Шантильи фарфор

Французский фарфор |
---|
![]() |
Фарфор Шантильи — французский фарфор с мягкой пастой, производимый между 1730 и 1800 годами мануфактурой Шантильи в Уазе , Франция . Изделия обычно делят на три периода: 1730–1751, 1751–1760 и постепенный спад с 1760 по 1800 годы.
Фабрика производила столовую и чайную посуду, маленькие вазочки и какие-то фигурки — все в восточном стиле.
Фундамент
[ редактировать ]Хозяйственные постройки были приобретены в марте 1730 года на берегу небольшой речки Нонетт возле обширного парка своего замка Шантийи Луи -Анри де Бурбоном, принцем де Конде , принцем крови , изгнанным из двора, основавшим фабрику. [1] В тот период капиталовложения, необходимые для создания фарфоровой мануфактуры, были настолько обширными, что требовался королевский или аристократический покровитель; только в Великобритании раннее производство фарфора капитализировалось купеческим классом. Элитные изделия Шантильи должны были конкурировать с фарфором Сен-Клу , пионером среди французских производителей мягкого фарфора. [2] и другие мелкие мануфактуры в Меннеси , находящиеся под защитой герцога де Виллеруа , а также импортный мейсенский фарфор и китайский фарфор .
Как и на других французских фабриках того периода, и в отличие от «саксонского» фарфора с твердой пастой, производимого в Мейсене , каолин не входил в число сырьевых материалов для производства шантильи. [3]
Первый период: китайский и японский дизайн (1725–1751).
[ редактировать ]Конде был заядлым коллекционером восточноазиатского фарфора, как китайского, так и японского, и первое десятилетие производства его мануфактуры в Шантильи показало заметное влияние фарфора Арита , особенно в палитре « Какиемон » красного и сине-зеленого из мягкого железа, наблюдаемой в чайник слева. [4]
Декоративные вазы и статуэтки (или маготы ) для камина. [5] были произведены, а полезные изделия включали изящные в стиле рококо чайники и кувшины для сливок, кофейные сервизы или кабаре с подносами, закрытые супницы , бурдалу , тарелки и чашки, [6] вплоть до фарфоровых цветов, которые можно использовать в люстрах и ручках ножей. [7]
Патент, выданный фабрике в 1735 году Людовиком XV, конкретно описывает право производить фарфор façon de Japon , «подражая японскому фарфору»; ссылка на десятилетний успешный эксперимент Сикуайра Сиру ( ок. 1700–1751). [8] является основанием для датировки возникновения фабрики 1725 годом, встречающейся во многих источниках. [9]
Сначала корпус посуды был покрыт непрозрачной оловянной глазурью, подобной той, что используется для фаянса , давая чистый белый фон для редких декоров эмалевых цветов. Позже была использована слегка желтоватая прозрачная свинцовая глазурь .
Принц де Конде умер в 1740 году, после чего фабрика была вынуждена содержать себя сама и уменьшила свои амбиции. [10] Управляющим фабрикой до своей смерти в 1751 году оставался Сикуайре Сиру; , выпустили множество успешных подделок под его присмотром Шантильи произвел свой наиболее характерный фарфор, который был настолько оценен коллекционерами в 19 веке, что такие производители, как Эдме Самсон , воспроизводящих знаменитую подглазурную заводскую марку охотничьего рога . [11]
- Фарфоровый салон . замка Шантийи
- Террин из мягкого фарфора шантильи в японском стиле Какиэмон , 1725–1751 гг.
- Фарфоровая чаша шантильи с мягкой пастой и китайским драконом, 1725–1751 гг.
- шантильи с мягкой пастой Фарфоровое море , или ведро для вина, 1725–1751 гг.
- Бутылка из мягкого фарфора шантильи в японском стиле Какиэмон , 1730–1735 гг.
- Чайник из мягкого фарфора шантильи с китайским драконом, 1735–1740 гг.
- Фарфор с мягкой пастой шантильи Маго , 1740 г.
- Фарфоровая тарелка шантильи в стиле Какиэмон , 1725–1751 гг.
- Сахарница из фарфора шантильи в стиле Какиемон , 1725–1751 гг.
- Молочник шантильи в стиле Какиемон , 1725–1751 гг.
- Фармакологическая банка шантильи с узором Какиемон , 1725–1751 гг.
- Фарфоровая тарелка из мягкой пасты шантильи с японским узором Какиемон , 1725–1751 гг.
- Французский бурдалу, шантильи, фарфор с мягкой пастой, ок. 1735 г.
Промежуточный период (1751–1760)
[ редактировать ]Гончары из Шантийи были вынуждены переехать в Венсенн , положив начало производству фарфора, который получил королевское покровительство в Севре и поглотил французский рынок фарфора высочайшего качества; Патент на письмо 1752 года, предоставляющий Винсенну монополию на полихромные декоры, еще больше сократил возможности Шантильи. [12]
- Фарфор с мягкой пастой шантильи, 1750–1760 гг.
- Фарфор с мягкой пастой шантильи, 1750–1760 гг.
- Фарфор с мягкой пастой шантильи, 1750–1760 гг.
- Фигура сидящего на льве, Фарфоровый завод Шантильи, около 1750 г.
- Тарелка из мягкого фарфора шантильи, около 1760 г.
Поздний период (1760–1800 гг.)
[ редактировать ]
Фабрика в Шантийи производила некоторые товары на вкус Винсенна-Севра, но, особенно после ее продажи в 1781 году дамой Адам, к концу Старого режима она находилась в быстром упадке , зажатая между конкуренцией Севра на верхнем уровне рынка. , а после англо-французского торгового договора 1788 года - кремовую посуду Wedgwood для столовой посуды. Его управляющий, англичанин Кристофер Поттер , купил его на ранних этапах Французской революции (1792 г.). [13] но в 1800 году оно закрылось. Фактически Поттер основал две разные мануфактуры: первую в начале 1792 года, а вторую - в 1795 году. [14]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]
- ^ Герцог Женевьева; ЛеДюк, Женевьева, ред. (1996). Мягкий фарфор из Шантильи в 18 веке: наследие фабрик Руана, Сен-Клу и Парижа и влияние на другие фабрики 18 века . Париж: Хазан. ISBN 978-2-85025-459-8 .
- ^ Его предшественником была фарфоровая мануфактура в Руане: см. ML Solon, «Руанский фарфор», The Burlington Magazine for Connoisseurs 7 (май 1905: 116-124).
- ^ Метрополитен-музей: «Французский фарфор восемнадцатого века» ; WB Honey, Французский фарфор XVIII века , Лондон, 1950 год.
- ^ Метрополитен-музей, акк. нет. 50.211.121: Большая банка шантильи, около 1735–1740 годов, копирует японскую форму и расцветку Какиемон ; Кливлендский художественный музей: Чайный сервиз, ок . 1730, акк. нет. 1944.228 [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Например, Художественный музей Кливленда: Сидящий китаец с горшком, ок . 1740, акк. нет. 1947.62 [ постоянная мертвая ссылка ] .
- ^ Джон Флеминг и Хью Хонор, Словарь декоративного искусства , 1977 г. , «Фарфоровая фабрика Шантильи».
- ^ Уильям Чафферс , Знаки и монограммы на керамике и фарфоре s.v. «Шантильи».
- ↑ Сиру, вероятно, получил свой опыт в Сен-Клу; где он был художником; в 1728 году он работал на улице де ла Виль л'Эвек ( Энциклопедия декоративного искусства Рощи , св. «Шантильи: фарфор»).
- ^ Например, Ходдер Майкл Вестропп, Справочник по керамике и фарфору , 1880 г.; Старое и проданное: «Шантильи, Китай, 1725–1789» и т. д.
- ^ Музей Дж. Пола Гетти: «Фарфоровая мануфактура Шантильи»
- ^ Репродукция чайника шантильи, Edme Samson et Cie., Париж, около 1900 г.
- ^ Энциклопедия декоративного искусства Grove Гордона Кэмпбелла, стр.223
- ↑ Покупка Поттера знаменует конец периода, охваченного Ле Дюком 1996 года.
- ^ <Вальфре Патрис, «Кристофер Поттер, революционный гончар, и его фабрики в Париже, Шантийи, Монтеро», Bagneaux sur Loing, 2012, стр. 199–201