Jump to content

Мейсенский фарфор

Координаты : 51 ° 09'20 "N 13 ° 27'58" E  /  51,15556 ° N 13,46611 ° E  / 51,15556; 13,46611
Фигуры комедии дель арте , ок. 1740 , 1744, 1735 гг., модель Иоганна Иоахима Кендлера.

Мейсенский фарфор или мейсенский фарфор был первым европейским фарфором с твердой пастой . Первые эксперименты были проведены в 1708 году Эренфридом Вальтером фон Чирнхаусом . После его смерти в октябре того же года Иоганн Фридрих Беттгер продолжил дело фон Чирнхауса и вывел на рынок этот тип фарфора, финансируемый Августом Сильным, королем Польши и курфюрстом Саксонии . Производство фарфора на королевской фабрике в Мейсене , недалеко от Дрездена , началось в 1710 году и привлекло художников и ремесленников к созданию, пожалуй, самого известного производителя фарфора, известного во всем мире. Его фирменный логотип — скрещенные мечи — был введен в 1720 году для защиты продукции; Сообщается, что знак мечей является одним из старейших товарных знаков существующих .

Дрезденский фарфор (или «фарфор») когда-то был обычным термином для этих изделий, пока в 1975 году Oberlandesgericht (Высший государственный суд Мюнхена) не принял решение в пользу Саксонской фарфоровой мануфактуры Дрезден, которой тогда было разрешено использовать название « Дрезденский фарфор» (Dresden Porcelain ). производство прекращено в 2020 году). [1]

Часть чайно-шоколадного сервиза, c. 1725 , подарен Витторио Амадео II, королю Сардинии (1666–1732) Августом Сильным , владельцем мейсенской фабрики.

Мейсен оставался доминирующим европейским фарфоровым заводом и лидером стилистических инноваций, пока его не уступили новые стили, представленные французской Севрской фабрикой в ​​1760-х годах, но он остается ведущей фабрикой и по сей день. Среди разработок, предпринятых Мейсеном, - фарфоровые статуэтки и внедрение европейских декоративных стилей, заменяющих имитацию азиатского декора в его самых ранних изделиях.

С 1991 года мануфактура работает как Staatliche Porzellan-Manufaktur Meissen GmbH . [2] владельцем которого является Свободное государство Саксония . Компания является одним из ведущих мировых производителей фарфора и одним из старейших и наиболее всемирно известных немецких брендов класса люкс. [3]

Замок Альбрехтсбург в Мейсене

Китайский фарфор постепенно развивался на протяжении веков, и к семнадцатому веку как китайский , так и японский экспортный фарфор был импортирован в Европу в больших масштабах Голландской Ост-Индской компанией и ее аналогами в других странах. К тому времени, когда он достиг европейских покупателей, это был очень дорогой продукт, который олицетворял богатство, важность и изысканный вкус в Европе. Европейские попытки производить фарфор, такие как краткий эксперимент по производству фарфора Медичи во Флоренции , потерпели неудачу. [4]

В начале восемнадцатого века Иоганн Фридрих Беттгер притворился, что осуществил мечту алхимиков производить золото из бесполезных материалов. Когда король Польши Август II услышал об этом, он взял его под стражу и попросил добыть золото. В течение многих лет Иоганну Фридриху Беттгеру это не удавалось.

В то же время Эренфрид Вальтер фон Чирнхаус , математик и учёный, экспериментировал с производством стекла, пытаясь также сделать фарфор. Важно отметить, что в состав его ингредиентов входил каолин , жизненно важный ингредиент настоящего фарфора, хотя он не смог его успешно использовать. [5] Чирнхаус руководил Беттгером, и к 1707 году Беттгер неохотно начал помогать в экспериментах Чирнхауса.

Когда Чирнхаус внезапно умер, рецепт, по-видимому, был передан Беттгеру, который через неделю объявил королю, что умеет делать фарфор. Беттгер усовершенствовал формулу, и вместе с некоторыми голландскими коллегами, имеющими опыт обжига и росписи плитки , была подготовлена ​​почва для производства фарфора. В 1709 году король основал Королевскую-Польскую и Курфюрстско-Саксонскую фарфоровую мануфактуру ( Königlich-Polnische und Kurfürstlich-Sächsische Porzellan-Manufaktur ), [6] разместил лабораторию Беттгера в Альбрехтсбург замке в Мейсене , и производство официально началось в 1710 году.

Ранние работы

[ редактировать ]
медаль Беттгера Керамическая 1935 года к 225-летию фабрики в Мейсене; на аверсе изображен изобретатель керамики Иоганн Фридрих Беттгер.

Первым типом посуды, производимой Böttger, был изысканный и чрезвычайно твердый красный керамогранит , известный на английском языке как «посуда Böttger» (по- немецки : Böttgersteinzeug ). Это копия китайской посуды Исина , и поэтому она особенно использовалась для чайников, а теперь и для кофейников. Подобные изделия производили голландцы и братья Элерс в Англии. Версия Беттгера была сложнее любой из этих. [7] и сохранял очень четкую четкость в литых или накладных ( «ветвистых» ) деталях на телах, которые можно было отполировать до блеска перед обжигом. Модели были созданы на основе серебряных форм в стиле барокко и образцов китайской керамики. Существовал также более мягкий керамогранит, который покрывался глазурью и декорировался. [8] Вскоре последовало производство Мейсеном белого фарфора с твердой пастой , который можно было глазуровать и красить, и в 1713 году изделия были выпущены на рынок.

Блюдо с китайской сценой и обрамлением лауб-унд-бандельверка , 1720-е гг.

Экспериментальные изделия Беттгера быстро приобрели качество, но так и не достигли успеха с росписью и обожженным декором. Первыми успешными украшениями были золотые украшения, нанесенные на обожженное тело и тонко выгравированные перед повторным обжигом при более низкой температуре. кружевные рамки снаружи нарисованных сцен, известные по-немецки как Laub- undbandelwerk красного, золотого или пурпурного цвета. Часто использовались [9] Август II поручил первому Иоганну Якобу Ирмингеру проектирование новых судов. В 1720 году Иоганн Грегор Герольд директором стал , а в 1723 году он представил блестящие надглазурные цвета, которые прославили мейсенский фарфор, а все более широкая палитра цветов ознаменовала начало классической фазы мейсенского фарфора. Его эмалевые краски до сих пор являются основой керамических красок. Первоначально живопись в основном имитировала восточные узоры, известные по из Китая и экспортному фарфору Японии , но некоторые европейские пейзажные сцены были нарисованы с самого начала. [10]

Фирменная подглазурная глазурь «Meissen Blue» была предложена Фридрихом Августом Кеттигом. детально детализированные пейзажи и сцены в порту, животные, цветы, галантные придворные сцены и китайская одежда Вскоре на мейсенском фарфоре стали появляться Какиэмон ( , причудливые украшения в китайском стиле. Цветочный декор ваз и чайной посуды из японского экспортного фарфора был объединен с китайским famille verte, чтобы создать стиль, известный как Indianische Blume «Индийские цветы»); У Августа были большие коллекции китайского и японского фарфора. Цветные площадки с декором, нарисованным на панелях белым цветом, появляются в 1730-х годах. [11] Картины Ватто копировались. Изделия также продавались с простой глазурью, обычно белой, для покрытия эмалью в частных мастерских ( Hausmalerei ), многие из которых находились в Аугсбурге и Байройте , и продавались независимо в розницу. [12] Поддержка покровительства Августа привлекла в Мейсен некоторых из лучших художников и моделистов Европы в качестве штатных художников.

До 1725 г.

Известная торговая марка

[ редактировать ]

Блюдо из Августа III сервиза с монограммой AR (Август Рекс). Национальный музей в Варшаве .
Торговые марки Мейсена

Альбрехтсбург использовался для защиты секретов производства белого золота. В качестве дополнительной меры предосторожности очень немногие рабочие знали тайну (скрытые, тайные знания) о том, как делать фарфор, и то, возможно, только часть процесса. Таким образом, в течение нескольких лет Мейсен сохранял монополию на производство твердого фарфора в Европе. Однако к 1717 году в Вене было организовано конкурирующее производство: Самуэль Штельцель, руководитель мастеров и арканист в Мейсене, продал секретный рецепт, в котором использовалось каолин , также известный как фарфоровая глина. К 1760 году в Европе действовало около тридцати производителей фарфора, однако большинство из них производили фритты на основе фарфор с мягкой пастой .

Чтобы идентифицировать оригинальные продукты Мейсена, компания Мейсен разработала маркировку, которая первоначально была нанесена краской, но вскоре была обожжена подглазурным синим цветом. Ранние маркировки, такие как AR (Август Рекс, монограмма короля), KPM ( Königliche Porzellan-Manufaktur ), MPM ( Meissener Porzellan-Manufaktur ) и KPF ( Königliche Porzellan-Fabrik ), в конечном итоге были заменены логотипом скрещенных мечей , основанным на на гербе курфюрста Саксонского как архимаршала Священной Римской империи . Представленный в 1720 году логотип последовательно использовался после 1731 года по официальному указу. Вариации логотипа позволяют приблизительно датировать изделия. Однако в 18 веке этот знак не считался важным, и его обычно рисовали грубо. Только в «период точек», когда джентльмен попросил откорректировать знак, чтобы он выглядел старше, фабрика серьезно взялась за контроль над маркировкой.

Художественное развитие

[ редактировать ]
Чаша со сценой в европейской гавани, ок. 1735 г.
Часть серванта стола , 1727-28 гг.

После Ирмингера следующий главный модельер, Иоганн Якоб Кирхнер, был первым, кто сделал крупномасштабные статуи и фигурки, особенно святых в стиле барокко. Его помощником был Иоганн Иоахим Кендлер ; в 1733 году Кирхнер ушел в отставку, и Кендлер занял пост главного модельера, оставаясь на этом посту до своей смерти в 1775 году и став самым известным из мейсенских моделистов. Под его руководством Мейсен изготовил серию небольших фигурок, в которых воплотилось лучшее из нового материала (см. ниже). [13] Его зверинец из крупных животных, оставленный в белом, является одним из выдающихся достижений европейского фарфорового производства. Результатом его работы стало производство изысканных статуэток в стиле рококо , повлиявших на производство фарфора во всей Европе. Его поддерживали такие помощники, как Иоганн Фридрих Эберляйн и Петер Райнеке.

В 1756 году, во время Семилетней войны , прусские войска оккупировали Мейсен, что дало Фридриху II Прусскому возможность переместить часть ремесленников и основать Королевскую фарфоровую мануфактуру в Берлине ( Königliche Porzellan Manufaktur Berlin ; KPMB). С изменением вкусов неоклассического периода и появлением севрского фарфора в 1760-х годах Мейсену пришлось скорректировать свое производство, и в ходе реорганизации 1763 года художественным руководителем стал К.В.Э. Дитрих из Дрезденской академии, а Мишель-Виктор Асье из Франции стал художественным руководителем. мастер модели. Практика нанесения цифр, соответствующих слепкам, в инвентарных книгах началась в 1763 году.

Период Марколини

[ редактировать ]

Граф Камилло Марколини управлял фабрикой с 1774 по 1813 год, когда после битвы при Лейпциге он последовал за Фридрихом Августом I Саксонским в ссылку и умер в Праге в следующем году. Продукция этого периода была отмечена севрским стилем и переходом в неоклассицизм , например, неглазурованными матовыми бисквитными фарфоровыми изделиями, имевшими эффект белого мрамора. Мейсенские изделия в этот период немного снизились по качеству и значительно по количеству, поскольку и Австрия , и Пруссия запретили импорт, а Великобритания, Франция и Россия установили высокие пошлины на импорт - теперь у всех была своя собственная промышленность, которую нужно было защищать. [14]

Деталь мейсенской фарфоровой урны

В девятнадцатом веке Эрнст Август Лейтериц модернизировал многие фигурки в стиле рококо и переиздал их, создав «Второе рококо», характеризующееся кружевными деталями (сделанными из настоящего кружева, погруженного в шликер и обожженного) и накладными цветами. Одним из художников-цветочников был Георг Фридрих Керстинг . Примерно после 1830 года судьба фабрики возобновилась, хотя и с продукцией, которая меньше соответствовала современному вкусу, чем продукция 18-го века. Фабрика имела большой коммерческий успех благодаря технологии литофана , представленной в 1829 году, которая позволяла создавать картины, поднося их на свет. [15]

При Эрихе Хёзеле, который стал главой модельного отдела в 1903 году, старые стили были возрождены и переосмыслены. Хёзель также реставрировал модели восемнадцатого века. Были созданы некоторые привлекательные работы в стиле модерн , но основой Мейсена по-прежнему оставалось постоянное производство возрожденных моделей восемнадцатого века.

После 1933 года творческая свобода художников была ограничена землей Саксония в соответствии с современным процессом идеологической обработки в Германии. Некоторые художники (например, Эрнст Барлах ), внесшие вклад в прогрессивный мейсенский период в Веймарский период, были запрещены.

После Второй мировой войны и при коммунистическом правлении мануфактуре, которая всегда обслуживала богатых и состоятельных людей, было трудно найти свой путь. Опасность заключалась в том, что Мейсен превратился в фабрику, производящую продукцию только для масс. Лишь в 1969 году, когда директором стал Карл Петерманн, Мейсен вернулся к своим старым традициям и получил возможность более свободного художественного самовыражения.

Кендлер « Кринолиновая группа», ок. 1745 г.

Статуэтки производились под руководством Беттгера, когда ​​небольшая белая фигурка Августа II Сильного была изготовлена . Иоганн Иоахим Кендлер смоделировал многие из самых известных фигур, которые изначально были созданы для украшения столов во время грандиозных обедов, обычно в белом цвете, заменяя сахарные скульптуры . Однако вскоре они стали очень популярны в качестве украшений для гостиных и стоили дешевле, чем целый сервиз, поэтому были доступны более широкому рынку, как с точки зрения географии, так и с точки зрения социального класса. Вскоре Кендлер раскрасил их в яркие цвета, что увеличило их привлекательность.

Человеческие фигуры были в основном придворными, пастухами и пастушками (дрезденская пастушка — пресловутый термин), персонажами комедии дель арте , животными, персонификациями или «аллегорическими фигурами» (такими как времена года, добродетели или континенты ) и фигурами в китайских и турецких костюмах. Помимо пасторальных фантазийных пастушек существовали и более реалистичные фигуры городских рабочих, основанные на печатных сериях уличных криков Парижа, Лондона и других городов. В 1750-х годах была выпущена большая серия горняков. Репертуар Мейсена оказал огромное влияние на другие европейские фарфоровые фабрики, а фарфоровая фигурка является определяющим объектом для рококо . [16]

Кендлер также создал модель Августа III Польского на лошади, которая должна была стать статуей города в натуральную величину. В Берлине есть полностью белая фигура Триумфа Амфитриты , единственная известная фигура, подписанная Кендлером. [17]

Знаменитая большая группа или зверинец фигурок животных была заказана Августом для японского дворца, который он строил в 1720-х годах. Кендлер взял на себя эту серию в 1733 году и смоделировал большую часть фигур. Часто они были во много раз больше большинства фигурок, и их изготовление представляло большие технические проблемы. Тем не менее, когда их рассматривали группой, они представляли собой зрелище, которое удивляло и впечатляло посетителей. [18] Большой популярностью пользовались и небольшие фигурки животных, особенно птиц.

«Обезьяний оркестр» ( нем . Affenkapelle , букв. « оркестр обезьян» ) представляет собой комическую группу фигурок обезьян-музыкантов и более крупного возбужденного дирижера, все в причудливых современных костюмах. Впервые они были смоделированы Кендлером и Райнике в 1753–1754 годах, а позднее — в 1760-х годах. Их копировали фарфоровые компании «Челси» и другие. [19] Такие певцы были популярны в различных СМИ.

Выкройки посуды

[ редактировать ]
Тарелка из Лебединого сервиза
с мейсенским луковым узором Обеденный сервиз

Бёттгер рано предвидел производство посуды , и первые сервизы были изготовлены в 1720-х годах. Первоначальные услуги были простыми, но вскоре Кендлер представил соответствующие украшения. Кендлер также создал узор «Новый вырез» 1745 года, характеризующийся волнистым вырезом по краю, и, как предполагается, разработал широко копируемый узор из ивы с рельефной каймой, имитирующий плетеный плетеный или ивняковый забор.

Первоначально относительно небольшие чайные и кофейные сервизы производились больше всего, но с 1730-х годов большие гербовые фарфоровые обеденные сервизы, сначала для Августа, а затем и для других покупателей в Германии и за рубежом. стали изготавливать [20] Их также стали использовать в качестве дипломатических подарков. Мария Амалия Саксонская , внучка Августа, вышла замуж за короля Трех Сицилий, впоследствии Карла III Испании , и ее приданое, как говорят, включало 17 мейсенских столовых сервизов, что вдохновило пару основать фарфоровую фабрику Каподимонте в Неаполе . [21]

Самый известный из них — Лебединый сервиз ( Schwanenservice ), изготовленный в 1737—1743 годах для директора мануфактуры графа Генриха фон Брюля ; [22] [23] В конечном итоге их насчитывалось более тысячи штук. В конце Второй мировой войны предметы «Лебединого сервиза» разошлись по коллекционерам и музеям. Тем не менее, поскольку формы все еще доступны, выкройки продолжают изготавливать и сегодня. 1760 Обеденный сервиз Мёллендорфа -х годов — еще один огромный сервиз, который сегодня также разделен на множество коллекций. [ нужна ссылка ]

Узор «Синий лук» (фактически копирующий китайский гранат ) производится уже почти три столетия. Он был фактически спроектирован Хёрольдтом в 1739 году и, вероятно, вдохновлен китайской чашей периода Канси . Широко популярный шаблон был широко скопирован более чем шестьюдесятью компаниями; некоторые из этих конкурентов даже использовали слово Мейсен в качестве маркировки. Но этот узор стал настолько популярным и широко распространенным, что Верховный суд Германии в 1926 году постановил, что Мейсен Цвибельмустер находится в общественном достоянии. [ нужна ссылка ]

В сериях образцов посуды «Придворный дракон» и «Красный дракон» изображены китайские драконы, как правило, подглазурного красного цвета с позолоченными деталями, летающими по краю тарелки, и с медальоном в центре каветто . Версия этого образца использовалась в убежище Гитлера в Кельштайнхаусе . [ нужна ссылка ]

Другие популярные узоры, которые все еще находятся в производстве, включают узор «Пурпурная роза» и узор «Виноградный лист» .

Право собственности

[ редактировать ]
Корпус для часов Мейсен, ок. 1765 год: мужчина играет на флейте, поет девушка и лежит второй мужчина.

Вначале мейсенская мануфактура принадлежала королю Саксонии ; к 1830 году он стал принадлежать земле Саксония. После Второй мировой войны большая часть техники была отправлена ​​в Советский Союз в рамках военных репараций . Однако рабочие, использовавшие традиционные методы и печи неразобранные , смогли возобновить производство к 1946 году. Компания стала советским акционерным обществом в Германии. Почти вся продукция была отправлена ​​в Советский Союз, что стало решающим шагом, который сохранил ремесленное сообщество. После образования Германской Демократической Республики в 1950 году компания была передана в собственность Германии и стала Volkseigener Betrieb (VEB), «компанией, принадлежащей людям». VEB Meissen Porzellan оказалась одной из немногих прибыльных компаний в экономически проблемной системе Восточной Германии, зарабатывавшей столь необходимую иностранную валюту. После воссоединения Германии в 1990 году компания была возвращена земле Саксония , которая является единственным владельцем. Хотя продукция Мейсена дорогая, высокое качество и художественная ценность делают мейсенский фарфор желанным для коллекционеров и ценителей.

Как государственная компания .

Мейсенские коллекции

[ редактировать ]

Редкость и дороговизна мейсенского фарфора означала, что первоначально его могли купить только высшие классы; ситуация постепенно изменилась в течение 19 века. Когда в девятнадцатом веке в Соединенных Штатах появился класс богатых, такие семьи, как Вандербильты, начали собирать собственные коллекции. Многие из этих коллекций затем попали в великие музеи мира, в том числе в галерею и сады Диксона , где представлена ​​одна из крупнейших коллекций в Америке. [24]

Коллекция из 117 предметов китайского стиля, в том числе футляр для каминных часов, сделанный для Августа Сильного и датированный 1727 годом и собранный доктором Францем Оппенгеймером и его женой Маргарет, была продана на аукционе Sotheby's в сентябре 2021 года после успешного иска Оппенгеймера о реституции, поданного Голландская комиссия по реституции. [25] [26] [27]

Горшок для шоколада из мейсенского фарфора, крышка и подставка, датированные примерно 1780 годом, были среди свадебных подарков королевы Елизаветы II . [28]

Личности

[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. Высший земельный суд Мюнхена, приговор от 10 июля 1975 г., дело № 6 U 5307/74.
  2. ^ «Фарфоровая мануфактура МЕЙСЕН» .
  3. ^ Флориан Лангеншайдт, Бернд Венор (ред.): Лексикон немецких лидеров мирового рынка. Премьер-класс немецких компаний в словах и картинках . Издания немецких стандартов, Кельн, 2010 г., ISBN   978-3-86936-221-2 .
  4. ^ Бэтти, 86–87.
  5. ^ Бэтти, 88 лет.
  6. ^ «Мейсенский фарфор» . (мертвая ссылка)
  7. ^ Бэтти, 88 лет.
  8. ^ Бэтти, 88 лет.
  9. ^ Бэтти, 89 лет.
  10. ^ Бэтти, 89 лет.
  11. ^ Бэтти, 89 лет.
  12. ^ Бэтти, 93–94.
  13. ^ Гринбергер, Майкл (2019). Ранний мейсенский фарфор: Коллекция Майкла Гринбергера .
  14. ^ Бэтти, 158-159.
  15. ^ Бэтти, 159–160.
  16. ^ Бэтти, 91–92.
  17. ^ Хани, ВБ (1934). Дрезден, Китай: Введение в изучение мейсенского фарфора .
  18. ^ Бэтти, 91 год.
  19. ^ Бэтти, 91–92.
  20. ^ Бэтти, 90 лет.
  21. ^ Ле Корбелье, 20 лет.
  22. ^ Бирмингемский художественный музей (2010). Бирмингемский художественный музей: путеводитель по коллекции . [Бирмингем, Алабама]: Художественный музей Бирмингема. ISBN  978-1-904832-77-5 .
  23. ^ Бэтти, 90 лет.
  24. Энциклопедия Мейсена. Архивировано 21 февраля 2008 г. в Wayback Machine Лоуренса Митчелла. По состоянию на декабрь 2006 г.
  25. ^ «Фарфор, захваченный нацистами, выставлен на аукцион в Нью-Йорке» . Хранитель . 29 августа 2021 г. Проверено 3 сентября 2021 г.
  26. ^ «Sotheby's продаст коллекцию мейсенского фарфора стоимостью 2 миллиона долларов, возвращенную голландским правительством наследникам еврейского промышленника» . Художественная газета . 22 апреля 2021 г. Проверено 3 сентября 2021 г.
  27. ^ «Сохранение провенанса: хрупкое прошлое, мейсенский фарфор семьи Оппенгеймеров, исследовательский семинар Виктории и Альберта по провенансу, Учебный центр, Кромвель-роуд, Лондон SW7 2SL, 17 мая 2023 г., 16:00–17:30» . www.lootedart.com . Проверено 15 февраля 2024 г. Мейсенский фарфор, собранный Маргарет и Францем Оппенгеймерами, составил одну из самых важных коллекций раннего Мейсена в мире. Они собирали коллекцию в своем доме в Тиргартенфиртеле в Берлине в начале 20-го века, но были вынуждены продать свою коллекцию, когда бежали от нацистского режима. Коллекция оказалась в Рейксмузеуме в Амстердаме, где она была выставлена ​​как часть знаменитой коллекции декоративных произведений. Искусство Фрица Мангеймера. В 2021 году коллекция была возвращена наследникам Оппенгеймеров после иска, поданного в Голландскую комиссию по реституции. В результате коллекция была продана на аукционе.
  28. ^ «Королевская коллекция» . Архивировано из оригинала 30 марта 2014 года.
  29. ^ Гринбергер, Майкл (2019). Ранний мейсенский фарфор: Коллекция Майкла Гринбергера .
  • Бэтти, Дэвид , редактор, Краткая энциклопедия фарфора Sotheby's , 1990, Конран Осьминог, ISBN   1850292515
  • Ле Корбелье, Клэр, Итальянский фарфор восемнадцатого века , 1985, Метрополитен-музей (полностью доступен онлайн в формате PDF)
  • Дюкре, Южно- Немецкий фарфор и фаянс. 1962.
  • Гринбергер, Майкл. Ранний мейсенский фарфор: Коллекция Майкла Гринбергера . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк, 2019 год.
  • Рентген, RE: Книга Мейсена. Schiffer Publishing, Атглен, Пенсильвания, США, 2-е издание, 1996 г.
  • Рюкерт, фарфор Р. Мейснера 1710–1820 гг. 1966.
  • Вальча, О. Мейснер Фарфор, 1975 г.
  • Валча, О.; Хельмут Райбиг [редактор], «Мейсенский фарфор». Сыновья ГП Патнэма, Нью-Йорк, 1981 год.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]

51 ° 09'20 "N 13 ° 27'58" E  /  51,15556 ° N 13,46611 ° E  / 51,15556; 13,46611

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: ef617be2896253d0bc3947dafb0e0f8f__1720800000
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ef/8f/ef617be2896253d0bc3947dafb0e0f8f.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Meissen porcelain - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)