Китайский фарфор в европейской живописи



Китайский фарфор в европейской живописи известен с 16 века, после ввоза китайских фарфоровых изделий в Европу.
Итальянские прецеденты (15–16 века)
[ редактировать ]
В Италии первое известное изображение китайских фарфоровых чаш относится к «Пиру богов» Джованни Беллини (1514 г.). [ 1 ] Чаши выполнены в стиле времен династии Мин сине-белого фарфора , возможно, образцы которого, как известно, экспортировались в Персию , Сирию и Египет . [ 1 ] Картина Беллини была написана по заказу герцога Альфонсо I д'Эсте , известного своим интересом к китайскому фарфору. Похоже, что Беллини нашел образцы китайской посуды не посредством торговли, а среди дипломатических подарков, полученных Венецией от султанов -мамлюков в 1498 году (подарок дожу Барбариго ), а также в 1498 и 1508 годах (подарок Синьории ) . [ 1 ]
Однако известны некоторые более ранние примеры, хотя неясно, являются ли они китайскими или исламскими прототипами, как, например, « Мадонна с младенцем» Франческо Бенальо (1460–1470) или « Поклонение волхвов» Андреа Мантенья (1495–1505). [ 1 ]
Остальная Европа (17–18 века)
[ редактировать ]В 16 веке многие другие художники использовали китайский фарфор в своих картинах, особенно голландский. Эта тенденция была связана с прямым импортом китайского фарфора в Европу через так называемую торговлю «Каррак», отсюда и название фарфора Краак . [ 2 ] [ 3 ]
Французские художники, такие как Франсуа Депорт и Поль Гоген, также изображали китайские чаши в своих натюрмортах . Некоторые, такие как Жак Линар в 1627 году, даже тщательно воспроизводили китайское письмо в « Les cinq sens et les quatre éléments» , 1627. [ 4 ] [ 5 ]
Эта художественная тенденция, совпадающая с модой на китайский фарфор в Европе в 17–18 веках, привела к развитию местной фарфоровой промышленности, первоначально очень имитирующей китайские изделия, как это видно во французском фарфоре .
Нидерланды
[ редактировать ]
В истории торговли XVII века мало что могло конкурировать с выдающимся положением фарфора. До открытия технологии изготовления на Западе единственным способом завладеть ими была коммерческая деятельность между Европой и Китаем. В семнадцатом веке Голландская республика вышла на первый план в сфере торговли фарфором. Эта история была тесно связана с историей Голландской Ост-Индской компании . Являясь монополистом в торговле между Европой и Азией раннего Нового времени, Голландская Ост-Индская компания выступает посредником между двумя культурами и импортирует тонны фарфора наряду с другими товарами, такими как специи, шелк и чай. [ 6 ] С тех пор китайская керамика не была исключительной роскошью, появлявшейся только в особняках высшего сословия, а становилась все более распространенной в домашней обстановке относительно скромного хозяйства. [ 7 ]

Хотя импортная китайская керамика приобретает популярность среди богатых купцов, эрудированные ученые и философы не удовлетворяются лишь коммерческой ценностью фарфора. Для них центральным интересом являются страна и цивилизация, создавшая эту увлекательную материальную культуру. Привлекательность Китая глубоко укоренена в давней западной традиции, которая, возможно, началась с известного итальянского исследователя Марко Поло. [ 8 ] Это впечатление о Китае усиливалось появившимися в Европе экзотическими китайскими товарами и предметами роскоши, такими как специи, шелк, чай и фарфор. Интеллектуалы, мотивированные великолепной материальной культурой, непрерывно исследуют китайскую цивилизацию. [ 9 ] Этот позитивный взгляд на китайскую цивилизацию также существовал среди голландских авторов раннего Нового времени. Например, такие ученые, как Виллем тен Рейне , Питер ван Хорн и Йост ван ден Вондел , демонстрируют сильный интерес к китаеведению и активно распространяют свои мысли через свои книги. Кульминацией этой «китайской лихорадки» стал первый голландский перевод Конфуция в 1675 году. [ 10 ] Вкус интеллектуалов может в значительной степени влиять на художников, поскольку они также являются важными покровителями искусства. Хотя способны ли художники понять культурный смысл китайского фарфора, весьма неоднозначно, волна шинуазри может проникнуть в художественную группу. [ 11 ] Китайский фарфор представляет собой не только передовое мастерство и технологии, но и символ цивилизации, расположенной вдали от Европы.

Между тем, относительно открытый арт-рынок и особый статус художников в Голландской Республике дают художникам возможность исследовать свои собственные интересы. Таким образом, художники-натюрморты являются посредниками, которые перехватывают высоко ценимый обществом товар и изображают его в своей живописи. [ 12 ] А в процветающем коммерческом обществе ценность товара определяется его рыночной ценой. В условиях гегемонистской голландской экономики все подчиняется законам бизнеса, включая искусство. [ 13 ] В этом смысле фарфор, продаваемый голландской Ост-Индской компанией, был хорошим выбором для художников для использования в своих натюрмортах, учитывая его социальный и экономический подтекст.

Более того, фарфор в голландских натюрмортах демонстрирует, как материальная культура распространялась и взаимодействовала по всему миру в семнадцатом веке. Этот циркулирующий процесс является также процессом приручения инаковости. Подобно коннотациям, заложенным в Юриана ван Стрика « картине Натюрморт с мавритом и фарфоровыми сосудами» , эти товары и даже люди, изображенные на картине, происходят из совершенно разных континентов или культур. Иностранная материальная культура здесь используется для выражения местной идентичности голландцев. [ 14 ]
Франция
[ редактировать ]-
XIV века Ваза Fonthill , написанная Бартелеми Реми в 1713 году.
-
Натюрморт с дичью и фарфоровой чашкой (фрагмент), Франсуа Депорт, ок. 1700–1710.
-
Жак Линар , Пять чувств и четыре элемента , 1627.
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д От базара до площади: исламская торговля и итальянское искусство, 1300–1600 гг. , Розамонд Э. Мак, стр. 105 и далее.
- ^ Блан де Шин: великий фарфор Дехуа работы Роберта Х. Блюменфилда, стр.180
- ^ Китайский экспортный фарфор в коллекции Центра Ривза в Вашингтоне Томаса В. Литценбурга, Энн Т. Бейли, Центр Ривза, с. 14
- ^ Постоянная экспозиция, Лувр.
- ^ Культуры потребления, глобальные перспективы , Джон Брюэр, Фрэнк Трентманн, с. 104
- ^ Йорг, Фарфор и голландско-китайская торговля, 10.
- ^ Вестстейн, «Культурные размышления о фарфоре в Нидерландах 17-го века», 215.
- ^ Герритсен и Макдауэлл, «Материальная культура и другое: европейские встречи с китайским фарфором, ок. 1650-1800», 92.
- ^ Герритсен и Макдауэлл, «Материальная культура и другое: европейские встречи с китайским фарфором, ок. 1650-1800», 88.
- ^ Вестстейн, «Культурные размышления о фарфоре 17 века», 227.
- ^ Кауфманн «Нидерландская модель? История нидерландского искусства как / и глобальная история искусства», 288.
- ^ Хониг, «Осмысление вещей: по мотивам голландского натюрморта», 168.
- ^ Шама, Смущение богатства: интерпретация голландской культуры Золотого века, 6.
- ^ Вестстейн, «Введение: мировая история искусства и Нидерланды», 18.
Ссылки
[ редактировать ]● Герритсен, Энн и Макдауэлл, Стивен. «Материальная культура и другое: встречи европейцев с китайским фарфором», ок. 1650–1800 гг.», Журнал всемирной истории, Vol. 23, № 1, специальный выпуск: Global China (март 2012 г.): 87–113.
● Хониг, Элизабет Элис. «Осмысление вещей: по мотивам голландского натюрморта», «Антропология и эстетика», № 34 (осень 1998 г.): 166–183.
● Йорг, Кристиан Дж. Фарфор и торговля Голландии с Китаем, Гаага: Мартинус Нийхофф, 1982.
● Кауфманн, Томас ДаКоста. «Нидерландская модель»? История нидерландского искусства как и глобальная история искусства». Nederlands Kunsthistorisch Jaarboek (NKJ) / Ежегодник истории искусства Нидерландов 66 (2016): 272-95.
● Шама, Саймон. Смущение богатства: интерпретация голландской культуры Золотого века. Лондон: Коллинз, 1987.
● Вестстейн, Тейс. «Культурные размышления о фарфоре в Нидерландах 17 века», Китайский и японский фарфор для золотого века Голландии, Амстердам: Рейксмузеум Амстердам, (2014): 213-268.
● Вестстейн, Тийс. «Введение: мировая история искусства и Нидерланды». Ежегодник истории искусства Нидерландов (NKJ) / Ежегодник истории искусства Нидерландов 66 (2016): 6-27.