Фарфоровый завод Челси

Фарфор Челси — фарфор , производимый фарфоровой мануфактурой Челси , первой крупной фарфоровой мануфактурой в Англии, основанной примерно в 1743–45 годах и работавшей независимо до 1770 года, когда она была объединена с фарфором Дерби . [2] На протяжении всей своей истории компания производила фарфор с мягкой пастой было несколько изменений глазури , хотя в материале «корпуса» и используемой . Его товары были ориентированы на рынок предметов роскоши, а его предприятие в Челси , Лондон, было недалеко от модного развлекательного комплекса Ranelagh Gardens , открытого в 1742 году. [3]
Первыми известными изделиями являются кувшины для сливок «коза и пчела» с сидящими козами у основания, на некоторых примерах которых вырезаны слова «Челси», «1745» и треугольник. [4] Предпринимательским директором, по крайней мере с 1750 года, был Николас Спримонт, гугенот -серебряник из Сохо , но сохранилось мало частных документов, которые могли бы помочь составить представление об истории фабрики. [5] Ранняя посуда, массово производившаяся к 1750 году, основывалась на моделях мейсенского фарфора и прототипах столового серебра, таких как солонки в форме реалистичных ракушек.
Челси был известен своими фигурами, первоначально в основном одиночными стоящими фигурами из « Криков Лондона» и других сюжетов. Многие из них были очень маленькими по европейским меркам, примерно От 2 + 1 ⁄ 2 до 3 + 1 ⁄ . дюйма (от 6 до 9 см) в высоту, что совпадает с категорией «Игрушки Челси», которой фабрика славилась в 1750-х и 1760-х годах Это были очень маленькие предметы, которые часто имели металлические крепления и служили бонбоньерками (коробочками), флаконами для духов , игольницами , этюи , наперстками и небольшими печатями, многие из которых имели надписи на французском языке. [6] «почти всегда любовные предложения», [7] но часто пишут с ошибками. [8]
Примерно с 1760 года его вдохновение черпалось больше из севрского фарфора, чем из мейсенского, создавая величественные гарнитуры из ваз и сложные большие группы с сидящими парами перед ширмой из цветущих растений, и все это на приподнятом основании в в стиле рококо стиле завитков . Как и на других английских фабриках, большая часть продаж осуществлялась на публичных аукционах, проводимых примерно раз в год; весьма полезны для ученых копии каталогов за 1755, 1756 и (частично) 1761 годы. [9] В 1770 году мануфактуру купил Уильям Дьюсбери , владелец фарфоровой фабрики Дерби , и изделия неотличимы во время «периода Челси-Дерби», продолжавшегося до 1784 года. [10] когда фабрика в Челси была снесена, а ее формы, модели и многие рабочие и художники были переведены в Дерби. [11]

Периоды по отметкам
[ редактировать ]
Историю фабрики до слияния с Дерби можно разделить на четыре основных периода, названных в честь опознавательных знаков на изделиях, хотя изменения в знаках не совсем совпадают с изменениями в материалах или стиле. Некоторые произведения не имеют маркировок во все периоды, и, похоже, отметки частично совпадают; действительно, некоторые изделия имеют две разные отметки. Также имеются якорные метки синего и коричневого цвета. [12] и чрезвычайно редкий знак «корона и трезубец» синего цвета под глазурью, известный всего примерно на 20 экземплярах и датируемый примерно 1749 годом. Стакан со сколами с этим знаком был продан на аукционе в 2015 году за 37 000 фунтов стерлингов. [13]
Хотя первые три примера, показанные здесь, находятся на нижней стороне оснований изделий, где размещено большинство клейм фарфоровых заводов, очень маленькие якорные отметки «Челси» часто «спрятаны в самых неожиданных местах». [14] В группе китайских музыкантов на возвышении на уровне лодыжки между женщиной с бубном и мальчиком виден крошечный красный якорь. [15]
- Разрезанный треугольник
- Красный якорь
- Золотой якорь
- Красный якорь (вверху) от группы китайских музыкантов (показано ниже)
Период треугольника (около 1743–1749 гг.)
[ редактировать ]Эти ранние изделия имели вырезанный треугольный знак. Большинство изделий были белыми, и на них сильно повлиял дизайн столового серебра. [16] Ранний корпус представлял собой «очень полупрозрачный материал, напоминающий молочно-белое стекло». [17] позже изменился «на более твердый и холодный на вид материал». [18] В этот период было введено литье, а не прессование пасты в формы, и оно оставалось обычным для фигурок Челси. [19]
Наиболее заметными изделиями этой эпохи были белые солонки в форме раков . Пожалуй, самыми известными произведениями являются «Коза» и «Пчела» кувшины , которые также были созданы на основе серебряной модели. Их копии были изготовлены фарфором Коалпорта в 19 веке. Продажи были приостановлены в марте 1749 года, вероятно, именно тогда, когда Спримонт взял на себя управление, и фабрику перенесли на небольшое расстояние в пределах Челси. [20]
Период поднятия якоря (1749–1752 гг.)
[ редактировать ]
9 января 1750 года Спримонт объявил об открытии фабрики с «большим разнообразием украшений совершенно нового вкуса», и предполагается, что новая марка будет отмечать это. [22] Фабрика находилась очень близко к Темзе , а якорь является символом надежды и святого Николая Мирликийского , покровителя моряков, в честь которого, возможно, был назван Спримонт. [23]
Следующие шесть лет были для завода наиболее успешными. [24] В этот период паста и глазурь были модифицированы, чтобы получить прозрачную, белую, слегка непрозрачную поверхность для рисования. Влияние Мейсена очевидно в классических фигурах среди итальянских руин и сценах в гавани, а также в адаптации из Фрэнсиса Барлоу издания «Басни Эзопа» . [25] В 1751 году были изготовлены копии двух мейсенских сервизов. Челси также изготавливала фигурки птиц и животных, вдохновленные оригиналами Мейсена. Цветы и пейзажи были скопированы с венсенского фарфора (вскоре переехавшего в Севр). Набор фигурок пар птиц, очевидно, был основан на иллюстрациях к «Естественной истории необычных птиц» , Джорджа Эдвардса опубликованной в четырех томах с 1743 по 1751 год. Используемые копии, вероятно, были с неокрашенными иллюстрациями, как будто формы повторяют иллюстрации хорошие, раскраска фигур часто эксцентрична и неточна. [26]
Период красного якоря (1752–1756 гг.)
[ редактировать ]
Как и в Мейсене и Шантийи некоторое время назад, имитации японского экспортного фарфора в стиле Какиэмон были популярны с конца 1740-х годов примерно до 1758 года. Они были скопированы как с континентальных имитаций, так и с японских оригиналов, а некоторые, очевидно, были недавно созданы в этом стиле. [27]
Некоторая посуда была украшена смелыми и ботанически точными изображениями растений, известными как «ботанические» изделия, которые, по сути, переняли на фарфоре стиль больших ботанических книжных иллюстраций, которые только начинали производиться и часто раскрашивались вручную. Фабрика находилась очень близко к Физическому саду Челси (основанному в 1673 году и до сих пор работающему на том же месте), что, возможно, повлияло на подход и, по крайней мере, предоставляло иллюстрированные книги в качестве моделей. Некоторые фрагменты были скопированы из различных книг, в том числе Филиппа Миллера , директора садов (восьмое издание «Словаря садовника» (1752 г.) и «Фигуры растений» , том 1, 1755 г.) и Георга Дионисия Эрета . В рекламе 1758 года предлагались «Столовые тарелки, тарелки для супа и тарелки для десерта, покрытые эмалью из растений Ганса Слоана » (Слоан основал нынешний участок сада в 1722 году). [28]
Эти новаторские изделия оказали длительное влияние на дизайн фарфора, особенно в Великобритании. [29] и подобные стили пережили сильное возрождение с конца 20-го века, во главе с линейкой «Ботанический сад» компании Portmeirion Pottery Томаса Грина , выпущенной в 1972 году с использованием дизайнов, адаптированных из «Универсального или ботанического, медицинского и сельскохозяйственного словаря» (1817).
Маленькие «Игрушки», которые стали заметными в этот период, возможно, были скопированы с неуловимой фабрики «Девочка на качелях», которая сейчас обычно располагается в Сент-Джеймсе , еще более фешенебельном месте в Вест-Энде Лондона , который действовал около 1751–54. Похоже, это каким-то образом было связано с фабрикой в Челси. [30] Другим развитием были супницы , а иногда и другие крупные формы в форме животных, птиц или растений. [31]
Примерами довольно точного копирования мейсенских изделий являются «Обезьяний оркестр» ( Affenkapelle или «оркестр обезьян» по-немецки), группа из десяти фигурок обезьян-музыкантов и более крупный взволнованный дирижер, все в причудливых современных костюмах. Такие песни были популярны в различных СМИ. [32]
Период золотого якоря (1756–1769)
[ редактировать ]
Влияние Севра было очень сильным, и французский вкус преобладал. Хотя многие существующие типы продолжали производиться, период золотого якоря характеризовался насыщенными цветами, щедрой позолотой и нервной энергией стиля рококо . Как и в случае с имитацией Мейсена Какиемона, Челси начала имитировать севрский стиль рококо, тогда как сам Севр отказывался от него в пользу более сдержанных форм и декора. [33] ваз Челси Гарнитуры стали очень большими и сложными, некоторые из них состояли из семи частей уменьшающихся размеров. Корпус теперь включал костяной ясень , использовалась более широкая гамма цветов, а также щедрая позолота . [34] Глазурь теперь имела тенденцию стекать и растекаться, а также растрескиваться и имела легкий зеленоватый оттенок. [35]
В 1763 году Георг III и королева Шарлотта отправили брату королевы Адольфу Фридриху IV, герцогу Мекленбург-Стрелицкому, большую службу в Челси. Подобный заказ фарфора для дипломатических подарков был обычным явлением среди принадлежащих правителям европейских фабрик (да и в Восточной Азии), но был новым для Англии. Сервиз получил высокую оценку Хораса Уолпола , который сказал, что он стоит 1200 фунтов стерлингов и сейчас находится в основном в Королевской коллекции , насчитывающей 137 экземпляров. [36]
Восточноазиатские стили вернулись в период красного якоря в виде версий японской посуды Имари , но чаще встречаются с золотым якорем. Они должны были оставаться фаворитами англичан, особенно в связи с более поздним Crown Derby , и их версии производятся до сих пор. По мнению по крайней мере одного английского авторитета, первые версии «Челси» «значительно превосходят по красоте свои скучные оригиналы». [37]
Имеющиеся данные свидетельствуют о том, что с 1763 года производство было низким, возможно, потому, что Спримонт хотел уйти на пенсию. В продажу 1763 года вошли как минимум некоторые формы и помещения, а также домашняя мебель Спримонта. Специальных распродаж не проводилось до 1769 года, когда формы снова были предложены. [38]
В августе 1769 года фабрика была продана Спримонтом, у которого было плохое здоровье, а в следующем году ее купил Уильям Дьюсбери из фарфора Дерби, который управлял ею до 1784 года; Спримонт продал фабрику в августе 1769 года Джеймсу Коксу. Дюсбери и его партнер Джон Хит купили его в феврале 1770 года. [39] Фабрика продолжала работать в Челси, но в это время товары Челси неотличимы от товаров Дерби Дьюсбери, и этот период обычно называют «Челси-Дерби». Последняя распродажа в Челси (на аукционе Christie's ) началась 14 февраля 1770 года. [40]
Менеджмент и художники
[ редактировать ]
Серебряный мастер Николас Спримон (1716–1771), приехавший из Льежа в современной Бельгии, обычно был публичным лицом фабрики, но были и другие главные фигуры, и точные роли всех из них неясны. Шарль Гуэн или Гуйон (до 1737–1782 гг.) был еще одним лондонским серебряным мастером-гугенотом, а также торговцем фарфором, который занимался этим в первые годы, но чья роль неясна. Предполагалось, что он «заботится о технической части производства» или обеспечивает финансирование и действует как крупный покупатель или дистрибьютор товаров. К 1749 или 1750 году между ними, возможно, произошел раскол. [41] Гуэн, возможно, основал фабрику «Девушка на качелях» или фабрику Сент-Джеймс , названную в честь фешенебельной улицы, на которой у него был магазин. [42]
Любой фарфоровый завод нуждался в «арканисте» или химике, который мог бы разработать формулы пасты, глазури и цветов, а также указать параметры обжига. Неясно, кто это был в «Челси»; В документе в Британском музее, предположительно принадлежащем Спримонту, говорится о «случайном знакомстве с химиком, имевшим некоторые знания в этом направлении», который побудил его открыть фабрику. Гуэн — одно из предложений; другой — Томас Бриан или Бриан, который в 1743 году показал Королевскому обществу образцы фарфора. К 1746 году он жил в Стаффордшире , устанавливая деловое партнерство, называя себя художником, который «нашел искусство изготовления глиняной посуды, немного уступающей фарфоровой или китайской посуде»; но он, кажется, умер в следующем году. [43]
Зарегистрированы крупные выплаты фабрике в 1746–1748 годах от сэра Эверарда Фокенера, секретаря третьего сына короля, принца Уильяма, герцога Камберлендского , который подавил восстание якобитов в 1745 году . Неясно, были ли они сделаны от имени принца или из собственных средств Фокенера, или точный характер того, что, по-видимому, было финансовой операцией. Хотя королевские инвестиции в производство фарфора были очень распространены в Европе, в Англии они были бы беспрецедентными. Была изготовлена портретная голова принца высотой пять дюймов, что необычно отличалось от обычных изделий Челси. В письме 1751 года говорится, что Фокенер одолжил несколько мейсенских изделий для копирования в Челси и был описан как «заинтересованный производством Китая в Челси», в то время как тот же писатель добавляет: «Я считаю, что герцог является большим сторонником Челси. Китай". Рабочий на фабрике считал, что Фокенер и Камберленд были первыми владельцами, которые нанимали Спраймонта за гинею в день. Фокенер умер в 1758 году из-за финансовых затруднений, и в этот момент Спраймонт, возможно, наконец стал полноправным владельцем. [44]

Спримонт обычно считается руководящей рукой форм посуды, в которой широко использовались металлические прецеденты. Лишь немногие из многих участвующих художников известны. Основным моделистом фигур был фламандский скульптор Джозеф Виллемс, работавший в Челси примерно с 1749 по 1766 год, когда он уехал на фабрику в Турне . Художник-миниатюрист Джеффрис Хэметт О'Нил был назван «художником басен Челси», хотя и не без возражений; Позже он подписывал изделия из вустерского фарфора , хотя, вероятно, работал в Лондоне. У.Б. Хани считал, что подписанные вустерские произведения были слишком грубыми, чтобы быть написанными рукой «художника басен из Челси», хотя более поздние авторы признают это отождествление. [45]
Долгое время считалось, что ведущий скульптор Луи-Франсуа Рубильяк , француз, но работавший в Лондоне, смоделировал множество фигур, которые были дополнительно отмечены вдавленной буквой «R», но кажется, что этот знак означает что-то другое, и вполне вероятно, что там было всего лишь несколько экземпляров его моделей. Спраймонт был крестным отцом одной из его дочерей. [46] Одной из фигур Челси, несомненно, созданной по мотивам его работ, является лежащий портрет Уильяма Хогарта художника мопса по кличке Трамп . Рубильяк изваял Трампа из терракоты примерно в 1741 году, чтобы сопровождать бюст Хогарта. Несколько лет спустя фигура появилась в фарфоре Челси, а затем в посуде из черного базальта Джозайи Веджвуда после того, как он купил отливку из терракоты в 1774 году. [47] Портретный бюст Фредерика, принца Уэльского, также близок стилю Рубильяка. [48]
Уильям Дьюсбери , купивший фабрику в 1770 году, рисовал Челси и другие изделия в своей собственной лондонской мастерской, о чем свидетельствует сохранившаяся бухгалтерская книга его работ с 1751 по 1753 год. Однако никакие изделия «Челси», созданные в его мастерской, невозможно точно идентифицировать. [49] В книгах, в частности, зафиксировано много фигурок птиц. [50]
Рынки и коллекционеры
[ редактировать ]Большая часть распространения Челси и другого английского фарфора (а также изысканной фаянсовой посуды , такой как Веджвуд ) осуществлялась через « китайцев », уже признанную категорию дилеров и розничных продавцов фарфора, а также «склады» в центре Лондона, которые продавались в основном более мелким торговцам. и лавочники, часто из провинции, но и покупателям. Механизмы «Челси» документированы хуже, чем планы Боу, но магазин Гуэна в Сент-Джеймсе, вероятно, был торговой точкой, по крайней мере, в ранний период. [51] Ежегодные акции частично предназначались для китайских торговцев, а некоторые лоты состояли из различных товаров для обеспечения запасов. [52] Ост -Индская компания уже несколько десятилетий продавала на аукционах свои партии восточноазиатского фарфора. Товары Челси достигли Британской Америки , [53] но, вероятно, экспорт на континент был невелик.
Вскоре начали коллекционировать ранний английский фарфор, особенно в конце 19 века, когда цены неуклонно росли. В течение 20-го века в интересах коллекционеров произошел резкий переворот: товары более поздних веков стали намного дешевле (с учетом инфляции), чем сто лет назад, в то время как редкие самые ранние экземпляры продемонстрировали головокружительный рост стоимости. Продажа на аукционе в 2003 году супницы в виде курицы и цыплят за 223 650 фунтов стерлингов стала тогда аукционным рекордом английского фарфора XVIII века. [54] В 2018 г. пара камбаловых супниц ок. Картина 1755 года из коллекции Дэвида Рокфеллера и его жены была продана за 300 000 долларов (оба проданы на аукционе Christie's). [55]
Галерея
[ редактировать ]- Кувшин «Коза и пчела», ок. 1745–1749, Бирмингемский художественный музей.
- Пара собак, около 1749 г., рост 13,4 см (5,3 дюйма), Музей Виктории и Альберта .
- Супница для кроликов, 1752–1756 гг.
- «Весна» из набора «Времена года», 1753–1755 гг. 5 + 1 ⁄ дюйма ( 13 см) в высоту
- Группа китайских музыкантов, красный якорь, ок. 1755 г., высота: 14 + 1 ⁄ 2 дюйма (37 см), вес: 30,2 фунта (13,7 кг)
- Парфюмерная горелка в виде голубятни с бродящей лисой, ок. 1759–1765, высота 51 сантиметр (20 дюймов).
- Фарфоровый набор чернильниц, 1759–1769 гг. Стиль и «синий мазарин» заимствованы из Севра. Художественный музей Уолтерса .
- Набор « Четыре стихии» , 1760-е годы.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Дорогая, 60 лет.
- ↑ Фабрика Bow получила патент в 1744 году, но не известно никаких примеров ее изделий, предшествовавших появлению первых изделий из фарфора Челси.
- ^ Надежда, 118
- ^ Дорогая, 16 лет.
- ^ Мед, 17–24.
- ^ Надежда, 120; Мед, 76–80.
- ^ Мед, 78–80.
- ^ Мед, 76–78.
- ^ Липперт, 57–58.
- ^ Или, по крайней мере, отличается большой неопределенностью и трудностью. См. Хани, 144–152.
- ^ Липперт, 58 лет.
- ^ Липперт, 58 лет, примечание 1; Остин, 1–3 (включая хороший набор фотографий); Мед, 384–385, с рисунками.
- ^ «Подсказка о другой стороне Челси за 37 000 фунтов стерлингов» , Роланд Аркелл, 10 марта 2015 г., Antiques Trade Gazette ; Остин, 2
- ^ Дорогая, 34, примечание 8.
- ^ Столичное фото
- ^ Надежда, 118
- ^ Дорогая, 20 лет.
- ^ Дорогая, 24 года.
- ^ Липперт, 58 лет.
- ^ Надежда, 118
- ↑ Похоже, это два самца Clamator Glandarius , которых в Англии не встретить; Иллюстрация гида по птицам
- ^ Надежда, 118
- ^ Липперт, 58 лет.
- ^ Надежда, 118
- ^ Остин, 3–4
- ^ Остин, 4; Мед, 52–54.
- ^ Остин, 5
- ^ Надежда, 120; Остин, 5–6
- ^ Дорогая, 44 года.
- ^ Липперт, 58 лет, примечание 6 (используются даты); Мед, 30–32, 76; Сперо, 120 лет; Королевская коллекция, Фляга "вероятно, "Девочка на качелях""
- ^ Надежда, 120
- ^ Хани, 52 года; Остин, 6–7, 132–140.
- ^ Исправлено, 57; Воробей, 120
- ^ Надежда, 120
- ^ Исправлено, 57
- ^ Мед, 66–68; Королевская коллекция
- ^ Хани, 68–70, 68 цитируется.
- ^ Дорогая, 56 лет.
- ^ Липперт, 58 лет; Сперо, 120, 128; Мед, 56–58 лет.
- ^ Мед, 56–58.
- ^ Мед, 16–18, цитирование 18; Липперт, 57 лет
- ^ Страница Королевской коллекции на футляре.
- ^ Мед, 18–20; Липперт, 57 лет
- ^ Липперт, 57 лет; Мед, 40, 54; Глава Камберленда
- ^ Мед, 13, 42, 268; Липперт, 57 лет; Сперо, 119
- ^ Хани, 34, 60. «Урок музыки», показанный вверху, является одним из произведений, отмеченных буквой «R».
- ^ Фигура Челси, Виктория и Альберта
- ^ Дорогая, 34 года.
- ^ Дорогая, 13 лет.
- ^ Остин, 4
- ^ Давенпорт-Хайнс, 59–66.
- ^ Остин, 7–9
- ^ Остин, 9–12.
- ^ Аполлон , «Сейчас время покупать английский фарфор…», Эмма Крайтон-Миллер, 23 июня 2017 г.
- ^ «ДВЕ ФАРФОРОВЫЕ СУБНИЦЫ, КРЫШКИ И ЛОЖКИ ЧЕЛСИ, ОКОЛО 1755» , лот 620, продажа 16722, «Коллекция Пегги и Дэвида Рокфеллеров: английская и европейская мебель, керамика и украшения, Часть II», Christie's, Нью-Йорк, 10 мая 2018 год
Ссылки
[ редактировать ]- Остин, Джон Сесил, Фарфор Челси в Вильямсбурге , 1977 год, Колониальный Вильямсбург, ISBN 0879350237 , 9780879350239, Google Книги
- Давенпорт-Хайнс, RPT и Либенау, Джонатан, Бизнес в эпоху разума , 2013, Routledge, ISBN 1135177104 , 978113517710, Google Книги
- Хани, ВБ, Староанглийский фарфор , 1977 (3-е изд.), Фабер и Фабер, ISBN 0571049028
- Липперт, Кэтрин Бет, Английский фарфор восемнадцатого века в коллекции Художественного музея Индианаполиса , 1987, Художественный музей Индианаполиса / Издательство Университета Индианы, ISBN 0936260122 , 9780936260129, Google Книги
- Сперо, Саймон, в Бэтти, Дэвид , изд., Краткая энциклопедия фарфора Sotheby's , 1990, Conran Octopus. ISBN 1850292515
- Ф. Северн МакКенна, Фарфор Челси: Изделия из красного якоря , 1951.
- Ф. Северн Маккенна, Фарфор Челси: изделия из золотых якорей , 1952.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Адамс, Элизабет, фарфор Челси , 2001, British Museum Press
- Брайант, Дж. Е., Фарфоровые игрушки Челси: флаконы с ароматами, бонбоньерки, футляры, печати и статуэтки, изготовленные на фабрике Челси, 1745–1769 гг., И Дерби Челси, 1770–1784 гг ., 1925 г., Общество Медичи.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- «Фарфоровый завод Дерби (период Челси-Дерби)» . Кливлендский художественный музей . Проверено 11 июля 2010 г.
- «Перечень якорных знаков» . Международный каталог керамики.