Классический элемент
Классические элементы |
---|
Классические элементы обычно относятся к земле , воде , воздуху , огню и (позже) эфиру , которые были предложены для объяснения природы и сложности всей материи с точки зрения более простых веществ . [1] [2] Древние культуры Греции , Анголы , Тибета , Индии и Мали имели подобные списки, в которых на местных языках «воздух» иногда назывался «ветер», а пятый элемент — «пустота».
Эти разные культуры и даже отдельные философы имели самые разные объяснения относительно их атрибутов и того, как они связаны с наблюдаемыми явлениями, а также с космологией . Иногда эти теории пересекались с мифологией и персонифицировались в божествах . Некоторые из этих интерпретаций включали атомизм (идею очень маленьких, неделимых частей материи), но другие интерпретации считали, что элементы можно разделить на бесконечно малые части без изменения их природы.
В то время как классификация материального мира в древней Индии , эллинистическом Египте и древней Греции на воздух, землю, огонь и воду была более философской, в средние века средневековые учёные использовали практические экспериментальные наблюдения для классификации материалов. [3] В Европе древнегреческая концепция, разработанная Эмпедоклом , развилась в систематические классификации Аристотеля и Гиппократа . Это немного развилось в средневековую систему и в конечном итоге стало объектом экспериментальной проверки в 17 веке, в начале научной революции . [4]
Современная наука не поддерживает классические элементы классификации типов веществ. Теория атома классифицирует атомы на более чем сотню химических элементов, таких как кислород , железо и ртуть , которые могут образовывать химические соединения и смеси . Современные категории, примерно соответствующие классическим элементам, представляют собой состояния вещества , возникающие при различных температурах и давлениях. Твердое тело , жидкость , газ и плазма имеют много общих свойств с соответствующими классическими элементами земли, воды, воздуха и огня, но эти состояния описывают сходное поведение разных типов атомов на схожих энергетических уровнях, а не характерное поведение определенных атомов. или вещества.
Эллинистическая философия [ править ]
Аристотелевские элементы и качества |
Эмпедоклиновые элементы |
Древнегреческая концепция четырех основных элементов — земли ( γῆ gê ), воды ( ὕδωρ hýdōr ), воздуха ( ἀήρ aḗr ) и огня ( πῦρ pŷr ) — восходит к досократовским временам и сохранялась на протяжении всего средневековья и до Период раннего Нового времени , оказавший глубокое влияние на европейскую мысль и культуру. [5]
Досократовские элементы [ править ]
Вода, воздух или огонь? [ редактировать ]
Классические элементы были впервые предложены независимо несколькими ранними философами-досократиками. [6] Греческие философы спорили, какая субстанция является архе («первым принципом»), или первичным элементом, из которого было создано все остальное. Фалес ( ок. 626/623 – ок. 548/545 до н. э. ) считал, что этим принципом является вода. Анаксимандр ( ок. 610 — ок. 546 до н. э. ) утверждал, что первовещество не было ни одной из известных субстанций, но могло превращаться в них, а они друг в друга. [7] [5] Анаксимен ( ок. 586 – ок. 526 до н. э. ) предпочитал воздух, а Гераклит ( ок . 500 до н. э. ) отстаивал огонь. [8]
Огонь, земля, воздух и вода [ править ]
Греческий ) был первым , философ Эмпедокл ( ок. 450 г. до н.э. кто предложил четыре классических элемента как совокупность: огонь, землю, воздух и воду. [9] Он назвал их четырьмя «корнями» ( ῥιζώματα , rhizōmata ). Эмпедокл также доказал (по крайней мере, к своему собственному удовлетворению), что воздух является отдельной субстанцией, наблюдая, что перевернутое в воде ведро не наполняется водой, а внутри остается карман с воздухом. [10]
Огонь, земля, воздух и вода стали самым популярным набором классических элементов в современных интерпретациях. Одну такую версию представил Роберт Бойль в книге «Скептический химик» , опубликованной в 1661 году в форме диалога между пятью персонажами. Фемистий, аристотелевец : партии, говорит [11]
Если Вы хотя бы рассмотрите кусок зеленого дерева, горящего в дымоходе, Вы легко различите в отдельных его частях четыре Элемента, из которых мы учим составлять Его и другие смешанные тела. Огонь обнаруживает себя в пламени... дым, поднимаясь к верху трубы и там легко исчезая в воздухе... показывает, к какому элементу он принадлежит, и с радостью возвращается. Вода... кипящая и шипящая на концах горящего Дерева выдает себя... а пепел своей тяжестью, своей огненностью и сухостью не оставляет сомнений в том, что они принадлежат Элементу Земли.
Юморизм (Гиппократ) [ править ]
По мнению Галена , эти элементы использовались Гиппократом ( ок. 460 – ок. 370 до н.э. ) при описании человеческого тела в связи с четырьмя жидкостями : желтой желчью (огонь), черной желчью (земля), кровью (воздух), и мокрота (вода). Медицинская помощь заключалась в первую очередь в том, чтобы помочь пациенту остаться или вернуться в его собственное естественное сбалансированное состояние. [12]
Платон [ править ]
Платон (428/423 – 348/347 до н.э.), кажется, был первым, кто использовал термин «элемент ( στοιχεῖον , stoicheîon )» по отношению к воздуху, огню, земле и воде. [13] Древнегреческое слово, обозначающее элемент, stoicheion (от stoicheo , «выстраивать в линию»), означало «наименьшее деление (солнечных часов), слог», а как составная единица алфавита оно могло обозначать букву и наименьшую единицу. от чего образовано слово.
Аристотель [ править ]
В «На небесах » (350 г. до н.э.) Аристотель дает общее определение «элементу»: [14] [15]
Элемент, по нашему мнению, есть тело, в которое могут быть разложены другие тела, присутствующие в них потенциально или в действительности (какое из них — еще спорно), и само не делимое на тела, различные по форме. Это или что-то в этом роде и есть то, что все люди в любом случае подразумевают под элементом. [16]
- Аристотель, О небесах, Книга III, Глава III.
В своей работе «О поколении и коррупции » [17] [18] Аристотель соотносил каждый из четырех элементов с двумя из четырех чувственных « качеств» :
- Огонь одновременно горячий и сухой.
- Воздух одновременно горячий и влажный (ибо воздух подобен пару, ἀτμὶς ).
- Вода одновременно холодная и мокрая.
- Земля одновременно холодная и сухая.
В классической диаграмме один квадрат вписан в другой, причем углы одного представляют собой классические элементы, а углы другого — свойства. Противоположный угол является противоположностью этих свойств «горячий – холодный» и «сухой – влажный».
Эфир [ править ]
Аристотель добавил пятый элемент, эфир ( αἰθήρ aither ), как квинтэссенцию, рассуждая, что, хотя огонь, земля, воздух и вода были земными и тленными, поскольку в небесных областях не было замечено никаких изменений, звезды не могут быть созданы из любой из четырех элементов, но должен быть сделан из другой, неизменной, небесной субстанции. [19] Досократики, такие как Эмпедокл и Анаксагор, ранее считали , что эфир (название, применяемое к материалу небесных тел) представляет собой форму огня. Сам Аристотель не использовал термин «эфир» для обозначения пятого элемента и резко критиковал досократиков за связь этого термина с огнем. Он предпочитал ряд других терминов, обозначающих вечное движение, тем самым подчеркивая очевидность открытия им нового элемента. [20] Эти пять элементов были связаны со времен «Тимея» Платона с пятью платоновыми телами .
Неоплатонизм [ править ]
Философ неоплатоник - Прокл отверг теорию Аристотеля, связывающую элементы с чувственными качествами: горячим, холодным, влажным и сухим. Он утверждал, что каждый из элементов обладает тремя свойствами. Огонь острый ( ὀξυτητα ), тонкий ( λεπτομερειαν ) и подвижный ( εὐκινησιαν ), тогда как его противоположность, земля, тупая ( αμβλυτητα ), плотная ( παχυμερειαν ) и неподвижная ( ακινησιαν) [21] ); к ним присоединяются промежуточные элементы, воздух и вода, следующим образом: [22]
Огонь | Острый | Тонкий | мобильный |
---|---|---|---|
Воздух | Тупой | Тонкий | мобильный |
Вода | Тупой | Плотный | мобильный |
Земля | Тупой | Плотный | Неподвижный |
Герметизм [ править ]
Текст, написанный в Египте в эллинистические или римские времена, под названием Коре Косму («Дева Мира»), приписываемый Гермесу Трисмегисту (связанному с египетским богом Тотом ), называет четыре элемента: огонь, воду, воздух и землю. Как описано в этой книге:
И Исида ответила: «Из живых существ, сын мой, некоторые дружат с огнем , некоторые с водой , некоторые с воздухом , некоторые с землей , некоторые с двумя или тремя из них, а некоторые со всеми. И, наоборот, кто-то становится врагом огня, кто-то водой, кто-то землей, кто-то воздухом, кто-то двумя из них, кто-то тремя, а кто-то и всеми. Например, сынок, саранча и все мухи бегут от огня; орел, ястреб и все высоколетящие птицы бегут от воды; рыба, воздух и земля; змея избегает открытого воздуха. А змеи и все пресмыкающиеся любят землю; все плавающие существа любят воду; крылатые существа, воздух, гражданами которого они являются; а те, кто летает еще выше, любят огонь и имеют среду обитания вблизи него. Не то чтобы некоторые животные тоже не любили огонь; например, саламандры, потому что они даже имеют там свои дома. Это потому, что тот или иной элемент образует внешнюю оболочку их тел. Соответственно, каждая душа , пока она находится в своем теле, отягощена и скована этими четырьмя. [23]
Древнеиндийская философия [ править ]
Индуизм [ править ]
Система пяти элементов встречается в Ведах , особенно в Аюрведе , панча махабхута , или «пяти великих элементах», индуизма :
- бхуми или притхви ( земля ), [24]
- апас или джала ( вода ),
- агни или теджас ( огонь ),
- вайю , вьяна или вата ( воздух или ветер )
- акаша , вьом или шунья (пространство или ноль) или ( эфир или пустота ). [25]
Они также предполагают, что все творение, включая человеческое тело, состоит из этих пяти основных элементов и что после смерти человеческое тело растворяется в этих пяти элементах природы, тем самым уравновешивая природный цикл. [26]
Пять элементов связаны с пятью чувствами и действуют как грубая среда для переживания ощущений. Самый базовый элемент, земля, созданный с использованием всех остальных элементов, можно воспринимать всеми пятью чувствами — (i) слухом, (ii) осязанием, (iii) зрением, (iv) вкусом и (v) обонянием. Следующий высший элемент, вода, не имеет запаха, но его можно услышать, почувствовать, увидеть и попробовать на вкус. Далее идет огонь, который можно услышать, почувствовать и увидеть. Воздух можно услышать и почувствовать. «Акаша» (эфир) находится за пределами обоняния, вкуса, зрения и осязания; оно доступно только слуху. [27] [28] [29]
Буддизм [ править ]
В буддизме существовало множество представлений о пяти элементах, их существовании и значении, некоторые из которых сохраняются и по сей день.
В палийской литературе махабхута («четыре элемента») — («великие элементы») или катудхату это земля, вода, огонь и воздух. В раннем буддизме четыре элемента являются основой для понимания страдания и освобождения от него. Самые ранние буддийские тексты объясняют, что четырьмя основными материальными элементами являются твердость, текучесть, температура и подвижность, характеризуемые соответственно землей, водой, огнем и воздухом. [30]
Учение Будды . о четырех элементах следует понимать как основу всех наблюдений за реальными ощущениями, а не как философию Четыре свойства — это сцепление (вода), твердость или инерция (земля), расширение или вибрация (воздух) и содержание тепла или энергии (огонь). Он обнародовал классификацию ума и материи, состоящую из восьми типов « калап », из которых четыре элемента являются первичными, а вторичная группа из четырех элементов — это цвет, запах, вкус и питание, которые являются производными от четырех основных элементов. [31] [а] [32]
Таниссаро Бхиккху (1997) переводит отрывок из Будды Шакьямуни с пали на английский язык следующим образом:
Подобно тому, как искусный мясник или его ученик, забив корову, сидел бы на распутье, разрубая ее на куски, так и монах созерцает самое это тело — как бы оно ни стояло, как бы оно ни располагалось — с точки зрения свойств: «В этом теле есть свойство земли, свойство жидкости, свойство огня и свойство ветра». [33]
В тибетской буддийской медицинской литературе говорится о панча махабхута (пяти элементах) или «свойствах элементов»: [34] земля, вода, огонь, ветер и космос. [34] Эта концепция широко использовалась в традиционной тибетской медицине . [35] [36] [34] Тибетская буддийская теология , тантрические традиции и «астрологические тексты» также говорили о том, что они составляют «окружающую среду, [человеческие] тела», а на самом маленьком или «тончайшем» уровне существования — части мысли и ума. [34] Также на тончайшем уровне существования элементы существуют как «чистые природы, представленные пятью женщинами-буддами», Акашадхатвишвари, Буддхалочаной, Мамаки, Пандаравасини и Самаятарой, и эти чистые природы «проявляются как физические свойства земли (твердость), вода (текучесть), огонь (тепло и свет), ветер (движение и энергия) и «пространство пространства». [34] Эти природы существуют как все «качества», находящиеся в физическом мире и принимающие в нем формы. [34]
Джайнизм [ править ]
Верования джайнов классифицируют типы существ, в которых души могут переродиться в результате своей кармы с помощью своих чувств, включая одночувственных существ, обладающих только чувством осязания, которые считаются душами элементов воды, земли, воздуха и т. д. огонь, а также растение. [37] Этих одночувственных существ иногда объединяют под именем экендрия джива, которое далее подразделяется на притхвикая (духи земли), апакая (духи воды), теукайя (духи огня), вайюкая (духи ветра/воздуха) и ванаспатикая. (духи растений). [38]
Древняя африканская философия [ править ]
Ангола [ править ]
В традиционной религии Баконго пять элементов включены в космограмму Конго . Этот священный символ также изображает физический мир ( Нсеке ), духовный мир предков ( Мпемба ), линию Калунга , пролегающую между двумя мирами, круглую пустоту, первоначально образовавшую два мира ( мбунги ), и путь солнце . Каждый элемент соответствует периоду жизненного цикла, который народ баконго также приравнивает к четырем сторонам света . Согласно их космологии, все живое проходит через этот цикл. [39]
- Эфир представляет собой мбунги , круглую пустоту, породившую вселенную.
- Воздух (Юг) представляет мусони , период зачатия, который происходит весной.
- Огонь (Восток) представляет Калу , период рождения, происходящий летом.
- Земля (Север) представляет тукулу , период зрелости, наступающий осенью.
- Вода (Запад) символизирует лувембу , период смерти, наступающий зимой.
Мали [ править ]
В традиционной Бамбара духовности Верховный Бог во время творения создал четыре дополнительных сущности самого себя. Вместе эти пять сущностей божества соотносятся с пятью классическими элементами. [40] [41]
- Кони — это мысль и пустота ( эфир ).
- Бемба (также называемый Пемба) — бог неба и воздуха .
- Ньяле (также называемая Корони Кундье) — богиня огня .
- Фаро — андрогинный бог воды .
- Ндомадьири — бог и повелитель земли .
Постклассическая история [ править ]
Алхимия [ править ]
Элементарная система, используемая в средневековой алхимии, была разработана преимущественно анонимными авторами арабских сочинений, приписываемых Псевдо Аполлонию Тианскому . [42] Эта система состояла из четырех классических элементов: воздуха, земли, огня и воды, а также новой теории, названной серно-ртутной теорией металлов , которая основывалась на двух элементах: сере , характеризующей принцип горючести, камень, который горит»; и ртуть , характеризующая принцип металлических свойств. Ранние алхимики рассматривали их как идеализированное выражение нередуцируемых компонентов Вселенной . [43] и имеют большее значение в философской алхимии.
Три металлических принципа — сера — воспламеняемость или горение, ртуть — летучесть и стабильность, соль — твердость — стали tria prima швейцарского алхимика Парацельса . Он рассуждал, что теория четырех элементов Аристотеля проявляется в телах как три принципа. Парацельс считал эти принципы фундаментальными и оправдывал их, прибегая к описанию того, как горит дерево в огне. Меркурий включил в себя принцип сцепления, так что, когда он ушел в дым, древесина развалилась. Дым описывал летучесть (ртутный принцип), тепло дающее пламя описывало воспламеняемость (сера), а остатки пепла описывали твердость (соль). [44]
Япония [ править ]
В японских традициях используется набор элементов, называемый 五大 ( годай , буквально «пять великих»). Эти пять — земля , вода , огонь , ветер /воздух и пустота . Они пришли из индийской философии Васту-шастры и буддийских верований; кроме того, классические китайские элементы ( 五行 , у син ) также занимают видное место в японской культуре, особенно среди влиятельных неоконфуцианцев средневекового периода Эдо . [45]
- Земля олицетворяла скалы и стабильность.
- Вода олицетворяла текучесть и приспособляемость.
- Огонь олицетворял жизнь и энергию.
- Ветер олицетворял движение и расширение.
- Пустота или Небо/Небеса олицетворяли дух и творческую энергию.
Средневековая аристотелевская философия
Исламские философы аль-Кинди , Авиценна и Фахр ад-Дин ар-Рази следовали Аристотелю в соединении четырех элементов с четырьмя природами тепла и холода (активная сила), а также сухости и влаги (получатели). [46]
Колесо медицины [ править ]
Символ колеса медицины — это современное изобретение, приписываемое коренным народам Америки , датируемое примерно 1972 годом, а следующие описания и ассоциации являются более поздним дополнением. Ассоциации с классическими элементами не основаны на традиционных учениях коренных народов, и этот символ не был принят всеми коренными народами Америки. [47] [48] [49] [50] [51]
- Земля (Юг) представляет цикл молодости, лето , коренную расу и кедровую медицину.
- Огонь (Восток) представляет цикл рождения, весну , азиатскую расу и табачную медицину.
- Ветер/Воздух (Север) представляет старший цикл, зиму , европейскую расу и из сладкой травы . лекарство
- Вода (Запад) представляет цикл взрослой жизни, осень , африканскую расу и шалфейное лекарство.
Современная история [ править ]
Химический элемент [ править ]
Аристотелевская традиция и средневековая алхимия в конечном итоге породили современную химию , научные теории и новые таксономии. ко времени Антуана Лавуазье Например, список элементов больше не относился к классическим элементам. [52] Некоторые современные учёные видят параллель между классическими элементами и четырьмя состояниями вещества : твёрдым , жидким , газообразным и слабоионизованной плазмой . [53]
Современная наука выделяет классы элементарных частиц , не имеющих субструктуры (точнее, частиц, не состоящих из других частиц) и составных частиц, имеющих субструктуру (частиц, состоящих из других частиц).
Западная астрология [ править ]
Западная астрология использует четыре классических элемента в сочетании с астрологическими картами и гороскопами . Двенадцать знаков зодиака . делятся на четыре стихии: знаки огня — Овен, Лев и Стрелец, знаки земли — Телец, Дева и Козерог, знаки воздуха — Близнецы, Весы и Водолей, знаки воды — Рак, Скорпион и Рыбы . [54]
Критика [ править ]
Голландский историк науки Эдуард Ян Дейкстерхейс пишет, что теория классических элементов «должна была оказать действительно вредное влияние. Как теперь ясно, Аристотель, приняв эту теорию за основу своего понимания природы и никогда не теряя веры, в нем взял курс, который обещал мало возможностей и много опасностей для науки». [55] Бертран Рассел говорит, что в последующие столетия мышление Аристотеля приобрело почти библейский авторитет. Настолько, что «с начала семнадцатого века почти каждое серьезное интеллектуальное достижение должно было начинаться с атаки на какую-либо аристотелевскую доктрину». [56]
См. также [ править ]
- Arche – основное предложение или предположение.
- Элементаль - мифическая сущность, олицетворяющая один из классических элементов.
- Джабир ибн Хайян § Теория металлов сера-ртуть - Ранняя исламская алхимия
- Таблица Менделеева - Табличное расположение химических элементов, упорядоченных по атомному номеру.
- Теория флогистона - замененная теория горения
- Prima materia – Первая или первичная материя.
- Ци – жизненная сила в традиционной китайской философии.
- Усин (китайская философия) – пять китайских элементов.
Примечания [ править ]
- ^ Тхера (1956) , стр. 318–320: «Атомная теория преобладала в Индии во времена Будды. Парамау был древним термином для современного атома. Согласно древнему верованию, один ратхареу состоит из 16 таджари, одного таджари , 16 айу, 16 парамайу. Мельчайшие частицы пыли, видимые танцующими в солнечном луче, называются ратареу, поэтому один пара-мау является 4096-й частью ратареу. Благодаря Его сверхъестественному знанию. Будда проанализировал эту так называемую параману и заявил, что она состоит из параматтх — конечных сущностей, которые невозможно подразделить дальше». «Шхави в земле, апо в воде, теджо в огне и вайо в воздухе. Их также называют Махабхартами или Великими Сущностями, потому что они неизменно обнаруживаются во всех материальных субстанциях, от бесконечно малых клеток до самых массивных объектов. Зависят от них. Это четыре вспомогательных материальных качества: цвет (vaõõa), запах (гандха), вкус (раса) и питательная сущность (оджа). Эти восемь сосуществующих сил и качеств составляют одну материальную группу, называемую «Суддханьяка Рупа калапа» — чистый октадный материал. группа'."
Ссылки [ править ]
- ^ Бойд, TJM; Сандерсон, Джей-Джей (2003). Физика плазмы . Издательство Кембриджского университета. п. 1 . ISBN 9780521459129 . LCCN 2002024654 .
- ^ Болл, П. (2004). Элементы: очень краткое введение . Очень короткие вступления. ОУП Оксфорд. п. 33. ISBN 9780191578250 .
- ^ Аль-Халили, Джим (2009). Наука и ислам . Би-би-си.
- ^ «Химия в древнем мире» . Природа . 140 (3554): 1006. 1 декабря 1937 г. Бибкод : 1937Natur.140Q1006. . дои : 10.1038/1401006a0 . ISSN 1476-4687 . S2CID 44886438 .
- ^ Перейти обратно: а б Творог (2020) .
- ^ Росс (2020) .
- ^ Рассел (1991) , с. 46.
- ^ Рассел (1991) , с. 61.
- ^ Рассел (1991) , стр. 62, 75.
- ^ Рассел (1991) , с. 72.
- ^ Бойль, Роберт (1661). Скептический химик: или Химико-физические сомнения и парадоксы, касающиеся принципов спагиристов, обычно называемых ипостасическими; Поскольку их обычно предлагает и защищает большинство алхимиков. При этом премиса является частью другого рассуждения, относящегося к тому же предмету . Напечатано Дж. Кэдвеллом для Дж. Крука. стр. 21–22.
- ^ Линдеманн, Мэри (2010). Медицина и общество в Европе раннего Нового времени . Издательство Кембриджского университета. п. 19. ISBN 978-0-521-73256-7 .
- ^ Платон, Тимей , 48б.
- ^ Вайсберг, М.; Нидэм, П.; Хендри, Р. (2019), «Философия химии» , в Залте, EN (ред.), Стэнфордская энциклопедия философии (изд. весны 2019 г.), Лаборатория метафизических исследований, Стэнфордский университет
- ^ Аристотель (1922) [350 г. до н.э.]. На Небесах . Перевод Stocks, JL, стр. 3.3, 302a17–19.
- ^ Аристотель , «На небесах» , перевод Стокс, JL, III.3.302a17–19
- ^ Аристотель. Wikisource .
Ибо огонь горяч и сух, воздух горяч и влажен (ибо воздух есть пар), вода холодна и влажна, а земля холодна и суха.
(на греческом языке) – через - ^ Ллойд (1968) , стр. 166–169.
- ^ Ллойд (1968) , стр. 133–139 .
- ^ Чунг-Хван, Чен (1971). «Анализ изменений Аристотеля и теория трансцендентных идей Платона». В Антоне, Джон П.; Преус, Энтони (ред.). Древнегреческая философия . Том. 2. СУНИ Пресс. стр. 406–407. ISBN 0873956230 . .
- ^ Сиорванес, Лукас (1986). Прокл об элементах и небесных телах: физическая мысль в позднем неоплатонизме (PDF) (Диссертация). п. 168.
- ^ Прокл, Платона Комментарий к «Тимею» , 3.38.1–3.39.28.
- ^ Мид, GRS (1906). Трижды Величайший Гермес . Том. 3. Лондон и Бенарес: Теософское издательское общество. стр. 133–134. OCLC 76743923 .
- ^ Гопал, Мадан (1990). КС Гаутам (ред.). Индия сквозь века . Отдел публикаций Министерства информации и радиовещания правительства Индии. п. 78 .
- ^ Ранаде, Субхаш (декабрь 2001 г.). Естественное исцеление посредством Аюрведы . Издательство Мотилал Банарсидасс. п. 32. ISBN 9788120812437 .
- ^ Джаганнатан, Майтхили. Южноиндийские индуистские фестивали и традиции . Публикации Абхинава. стр. 60–62.
- ^ Мейер-Динкгрефе, Даниэль (2005). Театр и сознание: возможности объяснения и будущий потенциал . Интеллектуальные книги. ISBN 9781841501307 .
- ^ Нат, Самир (1998). Энциклопедический словарь буддизма . Саруп и сыновья. п. 653. ИСБН 9788176250191 .
- ^ Тирупати Раджу, Пула. Структурные глубины индийской мысли: на пути к конструктивной постмодернистской этике . СУНИ Пресс. п. 81.
- ^ Бодхи, изд. (1995). «28, Махахаттипадопамасутта». Беседы Будды средней длины: новый перевод Маджхима Никаи . Бостон: Публикации мудрости совместно с Центром буддийских исследований Барре. ISBN 0-86171-072-Х . OCLC 31331607 .
- ^ Тхера, Нарада (1956). Руководство по Абхидхамме . Буддийское миссионерское общество. стр. 318–320.
- ^ Ануруддха (1993). Бодхи (ред.). Всеобъемлющее руководство по Абхидхамме: Абхидхамматтха Сангаха Ачарии Ануруддхи . Канди, Шри-Ланка: Буддийское издательское общество. п. 260. ИСБН 955-24-0103-8 . OCLC 33088951 .
Таким образом, как четверо, Татхагаты раскрывают высшие реальности — сознание, ментальные факторы, материю и Ниббану.
- ^ «Каягата-сати сутта» . Маджхима Никайя . п. 119 . Проверено 30 января 2009 г. - через accesstoinsight.org.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Тибетская Книга Мертвых . Перевод Дордже, Гюрнме; Коулман, Грэм; Джинпа, Туптен. Вступительный комментарий Далай-ламы XIV (первое американское издание). Нью-Йорк: Викинг Пресс . 2005. с. 502. ИСБН 0-670-85886-2 .
{{cite book}}
: CS1 maint: другие ( ссылка ) - ^ Гурмет, Падма (2004). « 'Сова-Ригпа': Гималайское искусство врачевания» . Индийский журнал традиционных знаний . 3 (2): 212–218.
- ^ Бигалке, Борис (11 января 2013 г.). «Поведенческая и диетическая терапия у пациентов с ишемической болезнью сердца в соответствии с протоколом традиционной тибетской медицины» . Университетская клиника Тюбингена.
- ^ Уэбб, Марк. «Джайнская философия» . Интернет-энциклопедия философии .
- ^ Калькуттский университет: факультет литературы (1921). «Журнал отдела литературы» . Журнал Отдела литературы . 5 . Издательство Калькуттского университета, родом из Чикагского университета : 351-352-353.
- ^ Фу-Киау, Кимбванденде Киа Бунсеки (2001). Африканская космология банту-конго: завязывание духовного узла: принципы жизни и проживания . Бруклин, Нью-Йорк: Athelia Henrietta Press, Pub. ISBN 978-1-890157-28-9 .
- ^ Лугира, Алоизиус Муззанганда (2009). Африканская традиционная религия . Издательство информационной базы. п. 39. ИСБН 978-1-4381-2047-8 .
- ^ «Религия Бамбара | Энциклопедия.com» . www.энциклопедия.com . Проверено 21 апреля 2024 г.
- ^ Норрис (2006) , стр. 43–65.
- ^ Клули, Николас Х. (1988). Естественная философия Джона Ди . Рутледж. п. 97. ИСБН 978-0-415-00625-5 .
- ^ Стратерн (2001) , с. 79.
- ^ «Встреча с «5 стихиями» в национальных парках Японии» . Путешествовать . 22 февраля 2022 года. Архивировано из оригинала 23 февраля 2022 года . Проверено 7 мая 2023 г.
- ^ Рафати, Вахид. «Лоух-и-Хикмат: Два агента и два пациента» . «Андалиб . 5 (19): 29–38.
- ^ Шоу, Кристофер (август 1995 г.). «Кража духа?» . Журнал Нью Эйдж . Проверено 28 апреля 2021 г.
- ^ Томасон, Тимоти С. (27 октября 2013 г.). «Колесо медицины как символ психологии коренных американцев» . Страница Юнга . Центр Юнга в Хьюстоне . Проверено 28 апреля 2021 г.
- ^ Чейверс, Дин (15 октября 2014 г.). «5 фальшивых индейцев: постановка галочки не делает вас коренным» . Индийская страна сегодня . Проверено 28 апреля 2021 г.
- ^ Бейер, Стив (3 февраля 2008 г.). «Продажа духовности» . Пение растениям . Проверено 28 апреля 2021 г.
- ^ Медведь Николас, Андреа (апрель 2008 г.). «Нападение на устные традиции аборигенов: прошлое и настоящее». В Хулане Рене; Эйгенброд, Рената (ред.). Устные традиции аборигенов: теория, практика, этика . Галифакс, Северная Каролина: Fernwood Pub Co Ltd., стр. 7–43. ISBN 9781552662670 .
- ^ Лавуазье, Антуан. «Элементы химии» . В Джунте, Кармен (ред.). Классическая химия .
- ^ Кикучи, Мицуру (2011), Границы исследований термоядерного синтеза: физика и термоядерный синтез , Лондон: Springer Science and Business Media, стр. 12, ISBN 978-1-84996-411-1 Эмпедокл
(495–435 до н. э.) предположил, что мир состоит из земли, воды, воздуха и огня, что может соответствовать твёрдому, жидкому, газообразному и слабоионизованной плазме. Удивительно, но эта идея может уловить суть.
- ^ Тестер (1999) , стр. 59–61, 94.
- ^ Дейкстерхейс (1969) , с. 71.
- ^ Рассел (1991) , с. 173.
Библиография [ править ]
- Творог, Патрисия. «Досократическая философия» . В Залте, Эдвард Н. (ред.). Стэнфордская энциклопедия философии (изд. осени 2020 г.).
- Дейкстерхейс, Эдуард Ян (1969). Механизация картины мира . Перевод Диксхорна, К. Принстона, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета.
- Ллойд, Германия (1968). Аристотель: рост и структура его мысли . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-09456-6 .
- Норрис, Джон А. (2006). «Теория металлогенеза с выделением минералов в досовременной науке о минералах». Амбикс . 53 : 43–65. дои : 10.1179/174582306X93183 . S2CID 97109455 .
- Росс, Келли Л. (2020). «Греческие элементы» . Проверено 2 марта 2023 г.
- Рассел, Бертран (1991). История западной философии (2-е изд.). Лондон: Рутледж. ISBN 0-415-07854-7 . OCLC 221108071 .
- Стратерн, Пол (21 апреля 2001 г.). Сон Менделеева: В поисках элементов . Макмиллан. ISBN 978-0-312-26204-4 .
- Тестер, С.Дж. (1999). История западной астрологии . Бойделл и Брюэр.
Внешние ссылки [ править ]
- СМИ, связанные с классическими элементами, на Викискладе?
- Раздел о 4 элементах в буддизме