Вайю
Слабый | |
---|---|
Член Панча Бхута и Дикпала | |
Другие имена | Анила, Павана, Вьяна, Вата, Тануна, Мукхьяпрана, Бхима |
Деванагари | Воздух |
Санскритская транслитерация | Слабый |
Принадлежность | Дева |
Обитель | Ваю Лока, Сатья Лока |
Мантра | Ом Ваяве Намаха |
Оружие |
|
Устанавливать | Колесница, запряженная лошадьми , газелью |
Генеалогия | |
Родители |
|
Супруга |
|
Дети | Хануман (небесный сын) Бхима (небесный сын) |
Эквиваленты | |
Индоевропейский эквивалент | Х₂вех₁ю |
Вайю ( Санскритское произношение: [ʋaːjʊ] , санскрит : वायु , IAST : Vāyu ), также известный как Вата и Павана , [8] — индуистский бог ветров, а также божественный посланник богов. В ведических писаниях Ваю является важным божеством и тесно связан с Индрой , царем богов. Упоминается, что он родился от дыхания Верховного Существа Вишвапуруши , а также первым, кто выпил Сому . [9] Упанишады восхваляют его как Прану или «дыхание жизни мира». В более поздних индуистских писаниях он описывается как дикпала (один из стражей направления), наблюдающий за северо-западным направлением. [10] [11] Индуистские эпосы описывают его как отца бога Ханумана и Бхимы . [12]
Последователи святого Мадхвы XIII века считают своего гуру воплощением Ваю . [13] [14] [15] Они поклоняются божеству ветра как Мукьяпране и считают его сыном бога Вишну .
Коннотации
[ редактировать ]Слово, обозначающее воздух ( вайю ) или ветер ( павана ), является одним из классических элементов индуизма . Санскритское выдутый слово Вата буквально означает « » ; Вайю , « дуватель », и Прана , « дыхание » (т.е. дыхание жизни, ср. * ан -в живом существе ). Следовательно, основным референтом этого слова является «божество жизни», которого иногда для ясности называют Мукхья-Ваю (главный Ваю) или Мукхья Прана (глава жизненной силы или жизненной силы). [16]
Иногда слово вайю , которое чаще всего используется в смысле физического воздуха или ветра, используется как синоним праны . [17] Вата, дополнительное имя божества Ваю, является корнем слова ватаваранам , термина на санскрите и хинди, означающего «атмосфера». [18]
Индуистские тексты и философия
[ редактировать ]В Ригведе Ваю ассоциируется с ветрами, а Маруты описываются как рожденные из чрева Ваю. Ваю также является первым богом, получившим сому в ходе ритуала, а затем он и Индра делят свой первый напиток. [19] [20]
В гимнах Ваю «описывается как обладающий «исключительной красотой» и шумно передвигающийся в своей блестящей карете, управляемой двумя, сорока девятью или тысячей белых и пурпурных лошадей. Белое знамя — его главный атрибут». [8] Как и другие атмосферные божества, он «борец и разрушитель», «могущественный и героический». [21]
В Упанишадах есть многочисленные утверждения и иллюстрации величия Ваю. В Брихадараньяка-упанишаде говорится, что боги, управляющие телесными функциями, однажды вступили в состязание, чтобы определить, кто из них величайший. Когда такое божество, как божество видения, покидало тело человека, этот человек продолжал жить, хотя и будучи слепым и восстановив утраченные способности, как только заблудшее божество вернулось на свой пост. Одно за другим все божества по очереди покидали тело, но человек продолжал жить, хотя и постепенно ухудшался по-разному. Наконец, когда Мукхья Прана начала покидать тело, все остальные божества начали неумолимо силой сдергиваться со своих постов, «подобно тому, как могучая лошадь срывает колышки в земле, к которым оно привязано». Это заставило другие божества осознать, что они могут действовать только тогда, когда наделены силой Ваю, и что он может легко их одолеть. В другом эпизоде говорится, что Ваю - единственное божество, не затронутое атакованными демонами греха. Этот Ваю есть «Мукхья Прана Вайю». [22] В Чандогья-упанишаде говорится, что невозможно познать Брахмана, кроме как познав Ваю как удгиту (мантрический слог ом ). [23]
Аватары
[ редактировать ]Американский индолог Филип Лютгендорф говорит: «Согласно Мадхве, всякий раз, когда Вишну воплощается на земле, Мукхья Прана/Вайю сопровождает его и помогает в его работе по сохранению дхармы. Хануман — друг и помощник Рамы в Трета-югу , силач Бхима в «Махабхарате» , действие которого происходит в конец Двапара-юги и Мадхва в Кали-югу . Более того, поскольку само божество не появляется на земле до конца века Кали, воплощенный Ваю/ Мадхва служит в этот период единственным «средством» для приведения душ к спасению. ". [24] Ваю также известен как Павана и Матаришва.
В Махабхарате Бхима был духовным сыном Ваю и сыграл важную роль в войне на Курукшетре . Он использовал свою огромную силу и умение обращаться с булавой для поддержки Дхармы.
- Первым аватаром Ваю считается Хануман . Его истории рассказаны в Рамаяне . Поскольку Хануман является духовным сыном Ваю, его также называют Паванапутра, «сын Паваны» и Ваюпутра. Сегодня Паван – довольно распространенное индуистское имя.
- Второй аватар Ваю — Бхима , один из Пандавов, появляющихся в эпосе « Махабхарата» . [25]
- Мадхвачарья считается третьим аватаром Ваю. Мадхва объявил себя аватаром Ваю и показал стихи Ригведы . в качестве доказательства [26] [27] [28] Автор Ч. Рамакришна Рао говорит: «Мадхва объяснил, что Балитха-сукта в Ригведе относится к трем формам Ваю». [29]
буддизм
[ редактировать ]В восточноазиатском буддизме Ваю является дхармапалой и часто классифицируется как один из Двенадцати Дэвов ( японский : 十二天 , латинизированный : Jūniten ), сгруппированных вместе как хранители направления. Он возглавляет северо-западное направление. [30]
В Японии его зовут Футен ( 風天 ). Он включен в число других одиннадцати дэвов, в число которых входят Тайшакутен ( Шакра/Индра ), Катен ( Агни ), Энматен ( Яма ), Расецсутен ( Ниррити / Ракшаса ), Ишанатен ( Ишана ), Бишамонтен ( Вайшравана/Кубера ), Суйтен ( Варуна) . ) Бонтен ( Брахма ), Джитен ( Притхиви ), Ниттен ( Сурья/Адитья ) и Гаттен ( Луна ). [31]
См. также
[ редактировать ]Классические элементы |
---|
- Список божеств ветра
- Марутс
- Рудры
- Рудра , ведический бог ветра или бури.
- Старый Вайю
- Vayu-Vata
- Нуса-Баю
- Фуджин , синтоистский Ками ветров.
- Эол
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Мани, Веттам (1975). Пураническая энциклопедия: обширный словарь со специальными ссылками на эпическую и пураническую литературу . Робартс – Университет Торонто. Дели: Мотилал Банарсидасс. ISBN 978-0-8426-0822-0 .
- ^ Джеффри Р. Тимм (1 января 1992 г.). Тексты в контексте: Традиционная герменевтика в Южной Азии . СУНИ Пресс. п. 113. ИСБН 9780791407967 .
- ^ Хагендранат Митра (1952). Динамика веры: сравнительное религиоведение . Университет Калькутты. п. 209.
Брахма и Вайу — сыновья Вишну и Лакшми.
- ^ Сатьяврата Рамдас Патель (1980). Индуизм, религия и образ жизни . Ассоциированное издательство. п. 124. ИСБН 9780686997788 .
Высшее Существо, Вишну или Нараяна, является личной первопричиной. Он — Разумный Правитель мира и живет на Вайкунтхе вместе со Своей супругой Лакшми. Он и Его супруга Лакшми реальны. Брахма и Ваю — Его два сына.
- ^ www.wisdomlib.org (15 мая 2013 г.). «К описанию Пракрити [Глава 1]» . www.wisdomlib.org . Проверено 28 апреля 2024 г.
- ^ Ганеша Хари Кхаре; Мадукар Шрипад Мате; Г.Т. Кулкарни (1974). Исследования по индологии и истории Средневековья: Том поздравлений профессора Г.Х. Харе . Джоши и Локханде Пракашан. п. 244.
В Ваю и других Пуранах говорится, что Вайудева (отличный от Астадикпала Вайю), следующий по ступени после Брахмы, имеет пять голов, как Шива и Брахма, и его супруга - Бхаратидеви.
- ^ М. В. Кришна Рао (1966). Пурандара и движение Харидаса . Университет Карнатаки. п. 200.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Ева Руди Янсен; Тони Лэнгэм (1993), Книга индуистских образов: Боги и их символы , Binkey Kok Publications, ISBN 978-90-74597-07-4 ,
Бог ветра... также известный как Вата или Паван... исключительной красоты... шумно движется в своей сияющей карете... белое знамя...
- ^ Джеймисон, Стефани В.; Бреретон, Джоэл П. (2014). Ригведа: самая ранняя религиозная поэзия Индии . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-937018-4 .
- ^ Уильямс, Джордж М. (27 марта 2008 г.). Справочник по индуистской мифологии . Упс США. ISBN 978-0-19-533261-2 .
- ^ Чандра, Суреш (1998). Энциклопедия индуистских богов и богинь . Саруп и сыновья. ISBN 978-81-7625-039-9 .
- ^ Даниэлу, Ален (декабрь 1991 г.). Мифы и боги Индии: классический труд об индуистском политеизме из серии Принстон-Боллинген . Bear & Co. Внутренние традиции / ISBN 9780892813544 .
- ^ Джеффри Д. Лонг (9 сентября 2011 г.). Исторический словарь индуизма . Пугало Пресс. п. 187. ИСБН 9780810879607 .
Мадхва родился недалеко от Удипи в Карнатаке, где он провел большую часть своей жизни. Его преданные считают, что Мадхва является третьим воплощением или аватарой Ваю, ведического бога ветра (первыми двумя воплощениями были Хануман и Бхима).
- ^ Рави Пракаш (15 января 2022 г.). Религиозные дебаты в индийской философии . Публикации КК. п. 176.
Согласно традиции, Мадхвачарья считается третьим воплощением Ваю (Мукхьяпраны) после Ханумана и Бхимы.
- ^ Р.К. Мадукар (1 января 2014 г.). Гаятри: глубокая молитва . Мотилал Банарсидасс. п. 90. ИСБН 978-8178-22467-1 .
Ваю присвоен статус дэва, важного Бога в древней литературе. Господь Хануман, который считается одним из аватаров Ваюдевы, описывается как Мукхьяпрана.
- ^ Субодх Капур (2002). Индийская энциклопедия, том 1 . Genesis Publishing Pvt Ltd. с. 7839. ISBN 9788177552577 ,
Мукхья Прана – главный жизненный воздух.
- ^ Раджу, П.Т. (1954), «Концепция духовного в индийской мысли», Philosophy East and West , 4 (3): 195–213, doi : 10.2307/1397554 , JSTOR 1397554 .
- ^ Виджая Гхош; Джая Раманатан; Ренука Н. Хандекар (1992), Тиртха, сокровищница индийских выражений , CMC Limited, ISBN 978-81-900267-0-3 ,
... Бог ветров ... Другое имя Ваю - Вата (отсюда современный термин на хинди, обозначающий «атмосферу», «ватаваран»). Также известный как Павана (очиститель), Ваю восхваляется как в ...
- ^ Стефани Джеймисон (2015). Ригведа – древнейшая религиозная поэзия Индии . Издательство Оксфордского университета. п. 47. ИСБН 978-0190633394 .
- ^ Ригведа, Мандала 1, Гимн 2.
- ^ Сукумари Бхаттачарджи (1984), Литература в ведическую эпоху , К.П. Багчи,
... Другие атмосферные боги - его соратники: Ваю-Вата, Парджанья, Рудры и Маруты. Все они истребители и разрушители, они сильны и героичны...
- ^ Сён Хино; КП Джог (1995). Брихадараньякопанишадбхашья . Издательство Мотилал Банарсидас. п. 158. ИСБН 9788120812833 .
Вайу указывает на Мукхья Прану.
- ^ Чандогья Упанишад, Адхьяя XVIII, Стих 4; http://www.swamij.com/upanishad-chandogya.htm
- ^ Лутгендорф 2007 , с. 67.
- ^ «Махабхарата, Книга 1: Ади Парва: Самбхава Парва: Раздел LXVII» .
- ^ История школы Двайта и ее литературы , стр. 173.
- ^ «Балитта-сукта — текст из Ригведы» . raghavendramutt.org. Архивировано из оригинала 24 сентября 2016 года.
- ^ Индийская философия и культура, Том 15 . Институт. 1970. с. 24.
- ^ Чинтагунта Рамакришна Рао (1960). Мадхва и Брахма Тарка . Маджестик Пресс. п. 9.
- ^ «Двенадцать Небесных Божеств (Дэвов)» . Национальный музей Нара, Япония . Проверено 4 мая 2023 г.
- ^ «Юнитен十二天» . ЯАНУС . Проверено 23 января 2019 г.
Библиография
[ редактировать ]- Ванамали, В (2010). Хануман: Преданность и сила бога-обезьяны . Саймон и Шустер. ISBN 978-1594779145 .
- Шолапуркар, GR (1992), Святые и мудрецы Индии , Бхаратия Видья Пракашан, ISBN 9788121700498
Внешние ссылки
[ редактировать ]- СМИ, связанные с Ваю, на Викискладе?