Потому что
Потому что | |
---|---|
Член Локапаласа | |
Принадлежность | Якша , Дева , Локапала |
Обитель | Ланка , а затем Алака |
Мантра | Ом Шам Куберая Намах |
Оружие | В год ( Булава или дубина) |
Устанавливать | Мужчина |
Генеалогия | |
Родители | |
Супруга | Бхадра , Мураджа и Ахути (жены), Ахимша, Гритачи и Варга (любовные партнеры) |
Дети | Налакувара , Манибхадра , Маюраджа и Минакши Бхадры Виджая от МураджиГандхамадана АхимшиЧитра от Гритачи Прамати от Варги |
Кубера ( санскрит : कुबेर , IAST : Кубера ), также известный как Кувера , Кубер и Куберан , — бог богатства и бог-король полубожественных якш в индуизме . [3] Он считается регентом севера ( Дикпала ) и защитником мира ( Локапала ). Его многочисленные эпитеты превозносят его как повелителя многочисленных полубожественных видов и владельца сокровищ мира. Кубера часто изображается с пухлым телом, украшенным драгоценностями, с денежным горшком и дубинкой.
Первоначально описанный как глава злых духов в ведической эпохи, Кубера приобрел статус дэва ( бога) только в Пуранах текстах и индуистских эпосах . В писаниях описано, что Кубера когда-то правил Ланкой , но был свергнут своим сводным братом Раваной , позже поселившимся в городе Алака в Гималаях . Описания «славы» и «великолепия» города Куберы можно найти во многих священных писаниях.
Кубера также был ассимилирован с буддийским и джайнским пантеонами. В буддизме он известен как Вайшравана , отчество, используемое индуистом Куберой и также приравнивается к Панчике , тогда как в джайнизме он известен как Сарванубхути .
Иконография
[ редактировать ]Кубера часто изображается в виде карлика с кожей цвета листьев лотоса и большим животом. Он описан как имеющий три ноги, всего восемь зубов, один глаз и украшенный драгоценностями. Иногда его изображают верхом на мужчине. [4] [5] Описание уродств, таких как сломанные зубы, три ноги, три головы и четыре руки, появляется только в более поздних пуранических текстах. [6] Кубера держит в руке булаву, гранат или денежный мешок. [4] Он также может носить с собой связку драгоценностей или мангуста . В Тибете мангуста считают символом победы Куберы над нагами — хранителями сокровищ. [7] Кубера обычно изображается с мангустом в буддийской иконографии. [5]
В Вишнудхармоттара-пуране Кубера описывается как воплощение Артхи («богатство, процветание, слава») и Артхашастры , трактаты, связанные с ним, — и его иконография отражает это. Цвет лица Куберы описывается как цвет листьев лотоса. Он едет на человеке — олицетворении государства , украшенном золотыми одеждами и украшениями, символизирующими его богатство. Его левый глаз желтый. Он носит доспехи и ожерелье до большого живота. Вишнудхармоттара -пурана далее описывает его лицо наклоненным влево, с бородой и усами, а также с двумя маленькими клыками, торчащими из кончиков рта, что символизирует его способность наказывать и оказывать милости. Его жена Риддхи, олицетворяющая жизненный путь, сидит на его левых коленях, положив левую руку на спину Куберы, а правую держа ратна-патру (горшок с драгоценностями). Кубера должен быть четырехруким, держать в левой паре гада (булаву: символ данданити — отправления правосудия) и шакти (силу) и штандарты со львом, символизирующим Арта и шибика (дубинка, оружие Куберы). Сокровища нидхи Падма и Шанкха стоят рядом с ним в человеческой форме, их головы выходят из лотоса и раковины соответственно. [8]
В Агни Пуране говорится, что Кубера должен быть установлен в храмах сидящим на козле и с дубинкой в руке. [9] Изображение Куберы должно быть золотым с разноцветными атрибутами. [10] В некоторых источниках, особенно в джайнских изображениях, Кубера изображается пьяницей, о чем свидетельствует «сосуд с нектаром» в его руке. [11]
Этимология и другие имена
[ редактировать ]Точное происхождение имени Кубера неизвестно. [10] «Кубера» или «Кувера» (कुवेर), как пишется на более позднем санскрите, означает «деформированный или чудовищный» или «плохой формы»; указывая на его уродства. [10] [12] Другая теория предполагает, что слово «кубера» происходит от глагольного корня «кумба» , что означает «скрывать». Кувера также делится на ку (земля) и вира (герой). [13]
Как сын Вишравы («Славы») Кубера именуется Вайшраваной (на языке пали — Вессавана), а как сын Илавилы — Айлавилой . [14] Вайшравана иногда переводится как «Сын славы». [10] В комментарии к Сутта-Нитапе говорится, что Вайшравана происходит от названия царства Куберы, Вишана . [13] Однажды Кубера с ревностью посмотрел на Шиву и его жену Парвати и потерял один глаз. Парвати также окрасила этот деформированный глаз в желтый цвет. Так Кубера получил имя Экаксипингала («тот, у кого один желтый глаз»). [9] Его также называют Бхутеша («Повелитель духов»), как Шиву. Кубера обычно привлекается духами или людьми ( нара ), поэтому его называют Нара-вахана , того, чья вахана (ездовое животное) — нара . Хопкинс интерпретирует нара как духов воды, хотя Мани переводит нара как мужчин. [9] [15] Кубера также ездит на слоне по имени Сарвабхаума в качестве лока-палы . [14] Его сад называется Чайтраратх. [16]
Кубера также пользуется титулами «царь всего мира», «царь царей» ( Раджараджа ), «Повелитель богатства» ( Дханадхипати ) и «даритель богатства» ( Дханада ). Его титулы иногда связаны с его подданными: «царь якшей » ( Якшараджан ), «Господин ракшасов » ( Ракшасадхипати ), «Господин Гухьяков » ( Гухьякадхипа ), «царь Киннар » ( Киннарараджа ), «царь животных, напоминающих мужчины» ( Маюраджа ) и «царь людей» ( Нарараджа ). [10] [14] [15] Кубера также называется Гухьядхипа («Повелитель скрытого»). Атхарваведа называет его « богом сокрытия». [15]
Литература
[ редактировать ]Ранние описания и происхождение
[ редактировать ]В Атхарваведе , где он впервые появляется [10] — а Шатапатха-брахман Кубера — глава злых духов или духов тьмы и сын Вайшраваны. [12] [17] Шатапатха -брахман называет его Господом воров и преступников. [18] В « Манусмрити » он становится уважаемым локапалой («защитником мира») и покровителем торговцев. [13] В эпосе «Махабхарата» Кубера описывается как сын Праджапати Пуластья и его жены Идавиды, а также брат мудреца Вишравы . Кубера описывается как рожденный от коровы. Однако в Пуранах он описывается как внук Пуластьи и сын Вишравы и его жены Илавиды (или Иливилы, или Деваварнини), дочери мудреца Бхарадваджи или Тринабинду. [9] [10] [14] [17]
К этому времени, хотя Кубера все еще описывается как асура , ему возносят молитвы в конце всех ритуальных жертвоприношений. [17] Его титулы, такие как «лучший из царей» и «Господь царей» (Харивамша указывает , что Кубера стал «Господином царей»), в отличие от бога-царя небес Индры , чей титул «лучшего из богов» привело к более позднему убеждению, что Кубера был человеком. Ранние тексты Гаутама Дхармашастра и Апастамба описывают его как человека. Только Грихьясутры Шанкаяны и Хираньякесина называют его богом и предлагают ему подношения в виде мяса, семян кунжута и цветов. [8] [19]
Пуранические и эпические описания
[ редактировать ]Пураны Махабхарата и эпос Рамаяна и даруют Кубере неоспоримое божество. [8] Кубера также приобрел статус «Повелителя богатств» и самого богатого Дэва. Он также становится локапалой («защитником мира») и хранителем ( дикапалой ) Северного направления , хотя иногда его связывают и с Востоком. [14] [17] Статус Куберы как локапалы и дикпалы гарантирован в Рамаяне , но в Махабхарате некоторые списки не включают Куберу. Таким образом, Кубера считается более поздним дополнением к первоначальному списку Лока-пала боги Агни или Сома . , где на его месте фигурируют [20] Этот статус, как сообщает Рамаяна , был дарован Кубере Брахмой — богом-создателем и отцом Пуластьи — в награду за его суровое покаяние. Брахма также даровал Кубере богатство мира ( Нидхи ), «равенство с богами», и Пушпака Вимана , летающую колесницу. Кубера тогда правил в золотом городе Ланке , отождествляемом с современной Шри-Ланкой . [9] [10] [14] В Махабхарате говорится, что Брахма даровал Кубере власть над богатством, дружбу с Шивой, божественность, статус защитника мира, сына по имени Налакубера / Налакубара , Пушпака Вимана и власть над демонами Наиррата . [14]
И в Пуранах , и в Рамаяне фигурируют полукровные братья и сестры Куберы. Вишрава, отец Куберы, также женился на принцессе -ракшасе (полубоге) Кайкеши , которая была матерью четырех детей -ракшасов : Раваны , главного антагониста Рамаяны, и его братьев и сестер Кумбхакарны , Вибхишаны и Шурпанаки . [9] [17] Махабхарата . считает Вишраву братом Куберы, поэтому Кубера описывается как дядя Раваны и его братьев и сестер В нем записано, что, когда Кубера обратился к Брахме с просьбой заменить его отца Пуластью, Пуластья создал Вишраву. Чтобы добиться благосклонности Вишравы, Кубера послал к нему трех женщин, от которых Вишрава зачал своих детей-демонов. [14] [21] Равана, получив дар Брахмы, прогнал Куберу с Ланки и захватил его Пушпака Виману, которая была возвращена Кубере после смерти Раваны. Затем Кубера поселился на горе Гандхамандана, недалеко от горы Кайлас – обители бога Шивы – в Гималаях . Иногда сам Кайлас называют резиденцией Куберы. Его город обычно называют Алака или Алака-пури («город-завиток»), а также Прабха («великолепие»), Васудхара («украшенный драгоценностями») и Васу-стхали («обитель сокровищ»). [9] [10] [14] [16] Там у Куберы была роща Чайтраратха , листья которой были драгоценными камнями, а плоды — райскими девушками. есть очаровательное озеро Налини . Еще в роще [14] [21] Кубера часто описывается как друг Шивы в эпосе. [4] В «Падма-пуране» говорится, что Кубера много лет молился Шиве, и Шива даровал ему царство якш. [9]
Описание великолепного двора Куберы встречается как в Махабхарате, так и в Мегхадуте . Здесь гандхарвы и апсары развлекают Куберу. Шива и его жена Парвати часто посещают двор Куберы, который посещают полубожественные существа, такие как видьядхары ; кимпурушас ; ракшасы; пишачи ; а также Падма и Шанкха; персонифицированные сокровища ( нидхи ); и Манибхадра, главный помощник Куберы и вождь его армии. Как и у каждого защитника мира, у Куберы проживают семь провидцев Севера. Сообщается, что Алака однажды была разграблена Раваной и однажды подверглась нападению со стороны Пандавов принца Бхимы . [8] [9] [10] [14] [15] Куберы Наирраты Описано, что армия победила царя Мучукунду, который затем победил их по совету своего гуру Вашишты . Также записано, что Шукра , наставник асуров, победил Куберу и украл его богатство. [6] [9] Другая важная история в Священных Писаниях рассказывает о том, как Кубера развлекал мудреца Аштавакру в своем дворце. [6] [9]
Кубера — хранитель сокровищ богов и повелитель полубожественных якш, гухьяков , киннар и гандхарвов, которые действуют как его помощники и защитники драгоценностей земли, а также хранители его города. Кубера также является хранителем путешественников и дарителем богатства людям, которые ему нравятся. Ракшасы также служат Кубере. [4] однако сообщается, что некоторые ракшасы-каннибалы встали на сторону Раваны в битве против Куберы. [14] Кубера также развивался как второстепенное божество брака. Его вызывают вместе с Шивой на свадьбах и описывают как Камешвару («Повелитель Камы – удовольствие, желание и т. д.»). [22] Он связан с плодородием водного типа. [23]
и В Пуранах Махабхарате записано , что Кубера женился на Бхадре («благоприятной») или Каубери («жене Куберы»), дочери демона Муры . Ее еще называют Якши – женская якша и Чарви («великолепие»). У них было трое сыновей: Налакубара («Тростниковая ось»), Манигрива («Украшенная драгоценностями шея») или Варна-кави («Красочный поэт») и Маюраджа («царь животных, похожих на людей»); и дочь по имени Минакши («рыбьи глаза»). [4] [10] [21]
Поклонение
[ редактировать ]Кубере, как хранителю богатств мира, предписано поклоняться. Кубере также приписывают деньги божеству Венкатешваре (форме Вишну) за его брак с Падмавати . В память об этом преданные едут в Тирупати, Венкатешвары чтобы пожертвовать деньги в Хунди («Горшок для пожертвований»), чтобы он мог вернуть их Кубере. [24] По этой причине он также ассоциируется с Лакшми и иногда представляется вместе с ней как Кубера Лакшми.
Хотя Кубера по-прежнему наслаждается молитвами как бог богатства, его роль в основном выполняет бог мудрости, удачи и устранения препятствий Ганеша , с которым его обычно ассоциируют. [4] [17]
За пределами индуизма
[ редактировать ]Кубера признан за пределами Индии и индуизма. Кубера — популярная фигура как в буддийской, так и в джайнской мифологии. [5] Востоковед доктор Нагендра Кумар Сингх заметил, что «в каждой индийской религии есть Кубера по индуистскому прототипу». [25]
буддизм
[ редактировать ]Кубера — это буддийский Вайшравана или Джамбала и японский Бишамон. Буддист-вайшравана, как и индуист Кубера, является правителем Севера, локапалой и повелителем якш. Он один из Четырех Небесных Королей , каждый из которых связан со своим кардинальным направлением. [26] В буддийских легендах Кубера также приравнивается к Панчике , чья жена Харити является символом изобилия. [27] Иконография Куберы и Панчика настолько схожа, что в некоторых случаях, комментирует А. Гетти, отличить Панчика от Куберы крайне сложно. [7] Японский Бисямон, также известный как Тамон-Тен, [28] — одно из Джуни-Тен (十二天), группы из 12 индуистских божеств, принятых в буддизме в качестве божеств-хранителей ( дэв или десять ), которые встречаются в буддийских святынях или вокруг них. Группа из двенадцати божеств Джуни-Тен была создана путем добавления четырех божеств к более старой группе Хаппу-Тен, восьми хранителей направлений. Бишамон правит севером, как и его индуистский коллега Кубера. [28] [29] [30]
Джайнизм
[ редактировать ]В джайнизме Кубера — якша-помощник 19-го Тиртханкара Маллината . [25] Его обычно называют Сарванубхути или Сарвана , и его могут изображать с четырьмя лицами, цветами радуги и восемью руками. Джайнистская секта Дигамбара дает ему шесть видов оружия и три головы; в то время как шветамбары изображают его с четырьмя-шестью руками, с большим выбором оружия, хотя его атрибуты, мешок с деньгами и цитрусовый плод, одинаковы. Он может ездить на человеке или на слоне. [25] [31] Он связан с буддийской Джамбалой, а не с индуистской Куберой. [31]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Кубера, Кувера, Кубера: 52 определения» . 15 июня 2012 г.
- ^ Паттанаик, Девдутт (2006). МИФ=МИТИЯ . Пингвин Великобритания. ISBN 9788184750218 .
- ^ Стихи Шурадаса . Публикации Абхинава. 1999. ISBN 9788170173694 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж Кнапп, Стивен (2005). Сердце индуизма: восточный путь к свободе, расширению возможностей и просветлению . iUniverse. стр. 192–3. ISBN 0-595-79779-2 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Кубера.(2010). В Британской энциклопедии. Получено 8 июля 2010 г. из Британской энциклопедии онлайн: https://www.britannica.com/EBchecked/topic/324235/Kubera.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Хопкинс 1915 , с. 147
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Дональдсон, Томас Э. (2001). «Джамбала/Панчика» Иконография буддийской скульптуры Ориссы Публикации Абхинава. стр. 100-1 329–30. ISBN 81-7017-406-6 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Пракаш, Ом (2000). «Артха и Артхашастра в пуранической иконографии и их символическое значение» . В Нагендре Кумаре Сингхе (ред.). Энциклопедия индуизма . Том. 31–45. Публикации Anmol PVT. ООО. стр. 41–4. ISBN 81-7488-168-9 . [ постоянная мертвая ссылка ]
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к Мани, Веттам (1975). Пураническая энциклопедия: обширный словарь с особым упором на эпическую и пураническую литературу . Дели: Мотилал Банарсидасс. стр. 434 –7. ISBN 0-8426-0822-2 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к Даниэлу, Ален (1964). «Кубера, Повелитель богатства». Мифы и боги Индии . Внутренние традиции / Медведь и компания. стр. 135–7.
- ^ Сазерленд 1991 , с. 65
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Словарь Монье-Вильямса: Кубера
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Сазерленд 1991 , с. 63
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л Хопкинс 1915 , стр. 142–3.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Хопкинс 1915 , стр. 144–5.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Гопал, Мадан (1990). КС Гаутам (ред.). Индия сквозь века . Отдел публикаций Министерства информации и радиовещания правительства Индии. п. 65 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж Уильямс, Джордж Мейсон (2003). «Кубера». Справочник по индуистской мифологии . АВС-КЛИО. стр. 190–1 . ISBN 1-85109-650-7 .
- ^ «Сатапатха-брахман, часть V (SBE44): Тринадцатая Канда: XIII, 4, 3. Третий Брахман (13.4.3.10)» . www.sacred-texts.com . Проверено 23 июня 2017 г.
- ^ Хопкинс 1915 , с. 146
- ^ Для Лока-паласа, Хопкинс, 1915 , стр. 149–52.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Уилкинс, WJ (1990). Индуистская мифология, ведическая и пураническая . Архив сакральных текстов. стр. 388–93. ISBN 1-4021-9308-4 .
- ^ Хопкинс 1915 , с. 148
- ^ Сазерленд 1991 , с. 61
- ^ Ярмарки и фестивали Индии . Пустак Махал. Сентябрь 2006. с. 32. ISBN 81-223-0951-8 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Нагендра Кумар Сингх, изд. (2001). Энциклопедия джайнизма . Том. 1. Публикации Anmol PVT. ООО. п. 7280. ISBN 81-261-0691-3 .
- ^ Чаудхури, Сародж Кумар (2003). «Глава 2: Вайшравана, Небесный царь». Индуистские боги и богини в Японии . компании Vedams eBooks (P) Ltd. ISBN 81-7936-009-1 .
- ^ Сазерленд, стр. 63–4, 66.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б С. Бисвас (2000), Искусство Японии, Северная, ISBN 978-8172112691 , стр. 184.
- ↑ Двенадцать Небесных Божеств (Дэвов). Архивировано 4 марта 2016 года в Национальном музее Wayback Machine Нара, Япония.
- ^ Адриан Снодграсс (2007), Символизм Ступы, Мотилал Банарсидасс, ISBN 978-8120807815 , страницы 120–124, 298–300.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Перейра, Джозеф (1977). Монолитные Джины. Иконография джайнских храмов Эллоры. Мотилал Банарсидас. стр. 100-1 60–1. ISBN 0-8426-1027-8 .
Библиография
[ редактировать ]- Хопкинс, Эдвард Уошберн (1915). Эпическая мифология . Страсбург К. Я. Трюбнер. ISBN 0-8426-0560-6 .
- Сазерленд, Гейл Хинич (1991). Маскировка демона: развитие якши в индуизме и буддизме . СУНИ Пресс. ISBN 0-7914-0622-9 .