Какиемон
Какиемон ( японский : 柿右衛門様式 , Хепберн : Какиемон ёсики ) — это стиль японского фарфора с надглазурным декором , называемый «эмалированной» керамикой. Первоначально он производился на фабриках вокруг Ариты , в японской провинции Хидзэн (сегодня префектура Сага ), начиная с периода Эдо . середины 17 века [1] Качество его отделки высоко ценилось на Западе и широко копировалось крупными европейскими производителями фарфора эпохи рококо .
Какиемон — это термин, который вызывает некоторую путаницу, поскольку это название семьи, одной или нескольких печей и яркого стиля надглазури. Этот стиль зародился в семье, чьи печи были основными его производителями, но его изготавливали и другие печи, а печи Какиемон создавали другие стили. И палитра, и стиль, и, весьма вероятно, печь были готовы к 1680-м годам. Этот стиль является подтипом того, что называется посудой Западного Имари , надглазурной цветной разновидностью более широкой группы посуды Арита , доминировавшей в японском экспортном фарфоре в первый успешный период, вплоть до 1740-х годов. [2]
Стиль был быстро скопирован новыми европейскими фарфоровыми фабриками, появившимися в 18 веке, такими как Мейсен в Германии, Шантильи во Франции и Челси в Англии. Китайцы также начали копировать стиль китайского экспортного фарфора . Примерно к 1760 году оно практически вышло из моды в Европе.
История
[ редактировать ]Гончару Сакаиде Какиемону (酒井田柿右衛門, 1596–1666) широко приписывают то, что он одним из первых в Японии открыл секрет эмалевого украшения фарфора , известного как акаэ . Имя «Какиэмон» было даровано Сакаиде его господином после того, как он усовершенствовал дизайн из двух хурмы ( каки ), а также развил отличительную палитру нежного красного, желтого, синего и бирюзового зеленого цвета, которая теперь ассоциируется со стилем Какиэмон. [3]
Название Какиэмон иногда используется как общий термин, описывающий изделия Арита или изделия Имари, изготовленные на фабриках Ариты с использованием характерных надглазурных эмалей какиэмон и декоративных стилей.
Печь Какиэмон, судя по всему, была создана в 1680-х годах, когда техника декорирования также была полностью развита. Ранняя история и собственность не очень ясны, и в этот период настоящее предприятие Какиемон, возможно, представляло собой мастерскую по декорированию, которая очень тесно сотрудничала с этой печью, в результате которой был получен белый фарфоровый корпус и почти прозрачная глазурь , превосходящая другие Продюсеры Арита. [4] Осколки из печи какиэмон сине-белые изделия сометсуке и селадон . в Симо-Нангавараяма (下南川原山) показывают, что помимо других стилей, таких как Ко-Кутани, производились также [5] [6]
Фарфор Какиемон экспортировался из Японии в Европу через Голландскую Ост-Индскую компанию , а начиная с 1650-х годов и по множеству других путей. Король Август II Сильный Польши и Мария II Английская владели образцами. [7] Самый ранний инвентарь японского фарфора в Европе был сделан в Берли-хаусе в 1688 году; в их число входили стоящий слон с поднятым хоботом и модель двух борцов.
Изделия включали миски, блюда и тарелки, часто шестиугольные , восьмиугольные или рифленые с зубчатыми краями. Знаменитый белый корпус из нигошида использовался только для открытых форм, а не для закрытых форм, таких как вазы, бутылки и чайники, или для фигур и животных. Шестиугольные вазы и крышки, известные как вазы «Хэмптон-Корт», были названы в честь пары во дворце Хэмптон-Корт недалеко от Лондона, записанной в описи 1696 года. Около 1730 года эта форма была скопирована в Мейсене , Саксония, который вошел в «город-побратим». «контракт с Аритой в 1979 году. Этот стиль также был принят и скопирован в Челси и Вустере в 1750-х годах и в компании Samson Ceramics в 19 веке. [8] Были также созданы статуэтки, примером могут служить слоны Какиемон (Британский музей) .
Мейсенские копии могли быть чрезвычайно близки к оригиналам; альтернативно, фабричные художники иногда просто заимствовали рисунки и использовали их в других формах и стилях. Стиль был также адаптирован в Германии и Австрии мануфактурой Дю Пакье и во Франции в фарфоре Шантильи , Меннеси и Сен-Клу . Это также оказало влияние на голландскую делфтскую керамику и китайский экспортный фарфор . [8]
Экспорт в Европу японского фарфора Какиэмон и всех других видов прекратился в середине 18 века, когда Китай возобновил экспорт в Европу. Поскольку стили Какиемон и Имари уже были очень популярны среди европейцев, китайский экспортный фарфор копировал оба стиля. [9]
эту ремесленную технику в список важных нематериальных культурных ценностей включило В 1971 году японское правительство ; двойная подъемная печь в Арите, использовавшаяся для обжига Какиемона, также была признана Национальным историческим памятником . [10] [11]
Сакаида Какиэмон XIV (26 августа 1934 г. - 15 июня 2013 г.) была признана живым национальным достоянием . правительством [12] Его сын Сакаида Какиемон XV стал новым главой в феврале 2014 года. [13]
Сайт печи Какиэмон
[ редактировать ]Первоначальное место печи Какиэмон ( 柿右衛門窯跡 ) в Минамияме, Арита, расположено за нынешней печью Какиэмон на западном склоне холмов Тосикияма на высоте примерно 85 метров. Археологические раскопки проводились с 1976 года и были подтверждены остатки двух параллельных печей и склада, куда сбрасывали бракованную керамику. Обе печи представляют собой ступенчатые многокамерные подъемные печи . «Печь А» имеет горизонтальную длину примерно 42 метра, 12 камер обжига и средний наклон 11,5°, а размер всей печи оценивается примерно в 60 метров. «Печь Б» имеет длину 83 метра, средний уклон 13° и 21 камеру. Каждая камера обжига увеличивается в ширину к концу печи, расширяясь веером. [14] сагары Также были обнаружены и печные инструменты. Руины печи были коллективно зарегистрированы как Национальный исторический памятник в 1989 году из-за их хорошей сохранности. Предполагается, что печь действовала в конце 17 века. [15] Фарфор Какиемон производился прямыми потомками. В то же время многие другие печи вокруг Ариты производили изделия в том же стиле, некоторые из которых использовали корпус из нигошида . [16]
Характеристики
[ редактировать ]Украшение обычно качественное, нежное, с асимметричными, хорошо сбалансированными рисунками. Их наносили редко, чтобы подчеркнуть тонкий белый фарфоровый фон, известный в Японии как нигосиде (молочно-белый), который использовался для самых прекрасных изделий. Однако, поскольку производство нигошида затруднено из-за сильного сжатия фарфоровой массы во время обжига, производство было прекращено с первой половины 18 века до середины 20 века. В этот период Сакаида Какиэмон производила обычные товары «акаэ». Сакаида Какиэмон XII и XIII попыталась воспроизвести нигошид и преуспела в 1953 году. С тех пор его производство продолжается.
На изделиях обычно изображены птицы, белки-летяги, рисунок « Перепелка и просо », « Три друга зимы » ( сосна , слива и бамбук ), цветы (особенно хризантема , национальный цветок Японии) и фигуральные предметы, такие как как популярный «Хоб в колодце» ( сиба онко ), иллюстрирующий китайскую народную сказку, в которой мудрец спасает своего друга, упавшего в большой аквариум.
Галерея
[ редактировать ]- Какиеомон Хидзэн изготовил пару моделей слонов . 1660–1690 гг.
- Блюдо с оленями и соснами, гр. 1680–1700, и подглазурный синий ( кобальт ).
- Блюдо с камнями, бамбуком, черносливом и птицами, 17 век.
- Курильница ( коро ), фарфор с надглазурной красной, желтой, зеленой, черной, пурпурной и золотой эмалями, 17 век.
- Мейсенская ваза из твердого фарфора Indianische Blume («Цветы Индии»), дизайн. 1735 г.
- Фарфоровый горшок шантильи , расписанный бамбуком, черносливом и двумя птицами. 1730–1735 гг.
- Голландская фаянсовая посуда ( фаянс ), после 1722 года.
- Мануфактурная тарелка Du Paquier с рисунком шиба онко , твердый фарфор с надглазурной эмалью. в. 1750 г.
- Китайское фарфоровое блюдо с ребристым краем, расписанное живой изгородью, цветами бамбука и двумя летящими птицами на зеркале. 1700– ок. 1750 г.
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ «Какиемон посуда | керамика | Британника» .
- ^ Импи (1990), 75-77.
- ^ «Британский музей – Какиемон» . www.britishmuseum.org . Архивировано из оригинала 28 мая 2017 года.
- ^ Импи (1990), 75-76.
- ^ Нагатаке, Такеши (2003) Имари и . Какиэмон 9784770029522 .
- ^ «Меню «ФАРФОР» — EY Net «Букварь по японской керамике» .
- ^ "Японские керамические стили", Виктория и Альберта
- ^ Jump up to: а б Собрание сочинений современных западных ученых о Японии Кармен Блэкер , Хью Кортацци, Бен-Ами Шиллони с. 338.
- ^ «ВиА · Япония» .
- ^ Какиемон (облачная рука) [Какиемон (нигошите)] (на японском языке). Агентство по делам культуры . Проверено 11 июня 2012 г.
- ^ Руины печи Какиемон [Место печи Какиэмон] (на японском языке). Агентство по делам культуры . Проверено 11 июня 2012 г.
- ^ 14-й Какиэмон скончался в возрасте 78 лет, Живое национальное достояние изделий Arita. Архивировано 16 июня 2013 г., archive.today (14-й Какиэмон скончался в возрасте 78 лет, Живое национальное сокровище изделий Arita), Токио Симбун , 15 июня 2013 г.
- ^ «Поттер продолжает «незаконченную» традицию Арита» . 31 марта 2014 г.
- ^ Исомура, Юкио; Сакаи, Хидея (2012), Национальной исторической достопримечательности . ISBN 4311750404 . (на японском языке)
- ^ «Культурное наследие объекта печи Какиэмон в Интернете» .
- ^ Форд, Барбара Бреннан и Оливер Р. Импи, Японское искусство из коллекции Джерри в Метрополитен-музее , с. 63, 1989, Метрополитен-музей, ISBN 0-87099-556-1 , полностью онлайн
Ссылки
[ редактировать ]- Импи, Оливер (1990), в Бэтти, Дэвид , изд., Краткая энциклопедия фарфора Sotheby's , 1990, Conran Octopus. ISBN 1850292515
- Генри Трубнер, Японская керамика: краткая история, Художественный музей Сиэтла, Керамическое искусство Японии, 1972.
- Цунэко С. Садао и Стефани Вада, «Открытие искусства Японии: исторический обзор», 2003 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Menno Fitski (2011). Kakiemon porcelain, A handbook . ISBN 9087281269 .
- Такеши, Нагатаке (1979). Японская керамика из коллекции Танакамару . Нью-Йорк: Метрополитен-музей.
- Какиемон, Сакаида (2019). Искусство пустоты . Токио: Японский фонд культуры издательской индустрии.