Китайский экспортный фарфор.
Китайский экспортный фарфор включает в себя широкий ассортимент китайского фарфора , который производился (почти) исключительно для экспорта в Европу , а затем в Северную Америку в период с 16 по 20 века. Подпадают ли под этот термин товары, произведенные для незападных рынков, зависит от контекста. Китайская керамика, изготавливавшаяся в основном на экспорт, восходит к династии Тан , если не раньше, хотя первоначально ее нельзя было считать фарфором .
Обычно он не используется в качестве описательного термина для гораздо более ранних изделий, которые производились с учетом исламского вкуса и экспортировались на Ближний Восток и в Среднюю Азию , хотя они также были очень важны, очевидно, стимулируя развитие китайского сине-белого фарфора в Династии Юань и Мин (см. Влияние Китая на исламскую керамику ). Селадон Лунцюань , который по западным определениям по большей части не является фарфором , является одним из изделий для изготовления больших блюд, отражающих исламские обеденные привычки, а не более глубокие миски, используемые китайцами. В целом изделия, изготавливаемые на экспорт, особенно в ранние периоды, представляли собой «в основном прочные и довольно грубо отделанные изделия». [1] по сравнению с рынками для элитного внутреннего рынка, чтобы учесть стресс, связанный с транспортом, и менее искушенных клиентов.
Другие виды китайских товаров, производимых в основном для экспорта на другие рынки, могут быть охвачены или не охвачены; При обсуждении китайской промышленности они, безусловно, описываются как экспортные товары, но в западных источниках многие обсуждения относятся только к товарам, предназначенным для Европы. Другие типы включают посуду Сватоу (ок. 1575–1625), изготовленную для рынков Юго-Восточной Азии и Японии, и фарфор Тяньци , изготовленный в основном для японского рынка в 17 веке. Китайские селадоны экспортировались в большую часть Евразии , но не в Европу, примерно между династиями Тан и ранними династиями Мин.
Потребовалось некоторое время, чтобы обратная связь с экспортных рынков повлияла на форму и оформление китайской продукции, особенно в более ранние периоды, а также на отдаленных рынках, таких как Европа. Первоначально на рынки отправлялось то, что нравилось китайскому рынку или более старым экспортным рынкам. С ростом присутствия европейских торговых компаний, особенно голландской VOC , это стало возможным, и в конечном итоге из Европы можно было заказывать даже конкретные образцы гербов.
Товары для Европы до 18 века.
[ редактировать ]Европейцы закупали китайский фарфор в Османской империи , хотя он не соответствовал европейскому вкусу. Приобретения Турцией китайского фарфора были спорадическими и в небольших масштабах до завоеваний султана Селима I в Персии, Сирии и Египте с 1514 по 1517 год. В результате были возвращены большие количества китайского фарфора из королевских коллекций Тебриза , Дамаска и Каира. . Во дворце Топкапы тогда располагалась самая большая коллекция китайского фарфора за пределами Китая. [2] европейские посетители Стамбула в пятнадцатом и шестнадцатом веках покупали там китайский фарфор. Зарегистрировано, что [3]
Некоторые другие предметы пришли через португальское поселение Малакка ; Король Мануэль I приобрел несколько вещей у Васко да Гамы . Палата искусств и раритетов замка Амбрас содержит коллекцию австрийского эрцгерцога Фердинанда II , собранную в середине 16 века. Эти ранние коллекции, обычно состоящие из сине-белой посуды, считались редкими диковинками и предметами искусства и часто были отделаны драгоценными металлами. [3]
Изделия включают фарфор Краак , посуду Сватоу , переходный фарфор , гербовый фарфор , кантонский фарфор и китайский Имари , которые в значительной степени или полностью производились на экспорт, а также другие виды, которые также продавались на внутренний рынок. В эту группу входили исинский керамогранит , Blanc de Chine , сине-белый фарфор , а также famille verte, noire, jaune и rose . [4] Китайский экспортный фарфор в целом носил декоративный характер, но не имел символического значения изделий, производимых для внутреннего рынка Китая. [5] За исключением редких изделий из мягкой пасты Huashi, [6] Традиционно китайский фарфор изготавливался с использованием каолина и петунце . [7] Хотя сколы на ободе и микротрещины являются обычным явлением, на изделиях обычно не остаются пятна. Китайские изделия обычно были тоньше японских и не имели следов ходулей. [5]
В 16 веке португальские торговцы начали импортировать в Европу синий и белый фарфор поздней династии Мин , что привело к росту торговли фарфором Краак (названным в честь португальских кораблей, называемых караками , на которых его перевозили). В 1602 и 1604 годах два португальских карака, « Сан-Яго» и «Санта-Катарина» , были захвачены голландцами , а их грузы, включавшие тысячи предметов фарфора, были проданы на аукционе, что вызвало интерес Европы к фарфору. [8] Среди покупателей были короли Англии и Франции.
После этого ряд европейских стран основали компании, торгующие со странами Восточной Азии , наиболее значимой для фарфора была Голландская Ост-Индская компания или VOC. Между 1602 и 1682 годами компания перевезла на экспорт от 30 до 35 миллионов штук китайского и японского фарфора . [9] Английская Ост-Индская компания также импортировала около 30 миллионов штук, Французская Ост-Индская компания — 12 миллионов, Португальская Ост-Индская компания — 10 миллионов и Шведская Ост-Индская компания — около 20 миллионов штук. В период с 1766 по 1786 год [10]
Торговля продолжалась до середины 17 века, когда династия Мин пала в 1644 году, а гражданская война прервала производство фарфора. Вместо этого европейские торговцы обратились к японскому экспортному фарфору , хотя большая часть его по-прежнему продавалась через китайские порты. [11] Однако к 1740-м годам китайцы вновь подтвердили свое господство.
Как ценные и высоко ценимые предметы, предметы китайского экспортного фарфора появлялись на многих голландских картинах 17 века . [8] Натюрморт Яна Янса. Трек включает в себя две чаши в стиле Краак, вероятно, позднего периода Мин, одна на переднем плане — тип, который голландцы называют клапмутс . Синий пигмент, использованный художником, сильно выцвел с момента написания картины. [12]
Во время правления императора Канси (1662–1722 гг.) Китайская фарфоровая промышленность, которая теперь в основном сосредоточена в Цзиндэчжэне, была реорганизована, и вскоре экспортная торговля снова процветала. Китайский экспортный фарфор конца 17 века включал в себя сине-белые изделия и изделия famille verte (а иногда и famille noire и famille jaune ). Среди товаров были гарнитуры ваз, блюд, чайной посуды, кувшинов и других полезных изделий, а также фигурки животных и птиц. Фарфор Blanc de Chine и керамические изделия из Исина прибыли в Европу и послужили источником вдохновения для многих европейских гончаров. [13]
Масштабное увеличение импорта позволило покупателям собрать большие коллекции, которые часто выставлялись в специальных комнатах или специально построенных сооружениях. построенный Фарфоровый Трианон, между 1670 и 1672 годами, представлял собой павильон в стиле барокко, построенный для демонстрации Людовика XIV коллекции сине-белого фарфора на фоне французского бело-голубого фаянса как внутри, так и снаружи здания. Он был снесен в 1687 году. [3]
Для гончаров Цзиндэчжэня производство фарфоровых изделий для европейского экспортного рынка представляло новые трудности. В письме из города в 1712 году французский миссионер- иезуит Пер Франсуа Ксавье д'Антреколь пишет, что «...фарфор, отправляемый в Европу, изготавливается по новым моделям, которые часто эксцентричны и трудны для воспроизведения; из-за малейшего дефекта они купцы отказались, и поэтому они остаются в руках гончаров, которые не могут продать их китайцам, ибо не любят таких изделий». [14]
В конце 18 века, когда появились европейские фарфоровые фабрики, конкуренция усилилась, а качество экспортных товаров снизилось, многие из них использовали суетливые и чрезмерно сложные формы и украшения. Так называемый кантонский фарфор изготавливался в виде «заготовок» в Цзиндэчжэне , а затем доставлялся в Кантон (Гуанчжоу), где его раскрашивали в стилях, разработанных для западных рынков на Тринадцати фабриках , часто включая гербовый фарфор для столовой посуды с рисунком покрытия . оружия покупателя, отправленного из Европы и скопированного.
Товары и статуэтки
[ редактировать ]Хотя европейские гербы на китайском фарфоре можно найти на изделиях, изготовленных еще в 16 веке, около 1700 года спрос на гербовый фарфор резко возрос. Были заказаны тысячи услуг с рисунками гербов отдельных лиц , отправленных в Китай для копирования и отправки обратно в Европу, а с конца 18 века - в Северную Америку. Некоторые из них были щедро расписаны полихромной эмалью и позолотой , в то время как другие, особенно более поздние экземпляры, могли включать лишь небольшой герб или монограмму синего и белого цветов. [15] Китайские гончары копировали популярный японский фарфор Имари, который продолжали производить на экспорт до второй половины XVIII века. [16] примеры были обнаружены как часть груза Нанкина после кораблекрушения Гельдермальсена . [17]
большое разнообразие форм, некоторые китайского или исламского происхождения, другие копировали фаянс или металлические изделия. Было изготовлено [18] Среди восточных фигурок были китайские боги и богини, такие как Гуаньинь (богиня милосердия) и Будай (бог удовлетворения), [19] фигурки кивающих голов, сидящих монахов и смеющихся мальчиков, а также фигурки голландских мужчин и женщин. [20] С середины 18 века даже копии мейсенских фигурок, таких как тирольские танцовщицы, изготавливались на экспорт в Европу. Птицы и животные, в том числе коровы, журавли, собаки, орлы, слоны, фазаны, обезьяны и щенки, были популярны. [21] [22]
Примерно с 1720 года была принята новая палитра семейных роз , которая быстро вытеснила более ранние фарфоровые изделия famille verte периода Канси. Эмали Famille Rose для экспортного рынка включали палитру Mandarin Palette. [18] Были популярны определенные узоры, такие как табачный лист и искусственный табачный лист, а примерно с 1800 года Кантон украшал фарфор фигурками птиц, цветов и насекомых. [21] Многие другие виды украшений, такие как encre de chine или иезуитские изделия, созданы для христианских миссионеров . Одной из значительных и разнообразных групп экспортных товаров являются изделия с европейским сюжетом, скопированные с западных гравюр, вывезенных в Китай. Хорошо известные примеры включают « Суд Париса» , «Крещение Христа» и многие другие с портретами, мифологическими сценами, пасторальными сценами, топографическими видами, а также литературными и анекдотическими изображениями. С начала XVIII века известно около тысячи таких «европейских сюжетных» рисунков. Многие из оригинальных печатных источников были идентифицированы, хотя многие еще предстоит найти. [23] Другие примеры включают сиднейские чаши для пунша эпохи Маккуори в Австралии, 1810–1820 гг. [24]
Позже торговля
[ редактировать ]По мере развития торговли с Китаем товары более высокого качества поставлялись частными торговцами, которые арендовали места на судах компаний, торгующих с этой страной. Основными экспортными товарами 18-го века, как правило, были чайная посуда и обеденные сервизы, часто сине-белые, украшенные цветами, сосной, черносливом, бамбуком или пейзажами пагоды - стиль, который вдохновил узор ивы . [25] их иногда покрывали эмалью, чтобы повысить их декоративную привлекательность. В Нидерландах и Англии [26] К концу 18 века импорт из Китая сократился. [27] из-за изменения вкусов и конкуренции со стороны новых европейских фабрик, перешедших на массовое производство. [28]
Высокодекоративный кантонский фарфор производился на протяжении всего XIX века, но качество изделий ухудшалось. К концу века бело-голубые изделия в стиле Канси производились в больших количествах, и почти все более ранние стили и типы были скопированы в 20-м веке. [21]
В наше время исторический китайский экспортный фарфор пользуется популярностью на международном рынке изобразительного искусства, хотя в последнее время он меньше, чем изделия, произведенные для внутреннего рынка. В 2016 году коллекции были проданы на аукционе на десятки миллионов долларов США через такие компании, как Sotheby's и Christie's . [29]
В последние десятилетия производство современного фарфора на экспорт, в основном предметов домашнего обихода в современном стиле, значительно возросло и снова стало важной отраслью промышленности для Китая. Продолжается производство имитаций исторических изделий. [ нужна ссылка ]
Галерея
[ редактировать ]- Фарфоровый кувшин Цзиндэчжэнь исламской формы с гербом португальской семьи, ок. 1522–1566 гг.
- Цзиндэчжэньский фарфор с английской серебряно-позолоченной монтировкой, 1590–1610 гг.
- Фарфор Канси, украшенный французскими монтировками из позолоченной бронзы , 1710–1720 гг.
- Набор из медальона, блюда из риса и обеденной тарелки обеденного сервиза «Двойной павлин» , семейная роза.
- Экспортная фарфоровая ваза с европейским сюжетом, период Канси.
- Фарфоровая супница и поднос с крышкой в форме утки-мандаринки, украшенные надглазурной эмалью и позолотой, династия Цин, ок. 1750–1760 гг.
- Тарелка из гербового сервиза Грипсхольма, Швеция, ок. 1776 г.
- Фарфоровая ваза XIX века с крышкой, расписанной надглазурными эмалями и позолотой Кантон или провинция Гуандун, на юге Китая. Этот тип посуды, известный своим красочным декором, покрывающим большую часть поверхности изделия, был популярен как экспортная посуда. На оборотной стороне фарфоровой вазы военный генерал, изображенный перед обнесенными стеной городскими воротами, имеет знамя с фамилией «Ма». Романтика Трех Королевств
См. также
[ редактировать ]- Японский экспортный фарфор.
- Китайское экспортное серебро
- Торговля фарфором в Цинском Китае
- Экономическая история Китая до 1912 года.
Ссылки
[ редактировать ]- ↑ Хобсон, Р.Л., Товары династии Мин , «Предисловие», 2-е изд., 1962 г.
- ^ Чен, Юань Джулиан (11 октября 2021 г.). «Между исламской и китайской универсальными империями: Османская империя, династия Мин и глобальная эпоха исследований» . Журнал ранней современной истории . 25 (5): 422–456. дои : 10.1163/15700658-bja10030 . ISSN 1385-3783 .
- ^ Jump up to: а б с Мастер, стр. 17
- ^ Валенштейн 1989 , с. 193.
- ^ Jump up to: а б Ньютон, Беттина (2014). «14». Руководство для начинающих по коллекции антиквариата . Каран Керри . Проверено 6 января 2015 г.
- ^ Валенштейн 1989 , с. 242.
- ^ Валенштейн 1989 , с. 312.
- ^ Jump up to: а б Валенштейн 1989 , с. 197.
- ^ Волкер, Т. (1954) Фарфор и Голландская Ост-Индская компания, Лондон; Музей Виктории и Альберта
- ^ Мастер, стр. 18.
- ^ Волкер, Т. (1954). Фарфор и голландская Ост-Индская компания: как записано в дах-регистрах замка Батавия, Хирадо и Дешимы и других современных документах; 1602–1682 . Том. 11. Лейден: Архив Брилла. п. 59 . Проверено 6 января 2015 г.
- ^ «Натюрморт с оловянной флягой и двумя чашами Мин» . www.nationalgallery.org.uk . Национальная галерея . Архивировано из оригинала 6 января 2015 года . Проверено 6 января 2015 г.
- ^ Валенштейн 1989 , стр. 219–236.
- ^ Бертон, Уильям (1906). «Письма отца д'Антреколя». Фарфор: его природа, искусство и изготовление . Лондон: BT Batsford Ltd. Архивировано из оригинала 23 сентября 2015 года . Проверено 5 января 2015 г.
- ^ Нильссон, Ян-Эрик. «Гербовый фарфор» . www.gotheborg.com/ . Ян-Эрик Нильссон . Проверено 6 января 2015 г.
- ^ Валенштейн 1989 , с. 236.
- ^ Гарабелло, Роберта; Сковацци, Туллио, ред. (2003). Защита подводного культурного наследия: до и после Конвенции ЮНЕСКО 2001 года . Издательство Мартинуса Нийхоффа. стр. 23–28. ISBN 9041122036 . Проверено 6 января 2015 г.
- ^ Jump up to: а б Стивенсон, Сара. «Китайский фарфор XIX века» . www.greenvillejournal.com . Гринвиллский журнал. Архивировано из оригинала 6 января 2015 года . Проверено 6 января 2015 г.
- ^ Валенштейн 1989 , стр. 126–268.
- ^ «Экспортный фарфор» . www.pin1.harvard.edu . Гарвардский университет . Архивировано из оригинала 6 января 2015 года . Проверено 6 января 2015 г.
- ^ Jump up to: а б с Крейцфельдт, Бенджамин (ноябрь 2003 г.). «Антиквариат XXI века – китайский экспортный фарфор в Китае сегодня» (PDF) . Журнал коллекционера антиквариата . Архивировано из оригинала (PDF) 6 января 2015 года . Проверено 6 января 2015 г.
- ^ Коэн, Майкл; Мотли, Уильям (2008). Мандарин и зверинец: Коллекция Джеймса Э. Соуэлла, т. I: Экспортные керамические фигурки из Китая и Японии . Рейгейт, Великобритания: Коэн и Коэн. ISBN 978-0953718597 .
- ^ «Иезуитская посуда» . www.britanica.com . Британская энциклопедия , Inc. Проверено 6 января 2015 г.
- ^ Эллис, Элизабет (май 2012 г.). Китайские головоломки, сиднейские чаши для пунша . Том. 34. Австралийка. стр. 18–30.
- ^ Ле Корбейллер, Клэр (1974). Китайская торговля фарфором: модели обмена: дополнения к коллекции Хелены Вулворт Макканн в Метрополитен-музее . Нью-Йорк: Метрополитен-музей . ISBN 0-87099-089-6 . Проверено 6 января 2015 г.
- ^ Нильссон, Ян-Эрик. « Затертый» экспортный фарфор» . www.gotheborg.com/ . Ян-Эрик Нильссон . Проверено 6 января 2015 г.
- ^ Чельберг, Свен Т. (1975). Шведская Ост-Индская компания 1731–1813: специи, чай, фарфор, шелк [ Шведская Ост-Индская компания 1731–1813: специи, чай, фарфор, шелк ] (на шведском языке) (2-е изд.). Мальмё: Алхем. стр. 134. ISBN 91-7004-058-3 . Проверено 19 июля 2014 г.
- ^ Нильссон, Ян-Эрик. «Династия Цин (1644–1912) Фарфор» . www.gotheborg.com . Ян-Эрик Нильссон . Проверено 6 января 2015 г.
- ^ И Цзин, Люн. «20 лучших аукционов китайского фарфора 2016 года (Sotheby's/Christie's)» . www.zentopia-cultural.com/ . Люн И Чинг. Архивировано из оригинала 24 февраля 2019 года . Проверено 15 января 2017 г.
Библиография
[ редактировать ]- Мейстер, Петер Вильгельм и Ребер, Хорст. Европейский фарфор XVIII века , 1983, Phaidon Press , ISBN 0714821977
- Валенштейн, Сьюзен Г. (декабрь 1989 г.). Справочник по китайской керамике (переработанное и дополненное изд.). Нью-Йорк: Метрополитен-музей . ISBN 0-87099-514-6 . Проверено 6 января 2015 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Gotheborg.com Страница помощи и информации для коллекционеров антикварного китайского и японского фарфора
- Восток и Запад: китайский экспортный фарфор, Метрополитен-музей
- Фукс, Рональд В. II, «История китайского экспортного фарфора в десяти предметах» , Керамика в Америке, 2014 г. , Chipstone Foundation