стр. 149–52.
  21. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Уилкинс, WJ (1990). Индуистская мифология, ведическая и пураническая . Архив сакральных текстов. стр. 388–93. ISBN  1-4021-9308-4 .
  22. ^ Хопкинс 1915 , с. 148
  23. ^ Сазерленд 1991 , с. 61
  24. ^ Ярмарки и фестивали Индии . Пустак Махал. Сентябрь 2006. с. 32. ISBN  81-223-0951-8 .
  25. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Нагендра Кумар Сингх, изд. (2001). Энциклопедия джайнизма . Том. 1. Публикации Anmol PVT. ООО. п. 7280. ISBN  81-261-0691-3 .
  26. ^ Чаудхури, Сародж Кумар (2003). «Глава 2: Вайшравана, Небесный царь». Индуистские боги и богини в Японии . компании Vedams eBooks (P) Ltd. ISBN  81-7936-009-1 .
  27. ^ Сазерленд, стр. 63–4, 66.
  28. Перейти обратно: Перейти обратно: а б С. Бисвас (2000), Искусство Японии, Северная, ISBN   978-8172112691 , стр. 184.
  29. Двенадцать Небесных Божеств (Дэвов). Архивировано 4 марта 2016 года в Национальном музее Wayback Machine Нара, Япония.
  30. ^ Адриан Снодграсс (2007), Символизм Ступы, Мотилал Банарсидасс, ISBN   978-8120807815 , страницы 120–124, 298–300.
  31. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Перейра, Джозеф (1977). Монолитные Джины. Иконография джайнских храмов Эллоры. Мотилал Банарсидас. стр. 100-1 60–1. ISBN  0-8426-1027-8 .

Библиография

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: b8416553d3a8b2b5f8e18562c1afa48a__1719838020
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/b8/8a/b8416553d3a8b2b5f8e18562c1afa48a.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Kubera - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)