Jump to content

Вайю

Слабый
Член Панча Бхута и Дикпала
Вайю (дикпала) на своем скакуне, газели
Другие имена Анила, Павана, Вьяна, Вата, Тануна, Мукхьяпрана, Бхима
Деванагари Воздух
Санскритская транслитерация Слабый
Принадлежность Дева
Обитель Ваю Лока, Сатья Лока
Мантра Ом Ваяве Намаха
Оружие
Устанавливать Колесница, запряженная лошадьми , газелью
Генеалогия
Родители
Супруга
Дети Хануман (небесный сын)
Бхима (небесный сын)
Эквиваленты
Индоевропейский эквивалент Х₂вех₁ю

Вайю ( Санскритское произношение: [ʋaːjʊ] , санскрит : वायु , IAST : Vāyu ), также известный как Вата и Павана , [8] индуистский бог ветров, а также божественный посланник богов. В ведических писаниях Ваю является важным божеством и тесно связан с Индрой , царем богов. Упоминается, что он родился от дыхания Верховного Существа Вишвапуруши , а также первым, кто выпил Сому . [9] Упанишады восхваляют его как Прану или «дыхание жизни мира». В более поздних индуистских писаниях он описывается как дикпала (один из стражей направления), наблюдающий за северо-западным направлением. [10] [11] Индуистские эпосы описывают его как отца бога Ханумана и Бхимы . [12]

Последователи святого Мадхвы XIII века считают своего гуру воплощением Ваю . [13] [14] [15] Они поклоняются божеству ветра как Мукьяпране и считают его сыном бога Вишну .

Коннотации

[ редактировать ]

Слово, обозначающее воздух ( вайю ) или ветер ( павана ), является одним из классических элементов индуизма . Санскритское выдутый слово Вата буквально означает « » ; Вайю , « дуватель », и Прана , « дыхание » (т.е. дыхание жизни, ср. * ан живом существе ). Следовательно, основным референтом этого слова является «божество жизни», которого иногда для ясности называют Мукхья-Ваю (главный Ваю) или Мукхья Прана (глава жизненной силы или жизненной силы). [16]

Иногда слово вайю , которое чаще всего используется в смысле физического воздуха или ветра, используется как синоним праны . [17] Вата, дополнительное имя божества Ваю, является корнем слова ватаваранам , термина на санскрите и хинди, означающего «атмосфера». [18]

Индуистские тексты и философия

[ редактировать ]
Кушанский правитель Канишка I с божеством Оадо (Ваю-Вата) на реверсе. Около 120–150 гг. н.э.

В Ригведе Ваю ассоциируется с ветрами, а Маруты описываются как рожденные из чрева Ваю. Ваю также является первым богом, получившим сому в ходе ритуала, а затем он и Индра делят свой первый напиток. [19] [20]

В гимнах Ваю «описывается как обладающий «исключительной красотой» и шумно передвигающийся в своей блестящей карете, управляемой двумя, сорока девятью или тысячей белых и пурпурных лошадей. Белое знамя — его главный атрибут». [8] Как и другие атмосферные божества, он «борец и разрушитель», «могущественный и героический». [21]

В Упанишадах есть многочисленные утверждения и иллюстрации величия Ваю. В Брихадараньяка-упанишаде говорится, что боги, управляющие телесными функциями, однажды вступили в состязание, чтобы определить, кто из них величайший. Когда такое божество, как божество видения, покидало тело человека, этот человек продолжал жить, хотя и будучи слепым и восстановив утраченные способности, как только заблудшее божество вернулось на свой пост. Одно за другим все божества по очереди покидали тело, но человек продолжал жить, хотя и постепенно ухудшался по-разному. Наконец, когда Мукхья Прана начала покидать тело, все остальные божества начали неумолимо силой сдергиваться со своих постов, «подобно тому, как могучая лошадь срывает колышки в земле, к которым оно привязано». Это заставило другие божества осознать, что они могут действовать только тогда, когда наделены силой Ваю, и что он может легко их одолеть. В другом эпизоде ​​говорится, что Ваю - единственное божество, не затронутое атакованными демонами греха. Этот Ваю есть «Мукхья Прана Вайю». [22] В Чандогья-упанишаде говорится, что невозможно познать Брахмана, кроме как познав Ваю как удгиту (мантрический слог ом ). [23]

Скульптура Ваю, храм Гокарнешвор Махадева, Гокарна, Катманду

Американский индолог Филип Лютгендорф говорит: «Согласно Мадхве, всякий раз, когда Вишну воплощается на земле, Мукхья Прана/Вайю сопровождает его и помогает в его работе по сохранению дхармы. Хануман — друг и помощник Рамы в Трета-югу , силач Бхима в «Махабхарате» , действие которого происходит в конец Двапара-юги и Мадхва в Кали-югу . Более того, поскольку само божество не появляется на земле до конца века Кали, воплощенный Ваю/ Мадхва служит в этот период единственным «средством» для приведения душ к спасению. ". [24] Ваю также известен как Павана и Матаришва.

В Махабхарате Бхима был духовным сыном Ваю и сыграл важную роль в войне на Курукшетре . Он использовал свою огромную силу и умение обращаться с булавой для поддержки Дхармы.

В восточноазиатском буддизме Ваю является дхармапалой и часто классифицируется как один из Двенадцати Дэвов [ ja ] ( японский : 十二天 , латинизированный : Jūniten ), сгруппированных вместе как хранители направления. Он возглавляет северо-западное направление. [30]

В Японии его зовут Футен ( 風天 ). Он включен в число других одиннадцати дэвов, в число которых входят Тайшакутен ( Шакра/Индра ), Катен ( Агни ), Энматен ( Яма ), Расецсутен ( Ниррити / Ракшаса ), Ишанатен ( Ишана ), Бишамонтен ( Вайшравана/Кубера ), Суйтен ( Варуна) . ) Бонтен ( Брахма ), Джитен ( Притхиви ), Ниттен ( Сурья/Адитья ) и Гаттен ( Луна ). [31]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Мани, Веттам (1975). Пураническая энциклопедия: обширный словарь со специальными ссылками на эпическую и пураническую литературу . Робартс – Университет Торонто. Дели: Мотилал Банарсидасс. ISBN  978-0-8426-0822-0 .
  2. ^ Джеффри Р. Тимм (1 января 1992 г.). Тексты в контексте: Традиционная герменевтика в Южной Азии . СУНИ Пресс. п. 113. ИСБН  9780791407967 .
  3. ^ Хагендранат Митра (1952). Динамика веры: сравнительное религиоведение . Университет Калькутты. п. 209. Брахма и Вайу — сыновья Вишну и Лакшми.
  4. ^ Сатьяврата Рамдас Патель (1980). Индуизм, религия и образ жизни . Ассоциированное издательство. п. 124. ИСБН  9780686997788 . Высшее Существо, Вишну или Нараяна, является личной первопричиной. Он — Разумный Правитель мира и живет на Вайкунтхе вместе со Своей супругой Лакшми. Он и Его супруга Лакшми реальны. Брахма и Ваю — Его два сына.
  5. ^ www.wisdomlib.org (15 мая 2013 г.). «К описанию Пракрити [Глава 1]» . www.wisdomlib.org . Проверено 28 апреля 2024 г.
  6. ^ Ганеша Хари Кхаре; Мадукар Шрипад Мате; Г.Т. Кулкарни (1974). Исследования по индологии и истории Средневековья: Том поздравлений профессора Г.Х. Харе . Джоши и Локханде Пракашан. п. 244. В Ваю и других Пуранах говорится, что Вайудева (отличный от Астадикпала Вайю), следующий по ступени после Брахмы, имеет пять голов, как Шива и Брахма, и его супруга - Бхаратидеви.
  7. ^ М. В. Кришна Рао (1966). Пурандара и движение Харидаса . Университет Карнатаки. п. 200.
  8. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Ева Руди Янсен; Тони Лэнгэм (1993), Книга индуистских образов: Боги и их символы , Binkey Kok Publications, ISBN  978-90-74597-07-4 , Бог ветра... также известный как Вата или Паван... исключительной красоты... шумно движется в своей сияющей карете... белое знамя...
  9. ^ Джеймисон, Стефани В.; Бреретон, Джоэл П. (2014). Ригведа: самая ранняя религиозная поэзия Индии . Издательство Оксфордского университета. ISBN  978-0-19-937018-4 .
  10. ^ Уильямс, Джордж М. (27 марта 2008 г.). Справочник по индуистской мифологии . Упс США. ISBN  978-0-19-533261-2 .
  11. ^ Чандра, Суреш (1998). Энциклопедия индуистских богов и богинь . Саруп и сыновья. ISBN  978-81-7625-039-9 .
  12. ^ Даниэлу, Ален (декабрь 1991 г.). Мифы и боги Индии: классический труд об индуистском политеизме из серии Принстон-Боллинген . Bear & Co. Внутренние традиции / ISBN  9780892813544 .
  13. ^ Джеффри Д. Лонг (9 сентября 2011 г.). Исторический словарь индуизма . Пугало Пресс. п. 187. ИСБН  9780810879607 . Мадхва родился недалеко от Удипи в Карнатаке, где он провел большую часть своей жизни. Его преданные считают, что Мадхва является третьим воплощением или аватарой Ваю, ведического бога ветра (первыми двумя воплощениями были Хануман и Бхима).
  14. ^ Рави Пракаш (15 января 2022 г.). Религиозные дебаты в индийской философии . Публикации КК. п. 176. Согласно традиции, Мадхвачарья считается третьим воплощением Ваю (Мукхьяпраны) после Ханумана и Бхимы.
  15. ^ Р.К. Мадукар (1 января 2014 г.). Гаятри: глубокая молитва . Мотилал Банарсидасс. п. 90. ИСБН  978-8178-22467-1 . Ваю присвоен статус дэва, важного Бога в древней литературе. Господь Хануман, который считается одним из аватаров Ваюдевы, описывается как Мукхьяпрана.
  16. ^ Субодх Капур (2002). Индийская энциклопедия, том 1 . Genesis Publishing Pvt Ltd. с. 7839. ISBN  9788177552577 , Мукхья Прана – главный жизненный воздух.
  17. ^ Раджу, П.Т. (1954), «Концепция духовного в индийской мысли», Philosophy East and West , 4 (3): 195–213, doi : 10.2307/1397554 , JSTOR   1397554 .
  18. ^ Виджая Гхош; Джая Раманатан; Ренука Н. Хандекар (1992), Тиртха, сокровищница индийских выражений , CMC Limited, ISBN  978-81-900267-0-3 , ... Бог ветров ... Другое имя Ваю - Вата (отсюда современный термин на хинди, обозначающий «атмосферу», «ватаваран»). Также известный как Павана (очиститель), Ваю восхваляется как в ...
  19. ^ Стефани Джеймисон (2015). Ригведа – древнейшая религиозная поэзия Индии . Издательство Оксфордского университета. п. 47. ИСБН  978-0190633394 .
  20. ^ Ригведа, Мандала 1, Гимн 2.
  21. ^ Сукумари Бхаттачарджи (1984), Литература в ведическую эпоху , К.П. Багчи, ... Другие атмосферные боги - его соратники: Ваю-Вата, Парджанья, Рудры и Маруты. Все они истребители и разрушители, они сильны и героичны...
  22. ^ Сён Хино; КП Джог (1995). Брихадараньякопанишадбхашья . Издательство Мотилал Банарсидас. п. 158. ИСБН  9788120812833 . Вайу указывает на Мукхья Прану.
  23. ^ Чандогья Упанишад, Адхьяя XVIII, Стих 4; http://www.swamij.com/upanishad-chandogya.htm
  24. ^ Лутгендорф 2007 , с. 67.
  25. ^ «Махабхарата, Книга 1: Ади Парва: Самбхава Парва: Раздел LXVII» .
  26. ^ История школы Двайта и ее литературы , стр. 173.
  27. ^ «Балитта-сукта — текст из Ригведы» . raghavendramutt.org. Архивировано из оригинала 24 сентября 2016 года.
  28. ^ Индийская философия и культура, Том 15 . Институт. 1970. с. 24.
  29. ^ Чинтагунта Рамакришна Рао (1960). Мадхва и Брахма Тарка . Маджестик Пресс. п. 9.
  30. ^ «Двенадцать Небесных Божеств (Дэвов)» . Национальный музей Нара, Япония . Проверено 4 мая 2023 г.
  31. ^ «Юнитен十二天» . ЯАНУС . Проверено 23 января 2019 г.

Библиография

[ редактировать ]
[ редактировать ]
  • СМИ, связанные с Ваю, на Викискладе?
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: a142a880bfec5101ed76ce5eb4a7d6bc__1714285500
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/a1/bc/a142a880bfec5101ed76ce5eb4a7d6bc.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Vayu - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)