Jump to content

Китайский фарфор в европейской живописи

Праздник богов (фрагмент), Джованни Беллини , 1514 г.
Жак Линар , Пять чувств и четыре элемента , с китайской сине-белой фарфоровой чашей, покрытой китайскими надписями, 1627 год.
Натюрморт с дичью и фарфоровой чашкой , Франсуа Депорт , ок. 1700–1710 гг.

Китайский фарфор в европейской живописи известен с 16 века, после ввоза китайских фарфоровых изделий в Европу.

Итальянские прецеденты (15–16 века)

[ редактировать ]
Китайские чаши типа Мин в Джованни Беллини произведении «Пир богов » (1514 г.)

В Италии первое известное изображение китайских фарфоровых чаш относится к «Пиру богов» Джованни Беллини (1514 г.). [ 1 ] Чаши выполнены в стиле времен династии Мин сине-белого фарфора , возможно, образцы которого, как известно, экспортировались в Персию , Сирию и Египет . [ 1 ] Картина Беллини была написана по заказу герцога Альфонсо I д'Эсте , известного своим интересом к китайскому фарфору. Похоже, что Беллини нашел образцы китайской посуды не посредством торговли, а среди дипломатических подарков, полученных Венецией от султанов -мамлюков в 1498 году (подарок дожу Барбариго ), а также в 1498 и 1508 годах (подарок Синьории ) . [ 1 ]

Однако известны некоторые более ранние примеры, хотя неясно, являются ли они китайскими или исламскими прототипами, как, например, « Мадонна с младенцем» Франческо Бенальо (1460–1470) или « Поклонение волхвов» Андреа Мантенья (1495–1505). [ 1 ]

Остальная Европа (17–18 века)

[ редактировать ]

В 16 веке многие другие художники использовали китайский фарфор в своих картинах, особенно голландский. Эта тенденция была связана с прямым импортом китайского фарфора в Европу через так называемую торговлю «Каррак», отсюда и название фарфора Краак . [ 2 ] [ 3 ]

Французские художники, такие как Франсуа Депорт и Поль Гоген, также изображали китайские чаши в своих натюрмортах . Некоторые, такие как Жак Линар в 1627 году, даже тщательно воспроизводили китайское письмо в « Les cinq sens et les quatre éléments» , 1627. [ 4 ] [ 5 ]

Эта художественная тенденция, совпадающая с модой на китайский фарфор в Европе в 17–18 веках, привела к развитию местной фарфоровой промышленности, первоначально очень имитирующей китайские изделия, как это видно во французском фарфоре .

Нидерланды

[ редактировать ]
Виллем Калф - Натюрморт с банкой имбиря позднего Мин - WGA12080

В истории торговли XVII века мало что могло конкурировать с выдающимся положением фарфора. До открытия технологии изготовления на Западе единственным способом завладеть ими была коммерческая деятельность между Европой и Китаем. В семнадцатом веке Голландская республика вышла на первый план в сфере торговли фарфором. Эта история была тесно связана с историей Голландской Ост-Индской компании . Являясь монополистом в торговле между Европой и Азией раннего Нового времени, Голландская Ост-Индская компания выступает посредником между двумя культурами и импортирует тонны фарфора наряду с другими товарами, такими как специи, шелк и чай. [ 6 ] С тех пор китайская керамика не была исключительной роскошью, появлявшейся только в особняках высшего сословия, а становилась все более распространенной в домашней обстановке относительно скромного хозяйства. [ 7 ]

Часть триумфального шествия с дарами Востока и Запада, картина Якоба ван Кампена

Хотя импортная китайская керамика приобретает популярность среди богатых купцов, эрудированные ученые и философы не удовлетворяются лишь коммерческой ценностью фарфора. Для них центральным интересом являются страна и цивилизация, создавшая эту увлекательную материальную культуру. Привлекательность Китая глубоко укоренена в давней западной традиции, которая, возможно, началась с известного итальянского исследователя Марко Поло. [ 8 ] Это впечатление о Китае усиливалось появившимися в Европе экзотическими китайскими товарами и предметами роскоши, такими как специи, шелк, чай и фарфор. Интеллектуалы, мотивированные великолепной материальной культурой, непрерывно исследуют китайскую цивилизацию. [ 9 ] Этот позитивный взгляд на китайскую цивилизацию также существовал среди голландских авторов раннего Нового времени. Например, такие ученые, как Виллем тен Рейне , Питер ван Хорн и Йост ван ден Вондел , демонстрируют сильный интерес к китаеведению и активно распространяют свои мысли через свои книги. Кульминацией этой «китайской лихорадки» стал первый голландский перевод Конфуция в 1675 году. [ 10 ] Вкус интеллектуалов может в значительной степени влиять на художников, поскольку они также являются важными покровителями искусства. Хотя способны ли художники понять культурный смысл китайского фарфора, весьма неоднозначно, волна шинуазри может проникнуть в художественную группу. [ 11 ] Китайский фарфор представляет собой не только передовое мастерство и технологии, но и символ цивилизации, расположенной вдали от Европы.

Калф, Виллем - Натюрморт с акваманилом, фруктами и чашкой наутилуса - ок. 1660 г.

Между тем, относительно открытый арт-рынок и особый статус художников в Голландской Республике дают художникам возможность исследовать свои собственные интересы. Таким образом, художники-натюрморты являются посредниками, которые перехватывают высоко ценимый обществом товар и изображают его в своей живописи. [ 12 ] А в процветающем коммерческом обществе ценность товара определяется его рыночной ценой. В условиях гегемонистской голландской экономики все подчиняется законам бизнеса, включая искусство. [ 13 ] В этом смысле фарфор, продаваемый голландской Ост-Индской компанией, был хорошим выбором для художников для использования в своих натюрмортах, учитывая его социальный и экономический подтекст.

Джуриан из Стрика 002

Более того, фарфор в голландских натюрмортах демонстрирует, как материальная культура распространялась и взаимодействовала по всему миру в семнадцатом веке. Этот циркулирующий процесс является также процессом приручения инаковости. Подобно коннотациям, заложенным в Юриана ван Стрика « картине Натюрморт с мавритом и фарфоровыми сосудами» , эти товары и даже люди, изображенные на картине, происходят из совершенно разных континентов или культур. Иностранная материальная культура здесь используется для выражения местной идентичности голландцев. [ 14 ]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с д От базара до площади: исламская торговля и итальянское искусство, 1300–1600 гг. , Розамонд Э. Мак, стр. 105 и далее.
  2. ^ Блан де Шин: великий фарфор Дехуа работы Роберта Х. Блюменфилда, стр.180
  3. ^ Китайский экспортный фарфор в коллекции Центра Ривза в Вашингтоне Томаса В. Литценбурга, Энн Т. Бейли, Центр Ривза, с. 14
  4. ^ Постоянная экспозиция, Лувр.
  5. ^ Культуры потребления, глобальные перспективы , Джон Брюэр, Фрэнк Трентманн, с. 104
  6. ^ Йорг, Фарфор и голландско-китайская торговля, 10.
  7. ^ Вестстейн, «Культурные размышления о фарфоре в Нидерландах 17-го века», 215.
  8. ^ Герритсен и Макдауэлл, «Материальная культура и другое: европейские встречи с китайским фарфором, ок. 1650-1800», 92.
  9. ^ Герритсен и Макдауэлл, «Материальная культура и другое: европейские встречи с китайским фарфором, ок. 1650-1800», 88.
  10. ^ Вестстейн, «Культурные размышления о фарфоре 17 века», 227.
  11. ^ Кауфманн «Нидерландская модель? История нидерландского искусства как / и глобальная история искусства», 288.
  12. ^ Хониг, «Осмысление вещей: по мотивам голландского натюрморта», 168.
  13. ^ Шама, Смущение богатства: интерпретация голландской культуры Золотого века, 6.
  14. ^ Вестстейн, «Введение: мировая история искусства и Нидерланды», 18.

● Герритсен, Энн и Макдауэлл, Стивен. «Материальная культура и другое: встречи европейцев с китайским фарфором», ок. 1650–1800 гг.», Журнал всемирной истории, Vol. 23, № 1, специальный выпуск: Global China (март 2012 г.): 87–113.

● Хониг, Элизабет Элис. «Осмысление вещей: по мотивам голландского натюрморта», «Антропология и эстетика», № 34 (осень 1998 г.): 166–183.

● Йорг, Кристиан Дж. Фарфор и торговля Голландии с Китаем, Гаага: Мартинус Нийхофф, 1982.

● Кауфманн, Томас ДаКоста. «Нидерландская модель»? История нидерландского искусства как и глобальная история искусства». Nederlands Kunsthistorisch Jaarboek (NKJ) / Ежегодник истории искусства Нидерландов 66 (2016): 272-95.

● Шама, Саймон. Смущение богатства: интерпретация голландской культуры Золотого века. Лондон: Коллинз, 1987.

● Вестстейн, Тейс. «Культурные размышления о фарфоре в Нидерландах 17 века», Китайский и японский фарфор для золотого века Голландии, Амстердам: Рейксмузеум Амстердам, (2014): 213-268.

● Вестстейн, Тийс. «Введение: мировая история искусства и Нидерланды». Ежегодник истории искусства Нидерландов (NKJ) / Ежегодник истории искусства Нидерландов 66 (2016): 6-27.

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 696f45b614fbcaa93b5cb8cd7dafbc05__1678517160
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/69/05/696f45b614fbcaa93b5cb8cd7dafbc05.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Chinese porcelain in European painting - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)